Напоминание

"Самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях по хореографии"


Авторы: Матвеева Юлия Викторовна, Андреева Ирина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО "Дом детского творчества "Вдохновение"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях по хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся на занятиях по хореграфии

Матвеева Юлия Викторовна

МОАУ ДО «Дом детского творчества «Вдохновение», г. Киров

педагог дополнительного образования

Андреева Ирина Викторовна

МОАУ ДО «Дом детского творчества «Вдохновение», г. Киров

педагог дополнительного образования

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно –

деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки

становится необходимой частью образовательного процесса.

В жизни танцора самоконтроль – это понимание и осознание того как движется

твоё тело, это полный контроль над работой мышц и суставов , контроль над

эмоциональной сферой. Но чтобы овладеть умением самоконтроля, ребенку необходимо

пройти разные этапы осознания себя и своего тела.

Выделяют следующие этапы формирования самоконтроля:

Первый этап: учащийся учится понимать и принимать контроль педагога

Для этого педагог должен:

- оказать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов:

передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени

усвоения этого материала.

- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

- сообщать учащимся, после какого объема учебного материала необходим контроль и

какова цель его проведения.

Второй этап: учащийся учится наблюдать и анализировать учебную деятельность

своих товарищей ,т.е объективно оценивать работу целой группы обосновывая свою

оценку.

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить

ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки

контроля ученик переносит на свою деятельность .

Третий этап: учащийся учится осуществлять наблюдение за своей учебной

деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его

обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку

его деятельности со стороны педагога.

В результате этой работы у учащихся развивается рефлексивная функция, происходит

осмысление критерия анализа своей деятельности.

В Школе современного танца мы уделяем большое внимание развитию у учащихся

умения взаимоконтроля, который помогает детям сосредоточиться на оценивании работы

другого человека. Ребёнок, зная правила и методику исполнения отдельных танцевальных

движений, сопоставляет свои знания с увиденным. Далее он старается провести анализ:

выделяет как положительные моменты исполнения, что получилось, так и обозначает то,

что не получилось, тем самым помогает учащемуся, который танцевал, определить

движения, которые ему надо отработать при следующих танцевальных повторах. И так

повторяется до полного устранения ошибок.

Проще проводить взаимоконтроль когда один человек танцует, а группа детей

оценивает его действие. Здесь определяются лидеры, которые сразу могут оценить

действие другого танцора, есть дети которые не понимают поставленной задачи, но

слушая, что говорят другие ребята начинают включаться в этот процесс оценивания.

Следующий вариант - это взаимоконтроль в парах, когда ребёнок следит за

движением только одного человека, и по окончании его работы должен сам дать оценку

его деятельности, что не получилось, а что получилось.

Взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке

домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.

Ещё один вариант - когда работает одна подгруппа ребят, а вторая оценивает их

работу. Здесь сложность для детей заключается в том, что надо отслеживать сразу работу

нескольких ребят, и по окончании дать оценку. Это способствует развитию внимания у

учащихся, что подтверждает доказательство выдающегося психолога П.Я.Гальперина о

том, что "всякое внимание есть контроль". А поэтому, чтобы сформировать внимание, мы

должны , наряду с основной деятельностью, дать задание проверить ее, указать для этого

критерий и приемы, общий путь и последовательность".

Роль взаимного контроля и эффективности учебной деятельности школьников

трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и

справедливость, взаимное уважение. Взаимоконтроль помогает осуществить проверку

знаний учащихся. Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность

учащихся, повышает интерес к знаниям. В ходе взаимного контроля раскрываются

индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения. Взаимоконтроль предлагает

внимательное отношение друг к другу, необходимость прислушиваться к мнению

товарища, работать спокойно, не мешая другим, проявлять доброжелательность и

готовность в оказании помощи тому, кто в этом нуждается.

Взаимоконтроль подводит ребёнка к самоконтролю, когда, выполняя танцевальную

комбинацию или отрабатывая какой – либо элемент самостоятельно может дать оценку

своему исполнению. Обозначить, что не получилось, или вызвало затруднение в

исполнении. Как во взаимоконтроле, так и в самоконтроле дети после выявления

сложностей могут определить причины затруднений при исполнении и способы их

устранения.

Использование разнообразных приемов работы с учетом уровня подготовленности

и индивидуальных особенностей учащихся, у детей повышается интерес к занятиям и

уверенность в своих силах и возможностях. В результате такого построения занятий,

учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно.

Формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете – сформированию

привычки самоконтроля способствует развитие следующих умений у учащихся:

- умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном.

- умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного

действия.

- умение анализировать средства достижения цели.

-умение находить ошибки в чужой и своей работе.

-умение анализировать их причины и определять пути исправления.

В итоге хотелось бы отметить, что человек умеющий видеть ошибки или красоту в

исполнении другого танцора и применяющий этот анализ на себе, так называемый «умный

танцор» сможет добиться высоких результатов исполнительского мастерства гораздо

быстрее, чем ребёнок от которого педагог пытается добиться результата через

многократное неосознанное исполнение - «дрессировку». А в современном мире ценится

тот специалист, который не затрачивая много времени может выдать качественный

продукт своей деятельности.



В раздел образования