Напоминание

"Художественное творчество в жизни ребенка"


Автор: Прищепа Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ № 20
Населённый пункт: город Оребург
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное творчество в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Художественное творчество в жизни

ребенка»

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности

индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную

личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами

жизни человека.

Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными,

сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных

формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей

древности.

Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы,

благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в

общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в

определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции.

Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда.

Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3

лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят

стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного

возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической,

внесоциональной природе детского рисования.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения

и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих

систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к

усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность

первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных

образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную

координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям,

необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к

постепенному осмыслению окружающего.

Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат

для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых

удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно

указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы,

случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных

неправильностей в рисунках Рисунки эта строго отражают этапы развития

зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он

опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают

пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и

совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в

том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему

творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной

деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем

образец, с которого они рисовали.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение

одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению

многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных

взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-

образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга.

Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое

полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью.

Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и

ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в

образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов - и психологов, и педагогов - сходятся во мнении:

детское рисование - один из видов аналитико-синтетического мышления:

рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при

помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов

и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило,

рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая

индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода),

отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот

почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и

разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование

«графической речью».

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями -

зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не

просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает

их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые

знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося

представления о мире. Наконец, рисование - это важный

информационный и коммуникативный канал.

Первый этап - этап каракуль, или кинестетический рисунок, когда ребенок

запечатлевает собственное движение на бумаге.

Следующая ступень в освоении пространства листа - ощущение края. Оно

возникает на рубеже первого и второго годов жизни.

С 2 лет ребенок все чаще и точнее изображает окружности. Сначала они

похожи на непрерывный клубок, затем превращаются в отдельные кружки,

которые он связывает с конкретными предметами. Считается, что появление

окружностей говорит о созревании нервной системы, ответственной за

координацию.

Трехлетнии ребенок, уже привыкши к карандашу и бумаге, сначала рисует

фигуру, а затем ее интерпретирует, хотя чуть позднее он может вновь

изменить воображение в зависимости от направления игры или сказки.

Например, нарисовав случайный неровный овал, он говорит: «О, киска

получилась». Затем работает с этим образом, добавляя некоторое время к

нему необходимые элементы. Однако в любой момент в зависимости от

настроения или внешней ситуации он может сказать, что «она не получилась».

После этого он начинает новый рисунок либо с радостью обнаруживает, что

киска превратилась в другой персонаж, причем это может быть и человек, и

животное, и неживой объект. Для ребенка, чтобы приписать новую

принадлежность его рисунку, будет важно не содержание этого объекта, а его

форма.

В 4 года ребенок начинает изображать не просто отдельные объекты, но

объекты во взаимодействии с миром. Под ногами должна быть земля, а над

головой - небо, поскольку именно так устроен мир в голове маленького

творца. И тут ребенок, который уже собирает реальные формы из кубиков,

создает сложнейшие картины в мозаике, сталкивается с чем - то, что еще не

осознал его мозг. На плоском листе нужно воссоздать трехмерный объём. Эта

сложнейшая и для взрослого задача для маленького художника долго остается

нерешенной. Чтобы ее решить, нужно сначала поставить вопрос. Но в данном

случае вопрос ребенка поставить не может, т.к. не знает слова

«пространство». Он только знает, что его рука, и о нем не догадывается его

сознание, оперирующее словами.

В 5 лет к ребенку приходит осознание сложных пространственных отношений

в мире вещей. Сообразуясь со своей логикой мышления, знаниями и

представлениями о реальном мире, он решает эти проблемы в

изобразительной деятельности специфическими способами.

В 6 лет рисунок ребенка может определить особенности познавательной

сферы, рисунок можно рассматривать как показатель интеллектуального

развития.

Нетрадиционные способы рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ее по бумаге, держа вертикально.

При работе кисть в воду не опускать. Таким образом, заполняется весь лист,

контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или

колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На

каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики

вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисует и

правой

и

левой

руками,

окрашенными

разными

цветами.

После

работы

пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля.

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносится

оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и печатка.

Скатывание бумаги.

Ребенок мнет в руке бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из

нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до

большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек

опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумаги.

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и

наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и

бумага.

Кляксография трубочкой.

Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист,

делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее

конец не касался, ни пятна не бумаги. При необходимости процедура

повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев.

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем

прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.

Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать

кистью.



В раздел образования