Автор: Антонова Любовь Евстафьевна
Должность: воспитатель, учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Звениговская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: Город Звенигово
Наименование материала: статья
Тема: Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть.
Раздел: среднее образование
Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития
человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 11 до 18 лет), он
практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. Именно
в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование
характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от
опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного
школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также
бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно
уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом
необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться
из-под опёки и контроля родных, учителей и воспитателей. Нередко это
стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов
жизни вообще старшего поколения. Это проявляется в повышенной
возбудимости и агрессивности подростков.
Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение
физического или психического вреда другим людям. Агрессия - акт
нападения. Агрессивность - приобретенное личное качество, готовность к
агрессии.
Формы проявления агрессии:
Физическая агрессия—склонность к самому примитивному виду агрессии.
Людям свойственно решать вопросы с позиции силы.
Риск нарваться на
ответную агрессию.
Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове
партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь
это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу
приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать
изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется —
см. физическая и косвенная агрессия.
Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего
бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства
протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять
кривой».
Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей
насмешку, пренебрежение, желание унизить. Очень сильно отравляет жизнь.
1
Подозрительность —готовность видеть в словах и поступках других скрытый
умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может
быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия — унижение партнера словами: сквернословие,
сплетни, клички, искажение фактов и т. д.
Чувство вины — Вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не
накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то
виноваты?
Сегодня
я
предлагаю
на
МО
поговорить
о
причинах
подростковой
агрессивности, каким образом помочь ребенку позитивно смотреть на мир,
успешно разрешать возникающие проблемы.
Причины агрессивного поведения людей:
Младенческий и ранний возраст
Подростковый возраст (высокая эмоциональность, возбудимость)
Возрастные кризисы ( 0т 0 до1года,3,7,13-14,17-18, 45, 55 лет)
Жизненные кризисы
Комплекс неполноценности
Агрессивное поведение между членами семьи
Образцы социально отрицательного поведения сверстников
Адаптация к социальным условиям
Поощрение агрессивного поведения
Наследственность
Жестокое воспитание
Причины подростковой агресcивности:
У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 1 2 лет и 14-15 лет. У
девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления
агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
2
1.Одна
из
основных
причин
подростковой
агрессивности
-
повышенное
внимание
к
себе. Некоторые
подростки
не
проявляют
интереса
к
окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё
мнение
и
желания,
которые
могут
отличаться
от
их
собственных.
Тогда
окружающий мир становится враждебным и непонятным.
2.Окружающие интересуют подростка, только если он может получить от них
какую-то выгоду. Они не умеют сопереживать или сочувствовать. В итоге их
поведение
бывает
очень
агрессивным,
и
в
ответ
они
также
становятся
объектом агрессии.
3.Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например,
развод родителей или рождение младшего брата или. Ещё хуже, если один из
членов семьи постоянно становится объектом агрессии. Так бывает в семьях,
где
отец
пьёт
и
издевается
над
близких.
Как
правило,
сын
копирует
отношение отца к домашним и переносит его на сверстников.
4.
В
семьях,
где
предпочитают авторитарный
стиль
воспитания,
где
подростку отдают приказания и требуют безоговорочного их исполнения,
подростки также проявляют повышенную агрессию во взаимоотношениях со
сверстниками.
5. На сознание подростка в большой степени и пагубно влияет информация,
которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по
радио.
6. Агрессия родителей
7.Агрессия
у
ребенка
может
быть
обусловлена
питанием.
Доказана
взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности
и употреблением некоторых продуктов.
8.Не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров.
9.Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.
10.Усталость.
11. Жара - стресс для нашего организма.
12. Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. Кому не
случалось "вписаться" в неприятную склоку в переполненном автобусе или
метро? На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых.
13. Связь уровня шума в доме с агрессивностью очевидна.
Способы
профилактики
и
коррекции
агрессивного
поведения
подростка.
(педагог-психолог)
Существуют четыре основных способа выражения гнева:
3
1.Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным
эмоциям.
2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете,
который представляется разгневанному неопасным. (Подушка, боксерская
груша, портрет обидчика)
3. Сдерживать свой гнев, "загоняя" его внутрь. В этом случае постепенно
накапливающиеся
отрицательные
чувства
будут
спо собствовать
возникновению стресса.
4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей
возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева
и устранить ее в кратчайший срок.
Профилактика и коррекция агрессивного поведения
1.Занятия спортом.
2.Медленный счет до десяти.
3.Коллекционировать приличные анекдоты.
4.Смотреть юмористические фильмы и телепередачи.
5.Подурачиться у зеркала.
6.Овладеть методами саморегуляции.
7.Научиться позитивно воспринимать мир. (во всех происходящих событиях
искать положительное, в любом человеке уметь видеть хорошее)
8.Переключение
внимания
на
нейтральные
темы
-
умение
представить
ситуацию покоя, например
лес, пляж, или другие условия, когда чувство
душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать
стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д
9.
Самоубеждение-
умение
проанализировать
сложившуюся
ситуацию,
поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных
переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я
все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им
перейти предел управляемости.
10.Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица
(1- надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые
губы; 2- поочередно надувать то одну, то другую, то обе вместе).
11.Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы
последовательно
направлять
свое
внимание
на
отдельные
части
своего
4
тела(
руки,
ноги,
шею,
лицо,
туловище)
и
внушать
себе,
что
они
расслабляются, согреваются и обездвиживаются.
12.Дыхательные
упражнения
-
упорядоченные
физические
дыхания,
при
выполнении
которых
выдох
следует
делать
примерно
вдвое
длиннее
вдоха(если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий
вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд).
13.Физические упражнении я- движения, осуществляемые для расслабления.
Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа
потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой
дыхания
Основные правила выстраивания
гармоничных взаимоотношений с подростком
«Мой ребенок меня не слышит»
Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше
Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо – как бы вы хотели, чтобы
говорили с вами, – и… тихо.
Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посто-
ронние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает.
Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит.
Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он
вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических
особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в
большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими
в организме ребенка.
Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с
ребенком.
Правило 6. Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое
внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень
нравится.
«Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время РАЗДРАЖЕН»
Правило 1. Если ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он
всегда знал, что перешагнул черту. Направляйте свои замечания на
поведение, а не на саму личность ребенка.
Правило 2. Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не
подавляйте – дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал
другие способы для получения этого ощущения.
Правило 3. Разъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что
нельзя. Не думайте, что ребенок сам знает, как надо правильно себя вести.
Ваш авторитет ему еще очень нужен. Только постарайтесь сделать это не в
5
виде нравоучения, а во время дружеской беседы, еще лучше – на примере
собственного опыта.
Правило 4. Старайтесь не вступать в пререкания. Не надо демонстративно
вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, уговаривать,
ругаться – такая тактика только усугубляет подобное поведение. Практика
показывает, что дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что
это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Так что держитесь
нейтрально, не отвечайте. Например, смотрите отстраненно на что-нибудь, а
если не помогает, закройтесь в другой комнате. Просто откажитесь
продолжать разговор, пока ребенок грубит, и делайте так всегда.
Правило 5. Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему
замечание только с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или
подростков. Подростки очень болезненно воспринимает любу критику в свой
адрес, а это может привести к ярко выраженному оппозиционному
поведению и лишь усилит грубость.
«Мой ребенок все время врет»
Правило 1. Предполагайте честность и требуйте правдивости.
Правило 2. Попробуйте выявить возможные причины обмана. Как правило,
подросток начинает врать в первую очередь для того, чтобы привлечь к себе
внимание родителей, взрослых, друзей. На втором месте зависть, отчаяние,
обида или злость. А на третьем – страх перед наказанием или боязнь
подвести родителей.
Правило 3. Несмотря на то, что ваш ребенок уже не малыш, продолжайте
объяснять ему, почему обманывать плохо.
Правило 4. Помните, что подростки чаще всего обманывают, чтобы привлечь
внимание. Исходя из этого, старайтесь реагировать на преувеличение или
искажение правды не слишком остро.
Правило 5. Введите «штраф» за ложь.
6