Напоминание

Индивидуальные особенности усвоения графических навыков детьми с ограниченными возможностями здоровья. (из опыта работы)


Автор: Соловей Людмила Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОГКУ "Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: город Магадан, Магаданская облась
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальные особенности усвоения графических навыков детьми с ограниченными возможностями здоровья. (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальные особенности усвоения графических навыков

детьми с ограниченными возможностями здоровья.

(из опыта работы)

Соловей Л.И.

1

1

Соловей Людмила Ильинична / Solovej Ludmila – воспитатель,

МОГКУ «Детский дом «Надежда», г. Магадан

Мидько М. В.

1

Аннотация: в статье анализируются возможности последовательной,

регулярной индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с учётом

зон

ближайшего

развития

детей

над

техникой

рисования,

показывает

стойкую положительную динамику в овладении графическими навыками и

умениями; возможность сформировать способы проведения разнообразных

линий карандашом и кистью, овладение этим умением позволяет детям

свободно передавать форму и пропорции разных предметов, и простых и

более сложных.

Все коррекционные занятия были направлены не только на развитие руки

ребёнка,

но

и

на

формирование

внимательности,

наблюдательности,

уточнение знаний об окружающем.

Данный материал может быть использован учителями-дефектологами,

логопедами, воспитателями в группах детей дошкольного возраста как с

ограниченными возможностями здоровья, так и с нормой развития.

Ключевые

слова: графические

навыки,

разнообразные

линии,

коррекционная работа, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный подход в обучении технике рисования уже на первых

этапах овладения детьми деятельностью способствует успешному

формированию её у всех детей группы: все дети получают равные

возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом

овладение одними и теми же техническими приёмами не ведёт к

однообразию рисунков. И дальше развитие техники изображения идёт с

индивидуальными различиями.

Я убедилась в этом, наблюдая процесс рисования и анализируя рисунки

многих детей.

Остановимся на анализе характера изображения в связи с использованием

детьми тех или иных графических навыков и умений и на различии манеры

исполнения.

Дети рисуют разные предметы. Контур одних состоит из прямых и

строгих линий, например здания, других – из плавных линий (животные,

люди и т. д.) Форма может быть массивной и вместе с тем стройной,

величественной: Спасская башня Кремля, высотные дома.

Общий характер башни, высотных зданий, их пропорции удачнее

передают те дети, у которых сложился более отчётливый и впечатляющий

образ и которые в большей степени владеют техникой рисования. Движения

их смелы, быстры, решительны.

Изображая вазы с ветками вечнозелёного растения требует слитных,

плавных и широких, свободных движений. Эти движения дети делают

руками в воздухе при восприятии вазы с ветками. Рисуя, они воспроизводят

те движения, характер которых сохранился в их ощущениях. И в этом случае

наблюдается смелость, плавность, уверенность движений, быстрый темп

работы. Вместе с тем, как и при рисовании башни, дети следят за передачей

отношения частей предмета по величине, форме, пропорциям. В случае

необходимости дети прибегают к исправлению величины и формы, стараясь

передать характер вазы и гибких длинных ветвей.

Так, благодаря чему создаётся впечатление кружев. Она же, рисуя сангиной

и угольным карандашом, несмотря на различный характер изображаемого,

владея разнообразной техникой рисования, дети могут разрешить

поставленные перед ними задачи.

У некоторых детей качество рисунка снижается из-за неумения активно

участвовать в обследовании предмета, в результате чего отсутствует

достаточно ясное представление о предмете, совокупности его

пространственных свойств. Можно наблюдать иногда затруднения, которые

испытывают дети и в силу того, что рука их «не слушается». Ребёнок видит

несоответствие рисунка представлению предмета и не может добиться

большей точности в передаче величины, формы, пропорций, прямизны и

плавного закругления линий. В этом случае необходима индивидуальная

работа с ребёнком, которая приносит ощутимые результаты.

Особенно ярко проявляются различия в манере исполнения при рисовании

с натуры. Дети все по – разному передают один и тот же предмет. И хорошо

видны индивидуальные особенности интерпретации натуры. Одни рисуют

более обобщённо, не останавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие

стараются передать мельчайшие детали; часть рисуют крупно, другие

несколько уменьшают изображение по сравнению с натурой и т. д.

Форма круглой вазы с цилиндрическим горлышком передана детьми по –

разному. У Насти Ю. ( ЗПР сложного генеза) форма её близка к шару, у Саши

Ю. (ЗПР сложного генеза) – удлинена по вертикали и сужена в боках, у Димы

Б. (ЗПР сложного генеза) наоборот, растянута в ширину. По – разному

переданы полосы : у Насти С.(Умеренная УО вследствие раннего

органического поражения ЦНС) светлые, мелкие, частые; у Игоря С. (ЗПР

церебрально – органического генеза) светлые, широкие. Во всех случаях надо

отметить свободу и уверенность движений при проведении горизонтальных

полос, прямизну их у большинства детей.

Различна и манера изображения гибких длинных ветвей с ягодами.

Рисунок

Игоря С. (ЗПР церебрально – органического генеза) отличается энергичным

нажимом на кисть при проведении линий и нанесении листьев крупными

мазками. Рядом с ним рисунок Марианны Г. (ЗПР церебрально –

органического генеза) кажется лёгким и изящным.

По – разному нарисованы группы ягод: они то чаще располагаются на

ветвях, то реже, то крупными и густыми группами, как у Игоря С. ( ЗПР

церебрально – органического генеза), то мелкими, как у Данила К. (ЗПР

сложного генеза) Процесс выполнения этих рисунков носил творческий

характер.

Манера, в которой выполнял рисунок тот или иной ребёнок, говорят как о

степени усвоения им техники, так и об индивидуальных различиях её

использования.

Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не

навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к

однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными

материалами, дети используют их по – своему, выразительно раскрывая

образы предметов в рисунке.

Сравнивая изображения дерева, выполненные одним и тем же ребёнком

красками, угольным карандашом и сангиной, мы замечаем различие,

определяемое разными возможностями материала и вместе с тем

индивидуальными особенностями трактовки образа при использовании того

или иного материала. Марьяна Г., рисуя гуашью, передаёт мелкое

разветвление короткими линиями, сохраняет характер линий ( они также

коротки и соединены под большим углом), однако мелких веточек

значительно меньше ( их нанесение сангиной и угольным карандашом

затруднено), стволы прорисованы энергичнее, к основанию ствол сильно

расширяется. У Полины Ш. в рисунке гуашью ветки собраны густой

метёлкой и устремлены вверх по вертикали, создавая крону с небольшими

просветами. В рисунке сангиной и карандашом сохранён тот же характер

строения дерева и ветвей, но мелкие веточки видны отчётливее, и каждое из

трёх изображений, выполненных на одном листе разными материалами,

имеет свои отличительные особенности.

Индивидуальный характер исполнения виден и в других рисунках.

Детям было дано довольно трудное задание – изображение предметов

сложного контура, требующее энергичной, свободной линии, владея

разнообразными поворотами руки. Предлагалось нарисовать лошадку ( по

керамической игрушке) и, чтобы она была не статичной, включить её в сюжет

«Лошадки пасутся на лугу». Предлагалось нарисовать не только несколько

лошадок, но и по – разному расположить их на большом листе бумаги.

Рисунки получились очень интересными по композиции и манере

исполнения. Одни рисовали крупно, размашисто, уверенно. Чтобы заполнить

лист, им потребовалось 2-3 фигурки. Таковы рисунки Васи, Никиты. Другие

рисовали мельче, сдержаннее; для заполнения пространства листа Диме Б.,

Андрею Ч. Пришлось нарисовать больше лошадок.

И те и другие дети овладели умением производить разнообразные повороты

рисующей руки, подчиняя её движение сложившемуся представлению о

предмете.

Повторяя изображение предмета на листе бумаги, дети каждую новую

фигурку рисуют отличной от ранее изображённых, меняют положение в

пространстве, величину, но форма и пропорции при этом не искажаются.

Движения детей смелы, энергичны, они легко заполняют большой лист

бумаги.

При выполнении задания обнаружились и трудности, которые встречались

детям. Так, Игорь С. Не умел рисовать плавные линии, поэтому контуры его

рисунка выглядят неровными, дрожащими. И хотя ребёнок владеет

разнообразными поворотами руки, что позволяет изображать предметы

сложного контура, хорошо справляется с заполнением пространства,

отсутствие плавного движения руки снижает качество рисунка.

Есть рисунки, обнаруживающие движение руки для решения задачи:

ребёнок повторяет изображение ещё и ещё раз, но нужное движение не

получается, поэтому передать сложную фигурку не удаётся. Недостаточное

овладение техникой рисунка приводит к неудаче.

Выполнение некоторых тем требует от детей большой свободы и

динамичности линий. Рисунки, лишённые этого качества, оказываются

маловыразительными. Одной из таких тем, требующих передачи движения,

является изображение праздничного салюта. Детей поражает взлёт цветных

огней и медленное падение их, как бы повисание на белах дугообразно

изогнутых нитях. Взор улавливает то один, то другой, то третий момент

полёта, каждый из которых детям хочется запечатлеть на рисунке. Вот

рисунок Лиды К. Пышные букеты разноцветных огней взлетели над

Кремлём. Этот же момент передал Игорь С., но композиция рисунка у него

иная. Огни заполнили всё небо, рассеялись, их соединяют энергичные,

быстро нанесённые штрихи. Передано общее движение огней в небе.

У Марианны Г. (ЗПР церебрально – органического генеза) Кремль дан

общим силуэтом, совсем без деталей. Салют выражен в виде нескольких

сильных и упругих дуг, упирающихся в верхнюю часть рисунка.

Разлетающихся огней уже нет. Таким образом, выполняя рисунок на одну

тему, дети по – разному использовали навык плавного, слитного движения по

дуге, придав этим линиям различный характер.

Рисуя комнатное растение, свисающее из настенной вазы, Матвей Т.

энергично передаёт изогнутость стеблей, значительно утолщая их. Ваза дана

слитно, массивно, без деталей. В той же манере рисует он вазу с ветками.

Очень характерна для Матвея трактовка фигур бегущих коней. Им хорошо

прочувствована упругая сила изогнутых линий торса, ног, головы. Он даёт

крупные изображения, динамично заполняя лист.

Настя С. (Умеренная УО вследствие раннего органического поражения

ЦНС) изображает те же предметы иначе. Настенная вазочка легче по форме,

свисающие вниз ветви растения тоньше, расположение их симметрично.

Также изобразила она и вазу с ветками: линии веток гибки и тонки, листья и

ягоды относительно невелики. Весь лист заполнен, композиция

уравновешенная.

Итак, мы видим, что несмотря на различие изобразительных задач,

решаемых детьми, выделяются особенности манеры исполнения у разных

детей. Индивидуальные различия сказываются в изображении отдельных

предметов, использовании цвета, расположении изображений на листе

бумаги и т. д. С целью выявления индивидуальной графической манеры

проанализировано более 100 разных рисунков детей.

Составляя характеристики индивидуальной манеры изображения, я

исходила из рассмотренной выше группировки навыков и умений. Сюда

входят: величина изображения (тенденции к увеличению или уменьшению

изображения), передача характерной формы и пропорций, характер линий

конструктивного назначения, характер линий контура, манера накладывания

краски, закрашивания рисунка карандашом, темп рисования. При анализе

рассматривались и другие стороны рисунка: цвет, стремление к высветлению

или затемнению, композиция рисунка, заполнение пространства листа

(широкое, полное или неполное, суженное), но основными были те

показатели, которые характеризовали технику рисования.

Приведу характеристику манеры изображения некоторых детей. Эти дети

хорошо овладели технической и другими сторонами рисования. Вместе с тем

в их рисунках отчётливо выделяется индивидуальная манера.

Матвей Т. (ЗПР церебрально – органического генеза).

Для него характерны некрупная, средняя величина изображений, хорошая

передача формы и её контура; линии контура слитны, главные линии иногда

при повторении усилены и уточнены. Конструктивные линии Матвей

улавливает хуже, робко передаёт их направление, теряет его, и вместе с тем

плавность, смелость движения. Закрашивание карандашом хорошее:

отработаны все входящие в это умение навыки. Краской, пятном владеет

хуже, иногда теряет форму; отсутствует необходимая смелость движений.

Заполняет лист не всегда удачно, теряет охват целого или идёт по линии

симметрии – по углам, по сторонам.

Цвет в рисунках некрасивый. Темп работы, как правило, замедленный: во

время рисования часто отвлекается, поворачивается, рассматривает работу

товарища, свою, наконец, снова приступает к продолжению начатого.

Марианна Г. (ЗПР церебрально – органического генеза).

В большинстве случаев величина изображений соответствует величине листа,

однако иногда у Марианны отмечается склонность к уменьшению

изображения. Форму предметов и пропорций, как правило, передаёт верно,

но может исказить. Конструктивные линии плавны, изогнуты. Линии контура

слитны, уверенны, в карандаше легки, в краске тонки. Характер ветвей

передаётся верно. Закрашивание карандашом и краской соответствует всем

требованиям. Иногда закрашивает не всё пространство, а покрывает его

отдельными мазками ( трава, земля, небо)

Композиция рисунка не всегда удачная: как правило, лист заполняется

изображениями хорошо, но иногда из-за уменьшения изображения остаётся

много пустого пространства. Не всегда удаются декоративные композиции.

Темп выполнения работы довольно быстрый, работает не отвлекаясь.

Дима Б. (ЗПР церебрально – органического генеза)

В целом он тяготеет к крупному изображению. Общую форму и

конструкцию предметов схватывает и передаёт верно. Линии контура

быстры, слитны, как правило, уверенны, но не всегда точны. Детали формы

часто упускает или передаёт небрежно. Закрашивает рисунки то ровно,

правильно, что свидетельствует об отработанности всех входящих в умение

навыков, то небрежно, торопливо. Располагает изображения в соответствии с

сюжетом, но в композиции отсутствуют декоративные моменты ( симметрия).

Нет вкуса к цвету: цветовые отношения строит на тёмном и светлом.

Работает в основном быстро, но часто отвлекается и иногда, отвлекаясь,

теряет нить изображения.

Полина Ш. (ЗПР сложного генеза).

Характерно в основном соответствие величины изображения размеру

листа. Форму предметов передаёт, как правило, верно, но форма предметов,

отличающихся сложной линией контура (керамические фигурки животных),

удаётся не сразу. Карандашные линии контура легки, в основном уверенны,

свободны, в краске слитны, тонки. Конструктивные линии также удаются

неплохо, свободны. Закраска ровная, цвет то ярок, интенсивен, то мягок – в

соответствии с задачей, но не всегда красиво сочетание цветов. Композиция

не всегда удачна, иногда она случайна, лист оказывается незаполненным,

остаются неоправданно пустые места. Работает Полина в основном быстро,

уверенно, сосредоточенно, не отвлекаясь.

Всё это свидетельствует о том, что все дети свободно владеют способом

проведения разнообразных линий карандашом и кистью. Сформированы все

графические навыки и умения. Овладение этим умением позволяет детям

свободно передавать форму и пропорции разных предметов, и простых и

более сложных.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются

отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной

регуляции движений, недостаточная чёткость и скоординированность

непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации.

Наиболее страдает у наших детей моторика кистей и пальцев рук.

Отклонения в развитии моторной сферы создают определённые трудности,

особенно неблагоприятно влияют на овладение графическими навыками

рисования, письма.

Работая над данной темой я пришла к выводу, что последовательная,

регулярная индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа с учётом

зон ближайшего развития детей над техникой рисования показывает стойкую

положительную динамику в овладении графическими навыками и умениями.

У всех детей сформированы способы проведения разнообразных линий

карандашом и кистью. Овладение этим умением позволяет детям свободно

передавать форму и пропорции разных предметов, и простых и более

сложных.

Анализ рисунков показывает также, что все дети владеют умением

закрашивать, следовательно у них сформированы входящие в это умение

навыки.

Однако, обучение всей группы детей основным графическим навыкам

рисования, одинаковому способу держать карандаш, кисть и пользоваться

ими, одним способом ведения линий, способам закрашивания рисунка и пр.

не приводит к однообразию рисунков.

Индивидуальная манера изображения начинает проявляться особенно

ярко тогда, когда дети овладевают графическими навыками и умениями

рисования. Эти задачи решались через систему специальных занятий и

упражнений, проводимых как с целой группой, так и индивидуально; через

проведение физкультминуток перед занятием на развитие быстроты действия

руки отдельных пальцев по словесному сигналу педагога; через упражнения

на развитие точности движений; серия упражнений на формирование у детей

навыков рисования предметов в динамике.

Я хочу, чтобы большинство детей могли решать изобразительные задачи,

проявляя индивидуальную манеру. Следовательно, необходимо заботиться об

овладении всеми детьми техникой рисования, что благоприятно отразиться на

дальнейшем развитии детей. Позволит им успешно овладеть письменной

речью.

Все коррекционные занятия были направлены не только на развитие руки

ребёнка, но и на формирование внимательности, наблюдательности,

уточнение знаний об окружающем.

Библиография:

1. Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева

«Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». Методическое пособие для

педагогов, психологов и родителей. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Санкт –

Петербург, «ДЕТСТВО – ПРЕСС» ,2002.

2. Елена Хилтунен

«Помоги мне стать самостоятельным». Практическая Монтессори – педагогика. Москва,

ЮНИОН – паблик, АЛЬТА –ПРИНТ, 2005.

3. Елена Хилтунен

«Воспитание чувств». Практическая Монтессори – педагогика

Москва, ЮНИОН –паблик, АЛЬТА –ПРИНТ, 2005.

4. М. Ю. Картушина

«Сценарии оздоровительных досугов для детей» Москва, 2004.

5. М. А. Касицина

«Рисующий гномик». Методика и планирование работы по формированию графических

навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. Москва, 2007г.

6. Е. А. Стребелева

«Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Москва,

ВЛАДОС, 2008.

7. Т. Н. Щербакова

«Кулачки — ладошки» Издательский дом «Карапуз», 2011.

8. Т. Н. Щербакова

«Мой мизинчик, где ты был?» Издательский дом «Карапуз», 2011.

9. Е. Железнова

«Развивалочки» С/д Пальчиковые песенки — игры для сенсорно — моторного развития

Москва, 2008.

10. Екатерина и Сергей Железновы

«Развивалочки» С/д Пальчиковые песенки — игры Москва, 2008.

11. С. Е. Большакова

«Формирование мелкой моторики рук» (игры и упражнения)

Москва «Сфера», 2008

Воспитатель МОГКУ «Детский дом «Надежда»

Соловей Людмила Ильинична,

г. Магадан, Магаданская область.



В раздел образования