Автор: Борецкая Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Крымская школа"
Населённый пункт: с.Крымка Джанкойского района Республики крым
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Луг - природное сообщество"
Раздел: начальное образование
Окружающий мир, 4 класс.
Тема. Луг – природное сообщество.
Цель:
формировать
представление
учащихся
о
луге
как
природном
сообществе,
ознакомить
с
разнообразием
живых
организмов
луга,
дать
сведения
о
значении
луга
для
человека,
животных,
выяснить
без
каких
факторов невозможна жизнь луга, учить устанавливать взаимосвязь между
участниками
природного
сообщества,
способствовать
развитию
познавательной активности, развивать мышление, наблюдательность, речь,
воспитывать любовь к природе, желание охранять природу, коммуникативные
навыки.
УУД:
познавательные
-
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных и несущественных признаков, строить сообщение в устной
форме;
регулятивные - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя,
товарищей, формулировать и удерживать учебную задачу, определять план
решения учебной задачи, совместной деятельности
коммуникативные - формулировать свои затруднения, задавать вопросы,
оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Оборудование:
иллюстративный
материал
«Луг»,
презентация
«Луг
–
природное сообщество», карточки для работы в группах, парах, гербарий,
вырезанные цветы для подведения итога, рефлексии.
Тип: комбинированный.
Методы:
проблемные,
интерактивные,
иллюстративно-репродуктивные,
поисковые.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы, цели урока.
-Сегодня на уроке мы ознакомимся с жизнью еще одного природного
сообщества.
С
каким
именно,
вы
ответите
сами,
только
немного
позже.
Выясним, насколько важно это сообщество для человека.
А сейчас проверим домашнее задание.
3.Проверка домашнего задания.
Графический диктант.
1)
Лес
–
это:
а)
единство
живой
и
неживой
природы,
природное
сообщество;
б)деревья и кусты;
2)Жизнь лесного сообщества зависит от: а)его обитателей;
б)неживой природы;
3)опавшие
листья
и
другие
отмершие
части
растений
образуют
на
поверхности почвы: а)лесную подстилку;
Б)мусор;
4)верхний ярус леса образуют: а)деревья;
Б)травянистые растения;
5)грибы нужны лесу: а)для красоты;
Б)ими питаются многие животные;
6)животные леса по типу питания делятся на : а)4 группы;
Б)3 группы;
7)бересклет – это: а)птица;
Б)кустарник;
8)дятел, иволга, дрозд – это: а)птицы леса;
Б)водоемов;
9)ласка: а)хищное животное;
Б)травоядное;
10)жуки-короеды приносят лесному сообществу: а)вред;
Б)пользу;
Взаимопроверка (в парах): слайд 3.
10 правильных ответов – «5»;
9-8 – «4»;
7-5 – «3»;
4-1 – «2».
«Ключ»: 1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-7-б,8-10-а.
4.Сообщение новых знаний, умений, навыков.
А)Фронтальная беседа, прогнозирование.
- А теперь переходим к изучению новой темы. С жизнью какого природного
сообщества мы познакомимся, узнаем, отгадав загадку.
Там растет ромашка,
лютик едкий, клевер, кашка,
а еще гвоздика, смолка,
колокольчик, хвощ, как елка,
одуванчиковы шапки,
подорожник, васильки,
граммофончики-вьюнки,
еще много разных травок
у тропинок, у канавок,
и красивых, и пушистых,
разноцветных и душистых.
Слайд 2.
- Верно, это луг. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию на луг,
ознакомимся с его жизнью, обитателями, выясним, насколько важен луг для
человека. По концу урока мы четко должны знать (на доске вывешиваются
карточки – своеобразный план урока): что такое луг, виды лугов, определить
его
растительный
и
животный
мир,
определить
значение
луга
для
его
обитателей, для человека, правила поведения на лугу.
Посмотрите на иллюстрации и попробуйте, на основе ранее полученных
знаний, дать первоначальное определение луга. (Ответы детей)
В ходе наших исследований, возможно, к концу урока, ваше мнение немного
изменится.
Прежде, чем мы приступим к исследованиям, выясним, какими могут быть
луга. Это зависит от их местонахождения.
Б) Слайд 4-5. Объяснение учителя.
Луга: -заливные;
-горные;
-суходольные;
Чтобы дальнейшая наша работа была более эффективной, мы будем работать
в группах. Каждая группа имеет дополнительный материал для исследования,
иллюстрации, гербарий, материал учебника, контрольные вопросы. Ботаники
расскажут о растительном мире лугов, зоологи – о его обитателях, экологи – о
правилах поведения на лугу.
В) Работа в группах: ботаники;
зоологи;
экологи;
Материал для ботаников:
А) текст стихотворения Г.Лагздыня «Что растет?»
На лугу растет ромашка,
лютик едкий, клевер, кашка,
а еще гвоздика, смолка,
колокольчик, хвощ, как елка,
одуванчиковы шапки,
подорожник, васильки,
граммофончики-вьюнки,
еще много разных травок
у тропинок, у канавок,
и красивых, и пушистых,
разноцветных и душистых.
Б) иллюстративный материал (луговые растения);
В)карточка: «На лугу опасайся таких растений: болиголов, вех ядовитый,
лютик едкий.
Г)гербарий;
Д)контрольные вопросы:
На лугу растут только __________ растения. Они по размеру _____. Растут на
______ местности. Большинство растений _____.
Е)учебник, стр. 170
Материал для зоологов:
А)учебник, стр.171-174
Б)иллюстративный материал (животные луга)
В)контрольные вопросы:
Все обитатели луга _____ между собой. Насекомые ____ растения. Птицы
регулируют
количество
насекомых,
иначе
они
____
растения.
Жуки-
навозники и могильщики поддерживают луг в образцовой ___.
Материал для экологов:
А)учебник, стр.174-175
Б)иллюстративный
материал
(поджигание
сухой
травы
на
лугу,
гнезда
шмелей, огромные букеты в руках)
В) карточка: «5 «не»;
Г)контрольные вопросы
Человек использует луга как ___. На них косят ___, заготавливают ___,
которым зимой кормят сельскохозяйственных ___. Чтобы луга давали много
трав, человек должен ____ относиться к ним.
Г) Отчет групп (группа отчитывается; как закрепление – просмотр слайдов):
- Ботаники
Просмотр слайдов 6 - 13
- Зоологи
Просмотр слайдов 14 - 20
- Экологи
Просмотр слайдов 21 - 23
Д) Постановка проблемы.
Мы провели определенную работу, возможно, ваше представление о луге
изменилось. Так что же такое луг?
Луг – это природное сообщество, которое представляет собой безлесные
пространства, покрытые только травянистой растительностью.
- Выясним, какое значение имеет луг для его обитателей?
- Какое значение имеет луг для человека?
Учитель.
Любой человек, кто хоть раз видел цветущее поле, не сможет
забыть этого чудесного зрелища: сплошной ковёр из цветов и трав, который
колышется от малейшего ветерка. А запах невозможно передать словами,
цветы
нагреваются
в
солнечных
лучах,
и
кажется,
что
запах
только
у с и л и в а е т с я .
М и р
л у г а
о ч е н ь
р а з н о о б р а з е н
5. Физминутка (релакс) «Звуки луга» (видео)
6.Закрепление знаний, умений, навыков.
Работа в парах: викторина.
1.*Какое утверждение верно?
А)на лугу растут только травянистые растения.
Б) на лугу живет множество крупных животных.
В)мелкие животные на лугу не живут.
2.*Какие растения растут на лугу?
А)тимофеевка, клевер, колокольчик, тысячелистник.
Б)брусника, черника, ежевика, жимолость.
В)полынь, ковыль, типчак, пион тонколистый.
3.*Укажи строчку, в которой указаны только животные луга:
А)рябчик, глухарь, соболь, белка.
Б)кузнечик, трясогузка, шмель, полевка.
В)кобылка, перепел, сова, лебедь.
4.*Какие грибы растут на лугу?
А)белый гриб, подосиновик, подберезовик.
Б)шампиньон, дождевик, опенок луговой.
В)лисичка, сыроежка, масленок.
5.*Укажи насекомых – санитаров луга:
А)шмели, бабочки, кузнечики.
Б)кобылки, пчелы, жужелицы.
В)жуки-навозники, жуки-могильщики.
6.*Укажи строчку, в которой указаны только насекомые луга:
А)пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи.
Б)комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки.
В)майские жуки, короеды, гусеницы, шелкопряды.
7.*Какие растения заготавливают для корма животных?
А)мятлик, тимофеевка, клевер.
Б)валерьяна, подорожник, осока
В)камыш, кувшинка белая, ягель.
8.*Почему луг называют природным сообществом?
А)потому что на лугу растут друг с другом разнообразные растения.
Б)потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа.
В)потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа,
которые тесно связаны между собой.
9.*Можно ли весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?
А)нет, нельзя; вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают
подземные части многих растений; погибают в огне божьи коровки, гнезда
шмелей, птиц; нарушается круговорот веществ на лугу.
Б)можно;
освобождая
луга
от
сухой
прошлогодней
травы,
мы
даем
возможность лучше расти молодым росткам, им теперь хватает солнца и
тепла.
В)можно, сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием
для молодых растений, насекомые от огня не страдают, т.к. они еще прячутся
в норках.
10.*Что произойдет с лугом, если не станет птиц, ящериц, жаб?
А)ничего не произойдет, т.к. на росте растений присутствие птиц, ящериц,
жаб не отражается.
Б)растения на лугу будут только лучше расти, т.к. птицы, ящерицы, и жабы
выделяют много помета, который пагубно сказывается на росте растений,
если бы не жуки-навозники, луга перестали бы существовать.
В)если не станет птиц, ящериц и жаб, растительноядные насекомые начнут
беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
После работы дети зачитывают вопрос и ответ, проверка – слайд 24.
7. Итоговая беседа – опрос (карточки – план урока, вывешенные на доске,
дети ответили – карточку снимаем).
- Кто может вторгнуться в природное равновесие сообщества? (ответы детей
– человек)
Учитель. Слайд 25.
С л а й д
2 6 : Отношение
людей
к
лугам:
чтение
стихотворений
подготовленными учащимися.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!
8.Д/з: стр.170-177, составить «диаграмму Вена»: «Лес-луг»
9 .Итог, рефлексия. Что нового узнали сегодня на уроке? На парте у вас
лежат цветы красного, желтого и синего цвета. Создадим виртуальный луг:
если вы все поняли, довольны своей работой, прикрепите на доску красный
цветок; если испытывали трудности – желтый, если материал непонятен –
синий.