Автор: Литовкина Надежда Алексеевна
Должность: учитель технологии и изо
Учебное заведение: МБОУ "Верхососенская СОШ"
Населённый пункт: Село Верхососна, Красногвардейского района, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Н.А.Литовкина
МБОУ «Верхососенская СОШ» с.Верхососна
Проблема самоопределения школьников активно одна из обсуждаемых в
современное время. Данная тема сохраняет свою актуальность, что обусловлено
несколькими
социально-экономическими
факторами.
Прежде
всего,
динамическое
развитие
науки,
изобретение
новых
технологий
и
методов
производства. Все это ужесточает требования к общеобразовательному уровню
и
профессиональной
квалификации
выпускника. Изменение
отношения
к
личности
школьника,
как
субъекту
развития,
повышение
социальной
роли
гражданина,
гуманизация
и
демократизация
всей
жизни определяет,
что
трудовая деятельность и связанная с ней профессиональное самоопределение
теперь не «подгоняют» ученика под требования определенной профессии, а
учитывают, прежде всего, его личностные особенности, интересы и мотивации.
Все
это
предоставляет
школьнику
возможности
для
более
полной
самореализации и удовлетворения от своей деятельности.
Необходимость
изучения
проблемы
самоопределения
школьников
при
выборе
профессии
очевидна.
Этот
выбор
осложняется
и
реформированием
системы образования, и исчезновением одних профессий и появлением других.
Д.А. Леонтьев рассматривает профессиональное самоопределение как сложный
динамический
процесс
формирования
личностью
системы
своих
основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и
самореализации
духовных
и
физических
возможностей,
формирования
им
адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа
себя как профессионала [2].
Как помочь ребенку в выборе будущей профессии? Центральное место в
работе
по
профессиональному
самоопределению
отводится
школе,
так
как
именно здесь у подростков закладываются представления о своей будущей
жизни,
о
своей
профессии.
В
школах
проводятся
различные
мероприятия,
классные
часы,
собрания,
посвященные
профессиональной
подготовке
учеников. Особое внимание уделяется профориентационной работе [1].
Профориентационная
работа
–
неотъемлемая
часть
учебно-
воспитательной
работы,
которая
представляет
собой
систему
психолого-
педагогических
мероприятий,
направленных
на
активизацию
процесса
профе ссионального
самоопределения
лично сти,
с о п р о вож д е н и я
профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных
целей
учащегося
в
соответствии
с
его
индивидуальными
особенностями
и
учетом
потребностей
рынка
труда.
Профориентация
не
может
сводиться
к
отдельным мероприятиям, она должна быть спланирована как единая система
профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только
тогда,
когда
профориентационные
мероприятия
проводятся
не
от
случая
к
случаю, а систематически, и направлены на достижение конкретной цели.
Выделяют
формы
проориентационной
работы
в
зависимости
от
количества участников: индивидуальные формы профориентационной работы,
то есть беседа, консультация с конкретным учащимся; групповые, например,
урок, игра, семинар, беседа, групповая диагностика, тренинг; массовые формы,
то есть работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные
профинформационные
мероприятия,
презентации
учебных
учреждений,
ярмарки учебных мест [3].
К
пассивным
формам
профориентации
относят:
беседы,
лекции,
просмотр видеофильмов; профконсультации, профдиагностика для учащихся;
консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами);
посещение
«ярмарок
профессий»;
знакомство
с
«образовательной
картой»
города,
района;
оформление
стендов
«Твоё
профессиональное
будущее»;
выставки творческих работ школьников.
Для
повышения
эффективности
работы
по
профессиональному
самоопределению учащихся необходимо также использовать активные формы
профориентации по модели «учитель – ученик – родитель».
1)
Экскурсии
учащихся
в
колледж
-
организация
посещения
учебного
заведения,
где
можно
увидеть
реальные
условия
будущего
обучения,
познакомиться с его историей, основными направлениями работы и пообщаться
со студентами.
2)
«Активная
проба
сил»-
посещение
мастер-классов
с
руководителями
творческих объединений (например, демонстрация различных техник работы с
материалами).
3) Использование сюжетно - ролевых игр: с помощью игры школьники могут
«смоделировать», проанализировать и проиграть жизненные ситуации, которые
имеют место в реальной жизни. Принимая участие в подобных играх, ученики
раскрывают
свои
таланты,
учатся
высказывать
свои
мысли
и
развивают
ораторское мастерство.
4)
Учащиеся
могут
создавать
компьютерные
презентации
об
определенной
профессии;
сделать
семейное
профессиональное
древо;
представить
профессию в картинках; написать сочинение или эссе о профессии.
5) Работа с родителями. Формирование профориентационного самоопределения
школьников происходит не только в школе, более эффективным оно будет, если
задействовать
и
семью.
Поэтому
важное
место
должно
быть
отведено
педагогическому
просвещению
родителей
по
вопросам
профессиональной
ориентации.
В
качестве
лекторов
и
докладчиков
могут
выступать
учителя,
родители,
преподаватели
учебных
заведений,
специалисты
предприятий,
специалисты ЦЗН [3].
Так,
учителя
МБОУ
«Верхососенская
СОШ»
строят
работу
по
профессиональному
самоопределению
школьников
следующим
образом:
информирование
учащихся
о
профессиях
с
помощью
печатной
продукции
(рекламно-информационных листовок, стенгазет); проведение недели труда в
школе;
распространение
информации
об
электронных
ресурсах
по
профориентации
–
сайтов,
электронных
библиотек,
а
также
обеспечение
свободного доступа к данным ресурсам; усиление мер по разъяснительной
работе
среди
учащихся
и
родителей
о
специальностях
и
возможностях
трудоустройства;
проведение
анкетирования
и
консультирования
как
в
традиционной
форме,
так
и
с
применением
Интернет-технологий,
как
с
учащимися,
так
и
с
их
родителями.
В
рамках
направления
«работа
с
родителями»
проводятся
лектории
«Мир
профессий,
или
какую
дверь
открыть?»,
«Думаем
вместе:
рейтинг
самых
востребованных
профессий
Белгородской области».
Выбор
профессии
в
процессе
профессионального
самоопределения
школьника - наиболее важный этап для каждого человека. От правильности и
осознанности
данного
решения
зависит
успешность
профессионального
становления
личности.
Именно
поэтому
школа
должна
уделяет
должное
внимание
самоопределению
учащихся.
Профориентационная
работа
должна
проводиться систематически, включая в этот процесс не только учителя и
самого ученика, но и родителей, и других взрослых, которые могут поделиться
опытом и знаниями о трудовой деятельности. В настоящее время появляется
множество новых форм формирования профессионального самоопределения, в
том
числе
с
применением
интернет-ресурсов.
При
формировании
профессионального самоопределения школьников, школа должна учитывать все
вышеупомянутые особенности профориентационной работы.
Список использованной литературы
1.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Климов Е.А.
М.: Академия, 2004.
304 с.
2.
Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации / Ю.П. Поваренков
// Психологические закономерности профессионализации / Под ред. Н.Л. Ансимовой. –
Ярославль, 1991.
С. 95-109.
3.
Современные формы и методы профориентационной работы в образовательном учреждении
[Электронный
ресурс].
– URL:
standart.68eduindex.php/2010-06-04-10-15-50/3-
main/2010-06-03-05-48-12/115-konsult-sovr-formy-2013 (дата обращения: 05.10.2017).