Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Литовкина Надежда Алексеевна
Должность: учитель технологии и изо
Учебное заведение: МБОУ "Верхососенская СОШ"
Населённый пункт: Село Верхососна, Красногвардейского района, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: полное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Н.А.Литовкина

МБОУ «Верхососенская СОШ» с.Верхососна

Проблема самоопределения школьников активно одна из обсуждаемых в

современное время. Данная тема сохраняет свою актуальность, что обусловлено

несколькими

социально-экономическими

факторами.

Прежде

всего,

динамическое

развитие

науки,

изобретение

новых

технологий

и

методов

производства. Все это ужесточает требования к общеобразовательному уровню

и

профессиональной

квалификации

выпускника. Изменение

отношения

к

личности

школьника,

как

субъекту

развития,

повышение

социальной

роли

гражданина,

гуманизация

и

демократизация

всей

жизни определяет,

что

трудовая деятельность и связанная с ней профессиональное самоопределение

теперь не «подгоняют» ученика под требования определенной профессии, а

учитывают, прежде всего, его личностные особенности, интересы и мотивации.

Все

это

предоставляет

школьнику

возможности

для

более

полной

самореализации и удовлетворения от своей деятельности.

Необходимость

изучения

проблемы

самоопределения

школьников

при

выборе

профессии

очевидна.

Этот

выбор

осложняется

и

реформированием

системы образования, и исчезновением одних профессий и появлением других.

Д.А. Леонтьев рассматривает профессиональное самоопределение как сложный

динамический

процесс

формирования

личностью

системы

своих

основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и

самореализации

духовных

и

физических

возможностей,

формирования

им

адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа

себя как профессионала [2].

Как помочь ребенку в выборе будущей профессии? Центральное место в

работе

по

профессиональному

самоопределению

отводится

школе,

так

как

именно здесь у подростков закладываются представления о своей будущей

жизни,

о

своей

профессии.

В

школах

проводятся

различные

мероприятия,

классные

часы,

собрания,

посвященные

профессиональной

подготовке

учеников. Особое внимание уделяется профориентационной работе [1].

Профориентационная

работа

неотъемлемая

часть

учебно-

воспитательной

работы,

которая

представляет

собой

систему

психолого-

педагогических

мероприятий,

направленных

на

активизацию

процесса

профе ссионального

самоопределения

лично сти,

с о п р о вож д е н и я

профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных

целей

учащегося

в

соответствии

с

его

индивидуальными

особенностями

и

учетом

потребностей

рынка

труда.

Профориентация

не

может

сводиться

к

отдельным мероприятиям, она должна быть спланирована как единая система

профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только

тогда,

когда

профориентационные

мероприятия

проводятся

не

от

случая

к

случаю, а систематически, и направлены на достижение конкретной цели.

Выделяют

формы

проориентационной

работы

в

зависимости

от

количества участников: индивидуальные формы профориентационной работы,

то есть беседа, консультация с конкретным учащимся; групповые, например,

урок, игра, семинар, беседа, групповая диагностика, тренинг; массовые формы,

то есть работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные

профинформационные

мероприятия,

презентации

учебных

учреждений,

ярмарки учебных мест [3].

К

пассивным

формам

профориентации

относят:

беседы,

лекции,

просмотр видеофильмов; профконсультации, профдиагностика для учащихся;

консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами);

посещение

«ярмарок

профессий»;

знакомство

с

«образовательной

картой»

города,

района;

оформление

стендов

«Твоё

профессиональное

будущее»;

выставки творческих работ школьников.

Для

повышения

эффективности

работы

по

профессиональному

самоопределению учащихся необходимо также использовать активные формы

профориентации по модели «учитель – ученик – родитель».

1)

Экскурсии

учащихся

в

колледж

-

организация

посещения

учебного

заведения,

где

можно

увидеть

реальные

условия

будущего

обучения,

познакомиться с его историей, основными направлениями работы и пообщаться

со студентами.

2)

«Активная

проба

сил»-

посещение

мастер-классов

с

руководителями

творческих объединений (например, демонстрация различных техник работы с

материалами).

3) Использование сюжетно - ролевых игр: с помощью игры школьники могут

«смоделировать», проанализировать и проиграть жизненные ситуации, которые

имеют место в реальной жизни. Принимая участие в подобных играх, ученики

раскрывают

свои

таланты,

учатся

высказывать

свои

мысли

и

развивают

ораторское мастерство.

4)

Учащиеся

могут

создавать

компьютерные

презентации

об

определенной

профессии;

сделать

семейное

профессиональное

древо;

представить

профессию в картинках; написать сочинение или эссе о профессии.

5) Работа с родителями. Формирование профориентационного самоопределения

школьников происходит не только в школе, более эффективным оно будет, если

задействовать

и

семью.

Поэтому

важное

место

должно

быть

отведено

педагогическому

просвещению

родителей

по

вопросам

профессиональной

ориентации.

В

качестве

лекторов

и

докладчиков

могут

выступать

учителя,

родители,

преподаватели

учебных

заведений,

специалисты

предприятий,

специалисты ЦЗН [3].

Так,

учителя

МБОУ

«Верхососенская

СОШ»

строят

работу

по

профессиональному

самоопределению

школьников

следующим

образом:

информирование

учащихся

о

профессиях

с

помощью

печатной

продукции

(рекламно-информационных листовок, стенгазет); проведение недели труда в

школе;

распространение

информации

об

электронных

ресурсах

по

профориентации

сайтов,

электронных

библиотек,

а

также

обеспечение

свободного доступа к данным ресурсам; усиление мер по разъяснительной

работе

среди

учащихся

и

родителей

о

специальностях

и

возможностях

трудоустройства;

проведение

анкетирования

и

консультирования

как

в

традиционной

форме,

так

и

с

применением

Интернет-технологий,

как

с

учащимися,

так

и

с

их

родителями.

В

рамках

направления

«работа

с

родителями»

проводятся

лектории

«Мир

профессий,

или

какую

дверь

открыть?»,

«Думаем

вместе:

рейтинг

самых

востребованных

профессий

Белгородской области».

Выбор

профессии

в

процессе

профессионального

самоопределения

школьника - наиболее важный этап для каждого человека. От правильности и

осознанности

данного

решения

зависит

успешность

профессионального

становления

личности.

Именно

поэтому

школа

должна

уделяет

должное

внимание

самоопределению

учащихся.

Профориентационная

работа

должна

проводиться систематически, включая в этот процесс не только учителя и

самого ученика, но и родителей, и других взрослых, которые могут поделиться

опытом и знаниями о трудовой деятельности. В настоящее время появляется

множество новых форм формирования профессионального самоопределения, в

том

числе

с

применением

интернет-ресурсов.

При

формировании

профессионального самоопределения школьников, школа должна учитывать все

вышеупомянутые особенности профориентационной работы.

Список использованной литературы

1.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб. заведений / Климов Е.А.

М.: Академия, 2004.

304 с.

2.

Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации / Ю.П. Поваренков

// Психологические закономерности профессионализации / Под ред. Н.Л. Ансимовой. –

Ярославль, 1991.

С. 95-109.

3.

Современные формы и методы профориентационной работы в образовательном учреждении

[Электронный

ресурс].

– URL:

standart.68eduindex.php/2010-06-04-10-15-50/3-

main/2010-06-03-05-48-12/115-konsult-sovr-formy-2013 (дата обращения: 05.10.2017).



В раздел образования