Напоминание

Государственно – общественное управление как признак развивающейся школы


Автор: Домбровская Инна Викторовна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №11"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Государственно – общественное управление как признак развивающейся школы
Раздел: полное образование





Назад




Государственно – общественное управление

как признак развивающейся школы

Домбровская Инна Викторовна

директор МБОУ «СШ № №11»,

г. Нижневартовск

Совершенствование

структуры

государственно

общественного

управления

приоритетное

направление

модернизации

российского

образования.

Управляющий

совет

одна

из

самых

эффективных

форм

государственно

общественного

управления

школой,

основной

целью

которого

является

придание

открытости

и

повышение

инвестиционной

привлекательности

сферы

образования,

возможности

появления

внешней

оценки деятельности школы и ее управления, повышения общественного

статуса

муниципального

образования

и

конкретного

образовательного

учреждения;

изменения

отношений

между

всеми

уставными

органами

управления учреждением, формирования и развития навыков общественной

самоорганизации

участников

образовательного

процесса,

а

также

других

граждан

местного

сообщества.

В

своем

обращении

к

участникам

межрегионального

семинара

по

школьным

Управляющим

советам

уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин отметил: «По сути, вы

стоите у истока возникновения одной из базовых конструкций гражданского

общества

в

нашей

стране,

ибо

именно

школа

является

тем

институтом,

который закладывает основные ценности и навыки общественной жизни.

Если школа будет управляться демократическим, гражданским образом, с

привлечением представителей родительской и широкой общественности –

это станет реальным шагом к развитию гражданского общества в стране в

целом. Наряду с этим, управляющие советы могут оказаться действенным

инструментом обеспечения прав детей во время школьной жизни, а это само

по себе крайне важная задача…»

Нет

сомнения,

чтобы

привлечь

родителей

и

представителей

общественности

в

школу,

сделать

их

не

пассивными

наблюдателями,

а

активными

участниками,

настоящими

субъектами

образовательного

процесса,

партнерами,

необходимо

включить

их

в

деятельность

по

управлению образовательным учреждением, повысить их активность за все,

что происходит в школе. С этой целью в нашей школе создан Управляющий

совет,

основной

целью

Совета

является

придание

открытости

и

демократичности в управлении ОУ, возможности появления внешней оценки

деятельности школы и ее управления, повышение общественного статуса

образовательного

учреждения;

формирование

и

развития

навыков

общественной

самоорганизации

участников

образовательного

процесса,

а

также

других

граждан

местного

сообщества.

В

состав

Совета

входят

педагоги, обучающиеся 9 – 11 классов, родители, представители органов

местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, бизнес

– структур. В МБОУ «СШ №11» за последние пять лет, сложилась система

взаимодействия с родителями, выпускниками и представителями органов

местного

самоуправления.

Родительская

общественность

через

своих

избранных представителей имеет возможность участвовать в планировании

основных

мероприятий

на

год,

внесении

предложений

по

корректировке

планов в течение учебного года, согласовывать годовой календарный график,

режим

работы

школы,

предлагать

очередность

оснащения

кабинетов

мебелью, техникой, планировать текущий ремонт здания и облагораживание

пришкольной территории. В практике школы -приглашение родителей на

психолого-педагогические

консилиумы,

есть

опыт

проведения

открытых

педагогических

советов.

Системный

и

целенаправленный

характер

носят

ежемесячные родительские собрания. Успешное развитие школы в будущем

является закономерным процессом демократического стиля руководства не

только по форме, но и по своей сути. В основе идеи обновления управления

школой

положено

диалогическое

общение,

расширение

прав

участников

образовательных отношений на собственное мнение и на его выражение.

С введением ФГОС начального общего и основного общего образования

школа выступила инициатором во взаимодействии с родительской

общественностью при разработке основной образовательной программы

начального общего и основного общего образования в части, формируемой

участниками образовательных отношений. Расширение участия в управлении

школой всех участников образовательных отношений проявляется в

планировании, разработке, организации и проведении интересных

мероприятий, в активном и деловом общении друг с другом. Все это дает

возможность детям учиться принципиальности, критичности,

ответственности, требовательности. Обновление школы требует

взаимодействия самых разных ресурсов – содержательных, экономических,

кадровых. Тезис об общественной составляющей управления позволяет

запустить в дело новый, системный и, возможно, определяющий ресурс –

изменение системы управления. Необходимость структурных изменений в

деле реального включения общественной составляющей в управление

школой к настоящему времени достаточно назрела. Все больше осваивается

практика договорных отношений между ОУ и родителями, ОУ и

образовательными организациями. В целях бесконфликтного разрешения

проблем или столкновения интересов в школе на основании п.2 ст.45 ФЗ «Об

образовании в РФ» создана и действует комиссия по урегулированию споров

между участниками образовательных отношений.

Основными

направлениями

в

деятельности

структур

государственно-

общественного управления являются:

1.Участие в разработке стратегии и тактики образовательного учреждения

Привлекая представителей Управляющего совета школы к разработке

документов, регламентирующих деятельность образовательной организации,

повышается

их

компетентность,

увеличивается

ответственность

за

организацию образовательного процесса. С участием членов Управляющего

совета разрабатываются такие важнейшие стратегические документы, как

Программа

развития

школы,

основная

образовательная

программа,

изменения

и

дополнения

в

Устав,

Правила

внутреннего

школьного

распорядка и другие. На заседаниях Управляющего совета школы решаются

вопросы,

связанные

с

распределением

внебюджетных

источников

финансирования, приобретением учебников, организацией ремонта школы,

совершенствования

материально-технической

базы

школы,

безопасности

образовательного учреждения. С переходом образовательного учреждения на

новую

систему

оплаты

труда

возрастает

роль

Управляющего

совета

в

распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

2. Участие в решении всех важных вопросов и проблем школьной жизни:

- Организация внеклассных и общешкольных мероприятий;

-Участие в общешкольных конкурсных мероприятиях: «Зажги свою звезду»,

«Ученик года», «Класс года», «Семья года»;

-

Осуществление

контроля

за

организацией

питания,

внешнего

вида

обучающихся, пропускного режима;

- Участие в работе педагогических советов, совещаний при директоре.

- Организации летней занятости и оздоровления обучающихся;

-Участие

в

образовательной

деятельности

центра

культурно-языковой

адаптации для детей мигрантов.

3.

Приоритетным

направлением

в

деятельности

государственно

-

общественного

управления

является

участие

в

реализации

основных

направлений

Программы

развития

школы,

Основной

образовательной

программы начального и основного общего образования

При

активном

участии

членов

Управляющего

совета

реализуются

проекты программы:

Проект «Я и мой профессиональный выбор»

Проект «Национальная палитра в диалоге культур»

Проект «Приходите к нам учиться – мы научим вас трудиться!»

Программа

«Ориентир»

по

профилактике

безнадзорности,

правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Программа «Здоровый ребенок»

Программа

по

профилактике

экстремизма,

гармонизации

межэтнических

и

межкультурных

отношений

«Наша

школа-

территория развития толерантной личности».

4. Осуществление общественной экспертизы деятельности ОУ.

Управляющий

совет

школы

оказывает

активную

поддержку

педагогическому коллективу для участия в конкурсах различного уровня,

осуществляя общественную экспертизу деятельности школы.

5. Совершенствование материально – технической базы школы.

Управляющий

совет

школы

оказывает

большую

помощь

администрации

школы

в

привлечении

внебюджетных

источников

финансирования.

В современных условиях изменчивой и конкурентной экономики задача

обеспечения «социального лифта» талантливой молодежи становится еще

более

актуальной,

а

требования

к

прозрачности

и

гласности

конкурных

процедур – еще более настоятельными, следовательно, особенно важным

является в этом направлении совершенствование и развитие государственно

общественного управления и информационной поддержки в сфере развития

одаренности

детей

и

молодежи.

Этому

в

образовательном

учреждении

уделяется

особое

внимание.

Школа

стремится

к

открытой

социально

педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми

учреждениями

социального

окружения,

и

прежде

всего

-

с

семьей.

Регулярное изучение мнения родителей о школе, их притязаний к уровню

образовательных

услуг

способствует

более

широкому

использованию

их

потенциала в обучении и воспитании детей. Педагогами разработана система

мероприятий,

способствующих

установлению

партнерских

отношений

с

семьями школьников, что создает благоприятные условия для творческого

развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания

детей в союзе родителей и педагогов.

Мы стремимся к расширению форм участия родителей, социальных

партнеров,

представителей

власти

и

общественности

в

управлении

ОУ.

Сегодня родители, социальные партнеры, представители власти – инвесторы

– спонсоры, социальные заказчики образовательных услуг, эксперты качества

образования, защитники прав и интересов ребенка. Такое участие родителей

и общественности в жизни школы повышает уровень доверия к ОУ, вселяет в

них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Мы стремимся к прозрачности и гласности в деятельности ОУ. Школа

имеет

свой

сайт,

на

котором

для

широкой

общественности

размещены

Публичный доклад и отчет по результатам самообследования»

Особенность

развития

системы

образования

на

современном

этапе

заключается

в

том,

что

образование

всё

больше

становится

сферой

общественных

интересов.

Происходят

ощутимые

изменения

и

в

составе

субъектов, готовых предъявить свой запрос к школе, и в самом содержании

такого

запроса.

В

результате

у

школы

возникает

необходимость

регулирования взаимоотношений с новыми субъектами социального заказа.

При

этом

административные

методы

регулирования

оказываются

недейственными

ввиду

независимости

самих

субъектов.

Здесь

уместны

только партнёрские отношения, которые способны формировать осознанную

гражданскую

позицию

представителей

различных

социальных

и

общественных

групп,

заинтересованных

в

качественных

результатах

деятельности школы.

Таким

образом,

открытость

школы

социуму

требует

перехода

от

монолога

к

конструктивному

диалогу

во

взаимоотношениях

между

представителями

образовательного

сообщества

и

потребителями

образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без привлечения

общественности к управлению образовательным учреждением и создания

системы

информирования

о

деятельности

школы

всех

участников

образовательных отношений, социальных партнёров общеобразовательного

учреждения и представителей широкой общественности.

Развитие

государственно-общественного

управления

посредством

реально

действующих

коллегиальных

органов

является

необходимым

стимулом становления нового качества образования. Бесспорно, что лишь

партнерский

диалог

общества,

государства

и

профессионалов-педагогов

позволит создать систему анализа и обоснования необходимости в развитии

показателей качества образования, способствующих успешной социализации

выпускников общеобразовательного учреждения.



В раздел образования