Автор: Домбровская Инна Викторовна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №11"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Государственно – общественное управление как признак развивающейся школы
Раздел: полное образование
Государственно – общественное управление
как признак развивающейся школы
Домбровская Инна Викторовна
директор МБОУ «СШ № №11»,
г. Нижневартовск
Совершенствование
структуры
государственно
–
общественного
управления
–
приоритетное
направление
модернизации
российского
образования.
Управляющий
совет
–
одна
из
самых
эффективных
форм
государственно
–
общественного
управления
школой,
основной
целью
которого
является
придание
открытости
и
повышение
инвестиционной
привлекательности
сферы
образования,
возможности
появления
внешней
оценки деятельности школы и ее управления, повышения общественного
статуса
муниципального
образования
и
конкретного
образовательного
учреждения;
изменения
отношений
между
всеми
уставными
органами
управления учреждением, формирования и развития навыков общественной
самоорганизации
участников
образовательного
процесса,
а
также
других
граждан
местного
сообщества.
В
своем
обращении
к
участникам
межрегионального
семинара
по
школьным
Управляющим
советам
уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин отметил: «По сути, вы
стоите у истока возникновения одной из базовых конструкций гражданского
общества
в
нашей
стране,
ибо
именно
школа
является
тем
институтом,
который закладывает основные ценности и навыки общественной жизни.
Если школа будет управляться демократическим, гражданским образом, с
привлечением представителей родительской и широкой общественности –
это станет реальным шагом к развитию гражданского общества в стране в
целом. Наряду с этим, управляющие советы могут оказаться действенным
инструментом обеспечения прав детей во время школьной жизни, а это само
по себе крайне важная задача…»
Нет
сомнения,
чтобы
привлечь
родителей
и
представителей
общественности
в
школу,
сделать
их
не
пассивными
наблюдателями,
а
активными
участниками,
настоящими
субъектами
образовательного
процесса,
партнерами,
необходимо
включить
их
в
деятельность
по
управлению образовательным учреждением, повысить их активность за все,
что происходит в школе. С этой целью в нашей школе создан Управляющий
совет,
основной
целью
Совета
является
придание
открытости
и
демократичности в управлении ОУ, возможности появления внешней оценки
деятельности школы и ее управления, повышение общественного статуса
образовательного
учреждения;
формирование
и
развития
навыков
общественной
самоорганизации
участников
образовательного
процесса,
а
также
других
граждан
местного
сообщества.
В
состав
Совета
входят
педагоги, обучающиеся 9 – 11 классов, родители, представители органов
местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, бизнес
– структур. В МБОУ «СШ №11» за последние пять лет, сложилась система
взаимодействия с родителями, выпускниками и представителями органов
местного
самоуправления.
Родительская
общественность
через
своих
избранных представителей имеет возможность участвовать в планировании
основных
мероприятий
на
год,
внесении
предложений
по
корректировке
планов в течение учебного года, согласовывать годовой календарный график,
режим
работы
школы,
предлагать
очередность
оснащения
кабинетов
мебелью, техникой, планировать текущий ремонт здания и облагораживание
пришкольной территории. В практике школы -приглашение родителей на
психолого-педагогические
консилиумы,
есть
опыт
проведения
открытых
педагогических
советов.
Системный
и
целенаправленный
характер
носят
ежемесячные родительские собрания. Успешное развитие школы в будущем
является закономерным процессом демократического стиля руководства не
только по форме, но и по своей сути. В основе идеи обновления управления
школой
положено
диалогическое
общение,
расширение
прав
участников
образовательных отношений на собственное мнение и на его выражение.
С введением ФГОС начального общего и основного общего образования
школа выступила инициатором во взаимодействии с родительской
общественностью при разработке основной образовательной программы
начального общего и основного общего образования в части, формируемой
участниками образовательных отношений. Расширение участия в управлении
школой всех участников образовательных отношений проявляется в
планировании, разработке, организации и проведении интересных
мероприятий, в активном и деловом общении друг с другом. Все это дает
возможность детям учиться принципиальности, критичности,
ответственности, требовательности. Обновление школы требует
взаимодействия самых разных ресурсов – содержательных, экономических,
кадровых. Тезис об общественной составляющей управления позволяет
запустить в дело новый, системный и, возможно, определяющий ресурс –
изменение системы управления. Необходимость структурных изменений в
деле реального включения общественной составляющей в управление
школой к настоящему времени достаточно назрела. Все больше осваивается
практика договорных отношений между ОУ и родителями, ОУ и
образовательными организациями. В целях бесконфликтного разрешения
проблем или столкновения интересов в школе на основании п.2 ст.45 ФЗ «Об
образовании в РФ» создана и действует комиссия по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений.
Основными
направлениями
в
деятельности
структур
государственно-
общественного управления являются:
1.Участие в разработке стратегии и тактики образовательного учреждения
Привлекая представителей Управляющего совета школы к разработке
документов, регламентирующих деятельность образовательной организации,
повышается
их
компетентность,
увеличивается
ответственность
за
организацию образовательного процесса. С участием членов Управляющего
совета разрабатываются такие важнейшие стратегические документы, как
Программа
развития
школы,
основная
образовательная
программа,
изменения
и
дополнения
в
Устав,
Правила
внутреннего
школьного
распорядка и другие. На заседаниях Управляющего совета школы решаются
вопросы,
связанные
с
распределением
внебюджетных
источников
финансирования, приобретением учебников, организацией ремонта школы,
совершенствования
материально-технической
базы
школы,
безопасности
образовательного учреждения. С переходом образовательного учреждения на
новую
систему
оплаты
труда
возрастает
роль
Управляющего
совета
в
распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
2. Участие в решении всех важных вопросов и проблем школьной жизни:
- Организация внеклассных и общешкольных мероприятий;
-Участие в общешкольных конкурсных мероприятиях: «Зажги свою звезду»,
«Ученик года», «Класс года», «Семья года»;
-
Осуществление
контроля
за
организацией
питания,
внешнего
вида
обучающихся, пропускного режима;
- Участие в работе педагогических советов, совещаний при директоре.
- Организации летней занятости и оздоровления обучающихся;
-Участие
в
образовательной
деятельности
центра
культурно-языковой
адаптации для детей мигрантов.
3.
Приоритетным
направлением
в
деятельности
государственно
-
общественного
управления
является
участие
в
реализации
основных
направлений
Программы
развития
школы,
Основной
образовательной
программы начального и основного общего образования
При
активном
участии
членов
Управляющего
совета
реализуются
проекты программы:
Проект «Я и мой профессиональный выбор»
Проект «Национальная палитра в диалоге культур»
Проект «Приходите к нам учиться – мы научим вас трудиться!»
Программа
«Ориентир»
по
профилактике
безнадзорности,
правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
Программа «Здоровый ребенок»
Программа
по
профилактике
экстремизма,
гармонизации
межэтнических
и
межкультурных
отношений
«Наша
школа-
территория развития толерантной личности».
4. Осуществление общественной экспертизы деятельности ОУ.
Управляющий
совет
школы
оказывает
активную
поддержку
педагогическому коллективу для участия в конкурсах различного уровня,
осуществляя общественную экспертизу деятельности школы.
5. Совершенствование материально – технической базы школы.
Управляющий
совет
школы
оказывает
большую
помощь
администрации
школы
в
привлечении
внебюджетных
источников
финансирования.
В современных условиях изменчивой и конкурентной экономики задача
обеспечения «социального лифта» талантливой молодежи становится еще
более
актуальной,
а
требования
к
прозрачности
и
гласности
конкурных
процедур – еще более настоятельными, следовательно, особенно важным
является в этом направлении совершенствование и развитие государственно
общественного управления и информационной поддержки в сфере развития
одаренности
детей
и
молодежи.
Этому
в
образовательном
учреждении
уделяется
особое
внимание.
Школа
стремится
к
открытой
социально
–
педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми
учреждениями
социального
окружения,
и
прежде
всего
-
с
семьей.
Регулярное изучение мнения родителей о школе, их притязаний к уровню
образовательных
услуг
способствует
более
широкому
использованию
их
потенциала в обучении и воспитании детей. Педагогами разработана система
мероприятий,
способствующих
установлению
партнерских
отношений
с
семьями школьников, что создает благоприятные условия для творческого
развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания
детей в союзе родителей и педагогов.
Мы стремимся к расширению форм участия родителей, социальных
партнеров,
представителей
власти
и
общественности
в
управлении
ОУ.
Сегодня родители, социальные партнеры, представители власти – инвесторы
– спонсоры, социальные заказчики образовательных услуг, эксперты качества
образования, защитники прав и интересов ребенка. Такое участие родителей
и общественности в жизни школы повышает уровень доверия к ОУ, вселяет в
них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.
Мы стремимся к прозрачности и гласности в деятельности ОУ. Школа
имеет
свой
сайт,
на
котором
для
широкой
общественности
размещены
Публичный доклад и отчет по результатам самообследования»
Особенность
развития
системы
образования
на
современном
этапе
заключается
в
том,
что
образование
всё
больше
становится
сферой
общественных
интересов.
Происходят
ощутимые
изменения
и
в
составе
субъектов, готовых предъявить свой запрос к школе, и в самом содержании
такого
запроса.
В
результате
у
школы
возникает
необходимость
регулирования взаимоотношений с новыми субъектами социального заказа.
При
этом
административные
методы
регулирования
оказываются
недейственными
ввиду
независимости
самих
субъектов.
Здесь
уместны
только партнёрские отношения, которые способны формировать осознанную
гражданскую
позицию
представителей
различных
социальных
и
общественных
групп,
заинтересованных
в
качественных
результатах
деятельности школы.
Таким
образом,
открытость
школы
социуму
требует
перехода
от
монолога
к
конструктивному
диалогу
во
взаимоотношениях
между
представителями
образовательного
сообщества
и
потребителями
образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без привлечения
общественности к управлению образовательным учреждением и создания
системы
информирования
о
деятельности
школы
всех
участников
образовательных отношений, социальных партнёров общеобразовательного
учреждения и представителей широкой общественности.
Развитие
государственно-общественного
управления
посредством
реально
действующих
коллегиальных
органов
является
необходимым
стимулом становления нового качества образования. Бесспорно, что лишь
партнерский
диалог
общества,
государства
и
профессионалов-педагогов
позволит создать систему анализа и обоснования необходимости в развитии
показателей качества образования, способствующих успешной социализации
выпускников общеобразовательного учреждения.