Автор: Дедык Любовь Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гумбейская СОШ"
Населённый пункт: п.Гумбейский, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема родной природы в лирике С.А.Есенина"
Раздел: среднее образование
Тема родной природы
в лирике Сергея Есенина.
Урок литературы.
6 класс.
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
МОУ « Гумбейской СОШ»
Нагайбакского муниципального района
Дедык Л.Ю.
1
Цели: 1. Познакомить учащихся с художественными особенностями лирики С.А. Есенина.
2. Развитие навыков лингвистического анализа текста, умения сопоставлять стихи
определённой тематики одного и того же автора.
3. Воспитание интереса к слову С.А.Есенина, любви к окружающему миру
природы.
Оборудование:
1) презентация к уроку.
2) томики со стихами С.А.Есенина.
3) запись песни «Отговорила роща золотая».
4) запись стихотворения С. А. Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная...»
Эпиграф:
«Чувство родины – основное в моем творчестве… Нет поэта без родины. Россия! Какое
хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее что-то»…
Ход урока:
1)Организационный момент.
2) Вступление к уроку. Слово учителя.
Сегодня на уроке: мы будем говорить о творчестве замечательного русского поэта С.
Есенина, читать его стихи, рассматривать их художественные особенности.
Звучит музыка из «Времён года» П.И.Чайковского. Учитель ведет повествование о жизни
С.А. Есенина
Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново, в кр.
высоконравственной богомольной семье. Вспоминает сестра Есенина.
«В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое,
утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь».
«Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому
холмистому берегу Оки. Взору открывается необъятный простор заливных лугов,
убегающие в даль перелески. А у самого горизонта – дымка лесов… С Константиновских,
а особенно федякинских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой
бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на
земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания», - пишет один из исследователей
творчества Есенина. Юрий Прокушев.
3) Тема Родины и родной природы является традиционной для русских литераторов.
Давайте вспомним стихи о природе русских поэтов.
Презентация.
а) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивна пора –
2
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф. И. Тютчев
б) Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
а) Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали,
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
б) Чудная картина,
Как ты мне родна: А. А. Фет
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег…
а) Мороз и Солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись: Пушкин «Зимнее утро»
Открой сомкнуты негой взоры,
На встречу северной Авроры,
Звездного севера явись!
б) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет, Пушкин «Зимний вечер»
То заплачет, как дитя;..
Вывод: Многие русские поэты писали стихи о Родине. Нам предстоит увидеть
своеобразие данной тематики лирики у Есенина, увидеть и понять её самобытность и
неповторимость.
4) Тема Родины в творчестве С. Есенина.
Слово учителя.
Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и
пейзаж. Это мир большой природы, родной край, средоточие красоты. Опоэтизировано
все: звезды, крапива, береза, зори. Есенин видел, что в современном ему мире человек все
дальше отстраняется от природы, чуждается её. Как же вернуть людям радость общения с
миром естественной красоты? Есенин писал:
«… Глазам нужно сделать какой-то надрез, чтобы они видели, что небо не оправа
для алмазных звезд, а необъятное неисчерпаемое море, в котором эти звезды живут, как
многочисленные стаи рыб…»
3
- А чем отличаются звезды – алмазы, от звезд – рыб? Звезды-рыбы – живые,
одушевленные, а звезды-алмазы – нет, они холодные, далекие, недоступные.
Личную причастность к окружающему миру Есенин чувствовал с детства.
В автобиографии Есенин вспоминает: «Ночью луна при тихой погоде стоит в воде. Когда
лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она в месте с
кругами отплывала от их ртов».
Сколько в его детстве было подобных мотивов. Именно они и сыграли свою роль в
определении самобытности Есенина как поэта. Вот как необычно он пишет о самом, на
первый взгляд, обычном в стихотворениях «Там, где капустные грядки…»
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Или обратимся к стихотворению «Гой ты, Русь, моя родная» (включается запись
произведения).
5) Анализ стихотворения «Береза».
(чтение стихотворения подготовленным учеником)
- Понравилось ли вам стихотворение Есенина?
- Каким настроением оно проникнуто?
- Какие слова помогают автору создать это настроение?
- Что же необходимо в этом мире сна, красоты?
- Найдите тропы которые помогают автору помогают создать её образ? Какой мы видим её
березу?
(Береза похожа на принарядившуюся красавицу: Принакрылась, кайма, кисти, бахрома –
эти слова больше подходят к описанию одежды женщины.)
- Продолжите предложение «И стоит береза (какая?) (величавая, стройная, статная)
- Автор ни разу не употребил слово «беруха», он говорит «береза» Почему?
- Какой еще образ нарисован поэтом в этом стихотворении?
- Что вы можете сказать об этом образе? ( Она заботлива по отношению к березе, похоже
на мать, которая заботится о своей дочери, наряжает её в наряд)
- Какова цветовая гамма стихотворения? (золото, серебро) Это создает образ величавой
красоты.
- Что можно сказать о лирическом герое стихотворения? Он сопричастен происходящему.
Но не дает никаких советов.
- И все же, создавая это стихотворение Есенин что-то хотел сказать главное. Что же это, по
вашему мнению?
- С каким стихотворением перекликивается это стихотворение Есенина?
6) Сравнение текстов Фета «Печальная береза» и Есенина «Белая береза».
(настроение, основные мотивы и образы, изобразительно-выразительные средства)
Вывод: В стихотворении Есенина: береза более красива и величава в своем безмолвии,
она похожа на царицу.
7) Работа с картинами художников Грабаря «Февральская лазурь» и Л. Бродской
«Русская зима»:обращаем внимание ребят на образы картин, настроение, краски.
4
- Какая из этих картин больше подходит к стихотворению Есенина?
- Какие строчки из стихотворения С.Есенина вы бы под ней подписали?
8) Работа по группам: рассматриваем особенности пейзажной лирики Есенина.
(раздаются карточки с заданиями)
Задание для 1 группы:
Используя отрывки из стихотворений С.А.Есенина, докажите, что мир природы и поэта
одушевлен. Как называется такое изобразительно-выразительное средство языка?
Подготовьте рассказ о роли метафор и олицетворения в творчестве Есенина?
Задание для 2 группы:
Используя отрывки из стихотворений С.А.Есенина, проследите какие слова-краски
использовал поэт в своем творчестве? И с какой целью? (Выпишете слова-краски в месте с
существительными в тетрадь.) устно докажите цель их употребления.
Задание для 3 группы:
Что вы можете сказать о лирическом герое Есенина?
Выводы:
- природа в художественном мире Есенина – не фон для лирического героя, её описание не
бывает нейтральным, в пейзаже всегда выражена авторская оценка, чувство, отношение
поэта к окружающему миру;
- в стихах С. Есенина человек-часть природы, живой, одухотворенной. Эта
одухотворённость создаётся автором при помощи изобразительно-выразительных средств
и звукописи.
Учитель подводит итог сказанному учениками:
«Есенин писал в 1924 году в статье «Ключи Марии»:
«В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое
чувствование и ту образность, которая казала пути многим и многим поэтам и
беллетристам». Иными словами образность есенинской лирики – это язык, на котором и
выражает поэт свое восприятие окружающего мира».
9) Звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая», на слайде в это время
демонстрируется картина И.Левитана «Золотая осень» (ребята получают эстетическое
наслаждение от увиденного и услышанного)
10) Слово учителя:
Сегодня на уроке мы вели разговор о стихах С.А. Есенина. А вот каким вы себе
представляете этого поэта? Каким должен быть человек, создающий подобные стихи? (это
настоящий патриот, человек, умеющий видеть красоту окружающего мира и передавать
его очарование другим при помощи слова).
11). Обращение к эпиграфу урока: «Чувство родины…»
Ощущаете ли вы связь эпиграфа с темой нашего урока?
12) Рефлексия: наш урок подходит к концу, интересно знать, какой след он оставил в
вашей душе?
5
14) Итог урока. Заключительное слово учителя.
Есенин прожил короткую жизнь. Но счастливая судьба поэта продолжается. Его поэзию
нельзя не любить. Ведь нельзя любить или не любить свою душу! А Есенин – душа
России. Не случайно в его творчестве появляются строчки:
Я люблю родину
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды.
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Если крякнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «не надо рая,
Дайте родину мою».
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1.
Выучить стихотворение С. Есенина «Берёза».
2.
Подготовить проект «Мой Есенин».
6