Напоминание

"Тема родной природы в лирике С.А.Есенина"


Автор: Дедык Любовь Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гумбейская СОШ"
Населённый пункт: п.Гумбейский, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема родной природы в лирике С.А.Есенина"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема родной природы

в лирике Сергея Есенина.

Урок литературы.

6 класс.

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

МОУ « Гумбейской СОШ»

Нагайбакского муниципального района

Дедык Л.Ю.

1

Цели: 1. Познакомить учащихся с художественными особенностями лирики С.А. Есенина.

2. Развитие навыков лингвистического анализа текста, умения сопоставлять стихи

определённой тематики одного и того же автора.

3. Воспитание интереса к слову С.А.Есенина, любви к окружающему миру

природы.

Оборудование:

1) презентация к уроку.

2) томики со стихами С.А.Есенина.

3) запись песни «Отговорила роща золотая».

4) запись стихотворения С. А. Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная...»

Эпиграф:

«Чувство родины – основное в моем творчестве… Нет поэта без родины. Россия! Какое

хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее что-то»…

Ход урока:

1)Организационный момент.

2) Вступление к уроку. Слово учителя.

Сегодня на уроке: мы будем говорить о творчестве замечательного русского поэта С.

Есенина, читать его стихи, рассматривать их художественные особенности.

Звучит музыка из «Времён года» П.И.Чайковского. Учитель ведет повествование о жизни

С.А. Есенина

Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново, в кр.

высоконравственной богомольной семье. Вспоминает сестра Есенина.

«В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое,

утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь».

«Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому

холмистому берегу Оки. Взору открывается необъятный простор заливных лугов,

убегающие в даль перелески. А у самого горизонта – дымка лесов… С Константиновских,

а особенно федякинских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой

бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на

земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания», - пишет один из исследователей

творчества Есенина. Юрий Прокушев.

3) Тема Родины и родной природы является традиционной для русских литераторов.

Давайте вспомним стихи о природе русских поэтов.

Презентация.

а) Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивна пора –

2

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф. И. Тютчев

б) Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

а) Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали,

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

б) Чудная картина,

Как ты мне родна: А. А. Фет

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег…

а) Мороз и Солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись: Пушкин «Зимнее утро»

Открой сомкнуты негой взоры,

На встречу северной Авроры,

Звездного севера явись!

б) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет, Пушкин «Зимний вечер»

То заплачет, как дитя;..

Вывод: Многие русские поэты писали стихи о Родине. Нам предстоит увидеть

своеобразие данной тематики лирики у Есенина, увидеть и понять её самобытность и

неповторимость.

4) Тема Родины в творчестве С. Есенина.

Слово учителя.

Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и

пейзаж. Это мир большой природы, родной край, средоточие красоты. Опоэтизировано

все: звезды, крапива, береза, зори. Есенин видел, что в современном ему мире человек все

дальше отстраняется от природы, чуждается её. Как же вернуть людям радость общения с

миром естественной красоты? Есенин писал:

«… Глазам нужно сделать какой-то надрез, чтобы они видели, что небо не оправа

для алмазных звезд, а необъятное неисчерпаемое море, в котором эти звезды живут, как

многочисленные стаи рыб…»

3

- А чем отличаются звезды – алмазы, от звезд – рыб? Звезды-рыбы – живые,

одушевленные, а звезды-алмазы – нет, они холодные, далекие, недоступные.

Личную причастность к окружающему миру Есенин чувствовал с детства.

В автобиографии Есенин вспоминает: «Ночью луна при тихой погоде стоит в воде. Когда

лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она в месте с

кругами отплывала от их ртов».

Сколько в его детстве было подобных мотивов. Именно они и сыграли свою роль в

определении самобытности Есенина как поэта. Вот как необычно он пишет о самом, на

первый взгляд, обычном в стихотворениях «Там, где капустные грядки…»

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Или обратимся к стихотворению «Гой ты, Русь, моя родная» (включается запись

произведения).

5) Анализ стихотворения «Береза».

(чтение стихотворения подготовленным учеником)

- Понравилось ли вам стихотворение Есенина?

- Каким настроением оно проникнуто?

- Какие слова помогают автору создать это настроение?

- Что же необходимо в этом мире сна, красоты?

- Найдите тропы которые помогают автору помогают создать её образ? Какой мы видим её

березу?

(Береза похожа на принарядившуюся красавицу: Принакрылась, кайма, кисти, бахрома –

эти слова больше подходят к описанию одежды женщины.)

- Продолжите предложение «И стоит береза (какая?) (величавая, стройная, статная)

- Автор ни разу не употребил слово «беруха», он говорит «береза» Почему?

- Какой еще образ нарисован поэтом в этом стихотворении?

- Что вы можете сказать об этом образе? ( Она заботлива по отношению к березе, похоже

на мать, которая заботится о своей дочери, наряжает её в наряд)

- Какова цветовая гамма стихотворения? (золото, серебро) Это создает образ величавой

красоты.

- Что можно сказать о лирическом герое стихотворения? Он сопричастен происходящему.

Но не дает никаких советов.

- И все же, создавая это стихотворение Есенин что-то хотел сказать главное. Что же это, по

вашему мнению?

- С каким стихотворением перекликивается это стихотворение Есенина?

6) Сравнение текстов Фета «Печальная береза» и Есенина «Белая береза».

(настроение, основные мотивы и образы, изобразительно-выразительные средства)

Вывод: В стихотворении Есенина: береза более красива и величава в своем безмолвии,

она похожа на царицу.

7) Работа с картинами художников Грабаря «Февральская лазурь» и Л. Бродской

«Русская зима»:обращаем внимание ребят на образы картин, настроение, краски.

4

- Какая из этих картин больше подходит к стихотворению Есенина?

- Какие строчки из стихотворения С.Есенина вы бы под ней подписали?

8) Работа по группам: рассматриваем особенности пейзажной лирики Есенина.

(раздаются карточки с заданиями)

Задание для 1 группы:

Используя отрывки из стихотворений С.А.Есенина, докажите, что мир природы и поэта

одушевлен. Как называется такое изобразительно-выразительное средство языка?

Подготовьте рассказ о роли метафор и олицетворения в творчестве Есенина?

Задание для 2 группы:

Используя отрывки из стихотворений С.А.Есенина, проследите какие слова-краски

использовал поэт в своем творчестве? И с какой целью? (Выпишете слова-краски в месте с

существительными в тетрадь.) устно докажите цель их употребления.

Задание для 3 группы:

Что вы можете сказать о лирическом герое Есенина?

Выводы:

- природа в художественном мире Есенина – не фон для лирического героя, её описание не

бывает нейтральным, в пейзаже всегда выражена авторская оценка, чувство, отношение

поэта к окружающему миру;

- в стихах С. Есенина человек-часть природы, живой, одухотворенной. Эта

одухотворённость создаётся автором при помощи изобразительно-выразительных средств

и звукописи.

Учитель подводит итог сказанному учениками:

«Есенин писал в 1924 году в статье «Ключи Марии»:

«В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое

чувствование и ту образность, которая казала пути многим и многим поэтам и

беллетристам». Иными словами образность есенинской лирики – это язык, на котором и

выражает поэт свое восприятие окружающего мира».

9) Звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая», на слайде в это время

демонстрируется картина И.Левитана «Золотая осень» (ребята получают эстетическое

наслаждение от увиденного и услышанного)

10) Слово учителя:

Сегодня на уроке мы вели разговор о стихах С.А. Есенина. А вот каким вы себе

представляете этого поэта? Каким должен быть человек, создающий подобные стихи? (это

настоящий патриот, человек, умеющий видеть красоту окружающего мира и передавать

его очарование другим при помощи слова).

11). Обращение к эпиграфу урока: «Чувство родины…»

Ощущаете ли вы связь эпиграфа с темой нашего урока?

12) Рефлексия: наш урок подходит к концу, интересно знать, какой след он оставил в

вашей душе?

5

14) Итог урока. Заключительное слово учителя.

Есенин прожил короткую жизнь. Но счастливая судьба поэта продолжается. Его поэзию

нельзя не любить. Ведь нельзя любить или не любить свою душу! А Есенин – душа

России. Не случайно в его творчестве появляются строчки:

Я люблю родину

Я очень люблю родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.

Приятны мне свиней испачканные морды.

И в тишине ночной звенящий голос жаб.

Если крякнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «не надо рая,

Дайте родину мою».

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1.

Выучить стихотворение С. Есенина «Берёза».

2.

Подготовить проект «Мой Есенин».

6



В раздел образования