Автор: Родина Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1591 дошкольное отделение №10
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Речевые особенности дошкольников с ОНР и способ их преодоления
Раздел: дошкольное образование
Речевые
особенности
дошкольников с ОНР и способ их преодоления
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует
специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе
усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникации выступает
залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что
определяет практическую значимость формирования коммуникативных
умений и навыков с самого раннего детства.
В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая
психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления,
организации действия. Во многих исследованиях установлено, что
психические процессы -внимание, память, мышление, воображение –
опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на
психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных
процессов, препятствуют формированию полноценной личности.
У детей с общим недоразвитием речи наряду с основными речевыми
трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных навыков и
умений.
У дошкольников с ОНР отмечается вариативно выраженные речевые
трудности: примитивный, бедный словарный запас, аграмматизмы.
Игровые умения у дошкольников развиты слабо. Это выражается в бедности
сюжета, в процессуальном характере игры, низкой речевой активности. Игры
длятся недолго, так как дети не могут полностью развернуть сюжет.
Рассматривая особенности речевого общения дошкольников с ОНР со
сверстниками, можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и
коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей явно
затрудняют осуществление полноценного общения, что выражается в
снижении общения, особенностях поведения. Дошкольники не
заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения,
часто выражают негативизм по отношению к партнёрам по игре. Речевые и
коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию
контактов со сверстниками.
Практикующие учителя-логопеды знают, как трудно бывает ввести в речь
ребенка с общим недоразвитием речи или дизартрией поставленный звук,
расширить словарный запас. Необходимо вводить в процесс автоматизации
игры, в ходе которых ребенок , решая различные речевые задачи, должен
контролировать свое звукопроизношение, а самоконтроль- это самая сложная
задача для ребенка.
Хочу предложить Вашему вниманию методическую разработку
«Правило пяти пальчиков» - это хорошая помощь для детей и их
родителей. Наше тело всегда с нами и всегда придет на помощь ребенку.
Автоматизирование звука либо дифференцировать звук ( любой) - на
каждый пальчик ребенок называет слово на автоматизированный звук
.Например : назови , зажимая каждый пальчик слово на звук «ш»-Шапка, шаг,
шалун, шина, шуба.
Закрепление навыков словообразования относительных прилагательных.
Например : расскажи о лимоне ( какой он?) зажимая каждый пальчик.-
Желтый, овальный, твердый, средний, кислый.
Развитие связной речи у детей с ОНР дается сложно .Как правило ответ
односложный . При составлении рассказа по картинкам , также применяем
правило пяти пальчиков.Например : девочка положила зеркало на стол.
Назови признаки осени, каждый раз зажимая следующий пальчик .Дождь,
листопад, ветер, грибы, овощи. Далее с каждым словом можно составить
предложение, состоящее из пяти слов ( зажимая пять пальчиков).Например:
Осенью часто идут холодные дожди.. и т.д.
Этот многофункциональный метод позволяет ребенку контролировать себя не
только на занятиях с логопедом, но и упражняться дома.