Напоминание

Речевые особенности дошкольников с ОНР и способ их преодоления


Автор: Родина Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1591 дошкольное отделение №10
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Речевые особенности дошкольников с ОНР и способ их преодоления
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевые

особенности

дошкольников с ОНР и способ их преодоления

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует

специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе

усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникации выступает

залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что

определяет практическую значимость формирования коммуникативных

умений и навыков с самого раннего детства.

В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая

психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления,

организации действия. Во многих исследованиях установлено, что

психические процессы -внимание, память, мышление, воображение –

опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на

психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных

процессов, препятствуют формированию полноценной личности.

У детей с общим недоразвитием речи наряду с основными речевыми

трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных навыков и

умений.

У дошкольников с ОНР отмечается вариативно выраженные речевые

трудности: примитивный, бедный словарный запас, аграмматизмы.

Игровые умения у дошкольников развиты слабо. Это выражается в бедности

сюжета, в процессуальном характере игры, низкой речевой активности. Игры

длятся недолго, так как дети не могут полностью развернуть сюжет.

Рассматривая особенности речевого общения дошкольников с ОНР со

сверстниками, можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и

коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей явно

затрудняют осуществление полноценного общения, что выражается в

снижении общения, особенностях поведения. Дошкольники не

заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения,

часто выражают негативизм по отношению к партнёрам по игре. Речевые и

коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию

контактов со сверстниками.

Практикующие учителя-логопеды знают, как трудно бывает ввести в речь

ребенка с общим недоразвитием речи или дизартрией поставленный звук,

расширить словарный запас. Необходимо вводить в процесс автоматизации

игры, в ходе которых ребенок , решая различные речевые задачи, должен

контролировать свое звукопроизношение, а самоконтроль- это самая сложная

задача для ребенка.

Хочу предложить Вашему вниманию методическую разработку

«Правило пяти пальчиков» - это хорошая помощь для детей и их

родителей. Наше тело всегда с нами и всегда придет на помощь ребенку.

Автоматизирование звука либо дифференцировать звук ( любой) - на

каждый пальчик ребенок называет слово на автоматизированный звук

.Например : назови , зажимая каждый пальчик слово на звук «ш»-Шапка, шаг,

шалун, шина, шуба.

Закрепление навыков словообразования относительных прилагательных.

Например : расскажи о лимоне ( какой он?) зажимая каждый пальчик.-

Желтый, овальный, твердый, средний, кислый.

Развитие связной речи у детей с ОНР дается сложно .Как правило ответ

односложный . При составлении рассказа по картинкам , также применяем

правило пяти пальчиков.Например : девочка положила зеркало на стол.

Назови признаки осени, каждый раз зажимая следующий пальчик .Дождь,

листопад, ветер, грибы, овощи. Далее с каждым словом можно составить

предложение, состоящее из пяти слов ( зажимая пять пальчиков).Например:

Осенью часто идут холодные дожди.. и т.д.

Этот многофункциональный метод позволяет ребенку контролировать себя не

только на занятиях с логопедом, но и упражняться дома.



В раздел образования