Авторы: Вокуева Татьяна Семеновна, Вокуева Валентина Михайловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУ "ООШ"
Населённый пункт: д.Захарвань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приобщение детей дошкольного возраста национальным и культурным традициям коми"
Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» д. Захарвань
«Приобщение детей дошкольного возраста
национальным и культурным традициям коми»
Вокуева Татьяна Семеновна, воспитатель,
Вокуева Валентина Михайловна, воспитатель,
МБОУ «ООШ» д. Захарвань
2
«Любовь к родном краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к
своей
семье,
к
своему
жилищу,
к
своему
детскому саду. Постепенно расширяясь эта
любовь
переходит
в
любовь
к
Родине,
ее
истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству».
Д. С. Лихачев
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является воспитание
национальной
культуры
детей. Любовь
к
Родине,
привязанность
к
родной
земле,
языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве
гордости
за
достижения
родной
страны,
бережном
отношении
к
народной
памяти, национально - культурным традициям.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,
какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от родителей и
окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому
большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями
Коми народа необходимо вести уже в дошкольном возрасте.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народной культурой и
творчеством. Это позволит им почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость
за
свою
Родину,
богатую
славными
традициями.
Всем
хорошо
известно,
Родина
начинается с родного дома, улицы, деревни. Приобретение ребенком культурных и вечных
ценностей, нравственности способствует развитию духовности, которая проявляется на
уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций и общего
развития и укореняется в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию.
Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях, обычаях
своего
народа,
что
поможет
в
дальнейшем
с
уважением
и
интересом
относиться
к
культурным
традициям
других
народов.
Соприкосновение
с
народным
искусством
и
традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за
свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. А прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Патриотическое
чувство
не
возникает
у
людей
само
по
себе.
Это
результат
длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень
важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к
действительности и дать почувствовать себя гражданином своего отечества.
Формирование
личности
ребенка,
его
воспитание
начинаются
с
детства,
с
воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к
культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Но одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания
не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности
брать пример с людей, живших в прошлом. Не знают, как люди работали, отдыхали, как
украшали свой быт, как воспитывали детей, к чему стремились, чем дорожили и какие
ценности
были
превыше
всего.
Ответить
на
эти
и
подобные
вопросы
–
значить
восстановить связь с прошлым, вернуть утраченные ценности, донести до сведения детей,
что
они
являются
носителями
своей
культуры,
воспитывать
ребят
в
национальных
традициях.
В
становлении
личности
важное
место
занимает
возрождение
национальной
культуры
народа
коми,
восстановление
утраченных
ценностей,
исторической
памяти,
3
нравственной основы человека, его свободного развития. Применительно к решению этих
проблем
в
современных
условиях
приобретают
большое
значение
народно
-
педагогические идеи о духовно богатой и общественно развитой личности с высокими
нравственными
качествами.
Их
очень
много.
Среди
них
особо
можно
выделить
уважительное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего
поколения,
взаимопомощь
и
забота
об
окружающих
людях,
солидарность
и
заинтересованность, требовательность к себе. Источниками формирования этих качеств,
являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, общение, этикет,
быт, традиции, обычаи, народное искусство – словом, вся многогранная культура коми
народа. К сожалению, нынешнее поколение стало забывать свой родной язык, культуру,
традиции.
Находясь
в
долгих
поисках
решения
данной
проблемы,
интересного
направления работы с детьми и, чтобы наши дети хорошо знали и уважали свое прошлое,
историю и культуру своего народа, в нашем дошкольном отделении МБОУ «ООШ» д.
Захарвань
был
создан
этнографический
музей
«Важдыр»
(«Отдаленная
старина»),
который
способствует
развитию
кругозора
детей
и
их
гражданско
–
нравственно
-
патриотическому воспитанию, развитию этнохудожественной деятельности.
В
целях
систематизации
музейной
работы
нами
определены
следующие
направления: поисковая работа, детский фольклор, досуг и праздники.
Под музеем в нашем дошкольном отделении понимается не просто организация
экспозиций, а многообразные мероприятия, включающие в себя встречи с интересными
людьми, досуги и
праздники, исследования и манипуляции предметами старины. А
началось
все
с
приобщения
дошкольников
к
фольклору:
потешкам,
загадкам,
играм,
посиделкам, которые любят и взрослые и дети. Во многих из них встречаются непонятные
малышам
слова
и
выражения:
«чугун»,
«чурк»,
«лайк»,
«самовар».
Педагогам
приходилось
разъяснять
их
значения,
опираясь
на
картинки,
но
этого
оказалось
недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов быта.
Так началась поисково-собирательная работа, с которой мы обратились за помощью
к родителям, и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили
домотканые
половички,
чугунки,
ухваты,
старинные
предметы,
кухонную
утварь.
Старинных
предметов собралось так много, что возникла необходимость их систематизировать. Так в
нашем детском саду появилась необходимость для расширения музея народного быта.
Воссоздав обстановку коми избы, мы дали детям возможность увидеть в действии прялку,
покачать в зыбке куклу.
Благодаря поисково – собирательной работе музей стал
творческой
деятельностью
не
только
среди
педагогов
и
воспитанников,
но
и
их
родителей, общественности деревни. Созданный
совместно с родителями и жителями
деревни,
музей
способствует
воспитанию
у
детей
чувства
сопричастности
к
историческому прошлому
и настоящему, уважению к своей нации, развивает чувство
собственного
достоинства,
воспитывает
бережное
отношение
к
предметам
старины,
формирует «образ музея» как хранителя предметов культурного наследия.
Музей располагает постоянными и сменными экспозициями. Немало любви и
мастерства было вложено в них. Уголок труда знакомит детей с топором, двуручной пилой,
они узнают о том, что без косы, серпа, граблей полевые работы были бы невозможны.
Уголок женского рукоделия рассказывает о том, какие приспособления использовали для
прядения шерсти наши бабушки. Здесь у детей есть прекрасная возможность самим
испытать себя в рукоделии, попробовать ставить в печь котелок при помощи ухвата, а
также сравнивать современную одежду и старинную (д/и «Одень куклу»), рассматривать и
сравнивать старинную и современную посуду (игра «Хорошо-плохо»), знакомиться
с
чунями, пимами, унтами, сравнивать с современной обувью.
Интересно
и
занимательно
проходят
в
дошкольном
отделении
совместные
праздники «Шондiбан», «День коренных народов коми», «Василей», где дети, родители и
бабушки принимают участие в народных играх и забавах. Созданы танцевальный детский
4
коллектив «Öмидз тусьяс» («Ягоды малинки») и взрослый - «Дзоридзьяс» («Цветы»),
который ежегодно с 2012 года принимает участие в муниципальном фестивале «Йöлöга»
(«Эхо»). Воспитанники и коллектив участвуют в мероприятиях, организованных Домом
культуры по направлению
этнокультурного
развития. Участие детей и взрослых
в
народных праздниках способствует повышению уровня знаний детей о культуре народа
коми,
истории,
обычаях,
прививает
интерес
к
своей
малой
родине,
развивает
этнохудожественную творческую деятельность.
В
нашем
дошкольном
отделении
проводится
целый
ряд
мероприятий,
направленных на изучение и приобщение детей к коми языку, культуре, историческому
прошлому и внедрение национальных ценностей в условиях современности.
К таким мероприятиям, прежде всего, можно отнести совместную образовательную
работу с детьми, включающей в себя рассказ педагогов, общение с детьми на коми языке,
демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, использование дидактического
материала, разучивание стихов, песен, игр на коми языке.
Педагоги
всех возрастных
групп
знакомят
детей с
декоративно
-
прикладным
творчеством
на
занятиях,
в
свободной
деятельности
детей
с
учетом возрастных
особенностей.
Художественное творчество:
конструирование,
ручной
труд,
рисование,
лепка – являются неотъемлемой частью нашей работы. Ребята получают возможность
создавать элементарные предметы декоративно-прикладного творчества,
создавать узоры
по
мотивам
коми
орнамента
(геометрический
орнамент).
Например,
рисование
или
аппликация «Составь узор для одежды»; лепка предметов посуды (чугунок, туесок, лоток
для рыбы…); изготовление куклы-оберега; декоративное рисование и аппликация: «Укрась
полотенце», «Укрась варежки» и т.д.
Знакомство с легендами и приданиями коми народа, чтение коми народных сказок
«Пера- Богатырь», «Яг Морт», «Медвежьи няньки», разучивание коми загадок, пословиц и
поговорок, слушание коми народных песен позволяют обогатить их внутренний мир.
Большое значение имеют дидактические игры, в процессе которого дошкольники
знакомятся с национальным бытом, коми народными играми, орнаментами, животными
коми края.
Полученные
впечатления
от
праздников,
занятий
дети
отображают
в
разнообразной деятельности:
изобразительной,
конструктивной,
театрализованной,
игровой, трудовой, речевой.
Музейная
работа
пополнила
знания
детей
о
культуре
и
быте
коми
народа,
приобщила детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи,
от
пляски,
сказки
и
музыки
до
театра,
также
сплотил
коллектив
и
взаимодействие
родителей
и
воспитателей.
Именно
такой
представляется
нам
стратегия
развития
личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине. Полученные результаты
работы по реализации музейной работы позволяют сделать вывод о том, что вовлечение
педагогов в активную творческую деятельность по организации мини-музеев позволило
систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в изучении
родного края.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная
память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все
ценное, что было в прошлом. Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка
сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к
своим историческим корням – все это заслуга работы музея.
Список литературы
5
1.
Можевикина
М.Ш.
Этнопедагогическое
обеспечение
учебно
–
воспитательной
работы// Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6
2.
Затямина Т. Покумимся, кума, покумимся// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 7
3.
Фаткуллина
Э.
Этнографический
музей
«Родник
истории»
//
Дошкольное
воспитание. – 2007. - № 5
4.
Сапрыкина
Л.И.,
Булатова
Е.А.
Рекомендации
по
организации
краеведческой
комнаты в ДОУ// Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №4
5.
Артемова Е.И. Духовно – нравственное воспитание дошкольников//Дошкольная
педагогика. - 2012. - № 7
6.
Резепина Е.А. Музей народного быта в детском саду// Воспитатель ДОУ. – 2011. -
№ 4