Напоминание

"Приобщение детей дошкольного возраста национальным и культурным традициям коми"


Авторы: Вокуева Татьяна Семеновна, Вокуева Валентина Михайловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУ "ООШ"
Населённый пункт: д.Захарвань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приобщение детей дошкольного возраста национальным и культурным традициям коми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» д. Захарвань

«Приобщение детей дошкольного возраста

национальным и культурным традициям коми»

Вокуева Татьяна Семеновна, воспитатель,

Вокуева Валентина Михайловна, воспитатель,

МБОУ «ООШ» д. Захарвань

2

«Любовь к родном краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – с любви к

своей

семье,

к

своему

жилищу,

к

своему

детскому саду. Постепенно расширяясь эта

любовь

переходит

в

любовь

к

Родине,

ее

истории, прошлому и настоящему, ко всему

человечеству».

Д. С. Лихачев

В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является воспитание

национальной

культуры

детей. Любовь

к

Родине,

привязанность

к

родной

земле,

языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве

гордости

за

достижения

родной

страны,

бережном

отношении

к

народной

памяти, национально - культурным традициям.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,

какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от родителей и

окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому

большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями

Коми народа необходимо вести уже в дошкольном возрасте.

А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народной культурой и

творчеством. Это позволит им почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость

за

свою

Родину,

богатую

славными

традициями.

Всем

хорошо

известно,

Родина

начинается с родного дома, улицы, деревни. Приобретение ребенком культурных и вечных

ценностей, нравственности способствует развитию духовности, которая проявляется на

уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций и общего

развития и укореняется в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию.

Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях, обычаях

своего

народа,

что

поможет

в

дальнейшем

с

уважением

и

интересом

относиться

к

культурным

традициям

других

народов.

Соприкосновение

с

народным

искусством

и

традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за

свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. А прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно

относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Патриотическое

чувство

не

возникает

у

людей

само

по

себе.

Это

результат

длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень

важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к

действительности и дать почувствовать себя гражданином своего отечества.

Формирование

личности

ребенка,

его

воспитание

начинаются

с

детства,

с

воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к

культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Но одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания

не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности

брать пример с людей, живших в прошлом. Не знают, как люди работали, отдыхали, как

украшали свой быт, как воспитывали детей, к чему стремились, чем дорожили и какие

ценности

были

превыше

всего.

Ответить

на

эти

и

подобные

вопросы

значить

восстановить связь с прошлым, вернуть утраченные ценности, донести до сведения детей,

что

они

являются

носителями

своей

культуры,

воспитывать

ребят

в

национальных

традициях.

В

становлении

личности

важное

место

занимает

возрождение

национальной

культуры

народа

коми,

восстановление

утраченных

ценностей,

исторической

памяти,

3

нравственной основы человека, его свободного развития. Применительно к решению этих

проблем

в

современных

условиях

приобретают

большое

значение

народно

-

педагогические идеи о духовно богатой и общественно развитой личности с высокими

нравственными

качествами.

Их

очень

много.

Среди

них

особо

можно

выделить

уважительное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего

поколения,

взаимопомощь

и

забота

об

окружающих

людях,

солидарность

и

заинтересованность, требовательность к себе. Источниками формирования этих качеств,

являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, общение, этикет,

быт, традиции, обычаи, народное искусство – словом, вся многогранная культура коми

народа. К сожалению, нынешнее поколение стало забывать свой родной язык, культуру,

традиции.

Находясь

в

долгих

поисках

решения

данной

проблемы,

интересного

направления работы с детьми и, чтобы наши дети хорошо знали и уважали свое прошлое,

историю и культуру своего народа, в нашем дошкольном отделении МБОУ «ООШ» д.

Захарвань

был

создан

этнографический

музей

«Важдыр»

(«Отдаленная

старина»),

который

способствует

развитию

кругозора

детей

и

их

гражданско

нравственно

-

патриотическому воспитанию, развитию этнохудожественной деятельности.

В

целях

систематизации

музейной

работы

нами

определены

следующие

направления: поисковая работа, детский фольклор, досуг и праздники.

Под музеем в нашем дошкольном отделении понимается не просто организация

экспозиций, а многообразные мероприятия, включающие в себя встречи с интересными

людьми, досуги и

праздники, исследования и манипуляции предметами старины. А

началось

все

с

приобщения

дошкольников

к

фольклору:

потешкам,

загадкам,

играм,

посиделкам, которые любят и взрослые и дети. Во многих из них встречаются непонятные

малышам

слова

и

выражения:

«чугун»,

«чурк»,

«лайк»,

«самовар».

Педагогам

приходилось

разъяснять

их

значения,

опираясь

на

картинки,

но

этого

оказалось

недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов быта.

Так началась поисково-собирательная работа, с которой мы обратились за помощью

к родителям, и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили

домотканые

половички,

чугунки,

ухваты,

старинные

предметы,

кухонную

утварь.

Старинных

предметов собралось так много, что возникла необходимость их систематизировать. Так в

нашем детском саду появилась необходимость для расширения музея народного быта.

Воссоздав обстановку коми избы, мы дали детям возможность увидеть в действии прялку,

покачать в зыбке куклу.

Благодаря поисково – собирательной работе музей стал

творческой

деятельностью

не

только

среди

педагогов

и

воспитанников,

но

и

их

родителей, общественности деревни. Созданный

совместно с родителями и жителями

деревни,

музей

способствует

воспитанию

у

детей

чувства

сопричастности

к

историческому прошлому

и настоящему, уважению к своей нации, развивает чувство

собственного

достоинства,

воспитывает

бережное

отношение

к

предметам

старины,

формирует «образ музея» как хранителя предметов культурного наследия.

Музей располагает постоянными и сменными экспозициями. Немало любви и

мастерства было вложено в них. Уголок труда знакомит детей с топором, двуручной пилой,

они узнают о том, что без косы, серпа, граблей полевые работы были бы невозможны.

Уголок женского рукоделия рассказывает о том, какие приспособления использовали для

прядения шерсти наши бабушки. Здесь у детей есть прекрасная возможность самим

испытать себя в рукоделии, попробовать ставить в печь котелок при помощи ухвата, а

также сравнивать современную одежду и старинную (д/и «Одень куклу»), рассматривать и

сравнивать старинную и современную посуду (игра «Хорошо-плохо»), знакомиться

с

чунями, пимами, унтами, сравнивать с современной обувью.

Интересно

и

занимательно

проходят

в

дошкольном

отделении

совместные

праздники «Шондiбан», «День коренных народов коми», «Василей», где дети, родители и

бабушки принимают участие в народных играх и забавах. Созданы танцевальный детский

4

коллектив «Öмидз тусьяс» («Ягоды малинки») и взрослый - «Дзоридзьяс» («Цветы»),

который ежегодно с 2012 года принимает участие в муниципальном фестивале «Йöлöга»

(«Эхо»). Воспитанники и коллектив участвуют в мероприятиях, организованных Домом

культуры по направлению

этнокультурного

развития. Участие детей и взрослых

в

народных праздниках способствует повышению уровня знаний детей о культуре народа

коми,

истории,

обычаях,

прививает

интерес

к

своей

малой

родине,

развивает

этнохудожественную творческую деятельность.

В

нашем

дошкольном

отделении

проводится

целый

ряд

мероприятий,

направленных на изучение и приобщение детей к коми языку, культуре, историческому

прошлому и внедрение национальных ценностей в условиях современности.

К таким мероприятиям, прежде всего, можно отнести совместную образовательную

работу с детьми, включающей в себя рассказ педагогов, общение с детьми на коми языке,

демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, использование дидактического

материала, разучивание стихов, песен, игр на коми языке.

Педагоги

всех возрастных

групп

знакомят

детей с

декоративно

-

прикладным

творчеством

на

занятиях,

в

свободной

деятельности

детей

с

учетом возрастных

особенностей.

Художественное творчество:

конструирование,

ручной

труд,

рисование,

лепка – являются неотъемлемой частью нашей работы. Ребята получают возможность

создавать элементарные предметы декоративно-прикладного творчества,

создавать узоры

по

мотивам

коми

орнамента

(геометрический

орнамент).

Например,

рисование

или

аппликация «Составь узор для одежды»; лепка предметов посуды (чугунок, туесок, лоток

для рыбы…); изготовление куклы-оберега; декоративное рисование и аппликация: «Укрась

полотенце», «Укрась варежки» и т.д.

Знакомство с легендами и приданиями коми народа, чтение коми народных сказок

«Пера- Богатырь», «Яг Морт», «Медвежьи няньки», разучивание коми загадок, пословиц и

поговорок, слушание коми народных песен позволяют обогатить их внутренний мир.

Большое значение имеют дидактические игры, в процессе которого дошкольники

знакомятся с национальным бытом, коми народными играми, орнаментами, животными

коми края.

Полученные

впечатления

от

праздников,

занятий

дети

отображают

в

разнообразной деятельности:

изобразительной,

конструктивной,

театрализованной,

игровой, трудовой, речевой.

Музейная

работа

пополнила

знания

детей

о

культуре

и

быте

коми

народа,

приобщила детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи,

от

пляски,

сказки

и

музыки

до

театра,

также

сплотил

коллектив

и

взаимодействие

родителей

и

воспитателей.

Именно

такой

представляется

нам

стратегия

развития

личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине. Полученные результаты

работы по реализации музейной работы позволяют сделать вывод о том, что вовлечение

педагогов в активную творческую деятельность по организации мини-музеев позволило

систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в изучении

родного края.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная

память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все

ценное, что было в прошлом. Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка

сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к

своим историческим корням – все это заслуга работы музея.

Список литературы

5

1.

Можевикина

М.Ш.

Этнопедагогическое

обеспечение

учебно

воспитательной

работы// Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6

2.

Затямина Т. Покумимся, кума, покумимся// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 7

3.

Фаткуллина

Э.

Этнографический

музей

«Родник

истории»

//

Дошкольное

воспитание. – 2007. - № 5

4.

Сапрыкина

Л.И.,

Булатова

Е.А.

Рекомендации

по

организации

краеведческой

комнаты в ДОУ// Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №4

5.

Артемова Е.И. Духовно – нравственное воспитание дошкольников//Дошкольная

педагогика. - 2012. - № 7

6.

Резепина Е.А. Музей народного быта в детском саду// Воспитатель ДОУ. – 2011. -

№ 4



В раздел образования