Автор: Домбровская Оксана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литература
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Сидима
Населённый пункт: район имени Лазо Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Образовательные технологии на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Статья
Образовательные технологии на уроках русского языка
автор
Домбровская Оксана Леонидовна, МБОУ СОШ п. Сидима Хабаровского края, учитель
русского языка и литературы
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием
интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Современный
урок должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому
использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной
работе – потребность сегодняшнего дня.
Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих
объективных и субъективных факторов. Важнейшими из этих факторов являются состояние
здоровья учащихся и их психологические особенности. Поэтому образовательные
технологии, применяемые конкретным учителем в конкретном классе, прежде всего, должны
быть здоровьесберегающими, то есть
во-первых, учитывать индивидуальные особенности учащихся;
во-вторых, стремиться добиваться оптимальных результатов при минимальных
затратах времени и сил учащихся;
в-третьих, обеспечивать психологический комфорт.
Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели
поставлены перед ним. Цель современного урока – формирование таких компетенций, которые
продвинут
учеников
в
развитии
относительно
самих
себя.
Это
вносит
в
урок
смыслообразование, что ведёт к мотивации обучения. То есть осознанное получение знаний,
умений и навыков учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.
Основой
индивидуа льно-ориентированной
системы
обучения
я в л я е т с я
дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка,
создавать
условия
для
развития
его
потенциальных
возможностей.
Последовательность
действий при организации дифференцированного обучения:
1.
Определение содержания учебного материала;
2.
Разработка технологической карты для учащихся;
3.
Блочное изучение материала;
4.
Создание методического инструментария (разноуровневого характера) для
подготовки к зачёту;
5.
Устный зачёт по теме;
6.
Письменный зачёт;
7.
Анализ результатов
В целях реализации технологии проводится контроль и учёт знаний каждого ученика.
Организация учебного процесса может проявляться в форме обучения одарённых детей
(классы повышенного уровня) и в форме специальных групповых занятий по развитию
мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности детей. В условиях дифференциации
ученик определяет направления собственной реализации на основе имеющихся
способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая
ему наиболее близка.
Формы дифференцированного обучения: модель полного усвоения знаний; уровневая
дифференциация; организация факультативов кружков и т. д.
Анализируя дифференциацию, учёные описывают её в разных моделях школы:
1.
Модель потоков (выделяются различные потоки: продвинутый, средний, низкий);
2.
Модель гибкого состава класса (создание разнородных и однородных групп). Отнесение
ученика к группе определённого уровня основывается на результатах тестов по
предметам;
3.
Модель разнородных классов. Материал по предмету сгруппирован в разделы, на
каждый раздел отводится определённое количество времени. По окончании изучении
раздела проводятся диагностические тесты, чтобы определить уровень усвоения
материала. На основе результатов тестирования одним ученика предлагаются
коррекционные задания и материалы, другим - дополнительный более обширный
материал.
4.
Интерактивная модель. Создаются разнородные группы. Основное внимание уделяется
развитию индивидуальности, самостоятельности в обучении.
Широко распространена внутриклассная дифференциация. Самая распространённая её
форма – выполнение учащимися заданий разного уровня сложности. При этом усложнение
может происходить за счёт усложнения видов работы, усиления творческой деятельности, и
за счёт привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие
или далёкие связи между различными фрагментами содержания.
Уровневая дифференциация обучения (УДО), на мой взгляд, является наиболее
приемлемой в обучении предметам гуманитарного цикла, в частности русскому языку.
Сохраняя многие черты традиционных технологий обучения, УДО содержит ряд
принципиально новых подходов. Наиболее существенным из них является то, что основным
рабочим механизмом технологии УДО становится базовый уровень обязательной подготовки
по предмету. При этом он представляется в виде планируемых результатов обучения,
доступных проверке и контролю. Система планируемых результатов должна быть заранее
известна учащимся («принцип открытости»). Приступая к изучению новой темы, школьники
знакомятся с «Технологической картой», составленной учителем по следующей форме:
Технологическая карта
Тема__________________________________________________________________________
№п/
Словесная
Учебник, учебные
Номер задания в
п
формулировка
результата
пособия,
Дидактические
материалы,
Справочная литература
зачёте
Знать:
Уметь:
В процессе усвоения определённой темы учащиеся знакомятся с целями и эталонами
обязательного усвоения. усвоения учебного материала по каждой учебной единице с
определением уровня её При этом проявляются способности и возможности ученика
запоминать и воспроизводить определённые элементы учебного материала, понимать,
объяснять, применять, обобщать и систематизировать информацию, выдвигать собственные
подходы к решению тех или иных учебных задач.
Организация учебного процесса, связанная с уровневой дифференциацией, предполагает
не только обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по
русскому языку, но и создание учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету,
условий для усвоения материала на более высоком уровне.
Вносятся коррективы и в методы обучения: при изучении многих тем подача материала
проводится блоками, объяснение нового ведётся на достаточно высоком уровне, главный
акцент в обучении делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом
продвижения в сочетании с приёмами взаимообучения и взаимопроверки. На уроках-
практикумах используются разноуровневые карточки различного характера.
Ключевым элементом УДО являются тематические зачёты – одна из форм контроля
усвоения учебного материала. Тематические зачёты могут быть как письменными, так и
устными. Темы курса, по которым следует проводить зачёт, их количество определяет
учитель. Содержание зачёта должно охватывать весь подлежащий усвоению материал
определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю
границу усвоения материала и на базе которого определяется его повышенный уровень.
Для проведения зачёта составляются многоуровневые задания, состоящие из двух частей:
обязательной и дополнительной. Обязательная часть заданий должна обеспечивать базовый
уровень знаний, дополнительная – повышенный.
При дифференцированном обучении различают три уровня усвоения знаний.
Уровень усвоения знаний
Требования к действиям учащихся
1 уровень
Воспроизведение и запоминание
связано с непосредственным
воспроизведением содержания
изучаемого материала различной
сложности
Показывать, (опознавать) называть, давать
определение, пересказывать и т.д.
2 уровень
Применение знаний в знакомой
ситуации по образцу. Выполнение
действий с чётко обозначенными
правилами. Применение знаний на
основе обобщаемого алгоритма
(схемы)
Измерять, объяснять, составлять что-то по
готовой схеме, соотносить, характеризовать,
сравнивать, соблюдать правила и т.д.
3 уровень
Применение знаний в незнакомой
ситуации, т.е. творчески.
Предполагает применение в
качестве ориентира какой-либо
обобщённой идеи,
методологических знаний
Составить устный или письменный ответ на
проблемный вопрос, высказать суждение,
выделить существенные признаки,
анализировать информацию, написать
сочинение, дать отзыв или рецензию,
приводить и обосновывать собственные
примеры и оценки, искать необходимую
информацию.
Необходимо учитывать национальные и этнокультурные особенности учащихся
в процессе обучения.
Результат:
Успешность учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности ;
Создание здоровьесберегающей среды ;
Гуманистическое мышление и гуманное поведение.
Список литературы:
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1.М.: НИИ школьных
технологий, 2010г.- 816с.
2. Е.А. Юнина. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Пермь:
издательство ПРИПИТ, 2012. – 148 стр.
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2008.-
94с.