Автор: Петропавловских Ангелина Анатольевна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКООУ "СШИ" г.Тарко-Сале Пуровского района
Населённый пункт: город Тарко-Сале
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Краткосрочный проект "Огород на окне"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект «Огород на окне»
(для детей средних, старших и подготовительных групп)
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».
Руководитель проекта: воспитатель – Петропавловских А.А. , 2017г, МКООУ «СШИ» г.
Тарко - Сале Пуровского района, ЯНАО.
Участники проекта: Педагоги ДОУ, дети средних, старших и подготовительной группы,
родители воспитанников.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: фронтальный.
Продолжительность проекта
:
2 месяца (апрель, май).
Возраст воспитанников: 4-6 лет
Проектная идея:
Создать в каждой группе детского сада мини - огород на окне.
1.
Введение:
Традиционно в группах
детского сада создаётся огород на окне, который
используется с целью выработки у детей навыка
ухода за растениями, знакомства с
основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.
Наличие огорода на окне способствует осуществлению непосредственного контакта
ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая
деятельность по уходу за ними.
Дети вместе с воспитателем выращивают растения,
ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В
процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться
простейшими
орудиями
по
обработке
почвы
и
уходу
за
растениями,
формируется
бережное отношение к природе.
Дети
в
группе
являются
основными
хозяевами
огорода: в течение 2 - 3 месяцев они сажают овощные культуры на зелень и
выращивают
рассаду,
ухаживают за
ними, собирают урожай,
знакомятся
с
огородными культурами,
с историей
их
происхождения, с этапами их
роста
и
созревания, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом
растений.
Рассказывая детям об овощных культурах, необходимо подчеркнуть, насколько сложен
труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано
этим трудом. Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о
росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, а без этого невозможно
формирование осознанного отношения к труду. Дети могут поучаствовать в весенних
посадках выращенной рассады на участке. Одновременно отмечаем и радость этого труда
на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит зелень (например,
петрушку, зеленый лук, укроп,
и т.д.) и угостит всех зеленым луком.
Выращивая
растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет
только беречь. Так воспитываются навыки экологической культуры.
2.Актуальность: Цели
дошкольного
образования,
связанные
с
всесторонним
и
гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи
трудового
воспитания,
так
как
труд
является
одним
из
универсальных
средств
приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.
В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и
окружающим
людям.
С
самого
рождения
ребенок
является
первооткрывателем,
исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай
попробовать и я пойму». Так и ребенок дошкольного возраста усваивает все прочно и
надолго,
когда
слышит,
видит
и
делает
сам.
Поэтому
проектно-исследовательская
деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, потому что каждый
ребенок — это маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает
для себя окружающий мир. Каждый ребенок стремится к активной деятельности, и чем
полнее и разнообразнее
детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка,
реализуются первые творческие проявления. Воспитание современного ребенка и его
познавательных
способностей
–
приоритетная,
наиглавнейшая
задача
дошкольной
педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности
3.Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты:
Стратегическая цель: формирование у дошкольников
интереса к исследовательской
деятельности по выращиванию культурных растений в условиях группы детского сада,
воспитание у детей любви к природе, создание в группе мини — огорода на подоконнике.
Познавательное развитие:
-
Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений:
лук, укроп, огурцы, овес, помидоры, свекла, салат, рассада цветов ;
-
Формировать
у
детей
понятия
взаимосвязи
природа
и
люди:
люди
сеют
семена,
выращивают
и
ухаживают
за
растениями,
растения
вырастают,
радуют
людей
своей
красотой, кормят своими плодами.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста
растений.
-
Развивать
умение
наблюдать,
выделять
предмет
из
окружающего
пространства
по
определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий.
-
Закладывать основы естественно - научного мышления.
Социально-коммуникативное развитие:
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Развивать чувство ответственности за состояние растений в группе (полив, взрыхление,
прополка сорняков)
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам своего труда.
- Развивать познавательные способности.
- Формировать доброжелательные
взаимоотношения ребенка
со
сверстниками и
взрослыми.
- Развивать у детей навыки сотрудничества.
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное
отношение к миру природы и
окружающему миру в целом.
Речевое развитие:
- Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать
связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
-
Стимулировать
развитие
инициативности
и
самостоятельности
ребёнка
в
речевом
общении с взрослыми и сверстниками
Художественно-эстетическое развитие:
-
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие
детских работ, вариативность.
- Развивать эстетическое чувство, умение увидеть и почувствовать красоту природы,
восхититься ею, а также желание сохранить ее.
4.Задачи:
Познавательное развитие:
-
Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощных растений: лук,
укроп, огурцы, овес, помидоры , свекла, салат, рассада цветов ;
-
Формировать
у
детей
понятия
взаимосвязи
природа
и
люди:
люди
сеют
семена,
выращивают
и
ухаживают
за
растениями,
растения
вырастают,
радуют
людей
своей
красотой, кормят своими плодами.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста
растений.
-
Развивать
умение
наблюдать,
выделять
предмет
из
окружающего
пространства
по
определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий.
-
Закладывать основы естественно - научного мышления.
Социально-коммуникативное развитие:
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Развивать чувство ответственности за состояние растений в группе (полив, взрыхление,
прополка сорняков)
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам своего труда.
- Развивать познавательные способности.
- Формировать доброжелательные
взаимоотношения ребенка
со
сверстниками и
взрослыми.
- Развивать у детей навыки сотрудничества.
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное
отношение к миру природы и
окружающему миру в целом.
Речевое развитие:
- Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать
связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
-
Стимулировать
развитие
инициативности
и
самостоятельности
ребёнка
в
речевом
общении с взрослыми и сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие:
-
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие
детских работ, вариативность.
- Развивать эстетическое чувство, умение увидеть и почувствовать красоту природы,
восхититься ею, а также желание сохранить ее.
5.Ожидаемые результаты
:
-
Дети
приобретут
опыт
ухаживания
за
растениями
в
закрытых
помещениях,
познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного
мира.
- У детей сформируются представления о росте растений в комнатных условиях.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растениям.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6.Продукт проектной деятельности
:
получение рассады для посадки на территории
детского сада.
7.Принципы работы.
-
Принцип
природо
-
сообразности:
необходимо
учитывать
природу
ребенка
-
пол,
возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
- Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации
воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
8.Работа с родителями:
-
Наладить
тесное
взаимодействие
с
родителями
воспитанников
по
экологическому
воспитанию.
9.Формы
работы
с
детьми
по
реализации
проекта
НОД
по
экологическому
воспитанию:
- Метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты,
проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
- Словесные методы: беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, чтение
литературы, загадки.
- Практическая деятельность в природе (труд в природе, изобразительная деятельность с
отображением природы).
- Игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность;
- Экскурсии.
10.Ресурсы экологического проекта:
- Дневники наблюдений; справочные издания; контейнеры для посева семян;
земля;
семена
растений;
совочки;
лупа;
лейка;
различные иллюстрации с
изображением растений и овощей.
- Различные игрушки (домашние животные, птицы)
11.Пути решения проекта:
- Обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
- Учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
- Оценить риски реализации проекта.
12.Этапы работы:
I этап – Подготовительный (приобщение родителей воспитанников группы и
детей к реализации проектно – исследовательской деятельности).
II этап - Практический - основной (реализация проекта)
III этап
– Обобщающе – результативный
(заключительный),
подведение
итогов работы по проекту, итоговые мероприятия .
Презентация проекта.
1 этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной
творческой деятельности всех участников проекта:
-
подготовка
информационного
пространства
(консультации
для
родителей,
папки
–
передвижки, фотовыставка).
- сбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.
- разработка стратегии реализационного проекта.
№ п/п
Мероприятия и события
Задачи
Ответственные
1
Подбор
литературы
об
организации
огородов
на
окне
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Воспитатели групп,
родители
воспитанников.
2
Подготовка
материала
и
о б о р у д о в а н и я
д л я
реализации проекта
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Воспитатели, родители
воспитанников
3
К о н с у л ь т а ц и я
д л я
родителей:
« О г о р о д
н а
окне».
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Воспитатели групп
4
Помощь
родителей
в
приобретении инвентаря,
посевного
материла
для
огорода на окне
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Воспитатели, родители
воспитанников
5.
Беседы
с
детьми
всех
групп о создании огорода
на окне
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Воспитатели групп
6.
Подбор
иллюстраций
об
организации
огородов
на
окне.
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Во спит атели
г р у п п ,
родители
7.
Составление плана работы
над проектом.
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Ответственный педагог
8.
С б о р
м а т е р и а л а ,
н е о б х о д и м о г о
д л я
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Во спит атели
г р у п п ,
родители
воспитанников.
реализации проекта.
9.
Разработка
конспектов
занятий
и
презентации
по планируемой теме.
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Воспитатели, родители
10
Организация
предметно
– развивающей среды по
теме проекта.
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Воспитатели, родители
11
Изготовление
д и д а к т и ч е с к и х
и г р
и
пособий
Подготовка к реализации проекта
«Огород на окне»
Воспитатели
12
Прогулки
по
территории
детского
сада
с
целью
изучения
растительности
(май)
Закрепление знаний, полученных в ходе
реализации проекта.
Воспитатели, дети
13
Посадка рассады на участке
школы-интерната – детского
сада.
Формировать чувство
удовлетворенности от своего труда.
Воспитатели, дети
II этап. Основной этап познавательно-исследовательской деятельности:
Цель:
проведение исследовательской деятельности для выявления благоприятных условий
прорастания семян.
№п/п
Мероприятия и события
Задачи
Ответственные
1
Экспериментальная
д е я т е л ь н о с т ь
д е т е й
(опыты) группы
Расширять и формировать знания у
детей
об
овощных
культурах,
способах их выращивания и ухода
за
ними.
Воспитывать
любовь
к
природе и труду.
Воспитатели
группы,
дети
2
Совместная
деятельность
с
р о д и т е л я м и
и
д е т ь м и :
изготовление
книжек
-
малышек,
посадка
семян,
приготовление
контейнеров
под
рассаду,
наблюдение
и
уход, подготовка декораций
для огорода.
Расширять и формировать знания у
детей
об
овощных
культурах,
способах их выращивания и ухода
за
ними.
Воспитывать
любовь
к
природе и труду.
Воспитатели,
родители, дети.
3
.
П о к а з
п р е з е н т а ц и й
«Растительный
мир»,
мультфильмов:
«Приключение муравья»,
«Сказка
старого
дуба»,
Расширять и формировать знания у
детей
об
овощных
культурах,
способах их выращивания и ухода
за
ними.
Воспитывать
любовь
к
природе и труду.
Воспитатели, дети
«Дерево желаний».
4.
Чтение
художественной
литературы,
стихов
об
о в о щ а х ,
п р и р о д е ,
экологии:
«Кто
в
лесу
живет, что в лесу растет?»
Ю. Дмитриева,
Расширять и формировать знания у
детей
об
овощных
культурах,
способах их выращивания и ухода
за
ними.
Воспитывать
любовь
к
природе и труду.
Воспитатели, дети
5.
Отгадывание и составление
загадок об овощах
Расширять
словарный
запас
у
де те й ,
р а з в и в а ть
м ы ш ле н и е ,
память.
Воспитатели
и
дети
группы
6
.
Двигательная
деятельность
детей (подвижные,
дидактические,
пальчиковые
игры) дети
группы
Расширять и формировать знания у
детей
об
овощных
культурах,
способах их выращивания и ухода
за
ними.
Воспитывать
любовь
к
природе и труду.
Воспитатели,
д е т и
группы.
7.
Дидактические
игры
«С
какого
дерева
листок?»,
«Когда это бывает?», «У кого
листочки, у кого иголки?».
Расширять
знания
об
овощных
культурах
.
Воспитатели, дети
8
Беседы: «Плоды и семена»,
«Где
растут
овощи
и
растения
?»,
«Вредители
растений».
Расширять и формировать знания у
детей
об
овощных
культурах,
способах их выращивания и ухода
за
ними.
Воспитывать
любовь
к
природе и труду.
Воспитатели.
III этап. Заключительный этап познавательно-исследовательской деятельности:
Цель:
представить итоги проделанной деятельности:
№п/п
Мероприятия и события
Задачи
Ответственные
1
О р г а н и з а ц и я
о б щ е й
выставки
выращенной
продукции
1.
Воспитывать
чувство
радости
и
удовлетворения
результатами
своего
труда (общего труда).
Воспитатели групп
2
О ф о р м л е н и е
к о л л а ж а :
«Огород на окне»
2.
Ознакомить гостей группы и детского
сада
с
последовательностью
работы
в
«Огороде на окне»
Воспитатели, дети групп
3
Обработка
и
оформление
материалов
проекта
в
виде
презентации
3
.Оформление
в
форме
презентации
результатов
коллективного
труда,
урожая с «Огорода на окне».
Ответственный педагог
По реализации проекта «Огород на окне» были достигнуты определенные результаты:
1.Дети познакомились с культурными овощными растениями.
2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по
выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3.В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые
знания об условиях для роста растений.
4.Дети увидели многообразие посевного материала.
5.Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6.В группе был создан огород на окне.
7.Дети стали более уважительно относиться к труду.
8.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Мы так же обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования
разных
методов
и
приемов.
Собрали
богатый
материал
по
темам «Культурные
растения».
На
протяжении
всего
проекта
у
детей
сформировалось
стремление
к
познанию,
научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети
различают
и
уверенно
называют
овощи,
их
особенности
и
различия;
просвещение
родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
13.Трансляция
проекта:
Изготовление
совместно
с
детьми
журнала
наблюдений,
который доступен для просмотра педагогам, детям и родителям.
Вывод: Детям
понравилось ухаживать за растениями, они с интересом занимались
огородом, при этом чувствовали себя взрослыми, хозяйками. Переживали за погибший
укроп и очень ждали появление маленьких огурцов и помидоров.
14. Подведение итогов проекта:
1.Осмысливая результаты проекта, мы пришли к выводу, что данная форма работы очень
эффективна во всех группах детского сада.
2.Работа над проектом детям очень понравилась, принесла много радости, дала новые
знания.
3.Повысился уровень знаний детей по данной теме.
4.Дети стали более отзывчивы и внимательны к растительному миру в группе и на улице.
5.У
родителей
сформировалась
активная
позиция
по
решению
заданных
проблем,
совместно с детьми.
Дети высказали пожелания узнавать о других растениях, поэтому работа по проектной
деятельности будет продолжена.
15.Перспективы дальнейшего развития.
Данный проект может быть не только краткосрочным, но и долгосрочным. Его можно
расширить,
добавить
задачи,
поставить
новые
цели,
возможна
смена
совместной
деятельности взрослых и детей.
Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и
будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных
стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как
никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить
новые умения и знания.
Используемая литература:
1.Корнилова В, М, «Экологическое окно» в детском саду
2.Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир
растений» М. 2005г.
3.Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
4.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г. 5.Комарова Н. Г., Грибова
Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
5.Интернет ресурсы.
Приложение:
1.Пословицы и поговорки:
- Всякому овощу свое время.
- Овощи хороши во щи.
- Не вырастишь овощей — не сваришь и щей.
2.Пословицы и поговорки о капусте:
- Капуста не пуста, сама летит в уста.
- Без капусты щи не густы.
- В одном кармане пусто, в другом капуста.
3.Пословицы и поговорки о луке:
- Голо, голо, а луковка во щи есть.
- Лук с чесноком — родные братья.
- Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
4.Пословицы и поговорки о чесноке:
- Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
- Сердце с перцем, душа с чесноком (т. е. злой человек).
- Мать его — лук, отец — чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая пословица)
5.Пословицы и поговорки о свекле:
Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.
Красна свекла, хоть и в черной земле растет.
Без свеклы борща не ищи.
Свекла — красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.
Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.
6.Пословицы и поговорки о моркови:
Огуречик в кадке, а морковь – на грядке .
Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.
В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть
Будешь на полатях лежать, моркови не видать.
7.Пословицы и поговорки о бобах:
Не чванься, горох, перед бобами, будешь сам под ногами.
Бобы не грибы, не посеешь — не взойдут.
Чужую беду на бобах разведу, а к своей и ума не приложу.
8.Стихи про овощи:
Стихи про кабачок
Раз на грядке кабачок
Отлежал себе бочок
И запел: "Хозяйка!
Ты меня снимай-ка.
Эту песенку я спел,
Потому что я поспел!"
Е. Груданов
Вон пузатый кабачок
Лёг под кустик на бочок,
Словно белый поросёнок
К солнцу поднял пятачок!
Если много их найдём,
То зимой не пропадём:
И икра из них прекрасна,
И оладий напечём!
Стихи про свеклу
М. Борина
Свёклу знают все ребята,
Это овощ очень яркий.
Красным борщ окрасит свекла
Чтоб не выглядел он блекло.
Будет блюдо так красиво,
Да и вкусно, всем на диво.
Если будешь кушать борщ
Будешь весел и не тощ.
Витаминов много в нем,
Мы прекрасно заживем.
Приготовим мы салат,
Будешь ты, конечно рад.
Приготовим винегрет,
Свекла шлет нам свой привет.
Е. Груданов
Вот, как будто в беспорядке,
Свёкла вылезла на грядке:
Посерёдке, на боках,
В самых дальних уголках!
Кверху выставила спину
И торчит наполовину,
Прикрываясь над землёй
Тёмно-красною листвой...
Без неё — зимою нету
Ни борща, ни винегрета,
Ни салатов, ни икры -
Для больших и детворы!
Стихи про патиссон:
Е. Груданов
Нет, то вовсе не был сон:
Возле нашей мойки
Вырос странный патиссон -
НЛО и только!
Мы его купали лейкой,
Куст рыхлили по утрам,
И летающей тарелкой
Он всегда казался нам!
Пусть не верят... Пусть смеются!
Но нельзя смолчать о том,
Что летающие блюдца
Рядом выросли потом!
Скоро выучим примерно,
Будем знать наверняка:
Патиссон — на кухне первый
Заместитель кабачка!
С. Русановская
Посмотри-ка, патиссон!
Удивительный фасон!
Как цветок, как солнце-
Солнце - патиссонце.
А ещё похож на зонт
Этот чудо - патиссон !
Е. Голубенко Стихи про фасоль
А в стручке живёт фасоль.
Доказать? Ну, что ж изволь.
Расщепи две половинки.
Что внутри?
- Фасолек спинки!
Стихи про редьку:
Редька нас зимой спасает
От хворобы и простуд.
Нам здоровье предлагает
С мёдом редечный сосуд.
Стихи по тыкву
М. Днепровская
Тыква больше всех на грядке,
Будет твой живот — в порядке.
Каша с тыквы — хороша...
Кушай Миша — не спеша!
Практическая часть:
1. Конспект совместной с детьми деятельности в средней группе «Овощи».
Цель: Закрепление знаний детей об овощах.
Задачи:
1. Формировать
элементарные
представления
об
овощах,
цвете
и
форме
овощей,
закреплять представления детей о значении овощей в жизни человека.
2. Развивать познавательную активность, творческое мышление, внимание, речь.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, культурно-гигиенические навыки,
чувство ответственности, коллективизма.
Интеграция образовательных областей:
Образовательные области
мероприятия
1.
Социально-коммуникативное развитие
закрепление
представления
о
здоровом
образе
жизни,
воспитание культуры поведения, положительных моральных
качеств в общении друг с другом
2.
Познавательное развитие
ознакомление с природой, ФЭМП
3.
Речевое развитие
закрепление словаря на тему «Овощи», развитие навыков
рассуждений и доказательств, на подготовительном этапе
разучивание стихов
4.
Физическое развитие
организация физминуток во время занятий
5.
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация: «Овощи», «Консервирование овощей»
Виды
деятельности: игровая,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
художественно-эстетическая.
Материалы и оборудование:
Картина с изображением
огорода;
овощи
и
фрукты - муляжи, наглядное
пособие
«овощи»; заготовки для аппликации (банки, огурцы, помидоры); клей; салфетки.
Ход занятия
Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.
Ребята на картине нарисован огород. Что растёт на огороде?
Дети перечисляют (помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка)
Воспитатель: правильно, одним словом это овощи. Овощи растут на грядках, но чтобы
они
выросли
вкусными
и
свежими
за
ними
надо
ухаживать,
регулярно
поливать
и
вытаскивать сорняки. Давайте познакомимся с овощами? Но прежде, чем мы продолжим
нашу
работу,
проведем
небольшую
физкультминутку.
Ребята,
выходите
на
середину
группы.
Воспитатель: Наша физкультминутка называется «Огород».
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
А
сейчас
давайте
разложим
картинки
с
овощами
и
посмотрим,
какой
огород
у
нас
получился (дети называют овощи на картинках).
Ребята
я
предлагаю
вам
отгадать
загадки
про
овощи,
вы
слушайте
внимательно
и
отгадывайте.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
- Дети (лук)
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
- Дети (морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
- Дети (капуста)
Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем?
Игра называется «Собираем урожай»
На полу овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну вазу, а
фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее. (звучит веселая мелодия)
Воспитатель: молодцы ребята все правильно разложили! А вы хотите, чтобы наши овощи
сохранились зимой? Для этого надо их законсервировать в банки. Садитесь скорее за
столы и заполняйте банки овощами. Ребята, а какие овощи мы будем консервировать?
Дети (помидоры и огурцы)
А какой помидор? (круглый, сочный, красный)
А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий, хрустящий.)
В конце дети рассматривают свои работы. Ребята сегодня мы с вами познакомились, с
различными овощами, которые растут в огороде, а мы с вами в дальнейшем будем
выращивать овощи у нас в группе на окне в контейнерах.
2.Конспект НОД
по экологии «Огород на окне»
(средняя группа)
Цель: приобщать детей к выращиванию овощей и растений на окне, воспитывать
интерес, любовь и заботу о природе.
Задачи:
1.Образовательные:
-учить различать овощи по описанию;
-учить детей посадке луковиц, ;
-уточнить и обобщить знания детей о луке, как овоще;
2.Развивающие:
-углубить знания об условиях для комфортного роста растений в группе детского сада;
-формировать представления детей о пользе лука, условиях его выращивания;
3.Воспитательная:
-воспитывать у детей интерес к выращиванию растений в условиях детского сада и
желание ухаживать и наблюдать за их ростом.
Оборудование:
Демонстрационный материал: муляжи овощей, маска Лука, три конверта с изображением
дерева на первом, цветка на втором и третий без картинки; контейнеры с землей; лейки,
презентация по теме «Лук».
Раздаточный материал: карточки с изображением деревьев, цветов и овощей.
Ход образовательной деятельности:
1.Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию. Игра: «Всему свое место».
- Ребята, давайте поиграем. Нам сегодня принесли в группу вот такие карточки, их нужно
разложить в два конверта. А вот и конверты.
-Что нарисовано на первом? (Дерево)
-А на втором? (Цветок)
-Берите карточки.
Дети,
взяв
карточки,
называют,
что
изображено
у
них
на
карточке,
и
кладут
ее
к
соответствующему конверту.
2.Затруднение в игровой ситуации.
Когда доходят до лука, возникает затруднение.
-Ребята, а как вы думаете, почему эту карточку не положили ни к одному домику?
Дети предлагают решение:
-Это дерево? (Нет)
-Это цветок? (Нет)
-А что же это? (Лук)
-А вы знаете, что лук еще называют овощем? И для него и его братьев-овощей мы найдем
еще один конверт. Давайте с ними познакомимся.
Дети собираются около стола, на котором лежат муляжи овощей.
-Есть ли у вас огород?
-Что там растет?
Называя тот или иной овощ, дети выбирают соответствующий муляж овоща.
-Как одним словом назвать то, что растет на грядках огорода?
-Овощи
3.Воспроизведение нового в типовой ситуации.
-Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Найди по описанию»
Воспитатель подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма,
цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает
детям его назвать и показать.
-Этот овощ круглый, красный, может быть большим, бывают и маленькие, на ощупь
гладкий. Как вы думаете, что это такое?
Можно
предложить
загадки,
дети
отгадывают
и
находят
карточку
с
изображением.
Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.
-А зачем люди сажают овощи?
-Чтобы кушать
-А почему люди кушают овощи? С какой целью?
-Там много витаминов
-Ребята, я поняла, откуда у нас взялась карточка с изображением лука. Это же нам
Чиполино отправил. А еще он нам прислал по интернету сообщение в виде презентации.
Он хочет познакомить вас поближе со своими родственниками. Давайте ее посмотрим.
-Оказывается, лук может быть разной формы: круглый, овальный, удлиненный. (2 слайд)
-И на цвет разный. Какого цвета? (3 слайд)
-Коричневый, золотистый, белый, красный, фиолетовый
-Лук покрыт чешуйками, и перед тем как его есть его нужно почистить. А что происходит,
когда мы чистим лук?
-Мы плачем
-Скажите,пожалуйста, а какой лук на вкус?
-Горький
-Что же получается, лук горький на вкус. Его трудно чистить и резать – все от него плачут.
Зачем же тогда его используют?
-Правильно, молодцы. Действительно, лук нужно обязательно употреблять в пищу. Он
очень полезен. Про него говорят: «Лук от семи недуг». Что такое недуг?
-Когда болеют
-Верно. Его ели еще древние египтяне и кормили им строителей пирамид, чтобы они не
болели и были сильными. В луке содержится очень много витаминов, которые помогают
организму противостоять простудным заболеваниям. Улучшают работу сердца, желудка и
даже укрепляет десны и зубы.
Лук больше всего полезен в свежем виде. Но даже, когда мама добавляет его в суп, он
также принесет большую пользу.
-А чьи мамы высаживали лук на огороде? (4 слайд) Что вы заметили, как изменился лук?
(5 слайд)
-Появились зеленые стрелочки
-Зеленый лук тоже очень полезен. Он не такой горький. Вот бы нам к обеду этот зеленый
лук. Только откуда его взять?
-Надо посадить
-Как же мы посадим, если на улице еще снег?
-Можно посадить в группе (6 слайд)
-Здорово придумали! Я принесла луковицы, давайте посадим в землю. (Дети сажают
луковицы)
-Скажите, какие три условия необходимы для роста растений?
-Земля, вода и солнечный свет
-Мы посадили луковицы в землю, давайте их польем. Ребята, а куда нам лучше поставить
наши посаженные луковицы?
-На подоконник
-Правильно, ближе к свету. Я хочу вам показать одну луковицу, которую я посадила
раньше и поместила в темный шкаф. Посмотрите, какие у нее бледные стрелочки. Они
такими выросли из-за недостатка света.
-А теперь давайте встанем в круг.
Дети встают в хоровод
Игра-хоровод «Лучок»
Один из детей становится луком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод
и поют:
Лучок, лучок, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь!
Лучок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится луком. Лучок
может танцевать в паре с тем, кого выбрал.
4.Итог образовательной деятельности
-Давайте вернемся к нашим карточкам. У нас же лук там и остался один без домика. Что
же нам делать?
-Надо найти друзей овощей (дети из множества карточек отбирают овощи)
-Куда мы поместим все эти овощи?
-Нужен
еще
один
конверт
(Дети
складывают
карточки
с
изображением
овощей
в
отдельный конверт)
-Сегодня мы устроили свой огород на окне. Надеюсь, у нас вырастет хороший урожай.
Будем ухаживать и наблюдать.
А как, ребята, мы будем ухаживать за огородом? (поливать, рыхлить).
Старшая группа:
1.Конспект НОД
образовательной деятельности
в старшей группе
Цель:
- расширять кругозор детей, развивать интерес к окружающему миру, экологическое
мышление в процессе наблюдений,
- познакомить детей с внешним видом семян наиболее распространённых овощей, учить
узнавать их по внешнему виду,
углублять и конкретизировать представления детей о росте растений из семян,
расширять представления детей о земледельцах и овощеводах, о важности и значимости
труда их труда.
Материал:
компьютерная игра – презентация «Зеленая аптека» (слайды об овощах),
семена моркови, капусты, свеклы, тыквы
декоративной, огурцов,
томатов и фасоли,
гороха, луковицы.
Предварительная
работа: рассматривание
семян,
иллюстраций
овощей,
рассказы
из
личного опыта детей, просмотр мультфильма «Веселый огород», дидактическая игра
«Чье семечко?»
Ход проведения совместной образовательной деятельности:
Воспитатель: Вот и наступила весна. Давайте вспомним, что изменилось в природе?
(ответы детей)
Сейчас много работы у огородников. Наверняка, у многих из вас есть бабушки и дедушки,
к кому вы ездите летом на отдых Вспомните, что вы видели на огородных или дачных
участках? (перечисление, ключевое слово ОГОРОД).
- Что растет на огороде? (овощи).
В далёком – далёком времени хозяин маленького участка земли старался посадить возле
своего дома всё, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты. В старину вошли в
меню человека овощи, травянистые растения, у которых в пищу употребляли
сочные
части: листья, корни, плоды. Две тысячи лет назад бабушки и дедушки сажали репку;
первые щи были сварены четыре тысячи лет назад.
- Что выращивает ваша семья на огороде? (дети перечисляют)
- А что нужно сделать, чтобы на огороде выросли овощи? (посеять семена, посадить
рассаду)
-
Как вы думаете, как можно назвать все эти овощи? (урожай)
- Что нужно делать, чтобы вырастить хороший урожай? (ответы детей)
Давайте вспомним, что делали ребята из мультфильма «Веселый огород»?
- Ребята, кто вырастил такой богатый урожай? (ответы)
Активирую ответы детей, использую в беседе пословицу «Труд кормит, а лень портит» и
другие пословицы о труде.
К нам сегодня в гости пришел помощник овощеводов – Чучелка. Это искусственный
человек, пугающий птиц и мелких грызунов. Он принес подарок – красивую шкатулочку.
Что же внутри этой шкатулочки? Что это? Правильно, семена. Семена разных овощей, а
вот и овощи, которые из них вырастут (показываются настоящие овощи или муляжи).
Давайте вместе их назовём и положим каждому овощу его семя.
Но чтобы посадить семена на свое место в огороде, нужно уметь их отличать, а то захотим
мы посеять лук, а семена перепутаем
и вырастет свекла. Ну, что хотите научиться
различать семена?
Дидактическая игра: «Подбери семечко».
- Посмотрите, у вас на столах такие же наборы семян, как и у меня. Садитесь на свои
места.
Посмотрите, я взяла семена моркови и капусты, найдите их у себя. Семена капусты
гладкие, а у моркови по краям есть зубчики, они шероховатые. А какого цвета эти семена?
А эти? Правильно, у моркови семена светло-коричневые, а у капусты коричневые. Потрите
семена пальцами и понюхайте. Семена моркови пахнут как морковка.
- Ребята возьмите семена лука (лук можно вырастить и из семени, а зеленые перья
выгоняем из луковицы!) и свеклы, давайте сравним их (задаю вопросы по выявлению
признаков).
Семена
лука
ребристые,
маленькие,
чёрные,
не
пахнут.
Семена
свёклы
круглые, поверхность у них неровная, морщинистая, светло - коричневого цвета. Семена
не пахнут.
- А теперь сравним семена фасоли и гороха, тыквы и огурцов.
Восп-ль: Мы сегодня научились различать семена овощей. В следующий раз мы семена
посадим в землю.
А сейчас давайте к семенам подберем в корзинку муляжи овощей из нашего магазина.
2.КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности «Познание»
«Огород на окне»
Цель: закрепить умение различать овощи, дать знания о способах выращивания из
семян, углубить знания о стадиях роста и развития овощных культур, о том, что для жизни
растений нужны свет, тепло, влага, уметь использовать в речи обобщающие слова
«овощи», обогащать сенсорную культуру через загадки – описания, рассматривание,
тактильные ощущения.
Девиз: «На занятиях не болтай, как заморский попугай, а сиди на стуле стройно, а веди
себя достойно».
Прочитать детям стихотворение «Об огороде».
По таинственным законам, непонятным до сих пор, огурец растет зеленым, рядом красный
помидор.
Баклажаны синие, рядом с желтой дынею.
А земля, - черным-черна, а земля для всех одна.
А знаете, с чего начался первый огород?
В далекие, далекие времена в меню человека вошли овощи. Две тысячи лет назад «дедки»
посадили первые репки. Первые щи были сварены 4 тысячи лет назад.
В старые времена, хозяин маленького клочка земли, старался посадить возле дома то, что
ему нужно для еды, для лечения и красоты. Овощи помогают людям быть здоровыми,
потому, что они богаты витаминами.
Морковь, петрушка, лук, чеснок – это копилка витаминов. Благодаря целебным свойствам
овощи становятся докторами многих заболеваний. Если бы овощи умели разговаривать, то
мы бы услышали интересный рассказ об их приключениях и превращениях.
Послушайте загадку, о чем она.
«Там морковка, там капуста, там клубника, пахнет вкусно, а козла туда друзья, нам никак
пускать нельзя». (Огород).
Правильно это огород.
У кого из вас ребята есть огород? Что вы выращиваете на огороде? Ребята, а какие овощи
вы знаете?
А сейчас мы свами отправимся в гости к овощам, узнаем о том, какими лечебными
качествами обладают овощи.
И так мы отправляемся в путешествие в сказочную огородную страну.
Воспитатель показывает куклу в русском костюме, рассказывает.
Жила-была девочка Катя. Приехала она в гости к бабушке с дедушкой в деревню. Повели
они внучку, показать свой огород. Бабушка и дедушка называли землю «матушкой»,
«кормилицей»,
они
вовремя
сажали
и
сеяли,
вырывали
сорняки
на
грядках,
подкармливали растения удобрениями. Сколько разных овощей растет в огороде. Вырастят
они урожай и ребят овощами угощают.
Из семян вырастают растения, затем они зацветают, пчелы переносят пыльцу, опыляя их.
Через некоторое время цветок завянет, а вместо него появится маленький плод.
Рассмотреть кусты помидоров с плодами.
А теперь отгадайте загадки.
Угадайте-ка, ребятки, что росло у нас на грядке?
1. Сидит дед, в семь шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает ... (Лук)
2. Вкуснятина в красивой миске, салат из молодой … (Редиски).
3. Он тоже красный и тоже гладкий, бывает горький, бывает сладкий … (Перец)
4. Красная девица, сидит в теплице. А коса на улице ... (Морковь)
5. Лепесток на лепестке, зелены заплатки. Целый день на животе, нежится на грядке …
(Капуста)
Дидактическая игра: «Подскажи словечко»
1. Хоть сахарной зовусь, но от дождей я не размокла, крупна, кругла, сладка на вкус,
узнали вы я … (Свекла)
2.
Летом
в
огороде
свежие,
зеленые.
А
зимою
в
бочке
желтые,
соленые,
отгадайте
молодцы, как зовут нас … (Огурцы)
3. С фиолетовой окраской, как заморский принц из сказки. Прибыл к нам из дальних
стран. Чудо овощ … (Баклажан)
4. Кафтан на нем красный, тоненький атласный. Его знают с давних пор, он зовется …
(Помидор)
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз росой она умылась, два изящно покружилась, три нагнулась и присела, на четыре
улетела.
Я попрошу вас постараться,
Быть невнимательным нельзя,
Мы начинаем викторину.
Мои полезные друзья.
1. Кто назовет больше овощей
2. Дидактическая игра «4 лишний»
3. Давайте вспомним, какие овощи растут над землей, под землей.
Я назову овощ, если он растет под землей вы садитесь на корточки, если над землей, то
встаете.
4. А сейчас, я проверю, знаете ли вы какого цвета бывают овощи. Я назову овощ, а вы
ищете в комнате предмет такого же цвета, добегаете до него и дотрагиваетесь рукой.
Воспитатель приносит поднос с овощами.
Одарила нас Природа
Принесли мы с огорода
Много разных овощей.
Вот капуста нам для щей,
Выставил тугой бочок, аппетитный кабачок,
Лук весь в золотых одеждах.
В скромном платьице картошка,
Превосходный урожай,
Собирать лишь успевай.
Как назвать, одним словом то, что лежит на подносе? – (Овощи).
Где растут овощи? – (На огороде).
Кто выращивает овощи? - (Человек).
Есть овощи, растущие в земле (лук, морковь, свекла, картофель). Другие растут на земле
(огурцы, помидоры, капуста, баклажаны)
Для чего люди выращивают овощи? (Чтобы употребить в пищу).
Все ли овощи одинаковые на вкус?
Предложить попробовать.
Сегодня мы с вами узнали много нового об овощах, о тех, кто их выращивает, о пользе
овощей.
Овощи
едят
сырыми,
варят,
жарят,
заготавливают
на
зиму,
готовят
из
них
различные блюда.
Опытная деятельность.
Послушайте загадку:
«Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь, он невидимый, но все же, без него
мы жить не можем. (Воздух)
Правильно, это воздух, он невидимка, он вокруг нас, внутри и высоко в небе. У чистого
воздуха нет цвета, запаха, поэтому мы его не замечаем. Воздух нужен для дыхания людям,
животным, растениям. Где же встречается воздух – проведем несколько опытов.
1. Лист тонкой бумаги, разрезанной на полоски – они колышутся, что их колышет …
(Воздух)
2. Надуть и завязать полиэтиленовый пакет – что находится в пакете … (Воздух)
3. Надуть воздушный шар, показать детям он летает, выпустить воздух из шара (дать
детям почувствовать струю воздуха.
4. Прозрачную пустую бутылку опустить в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.
Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из
бутылки.
Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Подготовительная группа:
Конспект занятия « Огород на окне»
(подготовительная группа)
Цель:
расширять представления детей об огороде;
обобщить и расширить знания школьников о том, как ухаживать за растениями в
комнатных условиях;
привлечь к работе как можно больше детей.
Задачи:
Образовательные:
Осуществлять выращивание овощей на окне и рассаду цветочных культур;
закреплять знания детей об условиях необходимых для роста растений;
Рассказать детям о каждой выращенной культуре, об особенностях выращивания;
Заполнять дневник наблюдений за огородом;
Проследить рост растений от семени до ростка;
Понять какую роль играют условия в разные периоды их роста и развития.
Воспитательные:
Воспитывать желание добиваться результата;
Участвовать в общем деле, развивать трудовые умения.
Прививать
умение
детей
самостоятельно
ухаживать
за
огородом,
выполняя
соответствующие манипуляции, на основе уже полученных навыков и умений;
Работа над словарем:
Развивать связную речь детей, расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения,
систематизировать представления детей о признаках объектов;
Оборудование и материалы:
Рассада посаженных культур: петрушка, укроп, помидоры, салат, огурцы, лук.
Цветы: бархатцы, анютины глазки, астра.
Инвентарь: лейка, лопаточка для рыхления, тряпочка.
Дидактический
материал:
картинки
с
изображением
овощей
и
цветов,
дневник
наблюдений « Огород на окне» и т. д.
Критерии оценки деятельности детей:
Активность;
Самостоятельность;
Взаимодействие со сверстниками и взрослым;
Эмоциональный отклик;
Бережное отношение к объектам деятельности;
Проявление волевых усилий;
Самооценка
Виды
детской
деятельности
в
НОД:
-
коммуникативная,
трудовая,
познавательно-
исследовательская, продуктивная, чтение художественной литературы.
Планируемые результаты.
Личностные:
проявляет
любознательность,
интерес
к
изучению
природы,
выполняет
трудовые манипуляции, ведет дневник наблюдений, может рассказать о необходимых
условиях для развития растений, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом
и сверстниками в решении познавательных задач.
Интеллектуальные: знает названия цветочных и овощных культур, имеет умения и навыки
продуктивной творческой деятельности.
Физические: двигательная активность, умения и навыки здоровьесбережения.
Весенний период очень важный в жизни природы: с каждым днем улучшающиеся условия
окружающей среды способствует пробуждению от зимней спячки растений и животных.
Весной на конкретных примерах выращивания лука, овощей на окне, цветочной рассады,
во время наблюдения за ветками в вазе, за оживлением природы на участке детского сада,
во время ухода за комнатными растениями дети постигают главную экологическую идею:
состояние живого организма, его жизненные процессы зависят от комплекса внешних
условий. Если их не достаточно, организм находится в состоянии покоя (спячки); если
имеется необходимый комплекс условий, то живое существо активно растет, хорошо себя
чувствует, дает потомство. Уточняется мысль, что для обитателей уголка природы эти
условия создают люди (дети и воспитатель, делая вовремя все необходимое, чтобы они
жили и росли.
1. Предварительная работа:
В группе для детей на подоконнике был создан мини сад-огород. Изготовлены таблицы –
указатели с названиями растений и с датой их посадки. В специально подготовленный
ящик с грунтом были высажены семена культур, дата и цель посадки были зафиксированы
в
дневник
наблюдений.
Так
же
были
подобраны:
художественная
литература,
стихи,
поговорки,
загадки
об
овощах,
цветах,
иллюстрации
и
картинки
(демонстрационный
материал). Проведена консультация с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Сад –
огород», оказание посильной помощи родителей в создании проекта «Сад-огород», был
проведен опрос родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду».
2. Практическая работа. Вводная часть
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
В. : Правильно, весна! Какие признаки весны мы с Вами можем отметить?
Д. : Тает снег, прилетают перелетные птицы, становится теплее, появляются первые
проталины, первые цветы.
В. : Совершенно верно! Скажи дети, а что же происходит на огороде?
Д. : Взрослые и дети начинают сажать овощи, цветы, ягоды!
В. : Давайте, мы с Вами вместе рассмотрим наш огород.
Огород, огород
Что за чудо! Вот так класс!
На подоконнике у нас,
Мини-огород живет,
Растет, и урожай дает!
Основная часть.
Дети с воспитателем рассматривают огород, на котором высажены садово-огородные
культуры: петрушка, укроп, перец, бархатцы, астра, анютины глазки. Ребята замечают, что
ростки саженцев направленны к свету!
В. : Ребята, посмотрите внимательно на наш огород, как вы думаете, что необходимо
нашей рассаде, чтобы мы получили хороший урожай?
Д. : Земля, вода, воздух, свет, тепло.
В. : Правильно, ребята. Давайте рассмотрим каждое условие по отдельности. Поиграем в
игру «Наша ладошка».
Дети показывают свою ладонь, поочередно указывая на пальцах руки:
Самое важное условие для развития и роста любого растения – это земля. Чтобы получить
хороший урожай, мы с вами набрали земли, прорыхлили почву. Посадили семена. Но что
еще необходимо сделать для нашего семени, чтобы оно проросло?
Д. : Вода.
В. : Правильно, ребята, чтобы семечко дало росток, необходимо его полить. Любой живой
организм
не
может
обойтись
без
воды.
(Показывает
на
указательный
палец,
дети
повторяют действие.) Итак, мы с вами посадили, полили наше семечко и через некоторое
время мы увидели, что появился маленький росточек, затем первый листочек, второй и т.
д.
Как вы думаете, без чего наше растение не сможет существовать.
Д. : Без воздуха.
В. : Правильно. Растения, как и мы с вами, дышат воздухом, т. е. или необходим кислород
и углерод (Дети показывают на средний палец). А теперь, посмотрим на наш огород. Как
вы думаете, почему эти ростки мы не можем сейчас высадить в открытый грунт.
Д. : На улице еще холодно, земля не прогрелась солнце, и наши ростки могут погибнуть.
В. : Совершенно верно, как Вы думаете, какое еще условие необходимо для дальнейшего
роста наших растений?
Д. : Тепло. Земля должна быть прогрета.
(Дети указывают на безымянный палец)
В. : Да, ребята, тепло представляет собой
основной фактор жизни растений.
Давайте мы внимательно посмотрим на наши ростки.
Что мы можем увидеть?
Д. : Ростки повернуты в сторону окна.
В. : Почему?
Д. : Растение тянется к свету, к солнцу.
В. : Да, ребята, чем больше света, тем лучше и быстрее растут наши растения. Они как мы,
радуются каждому лучику солнца. (Показывает на мизинец). Посмотрите наша ладонь и
пальцы – единое целое, как и наше растение неразрывно связанно и зависит от всех
перечисленных
факторов
и
условий:
земли,
воздуха,
света,
тепла,
воды.
( П о к а з ы в а ю т
д р у г
д р у г у
л а д о ш к и )
-Молодцы ребята, а теперь давайте послушаем стихотворение про наш огород.
Петрушка.
Сказала бабушка:
-Пора, петрушку высевать… Ура!
Вот всем на удивленье
Задам я представленье!
И будут у Петрушки
Такие же веснушки, колпак,
Вихор из пакли,
Как в кукольном спектакле:
Но через месяц или два
Взошла обычная ботва.
Где же колпак, веснушки
У этого… Петрушки?
Укроп.
Укроп - полезное растение,
И в этом нет у нас сомненья,
Его добавим мы в салат,
И каждый будет очень рад.
Перец
В сентябре и в августе –
Урожай плодов.
Овощи и фрукты –
Результат трудов.
Красный и зеленый,
Желтый, как лимон,
Вовремя взращенный.
Перец – гегемон.
Вкусный и полезный,
И любим людьми,
Перец на здоровье,
На, скорей возьми.
(Дети слушают стихи, рассматривают огород)
В. : Кроме овощей и зелени у нас есть рассада
цветочных культур. Послушайте стихотворения.
Астра.
Астру, наверное, каждый узнает.
В саду и на даче она вырастает
Нежный цветочек, лохматый немножко,
Листиков много на худенькой ножке.
Осенью в школу ребята идут
Учителю астры в подарок несут.
Анютины глазки.
Теплым и солнечным,
Радостным летом
Синим и белым,
И смешанным цветом,
Шепчут веселые, яркие сказки
Эти цветочки анютины глазки.
Бархатцы.
Ярким солнечным букетом
Предо мною бархатцы.
Расцветают ранним летом
Я смеюсь от радости!
Пусть просты, зато нарядны.
Пышным кустиком горят.
Запах горький, но приятный,
И лучистый добрый взгляд.
В: Ребята, на нашем огороде кто-то разбросал карточки с изображением фруктов, овощей
и
ц в е т о в .
Д а в а й т е
п о п р о б у е м
и х
с о б р а т ь
в
р а з н ы е
г р у п п ы .
Дети собирают картинки в разные группы, поочередно называя каждый овощ, фрукт и
цветок.
З а к л ю ч и т е л ь н а я
ч а с т ь
В :
М о л о д ц ы ,
р е б я т а ,
в ы
б ы с т р о
с п р а в и л и с ь
с
э т и м
з а д а н и е м .
Чтобы наш сад – огород дол хороший урожай, необходимо за ним ухаживать. Что мы с
В а м и
м о ж е м
с д е л а т ь ?
Д: Разрыхлить землю с помощью лопаточки, поливать водой по мере необходимости из
лейки, следить за тем, чтобы почва была влажной. Так же мы должны следить за тем,
чтобы не было сквозняков, т. к. наши растения боятся холода. Еще растения любят свет,
поэтому мы должны поставить их в светлое место.
В: Молодцы, ребята, теперь вы знаете как ухаживать за нашими растениями, что нужно и
можно с ними делать, какие условия им необходимы для роса и развития. Давайте еще раз
повторим.
Дети
повторяют
5
условий,
название
рассады,
спо собы
ухода
и
т.
д .
В: Хорошо, ребята. Наше занятие подошло к концу. Нам осталось только заполнить
д н е в н и к
н а б л ю д е н и й .
Дети вместе с воспитателем заносят все наблюдения в дневник наблюдений, делают
зарисовки выращенных культур.
3. Заключительная работа
Результаты:
обобщили
и
расширили
знания
дошкольников
о
том,
как
ухаживать
за
растениями в комнатных условиях, перечислили все необходимые условия для роста и
развития растений, научили бережно ухаживать за садом-огородом, отмечать изменения в
росте и развитии, обогатили словарный запас детей, привлекли родителей к совместной
деятельности.