Автор: Беневольская Татьяна Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 7
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Готовимся к школе - играем и развиваемся"
Раздел: дошкольное образование
Родителям будущих первоклассников
рекомендуем
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ - РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ
В
настоящее
время
в
отечественной
психолого-педагогической
практике
широко
употребляется понятие «
готовность ребенка
к
обучению
в
школе».
У
родителей
часто
складывается
мнение,
что
готовность
к
школе
подразумевает, прежде
всего,
конкретные
учебные умения и навыки ребенка накануне
его перехода в начальную школу (например, такие
как,
умение
читать,
умение
складывать
числа,
умение
решать
примеры
в
пределах
первого
десятка). Конечно, эти умения и навыки сами по
себе важны. Однако обращаем ваше внимание на
то,
что понятие «готовность к школе» – это
комплексная
характеристика,
к о т о р а я
отражает, прежде
всего,
общий
уровень
психофизического
развития
каждого
ребенка.
И если у дошкольника уровень этого развития
достаточно
высокий,
то
такой
ребенок
может
самостоятельно,
т.е.
без
дополнительной
организующей
и
направляющей
помощи
взрослого:
в н и м а т е л ь н о слушать,
запоминать
и
выполнять
конкретные
задания
и
указания
взрослого в течение определенного времени;
может работать по заданному образцу;
легко и спокойно выполняет задание учебного
типа в течение 20 – 30 минут;
доводит начатую работу до конца;
проявляет активность в узнавании нового;
умеет грамотно составлять связный рассказ;
умеет управлять своим поведением,
т.е. действовать
по
правилу,
как
в
игре,
так
и
вне
игры
(в
повседневной
жизни);
умеет
управлять
своими
эмоциями
(например,
«умеет проигрывать в игре по правилам» - не обижается,
не злится, не плачет, не бросает начатую игру);
ориентируется
в
пространстве
и
во
времени
(на
улице,
в
здании,
в
комнате,
на
полках
книжного шкафа, на листе бумаги и т.д.);
показывает моторную сноровку и ловкость.
Безусловно, про такого ребенка можно
с уверенностью сказать, что он хорошо готов
к школьному обучению!
Все
эти
необходимые
навыки
развиваются
у
р е б е н к а
н е
т о л ь к о
в
д е т с к о м
с а д у ,
но и ежеминутно в общении со взрослыми - близкими
значимыми для ребенка взрослыми.
Поэтому
так
важно
вдумчивое
и
внимательное
участие
родителей,
бабушек
и
дедушек
в
развитии
ребенка.
В общении с ребенком
старшего дошкольного возраста:
будьте последовательными
соблюдайте режим дня
приучайте ребенка к самостоятельности
в самообслуживании
поощряйте ребенка к любознательности
своим эмоциональным одобрением активности
ребенка стимулируйте его задавать вопросы
по возможности подробно отвечайте на
вопросы ребенка
развивайте внимание ребенка, через
различные образцы своего внимательного
поведения;
как можно чаще играйте с ребенком в
настольные и подвижные игры по правилам
читайте вслух ребенку как можно чаще
обязательно обсуждайте с ребенком
прочитанное содержание
задавайте вопросы ребенку для
установления причинно-следственных связей
событий и определения пространственно-
временных отношений
обогащайте словарный запас ребенка
расширяйте кругозор ребенка
верьте в способности своего ребенка
поддерживайте ребенка эмоционально при
всех неудачах и трудностях
цените особенности своего ребенка!
Кроме
этого
достичь высокого уровня
развития ребенка к 6,5 - 7 годам можно,
е с л и
как
можно
чаще
играть
вместе
с
детьми
в
различные
игры
по
правилам
(сначала
по
совсем
простым
правилам)
и
как
можно
больше
давать
возможность
детям играть самостоятельно друг с другом
в сюжетные и ролевые игры.
Многочисленные
исследования
показывают,
что
дети,
которые
много
и
интенсивно
играли
до
школы,
во
время
учебы
успешны
не
только
в
познавательной
сфере,
но
и
в
д р у г и х
направлениях развития – в эмоциональной сфере,
социальной, моторной.
Ребенок с богатым игровым опытом:
проявляет развитую фантазию, демонстрирует
более
высокий
уровень
развития
элементов
логического мышления
лучше
распознает в
общении
попытки
манипулировать им
лучше
справляется
с
н е г а т и в н ы м и
переживаниями, разочарованиями и неудачами
проявляет
способность
в ы д е р ж и в а т ь
«эмоциональные перегрузки»
более уравновешен в соотношении основных
чувств – радости, печали, страха, гнева
такой ребенок лучше слушает партнера
у
н е г о повышенная
готовность
к кооперации (т.е. взаимодействию с другими)
п о в ы ш е н н а я способность
завязывать
дружеские отношения
б ол е е
высокая способность
к
быстрой
реакции
улучшенная координация движений глаз и
ведущей руки.
Таким образом, дети в игре приобретают такие
в а ж н е й ш и е
н а в ы к и
и
р а з в и в а ю т
т а к и е
способности,
которые
необходимы
каждому
человеку не только для успешного обучения, но и
для дальнейшей самостоятельной, ответственной
и частично автономной жизни.
Для детей 5-6-7 лет впереди еще есть
удивительное и радостное время
дошкольного детства.
Поиграйте вместе
со своим любимым ребенком!