Напоминание

"Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня."


Автор: Зинина Елена Николаевна
Должность: логопед
Учебное заведение: МАДОУ №108 "Воробышек"
Населённый пункт: город Прокопьевск. Кемеровская область
Наименование материала: публикация
Тема: "Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня."
Раздел: дошкольное образование





Назад




1.2. Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей

старшего

дошкольного

возраста

с

общим

недоразвитием

речи III

уровня

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР чаще носит

вторичный

характер,

так

как

их

собственная

речь

не

способствует

формированию

четкого

слухового

восприятия

и

контроля.

Трудности

отмечаются

уже

при

восприятии

и

воспроизведении

простых

ритмов,

эоспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при

выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-

акустическим

признакам,

а

также

слов

сложной

слоговой

структуры

и

скороговорок.

Нарушение

звукового

анализа

выражается

в

том,

что

ребёнок

воспринимает

слово

глобально,

ориентируясь

только

на

его

смысловую

сторону,

и

не

воспринимает

сторону

фонетическую,

то

е с т ь

последовательность звуков его составляющих.

При выполнении заданий — назвать первый или последний согласный

звук в словах типа кошка — камень, ребенок с ОНР, как правило, выделяет

слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]).

Затрудняется сравнение слов по звуковому составу — определение количества

звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных

в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков

в слове сон — н-о-с.

Значительные

трудности

у

детей

с

ОНР

вызывают

задания

на

добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове,

синтез слов из звуков и слогов.

При

нарушении

синтеза

ребёнок

не

в

состоянии

из

ряда

звуков

составить слово.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только

фонематического

восприятия,

но

и

на

пространственные

нарушения,

влияющие на правильность выполнения заданий.

У

детей

с

общим

недоразвитием

речи

отмечается

недоразвитие

фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического

анализа и синтеза.

Таким

образом,

дети

с

ОНР III

уровня

отстают

от

нормально

развивающихся сверстников в умении производить звуковой анализ и синтез.

В связи с этим необходимо специальные занятия по формированию звукового

анализа

и

синтеза

у

детей

ОНР III

уровня.

подобранного наглядного

материала, и целесообразности его применения на

логопедических занятиях.

Вывод:

В

старшем

дошкольном

возрасте

ребенок

должен

хорошо

ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим

анализом и синтезом слов.

Звуковой (фонематический) анализ и синтез - это умственные действия

по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом

фонематическом восприятии.

Операциями звукового анализа являются:

Дифференциация гласных и согласных звуков;

Выделение начального звука в слове;

Определение места звука в слове;

Определение последовательности и количества звуков в слове;

Выделение места звука в слове по отношению к другим звукам;

Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности

и в нарушенной последовательности.

Преобразование слова при помощи добавления или замены звука.

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня

должно осуществляться в условиях систематической работы с применением

наглядности. Многие авторы методик рекомендуют включать наглядные

модели, символы звуков на занятиях с детьми с ОНР по формированию

навыка звукового анализа и синтеза.

Основные этапы логопедической работы, направленной на формирование

звукового анализа у старших дошкольников

с ОНР III уровня

Процесс

обучения

звуковому

анализу

осуществляется

поэтапно

в

непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического

восприятия,

слоговой

структуры.

Различная

степень

нарушения

речевой

функции

делают

необходимым

использование

разнообразных

приёмов

и

методов при бучении детей звуковому анализу. Материал для занятий по

формированию

звукового

анализа

подбирается

так,

чтобы

не

было

неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно,

чаще.

I. Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.

Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков. При этом

хорошо использовать систему символов. Игры и упражнения: Выделение

звука из слова (есть такой звук или нет?)

1.

Разговор двух пчёлок: Давай дружжжить! Где ты жжживёшь?

2.

Встреча двух машин: Я ввожу овввощи, а ты? Такую игру можно

продлить, используя любой звук.

II. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало,

конец, середина.

III. На третьем этапе вводятся Фишки для выполнения звукового

анализа:

красный обозначают гласный звук,

синий твёрдый согласный,

зелёный - мягкий согласный,

синий с изображением звоночка - твёрдый звонкий согласный,

зелёный с изображением звоночка - мягкий звонкий согласный звук.

На

данном

этапе

дети

учатся

анализировать

обратные

слоги

типа:

ГЛАСНЫЙ+

СОГЛАСНЫЙ,

прямые

слоги

типа:

СОГЛАСНЫЙ

+

ГЛАСНЫЙ,

а

затем

слов

типа

КОТ,

МАК,

КИТ.

Эти

упражнения

воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Впоследствии

фишки заменяются буквами, и дети читают односложные слова и слоги. В

это время дети понимают и употребляют термины "звук", "буква", "слог",

"слово", "гласный и согласный", "твёрдый и мягкий", "звонкий и глухой".

IV. На последнем этапе дети обучаются производить полный

звуковой анализ слова.

Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства:

схему слова и фишки.

Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове.

Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на

звуковую линейку и по представлению.

Порядок анализируемых слов:

слова из двух гласных (АУ)

из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)

из трёх звуков (РАК, КИТ)

из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)

слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)

слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)

слова из 2 слогов (СУМКА)

из 3 открытых слогов (СОБАКА)

План анализа слова:

1. произнеси слово и послушай его. Этот пункт исключительно важен для

развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект

предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его

произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение

звуков из слова, логопед должен убедиться

в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный

этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников

устной речи.

2.найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт

плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком (со

звательной интонацией, которая подчёркивает ударный слог), а во второй по

слогам.

3. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход

к этому действию означает начало собственно звукового разбора.

4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

6. третий звук и т.д.

7. "прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?

сколько гласных?

сколько в слове слогов?[34,35,36,]

Итак,

овладение

навыками

звукового

анализа

имеет

первостепенное

значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её

грамматического

строя,

а

также

для

умения

произносить

слова

сложной

слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому

анализу

на

основе

одновременного

изучения

звука

и

его

графического

изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая

взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового

анализа

и

синтеза

дети

овладевают

чтением

слогов

и

слов.

Осознание

звуковой

структуры

слова

и

работа

по

звуковому

анализу

является

необходимой

предпосылкой

к

обучению

грамоте.

Слияние

звуков,

материализованных

с

помощью

фишек

-

есть

моделирование

чтения,

а

выкладывание

фишек

-

аналог

письма,

только

то

и

другое

проходит

в

игровой, занимательной форме.[36]

Вывод: Процесс обучения звуковому анализу осуществляется поэтапно в

непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического

восприятия, слоговой структуры. Различная степень нарушения речевой

функции делают необходимым использование разнообразных приёмов и

методов при бучении детей звуковому анализу.



В раздел образования