Автор: Зинина Елена Николаевна
Должность: логопед
Учебное заведение: МАДОУ №108 "Воробышек"
Населённый пункт: город Прокопьевск. Кемеровская область
Наименование материала: публикация
Тема: "Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня."
Раздел: дошкольное образование
1.2. Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием
речи III
уровня
Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено
произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового
анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения
порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,
последовательность или позицию звуков в слове.
Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР чаще носит
вторичный
характер,
так
как
их
собственная
речь
не
способствует
формированию
четкого
слухового
восприятия
и
контроля.
Трудности
отмечаются
уже
при
восприятии
и
воспроизведении
простых
ритмов,
эоспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.
Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при
выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-
акустическим
признакам,
а
также
слов
сложной
слоговой
структуры
и
скороговорок.
Нарушение
звукового
анализа
выражается
в
том,
что
ребёнок
воспринимает
слово
глобально,
ориентируясь
только
на
его
смысловую
сторону,
и
не
воспринимает
сторону
фонетическую,
то
е с т ь
последовательность звуков его составляющих.
При выполнении заданий — назвать первый или последний согласный
звук в словах типа кошка — камень, ребенок с ОНР, как правило, выделяет
слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]).
Затрудняется сравнение слов по звуковому составу — определение количества
звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.
Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных
в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков
в слове сон — н-о-с.
Значительные
трудности
у
детей
с
ОНР
вызывают
задания
на
добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове,
синтез слов из звуков и слогов.
При
нарушении
синтеза
ребёнок
не
в
состоянии
из
ряда
звуков
составить слово.
Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только
фонематического
восприятия,
но
и
на
пространственные
нарушения,
влияющие на правильность выполнения заданий.
У
детей
с
общим
недоразвитием
речи
отмечается
недоразвитие
фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического
анализа и синтеза.
Таким
образом,
дети
с
ОНР III
уровня
отстают
от
нормально
развивающихся сверстников в умении производить звуковой анализ и синтез.
В связи с этим необходимо специальные занятия по формированию звукового
анализа
и
синтеза
у
детей
ОНР III
уровня.
подобранного наглядного
материала, и целесообразности его применения на
логопедических занятиях.
Вывод:
В
старшем
дошкольном
возрасте
ребенок
должен
хорошо
ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим
анализом и синтезом слов.
Звуковой (фонематический) анализ и синтез - это умственные действия
по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом восприятии.
Операциями звукового анализа являются:
•
Дифференциация гласных и согласных звуков;
•
Выделение начального звука в слове;
•
Определение места звука в слове;
•
Определение последовательности и количества звуков в слове;
•
Выделение места звука в слове по отношению к другим звукам;
•
Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности
и в нарушенной последовательности.
•
Преобразование слова при помощи добавления или замены звука.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено
произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового
анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения
порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,
последовательность или позицию звуков в слове.
Формирование звукового анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня
должно осуществляться в условиях систематической работы с применением
наглядности. Многие авторы методик рекомендуют включать наглядные
модели, символы звуков на занятиях с детьми с ОНР по формированию
навыка звукового анализа и синтеза.
Основные этапы логопедической работы, направленной на формирование
звукового анализа у старших дошкольников
с ОНР III уровня
Процесс
обучения
звуковому
анализу
осуществляется
поэтапно
в
непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического
восприятия,
слоговой
структуры.
Различная
степень
нарушения
речевой
функции
делают
необходимым
использование
разнообразных
приёмов
и
методов при бучении детей звуковому анализу. Материал для занятий по
формированию
звукового
анализа
подбирается
так,
чтобы
не
было
неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно,
чаще.
I. Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков. При этом
хорошо использовать систему символов. Игры и упражнения: Выделение
звука из слова (есть такой звук или нет?)
1.
Разговор двух пчёлок: Давай дружжжить! Где ты жжживёшь?
2.
Встреча двух машин: Я ввожу овввощи, а ты? Такую игру можно
продлить, используя любой звук.
II. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало,
конец, середина.
III. На третьем этапе вводятся Фишки для выполнения звукового
анализа:
•
красный обозначают гласный звук,
•
синий твёрдый согласный,
•
зелёный - мягкий согласный,
•
синий с изображением звоночка - твёрдый звонкий согласный,
•
зелёный с изображением звоночка - мягкий звонкий согласный звук.
На
данном
этапе
дети
учатся
анализировать
обратные
слоги
типа:
ГЛАСНЫЙ+
СОГЛАСНЫЙ,
прямые
слоги
типа:
СОГЛАСНЫЙ
+
ГЛАСНЫЙ,
а
затем
слов
типа
КОТ,
МАК,
КИТ.
Эти
упражнения
воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Впоследствии
фишки заменяются буквами, и дети читают односложные слова и слоги. В
это время дети понимают и употребляют термины "звук", "буква", "слог",
"слово", "гласный и согласный", "твёрдый и мягкий", "звонкий и глухой".
IV. На последнем этапе дети обучаются производить полный
звуковой анализ слова.
Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства:
схему слова и фишки.
Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове.
Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на
звуковую линейку и по представлению.
Порядок анализируемых слов:
слова из двух гласных (АУ)
из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)
из трёх звуков (РАК, КИТ)
из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)
слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
слова из 2 слогов (СУМКА)
из 3 открытых слогов (СОБАКА)
План анализа слова:
1. произнеси слово и послушай его. Этот пункт исключительно важен для
развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект
предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его
произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение
звуков из слова, логопед должен убедиться
в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный
этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников
устной речи.
2.найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт
плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком (со
звательной интонацией, которая подчёркивает ударный слог), а во второй по
слогам.
3. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход
к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6. третий звук и т.д.
7. "прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:
сколько всего звуков в слове?
сколько гласных?
сколько в слове слогов?[34,35,36,]
Итак,
овладение
навыками
звукового
анализа
имеет
первостепенное
значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её
грамматического
строя,
а
также
для
умения
произносить
слова
сложной
слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому
анализу
на
основе
одновременного
изучения
звука
и
его
графического
изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая
взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового
анализа
и
синтеза
дети
овладевают
чтением
слогов
и
слов.
Осознание
звуковой
структуры
слова
и
работа
по
звуковому
анализу
является
необходимой
предпосылкой
к
обучению
грамоте.
Слияние
звуков,
материализованных
с
помощью
фишек
-
есть
моделирование
чтения,
а
выкладывание
фишек
-
аналог
письма,
только
то
и
другое
проходит
в
игровой, занимательной форме.[36]
Вывод: Процесс обучения звуковому анализу осуществляется поэтапно в
непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического
восприятия, слоговой структуры. Различная степень нарушения речевой
функции делают необходимым использование разнообразных приёмов и
методов при бучении детей звуковому анализу.