Автор: Горбунова Надежда Львовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Аксентисская основная школа"
Населённый пункт: поселок Аксентис Городецкого района Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Большая буква в словах"
Раздел: начальное образование
1 класс.
Урок обучения письму по программе «Школа России».
Тема: «Большая буква в словах».
Цель: выяснить, когда в словах пишется большая буква.
Задачи:
1.
Развивать у учащихся логическое мышление, внимание.
2.
Закреплять знание о написании имён собственных с заглавной буквы.
3.
Учить объяснять написание слов.
Обучение УУД: умение использовать имеющуюся информацию при решении
учебных задач; использовать собственный жизненный опыт в учебной
деятельности.
Оборудование:
1.
Записано слово «друг».
2.
Презентация к уроку.
3.
Запись минусовки песни «Вместе весело шагать».
4.
Раздаточный материал с заданием для каждой группы.
5.
Игрушка «зайка-зазнайка».
6.
На партах цветочки разного цвета: жёлтый, синий и красный.
7.
У учителя заготовка аппликации «Ваза с цветами».
План.
1.
Орг. момент.
2.
Чистописание.
3.
Постановка цели.
4.
Распознавание собственных и нарицательных имён существительных.
5.
Работа в группах по теме урока.
6.
Физкультминутка.
7.
Словарный диктант.
8.
Самостоятельная работа.
9.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
№
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Какой
замечательный сегодня день! Солнышко
светит! Снег сверкает! Сегодня
обязательно надо погулять с друзьями. А
как мы можем расшифровать слово друг?
Д – доброжелательно,
деловито.
Р – радостно, расторопно.
У – увлечённо, убедительно.
Г – грамотно.
Как мы будем работать на уроке?
2
Чистописание.
Чтобы в тетради всё получилось красиво,
мы…
Вам предстоит, ребята, написать красиво
буквы Д прописную и д строчную.
Сядем прямо, ноги вместе.
Руки мы кладём на место.
Тетрадь правильно положим
И писать красиво сможем.
(Дети пишут по строчке
каждую букву.)
3
Постановка цели.
(Показываю первый слайд презентации.)
Прочитайте, пожалуйста, тему нашего
урока.
Я уверенна, что вы прекрасно знаете,
когда надо писать большую букву.
Но вот проблема, как мне написать слово
«ДРУЖОК»?
Что же нам надо выяснить сегодня на
уроке?
(Дети читают.)
Большая буква в словах.
С большой буквы мы пишем
имена собственные.
(Мнения ребят разделились.)
Когда писать слово с
большой буквы, а когда с
маленькой.
4
Распознавание собственных и нарицательных имён
существительных.
(Показ 2 слайда.)
Прочитайте первое предложение.
Кого обозначает в этом предложении
слово «дружок»?
С какой буквы мы будем писать это слово
и почему?
Молодцы! Значит и во втором
предложении это слово мы напишем с
маленькой буквы.
Давайте проверим, правильно ли мы с
вами рассуждали.
(Показ 3 и 4 слайдов.)
Спишите в тетрадь одно понравившееся
вам предложение.
(Дети читают
предложения.)
Мой (Д/д)ружок всегда мне
помогает.
Это мальчик.
С маленькой. Это не имя
человека.
(Дети читают второе
предложение.)
Мой (Д/д)ружок заливисто
залаял.
Нет, слово «Дружок» мы
будем писать с большой
буквы, это имя собственное,
так зовут собаку. Это её
кличка.
(Дети смотрят и читают
предложения.)
(Дети списывают одно
предложение с 5 слайда.)
5
Работа в группах по теме урока.
Сейчас мы постараемся сами разобраться,
где какую букву надо написать. Мы
объединимся в две группы, как сидим.
(Учитель раздаёт карточки с двумя
предложениями каждой группе.)
После обсуждения каждая группа
расскажет о своём решении.
(Во время ответа первой группы
используются 6, 7, 8 слайды. Во время
ответа второй группы – 9, 10, 11
слайды.)
Какие вы молодцы! Вы справились со
своей работой. Настало время отдохнуть.
(Дети получают карточки,
обсуждают и приводят свои
рассуждения.)
6
Физкультминутка.
(Дети поют первый куплет и
припев песни «Вместе весело
шагать» и выполняют
движения.)
7
Словарный диктант.
Пока мы пели, к нам пришёл наш
знакомый зайка-зазнайка!
(У учителя на руке надета игрушка.)
– Я тут проходил мимо, услышал песню,
весело у вас!
– А мы учимся различать: какие слова
писать с большой буквы, а какие с
маленькой.
– Ну, это всё очень просто! Давайте я вам
выполню любое задание!
– Хорошо, напиши нам в 2 столбика
слова: в первый те, которые надо писать с
маленькой буквы, а во второй – с
большой.
(Зайка пишет слова, которые диктует
учитель.)
Сейчас я буду диктовать слова, ребята, но
вы помните, что наш зайка иногда делает
ошибки, и поэтому каждый думает сам
как правильно написать.
река Узола
посёлок Аксентис
мама Лена
мальчик Коля
урок чтение
– Всё готово! Никаких трудностей! Одно
(Дети приветствуют зайку.)
(Дети пишут слова
самостоятельно.)
слово – в один столбик, другое – в
другой!
– Ребята, посмотрите, что получилось у
зайки.
река Узола
посёлок Аксентис
мама Лена
мальчик Коля
урок Чтение
(Показ 12 слайда.)
Молодцы! А ты, зайка, будь внимательнее
и не задавайся.
(Дети находят ошибку.)
Слово «чтение» надо писать
с маленькой буквы, это не
собственное имя, так
называется любой урок
чтения.
8
Самостоятельная работа.
Я вижу, что все вы готовы к
самостоятельной работе. Посмотрите на
следующий слайд и прочитайте
предложение. (13 слайд.) Постарайтесь
написать это предложение без ошибок.
Удачи!
Проверьте себя, посмотрите на
следующий слайд. (14 слайд.)
Дядя (А/а)ндрей с
(Д/д)оч(?)кой (М/м)ашей
пили ч..й.
(Дети записывают
предложение в тетрадь.)
(Проверка.)
9
Подведение итогов урока.
Понравился ли вам урок?
Что было самым интересным?
Что нового вы узнали на уроке?
Всё ли было понятно?
А сейчас, чтобы это было сразу видно, вы
подойдёте к доске и приклеите на мою
заготовку по одному цветочку. Вы уже
знаете, как это делать.
Мне очень приятно, что наш букет
получился таким ярким и светлым, как
солнышко.
Спасибо за работу. Урок окончен.
(Ответы детей.)
(Ребёнок приклеивает
жёлтый цветочек, если он
всё понял, синий, если что-
то не совсем ясно, и
красный, если ничего не
понял, и настроение поэтому
плохое.)
Литература
1.
«Школа России». Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. М.:
Просвещение, 2011.
2.
Жеренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению
грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.:
ВАКО, 2012.