Автор: Коптева Анна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Детский экологический центр
Населённый пункт: городской округ Кашира, Московская область
Наименование материала: конспект игрового занятия
Тема: "Путешествие в Африку"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия «Путешествие в Африку»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Задачи.
У т о ч н и т ь элементарные
представления
об
особенностях
географического положения Африки. Закрепить знания детей о климатических
зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли). Уточнить представления детей о
животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от
среды
обитания.
Формировать
представления
о
травоядных (жираф,
зебра,
носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки. Воспитывать любовь и
бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: минусовки «Чунга-Чанга», «Гудок парохода»,
«Звуки
джунглей»,
демонстрационный
материал
«Пустыня.
Животный
мир
пустыни», презентация «Саванна», головные уборы индейцев, бинокль, амулет
Дружбы, глобус.
Ход занятия:
- Ребята, скажите какое время года сейчас? (Ответы детей). Да, за окном
холодно,
снег, но
есть
такие
страны,
в
которых
сейчас
лето.
Мы
сегодня
отправимся в путешествие в жаркие страны за амулетом Дружбы. Амулет Дружбы
поможет нам меньше ссориться, жить дружно и весело. Этот амулет хранится у
вождя племени Тумба-юмба.
- А теперь отгадайте, куда мы с вами отправляемся.
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
- Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка. (Дети показывают на
карте Африку). Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и
Индийский океан. А еще здесь протекает самая длинная река в мире. Давайте ее
отгадаем и найдем на глобусе (Нил).
- А как называется материк, на котором мы с вами живем? (Евразия).
- Итак, нам пора в путь. Скажите, а на чем можно добраться до Африки?
(Ответы детей).
Раздается гудок парохода.
- В Африку мы отправимся на корабле. (Строится из стульев кораблю.) Нам
нужно выбрать капитана и боцмана. (Дети выбирают капитана и боцмана).
- Боцман, поднять якорь, наш корабль отправляется в плавание.
Звучит минусовка
песни «Чунга-чанга».
Капитан смотрит в бинокль.
- Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (Крепиться
изображение – синий кит). А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она
называется? (Крепиться изображение – акула).
- Вот мы и добрались до Африки. Выходите из корабля, нас ждут приключения,
друзья.
-
Мы
с
вами
попали
в
царство
горячего
песка
и
яркого
солнца.
Как
же
называется это место?
- Конечно, пустыня. В Африке много пустынь – пустыня Калахари, пустыня
Намиб. Но самая большая – это пустыня… (Отгадывается ребус). Сахара.
Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами
не
бывает
дождей.
Как
вы
думаете,
могут
ли
в
этом
месте
жить
растения?
(Ответы).
-
Оказывается,
могут. Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень
длинные корни, чтобы доставать воду, которая находится глубоко под землей.
- К жизни в пустыне приспособились и животные.
Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам.
Кто это? (Верблюд)
Верблюда называют кораблем пустыни.
- Почему, как вы думаете? (Движения плавные, как у корабля).
- А верблюд – это домашнее или дикое животное? (Дети отвечают).
- Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и
выносливые
животные.
Длинная
густая
шерсть
защищает
тело
верблюда
от
палящих
солнечных
лучей.
На
ногах
толстые
мозоли,
чтобы
верблюду
было
удобно
ходить
по
песку.
В
пустынях
Африки
обитают
только
одногорбые
верблюды, их еще называют… дромадеры.
-
В
пустыне
обитают
и
другие
животные.
Демонстрация
картинок,
дети
называют животных (черепаха, сурикат, тарантул, черная кобра, рогатая гадюка,
скорпион, варан).
- Нам пора отправляться дальше.
Повторите скороговорку:
У верблюда – верблюжонок, у черепахи - черепашонок.
- Дальше наш путь лежит через африканский луг - саванну.
Показ презентации «Саванна».
1 слайд.
2 слайд. Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после
дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? (Ребус).
3
слайд.
Это
баобабы
(показ слайда).
Это
удивительные
деревья, у
них
толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всего вашего класса.
Понаблюдаем
за
обитателями
саванны.
Назовите
самое
высокое
животное
нашей планеты. (Ребус).
4
слайд. Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? Чем
питается жираф? Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный… язык . Жираф –
хищное или травоядное животное?
- Вот и африканские гиганты.
5 слайд. Это слоны. Самое удивительное у слона – хобот. Зачем слону хобот? С
помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он
играючи может перенести довольно толстое дерево.
- Африканские коняшки одеваются в тельняшки… Что же это за коняшки?
(Ответы детей)
6 слайд. Конечно же, это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?
- Название, какого животного состоит их двух слов? (Ответы детей) Носорог.
7 слайд. А почему его так назвали? (Ответы детей). Носорог - травоядное или
хищное животное? А каких хищных животных Африки вы знаете?
8 слайд. Это конечно же лев. Как его еще называют? (Царь зверей).
9 слайд. Самое быстрое животное на нашей планете – это... гепард. Он бегает
со скоростью автомобиля – 100 км в час.
- В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: «И петь не поет
и летать не летает…» Кто же это?
10
слайд. Это
страус.
За что же народ его птицей считает? У страуса есть
крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.
11 слайд. В саванне есть небольшие озера. Это… водопой.Там собираются все
животные саванны, чтобы напиться, искупаться.
Физкультминутка под музыку.
«У жирафов пятна, пятна…
Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку.»
Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (Ответы детей).
Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы,
папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому
она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него Джунгли – это царство
обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян? (Дети называют
– мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин). В джунглях также можно
увидеть разноцветных попугаев.
Звучит минусовка «Крики
индейцев».
- Слышите, деревня племени Тумба-юмба недалеко. Нам надо торопиться.
- Ну, наконец, мы с вами добрались до деревни африканских жителей. Тут
никого нет. Наверное, африканцы на охоте. Ребята, тут какая-то записка.
«Здравствуйте, дети из племени «Цветик-семицветик». Мы на охоте. Чтобы
получить амулет Дружбы, вам нужно выполнить задание.»
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Дети делятся на 3 команды. В каждой природной зоне – пустыне, саванне,
джунглях – нужно найти лишнее животное и объяснить, почему оно лишнее и где
животное обитает.
- Молодцы, справились с заданием. Я думаю, мы заслужили амулет Дружбы.
Звучит гудок парохода.
- Нам нужно спешить на корабль. (Дети садятся на корабль)
Итог занятия.
- Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в саванне? В пустыне? (Ответы
детей). Что вам больше всего понравилось?
- Вот мы снова оказались дома. Амулет поможет нам никогда не ссориться.
Вождь
племени
Тумба-юмба
приготовил
для
вас
подарки.
Детям
раздаются
браслеты из леденцов.