Напоминание

"Христос и Его крест"


Автор: Азизян Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ РСОШ №4 им. С. В. Пешеходько
Населённый пункт: п. Роговский Егорлыкский район Ростовская область
Наименование материала: Урок по ОПК 4 класс
Тема: "Христос и Его крест"
Раздел: начальное образование





Назад




Модуль: Основы православной культуры.

«Христос и Его крест»

4 класс

Учитель: Азизян Лариса Николаевна

МБОУ РСОШ №4 им. С. В. Пешеходько

Егорлыкский район

2014-2015 учебный год

Тема урока: Христос и Его Крест

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Воспитание уважительного отношения к святыням православной культуры.

Задачи урока:

Воспитательные:

воспитать

уважительное

отношение

к

главному

символу

христианства

кресту;

понять,

почему

в

христианстве любовь может победить даже смерть

Образовательные: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; формировать представления о

христианской символике, образе Христа как Спасителя

Развивающие: развивать умение строить собственное высказывание, аргументировать свою точку зрения; совершенствовать

навыки работы с текстом учебника; расширять кругозор; развивать навыки коллективной деятельности;

Планируемые результаты урока:

1.

Личностные: обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;

2.

Предметные: имеют представление о понятиях « Боговоплощение»,

« Богочеловек», «Крест», их взаимосвязи;

3.

Метапредметные:

- отрабатывают навыки извлечения существенной информации из различных источников;

- совершенствуют навыки постановки учебной задачи;

-участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

В области формирвания УУД:

познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать

цель выполняемых действий

коммуникативные

выражать

свои

мысли

с

соответствующими

возрасту

полнотой

и

точностью,

участвовать

в

коллективном обсуждении проблемы.

Опорные понятия: Богочеловек, Голгофа, Боговоплощение, Крест, Распятие

Словарик к уроку

Крест - 1. Комбинация из двух пересекающихся прямых линий, священный символ распятия и страдания, огня и света,

почитаемый рядом религий. К. символизирует единство жизни и смерти, а также изображает человека как устремленного

от низшего к высшему. 2. В христианском нравственном богословии - символ, означающий, согласно Н.И. Барсову,

совокупность жизненных лишений, страданий, тяжелых обязанностей, мучительной борьбы нравственного долга с

искушениями греха и т.д. - всего, что христианин обязан выносить мужественно и благодушно, не нарушая требований

религии и внушений чистой совести. Ко всему этому применяются слова Иисуса Христа: «Кто не берет креста своего...

тот недостоин Меня» (Матф 10:38).

Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было

деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы:

слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать

страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.

Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К

одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих

гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться,

приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело

жертвы нож, а потом сказал бы: «хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка

длилась несколько часов, а то и дней.

Богочеловек- Иисус Христос

Боговоплощение- воплощение Бога в человека.

Нравственная идея урока:

То, что для человека свято - требует уважения. Это связано с тем, что он горячо любит и чем дорожит.

Ресурсы урока

Мультимедиа проектор.

Презентация «Христос и его Крест».

Учебник «Основы православной культуры»

Методические рекомендации А. Кураева (автора учебника)

Карточки с заданием

Православный крест ( семейная реликвия)

Презентация " Церковные песнопения"

Тестовые задания

Разработка урока

Этапы урока

Психолoго –

педагогическое

обоснование

деятельности

учителя

Ожидаемый

результат со

стороны

учеников

Универсальные

учебные действия

Организационный блок

I.Мотивация к учебной деятельности ( 1 мин) Добрый день. Сегодня

урок ОПК и как всегда с вами я. И сегодня в гостях у нас гости.

Поприветствуйте их.

Улыбнитесь друг другу, коснитесь ладонями ладоней соседа ощутите

тепло, поддержку, получите заряд уверенности , у нас с вами все

получится.

Создание

психологического

настроя на

учебную

деятельность

Ожидаю

увидеть

доброжелат

ельный

настрой на

урок. Класс

готов к

работе.

Коммуникативные

УУД: развитие

этических чувств,

доброжелательнос

ти и

эмоционально-

нравственной

отзывчивости,

Регулятивные

Я сегодня принесла вам необычную вещь, которая находится в этой

шкатулке. Чтобы узнать , что находится внутри, я предлагаю вам

решить тестовое задание. Выполнить его продуктивно вам помогут

знания которые вы получили на прошлом уроке по теме " Нагорная

проповедь

II.Актуализация знаний и работа над индивидуальными

затруднениями ( 3 мин)

1.Проверка домашнего задания. Тест. Работа в группах.

Возьмите конверт № 1. Внимательно прочитайте инструкцию к

тесту и выполните задание.

Работа в группах

(дается

возможность

учащимся

выбрать нужный

вариант ответа

У У Д : понимать

цель выполняемых

действий

Личностные

УУД:

выражать

положительное

о т н о ш е н и е

к

процессу

познания,

планирование

учебного

сотрудничества

Выберите высказывания под нужной буквой. Обведите правильный

ответ. Прочитайте буквы сверху вниз, у тебя получится слово. На работу

2 минуты.

1.Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось

в мире?

Р) Злом отвечать на зло

З) С добрыми быть добрым, со злыми быть злым

К) Любить врагов

2.Что составляет истинное богатство христианина?

О) То, что христианин лучше остальных

Р) Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы

делаем добрые дела

А)Земные богатства

3. Кого учил любить Иисус Христос?

Е) Любить всех людей, даже врагов

М) Любить тех, кого нам хочется любить

И) Любить тех, кто нас любит

1.

4.Какое сокровище нельзя украсть?

У) Которое никому не нужно

С) Которое человек собирает на Небе

Г) Которое хорошо спрятано

5.Жить по заповедям, данным Христом в Нагорной проповеди,

означает:

Т) быть настоящим христианином

П) быть сомневающимся человеком

Д) быть далеким от Бога

2.

Какой

вопрос

вызвал

наибольшее

затруднение?

Какой

вопрос

показался самым интересным? Почему?

Выслушаем ответы групп.

Какое слово получилось?

Действительно вы правы , в шкатулке находится крест.

3 . Подумайте

где

и

когда

вам

приходилось

встречаться

с

крестами?

С каким крестом встречаются девочки во время

вышивания?

В каких играх он встречается?

На каких машинах мы можем увидеть изображение

креста?

Развитие

внимательности,

способности

удерживать

учебную задачу.

Дети

проговарив

ают

возможные

варианты

различных

крестов

( скорой

помощи,

православн

ый и т.д.)

Регулятивные УУД

Определять цель

деятельности на

уроке.

Коммуникативные

УУД

Формулировать

своё мнение, свою

позицию.

Познавательные

УУД

Делать выводы на

основе анализа

На каких дорожных знаках?

Крестов много, их люди используют как символ в разных жизненных

ситуациях.

А я сегодня вам принесла на урок православный крест,

который

носят православные христиане у себя на груди.

III. Локализация затруднений Посмотрите на слайд и найдите

изображение православного креста. Слайд 1

Ребята, оказывается все крестики на слайде являются православными.

Мы не всё знаем о православном кресте

I

V.

Построение проекта выхода из затруднения

.

-Ребята, а знаете ли вы, кто часто изображается на православном кресте

Слайд 2

-Итак, ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Вы совершенно правы, давайте запишем тему нашего урока : Христос и

его Крест.Слайд 3

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

Я учту ваши пожелания. Слайд 4

А целью сегодняшнего занятия будет узнать

Какое значение имеет крест для православного человека?

Чтобы достичь этой цели мы с вами должны найти ответы на

несколько вопросов: Слайд 5

- Какова символика креста?

-Как Бог стал человеком?

- Почему Христос не уклонился от казни?

Постановка цели

урока. Создание у

учащихся

«ситуации

успеха». Учитель

предлагает

сформулировать

тему, цель урока.

В учебнике

читаем вопросы

из рубрики «Вы

узнаете» с.24

Дети

формулиру

ют тему и

цель урока

объектов.

Познавательное

УУД: анализ,

синтез, сравнение,

обобщение;

самостоятельное

выделение и

формирование

познавательной

цели;

поиск и выделение

необходимой

информации ;

выбор наиболее

эффективных

способов решения

задач;

планирование ;

Регулятивное УУД:

V. Реализация построенного проекта

1.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

Крест как символ таит в себе много информации. Быть может, даже

незнакомой кому-то из нас. И я вам скажу, что готовясь к уроку я

дополнила свои знания об этом символе православия. Познакомимся с

этой информацией, обратившись к учебнику (чтение текста учебника)

Работа с текстом учебника. Чтение учеником. Сейчас ученик прочитает

нам

статью

на

стр.

27

,

а

вы

внимательно

следите

и

постарайтесь

запомнить как можно больше фактов.

Что вам было непонятно?

Сейчас я предлагаю узнать, кто был самым внимательным слушателем.

Игра называется " Согласны ли вы, что...

Я читаю вам утверждение , основанное на прочитанном тексте и , если

вы со мной согласны, то поднимаете руку. Если нет, то руки у вас лежат

на партах.

Согласны ли вы, что...

Православный Крест состоит из четырех поперечных перекладин.

( 3) нет

К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней –

Его ноги.

Мотивационный

компонент

учебной

деятельности

(формирование

познавательной

мотивации на

основе создания

проблемной

ситуации).

Операционный

компонент

учебной

деятельности

(ученики

принимают и

Ребята с

помощью

игры

повторяют

изученный

материал

в сотрудничестве с

учителем ставить

учебную задачу.

Коммуникативное

УУД: внимательно

слушать

собеседника,

понимать его

высказывания;

выражать свои

мысли с

соответствующими

возрасту полнотой

и точностью.

Познавательное

УУДпоиски

способов

решения

проблемы

Регулятивное УУД:

в сотрудничестве с

учителем решать

учебную задачу

Коммуникативное

УУД: выражать

свои мысли с

соответствующими

возрасту полнотой

( да)

Нижняя перекладина перекошена потому, что вместе с Христом

были казнены еще два человека ( да)

Буквы ИНЦИ - начальные буквы фразы Иисус Назарянин царь

иудейский. (да)

Два человека, которые были казнены вместе с Христом были

осуждены несправедливо. (нет)

Нижняя перекладина опущена слева от Христа в знак того, что

благоразумный разбойник покаялся и завершил свою жизнь в

низости ( нет)

Нижняя перекладина поднята справа вверх от Христа , в знак того,

что благоразумный разбойник покаялся и пошел ввысь в Царство

Небесное.( да)

Молодцы вы неплохо справились с заданием. Теперь вы знаете

символику Креста.

Крест является одной из величайших православных святынь. А

святыня - это то , что дорого, ценно, значимо, важно для человека.

Его надевают при крещении, с ним провожают в последний путь.

Для православных людей это не украшение, а защита от зла, которая

помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает в

трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая

сила, которая связывает их с Богом.

удерживают

учебную задачу)

Стимулирование

познавательной

активности.

высказать свое

мнение, доказать

его).

Развитие

коммуникативных

навыков, умение

слушать и

высказываться

и точностью

Познавательное

УУД: умение

выделять

существенную

информацию из

различных

источников.

Регулятивное УУД:

удерживать

учебную

задачу

в

процессе работы.

Коммуникативное

УУД: участие в

коллективном

обсуждении

учебной проблемы

Познавательное

УУД:

Итак мы еще раз посмотрим на слайд с православными крестами.

Слайд 6 Православная Церковь допускает использование

восьмиконечного, шестиконечного и четырехконечного крестов.

Помимо восьмиконечного креста на русских православных храмах

Слайд 7 устанавливались четырехконечные кресты разнообразной

формы: трилистника, якоря. У крестов, устанавливаемых над

храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или

заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания

якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости

V

I

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( 7

мин)

Почему крест стал святыней для православных людей?

(Показ

креста)

На

православном

кресте

часто

можно

увидеть

изображение Иисуса Христа.

Люди называют его богочеловеком. Почему? Вслушайтесь в это слово.

Из каких корней оно состоит ? слайд 8

1.Самостоятельная работа с текстом «Боговоплощение», стр 24.

Прочитайте статью "Боговоплощение", чтобы понять, как Бог стал

человеком?

2. Обсуждение прочитанного. слайд 8-13

Что было свойственно Христу как человеку? Как богу?

Как Бог он мог совершать чудеса, а как человек Он радовался и

страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Он

решил пройти весь путь человеческой жизни, в том числе и смерть.

3. Рассказ учителя про Голгофу. слайд 14-15

Он позволил Себя распять на Голгофе. (слайд) А что такое Голгофа?

Вводиться

понятие

Богочеловек

Проблемные

вопросы

Ищут

ответы на

поставленн

ые вопросы

.

Дети

анализирую

т

иллюстраци

ю, отвечают

на вопросы

группировать

предметы по

существенным

признакам.

Регулятивное УУД:

оценивать

правильность

выполнения

задания,

Коммуникативное

УУД: внимательно

слушать

собеседника и

понимать его

высказывание

Познавательные

УУД: Обобщение,

построение

логической цепи

рассуждений,

доказательство

Регулятивное УУД:

удерживать

(ответы учеников,) Учитель подводит итог. Голгофа – небольшая гора на

окраине

Иерусалима

(столицы

Иудеи),

на

которой

распинали

преступников.

Распятие - это была страшная казнь. Почему? ( руки и ноги человека

прибивали

гвоздями

к

кресту

крест

ставили

вертикально

и

человек

умирал мучительной смертью. А за что был казнен Иисус Христос как

преступник

(

Некоторые

люди

не

поверили

ему,

что

он

может

одновременно в одном лице быть Богом и человеком, он не мог стать

столь близким к людям. Поэтому его объявили преступником.)

Мог ли Иисус избежать казни будучи Богочеловеком? Как ?

Но почему же тогда после ареста

он не позволил ни ангелам , ни

апостолам защитить его. Он не спорил со своими судьями. Он своими

чудесами мог поразить землю, но он хотел убедить людей , что именно в

нем Бог стал человеком. И как человек он не вечен. Он может умереть.

Этими муками он доказал великую любовь к людям и то, что смерть это

не пустота, а по мнению православных людей после смерти начинается

другая жизнь на Небе в Царствии Небесном.

VII Физминутка

На

уроках

православия

вам

часто

вы

часто

встречаетесь

с

новыми

понятиями.

Я

предлагаю

вам

немного

отдохнуть.

Если

я

называю

православное

понятие вы встаете. Если нет, то сидите.

Молитва

класс

религия

христианство

цветы

Библия

VIII Работа по страницам тетради «Выбери правильный ответ»

здоровьесбережен

ие

Заполнение

копилки мудрости

Детям

предлагаются

карточки с

иллюстрациями,

учебную задачу в

процессе работы,

оценивать

правильность

выполнения

задания.

Личностные УУД

Анализировать

свои и чужие

поступки с точки

зрения

общечеловеческих

норм.

Сопоставлять

положительные и

отрицательные

поступки людей

Коммуникативные

УУД: участвовать

в коллективном

обсуждении

проблемы

Регулятивные УУД

Осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию.

IX

.

Включение в систему знаний и повторение.

1.Нравственная идея урока ( 2 мин)

В начале урока мы ставили цель узнать какое значение имеет крест для

православного человека?

Это святыня. . То, что для человека свято - требует уважения.

В нашей жизни отношение к кресту как православному символу

бывает разное.

Встречались ли вы с неуважительным отношением к этой святыне и

где?

Одним из проявлений неуважительного отношения к кресту является

вандализм, осквернение могил и памятников. Независимо от веры как вы

относитесь к этим людям.

И мне очень хотелось бы, чтобы вы помнили о том, что к святым вещам

нужно относиться с уважением.

XI. Обобщение и заключение урока.

- Итак, что же это за слово – «крест»?

- Это – оружие, это – преданность Богу, это – любовь к Нему.

Слайд 18 Объясните смысл фразы: «Тяжёл крест, да надо несть». Я вам

хочу показать православный мультфильм – который поможет понять

смысл собственного жизненного пути!

У каждого человека есть свой жизненный крест. У кого-то он легкий, у

других – средний, а у некоторых – тяжелый! Иногда нам хочется

поменяться своим жизненным крестом с соседом, другом или, каким-

нибудь знакомым человеком.

понятиями и

значением этих

понятий

Проверка с

помощью доски

по эталону

Обращение к

личному опыту

детей. Выход на

нравственные

ценности.

1.

Оценивают

своё

участие

в

уроке.

2.

Познавательное

УУД: Рефлексия

способов и

условий действий

Регулятивное УУД:

оценивать

Мультфильм как-раз и рассказывает о том, что будет с нами, если мы

откажемся от своего креста для того, чтобы взять другой…

Слайд 19 просмотр отрывка мультфильма «Твой крест»

- Я хочу, ребята, чтобы каждый из вас понял, что крест – это не только

защита, но и надежда на то, что вы понесете свой жизненный крест

терпеливо, смиренно и мужественно.

XII . Домашнее задание.

Дома я вам предлагаю повторить изученное. И выбрать задание , которое

вам нравится.

Слайд 20 Выбери задание , которое тебе нравится:

1.Прочитай еще раз статью в учебнике на стр.24-27 ответь на вопросы на

стр.27.

2.

Расскажи

родителям

о

символике

Креста.

Нарисуй

его

и

объясни

каждую из составляющих его частей

3.Найди в Интернете и посмотри мультфильм «Твой крест».

XIII. Рефлексия.

На все ли вопросы мы получили ответ? Мы ответили на все вопросы

урока.

Подвести

итог

работы

на

уроке

нам

поможет

прием

"Комплимент"

Начну я . Я хочу похвалить дружный 4 класс ,который стал соавтором

урока. Мне было очень приятно с вами работать. Слайд 21

В заключении я предлагаю вам послушать фрагмент молитвы о Кресте.

Слайд 22

На доске записано

домашнее

задание.3.

Дает

инструктаж

по

выполнению

домашнего

задания

1. Обращает

внимание

учащихся на

вопросы,

поставленные

ими в начале

урока, предлагает

соотнести задачи

урока с его

результатами: на

все ли вопросы

был получен (дан)

ответ; остались ли

неразрешенные

моменты.

2.Предлагает

каждому

оценить

своё

участие

в

уроке

Записывают

домашнее

задание в

дневник.

Психологич

еская

удовлетворё

нность от

урока

достигнутые

результаты общей

и собственной

деятельности;

удерживать

учебную задачу на

всем протяжении

урока.

Коммуникативное

УУД: быть

терпимым к

другим мнениям,

учитывать их в

совместной работе.

Личностные

УУД:Следование в

поведении

моральным и

этическим

требованиям;

самооценка на

основе критерия

успешности;

адекватное

понимание причин

успеха /неуспеха/ в

учебной

деятельности.



В раздел образования