Напоминание

Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова


Автор: Мухаметова Ирина Назифовна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: ГБОУ Янаульская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: г.Янаул
Наименование материала: Урок-конспект
Тема: Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План – конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова Цель урока: -формирование умения распознавать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце слова. -коррекция мышления. -привитие чувства товарищества и взаимопомощи. Оборудование: таблица по теме урока, таблица "определение рода существительных", индивидуальные карточки, картинки-загадки, зелёная паста для выделения орфограммы. Ход урока I. Оргмомент. 1) Проверка готовности учащихся к уроку. 2) Беседа с дежурным: а) какое сегодня число? б) кто отсутствует в классе? II. Проверка домашнего задания. (проверка по цепочке) Объясните написание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце слова. Н-р: Спелая рожь. Ночной сторож. Красный карандаш. Полевая мышь. Вопросы к классу. Что называется именем существительным? Как пишутся существительные с шипящей на конце женского рода? Как пишутся имена существительные с шипящей на конце слова мужского рода? III. Повторение.
Определение рода существительных Работа по таблице и в тетрадях :М.р Ж. р Ср. р. он-(мой) она(моя) оно-(моё) день сирень окно сарай книга солнце Вопросы к классу. Сколько родов имеет имя существительное? Как определить мужской род? Как определить женский род существительных? Как определить средний род существительных? Работа в тетрадях. 1) группа: словарный диктант под диктовку, запись слов в столбик по родам. стена, конь, ежь, ежиха, голубка, голубь, здание, небо, письмо, кошка, кот, школьница, дерево, стол, бензин, трава. 2) группа: Работа по индивидуальных карточкам. Определить род существительных и записать в нужный столбик. IV. Логопедическая минутка. Автоматизация произношения звука "ш" Шапкой Миша шишки сшиб. (индивидуальное проговаривание, выделяя звук "ш" и хоровое) V. Физминутка Под музыкальное сопровождение учащиеся выполняют ряд упражнений. VI. Закрепление. Вопросы к классу. Как пишутся существительные женского рода с шипящей на конце слова? Как пишутся существительные мужского рода с шипящей на конце слова? Как отличить мужской род от женского?
Учащимся предлагаются рассмотреть картинки: (шалаш, мышь, мяч) Картинки закрепляются на доске. Вызванные ученики прикрепляют соответствующие подписи под картинками, объясняя написание слов с шипящим на конце. Н-р. Шалаш - сущ., м.р -Мышь - сущ., ж.р. -: Мяч - сущ., м.р. -Рожь - сущ., ж.р. - ь Вопрос к классу. Какая разница в написании существительных мужского рода и существительных женского рода в единственном числе? Вывод: (используя таблицу) В существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется. У существительных мужского рода в единственном числе после шипящих мягкий знак не пишется. VII. Комментированное письмо. Работа с пословицами, с воспитательным моментом. Товарищ за товарища в огонь бросится. (Один ученик у доски объясняет, а все записывают в тетрадь). Вопрос ученику. Чему учит эта пословица? Кто может быть хорошим товарищем? Найти орфограмму и объяснить ж.р. Помощь оказал, дружбу доказал. Вопрос ученику. Чему учит это пословица? Какую помощь можно оказать другу? Найди орфограмму и выдели. Какие ещё орфограммы есть в этой пословице? VIII. Самостоятельная работа..
1 группа Поставить существительные в единственном числе, орфограмму выделить зелёной пастой. Н-р: Летняя (ночи) Летняя ночь Верный (товарищи) Верный товарищ 2 группа. Выделить существительные в единственном числе с шипящее на конце слова. Н-р: На чужбине и калач не в радость. Игровой момент. Работа, связанная с отгадыванием загадок. На доске закрыты 5 предметов (мышь, мяч, ёж, ландыш,карандаш, грач) Учитель загадывает загадки, а учащиеся отгадывают. Если загадка отгадана верно, то учитель открывает нужную картинку и ученик объясняет написание этого слова. Н-р: 1) Его бьют, а он не плачет, Веселее только скачет. (Мяч) Чёрный, проворный, Кричит "Кряк", Червям враг. (Грач) Хвост длинен, если крошки, Боимся очень кошки. (Мышь) Под соснами, под ёлками Лежит клубок с иголками. (Ёж) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш).
Белые горошки на зелёной ножки. (Ландыш). X. Подведение итога урока. Как пишутся существительные женского и мужского рода ед. числа с шипящей на конце слова? XI. Комментирование оценок. Оцениваются ученики по активности участия на уроке и по индивидуальным заданиям. XII. Домашнее задание. Найти существительное с шипящей на конце слова и выделите, определяя род (для I группы). II Группа Списать 4 предложения и подчеркнуть слова с шипящее на конце слова.


В раздел образования