Автор: Цовбун Елена Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ " Савинская школа"
Населённый пункт: п.Савинский Плесецкого района Архангельской области
Наименование материала: Статья
Тема: Программа курса " Здоровье"(5-7 класс)
Раздел: среднее образование
Цовбун Елена Александровна – учитель биологии
МБОУ « Савинская школа», Плесецкого района,
Архангельской области
Программа курса « Здоровье» для 5-7 классов
Человек – высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами
природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным»
И.П.Павлов
« Единственная красота, которую я знаю – здоровье»
Генрих Гейне
Здоровье – это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Мы желаем друг
другу крепкого здоровья, когда встречаемся или прощаемся, потому что это основа
счастливой и полноценной жизни. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную
жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, дает
возможность успешно решать жизненные задачи.
Но жизненный опыт показывает, что обычно заботиться о своем здоровье люди начинают
лишь после того, как недуг даст о себе знать. А ведь можно предотвратить эти заболевания
в корне, нужно только вести здоровый образ жизни.
В связи с этим возрастает роль учебных предметов, программ и курсов в формирование
основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных
ситуациях. Одним из таких курсов является «Здоровье», для детей 5-7 классов.
Целью данного
курса
является
- создание
благоприятных
условий,
обеспечивающих
возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков
по
здоровому
образу
жизни
(ЗОЖ),
использование
полученных
знаний
в
практике
.
Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации, а
также профилактика вредных привычек
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
положены принципы:
– актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей,
гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает
знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
– доступности. В соответствии с этим принципом школьникам среднего звена
предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает
сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и
демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование
ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр,
информационного поиска, рисования, моделирования сцен.
– положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется
значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их
благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ
положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий
негативного в отношении здоровья и поведения;
– последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также
их логическую преемственность в процессе его осуществления и перехода к обучению в 8
классе биологии человека
– системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что
позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
– сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в
вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье
и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для
изучения форм поведения и стилей жизни.
Содержание:
1 Раздел – Самопознание
Знание своего тела
1.Строение организма- органы, системы органов
2.Функции органов
3.Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам
Самопознание через ощущение, чувство и образ,
1.Поведение. Взаимосвязь физического и психического здоровья.
2.Эмоции
3.Стресс и способы совладения с ним
4.Поведение
2 Раздел - Я и другие
Личность в группе
1.Виды, формы и « инструменты» общения
2.Конфликты и способы их решения
3 Раздел - Гигиенические правила и предупреждение инфекционных
заболеваний
1.Гигиена тела
2. Гигиена полости рта
3.Гигиена труда и отдыха
4. Профилактика и предупреждение инфекционных заболеваний
4 Раздел - Питание и здоровье
Питание-основа жизни
1.Гигиена питания
2.Продукты – «за» и «против»
5 Раздел - Культура потребления медицинских услуг
1.Выбор медицинских услуг
2.Обращение с лекарственными препаратами
6 Раздел – « Полезные навыки»
Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих
вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, ПАВ, наркотиков и др.
Предполагаемый результат
Знакомство и закрепление знаний о своём теле
Адаптация к меняющимся условиям среды
Знать способы снятия стресса
Знать правила гигиены и применять их в повседневной жизни
Знать меры профилактики многих заболеваний
Научиться общаться и решать конфликты
Уметь составлять режим дня
Уметь использовать знания о потреблении мед. услуг
Сформировать установки здорового образа жизни и меры профилактики ПАВ
При изучении компонентов здорового образа жизни в школе следует придавать особое
значение самопознанию, самоконтролю, самоанализу, самооценке и другим приемам
активного воздействия, позволяющим культивировать потребность в здоровье, ценностное
к нему отношение и параллельно на базе приобретенных знаний создавать положительную
мотивацию на ведение здорового образа жизни
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Однозначно, современные проблемы формирования здорового образа жизни
подрастающего поколения трудно решить только за счет сообщения ученикам знаний,
которые сами по себе не решат комплексных задач воспитания и развития здорового
поколения
Поэтому задача любого учителя воспитание у школьников потребности в здоровом образе
жизни, формирования у них научного понимания приоритета здорового образа жизни и
выработки индивидуального способа сохранения здоровья.