Автор: Убайдуллаева Надежда Александровна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МКДОУ д/с №490
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: консультация для воспитателей ДОУ
Тема: Педагогическое общение,как система взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов ДОУ «Педагогическое
общение, как система взаимодействия педагога с детьми
дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Введение нового Федерального государственного образовательного
стандарта к ООП ДО, а также гуманизация системы образования, на
современном этапе предъявляет высокие требования к общей и
профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их
творческой индивидуальности.
Педагогическая деятельность – сложная и многогранная. Из всего
многообразия её компонентов выделяют три: содержательный, методический
и социально психологический. Они образуют внутреннюю структуру
педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трёх компонентов
позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы.
Главным в единстве является социально – психологический компонент, т.е.
педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.
В общении складывается важная система воспитательных
взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и развития.
В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и
профессионально значимый характер. Сегодня продуктивно организованный
процесс педагогического общения призван обеспечить реальный
психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и
детьми. Превратить их в субъекты общения, помочь преодолеть
разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе
взаимодействия. Перевести детей из привычной для них позиции ведомых, на
позицию сотрудничества и превратить их в субъекты педагогического
творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную
социально – психологическую структуру педагогической деятельности,
служит инструментом воздействия на личность ребёнка. Педагогическое
общение – целостная система социально – психологического взаимодействия
педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией,
воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью
коммуникативных средств. Выделяют ряд ролевых функций общения:
Информационно-коммуникативную (включает в себя процессы
формирования, передачи и приёма информации);
Регуляционно - коммуникативную (заключается в корректировке
поведения, в воздействии друг на друга в процессе
деятельности);
Аффективно-коммуникативную (когда общение особенно влияет
на эмоциональное состояние человека).
Кроме обычных функций, специфика педагогического общения
порождает ещё одну функцию социально – психологического обеспечения
воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений
педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения воспитательно-
образовательных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит
организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого
уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать
общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную
роль здесь играет стиль общения.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические
особенности социально-психологического взаимодействия педагога и
ребёнка. В стиле общения находят выражение:
особенности коммуникативных возможностей;
характер взаимоотношений педагога и детей;
творческая индивидуальность педагога;
особенности детского коллектива.
Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми
воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя,
как его представителя. В наши дни выделяют много стилей общения,
рассмотрим наиболее распространённые:
1.
Авторитарный
При этом стиле характерно жёсткое управление, всеобъемлющий
контроль, выражающийся в том, что педагог прибегает к приказному тону,
делает резкие замечания. Авторитарный педагог не только определяет
общие цели , но и указывает на способы выполнения задания. Задания и
способы их выполнения даются поэтапно. Такой подход снижает
деятельностную мотивацию, поскольку ребёнок не знает какова цель,
выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что
ждёт его впереди. Всё это свидетельствует о неверии педагога в
позитивные возможности детей. При этом любая инициатива
рассматривается, как проявление нежелательного самоволия. Педагог
осуществляет единоличное управление коллективом, он всегда принимает
решение в соответствии со своими установками.
2.
Попустительский
Главной особенностью этого стиля является самоустранение педагога от
учебно-воспитательного процесса, снятие с себя ответственности за
происходящее. Он устраняется от руководства, ограничиваясь формальным
выполнением обязанностей и указаний администрации. Этот стиль считается
наименее эффективным.
3.
Демократический
Главной особенностью этого стиля оказывается то, что дети принимают
активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и её
организации. В результате у них развивается уверенность в себе,
самостоятельность, ответственность, инициативность. Они не только
проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю
мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении.
4.
Общение на основе увлечённости совместной творческой
деятельности
В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его
этических установок. Ведь увлечённость совместным с детьми творческим
поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но и
в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Подчёркивая плодотворность такого стиля и его стимулирующий характер,
необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное
настроение и педагогическая установка должна иметь меру. Часто
начинающие педагоги превращают дружественность в панибратские
отношения, а это отрицательно сказывается на всём ходе образовательно-
воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически
целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога
с детьми.
5.
Общение-дистанция
Этот стиль используют как опытные педагоги , так и начинающие. Суть
его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и ребёнка в
качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать
меру. Дистанция должна существовать, в системе взаимоотношений она
необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений, а не
диктоваться педагогом как основа. Дистанция выступает как показатель
ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Но авторитет должен
завоёвываться не через механическое установление дистанции, а через
взаимопонимание в процессе совместной творческой деятельности. И здесь
чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом
к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
6.
Общение-устрашение
Этот стиль связан с неумением организовать продуктивное общение на
основе увлечённости совместной деятельностью. В творческом отношении
такое общение вообще бесперспективно. Оно не только не создаёт
комфортной коммуникативной атмосферы, но наоборот ориентирует детей не
на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое
общение дружественности, взаимопонимания так необходимого для
совместной творческой деятельности.
7.
Заигрывание
Часто встречается у молодых педагогов, и связанно с неумением
организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения
отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитету детей, что
противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля
общения вызвано стремлением быстро установить контакт с детьми,
желанием понравиться, а также отсутствием необходимой
общепедагогической и коммуникативной культуры, педагогического опыта.
В чистом виде стили не существуют. Педагоги самопроизвольно
вырабатывают в длительной практике разнообразные стили общения. При
этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается
совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется
индивидуальность личности. От стиля зависит психологическая атмосфера,
эмоциональное благополучие. Определённую роль играет и незнание
технологии общения, отсутствие у педагога нужных приёмов общения. Такие
стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-
дистанции, опасны ещё и потому, что при отсутствии у педагога
профессиональных навыков общения могут укорениться в творческой
индивидуальности педагога и усложнить педагогический процесс и снизить
его эффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения
обеспечивается именно надёжно выстроенной системой взаимоотношений.
Сознательное формирование своего стиля педагогического общения
возможно при определённом уровне развития способности к самоанализу
профессиональной деятельности.
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное
общение педагога с детьми в процессе воспитания и обучения, направленное
на решение определённых педагогических задач и реализацию
педагогических функций. Межличностные отношения в группе должны
формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического
общения. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на
формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у детей
уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале. Позитивное
отношение к личности ребёнка и система приёмов поощрения являются
важной стороной педагогического общения. Однако само поощрение может
быть как эффективным, так и неэффективным. Педагогическое общение-это
особенное общение, специфика которого обусловлена различными
социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого
общения. Педагог в процессе общения осуществляет (в прямой или
косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности
по руководству процессом развития и воспитания. От того каковы стилевые
особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит
развитие личности дошкольника и формирование межличностных отношений
в группе, а так же эффективность воспитательно-образовательного процесса
в целом.