Напоминание

Педагогическое общение,как система взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС


Автор: Убайдуллаева Надежда Александровна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МКДОУ д/с №490
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: консультация для воспитателей ДОУ
Тема: Педагогическое общение,как система взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов ДОУ «Педагогическое

общение, как система взаимодействия педагога с детьми

дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Введение нового Федерального государственного образовательного

стандарта к ООП ДО, а также гуманизация системы образования, на

современном этапе предъявляет высокие требования к общей и

профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их

творческой индивидуальности.

Педагогическая деятельность – сложная и многогранная. Из всего

многообразия её компонентов выделяют три: содержательный, методический

и социально психологический. Они образуют внутреннюю структуру

педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трёх компонентов

позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы.

Главным в единстве является социально – психологический компонент, т.е.

педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.

В общении складывается важная система воспитательных

взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и развития.

В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и

профессионально значимый характер. Сегодня продуктивно организованный

процесс педагогического общения призван обеспечить реальный

психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и

детьми. Превратить их в субъекты общения, помочь преодолеть

разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе

взаимодействия. Перевести детей из привычной для них позиции ведомых, на

позицию сотрудничества и превратить их в субъекты педагогического

творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную

социально – психологическую структуру педагогической деятельности,

служит инструментом воздействия на личность ребёнка. Педагогическое

общение – целостная система социально – психологического взаимодействия

педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией,

воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью

коммуникативных средств. Выделяют ряд ролевых функций общения:

Информационно-коммуникативную (включает в себя процессы

формирования, передачи и приёма информации);

Регуляционно - коммуникативную (заключается в корректировке

поведения, в воздействии друг на друга в процессе

деятельности);

Аффективно-коммуникативную (когда общение особенно влияет

на эмоциональное состояние человека).

Кроме обычных функций, специфика педагогического общения

порождает ещё одну функцию социально – психологического обеспечения

воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений

педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения воспитательно-

образовательных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит

организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого

уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать

общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную

роль здесь играет стиль общения.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические

особенности социально-психологического взаимодействия педагога и

ребёнка. В стиле общения находят выражение:

особенности коммуникативных возможностей;

характер взаимоотношений педагога и детей;

творческая индивидуальность педагога;

особенности детского коллектива.

Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми

воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя,

как его представителя. В наши дни выделяют много стилей общения,

рассмотрим наиболее распространённые:

1.

Авторитарный

При этом стиле характерно жёсткое управление, всеобъемлющий

контроль, выражающийся в том, что педагог прибегает к приказному тону,

делает резкие замечания. Авторитарный педагог не только определяет

общие цели , но и указывает на способы выполнения задания. Задания и

способы их выполнения даются поэтапно. Такой подход снижает

деятельностную мотивацию, поскольку ребёнок не знает какова цель,

выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что

ждёт его впереди. Всё это свидетельствует о неверии педагога в

позитивные возможности детей. При этом любая инициатива

рассматривается, как проявление нежелательного самоволия. Педагог

осуществляет единоличное управление коллективом, он всегда принимает

решение в соответствии со своими установками.

2.

Попустительский

Главной особенностью этого стиля является самоустранение педагога от

учебно-воспитательного процесса, снятие с себя ответственности за

происходящее. Он устраняется от руководства, ограничиваясь формальным

выполнением обязанностей и указаний администрации. Этот стиль считается

наименее эффективным.

3.

Демократический

Главной особенностью этого стиля оказывается то, что дети принимают

активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и её

организации. В результате у них развивается уверенность в себе,

самостоятельность, ответственность, инициативность. Они не только

проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю

мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении.

4.

Общение на основе увлечённости совместной творческой

деятельности

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его

этических установок. Ведь увлечённость совместным с детьми творческим

поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но и

в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Подчёркивая плодотворность такого стиля и его стимулирующий характер,

необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное

настроение и педагогическая установка должна иметь меру. Часто

начинающие педагоги превращают дружественность в панибратские

отношения, а это отрицательно сказывается на всём ходе образовательно-

воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически

целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога

с детьми.

5.

Общение-дистанция

Этот стиль используют как опытные педагоги , так и начинающие. Суть

его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и ребёнка в

качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать

меру. Дистанция должна существовать, в системе взаимоотношений она

необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений, а не

диктоваться педагогом как основа. Дистанция выступает как показатель

ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Но авторитет должен

завоёвываться не через механическое установление дистанции, а через

взаимопонимание в процессе совместной творческой деятельности. И здесь

чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом

к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

6.

Общение-устрашение

Этот стиль связан с неумением организовать продуктивное общение на

основе увлечённости совместной деятельностью. В творческом отношении

такое общение вообще бесперспективно. Оно не только не создаёт

комфортной коммуникативной атмосферы, но наоборот ориентирует детей не

на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое

общение дружественности, взаимопонимания так необходимого для

совместной творческой деятельности.

7.

Заигрывание

Часто встречается у молодых педагогов, и связанно с неумением

организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения

отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитету детей, что

противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля

общения вызвано стремлением быстро установить контакт с детьми,

желанием понравиться, а также отсутствием необходимой

общепедагогической и коммуникативной культуры, педагогического опыта.

В чистом виде стили не существуют. Педагоги самопроизвольно

вырабатывают в длительной практике разнообразные стили общения. При

этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается

совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется

индивидуальность личности. От стиля зависит психологическая атмосфера,

эмоциональное благополучие. Определённую роль играет и незнание

технологии общения, отсутствие у педагога нужных приёмов общения. Такие

стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-

дистанции, опасны ещё и потому, что при отсутствии у педагога

профессиональных навыков общения могут укорениться в творческой

индивидуальности педагога и усложнить педагогический процесс и снизить

его эффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения

обеспечивается именно надёжно выстроенной системой взаимоотношений.

Сознательное формирование своего стиля педагогического общения

возможно при определённом уровне развития способности к самоанализу

профессиональной деятельности.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное

общение педагога с детьми в процессе воспитания и обучения, направленное

на решение определённых педагогических задач и реализацию

педагогических функций. Межличностные отношения в группе должны

формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического

общения. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на

формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у детей

уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале. Позитивное

отношение к личности ребёнка и система приёмов поощрения являются

важной стороной педагогического общения. Однако само поощрение может

быть как эффективным, так и неэффективным. Педагогическое общение-это

особенное общение, специфика которого обусловлена различными

социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого

общения. Педагог в процессе общения осуществляет (в прямой или

косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности

по руководству процессом развития и воспитания. От того каковы стилевые

особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит

развитие личности дошкольника и формирование межличностных отношений

в группе, а так же эффективность воспитательно-образовательного процесса

в целом.



В раздел образования