Напоминание

"Методические основы подготовки борцов – вольников"


Автор: Гашинов Майдар Викторович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Заиграевская ДЮСШ"
Населённый пункт: п.Заиграево Заиграевского района Республики Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Методические основы подготовки борцов – вольников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема публикации :

«Методические основы подготовки борцов – вольников»

Составитель :

Гашинов М.В. МС России по вольной борьбе,

тренер преподаватель по вольной борьбе,

«Заиграевская ДЮСШ» п.Заиграево ,

Заиграевский район ,Республика Бурятия.

Изучение техники и тактики является одной из главных задач учебно-

тренировочного процесса в вольной борьбе. Этот процесс .строится на

основе методических принципов, как обычно, с учетом частных методик

обучения, отражающих специфику и особенности техники и тактики борьбы.

Моделируя различные ситуации поединка и при этом выявляя их характерные

особенности, мы с самого раннего этапа специализации готовим юного борца

к постепенному увеличению нагрузки и усложнению двигательного умения, в

последующем переходящего в двигательный навык.

Система заданий в методике обучения базовой технике построена с

учетом усиления сопротивления соперника, сокращения времени отдыха,

увеличения длительности и объема работы, усложнения исходных и

промежуточных позиций борцов, замены статических положений

динамическими ситуациями, подбора партнеров с различными анатомо-

морфологическими и психическими особенностями, обусловливающими

изменения стойки, дистанции, направления маневрирования, способов

выведения из равновесия, уровня и точности выполнения захвата, степени

расслабления или напряжения, образного восприятия поединка и

ситуационного мышления и т.д. Эти задания осуществляются методом

моделирования. Очень важно, чтобы весь процесс обучения и

совершенствования проходил при сознательной активности занимающихся.

Основываясь на анализе литературных источников и на результатах

исследований К.В. Балдаева , а также проведенных нами исследований с

использованием специализированных подвижных игр и игр с элементами

единоборств, можно сказать, что игровая направленность занятий создает

условия для быстрого усвоения профилирующих элементов борьбы и

базовых действий. При этом игры вызывают живой интерес детей, повышают

их активность, эмоциональность, заставляют самостоятельно, творчески

подходить к решению двигательных задач; тем самым они способствуют

формированию физических и психических качеств у юных борцов. Для

примера рассмотрим методику изучения одного из приемов базовой техники

вольной борьбы — «мельницы», т.е. броска поворотом захватом руки и

одноименной ноги. При освоении технических элементов борьбы и базовых

действий большое значение приобретает частная методика обучения,

состоящая из системы задач, заданий и методических указаний, в основе

которых лежит выполнение специальных упражнений, элементов, фаз, частей

приема и их комбинационных действий в целом, с помощью которых

создаются оптимальные условия для правильного усвоения базовых действий

вольной борьбы. Базовыми элементами вольной борьбы являются основные

положения борцов в стойке и партере, дистанции между соперниками,

способы передвижений, направления маневрирований, захваты, упоры,

толчки, рывки и освобождения от них, выполнение базового приема, защиты

и контрприема, использование тактических подготовок, комбинаций.

Изучение броска «мельницей» осуществляется с учетом объективно

существующих связей между техническими элементами борьбы, появ-

ляющихся в процессе противоборства двух соперников. При этом все базовые

элементы выполняются за счет предварительной подготовки, в основе

которой лежит выведение из равновесия (рис. 132). Нами экспериментально

определено 10 способов их выполнения, которые характеризуются

следующими направлениями: назад, вперед, вниз, вверх, влево, вправо,

вправо по кругу —разворот туловища, влево по кругу — разворот туловища,

переступание левой ногой вправо, переступание правой ногой влево. Таким

образом, для овладения подготовительными элементами борьбы к броску

«мельницей» игровой метод применяется в соответствии с принципами «от

известного к неизвестному», «от простого к сложному». Игры с касаниями

способствуют формированию основных положений борца, умения соблюдать

дистанцию, изменять направление маневрирования, правильно использовать

способы передвижений и способы соединений рук. «Игры с теснением»

направлены на то, чтобы научить юных борцов принимать устойчивое

динамическое и статическое положение, выводить соперника из состояния

равновесия. Учебная задача «игры с атакующими захватами» — научить

правильно выполнять захват, защищаться, освобождаться от захвата, тем

самым создавая динамическую ситуацию для начала атаки. На начальной

стадии обучения, в перерывах между периодами работы и главным образом

при выполнении специальных упражнений — подводящих и имитационных

— применяется метод вычленения профилирующих операций борьбы и

базовых действий по элементам.

Рассмотрим методику обучения технико-тактическим действиям броска

«мельницей». Как мы уже отмечали, в ходе ведения схватки очень трудно

создать или использовать в быстро изменяющихся условиях выгодные

ситуации для проведения того или иного действия. Именно поэтому на

первый план выходит изучение тактики проведения атакующих действий,

которое находится в неразрывной связи с освоением и совершенствованием

техники.

Изучение технико-тактического действия начинается с того, что тренер

показывает его технически правильно, быстро, слитно и четко. Показ должен

быть таким, чтобы основная структура действия была хорошо видна

ученикам. После этого тренер дает обоснование действия с точки зрения

техники, показывая и объясняя характерные особенности его выполнения, и с

точки зрения тактики, объясняя использование его в различных ситуациях

спортивного поединка.

Практически технико-тактическое действие разучивается либо целиком,

если оно достаточно простое, либо по частям, если оно сложное. Вначале

спортсмены изучают действие в упрощенных условиях без сопротивления

партнера, в статике (если не нужны динамические перемещения). Тренер при

этом акцентирует внимание занимающихся, во-первых, на наиболее

эффективной контактной ситуации (захвате); и во-вторых, на наиболее

благоприятной ситуации начала атаки.

После освоения технического действия, когда оно точно и быстро

выполняется в благоприятной ситуации на несопротивляющемся партнере,

спортсмен осваивает его в другой ситуации либо совершенствует с

дозированным сопротивлением партнера. Как мы уже отмечали, атакующее

действие нужно изучать вместе с определенными способами тактической

подготовки, которые необходимы для его эффективного проведения.

Способы тактической подготовки действия вначале изучают с

партнером, сопротивление которого обусловливается определенным образом,

т.е. в ответ на начало действия он реагирует обусловленной защитой (чем

больше выражена реакция партнера, тем легче выполнить атакующему

действие) и фиксацией обусловленных защитных действий создает

благоприятную ситуацию для начала атаки. Затем, когда атакующий начинает

действовать слитно и быстро, условия постепенно усложняются. Таким

образом, обучающиеся переходят к выполнению действия в разнообразных

условиях и конфликтных ситуациях единоборства, что и приводит в

результате многократных повторений в вариативных условиях к

формированию навыка проведения целостного атакующего действия. В

дальнейшем при совершенствовании приема необходимо освоение

тактических вариантов его применения в моделируемых конфликтных

ситуациях, т.е. в учебных, тренировочных и соревновательных схватках. Не

случайно на последнем этапе совершенствования технико-тактического

действия в качестве основного методического подхода выступает

моделирование различных ситуаций единоборства. Этот подход позволяет

расширять умения и навыки борца на основе вновь осваиваемых способов

тактической подготовки и использования благоприятных конфликтных

ситуаций. При обучении технико-тактическим действиям он направлен в

основном на развитие у спортсменов наглядно-действенного мышления или

образного восприятия поединка.



В раздел образования