Автор: Гашинов Майдар Викторович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Заиграевская ДЮСШ"
Населённый пункт: п.Заиграево Заиграевского района Республики Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Методические основы подготовки борцов – вольников"
Раздел: дополнительное образование
Тема публикации :
«Методические основы подготовки борцов – вольников»
Составитель :
Гашинов М.В. МС России по вольной борьбе,
тренер преподаватель по вольной борьбе,
«Заиграевская ДЮСШ» п.Заиграево ,
Заиграевский район ,Республика Бурятия.
Изучение техники и тактики является одной из главных задач учебно-
тренировочного процесса в вольной борьбе. Этот процесс .строится на
основе методических принципов, как обычно, с учетом частных методик
обучения, отражающих специфику и особенности техники и тактики борьбы.
Моделируя различные ситуации поединка и при этом выявляя их характерные
особенности, мы с самого раннего этапа специализации готовим юного борца
к постепенному увеличению нагрузки и усложнению двигательного умения, в
последующем переходящего в двигательный навык.
Система заданий в методике обучения базовой технике построена с
учетом усиления сопротивления соперника, сокращения времени отдыха,
увеличения длительности и объема работы, усложнения исходных и
промежуточных позиций борцов, замены статических положений
динамическими ситуациями, подбора партнеров с различными анатомо-
морфологическими и психическими особенностями, обусловливающими
изменения стойки, дистанции, направления маневрирования, способов
выведения из равновесия, уровня и точности выполнения захвата, степени
расслабления или напряжения, образного восприятия поединка и
ситуационного мышления и т.д. Эти задания осуществляются методом
моделирования. Очень важно, чтобы весь процесс обучения и
совершенствования проходил при сознательной активности занимающихся.
Основываясь на анализе литературных источников и на результатах
исследований К.В. Балдаева , а также проведенных нами исследований с
использованием специализированных подвижных игр и игр с элементами
единоборств, можно сказать, что игровая направленность занятий создает
условия для быстрого усвоения профилирующих элементов борьбы и
базовых действий. При этом игры вызывают живой интерес детей, повышают
их активность, эмоциональность, заставляют самостоятельно, творчески
подходить к решению двигательных задач; тем самым они способствуют
формированию физических и психических качеств у юных борцов. Для
примера рассмотрим методику изучения одного из приемов базовой техники
вольной борьбы — «мельницы», т.е. броска поворотом захватом руки и
одноименной ноги. При освоении технических элементов борьбы и базовых
действий большое значение приобретает частная методика обучения,
состоящая из системы задач, заданий и методических указаний, в основе
которых лежит выполнение специальных упражнений, элементов, фаз, частей
приема и их комбинационных действий в целом, с помощью которых
создаются оптимальные условия для правильного усвоения базовых действий
вольной борьбы. Базовыми элементами вольной борьбы являются основные
положения борцов в стойке и партере, дистанции между соперниками,
способы передвижений, направления маневрирований, захваты, упоры,
толчки, рывки и освобождения от них, выполнение базового приема, защиты
и контрприема, использование тактических подготовок, комбинаций.
Изучение броска «мельницей» осуществляется с учетом объективно
существующих связей между техническими элементами борьбы, появ-
ляющихся в процессе противоборства двух соперников. При этом все базовые
элементы выполняются за счет предварительной подготовки, в основе
которой лежит выведение из равновесия (рис. 132). Нами экспериментально
определено 10 способов их выполнения, которые характеризуются
следующими направлениями: назад, вперед, вниз, вверх, влево, вправо,
вправо по кругу —разворот туловища, влево по кругу — разворот туловища,
переступание левой ногой вправо, переступание правой ногой влево. Таким
образом, для овладения подготовительными элементами борьбы к броску
«мельницей» игровой метод применяется в соответствии с принципами «от
известного к неизвестному», «от простого к сложному». Игры с касаниями
способствуют формированию основных положений борца, умения соблюдать
дистанцию, изменять направление маневрирования, правильно использовать
способы передвижений и способы соединений рук. «Игры с теснением»
направлены на то, чтобы научить юных борцов принимать устойчивое
динамическое и статическое положение, выводить соперника из состояния
равновесия. Учебная задача «игры с атакующими захватами» — научить
правильно выполнять захват, защищаться, освобождаться от захвата, тем
самым создавая динамическую ситуацию для начала атаки. На начальной
стадии обучения, в перерывах между периодами работы и главным образом
при выполнении специальных упражнений — подводящих и имитационных
— применяется метод вычленения профилирующих операций борьбы и
базовых действий по элементам.
Рассмотрим методику обучения технико-тактическим действиям броска
«мельницей». Как мы уже отмечали, в ходе ведения схватки очень трудно
создать или использовать в быстро изменяющихся условиях выгодные
ситуации для проведения того или иного действия. Именно поэтому на
первый план выходит изучение тактики проведения атакующих действий,
которое находится в неразрывной связи с освоением и совершенствованием
техники.
Изучение технико-тактического действия начинается с того, что тренер
показывает его технически правильно, быстро, слитно и четко. Показ должен
быть таким, чтобы основная структура действия была хорошо видна
ученикам. После этого тренер дает обоснование действия с точки зрения
техники, показывая и объясняя характерные особенности его выполнения, и с
точки зрения тактики, объясняя использование его в различных ситуациях
спортивного поединка.
Практически технико-тактическое действие разучивается либо целиком,
если оно достаточно простое, либо по частям, если оно сложное. Вначале
спортсмены изучают действие в упрощенных условиях без сопротивления
партнера, в статике (если не нужны динамические перемещения). Тренер при
этом акцентирует внимание занимающихся, во-первых, на наиболее
эффективной контактной ситуации (захвате); и во-вторых, на наиболее
благоприятной ситуации начала атаки.
После освоения технического действия, когда оно точно и быстро
выполняется в благоприятной ситуации на несопротивляющемся партнере,
спортсмен осваивает его в другой ситуации либо совершенствует с
дозированным сопротивлением партнера. Как мы уже отмечали, атакующее
действие нужно изучать вместе с определенными способами тактической
подготовки, которые необходимы для его эффективного проведения.
Способы тактической подготовки действия вначале изучают с
партнером, сопротивление которого обусловливается определенным образом,
т.е. в ответ на начало действия он реагирует обусловленной защитой (чем
больше выражена реакция партнера, тем легче выполнить атакующему
действие) и фиксацией обусловленных защитных действий создает
благоприятную ситуацию для начала атаки. Затем, когда атакующий начинает
действовать слитно и быстро, условия постепенно усложняются. Таким
образом, обучающиеся переходят к выполнению действия в разнообразных
условиях и конфликтных ситуациях единоборства, что и приводит в
результате многократных повторений в вариативных условиях к
формированию навыка проведения целостного атакующего действия. В
дальнейшем при совершенствовании приема необходимо освоение
тактических вариантов его применения в моделируемых конфликтных
ситуациях, т.е. в учебных, тренировочных и соревновательных схватках. Не
случайно на последнем этапе совершенствования технико-тактического
действия в качестве основного методического подхода выступает
моделирование различных ситуаций единоборства. Этот подход позволяет
расширять умения и навыки борца на основе вновь осваиваемых способов
тактической подготовки и использования благоприятных конфликтных
ситуаций. При обучении технико-тактическим действиям он направлен в
основном на развитие у спортсменов наглядно-действенного мышления или
образного восприятия поединка.