Напоминание

занятие по хохломской росписи в подготовительной группе "Чудесная кисточка"


Автор: Кудачинова Алёна Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13 г.Горно-Алтайска"
Населённый пункт: г. Горно-Алтайск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: занятие по хохломской росписи в подготовительной группе "Чудесная кисточка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ «СОШ № 13 г. Горно - Алтайска»

Дошкольные группы «Росток»

Итоговое занятие по хохломской росписи в подготовительной группе

«Чудесная кисточка»

Составила : старший воспитатель

Кудачинова А.О.

г. Горно – Алтайск

2017 г.

Итоговое занятие по хохломской росписи в подготовительной группе

«Волшебная птица»

Конспект итогового занятия по хохломской росписи в подготовительной к

школе группе, занятие предусматриваем практическую деятельность детей

– роспись «деревянной» заготовки; конспект содержит авторскую

физминутку, сюрпризный момент для детей.

Цель: Закрепить знания детей о представлении хохломской росписи;

Задачи:

Художественное творчество:

-закреплять умение держать правильно кисть;

- закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,

- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,

- развивать фантазию и творческое воображение.

Познание:

- развитие зрение, слуха,

- совершенствование координации руки и глаза,

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,

- закреплять умения выделять в процессе восприятия несколько качеств

предметов.

Коммуникация:

- совершенствовать речь, как средство общения.

Предварительная работа: беседа с детьми, заучивание авторской

физминутки, чтение художественной литературы, рассматривание посуды в

стиле хохломской росписи.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей.

Оборудование: Для воспитателя: настольная ширма, магнитофон, записи с

русской народной музыкой, столик с разнообразной посудой (городец, гжель,

фарфор, береста, хохлома), плакаты по хохломской росписи, Жар-Птица,

нарисованная или игрушка.

Раздаточный материал для детей: «деревянные вазы» на подгруппу, гуашь,

кисть №2 с тонким кончиком, баночка с водой, тряпочка – на каждого

ребенка.

Ход занятия:

I. Вводная часть

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж, захватывает дух!

(Дети присаживаются на стульчики)

– Здравствуйте, дорогие гости! Мы приветствуем Вас!

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно – медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий!

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!

П. Синявский

В. – Ребята скажите, о чем это стихотворение? (Ответы детей:о хохломской

росписи)

В. – О чем напоминает вам эта роспись? (Ответы детей: о Родине, о природе)

В – Ребята, а что расписывали хохломской росписью? (Ответы детей: посуду)

В. – А из чего её делали? (Ответы детей: из дерева).

В. – Я вижу, вы хорошо запомнили все о хохломе. Посмотрите, ребята, как

много разной посуды стоит у меня на столе, и вся она нарядная, красивая,

расписная. А вы сможете угадать какая из нее хохломская, а какая нет?

(воспитатель по очереди вызывает детей к столу и просит показать там

хохломскую посуду и объяснить, почему он так считает).

II. Основная часть

В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду, расписывали её

красивой росписью и отправляли в другие города. Посуда эта очень

нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. А мастера

начинали свою работу с понедельника, а заканчивали в пятницу, чтобы им

успеть выполнить свою работу, а в выходные отдыхать.

(В.- приглашает детей встать в круг и предлагает поиграть в игру «Назови

правильно»)

А подскажите, пожалуйста, какой сегодня день недели?

- Сколько всего дней в недели?

- Про какие дни недели мы говорим? «рабочие» назовите их?

- Какой день идет после четверга?

- Какой день идет перед средой?

- Как называются «выходные» дни недели?

А из какого мы города? А это малая или большая Родина наша?

А как называется наша большая родина? А кто наш президент?

(Присаживаются на стульчики)

В. – Да, и с этим заданием вы справились, какие вы молодцы, ребята. А

давайте теперь с вами вспомним, каким узорами мастера расписывали свою

волшебную посуду? (Ответы детей: завиток, капелька, кустик, ягодка, листик,

веточка, травинка)

В. – А какие цвета использовали мастера? (Ответы детей: золотой, черный,

красный)

В. – Как хорошо вы все запомнили, ребята, вот теперь я думаю, вам знаний о

хохломе хватит для того, чтобы сегодня ненадолго превратиться в русских

мастеров и самим попробовать расписать деревянную посуду хохломской

росписью. Ребята, а кой волшебный персонаж научил мастера расписывать

посуду хохломой? (Ответы детей: Жар-птица)

(звучит музыка, воспитатель достает из-за настольной ширмы нарисованную

жар-птицу).

В. – Вот и к нам на помощь Жар-птица прилетела, давайте вместе с вами

скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы тоже

превратимся в мастеров Хохломы.

Физкультминутка

Птица хохломская крыльями

махала

Крыльями махала – злато

рассыпала.

Головой качала, в стороны качала

Да, с землицы русской травы

собирала.

Травы собирала, чаши украшала,

Мастерство с любовью нам

передавала.

Руки в стороны, махи

Махи, встряхиваем кисти рук

Наклоны голы

Наклоны в пол, собираем

Собираем, обводим руками круг

Руки к сердцу, руки вперед.

В. – Вот мы стали волшебными мастерами и художниками. Теперь я

попрошу вас пройти в мастерскую , ой, смотрите, а что это такое? (Ответы

детей: цифры ).

В. – А как вы думаете для чего они нам? (Ответы детей: чтобы попасть в

мастерскую)

В. – А как они нам помогут? Смотрите, там конверт лежит, его принесла жар

– птица, а в нем подсказка! Нам нужно с вами построить мост, в правильном

порядке от 1-10, чтобы попасть в мастерскую, а чтобы вернуться в детский

садик ? Как вы думаете, что нужно сделать? (Ответы детей: построить мост в

обратном порядке от 10-1)

Строят мост от 1-10.

В. – Правильно, молодцы!

Теперь ребята, мы можем пройти по одному через мост, в нашу мастерскую.

(дети переходят в рабочую зону)

В. – Ребята, посмотрите, какие подарки принесла вам Жар-птица? (Ответы

детей: деревянные вазы)(Например: Приложение №1)

А еще Жар-птица подарила вам знания о Хохломе и свое мастерство.

Поэтому мы сейчас с вами эти вазы будем расписывать, согласны? (Ответы

детей: да)

В. – Закройте глаза, вот мы с вами находимся в настоящей мастерской,

каждый из вас настоящий волшебный – художник. Представьте узор, который

вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте

руки для работы. И вспомните технику безопасности при рисовании кистью.

Теперь можете преступить к работе (самостоятельная деятельность детей)

Во время самостоятельной работы детей, можно включить негромкую

народную музыку и воспитатель рассказывает: данную историю или легенду

о хохломе (Приложение №2).

В старину люди ели из деревянной посуды. Посуда эта очень нравилась

людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши

пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С

большим старанием делают хохломчане свою работу. Много выдумки и

фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в

окружающей природе. На хохломской посуде вьётся, кружится травка-

былинка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывает ягодка.

Индивидуальная помощь: оказывает помощь тем, кто затрудняется.

Рядом на листке показывает рисование ягод, которые не получаются.

Поощрение детей: Хвалит аккуратность и старание.

Анализ работ:

Молодцы у вас получились настоящие хохломские красивые вазы. Теперь

пусть наши работы подсохнут и тогда, наша гостья Жар птица заберет их на

выставку, чтобы показать всем какие мастера живут в Горно – Алтайске.

А нам пора прощаться с нашей гостей, Жар-Птице пора лететь дальше,

обучать детей хохломской росписи и хохломскому промыслу, что нужно

сказать нашей волшебнице Жар-птицы (Ответы детей: До свидание).

А нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы, нам вернуться давайте

вспомним, что говорилось в нашей подсказке (Ответы детей: что нам нужно

построить мост в обратном направлении )

В. – Правильно, молодцы! (Дети возвращаются обратно в детский сад по

мосту из цифр, садятся на стульчики)

В. – Ой, смотрите коробочка какая – то. Написано для группы «Фиксиков» за

лучшее мастерство в хохломском промысле и хорошем поведении. С

надписью «Лучший художник» на память от вашей гости Жар-Птицы.

III. Заключительная часть

Молодцы ребята! А где мы сегодня были? Вам понравилось занятие? Кто у

нас был в гостях? Что вам понравилось на занятии? Какие задания вам

пришлось выполнять? Что было самым трудным? Путешествие было

интересным?

Сегодня я убедилась, что вы умные, много знаете и умеете. Молодцы!

А нашим гостям, Мы что скажем? (Ответы детей: До свидания!)

Приложение № 1

Рис. 1. Примерная ваза с примерным рисунком для детей

Приложение № 2

Легенда о "Хохломе"

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец.

Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил

мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому,

однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские

леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о

таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и

чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые

хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали

люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и

селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он

отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног

летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и

раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские

посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника.

Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только

остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени,

и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким

пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о

жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть

мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её

правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются

только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Приложение № 3

Рис. 2. Гостья Жар-Птица



В раздел образования