Автор: Серебрянский Дмитрий Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ№ 6 им. И.Т. Сидоренко
Населённый пункт: г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка урока по предмету "Физическая культура".
Тема: Урок гимнастики для учащихся 2 класса.
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока по предмету «Физическая культура»
План – конспект
урока гимнастики для учащихся 2 класса
учитель ФК МБОУ СОШ№ 6 им. И.Т. Сидоренко Д.В. Серебрянский
Раздел программы: гимнастика.
Тема урока: кувырок вперед (мальчики и девочки), лазанье по наклонно поставленным ска-
мейкам в упоре присев и упоре стоя на коленях.
Цель урока: развитие двигательных умений и навыков, развитие физических способностей уча-
щихся.
Задачи урока:
I.
Образовательные задачи:
1.
Учить кувырку вперед.
2.
Совершенствовать лазанье по наклонно поставленным скамейкам в упоре присев и
упоре стоя на коленях.
3.
Учить игре «Волк во рву».
II.
Оздоровительные задачи:
1.
Формировать правильную осанку.
2.
Учить правильному дыханию при выполнении ОРУ.
III.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитывать умение выполнять коллективные действия.
2.
Воспитывать умение чисто и красиво выполнять ОРУ.
Планируемые результаты урока
Предметные
:
научатся в доступной форме объяснять технику выполнения кувырков, анализировать и
находить ошибки;
координировать и контролировать свои действия;
получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку
сверстникам при выполнении упражнений;
совершенствуют лазанье по наклонно поставленным скамейкам;
освоение правил здорового безопасного выполнение базовых упражнений.
Метопредметные:
учебный материал данного занятия взаимосвязан со знаниями по предмету «Ознакомление
с окружающим миром»
Регулятивные УУД:
внесение необходимых дополнений и корректив в совершенствование техники выполнения
кувырка вперед в группировке, лазание по наклонно поставленным скамейкам в упоре при-
сев и упоре стоя на коленях;
осознание учащимися уровня и качества усвоения упражнения;
умение подбирать спортивную форму для занятий гимнастикой.
Познавательные УУД:
поиск информации по технике выполнения гимнастических упражнений;
самостоятельное установление причин неправильной группировки и координацию движе-
ний.
Коммуникативные УУД:
умение задавать вопросы по технике выполнения упражнения и принимать участие в их
обсуждении;
уважение мнений сверстников в процессе совместного освоения технических действий;
умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты:
уважение и доброжелательность друг к другу во время выполнения упражнения;
преодоление страха;
взаимодействие со сверстниками на основе взаимопомощи;
формирование положительного отношения к учителю
формирование социальной роли ученика.
Тип урока: комбинированный.
Условия проведения: стандартный спортивный зал.
Материально-техническое обеспечение:
1.
Гимнастические маты (5-6 штук).
2.
Гимнастические скамейки (3-4 штуки).
3.
2 флажка.
Литература: Петров П.К. «Методика преподавания гимнастики в школе», учебник для студентов
высших учебных заведений. - М. 2003г.
Ход урока.
1.1.
Организационный момент.
Цель учителя: обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к
уроку.
Цель учащихся: подготовить свой организм к занятиям физическими упражнениями (дыхатель-
ную, сердечнососудистую и костно-мышечную системы).
Задачи: 1) Организовать коллектив учащихся для занятия, овладеть их вниманием;
2) Создать благоприятные психологические условия к взаимодействию деятельности
учителя и учащихся;
3) Создать условия для постановки учащимся целевой установки урока;
4) Подготовить условия для выполнения учебной работы.
Методы организации работы: словесный (команды, указания, распоряжения).
№ Действия учителя
Действия учащихся
дозировка
ОМУ
УУД
1
2
3
4
Организует построение.
Даёт команды на построение:
«Класс: Равняйсь! Смирно!»,
«По порядку рассчитайсь!»,
приветствует.
Объявляет тему урока, сооб-
щает задачи урока.
Подводит учащихся к форму-
лированию целей урока.
Строятся в одну шеренгу,
выполняют команды пре-
подавателя, проводят
самоконтроль.
2 мин.
Контролирует
правильность
выполнения ко-
манд и указаний,
исправляет
ошибки.
Личностные:
формирование по-
требности в заня-
тиях физической
культурой,
само-
стоятельность и
личная ответ-
ственность за свои
поступки, уста-
новка на здоровый
образ жизни.
1.2.
Разминка.
Цель учителя: всесторонняя подготовка всех систем организма учащихся к дальнейшей нагрузке
урока.
Задачи: 1) Формирование установки у учащихся на активную учебную деятельность;
2) Подготовка всех мышечных групп, которые будут задействованы в выполнении гим-
настических упражнений.
3) Способствовать развитию основных физических качеств.
Методы организации работы: словесный (команды, указания, объяснение, подсчёт);
практический (показ, фронтальный метод, метод строгого
регламентированного упражнения).
Методы стимулирования: похвалить и поставить отметку «Отлично» ученикам, добросовестно
выполнявшим упражнения разминки, учащийся, который проводил с классом разминку получает
отметку «Отлично».
№
Действия учителя
Действия
учащихся
дози-
ровка
ОМУ
УУД
1
2
Предлагает учащимся
выбрать ученика для
проведения разминки.
Даёт команды на выпол-
нения строевых упраж-
нений на месте:
а) «Направо!»;
б) «Налево!»;
в) «Кругом!»;
«На месте шагом
Марш!»
«В обход по залу шагом
Марш!».
Обсуждение.
Выполняют поворо-
ты:
а) направо; б) нале-
во; в) кругом.
Выполняют строе-
вой шаг на месте, в
движении.
30
сек.
30
сек
Контролирует, не вмеши-
ваясь выбор ученика.
Контролирует правиль-
ность выполнения ко-
манд и указаний, исправ-
ляет ошибки.
1.Кисти рук сжаты в ку-
лаки и прижаты к
бёдрам;
2.Чёткоеприставление
ноги после поворота;
3.Выполнять поворот
кругом через левое пле-
чо.
Личностные: воспита-
ние дисциплинированно-
сти, ответственности;
уважение и доброжела-
тельность друг к другу
во время выполнения
упражнения;
Регулятивные: разви-
тие внимания, умеют
оценивать правильность
выполнения действия;
вносят необходимые кор-
рективы в действие по-
сле его завершения на
основе его оценки и уче-
та характера сделанных
ошибок, адекватно реа-
гируют на замечания
учителя, учащегося кото-
рый проводит разминку
Коммуникативные:
умеют договариваться и
приходить к общему ре-
шению в совместной де-
ятельности, задавать во-
просы; контролируют
действия партнера при
выполнении упражне-
ний.
Разминка.
№
Действие учителя
(ученика, который вы-
полняет разминку с
классом)
Действия
учащихся
дози-
ровка
ОМУ
УУД
2
3
4
Даёт команды по выпол-
нению упражнений в
движении в ходьбе:
«руки вверх - на нос-
ках - МАРШ!»;
«руки за голову – с
перекатом с пятки на
носок - МАРШ!»;
Бег с заданием по
свистку.
по первому свистку –
упор присев;
по второму свистку –
бег;
«спиной вперед –
МАРШ!»
«с высоким поднима-
нием бедра – МАРШ!»
«с захлестыванием го-
лени – МАРШ!»
«махом прямых ног
вперед – МАРШ!»
«махом прямых ног на-
зад – МАРШ!»
«шагом – МАРШ!»
«упражнение на
восстановление дыха-
ния – начи-НАЙ!»
«класс – СТОЙ!»
«Нале-ВО!»
«класс, на первый –
второй – РАСЧИ-
ТАЙСЬ!»
«класс, в две шеренги
– СТРОЙСЯ!»
«первые номера, шесть
шагов, вторые три
шага вперед шагом –
МАРШ!»
«влево на два шага
приставными шагами
разом-КНИСЬ!»
ОРУ
«исходное положение –
РУКИ НА ПОЯС!»
«И.П. ПРИНЯТЬ!»
Выполняются упраж-
нения:
1-2 наклоны головы
вперед, назад
3-4 в стороны:
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
1-4 повороты головы
налево, направо:
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
1-2 круговые движения
головой вправо, 3-4
влево:
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
«исходное положение –
Выполняют упраж-
нения
в ходьбе:
на носках, перека-
том с пятки на но-
сок.
Учащиеся выполня-
ют комплекс упраж-
нений под руко-
водством педагога.
Выполняют бег с за-
данием: по первому
свистку – упор при-
сев, по второму
свистку – бег.
Выполняют упраж-
нения.
.
Руки поднимают че-
рез стороны вверх и
опускают, выполня-
ют вдох, выдох.
Выполняют пере-
строение.
Упражнения выпол-
няются медленно,
без резких движе-
ний.
Выполняют раздель-
ным способом.
Поднимают руки
вверх, смотрят на
них, делают вдох,
опуская руки - вы-
дох.
Контролирует правиль-
ность выполнения ко-
манд и указаний, исправ-
ляет ошибки.
руки ладонями внутрь,
спина прямая, подборо-
док поднят;
следить за осанкой,
соблюдением дистан-
ции;
активно работаем ки-
стями;
Контролирует правиль-
ность выполнения ко-
манд и указаний, исправ-
ляет ошибки.
Обратить внимание, как
ученик реагирует на сиг-
налы, все ли своевремен-
но выполняются дей-
ствия.
Обращать внимание на
поворот головы вправо
при беге «спиной
вперед», для соблюдения
правил ТБ
Упражнение учитель по-
казывает «зеркально».
Выполняют упражнения
под счет учителя.
Следит за правильным
положением рук.
Следит, чтобы руки не
сгибались в локтевых су-
ставах.
Следит, чтобы ноги не
сгибались в коленях.
Следит, чтобы ноги со-
гнутые в коленях подни-
мали до угла 90
”
.
Личностные: воспита-
ние дисциплинированно-
сти, ответственности;
уважение и доброжела-
тельность друг к другу во
время выполнения
упражнения;
Регулятивные: развитие
внимания, умеют оцени-
вать правильность вы-
полнения действия; вно-
сят необходимые коррек-
тивы в действие после
его завершения на основе
его оценки и учета харак-
тера сделанных ошибок,
адекватно реагируют на
замечания учителя, уча-
щегося который прово-
дит разминку
Коммуникативные:
умеют договариваться и
приходить к общему ре-
шению в совместной дея-
тельности, задавать во-
просы; контролируют
действия партнера при
выполнении упражнений.
5
основная стойка»
1-2 дугами наружу
руки вверх
3-4 исходное положе-
ние
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
«исходное положение –
основная стойка»
1-2 левую ногу назад
на носок
3-4 исходное положе-
ние
5-8 то же справой но-
гой
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
«исходное положение –
основная стойка»
1-2 два пружинистых
наклона вперед с каса-
нием ладонями колен
3-4 два пружинистых
наклона вперед с каса-
нием пальцев носков
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
«исходное положение –
основная стойка», руки
в стороны
1 поднять левую ногу,
согнутую в колене и
хлопнуть под ней в ла-
доши
2 «исходное положе-
ние»
3-4 поднять правую
ногу, согнутую в коле-
не и хлопнуть под ней
в ладоши
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
«исходное положение»,
стойка ноги врозь руки
на пояс
1 наклон туловища вле-
во
2 «исходное положе-
ние»
3 наклон туловища
вправо
4 «исходное положе-
ние»
«исходное положение»,
стойка ноги врозь,
руки на поясе
1 поворот туловища
налево, руки в стороны
2 «исходное положе-
ние»
3 поворот туловища
направо, руки в сторо-
ны
4 «исходное положе-
Ученики выполняют
задания учителя и
под его руко-
водством правильно
кладут гимнастиче-
ские маты и уста-
навливают гимна-
стические скамейки.
Следит, чтобы ноги оста-
вались на месте.
Следит, чтобы локти не
опускались при поворо-
тах, ноги оставались на
месте.
Выполнять одновремен-
но, спина прямая.
Следить за правильным
расположением матов и
безопасной установкой
наклонно поставленных
гимнастических скамеек.
ние»
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
«исходное положение –
основная стойка»
1 присесть, хлопок
перед собой
2 «исходное положе-
ние»
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
«исходное положение –
основная стойка», руки
на поясе
1 прыжок ноги врозь
2 прыжок ноги вместе
«упражнение начи-
НАЙ!»
«СТОЙ!»
Ходьба на месте:
«На месте шагом –
МАРШ!»
«Класс – СТОЙ!»
«Класс в одну шеренгу
- СТОНОВИСЬ!»
Перестраивает уча-
щихся по отделениям
(девочки, мальчики).
Организует установку
мест для основной ча-
сти урока.
При установки мест за-
нятий дается каждому
ученику конкретное за-
дание, и проследить за
выполнением.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Изучение учебного материала.
Цель учителя: обеспечение условий активной деятельности учащихся для получения знаний и
умений по технике выполнения кувырка вперед и лазанья по наклонной скамейке.
Цель учащихся: овладение учащимися знанием и умением по технике выполнения кувырка
вперед и лазанью по наклонной скамейке.
Задачи: 1) Учить кувырок вперед.
2) Обеспечить условия для выполнения и совершенствования лазанью по наклонно по-
ставленным гимнастическим скамейкам в упоре присев и упоре стоя на коленях.
Изложение основных положений учебного материала: рассказ, показ, объяснение.
Методы организации работы: фронтальный, групповой, на первом этапе обучения учитель ис-
пользует словесный и метод показа.
Критерии, определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебно-
му материалу: стремление к правильному выполнению, эмоциональность, правильность и
точность выполнения двигательного действия.
Методы стимулирования: похвалить учащихся, которые технически правильно выполняют
упражнения.
№ Действия учителя
Действия учащихся
дози-
ровка
ОМУ
УУД
1
2
3
4
1
2
3
Акробатика (девочки)
Ребята что такое кувырок?
Кто может показать пра-
вильно выполненный кувы-
рок?
Техника выполнения
Из упора присев кувырок
вперед. Учитель использует
метод целостного упражнения,
который подразумевает выпол-
нение изучаемого упражнения
в целом. Вначале показать ку-
вырок, обращая внимание на
группировку, положения голо-
вы.
Организует выполнение
упражнений для повторения
группировки из различных ис-
ходных положений.
Организуют выполнение
упражнений для повторений
перекатов.
Страхует и помогает учащимся
при кувырке вперед, указывает
на ошибки.
Лазанье по наклонно по-
ставленным скамейкам
(мальчики).
Организует выполнение
упражнения по точно по 4-5
человек на каждой скамейке.
Указывает на ошибки и стра-
хует учащихся.
Организует смену видов.
Игра «Волк во рву»
Объясняет правила игры
«Волк во рву». Предлагает
учащимся самостоятельно рас-
пределить роли, следит затем,
чтобы дети перебегали «Ров»
по свистку в целях соблюде-
ния техники безопасности во
время подвижных играх
Ответы учащихся:
Переворот через голову.
Последовательное касание
рук, спины, головы, ног с
поверхностью.
Показывают, смотрят, ана-
лизируют, опираясь на ра-
нее полученное определе-
ние кувырка – правиль-
ность выполнения
Слушают учителя и смот-
рят на правильное выпол-
нения упражнения в целом.
Повторяют группировку в
приседе, сидя, лёжа.
Выполняют из упора при-
сев перекат назад и перека-
том вперед сед в группи-
ровки.
Из упора присев перекат
назад с постановкой рук за
плечами и перекатом
вперед в исходное положе-
ние.
Выполняют из упора при-
сев кувырок вперед в упор
присев.
Самостоятельная работа
в группах
Выполняют лазанье в упоре
присев, с перестановкой
рук поочередно, затем од-
новременно.
Выполняют лазанье в упоре
стоя на коленях, вначале
одноименным способом
(правая рука, правая нога),
затем разноименным (пра-
вая рука, левая нога).
Смену выполняют органи-
зованно в виде игры, кто
быстрее построится у свое-
го вида.
Перебегаю ров только по
сигналу учителя
30 мин
При выполнении ку-
вырка руки ставить
на пол, на расстоянии
шага от линии ног.
Близкая постановка
приводит к удару
спиной о пол. Сгибая
руки и наклоняя го-
лову вперед, отталки-
ваемся ногами и
переворачиваемся че-
рез голову, сделать
перекат на шее и ло-
патки. Опираясь ло-
патками о пол, резко
согнуть ноги и взять
группировку, закан-
чивая кувырок, при-
нять упор присев.
Обращать внимание
на правильное поло-
жение рук, ног и го-
ловы. Группировка
должна быть плот-
ной.
Обращать внимание
на правильное поло-
жение рук, ног и го-
ловы. Группировка
должна быть плот-
ной.
Обращать внимание
на правильное поло-
жение рук, ног и го-
ловы.
Обратить внимание
на правильность ра-
боты рук.
Обратить внимание
на правильность ра-
боты рук и ног.
Регулятивные
внесение необходи-
мых дополнений и
корректив в совер-
шенствование тех-
ники выполнения
кувырка вперед в
группировке, лаза-
ние по наклонно
поставленным ска-
мейкам в упоре
присев и упоре стоя
на коленях;
осознание учащи-
мися уровня и каче-
ства усвоения
упражнения;
умение подбирать
спортивную форму
для занятий гимна-
стикой.
Познавательные
поиск информации
по технике выпол-
нения гимнастиче-
ских упражнений;
самостоятельное
установление при-
чин неправильной
группировки и
координацию дви-
жений.
Коммуникативные
умение задавать во-
просы по технике
выполнения
упражнения и при-
нимать участие в их
обсуждении;
уважение мнений
сверстников в про-
цессе совместного
освоения техниче-
ских действий;
умение слушать и
вступать в диалог.
Личностные
уважение и добро-
желательность друг
к другу во время
выполнения упраж-
нения;
преодоление стра-
ха;
взаимодействие со
сверстниками на
основе взаимопомо-
щи;
формирование по-
ложительного отно-
шения к учителю
формирование со-
циальной роли уче-
ника.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
3.1.
Подведение итогов урока.
Цель проведения: создать условия для постепенного перехода от возбужденного состояния, вы-
званного интенсивными занятиями физическими упражнениями к последующей работе на дру-
гих уроках.
Цель учащихся: овладение комплексом упражнений на внимание.
Задачи: 1) Восстановление функциональных систем организма учащихся и настрой
на дальнейшую образовательную деятельность;
2) Обобщение приобретенных знаний и подведение итога урока.
Формы и методы: словесный (команды, указания, распоряжения), практический.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:
стремление сделать правильнее и результативнее, активность, эмоциональность учащихся на уро-
ке.
Пути и методы реагирования на ситуацию, когда учитель определяет, что часть учащихся не
освоила новый учебный материал: домашнее задание.
Методы стимулирования: особо активным учащимся поставить отметки за урок
.
№ Действия учителя
Действия учащихся
дозировка
ОМУ
УУД
1
Дает команду на построение в
одну шеренгу.
«Класс в одну шеренгу - СТАНО-
ВИСЬ!»
Строятся в одну ше-
ренгу, выполняют ко-
манды учителя
3 мин
Контролирует
правильность
выполнения
команд и ука-
заний
Личностные
контроль и оценка
процесса и результа-
тов деятельности;
адекватная реакция
на отметку учителя
Регулятивные
адекватно оценивать
свои достижения,
осознавать возникаю-
щие трудности, ис-
кать их причины и
пути преодоления
Коммуникативные
учить аргументиро-
вать свою позицию;
ответов других, вы-
сказывание своих
версий;
с достаточной полно-
той и точностью вы-
ражать свои мысли в
соответствии с зада-
чами.
2
Проводит игру на внимание «Нос,
пол, потолок»
Выполняют команды
учителя
3
Сообщает домашнее задание: по-
вторить группировки
Слушают, уточняют
задание
4
Подводит итог урока:
- рефлексия;
1.
Можете ли вы назвать тему уро-
ка?
2.
Вам было легко или были труд-
ности?
3.
Что у вас получилось лучше
всего и без ошибок?
4.
Какое задание было самым ин-
тересным и почему?
5.
Как бы вы оценили свою работу?
- поощряет активных учащихся;
- делает замечание пассивным уча-
щимся.
Слушают, принимают
участие в обсужде-
нии, высказываю свое
мнение.
5
Организует подготовку учащихся к
дальнейшему учебному процессу.
Организованно воз-
вращаются в разде-
валку