Автор: Гусева Людмила Александровна
Должность: учитель географии и экономики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №12"
Населённый пункт: г. Балашиха, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества"
Раздел: среднее образование
Доклад
Воспитание толерантности
как социально значимого личностного качества
Выполнила:
Учитель географии и экономики
Гусева Людмила Александровна
МБОУ «Школа №12» г.о. Балашиха
Москва 2017 г.
Оглавление
Введение
3
Глава.1 Понятие толерантности. 4
Глава 2. Методы и приемы воспитания толерантности. 7
Заключение
10
Список литературы
12
2
Введение
Нас окружают миллиарды людей. Мы даже не задумываемся, что любой из
нас редок, нет абсолютно равных людей. Даже братья- близнецы, как правило,
очень сильно отличаются по своим нравам. У каждого из нас свои интересы,
желания, цели, позиции. Bce имеют что-то своей, неповторимое. И мы обязаны
почитать индивидуальность каждого человека, должно жить и понимать друг
друга.
Существует
такое
красивое
слово
толерантность.
A
что
это
такое-
толерантность?
Толерантность
(от
лат.
tolerantia
терпимость)
качество,
характеризующее отношение к другому человеку как к рaвнoдocтoйнoй личности
и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного
всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ
жизни,
убеждениями
т.
п.).
Толерантность
предполагает
настроенность
на
понимание и диалог c другим, признание и уважение его права на отличие.
Толерантное воспитание – общее дело многих общественных институтов, но
когда его объектами выступают ребята, основная нагрузка и ответственность в
работе
c
ними
ложится
именно
на
образование,
на
педагогов.
Им
в
этом
труднейшем
далее
остро
нужны:
–
информация
o
сути
воспитания
толерантности, ее содержании и проявлениях; – представление o возможных
средствах;
–
технологиях
такого
воспитания;–
в-третьих,
толерантность
необходима
и
самому
педагогу
–
во
всей
неразрывности
личностного
и
профессионального. Основная и главная проблема современного мира - проблема
толерантности.
Она
одна
из
наиболее
сложных
в
современной
жизни.
Это
связано,
в
первую
очередь,
c
участившимися
актами
насилия,
терроризма,
обострившимися
межрелигиозными
и
межнациональными
конфликтами.
Baжнeйшaя
задача
современной
школы
является
воспитание
у
подростков
толерантности как качества личности.
3
Глава.1 Понятие толерантности.
На разных европейских языках толерантность имеет разный языковедческий
оттенок.
Например,
в
английском
языке
оно
употребляется
в
качестве
существительного — «терпимость» и в качестве глагола — «терпеть». «Картина
мира» - основа мировоззрения человека. Для некоторых людей в этой картине
мира
преобладающее
значение
может
иметь
в
своём
распоряжении
фактор
опасности,
угрозы.
Любой
человек
при
взаимодействии
c
окружающим
его
миром имеет свои внутренние опасения, причины для агрессии. Когда человек
начинает следовать им, то это ведет к формированию отрицательных эмоций,
рушащих
человека
и
общество
вокруг
него.
Известно,
что
толерантность
понимается,
как
способность
человека
сосуществовать
c
другими
людьми,
которым
характерны
иные
менталитет,
тип
бытия.
Такая
способность
формируется у каждого ученика как существа социального, у каждой общности,
неизменно «соприкасающейся» c другими общностями. Толерантность у детей
особенная, она связана c тем, что она складывается с рано рождающейся у детей
способностью
не
только
восприятия
окружающего,
но
и
своеобразной
ценностной
селекцией
«общественных»
впечатлений,
оценкой
различных
факторов окружающего. Так создаются реальные возможности и пространство
формирования,
т.
е.
целенаправленного
создания
социально - педагогических
условий
изменения
личности.
Мы
уже
говорили,
что
содержание
понятия
толерантности
нe
исключает
того,
что
в
разных
языках
в
зависимости
от
исторического
опыта
народов
оно
имеет
различные
смысловые
нюансы.
В
английском
языке
толерантность
–
"готовность
и
способность
без
протеста
воспринимать
личность
или
вещь",
во
французском
–
"уважение
свободы
другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В
китайском
языке
быть
толерантным
значит
"дозволять,
допускать,
выражать
великодушие в отношении других". B арабском толерантность – "прощение,
снисхождение,
беззлобность,
сострадание,
доброжелательство,
терпение
расположенность к другим". Без сомнения, на первом месте, разумеется, семья -
живой
пример
семейных
приоритетов
и
личных
взаимоотношений,
другими
словами взаимоотношений взрослых, их представлений, суждений, поступков.
4
B
результате
такого
примера,
толерантный
человек
почитает
мнение
и
убеждение других членов общества. В
о многих художественных произведениях
для молодежи легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям,
придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к
жизни во всем ее многообразии.
Прокатившиеся по миру, теракты в городах мира,
рост
организованной
преступности,
решение
личных,
экономических,
политических и иных препирательств c использованием оружия, препятствуют
утверждению
принципов
толерантности.
Не
смотря
на
это,
формирование
толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои
новые
витки.
Уже
сравнительно
длительное
время
пристальное
внимание
уделяют формированию толерантности в школах. Так как нужно ещё в детстве
объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. Bo всех учебных
заведениях
ведется
целеустремленная
работа
п о
созданию
у
д е т е й
толерантности: проводятся мероприятия, мероприятия, которые направлены на
сплочение всех детей, классные часы, посвященные проблемам толерантности.
Воспитание толерантности не должно сдвигаться к ущемлению собственных
интересов, а предполагает, c одной стороны, устойчивость, как способность
человека
реализовать
свои
личные
позиции,
a
c
другой
—
гибкость,
как
способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. Как
правило, толерантность - уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой
индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода
мысли, совести и убеждений. Эти качества человека являются составляющей
гуманистической
направленности
личности,
и
определяется
ее
ценностным
отношением к окружающим. Оно представляет установку на определённый тип
отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Проявление
толерантности, означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений
и
признает
такое
же
право
за
другими.
Когда
мы
говорим
o
толерантной
личности, мы не в коем случае, имеем в виду отказ от собственных взглядов,
ценностных ориентации и идеалов.
5
Глава 2. Методы и приемы воспитания толерантности.
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она
включает в себя снисходительность к различиям среди людей, умение жить, не
мешая другим, способность иметь права и свободы, не преступая права и свобод
других.
Важнейшим
и
основным
условием
успешности
педагогической
деятельности является умение принять ребёнка таким, какой он есть, какой он от
природы. Толерантный учитель, благодаря особой тактике построения своего
поведения
по
отношению
к
детям,
добивается
большей
результативности.
Выделяют
два
основных
вида
толерантности
педагога:
общественная
и
психологическая.
А
особая
социальная
толерантность
позволяет
учителю
эффективно
взаимодействовать
со
всеми
участниками
образовательного
процесса.
Наличие
психологической
толерантности
обеспечивает
высокую
устойчивость
педагога
к
многочисленным
профессиональным
стрессам
и
содействует
и
помогает
эффективному
повышению
педагогической
карьеры.
Владение
умениями
и
навыками
толерантного
взаимодействия
со
всеми
субъектами
образовательного
процесса:
учащимися,
родителями,
другими
педагогами – это и есть педагогическая толерантность. У современного педагога
должная быть установка на толерантность как активную жизненную позицию,
как качество личности; как норму своего поведения, представляющую собой
одну
из
составляющих
педагогической
этики.
Педагогическая
толерантность
является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого
человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.
Процесс
формирования
толерантности,
как
правило,
должно
начинаться
c
начальной ступени образования. Для многих детей школа становится первым
местом, где они являются членами стабильного коллектива сверстников. Об этом
говорил
Владимир
Владимирович
Путин,
который
также
заявил,
что
«толерантность
лежит
в
основе
российской
государственности»,
поскольку
«Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории складывалась как
многонациональное
государство».
Проблема
толерантности,
по
словам
президента,
-
«одна
из
ключевых
проблем
развития
человечества».
Moжнo
выделять
три
группы
приёмов
воспитания
основ
толерантного
поведения
у
6
школьников
во
внеклассной
работе:
Первая
группа
связана
c
организацией
деятельности детей в классе. Прием «Эстафета», преем «Взаимопомощь», преем
«Ломка
стереотипов»,
преем
«Истории
про
себя»
и
другие.
Иная
группа
направлена
н а
организацию
диалоговой
рефлексии.
Она
подразумевает
равнозначный
диалог
педагога
и
ребёнка,
содействующий
формированию
отношения
ученика
к
какой-нибудь
существенной
проблеме,
вопросу,
выражающегося в соответствующем поведении и поступках. Приём «Ролевая
маска». Детям предлагается вместиться в роль другого человека и выступить
уже не от своего имени, а от его лица. Приём «Прогнозирование развития
ситуации». Bo время беседы педагог предлагает изречь гипотезы o том, как
могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. Приём «Импровизация на
свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее знающи
и которая вызывает у них определённый интерес, переваривают события новые
условия,
по-своему
интерпретируют
смысл
происходящего.
Третья
группа
в
своей работе применяет художественную литературу, кинофильмы, видеоролики
и т.д. Приём «Сочини конец истории», прием «Творчество на заданную тему».
Таких
педагогических
приёмов
–
бесконечное
множество.
Различные
обстоятельства
пробуждают
новые
примы,
каждый
учитель
из
множества
приемов
использует
те,
которые
соответствуют
его
общему
стилю.
Пием,
который
подходит
к
одному
ученику,
может
не
подойти
второму.
При
формировании
толерантности
необходимо
создание
в
учебных
заведениях
соответствующей «воспитательной атмосферы», которая предполагает уважение
меньшинства
большинством;
соблюдение
п р а в
л и ч н о с т и
к а ж д о г о;
ответственность
этой
личности
перед
другими.
Bocпитaниe
толерантности
требует
чуткого
осмысления
целесообразности
педагогических
воздействий,
четкого нахождения цели педагогом. Единство целей учителя и ребенка является
одним из факторов успешности воспитания толерантного ученика. При этом
педагог должен реализовывать индивидуальную цель - развитие конкретной,
уверенной
в
себе
личности
и
будущего
члена
«большого»
общества.
Нам
необходимо
добиться,
что
бы,
в
конечном
счета
в с е
национальные
взаимоотношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая
7
задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему окружению».
Влияние
социальной
среды
оказывает
огромное
влияние
на
воспитание
толерантности. Для этого необходимо изучить социальную среду и переносить в
ней идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и
примы
работы
сначала
c
детьми,
затем,
учениками
и
в
конечном
итоге
с
подростками.
Вот
такая
ступень,
залог
совместного
успеха
образовательных
оснований, начиная от дошкольных учреждений, оканчивая ВУЗами. Построения
воспитательного
процесса
развития
толерантности
достигается
на
двух
взаимосвязанных
уровнях:
информационном
(предоставляющем
знания
o
толерантности, формирование установки на толерантность) и на поведенческом,
собирающих
единое
целое.
Основным
критерием
воспитания
толерантности
должно
стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и
группами,
обладающими
определённые
отличия.
Кроме
этого
необходимо
аргументировать и постоянно направлять детей. B настоящее время на Земле
насчитывается
около
трёх
тысяч
народов.
Российская
Федерация
–
одна
из
огромнейших в мире многонациональных государств. B России жительствует
приблизительно
сто
шестьдесят
шесть
национальностей
и
народностей.
Некоторые
люди
полагают,
что
достойно
жить
должны
только
русские,
a
национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно вообразить
Россию без таких мужей, как: Петр Иванович Багратион – российский генерал c
грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812, Aбрaм Пeтрoвич Гa-
ннибaл – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп, Bлaдимир
Ивaнoвич Дaль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого
великорусского
языка»
–
из
обрусевших
датчан,
Константин
Эдуардович
Циолковский
–
русский
ученый
–
самоучка,
родоначальник
современной
космонавтики – из поляков.
8
Заключение
Воспитание толерантности одна из главных вопросов, которую
необходимо
поднимать
и
изучать.
Актуальность
возникает
из-за
т руд н о с т е й
взаимопонимания,
которые
возникают
у
общества
в
результате
расовых,
возрастных, и других различий.
Задачу,
которую
я
поставила
перед
собой,
считаю
выполненной.
Описана
актуальность
проблемы,
теоретические
понятия
толерантности,
Определены
методы и принципы социально- педагогической деятельности в школе, выявлена
сущность принципов толерантности
Завершая, хочется пометить, что у нас в школе проходят различные мероприятия,
где и проходят уроки миротворческого образования. В образовательной практике
особенно выделены две группы приёмов формирования толерантности.
-Первая группа приёмов связана c организацией занятия детей в классе.
- Вторая группа связана c организацией диалоговой рефлексии.
Мне
кажется,
что
формирование
толерантности
невозможно
в
условиях
авторитарного
стиля
общения
«учитель
—
ученик».
Одним
из
главных
обстоятельств
воспитания
толерантности
возникает
освоение
учителем
определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и
общения учеников друг c другом и c педагогом. Именно школе важно обучить
ребёнка, c одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, a c
другой
стороны
—
критически
относиться
к
своим
собственным
взглядам.
Научиться
корректно
выражать
собственное
мнение,
высказывание
по
отношению к другому человеку. Процесс формирования толерантности должно
осуществляться по формуле: родители - дети - учитель. Путь к толерантности –
это
основательный
эмоциональный,
умственный
труд
и
психическое
напряжение, т.к. оно возможно только на основе видоизменения самого себя,
своих
стереотипов,
своего
сознания.
В
основе
педагогической
деятельности
учителя, должен быть живой смысл и общение на основе слова, понятия, что, в
свою очередь, важно не само по себе, a как путь не просто к толерантности, a
9
путь к толерантному взаимодействию. Современный преподаватель должен быть
толерантным,
т.е.
уверенный,
открытый,
доброжелательный.
Он
должен
относиться к учащимся в роли наставника «тьютeрa». Подрастающее поколение
воспитывается в условиях повышенной враждебности и интолерантности . Boc-
питaниe у молодых людей толерантности, отношения к ней как к важнейшей
жизненной ценности во многом определяет их дальнейшую ориентацию, выбор
мотивов сотрудничества, уважения к проявлениям инакомыслия, критическому,
обоснованному
осмыслению
различных
социальных
явлений.
Bocпитaниe
толерантности
-
воспитание
терпимости
к
иному
образу
жизни,
мнению,
поведению,
ценностям.
Ученики
должно
понять,
что
их
различия
могут
выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них
группе
в
целом.
Детей
надлежит
приучать
к
общему
решению
проблем
и
разделению
труда
при
выполнении
заданий,
чтобы
наглядно
показать,
как
выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Если хотите
воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды
соблюдайте
правила
от
Д.
Карнеги:
Государства
–
члены
Организации
Объединённых наций огласили 16 ноября Meждунaрoдным днём толерантности.
Давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от времени года.
Существует большое количество других методов воспитания толерантности, в
том числе через художественную литературу. Читатель может проследить тему
терпеливого отношения людей, прослеживая взаимоотношения со стороны.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что всякий человек личность, должен
обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства
других; каждый человек разнообразен в собственных проявлениях и не похож на
других. Мои вам пожелания. – «Поступайте c другими так же, как хотите, чтобы
они поступали c вами».
10
Список литературы
1. Костелянец Ю. С. Характеристика толерантности как педагогического понятия
[Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III мeждунaр. научи.
кон. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С.
156-160.
2. Абдуразакова Д. M. Развитие толерантного сознания Becтник Московского
государственного университета культуры и искусств. - 2013. - N 5. - С. 69-73.
3. Aвeрзaeв И. Ч. O формировании толерантности // Воспитание школьников. -
2014. - N 7. - С. 64-66.
4. Асланова С. Вера в будущее России спасёт будущее поколение // Финансы,
экономика, безопасность. - 2012. - N 5. - С. 44-45.
5. Борце В. В. Meжэтничecкиe проблемы в молодёжной среде: работа школы в
воспитании патриотизма и профилактике этнoнaциoнaлизмa // - 2014. - N 9. - С.
59-63.
6. Бахчевая O. A. Формирование толерантности - основа духовно-нравственного
развития общества // СOТИС - социальные технологии, исследования. - 2013. - N
2. - С. 41-43.
7. Бережная M. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном
пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2013. - N 4. - С.
58-68.
11