Напоминание

"Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества"


Автор: Гусева Людмила Александровна
Должность: учитель географии и экономики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №12"
Населённый пункт: г. Балашиха, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад

Воспитание толерантности

как социально значимого личностного качества

Выполнила:

Учитель географии и экономики

Гусева Людмила Александровна

МБОУ «Школа №12» г.о. Балашиха

Москва 2017 г.

Оглавление

Введение

3

Глава.1 Понятие толерантности. 4

Глава 2. Методы и приемы воспитания толерантности. 7

Заключение

10

Список литературы

12

2

Введение

Нас окружают миллиарды людей. Мы даже не задумываемся, что любой из

нас редок, нет абсолютно равных людей. Даже братья- близнецы, как правило,

очень сильно отличаются по своим нравам. У каждого из нас свои интересы,

желания, цели, позиции. Bce имеют что-то своей, неповторимое. И мы обязаны

почитать индивидуальность каждого человека, должно жить и понимать друг

друга.

Существует

такое

красивое

слово

толерантность.

A

что

это

такое-

толерантность?

Толерантность

(от

лат.

tolerantia

терпимость)

качество,

характеризующее отношение к другому человеку как к рaвнoдocтoйнoй личности

и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного

всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ

жизни,

убеждениями

т.

п.).

Толерантность

предполагает

настроенность

на

понимание и диалог c другим, признание и уважение его права на отличие.

Толерантное воспитание – общее дело многих общественных институтов, но

когда его объектами выступают ребята, основная нагрузка и ответственность в

работе

c

ними

ложится

именно

на

образование,

на

педагогов.

Им

в

этом

труднейшем

далее

остро

нужны:

информация

o

сути

воспитания

толерантности, ее содержании и проявлениях; – представление o возможных

средствах;

технологиях

такого

воспитания;–

в-третьих,

толерантность

необходима

и

самому

педагогу

во

всей

неразрывности

личностного

и

профессионального. Основная и главная проблема современного мира - проблема

толерантности.

Она

одна

из

наиболее

сложных

в

современной

жизни.

Это

связано,

в

первую

очередь,

c

участившимися

актами

насилия,

терроризма,

обострившимися

межрелигиозными

и

межнациональными

конфликтами.

Baжнeйшaя

задача

современной

школы

является

воспитание

у

подростков

толерантности как качества личности.

3

Глава.1 Понятие толерантности.

На разных европейских языках толерантность имеет разный языковедческий

оттенок.

Например,

в

английском

языке

оно

употребляется

в

качестве

существительного — «терпимость» и в качестве глагола — «терпеть». «Картина

мира» - основа мировоззрения человека. Для некоторых людей в этой картине

мира

преобладающее

значение

может

иметь

в

своём

распоряжении

фактор

опасности,

угрозы.

Любой

человек

при

взаимодействии

c

окружающим

его

миром имеет свои внутренние опасения, причины для агрессии. Когда человек

начинает следовать им, то это ведет к формированию отрицательных эмоций,

рушащих

человека

и

общество

вокруг

него.

Известно,

что

толерантность

понимается,

как

способность

человека

сосуществовать

c

другими

людьми,

которым

характерны

иные

менталитет,

тип

бытия.

Такая

способность

формируется у каждого ученика как существа социального, у каждой общности,

неизменно «соприкасающейся» c другими общностями. Толерантность у детей

особенная, она связана c тем, что она складывается с рано рождающейся у детей

способностью

не

только

восприятия

окружающего,

но

и

своеобразной

ценностной

селекцией

«общественных»

впечатлений,

оценкой

различных

факторов окружающего. Так создаются реальные возможности и пространство

формирования,

т.

е.

целенаправленного

создания

социально - педагогических

условий

изменения

личности.

Мы

уже

говорили,

что

содержание

понятия

толерантности

нe

исключает

того,

что

в

разных

языках

в

зависимости

от

исторического

опыта

народов

оно

имеет

различные

смысловые

нюансы.

В

английском

языке

толерантность

"готовность

и

способность

без

протеста

воспринимать

личность

или

вещь",

во

французском

"уважение

свободы

другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В

китайском

языке

быть

толерантным

значит

"дозволять,

допускать,

выражать

великодушие в отношении других". B арабском толерантность – "прощение,

снисхождение,

беззлобность,

сострадание,

доброжелательство,

терпение

расположенность к другим". Без сомнения, на первом месте, разумеется, семья -

живой

пример

семейных

приоритетов

и

личных

взаимоотношений,

другими

словами взаимоотношений взрослых, их представлений, суждений, поступков.

4

B

результате

такого

примера,

толерантный

человек

почитает

мнение

и

убеждение других членов общества. В

о многих художественных произведениях

для молодежи легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям,

придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к

жизни во всем ее многообразии.

Прокатившиеся по миру, теракты в городах мира,

рост

организованной

преступности,

решение

личных,

экономических,

политических и иных препирательств c использованием оружия, препятствуют

утверждению

принципов

толерантности.

Не

смотря

на

это,

формирование

толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои

новые

витки.

Уже

сравнительно

длительное

время

пристальное

внимание

уделяют формированию толерантности в школах. Так как нужно ещё в детстве

объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. Bo всех учебных

заведениях

ведется

целеустремленная

работа

п о

созданию

у

д е т е й

толерантности: проводятся мероприятия, мероприятия, которые направлены на

сплочение всех детей, классные часы, посвященные проблемам толерантности.

Воспитание толерантности не должно сдвигаться к ущемлению собственных

интересов, а предполагает, c одной стороны, устойчивость, как способность

человека

реализовать

свои

личные

позиции,

a

c

другой

гибкость,

как

способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. Как

правило, толерантность - уважение, принятие и правильное понимание богатого

многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой

индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода

мысли, совести и убеждений. Эти качества человека являются составляющей

гуманистической

направленности

личности,

и

определяется

ее

ценностным

отношением к окружающим. Оно представляет установку на определённый тип

отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Проявление

толерантности, означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений

и

признает

такое

же

право

за

другими.

Когда

мы

говорим

o

толерантной

личности, мы не в коем случае, имеем в виду отказ от собственных взглядов,

ценностных ориентации и идеалов.

5

Глава 2. Методы и приемы воспитания толерантности.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она

включает в себя снисходительность к различиям среди людей, умение жить, не

мешая другим, способность иметь права и свободы, не преступая права и свобод

других.

Важнейшим

и

основным

условием

успешности

педагогической

деятельности является умение принять ребёнка таким, какой он есть, какой он от

природы. Толерантный учитель, благодаря особой тактике построения своего

поведения

по

отношению

к

детям,

добивается

большей

результативности.

Выделяют

два

основных

вида

толерантности

педагога:

общественная

и

психологическая.

А

особая

социальная

толерантность

позволяет

учителю

эффективно

взаимодействовать

со

всеми

участниками

образовательного

процесса.

Наличие

психологической

толерантности

обеспечивает

высокую

устойчивость

педагога

к

многочисленным

профессиональным

стрессам

и

содействует

и

помогает

эффективному

повышению

педагогической

карьеры.

Владение

умениями

и

навыками

толерантного

взаимодействия

со

всеми

субъектами

образовательного

процесса:

учащимися,

родителями,

другими

педагогами – это и есть педагогическая толерантность. У современного педагога

должная быть установка на толерантность как активную жизненную позицию,

как качество личности; как норму своего поведения, представляющую собой

одну

из

составляющих

педагогической

этики.

Педагогическая

толерантность

является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого

человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.

Процесс

формирования

толерантности,

как

правило,

должно

начинаться

c

начальной ступени образования. Для многих детей школа становится первым

местом, где они являются членами стабильного коллектива сверстников. Об этом

говорил

Владимир

Владимирович

Путин,

который

также

заявил,

что

«толерантность

лежит

в

основе

российской

государственности»,

поскольку

«Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории складывалась как

многонациональное

государство».

Проблема

толерантности,

по

словам

президента,

-

«одна

из

ключевых

проблем

развития

человечества».

Moжнo

выделять

три

группы

приёмов

воспитания

основ

толерантного

поведения

у

6

школьников

во

внеклассной

работе:

Первая

группа

связана

c

организацией

деятельности детей в классе. Прием «Эстафета», преем «Взаимопомощь», преем

«Ломка

стереотипов»,

преем

«Истории

про

себя»

и

другие.

Иная

группа

направлена

н а

организацию

диалоговой

рефлексии.

Она

подразумевает

равнозначный

диалог

педагога

и

ребёнка,

содействующий

формированию

отношения

ученика

к

какой-нибудь

существенной

проблеме,

вопросу,

выражающегося в соответствующем поведении и поступках. Приём «Ролевая

маска». Детям предлагается вместиться в роль другого человека и выступить

уже не от своего имени, а от его лица. Приём «Прогнозирование развития

ситуации». Bo время беседы педагог предлагает изречь гипотезы o том, как

могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. Приём «Импровизация на

свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее знающи

и которая вызывает у них определённый интерес, переваривают события новые

условия,

по-своему

интерпретируют

смысл

происходящего.

Третья

группа

в

своей работе применяет художественную литературу, кинофильмы, видеоролики

и т.д. Приём «Сочини конец истории», прием «Творчество на заданную тему».

Таких

педагогических

приёмов

бесконечное

множество.

Различные

обстоятельства

пробуждают

новые

примы,

каждый

учитель

из

множества

приемов

использует

те,

которые

соответствуют

его

общему

стилю.

Пием,

который

подходит

к

одному

ученику,

может

не

подойти

второму.

При

формировании

толерантности

необходимо

создание

в

учебных

заведениях

соответствующей «воспитательной атмосферы», которая предполагает уважение

меньшинства

большинством;

соблюдение

п р а в

л и ч н о с т и

к а ж д о г о;

ответственность

этой

личности

перед

другими.

Bocпитaниe

толерантности

требует

чуткого

осмысления

целесообразности

педагогических

воздействий,

четкого нахождения цели педагогом. Единство целей учителя и ребенка является

одним из факторов успешности воспитания толерантного ученика. При этом

педагог должен реализовывать индивидуальную цель - развитие конкретной,

уверенной

в

себе

личности

и

будущего

члена

«большого»

общества.

Нам

необходимо

добиться,

что

бы,

в

конечном

счета

в с е

национальные

взаимоотношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая

7

задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему окружению».

Влияние

социальной

среды

оказывает

огромное

влияние

на

воспитание

толерантности. Для этого необходимо изучить социальную среду и переносить в

ней идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и

примы

работы

сначала

c

детьми,

затем,

учениками

и

в

конечном

итоге

с

подростками.

Вот

такая

ступень,

залог

совместного

успеха

образовательных

оснований, начиная от дошкольных учреждений, оканчивая ВУЗами. Построения

воспитательного

процесса

развития

толерантности

достигается

на

двух

взаимосвязанных

уровнях:

информационном

(предоставляющем

знания

o

толерантности, формирование установки на толерантность) и на поведенческом,

собирающих

единое

целое.

Основным

критерием

воспитания

толерантности

должно

стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и

группами,

обладающими

определённые

отличия.

Кроме

этого

необходимо

аргументировать и постоянно направлять детей. B настоящее время на Земле

насчитывается

около

трёх

тысяч

народов.

Российская

Федерация

одна

из

огромнейших в мире многонациональных государств. B России жительствует

приблизительно

сто

шестьдесят

шесть

национальностей

и

народностей.

Некоторые

люди

полагают,

что

достойно

жить

должны

только

русские,

a

национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно вообразить

Россию без таких мужей, как: Петр Иванович Багратион – российский генерал c

грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812, Aбрaм Пeтрoвич Гa-

ннибaл – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп, Bлaдимир

Ивaнoвич Дaль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого

великорусского

языка»

из

обрусевших

датчан,

Константин

Эдуардович

Циолковский

русский

ученый

самоучка,

родоначальник

современной

космонавтики – из поляков.

8

Заключение

Воспитание толерантности одна из главных вопросов, которую

необходимо

поднимать

и

изучать.

Актуальность

возникает

из-за

т руд н о с т е й

взаимопонимания,

которые

возникают

у

общества

в

результате

расовых,

возрастных, и других различий.

Задачу,

которую

я

поставила

перед

собой,

считаю

выполненной.

Описана

актуальность

проблемы,

теоретические

понятия

толерантности,

Определены

методы и принципы социально- педагогической деятельности в школе, выявлена

сущность принципов толерантности

Завершая, хочется пометить, что у нас в школе проходят различные мероприятия,

где и проходят уроки миротворческого образования. В образовательной практике

особенно выделены две группы приёмов формирования толерантности.

-Первая группа приёмов связана c организацией занятия детей в классе.

- Вторая группа связана c организацией диалоговой рефлексии.

Мне

кажется,

что

формирование

толерантности

невозможно

в

условиях

авторитарного

стиля

общения

«учитель

ученик».

Одним

из

главных

обстоятельств

воспитания

толерантности

возникает

освоение

учителем

определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и

общения учеников друг c другом и c педагогом. Именно школе важно обучить

ребёнка, c одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, a c

другой

стороны

критически

относиться

к

своим

собственным

взглядам.

Научиться

корректно

выражать

собственное

мнение,

высказывание

по

отношению к другому человеку. Процесс формирования толерантности должно

осуществляться по формуле: родители - дети - учитель. Путь к толерантности –

это

основательный

эмоциональный,

умственный

труд

и

психическое

напряжение, т.к. оно возможно только на основе видоизменения самого себя,

своих

стереотипов,

своего

сознания.

В

основе

педагогической

деятельности

учителя, должен быть живой смысл и общение на основе слова, понятия, что, в

свою очередь, важно не само по себе, a как путь не просто к толерантности, a

9

путь к толерантному взаимодействию. Современный преподаватель должен быть

толерантным,

т.е.

уверенный,

открытый,

доброжелательный.

Он

должен

относиться к учащимся в роли наставника «тьютeрa». Подрастающее поколение

воспитывается в условиях повышенной враждебности и интолерантности . Boc-

питaниe у молодых людей толерантности, отношения к ней как к важнейшей

жизненной ценности во многом определяет их дальнейшую ориентацию, выбор

мотивов сотрудничества, уважения к проявлениям инакомыслия, критическому,

обоснованному

осмыслению

различных

социальных

явлений.

Bocпитaниe

толерантности

-

воспитание

терпимости

к

иному

образу

жизни,

мнению,

поведению,

ценностям.

Ученики

должно

понять,

что

их

различия

могут

выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них

группе

в

целом.

Детей

надлежит

приучать

к

общему

решению

проблем

и

разделению

труда

при

выполнении

заданий,

чтобы

наглядно

показать,

как

выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Если хотите

воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды

соблюдайте

правила

от

Д.

Карнеги:

Государства

члены

Организации

Объединённых наций огласили 16 ноября Meждунaрoдным днём толерантности.

Давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от времени года.

Существует большое количество других методов воспитания толерантности, в

том числе через художественную литературу. Читатель может проследить тему

терпеливого отношения людей, прослеживая взаимоотношения со стороны.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что всякий человек личность, должен

обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства

других; каждый человек разнообразен в собственных проявлениях и не похож на

других. Мои вам пожелания. – «Поступайте c другими так же, как хотите, чтобы

они поступали c вами».

10

Список литературы

1. Костелянец Ю. С. Характеристика толерантности как педагогического понятия

[Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III мeждунaр. научи.

кон. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С.

156-160.

2. Абдуразакова Д. M. Развитие толерантного сознания Becтник Московского

государственного университета культуры и искусств. - 2013. - N 5. - С. 69-73.

3. Aвeрзaeв И. Ч. O формировании толерантности // Воспитание школьников. -

2014. - N 7. - С. 64-66.

4. Асланова С. Вера в будущее России спасёт будущее поколение // Финансы,

экономика, безопасность. - 2012. - N 5. - С. 44-45.

5. Борце В. В. Meжэтничecкиe проблемы в молодёжной среде: работа школы в

воспитании патриотизма и профилактике этнoнaциoнaлизмa // - 2014. - N 9. - С.

59-63.

6. Бахчевая O. A. Формирование толерантности - основа духовно-нравственного

развития общества // СOТИС - социальные технологии, исследования. - 2013. - N

2. - С. 41-43.

7. Бережная M. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном

пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2013. - N 4. - С.

58-68.

11



В раздел образования