Автор: Самошонкова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №130 "Деснянские звездочки"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование основ ЗОЖ детей раннего возраста в инновационной форме "Оздоровительно-игровой час"
Раздел: дошкольное образование
Формирование основ ЗОЖ детей раннего возраста в инновационной
форме «Оздоровительно-игровой час»
Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего
общества.
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
Специфика нашей группы в том, что каждый год она комплектуется из детей, впервые
пришедших в детский сад. Они начинают болеть. Мы начали искать такие формы работы,
которые способствовали бы укреплению здоровья малышей. Для детей первой группы
раннего возраста с учетом нормативных показателей нами разработан двигательно –
оздоровительный режим, в котором представлена система развития движений и
оздоровления детей раннего возраста.
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Актуальность моего педагогического опыта определяется следующими противоречиями:
с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективной
оздоровительной работы, внедрения оздоровительных мероприятий, а именно:
организации закаливания, сна, воспитания у детей раннего возраста привычек здорового
образа жизни,
с другой - требования современной педагогики побуждают педагогов современного
дошкольного учреждения к поиску новых подходов к организации физкультурно-
оздоровительной работы. В настоящее время не разработано методическое сопровождение
инновационных и оздоровительных технологий улучшения здоровья детей раннего
возраста. Тем, временем, как внедрение оздоровительно-игрового часа в режим дня детей
раннего дошкольного возраста, эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность
во время него, способствует развитию двигательной активности, формирует культуру
движений, повышает эмоциональный тонус и укрепляет здоровье ребенка.
«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
Для теоретического обоснования проблемы физического развития и формирования основ
культуры здоровья на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы
определили, что организация и методика физического воспитания детей раннего возраста
в нашей стране осуществляется на основе многочисленных фундаментальных
исследований М. А. Минкевич, Ю. Ф. Змановского, Р. Г. Сорочек, З. С. Уваровой, К. Д.
Губерт, М. Г. Рысс.
В современных условиях развития системы дошкольного воспитания наблюдается
обновление содержания, средств и методов воспитания детей раннего возраста. Особо
значимыми для нас являются исследования и рекомендации К. Л. Печоры, Г. В.
Пантюхиной, Л. Г. Голубевой, С. Я. Лайзане, В. Г. Алямовской, Э. Я. Степаненковой,
раскрывающие особенности возрастного развития ребенка раннего возраста, четкую
периодизацию и наличие сенситивных периодов развития физических качеств.
«Цель и задачи педагогической деятельности»
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в процессе физического
воспитания детей раннего возраста через использование в совместной деятельности
инновационной формы по развитию движений и оздоровлению детей раннего возраста
«Оздоровительно-игровой час».
Задачи:
1. Развивать двигательные способности детей как энергетической основы для роста и
развития организма ребенка раннего возраста.
2. Формировать потребность в двигательной активности и физическом
совершенствовании
3. Обеспечивать повышение функциональных резервов организма ребенка и его
устойчивости к неблагоприятному воздействию окружающей среды.
4. Формировать культурно-гигиенические навыки.
5. Развивать предпосылки здорового образа жизни с раннего возраста.
«Ведущая педагогическая идея»
Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что представлена система
развития движений и оздоровления детей раннего возраста «Оздоровительно-игровой
час», способствующий повышению уровня физического развития и снижению детской
заболеваемости.
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов:
1 этап: аналитический
2 этап: практический.
3 этап: обобщающий.
Структура оздоровительно-игрового часа включает в себя:
1. блок -"Потягушки"
Мы проснулись
Дыхательная гимнастика
Ходьба по дорожкам здоровья
Игры малой подвижности
2 блок "Малыши - крепыши"
Гигиенические процедуры в туалетной комнате
Массаж активных точек, ходьба по мокрым дорожкам
Сухое и влажное обтирание
Одевание
3 блок "Умные пальчики"
Игры с предметами
Игры в центре "песок - вода"
Хотела бы отметить, что наиболее эффективными приемами работы с детьми раннего
возраста являются:
игровой сюрпризный момент
музыкальное сопровождение
малые фольклорные формы
художественное слово
2 этап -практический.
В первом блоке «Мы проснулись» мы использовали следующие формы работы с детьми:
1. Гимнастика пробуждения в кроватке или «Мы проснулись», способствует поднятию
мышечного и психического тонуса, созданию хорошего настроения.
Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты.
2. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, которая
укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах
дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также
выносливость при физических нагрузках.
3. Ходьба по дорожкам здоровья – действенный способ по укреплению стопы и её связок,
а также является хороший профилактикой плоскостопия.
4. Игры малой подвижности, которые успокаивают нервную систему малышей.
Необходимо отметить, что в течение всего оздоровительно-игрового часа происходит
воздушное закаливание. Встав с постели, ребенок получает контрастную воздушную
ванну, так как температура под одеялом приблизительно +38 градусов Цельсия,
температура воздуха в спальной +19-20 градусов, температура в группе + 22-24 градуса.
II блок «Малыши - крепыши» имеет следующую структуру:
1. Гигиенические процедуры в туалетной комнате с последующим умыванием и
обливанием рук теплой водой. Начинаем с воды температурой 30–32° и снижаем ее
каждые 2–3 дня на 2–3°.
Уже через 10–15 дней доходим до комнатной температуры, затем до 16–18°.
2. Хождение по влажным солевым дорожкам в комбинации с босохождением по
массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске.
3. Обтирание сухими варежками, что способствуют повышению сопротивляемости
инфекциям.
Третий блок мы назвали «Умные пальчики», так как известно, что истоки способностей и
дарования детей на кончиках их пальцев. Поэтому эти игры трудно переоценить: они
развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно
сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Для этого
организовываем:
1. Игровой массаж с предметами: тактильные планшеты, панно, мех, мягкая щетка,
ворсистая щетка, карандаши, игры с прищепками и т. д.
2. Игры с водой, песком и природным материалом.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр. Кроме того вода оказывает и
оздоравливающий эффект. Теплая вода расслабляет мелкие мышцы рук. Во время игр с
водой малыш испытывает массирующее воздействие воды, оказывающее приятное
влияние на нервную систему.
Осуществление поставленных задач невозможно без поддержки родителей. Широко
использовали такие направления работы, как:
1. Повышение педагогической компетенции родителей, для этого организуются.
Консультации: «Игры детей с водой дома», «Прогулки и их значение для укрепления
здоровья ребёнка», «Весёлая гимнастика для детей раннего возраста», «Подвижные игры с
детьми»;
Родительские собрания: «Нетрадиционные методы закаливания в семье», «Привитие и
воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Воспитание
сенсорных навыков в раннем возрасте»
2. Формирование активной родительской позиции в вопросах оздоровления. Для этого
были разработаны
Буклеты: «Основные заповеди здоровой семьи», «Роль родителей в воспитании детей»,
Организовываются фотовыставки «Здоровье начинается в семье», «Закаляемся играя»,
Для наиболее эффективного проведения оздоровительных и закаливающих процедур
необходима разнообразная предметно-развивающая среда.
В предметно-игровом пространстве группы значительное место мы отводим для условий
физического развития детей.
«Педагогические условия эффективного развития»
Необходимо отметить, что осуществляя организацию оздоровительно-игрового часа,
соблюдаются следующие условия:
1. Регулярность.
2. Продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно.
3. Учет состояния здоровья и эмоциональное состояние ребенка. Ребенок должен
чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции
закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть
здоровым.
4. Учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния
ребенка.
«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»
Мой инновационный педагогический опыт предусматривает, прежде всего, обогащение
средств и форм игровой двигательной деятельности малышей, способствующих
сбалансированному сочетанию физического развития с комплексом оздоровительных и
развивающих мероприятий.
«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые
эффекты»
Таким образом, проводя работу в данном направлении, я получила
следующие результаты:
1. Снижение детской заболеваемости и повышение сопротивляемости организма ребенка.
2. Сформировалась потребность в двигательной активности
3. Обогатился двигательный опыт детей, дети овладели разнообразными видами
двигательной активности.
4. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Мониторинг заболеваемости детей за 2016 учебный год позволяет сделать вывод о том,
что заболеваемость в группах раннего возраста снизилась на 12 %.
«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
педагогического работника»
Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне
- участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских,
смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ
- участием в родительских собраниях: «Пусть ребенок растет здоровым», «Вопросы
семейного воспитания»