Напоминание

Формирование основ ЗОЖ детей раннего возраста в инновационной форме "Оздоровительно-игровой час"


Автор: Самошонкова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №130 "Деснянские звездочки"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование основ ЗОЖ детей раннего возраста в инновационной форме "Оздоровительно-игровой час"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование основ ЗОЖ детей раннего возраста в инновационной

форме «Оздоровительно-игровой час»

Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего

общества.

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Специфика нашей группы в том, что каждый год она комплектуется из детей, впервые

пришедших в детский сад. Они начинают болеть. Мы начали искать такие формы работы,

которые способствовали бы укреплению здоровья малышей. Для детей первой группы

раннего возраста с учетом нормативных показателей нами разработан двигательно –

оздоровительный режим, в котором представлена система развития движений и

оздоровления детей раннего возраста.

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Актуальность моего педагогического опыта определяется следующими противоречиями:

с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективной

оздоровительной работы, внедрения оздоровительных мероприятий, а именно:

организации закаливания, сна, воспитания у детей раннего возраста привычек здорового

образа жизни,

с другой - требования современной педагогики побуждают педагогов современного

дошкольного учреждения к поиску новых подходов к организации физкультурно-

оздоровительной работы. В настоящее время не разработано методическое сопровождение

инновационных и оздоровительных технологий улучшения здоровья детей раннего

возраста. Тем, временем, как внедрение оздоровительно-игрового часа в режим дня детей

раннего дошкольного возраста, эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность

во время него, способствует развитию двигательной активности, формирует культуру

движений, повышает эмоциональный тонус и укрепляет здоровье ребенка.

«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Для теоретического обоснования проблемы физического развития и формирования основ

культуры здоровья на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы

определили, что организация и методика физического воспитания детей раннего возраста

в нашей стране осуществляется на основе многочисленных фундаментальных

исследований М. А. Минкевич, Ю. Ф. Змановского, Р. Г. Сорочек, З. С. Уваровой, К. Д.

Губерт, М. Г. Рысс.

В современных условиях развития системы дошкольного воспитания наблюдается

обновление содержания, средств и методов воспитания детей раннего возраста. Особо

значимыми для нас являются исследования и рекомендации К. Л. Печоры, Г. В.

Пантюхиной, Л. Г. Голубевой, С. Я. Лайзане, В. Г. Алямовской, Э. Я. Степаненковой,

раскрывающие особенности возрастного развития ребенка раннего возраста, четкую

периодизацию и наличие сенситивных периодов развития физических качеств.

«Цель и задачи педагогической деятельности»

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в процессе физического

воспитания детей раннего возраста через использование в совместной деятельности

инновационной формы по развитию движений и оздоровлению детей раннего возраста

«Оздоровительно-игровой час».

Задачи:

1. Развивать двигательные способности детей как энергетической основы для роста и

развития организма ребенка раннего возраста.

2. Формировать потребность в двигательной активности и физическом

совершенствовании

3. Обеспечивать повышение функциональных резервов организма ребенка и его

устойчивости к неблагоприятному воздействию окружающей среды.

4. Формировать культурно-гигиенические навыки.

5. Развивать предпосылки здорового образа жизни с раннего возраста.

«Ведущая педагогическая идея»

Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что представлена система

развития движений и оздоровления детей раннего возраста «Оздоровительно-игровой

час», способствующий повышению уровня физического развития и снижению детской

заболеваемости.

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов:

1 этап: аналитический

2 этап: практический.

3 этап: обобщающий.

Структура оздоровительно-игрового часа включает в себя:

1. блок -"Потягушки"

Мы проснулись

Дыхательная гимнастика

Ходьба по дорожкам здоровья

Игры малой подвижности

2 блок "Малыши - крепыши"

Гигиенические процедуры в туалетной комнате

Массаж активных точек, ходьба по мокрым дорожкам

Сухое и влажное обтирание

Одевание

3 блок "Умные пальчики"

Игры с предметами

Игры в центре "песок - вода"

Хотела бы отметить, что наиболее эффективными приемами работы с детьми раннего

возраста являются:

игровой сюрпризный момент

музыкальное сопровождение

малые фольклорные формы

художественное слово

2 этап -практический.

В первом блоке «Мы проснулись» мы использовали следующие формы работы с детьми:

1. Гимнастика пробуждения в кроватке или «Мы проснулись», способствует поднятию

мышечного и психического тонуса, созданию хорошего настроения.

Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты.

2. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, которая

укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах

дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также

выносливость при физических нагрузках.

3. Ходьба по дорожкам здоровья – действенный способ по укреплению стопы и её связок,

а также является хороший профилактикой плоскостопия.

4. Игры малой подвижности, которые успокаивают нервную систему малышей.

Необходимо отметить, что в течение всего оздоровительно-игрового часа происходит

воздушное закаливание. Встав с постели, ребенок получает контрастную воздушную

ванну, так как температура под одеялом приблизительно +38 градусов Цельсия,

температура воздуха в спальной +19-20 градусов, температура в группе + 22-24 градуса.

II блок «Малыши - крепыши» имеет следующую структуру:

1. Гигиенические процедуры в туалетной комнате с последующим умыванием и

обливанием рук теплой водой. Начинаем с воды температурой 30–32° и снижаем ее

каждые 2–3 дня на 2–3°.

Уже через 10–15 дней доходим до комнатной температуры, затем до 16–18°.

2. Хождение по влажным солевым дорожкам в комбинации с босохождением по

массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске.

3. Обтирание сухими варежками, что способствуют повышению сопротивляемости

инфекциям.

Третий блок мы назвали «Умные пальчики», так как известно, что истоки способностей и

дарования детей на кончиках их пальцев. Поэтому эти игры трудно переоценить: они

развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно

сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Для этого

организовываем:

1. Игровой массаж с предметами: тактильные планшеты, панно, мех, мягкая щетка,

ворсистая щетка, карандаши, игры с прищепками и т. д.

2. Игры с водой, песком и природным материалом.

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр. Кроме того вода оказывает и

оздоравливающий эффект. Теплая вода расслабляет мелкие мышцы рук. Во время игр с

водой малыш испытывает массирующее воздействие воды, оказывающее приятное

влияние на нервную систему.

Осуществление поставленных задач невозможно без поддержки родителей. Широко

использовали такие направления работы, как:

1. Повышение педагогической компетенции родителей, для этого организуются.

Консультации: «Игры детей с водой дома», «Прогулки и их значение для укрепления

здоровья ребёнка», «Весёлая гимнастика для детей раннего возраста», «Подвижные игры с

детьми»;

Родительские собрания: «Нетрадиционные методы закаливания в семье», «Привитие и

воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Воспитание

сенсорных навыков в раннем возрасте»

2. Формирование активной родительской позиции в вопросах оздоровления. Для этого

были разработаны

Буклеты: «Основные заповеди здоровой семьи», «Роль родителей в воспитании детей»,

Организовываются фотовыставки «Здоровье начинается в семье», «Закаляемся играя»,

Для наиболее эффективного проведения оздоровительных и закаливающих процедур

необходима разнообразная предметно-развивающая среда.

В предметно-игровом пространстве группы значительное место мы отводим для условий

физического развития детей.

«Педагогические условия эффективного развития»

Необходимо отметить, что осуществляя организацию оздоровительно-игрового часа,

соблюдаются следующие условия:

1. Регулярность.

2. Продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно.

3. Учет состояния здоровья и эмоциональное состояние ребенка. Ребенок должен

чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции

закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть

здоровым.

4. Учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния

ребенка.

«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

Мой инновационный педагогический опыт предусматривает, прежде всего, обогащение

средств и форм игровой двигательной деятельности малышей, способствующих

сбалансированному сочетанию физического развития с комплексом оздоровительных и

развивающих мероприятий.

«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые

эффекты»

Таким образом, проводя работу в данном направлении, я получила

следующие результаты:

1. Снижение детской заболеваемости и повышение сопротивляемости организма ребенка.

2. Сформировалась потребность в двигательной активности

3. Обогатился двигательный опыт детей, дети овладели разнообразными видами

двигательной активности.

4. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Мониторинг заболеваемости детей за 2016 учебный год позволяет сделать вывод о том,

что заболеваемость в группах раннего возраста снизилась на 12 %.

«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

педагогического работника»

Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне

- участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских,

смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ

- участием в родительских собраниях: «Пусть ребенок растет здоровым», «Вопросы

семейного воспитания»



В раздел образования