Напоминание

""Волшебная картина" в работе с детьми с особыми возможностями здоровья"".


Автор: Березовская Римма Валерьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Ужурский детский сад №1"
Населённый пункт: город Ужур Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ""Волшебная картина" в работе с детьми с особыми возможностями здоровья"".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Ужурский детский сад № 1"

Методическая разработка:

""Волшебная картина"

в работе с детьми с особыми возможностями здоровья"".

Р.В. Березовская

Учитель - логопед,

Первая квалификационная категория

Ужур, 2017 г.

""Волшебная картина"

в работе с детьми с особыми возможностями здоровья"".

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Игра «Улыбка»

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть

ваши улыбки подарят всем хорошее настроение.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть и понять важность образовательной

среды в работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Цель: ознакомление педагогов с "Волшебной картиной" в работе с детьми с особыми

возможностями здоровья.

Задачи:

1. Познакомить с многофункциональной "Волшебной картиной" в работе с детьми с

особыми возможностями здоровья.

2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.

3. Вызвать у педагогов интерес к использованию "Волшебной картины" в практической

работе с детьми.

В результате выступления участники:

• Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

Формы работы: фронтальная.

Основные этапы выступления: теоретический, практический

Ход выступления:

I. Теоретический этап

Актуальность данной темы заключается в следующем:

У

д е т е й

с особыми

возможностями

здоровья

наблюдается

недостаточная

сформированность всех языковых структур, начиная с нарушенного звукопроизношения

и заканчивая трудностями в овладении связной речи. Логопедическая работа с такими

детьми

подразумевает

длительный

коррекционный

период

и

требует

от

ребенка

длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий.

Поэтому необходима правильная организация коррекционно-развивающей деятельности,

оборудованная развивающая предметно-пространственная среда, комплексный подход. В

соответствии

с

новыми

федеральными

государственными

стандартами

развивающая

предметно-пространственная

среда

определяется

как

«часть

образовательной

среды,

представленная

специально

организованным

пространством,

материалами,

оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с

особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета

особенностей и коррекции недостатков их развития».

В процессе поиска решений данной проблемы - достойное применение

многофункциональной "Волшебной картины".

Цель "Волшебной картины": коррекция и развитие всех компонентов речи, активизация

высших психических функций через воздействие на сенсомоторный уровень ребенка.

"Волшебная картина" способствует решению следующих задач:

1.

Развивать общую и мелкую моторику.

2.

Совершенствовать функцию артикуляционного аппарата.

3.

Развивать фонематическое восприятие и навыки фонематического анализа и

синтеза.

4.

Формировать правильное звукопроизношение.

5.

Развивать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

6.

Развивать связную речь.

"Волшебная картина" соответствует требованиям ФГОС ДО, в частности:

обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала для

коррекции недостатков речевого развития воспитанников;

обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого;

обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей

детей;

является содержательно- насыщенным, полифункциональным, вариативным,

доступным и безопасным;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность воспитанников;

обеспечивает двигательную активность, в том числе развитие мелкой, мимической,

артикуляционной моторики;

обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Многофункциональная "Волшебная картина" соответствует принципами:

принцип интеграции: наглядно – методический материал, дидактические игры

для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации

других областей;

принцип учёта возрастных особенностей детей: наглядно – дидактический

материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей;

принцип вариативности: наглядно – методический материал, дидактические игры

многовариантны в зависимости от задач обучения;

принцип эстетичности: наглядно – методический материал и игры выполнены из

современных, ярких материалов, эстетически оформлены;

принцип свободы достижения ребенком своего права: наглядно – методический

материал и игры ориентированы на зону «ближайшего развития» ребёнка.

"Волшебная картина" находит достойное применение в Центрах развивающей

предметно-пространственной среды «Город Красивой речи»:

центр общей и мелкой, артикуляционной моторики «Улица Здоровья»:

Мозаики различных видов, кубики, конструкторы, свистульки, мыльные пузырьки,

«Веселая шнуровка», карандаши, разрезные картинки, счетные палочки, прищепки,

фетровые фигурки, индивидуальные массажные мячики.

центр фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и

синтеза «Улица Звуков и Букв»:

Набор звучащих предметов (бубен, свистулька, свисток), «Что услышал, что

увидел», сигнальные карточки, схемы слов для определения позиции звука в слове,

звуковые модели, звуковая линейка, «Звуковые домики», «Какой это звук?»,

«Назови картинку с заданным звуком», «Закрой окошечко, где живет звук»,

«Звонкий или глухой», «Логопедическое лото», «Где звук звучит», «Доскажи звук»,

«Найди гласный звук», «Путешествие в страну звуков», «Играем со звуками»,

«Подбери картинку к схеме»; карточки-задания на формирование фонематического

анализа, звуковые схемы слов, квадратики для звукового анализа, камушки

зеленого и синего цвета для определения твердости и мягкости согласного звука и

т.д.

центр коррекции звукопроизношения «Улица Правильной речи»:

«Урожай», «Веришь -не веришь», «1,2,3,4,5 — будем слово выбирать», «Лесной

пир», «Солнечные лучики», «Рифмы», «Классическое лото», «Логическое лото»,

«Звуковые улитки», «Кто больше?», «Логопедическое лото», «Играем со звуками»,

«Звуки, я вас различаю!»; комплексы артикуляционной гимнастики, профили

звуков; наборы бабочек, «Сказки веселого язычка», «Необыкновенное чудо»

(делим слова на слоги) предметные картинки на звуки.

центр лексико - грамматического строя речи «Улица Игр»:

«Животные и их детеныши», «Птицы», «Насекомые», «Грибы и ягоды», «Цветы»,

«Деревья», «Назови одним словом», «Какой лист, какая ветка, какое полено?»,

«Предлоги», «Разноцветные листья», «Один-много», «Противоположные по

смыслу», «Объясни почему?», «Доскажи словечко», «Что за чем?», «Чья голова

-чей хвост?», «Кто где живет?», «Кто чем питается?» «Назови ласково», «Что где

растет?», «Кому что нужно», «Что забыл нарисовать художник», «Узнай что это?»,

«Парные картинки», «Забавные ребусы», «Сосчитаем»

центр связной речи «Улица Сказок»:

Схемы для составления рассказов, для составления сравнительных и описательных

рассказов, схема предложения (полоски различной длины), набор «Кукольный

театр», «Составь сюжет для сказки. Любимые сказки», «Слово — предложение –

рассказ», «Помоги составить рассказ».

Использование «Волшебной картины» в работе с детьми с особыми возможностями

здоровья позволяет учителю-логопеду проводить коррекцию и развитие всех

компонентов речи, применять ее как на индивидуальных, так и подгрупповых

логопедических НОД.

II. Практический этап

Предлагаю примерный вариант фрагмента игрового занятия многофункциональной

«Волшебной картины» в работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Сказка "Солнышко и Тучка"

С утра на улице было солнечно. Животные, птицы и растения нежились в ласковых

лучах солнца.

Мимическая гимнастика "Эмоции".

Но вдруг на небе появилась Тучка и надула щеки. От этого она стала хмурой и злой.

Пальчиковая и дыхательная гимнастика "Кап - кап дождик идет".

Тучка начала поливать землю дождем.

Дидактическая игра "Кто где живет?"

Земля стала мокрой. Животные и птицы спрятались в своих домах.

(Лиса, заяц, волк, медведь, птицы).

- Смотри, что ты наделала, Тучка! - Обиженно сказало Солнышко.

- Своим дождем ты напугала всех вокруг! – заявило Солнышко Тучке.

Дидактическая игра "Закончи предложение".

Тучке было неприятно это слышать.

- Остановить дождь можно закончив предложение. - ответила Тучка.

Лебедь к дому... (отплыла или подплыла)

Лебедь от берега ...(переплыла или отплыла)

Лебедь всю реку... (вплыла или переплыла)

Дождик прекратился и Тучка поплыла домой, а Солнышко обнимала всех своими лучами.

Дидактическая игра "1-2-3".

Так шел день за днем. Тучка не выходила из своего дома, а только тайком наблюдала за

животными и птицами. Иногда считала их.

Одна чайка.

Два лебедя.

Три оленя.

И вот однажды она заметила, что земля стала сухой, цветки и деревья потеряли яркий

цвет. Животные стали уставшими и расстроенными. А детеныши перестали играть.

Дидактическая игра "Назови детенышей".

У волка – волчонок,

У лисы — …

У медведя — …

У зайца — …

У оленя — …

Солнышко перепугалось: «Что же делать? Не хватает дождя.»

Тучка решила напомнить о себе, быстро вышла из дома, и начала лить на землю дождь.

Животные и птицы стали бодрыми, земля и растения ожили. Так Тучка напоила их и

освежила воздух.

- Давай с тобой будем друзьями. - сказало Солнышко.

- Давай! - радостно ответила Тучка.

С тех пор Солнышко и Тучка стали хорошими друзьями. Теперь они по очереди

выходили, чтобы никого не утомлять долгой жарой или дождем.

Играя ребенок не замечает, что учится. Он не просто созерцает картину, а действует с

ней, дополняет и изменяет по своему замыслу, озвучивая свои манипуляции.

Возможность свободного действия повышает интерес детей, активизирует их речевую

деятельность.

III. Рефлексия

Уважаемые коллеги, использование «Волшебной картины» в работе с детьми с особыми

возможностями здоровья способствует успешной коррекции речевой системы в целом,

соответствует принципам и требованиям ФГОС ДО в создании развивающей предметно-

пространственной среды. Надеюсь, вам было интересно, и в дальнейшем будете

применять представленный опыт в своей деятельности.

Пригодятся Вам полученные знания в профессиональной деятельности?

Мне очень приятно, что многофункциональная "Волшебная картина" вам понравилась!

Благодарю всех за участие!



В раздел образования