Авторы: Чаус Вера Петровна, Буряк Татьяна Вячеславовна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Профессия -Учитель
Тема: Разработка классного часа
Раздел: дополнительное образование
Сопроводительный текст
к презентации, посвященной 27- летию Гимназии №1
«Профессия – УЧИТЕЛЬ!»
Слайд (титул) 1. (музыкальный фрагмент « Большая перемена»)
Вед.1. Какой удивительный дом – гимназия! Здесь все перемешалось: детство и
юность, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. В этом доме радость и слезы,
встречи и расставания.
Вед.2. Да, гимназия для многих из нас остается светлым, радостным островком
детства, куда взрослому уже не вернуться.
Слайд 2 Вед.1. Только учителя на этом острове имеют постоянную прописку.
Ведь гимназия для них – родной дом, а все ученики – их дети.
Учитель – это и артист,
это и скульптор, а если хотите, врач….
2 : Настоящий учитель никогда не делает в жизни блистательной карьеры. Он
приходит в школу Учителем. И уходит из жизни в том же звании. Для учителя самая
большая награда - это уважение, уважение коллег, родителей, детей.
1: И мы это знаем не понаслышке… Наши мамы отработали в школе более 30
лет…
2 : Учитель это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Она
остаётся нужной и востребованной по сей день.
Слайд 3.
1: Профессия учителя считается оной из самых древних и уважаемых во всем
мире. И сегодня мы хотим рассказать вам о том, какими личностными качествами, как
правило, обладает человек, который работает в школе.
2: Может быть, тогда вы по-новому посмотрите на тех педагогов, которые рядом
с нами, оцените их труд и поймете, почему они так стараются научить нас чему-то….
Слайд 4.
1:
Согласно словарю Ожегова, учитель - это человек, который кого-либо чему-
либо обучает.
2 :
Когда-то
давно,
когда
разделения
труда
не
существовало,
учителями
становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. Затем,
учителями становились люди, владевшие тем или иным ремеслом и передававшие тот
или иной навык/знание.
Слайд 5.
1:
Например,
Афинская система воспитания предполагала начало обучения с 7
лет, когда педагог (так называли черного раба) вел ребенка в школу, где сначала он
проходил
чтение
и
счет,
затем
наступала
очередь
литературного
и
эстетического
воспитания. Большая роль отводилась и физическому воспитанию
2:
Спартанская система воспитания основное внимание уделяла воспитанию
физической выносливости.
Слайд 6.
1:
Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер.
2 :
И
лишь
в
18
—
19
веках,
преподавание
как
официально
признанная
профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире.
Слайд 7.
1:
Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У
российской школы по-прежнему женское лицо… Примерно шестая часть педагогов -
пенсионного возраста. Молодежи - тех, кто не проработал в школе менее 10 лет всего
пятая часть.
2 :
Очень жаль, что в последние годы в России наблюдается массовый отток
учителей из образовательных учреждений, и скоро в школах просто-напросто некому
будет работать.. Средний возраст педагогов России – 47 лет…
Слайд 8.
1: Ученики нашей гимназии, создавая портрет «идеального учителя», назвали 3
параметра, которые определяют хорошего учителя: педагогический профессионализм
(знание предмета, умение заинтересовать, держать дисциплину), личностные качества
(добрый, чуткий, честный, объективный) и, что немаловажно, внешний вид и возраст
(как не вспомнить А.П. Чехова о том, что «в человеке всё должно быть прекрасно»?).
2: Но, во все времена Учитель был примером во всем…
Слайд 9. (ВОв)
1:
Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории
нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно,
наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность
советской школы.
2: Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!».
Перед школой тоже ставились определенные задачи:
- организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех
детей школьного возраста;
- повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию
или заняты на производстве;
- перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и
обороне;
1: - повышение роли патриотического воспитания, укрепление дисциплины;
- улучшение военно-физической подготовки;
-
всемерное
развертывание
массовой
оборонной
работы
среди
учащихся
и
населения;
- оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству,
семьям фронтовиков.
Слайд 10. (ВОв)
2: Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших
работу учителей в школе. Ей был придан боевой патриотический характер. Изменился
характер преподавания литературы, истории, географии, иностранного языка. Были
пересмотрены темы и методы преподавания таких предметов, как физика, биология,
химия.
1 : Преподавание этих предметов в рамках школьной программы стало носить
максимально - практический характер.
2: Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на
фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены
орденами
и
медалями,
удостоены
звания
Героя
Советского
Союза,
многие
пали
смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов.
1:
Сложны
судьбы
учителей-участников
войны:
прошли
трудный
путь
к
Великой
победе
над
фашистскими
захватчиками,
сделали
профессию
учителя
не
просто своим призванием, но и воспитали в духе любви подрастающее поколение.
2: У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг жизнь простого
русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день
трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А
просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился.
Слайд 11. (Беслан)
1: Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски
на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких
людей миллионы.
Есть они и в наше время… 1 сентября 2004 года … Беслан…
школьная линейка и террористы… Два несовместимых понятия праздник и смерть!
В
невыносимые,
мученические
дни
и
ночи,
как
могли,
изо
всех
сил
поддерживали школьников их учителя. Среди стонов, криков, боли и страха, которыми
был
буквально
пропитан
спортивный
зал,
они,
по
словам
свидетелей,
держались
чрезвычайно достойно: поддерживали взрослых, утешали детей, верили, что кошмар
закончится, и эту надежду вселяли в пленников.
2: Их главный час, час профессионального и человеческого подвига пробил
тогда, когда спецназ и войсковые подразделения начали акцию освобождения. Акцию,
старт
которой
неожиданно
для
себя
дали
именно
боевики,
по
одной
из
версий,
случайно взорвавшиеся на собственных растяжках в школьном дворе. От двух мощных
взрывов сдетанировали самодельные устройства в зале, забитом людьми.
1:
Окна
были
выбиты,
взрослые
стали
толкать
к
ним
детей,
кричали:
«Спасайтесь, бегите!» Учителя подсаживали маленьких, ослабевших ребятишек на
разбитый подоконник, с которого те спрыгивали и бежали в разные стороны. А в спину
им стреляли боевики. Но этого педагоги не видели, они продолжали спасать детей,
пока на них не обвалилась часть загоревшейся крыши.
2: На шестое сентября в списке погибших педагогов 11 человек. Они отдали свой
единственный шанс на спасение ученикам, уступив им место у окна, ведущего к
свободе.
Все
жители
Беслана,
республики,
России
преклоняют
колени
перед
их
бессмертным
подвигом.
Высота
и
благородство
человеческого
духа,
безмерная
ответственность
за
своих
учеников
оказались
намного
сильнее
бандитского
беспредела.
Слайд 12.
1:
И в мирное время нелегкий труд несут на своих плечах наши учителя, но
каждый из них выполняет свою работу достойно.
2 : Каких только испытаний не готовит учителю беспокойная жизнь! Нехватка
денег,
избыток
бумажной
работы,
радость
от
успехов
учеников,
слезы
от
незаслуженной обиды, усталость от бесконечной суеты и «второе дыхание» от вовремя
сказанного доброго слова.
1:
Листая страницы школьной летописи, рассматривая старые фотографии, вижу
молодые красивые лица учителей: среди них и наши – Раиса Николаевна, Валентина
Викторовна, Татьяна Леонидовна, Ирина Мидгатовна, Светлана Ивановна, Маргарита
Петровна, Ирина Владимировна, Виктория Николаевна….
2:
Мы не задумываемся, что у каждого из них есть своя семья, мужья, дети,
домашние хлопоты и
заботы…
Они, так же как и наши мамы, вечером приходят
домой, готовят ужин, стирают, убирают, проверяют уроки…
1: А потом еще полночи готовятся к предстоящим урокам, чтобы мы с вами
узнали на этом уроке что-то новое, интересное…
2: И, порой, глядя на наш шумный и беспокойный класс, им становиться просто
обидно, что мы с вами не видим их усилий, не пытаемся понять, что каждый учитель в
гимназии не просто пришел в школу провести время на уроке, а пытается научить нас
жить в современном мире!
Слайд 13.
1: Мы шалим на уроках, шумим, иногда бесим наших учителей. Но где-то в душе
мы все-таки понимаем, что должны быть им благодарны…
2: И даже не за то, что они пытаются достучаться до нашей совести, увещевают
нас о необходимости выполнения домашних заданий…
1: Просто за то, что они с нами рядом…
2: За то, что они пытаются…
1: Они хотят, чтобы мы стали лучше! Умнее! Серьезнее!
2: И как в стихотворении Вероники Тушновой:
Если бы не было учителя… То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника.
1: И поныне бы, наверное, Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки оставались неоткрытыми.
2: И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями крылья выращены не были.
1: Без его бы сердца доброго не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого - Имя нашего учителя!
Слайд 14.
1:
Знаете, учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание
человеком огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего
– перед учениками.
2:
Каждый день на учителя смотрят глаза его воспитанников. За партами, как не
пафосно это звучит, сидит будущее России – это мы с вами.
1: И от того, какими мы станем, зависит не только жизнь в России, но и наша
жизнь тоже.
2:
Давайте, все вместе, поможем нашим учителям сделать нас добрее, честнее,
дружнее, умнее!
1 :
Мы верим, что в наших силах измениться самим и сделать нашу жизнь
другой!
2 : Мы
должны
стать
ответственнее,
чтобы
не
подводить
не
только
наших
родителей, но и наших учителей!
Слайд 15.
1: Начните с себя! Научитесь говорить учителям : «Доброе утро!» или «Добрый
день!»!
2: Улыбнитесь им! Сделайте домашнюю работу… выучите формулы..
1: И тогда учитель обязательно улыбнется вам в ответ!
2: И ребята в классе улыбнутся… Просто так… От того, что каждый из нас
(где-то в душе) хороший человек! Добрый! Отзывчивый!
1:
У нас вся жизнь впереди! Но без наших учителей, еще большой вопрос –
какой она будет – наша взрослая жизнь!?
музыкальный фрагмент « Большая перемена»