Автор: Крицкая Наталья Григорьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Ласточка"
Населённый пункт: города Армянск Республики Крым
Наименование материала: Конспект занятия по физической культуре
Тема: "Народные забавы"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №4 «Ласточка » города Армянск Республики Крым
Конспект НОД по физкультуре с использованием элементов народных гуляний.
Тема: «Народные забавы»
Образовательная отрасль «Физическое развитие»
Старшая группа
Крицкая Наталья Григорьевна
Инструктор по физкультуре
Город Армянск 2015 год.
Доминирующая область: Познакомить детей с элементами народных гуляний,
самобытностью русского народа, проявляющейся в культуре проведения праздников.
Задачи:
Обучающие: совершенствовать разные виды ходьба. При помощи игр обогащать
словарный запас детей и расширять их представления о фольклоре.
Развивающие: развивать силу мышц рук, ног, спины в парных движениях. Развивать
игровое внимание.
Воспитательные: воспитывать желание быть похожим на казаков: сильными,
смелыми, сообразительными. Формировать интерес к истории России, народным
истокам.
Предварительная работа: чтение рассказов о русских казаках, рассказывание
легенд , просмотр видеофильма «Донские казаки .История и традиции.
Часть 1», проведение народных игр «Утка», «Плетень», «Перетяни канат»,
загадывание загадок, рассматривание казацкой одежды в Музее истории.
Методы и приемы: игровой момент, загадывание загадки, слушание песен, показ
движений, работа в парах
Материалы и оборудование: Обручи, ароматизированные палочки, ведра, коромысла,
платки, лопатки, салфетки, тарелки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в спортивный зал и выстраиваются в шеренгу, плечом к плечу.
Приветствуют друг друга.
Вводная часть.
И.Ф.: Ребята ,отгадайте загадку:
Кто носит погоны желтые?
Кто носит шашку острую?
И в пояс саблю длинную?
Кто вместе с песнями идёт по свету искать царю чести, а себе славы?
И.Ф.: Правильно - это казаки. Казаки - это русские люди, которые жили
обособленно. Они сохраняли свою культуру, жили по своим обычаям. Говорили
казаки на своем языке. Селились казаки в южных землях. Казаки испокон веков
славились своим мужеством, силой, находчивостью. Сегодня на занятии по
физкультуре я предлагаю вам стать казаками и вместе с ними побывать на народных
забавах.
И.Ф.: Направо, с песней шагом марш! Через центр по 2 шагом марш.
(Дети идут по кругу, перестраиваются в две колонны).
Дети парами идут по залу, поют песню о казаке.
Звучит походная строевая песня донских казаков «Всадники- други».
И.Ф.: Хорошо поёте, казачата. А шагать вы умеете?
Ходьба на носочках (потянулись, чтобы скорее вырасти); ходьба с высоким
подниманием колен (конь скачет, неся казака на себе); ползание на коленях, на
локтях (прячемся от врага, чтоб не застал врасплох); без змейкой (казаки
запутывают следы).
И.Ф.:
Молодцы, хорошо шагали. А вы знаете, что казаки строили свои поселения посреди
степи в южных землях за пределами Руси? Там растут разные пахучие травы. Легкий
степной ветер, перешептываясь с травами, поднимает в воздух лекарственные ароматы и
пробуждает в наших сердцах любовь к родной земле, добро, радость и успокаивает душу.
Проводится сеанс аромотерапии.
Основная часть.
И.Ф.:
Главным занятием казаков было военное дело: охранять границу от врагов.
А теперь
разомнемся немного - так, как это делали казаки. Встаньте парами -
каждый со своим надёжным товарищем. Покажите, на что вы способны.
Комплекс общеразвивающих упражнений в парах.
1.
«Казаки меряются силами».
И.П. - стоя лицом один к одному.
Поочередно сгибают и разгибают руки, прижимая ладонь к ладони партнера: первый
ребёнок сгибает руки в локтях, второй выпрямляет руки. ( 8 - 1 0 раз, темп средний)
2.
«Казаки борются».
И.П. - положить руки на плечи друг другу, ноги на ширине плеч.
Выполняют наклоны туловища вправо, влево, а потом возвращаются в И.П. ( 8 - 1 0 раз).
3.
«Плуг».
И.П.- лежа на спине, головами касаясь друг друга.
Поднимает ноги вверх, касаются носками друг друга, а потом возвращаются в исходное
положение. (8 -10 раз)
4.
«Казаки плывут в лодке».
И.П. - сидя один напротив другого, упираясь подошвами ног.
Выполняют наклоны вперед, назад, возвращаясь в исходное положение. ( 8- 10 раз).
5.
«Казаки разминают мышцы ног».
И.П. - стоя, руки на поясе.
Прыгают на встречу один
ОДНОМУ
назад ( 20 прыжков)
6.
«Казаки перетягивают один одного».
И.П. - Стоя спиной один к одному, руки сцеплены в локтях.
Выполняют движения вперёд, возвращаются в И.П., выполняют наклон назад,
возвращаются в И.П, ( 8 раз).
7.
«Казаки танцуют гопак».
И.П. - стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
Выполняют приседание, разводя руки в стороны, возвращаются в И.П., а потом
поднимают руки вверх, выставивши правую - левую ногу на пятку (8 раз)
8.
Спокойная ходьба на восстановление дыхания.
И.Ф.:
Казачата, вот мы с вами и потренировались, а теперь я вас приглашаю вас немного
поиграть. Забав я принесла очень много, но выбрала самые интересные.
1 забава: Приходи, голубь сизокрылый к молодице, поведи её, молодицу, на
прогулку.
Команда девочек стоит напротив мальчиков, которые держат в руке платочек. По сигналу
мальчик бежит «змейкой» между предметов к первой участнице и завязывает ей глаза.
Берёт за руку и проводит «змейкой» назад. Затем обводит вокруг обруча и по прямой линии
возвращается в команду девочек.
И.Ф.: Следующую забаву я подобрала и вот так её назвала.
2 забава: Пошла девушка по водицу, чуть не упала в колодец.
Первая участница берет коромысла с вёдрами, проходит по канату правым
(левым) боком приставным шагом, подходит к мальчику, который быстро ей наливает
ковшиком воду в один и другое ведёрце, после чего девочка поворачивается по канату в
колонну, обходя обруч.
Атрибуты: 2 обруча, 2 каната, 2 коромысла, 4 ведра, 2 ковшика, 2 кастрюли о водой.
И.Ф.:
Теперь я вас хочу удивить и про следующий конкурс рассказать. Люблю я смех и
шутки, готова конкурс так назвать.
3 забава: Мой любимый в замке томится, ждёт, пока освободит его девица.
Обруч - «замок», в нем стоит мальчик, напротив его команда участниц, перед ней -
«сундук с ключами» ( геометрические фигуры). За спиной мальчика стул, на котором
лежат соответствующие геометрические фигуры к ключам, в руке корона. По
сигналу, мальчики поднимают какую - нибудь геометрическую фигуру вверх; первая
девочка ищет соответствующий ключ к замку, и быстро бежит, преодолевая
препятствия, к своему «милому», надевает корону на голову и возвращается по прямой
назад, ключ бросает в сундук. Мальчик тем временем снимает корону и поднимает
уже другую геометрическую фигуру.
Атрибуты: 5 геометрических фигур, 5 ключей с геометрическими фигурами, 2
короны, сундук, 2 обруча, 2 стула.
И.Ф.: Наши игры очень веселые, интересные. И ещё одна. Готовьте последние
силы.
Заключительная часть.
4 забава: Девушка из плена парня ждёт, вкусный пирог ему печёт.
По сигналу, каждая из участниц кладёт на лопатку булочку и несёт к мальчику, который
держит поднос, кладёт на них булочку и быстро бежит назад в колону передаёт лопатку.
Атрибуты: 2 лопатки, 2 салфетки, 2 обруча, 4 тарелки.
И.Ф.: Молодцы, юные казаки и казачки! Справились со всеми конкурсами.
Желаю здоровья от воды ключевой,
Богатства от земли святой,
Счастья неземного, неба голубого.
А на прощанье пожелаем вам здоровья целый мешок, а с ним пускай звучит песня и
весёлый смех.
Звучит песня походная казачья песня «В саду дерево цветет». Дети уходят из
зала.
3