Напоминание

" Ритмы жизни разновозрастной группы в рамках Стандарта: традиции, ритуалы".


Автор: Чумакова Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Загривский детский сад №21"
Населённый пункт: деревня Загривье Сланцевского района Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: " Ритмы жизни разновозрастной группы в рамках Стандарта: традиции, ритуалы".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Ритмы жизни разновозрастной группы в рамках Стандарта:

традиции, ритуалы».

Что такое детский сад?

Это - дом для всех ребят

Потому, что дружно в нем

Мы одной семьей живем!

Не так много времени прошло с того, как в дошкольном

образовании был принят Федеральный государственный образовательный

стандарт (ФГОС ДО). Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что

настала необходимость стандартизации содержания дошкольного

образования, для обеспечения каждому ребенку равных стартовых

возможностей успешного обучения в школе.

О чем же еще гласит этот важный документ и что меняется с его приходом в

жизни педагогов, воспитанников и их родителей?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным

уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной

личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия

детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и

детей ради развития способностей каждого ребенка.

Стандарт выдвигает три группы требований: к структуре

основной образовательной программы дошкольного образования; к условиям

ее реализации и к результатам ее освоения.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не

сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации

обучающихся. Стандарт не допускает также переноса учебно-

дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного

возраста. Развитие ребенка – познавательное, физическое, художественно-

эстетическое, речевое и социально-коммуникативное - осуществляется в

игре, а не в учебной деятельности.

В тексте Стандарта не употребляется слово «занятие», но это не означает,

что воспитатели перестали заниматься с детьми, просто такая

форма образовательной деятельности как занятие не соответствует

возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Программа должна

реализовываться в приемлемых для дошкольников видах детской

деятельности, таких как игровая, коммуникативная, двигательная,

познавательно-исследовательская, продуктивная и др., каждой из которых

соответствуют определенные формы работы с детьми.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не

руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и

ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития

в дошкольном детстве. Во главу угла ставится индивидуальный подход к

ребенку через игру, где происходит сохранение ценности дошкольного

детства и самой природы дошкольника.

Какие же требования устанавливает Стандарт к результатам освоения

основной образовательной программы дошкольного образования? Это

целевые ориентиры, которые представляют собой не оценку ребенка в

жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические

характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения

уровня дошкольного образования: инициативность, самостоятельность,

уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим,

развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо

создание ряда условий: кадровых, финансовых, материально-технических,

психолого-педагогических, создание развивающей предметно-

пространственной среды. Результатом реализации этих условий будет

создание комфортной развивающей образовательной среды, которая

обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-

нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их

здоровья

Документ также ориентирует и на взаимодействие с родителями, которые

должны участвовать в реализации программы, в создании условий для

полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте,

должны быть активными участниками образовательного процесса,

участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует

воспринимать позитивно. В них есть желание сделать жизнь в детском саду

более осмысленной и интересной, стремясь к формированию инициативного,

активного и самостоятельного ребенка.

В связи с вступлением в силу реализации ФГОС ДО система

дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения.

Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные

проблемы, требующие решения. Одной из таких проблем следует назвать

проблему организации образовательного процесса в малокомплектных

дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в сельской местности.

Сельский малокомплектный детский сад имеет свою специфику по

сравнению с ДОУ больших мегаполисов. Чаще всего - это единственное

дошкольное учреждение, которое оказывает населению качественные услуги

по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста и чаще всего все

дети составляют одну разновозрастную группу.

Организация образовательного процесса в малокомплектных детских садах

коренным образом отличается от организации в обычных многогрупповых

детских садах. Дети в группе нашего детского сада имеют большой

возрастной диапазон - от 1,9 до 7 лет. У детей разный уровень развития

навыков самообслуживания, разная потребность во сне и видах деятельности,

различная степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от нас

воспитателей специального планирования содержания всех режимных

моментов и образовательной деятельности.

Проблема организации образовательного процесса в разновозрастных

группах освещалась в работах многих педагогов-практиков и ученых. Так как

долгое время образование детей осуществлялось в форме предметных

занятий, то и организация образовательного процесса в этих работа чаще

всего рассматривалась как организация занятий с детьми разновозрастной

группы. В соответствии же с требованиями Федерального образовательного

стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная

деятельность должна осуществляться в течение всего времени пребывания

ребенка в образовательной организации. Кроме того введение ФГОС ДО

предусматривает отказ от предметного обучения в детском саду.

Образовательный процесс теперь организуется не по учебным предметам, а

по крупным интегрированным образовательным областям. Мы, как

воспитатели обязаны обеспечить условия воспитания, обучения и развития

детей в процессе всех видов детской деятельности, соответствующих

возрасту детей.

Организация обучения и воспитания в разновозрастных группах всегда

имела определенную сложность. Однако сейчас от нас - педагогов требуется

еще больше знания специфики работы с разными возрастными группами,

умения соотносить программные требования с возрастными и

индивидуальными особенностями воспитанников, обеспечивая разные

условия для детей разного возраста в одно и то же время в одном и том же

месте. Для детей же проживание времени пребывания в детском саду в

разновозрастной группе является благом, так как в определенном смысле

моделирует многодетную семью. Правильная организация образовательного

процесса в разновозрастной группе открывает перед детьми широкие

возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и

эффективной социализации.

Образовательная работа в малокомплектном детском саду

осуществляется педагогом в процессе всех режимных моментов, в

самостоятельной и совместной деятельности детей, в процессе

непосредственной образовательной деятельности. Мы стараемся

организовать познавательную деятельность всех детей. Для этого в

групповой комнате создана предметно - развивающая среда, где ребенок

любого возраста может найти себе дело по душе. Мы стараемся создать

атмосферу доброжелательности, взаимопонимания. Дети старшего возраста

берут шефство над младшими. Им нравится ухаживать за ними, играть с

ними. Мы учим детей не ссориться, работать коллективно. Дети с

увлечением выполняют поручения, старшие без напоминания помогают

младшим. В свободные минуты старшие дети любят рассказывать малышам

сказки - развивают разговорную речь. Дети младшего возраста тянутся к

старшим, участвуют в их играх. Разновозрастная группа представляет собой

социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника,

характеризующуюся сосуществованием различных систем социального

взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-

взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок -

старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса

в ней. Разновозрастная группа детского сада - это первое социальное

объединение детей, в котором они занимают разное положение, усваивают

навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия друг с

другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности.

Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные

условия для формирования дружеских отношений, заботливости,

самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для

малышей, в силу своей склонности к подражанию младшие постепенно

перенимают положительные качества старших. Наблюдения показывают,

что в разновозрастной группе младшие дети обучаются навыкам гораздо

быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и

отзывчивыми. Впервые приходя в детский сад, малыши попадают в уже

организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во

всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.

Хотелось бы заострить внимание на еще одном преимуществе

разновозрастной группы. В такой группе у ребенка есть возможность

меняться, даже если в начале ребенок был робок, слаб, не лидер наступает

такой момент, когда он становится старшим и вот он уже на виду, к нему

прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. И он

действительно становится помощником воспитателя, помогает освоиться в

группе новым детям, обретает уверенность в себе.

Каждый человек – неповторимый, особенный. Как нет двух внешне

одинаковых людей, так нет и двух людей с абсолютно одинаковым

внутренним миром, одинаковым опытом, интересами, устремлениями.

Именно уникальность каждого «жителя» детского сада (взрослого, ребенка) и

должна стать предметом развития. Мы говорим о «жителях» детского сада,

потому что стремимся сделать его Домом для детей, их родителей и

сотрудников. Поэтому, такие разные и непохожие люди должны

объединиться вокруг чего-либо, значимого для каждого. Этим значимым,

объединяющим вокруг себя всех, по нашему мнению, должен стать Детский

сад. Воспитание у детей чувства дома по отношению к детскому саду мы

считаем основной своей задачей. Для этого мы используем ритуалы и

традиции в своей группе и в детском саду в целом.

Ритуал – установленный порядок действий.

Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что

унаследовано от предшествующих поколений.

Ритуалы и традиции способствуют развитию чувства сопричастности

сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива,

прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем

необходимым введение ритуалов и традиций в жизнедеятельность детского

сада. Однако каждая традиция должна решать определенные воспитательные

задачи и соответствовать возрастным особенностям детей.

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением

времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются,

некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь.

Существуют традиции семейные, есть традиции, принадлежащие какой-то

одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на

сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить

свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные

моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах.

Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции,

присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании

маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые

существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы,

привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс

осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу

копирования.

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится

более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели

поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У

ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления,

идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные

традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в

каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде

всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе

придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок –

личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают

ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности

сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать

способы действия. Поэтому создание групповых традиций в нашем детском

саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и

нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских

отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в

которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с

воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно

связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем

доме, где каждый ребенок любим и уважаем.

В нашем детском саду уже прочно сложившиеся традиции, которые

нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с

большим удовольствием принимаются детьми и родителями,

совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на

достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена

временем.

Введение в режим дня добрых традиций, ритуалов, обычаев, нравов

позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, с взрослыми,

чувствовать себя спокойно и комфортно. Добрые традиции помогают снять

монотонность детской жизни, за счет разнообразия деятельности с учетом

возрастных особенностей. В течение года чередой друг за другом проходят

праздники, досуги, развлечения. Одними из самых важных ритуалов в нашей

группе является:

«Утреннее приветствие "

Перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей вместе

в круг и проводит утренний ритуал день начинается так:

Воспитатель: Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться – Доброе утро!

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Так же в нашем детском саду ежегодно проводятся

«Осенний праздник» - до проведения этого мероприятия дети вместе с

родителями готовят мини-проекты на заданную тему, готовят «Выставку работ из

овощей и фруктов». Удивительно, но участие в этом конкурсе принимают

практически все. Фантазии родителей можно только позавидовать! Для того,

чтобы соорудить поделку — в ход идут овощи, фрукты, шишки, лесной мох,

ракушки, скорлупа, любой другой природный материал. Поделки получаются

самые забавные: корабли, машины, зверушки, куклы, необычные композиции из

сухоцвета, герои сказок. Мы не устаем удивляться и восхищаться теми

шедеврами, которые дети приносят из дома. Настолько богат творческий

потенциал детей и родителей, настолько оригинальны и интересны работы, что

просто диву даешься! Все работы представляем на выставку в приемной детского

сада. Ребятишки, приходя по утрам в сад, с удовольствием разглядывают поделки

и хвалятся друг перед другом: «Это сделал я с мамой!» Нельзя не заметить

радость в детских глазах, еще бы, ведь в этом есть и их маленькая заслуга!

«День матери» (27 ноября) – традиционно дети готовят для своих мама и

бабушек праздничный концерт.

«Новый год» - это веселое представление родителей для своих детей.

День защитника Отечества» (23 февраля) – праздник, который тесно

переплетается со спортивными играми и конкурсами, где девочки поздравляют

мальчиков группы.

«Масленица» - один из любимых традиций нашего детского сада, дети

выходят на улицу, водят хороводы, вместе со взрослыми (сотрудниками детского

сада и родителями сжигают чучело зимы), едят горячие блины с чаем.

«Международный женский день 8Марта» - традиция, которая очень давно

появилась в нашем детском саду. Ежегодно ко Дню 8 Марта воспитатели вместе

со своими воспитанниками готовят традиционную стенгазету о мамах, в которой

представлены фотографии родительниц и высказывания детей о своих

неповторимых, любимых, самых замечательных мамах!

«Международный день птиц» (1 апреля) – дети с удовольствием под

руководством воспитателя пекут «Жаворонков» и угощают сотрудников детского

сада.( в данной традиции особую помощь оказывает повар детского сада).

«День Победы» (9 мая) – особенно трогательная традиция, дети вместе с

воспитателем учат стихи, возлагают цветы к памятнику, погибших, воинов. В

группу приносят фотографии погибших родственников, рассказывают о них. Вот

так в группе мы создавали свой «Бессмертный полк».

«Праздник русской березки» - этой традиции еще лишь1 год, но она

пришлась детям по душе. Девочки с удовольствием надевают русские народные

сарафаны, мальчики – русские рубашки. Поют песни, водят хороводы вокруг

березки, которая растет у нас на территории детского сада, играют в русские

народные игры. А в конце праздника завязывают разноцветные ленточки на

красавицу-березку.

«Спортивные праздники» - это совместные с родителями мероприятия,

которые приносят много радости, задора и положительной энергии.

А еще в 2015 году у нас появилась еще одна традиция – совместные

мероприятия с МОУ «Загривская средняя общеобразовательная школа». Эта

традиция еще набирает силы, но по наблюдениям ,ребятам она пришлась по душе.

На достигнутом мы останавливаться не собираемся. В запасе у нас еще

много свежих идей, которые мы постараемся воплотить и сделать их

традициями ( день семьи, святочные колядки). Ведь, как известно, большая

семья, в которой существуют свои обычаи, порядки, традиции, более крепкая

и дружная.

Список используемой литературы:

1.

Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями

дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс».

2.

Шапошникова С.В. «Групповая традиция в детском саду».

Воспитатель МДОУ «Загривский детский сад №21»

Чумакова Л.П.



В раздел образования