Автор: Вахитов Якуб Абдулхакович
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Усманская основная общеобразовательная школа
Населённый пункт: Новосибирская область Кыштовский район
Наименование материала: доклад
Тема: "Народные традиции в духовно – нравственном воспитании детей".
Раздел: среднее образование
Вахитов Якуб Абдулхакович – учитель татарского языка и литературы первой
квалификационной категории МКОУ Усманской основной
Общеобразовательной школы Кыштовского района Новосибирской области
Образование Высшее: Теолог (Российский Исламский Университет)
Филолог (ТПГУ, сейчас КФУ); Полковой имам.
Член Совета татарской национальной культурной
автономии Новосибирской области.
Тел. 89232420245 yakub.vaxitov.71@mail
Тема «Народные традиции в духовно – нравственном воспитании детей».
Предназначение учителя научить ребенка, подрастающее поколение
жить в современном ему обществе. Главное в этом деле – сохранить
целостность, духовность. Духовно-нравственное воспитание – вот главная
цель школы и основной критерий оценки ее работы.
Дело воспитания
является
основной
нравственной
задачей
педагога, как решать ее самый важный вопрос.
В
своем докладе
я
попытался рассмотреть и хочу донести до вас
культурно-нравственные ценности религии. Ибо религия является тем
фактором, благодаря которому на протяжении
многих веков
удавалось
сохранить и развивать духовные, национальные ценности, именно религия
является хранительницей всего человеческого в человеке. Нравственные
ценности
религии являются
актуальными
и востребованы
сегодня.
Поэтому использование духовно-нравственного потенциала религии в деле
воспитания подрастающего поколения становится все более приоритетной
в сфере образования.
Педагоги
озабочены
тем,
что
образовательная
система
представляет
на
сегодняшний
день
большое
количество
неразрешенных
вопросов. Вот почему
ученые
постоянно
обращают
внимание, что
1
современное положение
образования
представляет
корень
всех
ее
проблем.
Разные
области
научной
деятельности
отделены
друг
от
друга
"каменной стеной", и, следовательно, не включают в себя основы веры. Без
внутреннего
голоса
разума
человек
имеет
все
возможности
стать
высокомерным
и
неблагодарным
созданием,
что
ведет
к
нарушению
природных
законов,
и,
в
конце
концов,
к
разрушению
личности
и
окружающему мирозданию.
Религия - удивительно богатый разнообразный феномен культуры, а ее
история уже сама по себе - интересный и красочный пласт общей истории
человечества.
Использование
религиозной
культуры
традиционных
конфессий формирует толерантность - терпимость к другим убеждениям и
верованиям. Если мы строим подлинно демократическую светскую школу, то
плюрализм
культур,
мировоззрений
-
главное
условие
диалога
и
сотрудничества
личностей.
Выделяя
реальный
вклад
религий
в
сокровищницу общечеловеческих ценностей, нельзя обходить и негативные
проявления религиозного фанатизма, экстремизма. Это большая беда, которая
образовалась на почве неправильного образования и воспитания
Педагог - главная фигура в деле образования и воспитания. Его
позиция должна быть спокойной по отношению к религии вообще, и к
отдельной, в частности. Мировоззренческая толерантность педагога - это
есть
важное
условие.
Использование
элементов
религиозной
культуры
в
воспитательном процессе требует от педагога не только мировоззренческой
нейтральности,
но
и
равновесия
в
изложении
материала
о
различных
религиозных
верованиях.
Не
допустимы
осуждающие
и
негативные
высказывания в адрес той или иной конфессии, кроме тоталитарных сект и
деструктивных культов.
Н а ш а
с т р а н а
я в л я е т с я
м н о г о н а ц и о н а л ь н о й
и
многоконфессиональной.
Сегодня
стало
очевидным,
что
обновление
всех
сторон духовной жизни народа неразрывно связано с процессом становления
2
и
развития
национальной
культуры.
Актуальность
и
востребованность
национальной культуры и изучение родного языка, в процессе воспитания и
обучения не вызывает сомнения, так как она выступает важным фактором
развития национального самосознания и реализуется в целях, содержании,
способах и результатах воспитания.
Целью
моей
работы
является
анализ
культурно-нравственных
ценностей народных традиций, как одного из направлений формирования
духовной культуры, определение ее роли в воспитательном процессе.
Для достижения данной цели поставили следующие задачи:
1.
Раскрыть
особенности
народной
традиции
и
изучение
родного
языка в воспитании и обучении детей.
2. Показать значимость народных традиций, то есть национальной
культуры в развитии мировой, российской культуры.
3.
Охарактеризовать
народные
традиции,
как
один
из
факторов
развития как духовного, так и физического здоровья человека.
4.
Обосновать пути воспитания нравственной культуры у учащихся
через призму национальной культуры, разработать пошаговую реализацию
системы мероприятий.
В
моменты
общественных
катаклизмов
мы
все
отмечаем
нарастание
ожесточения,
зависти,
нетерпимости
друг
к
другу.
Это
связано
с
исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов,
воспитания,
строгого
соблюдения
законов,
что
приводит
к
проявлению
низменных инстинктов и ─ к вседозволенности, агрессивности.
Сейчас,
как
никогда,
важно
с
детских
лет
воспитывать
у
детей
внимательное
отношение
к
окружающим,
подготавливать
их
к
доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Самое ценное, что дает отец своему ребенку - хорошее воспитание"
Большую
роль
в
формировании
подрастающего
поколения
отводится
воспитанию, а именно воспитанию в народной традиции.
«Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а
значит, добропорядочных детей». Человек учится на протяжении всей своей
жизни искать и добиваться знаний "с первого и до последнего дня своей
жизни".
В ходе работы было выяснено, что становление личности всегда
предполагает
восприятие
той
или
иной
системы
ценностей,
определенных
нравственно-этических
принципов.
Мировых
религии
несут в себе богатейший нравственный потенциал, духовную культуру,
3
исторические,
социальные,
мировоззренческие,
педагогические
и
психологические знания.
Педагогами во всем мире доказано, что образование достигает двух
целей
─
развитие личности и, как следствие, прогресс всего общества.
Правильное
обучение помогает раскрыться и развиваться физическому,
интеллектуальному и нравственному потенциалу человека. В этом смысле
Сократ
сравнивает
учителя
с повитухой, так как его роль - помочь
проявиться тому, что уже заложено в ребенке с рождения. Безусловно, то,
в какой степени проявятся таланты ребенка, и то, как скоро он их в себе
раскроет, во многом зависит от способностей самого учителя. Другая, не
менее
важная
роль
образования
-
передать и усовершенствовать
культурные ценности
и
наследие
определенного общества.
Если
в
процессе обучения знания и доминирующие культурные ценности просто
передаются
от
поколения
к
поколению,
этот
процесс
считается
консервативным.
Также
образование
играет
очень
важную
роль
в
реформировании общества. В общем, в процессе цивилизации образование
играет одновременно и консервативную, и прогрессивную роль.
Философия религиозного воспитания – это формирование
высокообразованных, морально устойчивых, полезных для
государства
граждан. Именно поэтому в семьях воспитанию детей должно
отводится главенствующая роль.
Подчеркнем, что формирование внутреннего духовного мира ребенка
начинается с создания семьи – его отца и матери.
Мировые
конфессии,
призывают
не
убивать,
не грабить, не
причинять зло другим людям. Все беды, ошибки в воспитании ребенка
заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении
ребенка – семьи, детского сада, школы, двора.
4