Автор: Костюшенкова Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №104 "Семицветик" г.Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: презентация
Тема: "структура непосредственно образовательной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
СТРУКТУРА НОД в ДОУ
Подготовила: старший воспитатель
Костюшенкова Т.Н.
.
Организация пространства
Размещение столов:
•
- буквами П, Т, Г
•
- ромбом
•
- наискосок
•
- елочкой и т.д.
Запрещено ставить столы партами
Структура НОД
НОД включает три части:
1.Вводная часть ( мотивационная)
2.Основная часть ( содержательная)
3. Заключительная ( рефлексивная)
Вводная часть
•
настрой дошкольников на предстоящую
деятельность,
•
обеспечение психологической готовности
воспитанников к предстоящей деятельности;
•
организация внимания детей,
•
мотивация предстоящей деятельности для
осознания и принятия детьми цели, задач,
вхождения в проблему;
Основная часть
•
актуализация имеющихся знаний, представлений
детей;
•
создание ситуации, в которой возникает
необходимость в получении новых
представлений, умений, навыков;
•
решение главных задач НОД за счет
использования разнообразных приемов и форм
работы;
•
создание условий для разнообразной активной
деятельности детей.
Заключительная часть
•
закрепление и обобщение того, что узнали, чему
научились дети;
•
подведение итогов образовательной
деятельности, оценку ее результатов, с
привлечением детей к взаимооценке и
самооценке
•
Каждый ребенок работает в своем темпе и
решает сам, закончил он или нет исследование,
работу. «Открытый конец» деятельности
мотивация
мотивация -
совокупность мотивов,
побуждений, определяющих содержание ,
направленность и характер деятельности
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИИ
•
Выбор мотивации зависти от задач и целей.
• учёт возраста (в старшем возрасте познавательный
интерес вытесняет игровую мотивацию)
• мотивация должна быть экономной (2-3 мин), не
должна доминировать
Особенности работы по созданию игровой
мотивации.
•
Младший дошкольный возраст
.
1.
Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе,
зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность,
или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне
необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и.т.д.
сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том (или успели лично
убедится), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое
содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей
готовности помочь.
3. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица
игрушек, как бы с их позиции.
4. По окончанию работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со
своими подопечными, используя, при желании ,полученный продукт.
Особенности работы по созданию игровой
мотивации
•
Старший дошкольный возраст
.
1.В старших группах потребность в создании игровой мотивации
сохраняется. Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное
не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть
письмо.
2. В подготовительных группах широко используются проблемные
ситуации. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которого
субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему е хватает данных
и он должен сам их искать. Тема: «Объём» Знайке необходимо
определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с
узким горлышком. Правильно созданная проблемная ситуация
способствует тому, что ребенок:
•Сам формулирует проблему(задачу)
•Сам находит ее решение
•Решает и Самоконтролирует правильность этого решения.
Создание проблемной ситуации
Процесс вовлечения в деятельность
:
•
Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось
•
Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др)
•
Приходит кто-то в гости или игрушка
•
.Эффект неожиданности (шум, треск, стук...)
•
Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать
(смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)
•
Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не
трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей
повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая
картина, попозже о ней поговорим»)
•
Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар
приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение,
но надо помочь в том-то
•
Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок
кусочком сахара)
•
День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в
коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?»)
Основная часть
•
В ходе НОД надо помнить:
•
В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и
развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать ее. Не
бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время,
усвоится детьми намного лучше.
•
Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте
переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа
может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
•
Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет».
Это бессмысленно.
•
Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его:
«А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а
потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных
источниках или проведя какой – либо эксперимент.
•
Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе
фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего
– то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»
Заключительная часть
•
При подведении итога НОД надо помнить:
•
Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных
этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем
занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
•
Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что
позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то,
что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое
задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше
всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?»,
«Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите
родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
•
Не хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать
конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал,
как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень
приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет
говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание- составила
свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось
справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно
преодолевать трудности» и т.д.
Виды НОД
•
КОМБИНИРОВАННЫЙ
- сочетание разных видов деятельности
или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей
между собой (после рисования идет подвижная игра) .
•
КОМПЛЕКСНЫЙ -
реализация задач средствами разных видов
деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один
вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает
эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной
безопасности переход )
•
ИНТЕГРИРОВАННАЯ -
соединяют знания из разных
образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг
друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через
произведения музыки, литературы, живописи) .
Отличие НОД от Занятий
занятие
НОД
1.Ребенок - объект формирующих
педагогических воздействий взрослого
человека.
Позиция « Учитель – ученик»
1. Ребенок и взрослый - оба субъекты
взаимодействия. Они равны по значимости.
Позиция « Партнер – партнер»
2. Основная модель организации
образовательного процесса- учебная.
2.Основная модель организации
образовательного процесса- совместная
деятельность взрослого и ребенка
3. Основная форма работы с детьми-
занятие.
3. Основная форма работы с детьми-
рассматривание, наблюдение, беседы,
разговоры, экспериментирование и
исследования, чтение, реализация
проектов, мастерская и т.д.
4. Мотивы обучения на занятии не
связаны с интересом детей к самой
учебной деятельности. «Удерживает» на
занятии авторитет взрослого
4. Мотивы обучения, осуществляемого как
организация детских видов деятельности,
связаны с интересом детей к этим видам
деятельности.
5. Все дети обязательно должны
присутствовать на занятии
5. Допускается так называемый «вход» и «выход»
детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение
взрослый обязан предоставить ему возможность
выбора- участвовать или не участвовать вместе с
другими детьми в совместном деле, но при этом
вправе потребовать такого же уважения и к
участникам этого совместного дела.
6. Образовательный процесс в
значительной степени регламентирован.
Главное для взрослого- двигаться по
заранее намеченному плану, программе.
Педагог часто опирается на
подготовленный конспект занятия, в
котором расписаны реплики и вопросы
взрослого, ответы детей
6. .Образовательный процесс предполагает
внесение изменений (коррективов) в планы,
программы с учетом потребностей и интересов
детей. Конспекты могут использоваться частично,
для заимствования фактического материала,
отдельных методов и приемов и др., но не как
«готовый образец» образовательного процесса
Формы организации НОД
Детская деятельность
Примеры форм работы
Познавательно-
исследовательская
*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций
*Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование
*Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с
правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины,
задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи
*Конструирование *Увлечения
Коммуникативная
*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и
отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами,
театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки
*Логоритмика
Трудовая
*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание
*Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта
Музыкально-
художественная
*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование
*Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-
дидактические игры
Двигательная
*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические
игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые
ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес
*Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные
праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения)
Игровая
*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по
режимным моментам, с использованием литературного произведения
*Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры
*Театрализованные игры
Продуктивная
*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
*Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн
*Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи
Чтение
художественной
литературы
*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа
*Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная
речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы
*Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные
праздники, досуг
1 задание:
От каких высказываний должен отказаться педагог
а) — Ребята, подходите, начинается математика
- Петя предложил неправильно, Маша не подумала, что сказала
- На чем же мы с вами можем полететь?
- На что похожи кирпичики и где их можно найти?
- Саша, принеси конструктор, это будут кирпичики
б)- Кирилл, посмотри, чтоб ребята не заглядывали в коробку,
там сюрприз
- Миша, подскажи, где гараж для машин
- Ты играй в машинки, ты иди рисуй
- Все встали, пошли белочку искать
- Наташа, ты делаешь неправильно, надо делать так
2 задание:
Выбрать правильный вариант подведения
итогов:
а) Саша, молодец, очень красиво
нарисовал, Маша, хорошо придумала, что
рисовать, Катя и Ксюша быстрее всех убрали со
стола...
б) Ребята, наше занятие окончено, все
складываем и идем в музыкальный зал
3 задание:
Тема НОД «Бабочка-красавица всем нам очень
нравится!»
-
С какой проблемной ситуации, мотивации
можно начать НОД?
-
Какие виды деятельности можно
интегрировать?
-
Какие методы, приемы, способы решения
ситуации?
-
Как подвести итог деятельности?
Спасибо за внимание!