Напоминание

Оркестр русских народных инструментов в детской музыкальной школе.


Автор: Ибрагимова Роза Давидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №11 ГО г. Уфа РБ
Населённый пункт: г. Уфа Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Оркестр русских народных инструментов в детской музыкальной школе.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Преподаватель МБУ ДО ДМШ №11 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Ибрагимова Роза Давидовна

Оркестр русских народных инструментов в детской музыкальной школе.

В

общей

системе

музыкального

образования

значительная

роль

отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру.

Данная заметка представляет собой краткую информацию о 30-летней

работе

с

детским

оркестром

русских

народных

инструментов

Детской

музыкальной

школы

№11

ГО

г.

Уфа

Республики

Башкортостан

и

предназначена

в

качестве

информативного

материала

для

начинающих

руководителей

детских

оркестров

народных

инструментов

детских

музыкальных школ и детских школ искусств.

Со

дня

основания

музыкальной

школы

№11

уделялось

большое

внимание творческим коллективам. На сегодняшний день в школе работают 8

больших коллективов: оркестр баянистов, два оркестра

русских народных

инструментов: старший

и младший состав, два хора старших и младших

классов,

камерный

оркестр,

ансамбль

ударных

инструментов

большого

состава, возрождается оркестр духовых инструментов.

В

начале

становления

школы

(1976-1978г.г.)

работать

с

детским

оркестром русских народных инструментов начинали преподаватели УГИИ

им З.Исмагилова: Пигов Ю.И. и Тюфяков С.М.

В

конце

80-х

годов

был

основан

младший

оркестр

народных

инструментов. Им 5 лет руководила Щукина Н.И., ныне преподаватель ДМШ

г.

Дюртюли.

С

2011

года

восстановился

младший

оркестр

народных

инструментов. Руководители Гурина Э.Р. (1 год) и Тимербаева Л.А.

Специфика

детской

музыкальной

школы

заключается

в

постоянной

смене какой-то части учеников, а также в том, что дети

абсолютно не

подготовлены к игре в оркестре, имеют минимум знаний, умений и навыков.

Если

в

музыкальном

училище

или

институте

студенты

уже

достаточно

овладели

исполнительским

навыками,

у

них

есть

прямая

зависимость

в

качественных занятиях и знаниях для получения диплома соответствующей

квалификации,

то

в

школе

этого

нет.

Детей

нужно,

прежде

всего,

заинтересовать и научить всему с азов, и эту заинтересованность сохранить

от первого дня обучения в музыкальной школы до выпускного вечера. При

этом необходимо ежегодно добиваться качественных результатов, показывая

интересный для детей, руководителя и слушателей репертуар.

Это и

является одной из основных особенностей работы с детским

оркестром. Выпускники оканчивают школу, им на смену приходят ребята из

младших

классов

и

работа

начинается

каждый

новый

учебный

год

практически с нуля.

Как на практике я решала эту проблему: если наполняемость группы по

учебному плану 6-7 учащихся, то в каждую группу ежегодно включала по 1-

2 ребенка 2-х классов. Это приводило к тому, что дети быстрее осваивали

специальный инструмент и вливались в коллектив.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на

основе

и

параллельно

с

уже

приобретенными

знаниями

в

классе

по

специальности.

Для

получения

успешного

результата

руководителю

коллектива необходимо иметь тесный творческий контакт с преподавателями

по специальности.

С оркестром я начала работать с октября 1979 года и уже в марте 1980

года оркестр стал лауреатом 3 степени городского конкурса

оркестров. С

1981

года

на

всех

городских

и

республиканских

оркестровых

конкурсах

оркестр становился лауреатом 1 степени. За 30-летний период до 2009 года

оркестровую

школу

прошло

более

1000

детей.

В

2009

году

работу

с

оркестром

пришлось

оставить,

так

как

была

выбрана

на

должность

заместителя директора школы по учебной работе.

Количественный состав оркестра всегда составлял от 48 до 60 человек:

Домровая группа: Д- малые 1,2; Д-альт-1,2; Д-бас-1,2.

Группа

баянов:

баяны-1,2,3,

баян-бас.

Иногда

партию

2

и

3

баяна

исполняли аккордеонисты.

Гусли, фортепиано, флейта: большая и пикколо.

Группа ударных инструментов.

Группа балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.

В

аккомпанирующей

группе

балалаек

играли

аккордеонисты,

гитаристы.

По пультам дети распределялись таким образом: 1-2 пульт – самые

крепкие в техническом отношении, а дальше - по убывающей. На последнем

пульте

были

второклассники,

играющие

буквально

по

одной

нотке

на

сильную долю.

Иногда на первом концерте новички с последнего пульта

могли не сыграть ни одной нотки, сказывались волнение, растерянность и

возрастные особенности, но они сидели, слушали, привыкали и

к концу

учебного года был заметен прогресс у каждого ребенка, его стремление

исполнить более сложную партию. В дальнейшем всегда шло соревнование,

кто будет играть за первым пультом.

Начальные групповые репетиции по разбору и изучению формы пьесы

начинались с прослушивания пьесы. Партитуру я исполняла на фортепиано

(без

клавира),

а

далее

работа

проводилась

с

однородными

группами

(отдельно

группа

балалаек,

отдельно

группа

домр

и

т.д.).

Работа

над

текстом, аппликатурой проводилась по цифрам; далее по мере выучивания

текста работа шла и в однородных и в смешанных группах. Оттачивались

фразировка, штрихи, нюансы. Таким образом, дети быстрее воспринимали

звучание всей партитуры.

Если была возможность, то иногда прослушивали произведение целиком

в

записи,

а

когда

школа

приобрела

телевизоры,

то

просматривали

видеозаписи с концертов.

Сводные

репетиции

начинались

в

воскресенье

в

9.00

утра.

Дети

с

большим

энтузиазмом

приходили

на

них,

несмотря

на

то,

что

многим

приходилось приезжать в школу из отдаленных микрорайонов.

После настройки инструментов начинали сводную репетицию с гаммы

А- dur, расписанной по голосам. Играли разными штрихами, длительностями

и динамическими оттенками. Например: группа домр играет целыми нотами

и на динамику от «Р» к «F», а группа балалаек – четвертными или восьмыми

от «F» к «Р». Вариантов – множество. Начало звучания, окончание (снятие)

звука – все начинали с гаммы. Основное внимание уделялось игре «по руке».

Начало и снятие звука, фразировка и динамические оттенки оттачивались из

урока в урок.

Дети в конце каждой четверти сдавали открытые зачеты (промежуточная

аттестация) и поскольку стимулом для ребят было -

могу или не могу

сыграть

свою партию, то они старались сдать оркестровую партию как

можно

лучше.

Зачеты

проходили

в

форме

соревнования

и

дети

сами

определяли, кто знает партию лучше и очень часто сами ставили оценки друг

другу.

Большое внимание уделялось исполнению произведений, где солировал

какой-либо инструмент. Оркестром были исполнены такие произведения как:

В. Андреев «Румынская песня и чардаш»- соло на балалайке Штурмин М.П.;

В. Биберган «Ария» - соло на фортепиано Мезенцева К.Р.;

Н. Будашкин «Концерт для домры и оркестра» соло – Халимова А.М.;

С.Коняев «Концертная пьеса ля баяна с оркестром» - солист А. Петров;

А. Островский «Пусть всегда будет солнце» с вокальным ансамблем и др.

Репетиции и особенно концертные выступления очень сплачивали ребят,

оркестр на сцене были одним живым организмом. Впоследствии 4 участника

оркестра, став взрослыми, людьми связали свои судьбы.

Было

много

концертов

и

конкурсов.

Помимо

двух

традиционных

общешкольных отчетных концертов

(декабрь и апрель) были отчетные

концерты

оркестра,

городские

и

республиканские

оркестровые

конкурсы,

участие в городских мероприятиях. Оркестр выступал на ведущих сценах

Уфы - концертный зал им. Ф.Шаляпина УГИИ им. З. Исмагилова, УУИ(к),

русский

драматический

театр,

дворцы

культуры

«Нефтяник»

(сейчас

концертный

зал

Башкортостан»),

«Химик»,

«РТИ»

(сейчас

Детская

филармония), Городской дворец культуры.

На

базе

оркестра

дважды

создавался

городской

сводный

оркестр

народных инструментов (1995 год посвященный 50–й годовщины Победы в

Великой отечественной войне и 1999 год посвященный 425-летию г.Уфы)

(состав 70-85человек).

25-летие

оркестра

было

отмечено

Почетной

грамотой

Главы

Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан. Неоднократно оркестр

награждался

грамотами

и

дипломами

(помимо

лауреатских)

за

профессиональное исполнение.

Произведения

исполняли

практически

без

купюр,

выдерживали

авторский текст и аранжировку.

Некоторые пьесы из репертуара оркестра: В.Андреев «Торжественный

полонез»; В.Андреев «Вальс «Искорки»; А.Абашин «Родные напевы»; А.

Абашин «Маленькая сюита»; А.Абашин «Аулак Кисэhе»; Н.Будашкин «Сказ

о Байкале; Н.Будашкин «Первая рапсодия»;

В. Городовская «Не слышно

шума городского»; Н. Инякин из

сюиты «Сабантуй» «Протяжная»

и

«Плясовая»

-

полный

вариант

партитуры;

П.

Куликов

«Липа

вековая»;

В.Конов «Попурри на темы песен из мультфильмов»; «Как при лужке при

лужке» в обработке А.Широкова А. Марацитти «Болеро»,

Я. Френкель

«Погоня» из к\ф «Новые приключения Неуловимых» и др.

Любому

руководителю

детского

оркестра

необходимо

качественно

владеть

техникой

дирижирования.

И

выпускникам

средних

и

высших

учебных заведений следует обратить на это особое внимание, чтобы владеть

не только элементарным

показом сетки музыкального размера. Если в

профессиональном

оркестре

можно

пользоваться

любым

дирижерским

жестом и техникой дирижирования, то для детского коллектива необходим

точный, конкретный показ, наполненные живые руки. Без конкретного жеста

дети

просто

не

сыграют

вовремя

и

не

поймут,

чего

хочет

добиться

преподаватель.

За

дирижерским

пультом

любого

коллектива,

а

особенно

детского

должен

стоять

музыкант-профессионал

и

человек,

который

может

поступиться своими собственными интересами, с головой уйти в эту работу

и

найти

много

интересного

и

полезного

и,

прежде

всего,

коллектив

единомышленников, приводящий оркестр к единой цели.

Я

благодарна

своим

учителям,

которые

сумели

вложить

в

меня

трудолюбие

и

радость

от

творческой

работы:

Ю.В.Александрову,

Г.Г.Бажанову, В.Ф.Белякову, Н.П.Бирюкову, Ю.Б.Богданову, Н.М.Кадоркину,

Н.А.Кравцову, И.А.Мусину, Г.В.Шилову, А.П.Якину.

2000 участник конкурса респ. «Салют Победы»

1 годовщина принятия Декларации о гос. Суверенитете РБ

Концерты в республиканском пансионате ветеранов труда и инвалидов



В раздел образования