Автор: Логунова Елена Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДОД ДЮЦ "Клуб детского творчества им.А.М.Кижеватова" города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Может ли современный российский детский кинематограф способствовать формированию российской национальной идентичности?
Раздел: дополнительное образование
Может ли современный российский детский кинематограф
способствовать формированию российской национальной
идентичности?
Е.В.Логунова, аспирант Академической кафедры теории и
методологии социально-педагогических исследований, ТюмГУ, г.Тюмень
Научный руководитель В.И.Загвязинский, академик РАО, профессор,
заведующий Академической кафедры методологии и теории социально-
педагогических исследований
В российском обществе в данный момент времени бурно происходит
процесс
осознания
собственной
этнической
и
гражданской
идентичности
Достижение осознанной позитивной российской национальной идентичности
личности (РНИ) – вопрос государственной важности, основной источник
сохранности нашего российского государства.
Как
может
кинематограф
спо собствовать
формированию
идентичности? Идентичность в первую очередь это: «Я-образ», «Я-чувство»,
«Я-действие».
Кино
представляет
из
себя
универсальный
виртуальный
инструмент формирования идентичности. Образ с экрана «присваивается»
психикой, апробируется в жизни и становится частью личности. Мы сами
помним по своему опыту, как перенимали с экрана фразы, костюм любимого
героя
или
внешний
вид,
его
поведение,
как
пели
любимые
песни
из
кинофильмов…
Что
такое
российская
национальная
идентичность?
Это
и
общероссийское
гражданское
самосознание,
и
чувство
патриотизма,
гражданская
ответственность,
гордость
за
историю
нашей
страны,
представление
о
духовных
и
нравственных
ценностях
народов
России,
умение осуществлять диалог культур в ходе межнационального общения. Все
перечисленные
моменты
входят
в
широкое
понятие
«российская
национальная идентичность».
У человека к 16-17 годам уже происходит формирование идентичности.
Но идентичность – не данность, не застывшая матрица. Она может меняться
в зависимости от возраста, жизненного опыта. Также как нет одинаковых
глаз, также и нет одинаковых идентичностей. Но на сегодняшний день у
большинства
российских
подростков
наблюдается
стабильная
тенденция
п од м е н ы
р о с с и й с ко й
и д е н т и ч н о с т и
с о в о ку п н о с т ь ю
н а б о р а
мировоззренчески-поведенческих свойств интернациональной виртуальной
культуры с преобладанием англо-язычного содержания.
В наши дни у многих, не только у подростков, наблюдается также
размытость маркеров национальной идентичности. В ответ на элементарный
вопрос «Кто твой народ?» можно услышать: «Народ – тюменцы, живут в
Тюмени. Сибиряки, живут в Тюменской области. Славяне, живут по всему
миру. Русские, живут в России. Русские, живут в Азербайджане. Грузины,
живут в России». То есть у детей и подростков, также как и у взрослых, ушло
четкое понимание – к какому народу и к какой стране человек принадлежит, в
повседневной жизни мало кто задается этим вопросом специально.
Часто подростки испытывают стыд и неловкость за то, что пользуются
русским языком в общении со сверстниками по сети, расценивают то, что
живут в России как временную, но досадную неизбежность.
Собственно,
исследователи
наблюдают
нулевую
этнокультурную
идентичность
не
только
у
русских
подростков:
праздники,
еда,
костюм,
народные герои присутствуют в сознании ребят всех этнических групп в
образах
героев
мультфильмов
последних
лет
(пр-ва
К.
Бронзита).
Практически
все
подростки
не
принимают
аутентичную
традиционную
культуру
в
ее
этнографических
образцах,
называют
ее
«культурой
для
бабушек».
В
социальных
сетях
частым
является
стремление
в
качестве
визуальных
маркеров
своего
аккаунта
выбирать
образы
англо-язычной
культуры, указывать ложное место жительства, якобы подросток живет на
западе Европы или в США.
Но,
как
это
свойственно
их
возрасту,
у
российских
подростков
в
течение ряда лет сохраняется стремление поиска «общественной честности,
всеобщего добра и справедливости». Лозунг «Счастье для всех даром, и чтоб
никто не ушел обиженным» у многих подростков отзывается желанием таки
добиться общественной справедливости – при этом они не знают истории и
реалий становления Советской власти, не знают о социальных достижениях
Советского Союза и придумывают какую-то свою утопическую виртуальную
реальность.
Сейчас
на
этом
стремлении
спекулируют
организаторы
протестных
акций сторонников Навального. Активно используют блогосферу, соц.сети,
искусно
формируя
медийное
пространство
для
проявления
идентичности
подростка и ее общественного признания в рамках значимой для подростка
сферы общения.
В конце концов, российская система образования уже 30 лет работает
над «демократическим» просвещением – когда ребенок и подросток знает
свои права, но не обязанности.
И
имея
такого
зрителя,
современный
российский
кинематограф
подстраивается
под
его
вкусы
и
желания,
проявляет
их
и
закрепляет.
Позволяет виртуальной реальности, выстроенной сознанием современного
подростка приобрести легитимность, право на существование «в реале».
Кинематограф сориентирован на рынок. При этом мы с вами знаем, что в том
же пресловутом американском кинематографе есть масса картин, которые не
идут
на
поводу
у
незрелого
сознания
подростка,
несут
явную
воспитательную
функцию.
Такие
фильмы
показывают,
их
смотрят,
их
обсуждают.
Но
непонятно,
почему
в
России
мы
должны
использовать
нравственно ценные фильмы с американской тематикой, чтобы воспитывать
российских подростков?
Есть также проблема, с которой не справляется уже сам современный
кинематограф.
Это
понимание
понятий
«свобода»
и
«вседозволенность».
Конечно,
это
близкие
понятия,
но
абсолютно
разные.
Как
описали
свои
ассоциации те же подростки: «Свобода - мудрость, добро, а вседозволенность
-
распущенность,
зло.
При
злоупотреблении
лозунгами
свободы
и
толерантности
можно
дойти
до
того,
что
каждый
извращенец,
будет
раздеваться в общественных местах и прикрываться "свободой личности". Он
ведь
никого
не
трогает!»
Еще
Вольтер
говорил,
что
вседозволенность
абсолютно
не
имеет
границ,
а
вот
свобода
-
это
самоограничение,
способность
владеть
собою…
Может,
современным
кинематографистам
необходимо каждому для себя сделать выбор – какую сторону он принимает,
свободу следовать нравственным принципам или вседозволенность?
Возможно, критерием нравственности может послужить традиционная
культура. В ней есть один важный постулат о сохранении чистоты души
перед
Господом
–
у
любого
человека,
и
в
первую
очередь
у
ребенка.
Подчеркнем, в любой традиционной культуре у любого народа! А что такое
чистота души? Это в первую очередь чистота восприятия. В традиционной
культуре об этом тоже сказано в сказках, в поговорках, в притчах: «Нужно
говорить о том, чего ты желаешь. И молчать о том, что не нужно тебе. Нужно
смотреть на то, что тебе полезно. И отворачиваться от того, что причиняет
тебе вред». В русском православии ребенок до 7 лет вообще приравнивался к
ангелу – поскольку «…душой был чист и непорочен».
Есть ли чистота восприятия в современном кинематографе?
Есть ли понимание чистоты детской души?
Есть ли ответственность кинорежиссеров и сценаристов перед душой
ребенка?
Есть ли детское и подростковое кино?
Нам
кажется,
любому
творцу,
занимающемуся
созданием
кино
для
детей, надо в первую очередь задать себе такие вопросы…
Так кто же сейчас формирует национальную идентичность?
Громадную роль в формировании гражданско-этнической российской
национальной идентичности сегодня играет педагог и все педагогическое
сообщество в целом.
В
конечном
итоге
национальная
идентичность
–
это
воплощенный
образ «МЫ». Кино создаёт такой образ, создает чувство коллективной со-
причастности. Кино формирует мощный образ групповой идентичности «мы-
образ», «мы-чувство», «мы-со-действие»
Но, к сожалению, кино для педагога-роскошь. Полнометражный фильм
невозможно посмотреть за 1 урок. Даже в рамках специально подобранной
группы в специально созданном киноведческом клубе. Обычному педагогу
нужен охват, массовость, а не элитарность. Нам нужен клип, социальная
реклама, законченный отрывок не дольше 2 минут. Почему такие жесткие
рамки?
Образ
–
это
«мимолетное
видение»,
по
меткому
выражению
А.С.Пушкина. Для создания полноценного образа в сознании достаточно 1-2
минут.
У
современных
детей
и
подростков
сформировано
всем
медийным
пространством
клиповое
мышление.
Клиповое
мышление
требует
образности,
краткости
и
доходчивости.
И
в
конечном
итоге
на
ребенка
рекламный ролик окажет большее воздействие, чем фильм. Например, взять
такую группу детей, как дети с гиперактивностью. В 2002 году таких на класс
в среднем было 2-3. В 2016 году их было уже 10-12 из 30. И вряд ли эта
пропорция
будет
уменьшаться
в
дальнейшем..
Наш
ребенок
с
СДВГ,
гиперактивностью смотреть фильм будет, но увидит он ЦВЕТ и ДЕЙСТВИЕ,
а не то, что хотим мы. А уж какие выводы он сделал, не узнает никто, потому
что
он
уже
убежал
–
ему
никогда
говорить
словами,
он
выразит
свои
ощущения и предпочтения потом. Но их уже не исправишь…
Подводя итог, можно сказать, что кино продолжает оставаться самым
мощным
и
действенным
инструментом
формирования
идентичности
–
любой, подчеркну – и личностной, и семейной, и профессиональной, и даже
медийной.
Формирование
национальной
идентичности
во
времена
СССР
происходило во многом благодаря кинофильмам. Хотелось бы, чтобы и для
формирования
позитивной
российской
национальной
идентичности
были
сняты фильмы – и не один! Разные, в «коротком метре», в виде социальной
рекламы,
в
каких-то
новых
формах.
Но
чтобы
любой
педагог
мог
с
уверенностью его брать в качестве рабочего материала на любом занятии в
любой аудитории не опасаясь навредить чистоте души ребенка. Жизнь успеет
научить плохому. А вот кто научит хорошему?