Напоминание

Может ли современный российский детский кинематограф способствовать формированию российской национальной идентичности?


Автор: Логунова Елена Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДОД ДЮЦ "Клуб детского творчества им.А.М.Кижеватова" города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Может ли современный российский детский кинематограф способствовать формированию российской национальной идентичности?
Раздел: дополнительное образование





Назад




Может ли современный российский детский кинематограф

способствовать формированию российской национальной

идентичности?

Е.В.Логунова, аспирант Академической кафедры теории и

методологии социально-педагогических исследований, ТюмГУ, г.Тюмень

Научный руководитель В.И.Загвязинский, академик РАО, профессор,

заведующий Академической кафедры методологии и теории социально-

педагогических исследований

В российском обществе в данный момент времени бурно происходит

процесс

осознания

собственной

этнической

и

гражданской

идентичности

Достижение осознанной позитивной российской национальной идентичности

личности (РНИ) – вопрос государственной важности, основной источник

сохранности нашего российского государства.

Как

может

кинематограф

спо собствовать

формированию

идентичности? Идентичность в первую очередь это: «Я-образ», «Я-чувство»,

«Я-действие».

Кино

представляет

из

себя

универсальный

виртуальный

инструмент формирования идентичности. Образ с экрана «присваивается»

психикой, апробируется в жизни и становится частью личности. Мы сами

помним по своему опыту, как перенимали с экрана фразы, костюм любимого

героя

или

внешний

вид,

его

поведение,

как

пели

любимые

песни

из

кинофильмов…

Что

такое

российская

национальная

идентичность?

Это

и

общероссийское

гражданское

самосознание,

и

чувство

патриотизма,

гражданская

ответственность,

гордость

за

историю

нашей

страны,

представление

о

духовных

и

нравственных

ценностях

народов

России,

умение осуществлять диалог культур в ходе межнационального общения. Все

перечисленные

моменты

входят

в

широкое

понятие

«российская

национальная идентичность».

У человека к 16-17 годам уже происходит формирование идентичности.

Но идентичность – не данность, не застывшая матрица. Она может меняться

в зависимости от возраста, жизненного опыта. Также как нет одинаковых

глаз, также и нет одинаковых идентичностей. Но на сегодняшний день у

большинства

российских

подростков

наблюдается

стабильная

тенденция

п од м е н ы

р о с с и й с ко й

и д е н т и ч н о с т и

с о в о ку п н о с т ь ю

н а б о р а

мировоззренчески-поведенческих свойств интернациональной виртуальной

культуры с преобладанием англо-язычного содержания.

В наши дни у многих, не только у подростков, наблюдается также

размытость маркеров национальной идентичности. В ответ на элементарный

вопрос «Кто твой народ?» можно услышать: «Народ – тюменцы, живут в

Тюмени. Сибиряки, живут в Тюменской области. Славяне, живут по всему

миру. Русские, живут в России. Русские, живут в Азербайджане. Грузины,

живут в России». То есть у детей и подростков, также как и у взрослых, ушло

четкое понимание – к какому народу и к какой стране человек принадлежит, в

повседневной жизни мало кто задается этим вопросом специально.

Часто подростки испытывают стыд и неловкость за то, что пользуются

русским языком в общении со сверстниками по сети, расценивают то, что

живут в России как временную, но досадную неизбежность.

Собственно,

исследователи

наблюдают

нулевую

этнокультурную

идентичность

не

только

у

русских

подростков:

праздники,

еда,

костюм,

народные герои присутствуют в сознании ребят всех этнических групп в

образах

героев

мультфильмов

последних

лет

(пр-ва

К.

Бронзита).

Практически

все

подростки

не

принимают

аутентичную

традиционную

культуру

в

ее

этнографических

образцах,

называют

ее

«культурой

для

бабушек».

В

социальных

сетях

частым

является

стремление

в

качестве

визуальных

маркеров

своего

аккаунта

выбирать

образы

англо-язычной

культуры, указывать ложное место жительства, якобы подросток живет на

западе Европы или в США.

Но,

как

это

свойственно

их

возрасту,

у

российских

подростков

в

течение ряда лет сохраняется стремление поиска «общественной честности,

всеобщего добра и справедливости». Лозунг «Счастье для всех даром, и чтоб

никто не ушел обиженным» у многих подростков отзывается желанием таки

добиться общественной справедливости – при этом они не знают истории и

реалий становления Советской власти, не знают о социальных достижениях

Советского Союза и придумывают какую-то свою утопическую виртуальную

реальность.

Сейчас

на

этом

стремлении

спекулируют

организаторы

протестных

акций сторонников Навального. Активно используют блогосферу, соц.сети,

искусно

формируя

медийное

пространство

для

проявления

идентичности

подростка и ее общественного признания в рамках значимой для подростка

сферы общения.

В конце концов, российская система образования уже 30 лет работает

над «демократическим» просвещением – когда ребенок и подросток знает

свои права, но не обязанности.

И

имея

такого

зрителя,

современный

российский

кинематограф

подстраивается

под

его

вкусы

и

желания,

проявляет

их

и

закрепляет.

Позволяет виртуальной реальности, выстроенной сознанием современного

подростка приобрести легитимность, право на существование «в реале».

Кинематограф сориентирован на рынок. При этом мы с вами знаем, что в том

же пресловутом американском кинематографе есть масса картин, которые не

идут

на

поводу

у

незрелого

сознания

подростка,

несут

явную

воспитательную

функцию.

Такие

фильмы

показывают,

их

смотрят,

их

обсуждают.

Но

непонятно,

почему

в

России

мы

должны

использовать

нравственно ценные фильмы с американской тематикой, чтобы воспитывать

российских подростков?

Есть также проблема, с которой не справляется уже сам современный

кинематограф.

Это

понимание

понятий

«свобода»

и

«вседозволенность».

Конечно,

это

близкие

понятия,

но

абсолютно

разные.

Как

описали

свои

ассоциации те же подростки: «Свобода - мудрость, добро, а вседозволенность

-

распущенность,

зло.

При

злоупотреблении

лозунгами

свободы

и

толерантности

можно

дойти

до

того,

что

каждый

извращенец,

будет

раздеваться в общественных местах и прикрываться "свободой личности". Он

ведь

никого

не

трогает!»

Еще

Вольтер

говорил,

что

вседозволенность

абсолютно

не

имеет

границ,

а

вот

свобода

-

это

самоограничение,

способность

владеть

собою…

Может,

современным

кинематографистам

необходимо каждому для себя сделать выбор – какую сторону он принимает,

свободу следовать нравственным принципам или вседозволенность?

Возможно, критерием нравственности может послужить традиционная

культура. В ней есть один важный постулат о сохранении чистоты души

перед

Господом

у

любого

человека,

и

в

первую

очередь

у

ребенка.

Подчеркнем, в любой традиционной культуре у любого народа! А что такое

чистота души? Это в первую очередь чистота восприятия. В традиционной

культуре об этом тоже сказано в сказках, в поговорках, в притчах: «Нужно

говорить о том, чего ты желаешь. И молчать о том, что не нужно тебе. Нужно

смотреть на то, что тебе полезно. И отворачиваться от того, что причиняет

тебе вред». В русском православии ребенок до 7 лет вообще приравнивался к

ангелу – поскольку «…душой был чист и непорочен».

Есть ли чистота восприятия в современном кинематографе?

Есть ли понимание чистоты детской души?

Есть ли ответственность кинорежиссеров и сценаристов перед душой

ребенка?

Есть ли детское и подростковое кино?

Нам

кажется,

любому

творцу,

занимающемуся

созданием

кино

для

детей, надо в первую очередь задать себе такие вопросы…

Так кто же сейчас формирует национальную идентичность?

Громадную роль в формировании гражданско-этнической российской

национальной идентичности сегодня играет педагог и все педагогическое

сообщество в целом.

В

конечном

итоге

национальная

идентичность

это

воплощенный

образ «МЫ». Кино создаёт такой образ, создает чувство коллективной со-

причастности. Кино формирует мощный образ групповой идентичности «мы-

образ», «мы-чувство», «мы-со-действие»

Но, к сожалению, кино для педагога-роскошь. Полнометражный фильм

невозможно посмотреть за 1 урок. Даже в рамках специально подобранной

группы в специально созданном киноведческом клубе. Обычному педагогу

нужен охват, массовость, а не элитарность. Нам нужен клип, социальная

реклама, законченный отрывок не дольше 2 минут. Почему такие жесткие

рамки?

Образ

это

«мимолетное

видение»,

по

меткому

выражению

А.С.Пушкина. Для создания полноценного образа в сознании достаточно 1-2

минут.

У

современных

детей

и

подростков

сформировано

всем

медийным

пространством

клиповое

мышление.

Клиповое

мышление

требует

образности,

краткости

и

доходчивости.

И

в

конечном

итоге

на

ребенка

рекламный ролик окажет большее воздействие, чем фильм. Например, взять

такую группу детей, как дети с гиперактивностью. В 2002 году таких на класс

в среднем было 2-3. В 2016 году их было уже 10-12 из 30. И вряд ли эта

пропорция

будет

уменьшаться

в

дальнейшем..

Наш

ребенок

с

СДВГ,

гиперактивностью смотреть фильм будет, но увидит он ЦВЕТ и ДЕЙСТВИЕ,

а не то, что хотим мы. А уж какие выводы он сделал, не узнает никто, потому

что

он

уже

убежал

ему

никогда

говорить

словами,

он

выразит

свои

ощущения и предпочтения потом. Но их уже не исправишь…

Подводя итог, можно сказать, что кино продолжает оставаться самым

мощным

и

действенным

инструментом

формирования

идентичности

любой, подчеркну – и личностной, и семейной, и профессиональной, и даже

медийной.

Формирование

национальной

идентичности

во

времена

СССР

происходило во многом благодаря кинофильмам. Хотелось бы, чтобы и для

формирования

позитивной

российской

национальной

идентичности

были

сняты фильмы – и не один! Разные, в «коротком метре», в виде социальной

рекламы,

в

каких-то

новых

формах.

Но

чтобы

любой

педагог

мог

с

уверенностью его брать в качестве рабочего материала на любом занятии в

любой аудитории не опасаясь навредить чистоте души ребенка. Жизнь успеет

научить плохому. А вот кто научит хорошему?



В раздел образования