Напоминание

"Использование приемов мнемотехники в работе с детьми младшего дошкольного возраста"


Автор: Никкель Клавдия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: п.Хандыга Томпонского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Республика Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Колокольчик»

п.Хандыга Томпонского района РС (Я)

"Использование приемов мнемотехники в работе

с детьми младшего дошкольного возраста"

Никкель К.В.,

воспитатель 1 младшей группы

п.Хандыга, 2017

Сегодня я попытаюсь

р а с к р ы т ь

п о н я т и я

« М н е м о т е х н и к а »

и

«Мнемотаблица»,

п о з н а ко м и т ь

в а с

с

э т а п а м и

р а б о т ы

и

п о ка зат ь

р а з л и ч н ы е

варианты

использования

мнемотаблиц.

Дело в том, что в основном у детей развита зрительно-образная

память, чаще запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что

какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если он будет

пытаться

выучить

и

запомнить

то,

что

не

подкреплено

наглядной

картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Редко

когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти

такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Понятие мнемотехники п р о и з о ш л о

о т

и м е н и

г р е ч е с к о й

богини Мнемозины, богини памяти, рассуждений и всех названий.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, основана на

визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее

воспроизведения

с

помощью

изображений

и

обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение информации.

Мнемотехника

призвана

облегчить

запоминание

и

увеличить

объем

памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ

1.

Мнемотехника

помогает

упростить

процесс

запоминания,

путем

зрительно-образной памяти.

2.

Ребёнок

с

опорой

на

образы

памяти

устанавливает

причинно-

следственные связи, делает выводы, развивая тем самым ассоциативное

мышление и воображение, повышается внимательность.

3. Использование грамотно в работе приемами мнемотехники, приводят к

обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Начинать

знакомить

в

раннем

и

в

первой

младшей

группе

с

мнемоквадратами

понятные

изображения,

которое

обозначает

одно

слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Картинка «Снежинка» - имеет свое название, характеристику (холодная,

легкая, воздушная, красивая), составить словосочетания (зима холодная,

пушистый снег) Это ассоциации к картинке. Ассоциации могут быть в

группе

(маркировка

на

кроватях,

полотенец,

кабинок,

для

уголков

творчества).

По мере усвоения мнемоквадратов, воспитатель усложняет занятия,

демонстрируя

мнемодорожки-

это

квадрат

из

четырех

картинок,

по

которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложениях.

Например: это может быть алгоритм действий в туалетной комнате, в

одевании одежды после сна, прогулки, у более старших детей сервировка

стола, посадка цветов и т.д.

И

наконец,

самая

сложная

структура

–это

мнемотаблицы.

Они

представляют

собой

изображения

основных

звеньев,

в

том

числе

схематические.

По

которым

можно

запомнить

и

воспроизвести

целый

рассказ или даже стихотворение.

Я составляю мнемотаблицы, подбираю картинки соответствующие

возрасту, понятные детям. На тему: «Мой дом», «Расскажи о своей семье»,

«Времена

года».

Мнемотаблицы

пальчиковых

игр,

подвижных

игр,

песенок, потешек, чистоговорок, физминуток.

Первоначально

таблицы

составляет

воспитатель,

могут

помогать

родители,

потом

в

старших

группах,

к

процессу

можно

подключить

ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие

памяти,

но

и

фантазию, визуализацию

образов

ребенком.

Основные

приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом

мышлении, наблюдательности.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии

основных

психических

процессов

– памяти,

внимания,

образного

мышления,

а

так

же

сокращает

время

обучения

связной

речи

детей

дошкольного

возраста.

Мнемотехника

помогает

сделать

процесс

запоминания более простым, интересным, творческим.

Приложение к докладу Никкель К.В.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворения

Стихотворение "Осень"

Стихотворение "Мяч"

Мнемотаблица для физминутки "Репка"

Мнемотаблица для пальчиковой гимнастики "Солим капусту"

Мнемотаблица для заучивания песни "Маленькая птичка"

Мнемотаблица для составления рассказа "Моя семья"

Мнемотаблица для составления рассказа "Мой дом"

Мнемотаблица для составления рассказа "Времена года"

Мнемотаблица "Одеваемся"

Мнемотаблица "Опиши предмет"



В раздел образования