Напоминание

"Эстетическое воспитание детей в процессе игр и драматизаций" в младшей группе.


Автор: Теплухина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п. Тикси Булунского района РС (Я)
Наименование материала: "Эстетическое воспитание детей в процессе игр и драматизаций" в младшей группе.
Тема: "Эстетическое воспитание детей в процессе игр и драматизаций" в младшей группе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Эстетическое воспитание детей в процессе игр и драматизаций» в младшей группе.

Вопрос о значении эстетического воспитания детей в процессе игр драматизаций до сих пор не

решён. Существуют разные точки зрения

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх- драматизациях.

В играх – драматизаций содержание роли, игровые действия обусловлены сюжетом и

содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.д., а также имеются

элементы творчества.

Своеобразие игр- драматизаций заключается в том, что сюжету сказки или рассказа

детиисполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр- драматизаций являются сказки. В сказке образы героев привлекают детей

динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и

дошкольники охотно воспроизводят их. Легко обыгрывают любимые сказки «Репка», «Колобок» и

т. д.

В играх- драматизациях используются стихотворения с диалогами, благодаря которым создается

возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр – драматизаций дети лучше усваивают содержание произведения, логику и

последовательность событий.

Объединённые общими переживаниями, они учатся подчинять свои желания интересам

коллектива.

Для развития игр – драматизаций необходимо развитие интереса к ним у детей, знание ими

содержание текста произведения, наличие атрибутов к произведению.

Костюм в игре дополняет образ, но не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм,

можно использовать его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного

персонажа, (гребешок петушка, хвост лисы, уши зайца т. д.

К изготовлению костюмов следует привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения,

имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям не трудно усвоить и превратить в игру-

драматизацию. С дошкольниками не следует специально разучивать сказку.

В игре – драматизации не надо показывать ребенку приемы игры, игра для ребенка должна быть

именно игрой.

В игре драматизации могут участвовать только несколько детей, и воспитатель должен сделать

так, чтобы все дети поочередно были участниками игры.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают желание детей используют считалку,

чтобы другие дети не утомлялись от ожидания, можно организовать несколько одновременно

играющих групп, чередовать роли зрителей и исполнителей.

У детей 6-7 лет игры- драматизации часто становятся спектаклем. В этих играх можно видеть, как

указывал Теплов Б.М., переход от игры к драматическому искусству разумеется в зачаточной

форме. (Теплов Б.М. «Психологические вопросы худ. воспитания» М.;1947г.)

Дети разного возраста по-разному играют тот или иной персонаж.

Дети младшей группы развивать и обыгрывать сюжет еще не могут.

Важно научить детей младшей группы раскрыть особенностиспособов игровых действий по

образцу.

Необходимо на занятиях и в повседневной жизни разыгрывать:

1.

Сценки из детского быта, например, с куклой или медвежонком, которые обретали образы

живых людей.

2.

Игры на тему литературных произведений: (игрушки А. Барто, потешка «Огуречик,

огуречик») и т. д.

Игры на тему, которые носят характер упражнений: двум детям предлагается выбрать себе

по игрушке, всем вместе придумать небольшой рассказ.

Далее:

3.Чтение и рассказывание детям произведений худ литературы: «Курочка ряба», «Мой

мишка» З. Александровой, «Маша обедает» С. Капутикян и др.

4. Беседы с детьми о поступках героев;

А). Показ взрослого;

Б). Упражнение с одним ребенком;

В). Упражнение с целой группой.

Воспитатель является самым активным участником игры. Он показывает какими разнообразными

могут быть интонация. мимика, жесты, походка, поза, движения.

В конце года дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа.

В средней группе следует продолжают учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать

чувство партнерства. Методы и приемы те же, что и в младшей группе, но с постепенным

усложнением.

1.

Действие разыгрывают 2-4 ребенка.

2.

Дети учатся подключать к движениям слова, следя за своей интонацией.

Такое сочетание сложное для ребенка средней группы, поэтому необходимо вводить

различные упражнения:

- Вести рассказ от первого лица сопровождая слова движениями;

- представить себя кем – ни будь и рассказать, например, о себе, например, «Я маленький

зайчик, прыг- прыг (прыгает), у меня длинные ушки(показывает), короткий хвостик я люблю грызть

морковку (имитация движений), я всех боюсь. Ой страшно! (обхватывает себя руками, дрожит) и

т.д.»

С группой наиболее активных детей можно драматизировать сказки, используя настольный театр,

например, «Колобок». Привлекая к играм малоактивных можно драматизировать произведения, в

которых было небольшое количество действий.

В старшей группе следует учить детей самостоятельно находить способы образной

выразительности, продолжать развивать чувство партнерства. Необходимы экскурсии, прогулки с

целью наблюдения окружающей жизни. Для развитья воображения можно предложить задания.

Например, «Представьте себе море, мы на пляже, мы все лежим на теплом песке. У нас хорошее

настроение, поболтаем ногами и опустили их, руками раздвинули теплый песок, повернулись на

спину, сели, дотянулись руками до носков, быстро встали, побежали к морю, поплыли и т.д.

Или «Пройдись, как старая бабушка» «Как царевна».

Можно использовать мимические этюды или предложить изобразить несколько героев сразу,

например, щенка или кошку, воробья и бабочку.

Интересны также упражнения с воображаемыми предметами «Представь себе мяч, возьми его.

Надо учить детей придумывать загадки такого типа: показать своего героя в движении, сначала

без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был.

В отличии от взрослых дети способны во всех деталях обдумывать предстоящую игру,они

намечают лишь общий план действий. Задача воспитателя – развивать творческие способности

ребенка, целенаправленное воображение побуждать его идти от мысли к действию.

В начале педагог читает детям сказку, затем проводит беседу с обсуждением образа героев, дети

рассказывают её по ролям, находя нужные интонации. Педагог проводит индивидуальную работу

над закреплением навыков, выразительного чтения и рассказывания в сочетании с движением.

Для развития чувства партнёрства предложить детям разыграть небольшие эпизоды с двумя

персонажами. Дети сами выбирают костюмы для героев, помогают готовить декораций.

Привлекаются родители к изготовлению костюмов и декораций.

Литература

Игры, постановки

Сроки выполнения

Т.И. Петрова, Е.Л.

Сергеева.

Подготовка и проведение

театрализованных игр в

д/с.

И. Лопухина «Игры с

движением в д/с»

Т.Н. Лапатникова

«Праздник начинается»

Знакомство с театром

Сентябрь 2016г.

Т.И. Петрова, Е.Л.

Сергеева.

Игра викторина по стихам

А. Барто.

«Хоровод»

Октябрь 2016г.

Т.И. Петрова, Е.Л.

Сергеева.

Обыгрывание песенки

«Огуречик, огуречик»

Мини сценка «Кисонька

Мурысынька»

Пальчиковая гимнастика

«В гости к пальчику

большому»

Ноябрь 2016г.

И. Лопухина «Игры с

движением в д/с»

Показ сказки «Жил был

цыплёнок».

Декабрь 2016г.

Пальчиковая игра «В гости

к пальчику большому».

Стр. 27

Т.И. Петрова, Е.Л.

Сергеева.

Играем сказку «Репка»

Разыгрывание

стихотворного текста

Белка стр. 18

Январь 2017г.

Т.И. Петрова, Е.Л.

Сергеева 19ст.

Инсценировка сказки

«Колобок»

Игра на имитацию

движений с

проговариванием

«Представьте себе» стр.

Февраль 2017г.

Т.И. Петрова, Е.Л.

Сергеева стр.22

Постановка сказки

«Курочка ряба»

Проговаривание

чистоговорки: «Зайки

холодно зимой»

Март.2017г.

Т.И. Петрова, Е.Л.

Сергеева стр.26

Инсценировка сказки

«Зайкины слезы»

Разыгрывание мини

сценки «Ёжик и лиса» стр.

26.

Апрель 2017г.

Хрестоматия для детей 2-3

лет

Показ сказки «Теремок»

Обыгрывание песенки

«Два веселых гуся»

Май 2017г.

1.

Целевые экскурсии в природу.

2.

Экскурсии на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет.

3.

Наблюдения за работой дворника, младшего воспитателя медсестры, повара.

4.

Настольно – печатные игры, строительные игры, сюжетно – ролевые игры, игры

– инсценировки, игры – этюды, игры драматизации.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.

Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение

стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из

окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в

образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его

Результаты театрализованной деятельности:дети выразительны, подражают

героям сказки; принимает участие в игре; эмоциональны, активны; раскрепощены;

отзывчивы на содержание прочитанного (радуются хорошей концовке сказки).



В раздел образования