Напоминание

Работа над текстом "Весна пришла"


Автор: Борминцева Наталья Михайловна
Должность: учитель- дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Супоневская школа - интернат"
Населённый пункт: г. Брянска
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: Работа над текстом "Весна пришла"
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ «Супоневская школа – интернат»

Конспект занятия по развитию слухового

восприятия и формированию устной

речи

4 класс. (2 вид)

Учитель-дефектолог:

Борминцева Н.М.

Тема: Работа над текстом « Весна пришла».

Цели.

1 .Продолжать формировать прочную слухозрительную основу восприятия

обращенной речи.

2.Вырабатывать умения различать на слух слова, словосочетания,

предложения из текста.

3. Учить максимально реализовывать свои произносительные

возможности.

4. Активизировать словарную работу при работе над текстом.

5.Закреплять языковые навыки, знания, усвоенные на уроках грамматики,

развития речи, чтения.

6.Воспитывать навыки слухового контроля.

Оборудование.

Карточка с текстом «Весна пришла», разрезной текст, карточка со схемами

предложений, карточки с фонетической обработкой труднопроизносимых

слов, картинка «пень».

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Составление текста из предложений.

3. Отработка произношения трудных слов элементами фонетической

ритмики. Восприятие на слух слов, словосочетаний из текста.

4.Выполнение грамматических заданий по тексту.

5.Восприятие речевого материала « на голое ухо».

6.Итог занятия.

l.Opг. момент.

[Я рада тебя видеть] Я тоже рада видеть Вас.

[Поздоровайся!] Здравствуйте!

Здравствуйте!

[ Как можно поздороваться Добрый день!

по - другому?]

[ Какие слова приветствия Доброе утро!

ты еще знаешь?] Добрый вечер! Привет!

[Как ты думаешь, кому Слово «привет» можно

можно говорить слово «привет»?] говорить подругам,

одноклассникам, детям.

[ Как работают аппараты?] Аппараты работают

хорошо ( плохо).

[Ты слышишь хорошо или плохо? ] Я слышу хорошо (плохо).

[Что ты приготовила к занятию?] Я приготовила к занятию

тетрадь по РСВ, ручку,

дневник.

[ Ты готова слушать и говорить? ] Да, я готова слушать и

говорить.

[ Вспомни, что ты делала на прош-

лом занятии?]

[ Какая была тема прошлого занятия? ] Тема прошлого занятия ...

[Сегодня мы будем продолжать рабо- (Уч-ся слушает и

повторяет.)

тать по теме «Весна».]

[ Как называется текст, который ты Текст называется «Весна

слушала на прошлом занятии?] пришла».

2. Составление текста из предложений.

Вспомни текст! Составь текст по (Уч-ся выбирает предложения из

предложениям разрезного текста и составляет

его, как запомнил).

Я составил(а) текст по порядку.

Проверим.(Учитель читает текст). (Уч-ся проверяет свой текст,

по необходимости исправляет).

[ Ты составил(а) текст без ошибок Я составил(а) текст без ошибок

(с ошибками. У тебя ...ошибки.] ( с ошибками. У меня ...ошибки

3. Отработка произношения

трудных слов с элементами

фонетической ритмики.

Восприятие на слух слов,

словосочетаний, предложений.

Послушай, в тексте есть трудные

слова, словосочетания. Будем

учиться их хорошо говорить.

[ Наконец наступила долгожданная

весна.]

[ Наступила. Скажи по -другому! ] Пришла.

Ец-ец-ец-ец. Наконец. (Уч-ся воспринимает на слух и

[ Долгожданная ] повторяет с элементами ФР)

Жда-жда-жда-жданная

[Долгожданная]

[Долгожданная весна] Очень долго ждали весну

Как ты понимаешь это словосочетание?

[ Застучала капель]

Сту-сту- сту - стучала

[ Застучала]

[Застучала звонкая капель] закапала звонкая капель

- Скажи по-другому

[ Потемнел и осел снег]

[Потемнел.] Как это?

[Осел. ] По-другому

[ Посинел на реке лёд.] По- другому – Лёд стал синим, тонким.

-Можно ходить по такому льду? Нет, нельзя.

[ Около пней появились первые проталины.]

[ Около.] Скажи по- другому. Рядом, возле.

[Около стволов деревьев]

Ство - ство - ство - стволов

Стволов деревьев.

[Кое -где .] По- другому не везде, в некоторых местах.

[Робкие стрелы зелёной травы.]

[Робкие стрелы.] По – другому несмелые, боязливые.

[ Надуются почки.] Как сказать по- другому? Почки станут большими.

[ Прилетят из тёплых краев грачи.]

[Из тёплых краёв.] Замени другим словом! С юга.

4. Выполнение грамматических заданий.

Придумай сама предложение со словом грачи.

[ Снег ] подбери к этому слову однокоренные

слова.

[Лёд] Придумай к этому слову однокоренные

слова.

Попробуй найти в тексте предложения по схеме:

Что сделала? Где? Какая? Что? Застучала за окошком

Что сделал? Что сделал? Что? звонкая капель.

Посинел и осел лёд.

Глагол «наступила» поставь Наступить.

в неопределённую форму.

Послушай и назови прилагательные.

[ А около стволов деревьев, кое – где

из под снега появляются робкие стрелы

зелёной травы. ]

Что говорится о солнце в тексте. Прочитай.

На пригорках и около пней появились

первые проталины.

О чём говориться в этом предложении?

Какое это предложение по цели Повествовательное.

высказывания?

Прочитай рассказ, соблюдая ударение,

нормы орфоэпии, паузы. ( Уч-ся читает текст.)

5. Восприятие речевого материала

на «голое ухо».

Сними аппараты Я снял(а) аппараты.

Слушай слова!

(Учитель дефектолог на каждое ухо,

у ушной раковины поочерёдно предъявляет слова) .

Застучала. ( Уч-ся слушает слова и

Посинел. повторяет их,

Появляются. как слышит.)

Потемнел.

Надуются.

Прилетят.

Поплывут.

Надень аппараты! Я надел(а) аппараты.

6. Итог занятия.

Что ты делал(а) сегодня на Сегодня на занятии я…

занятии?

Ты работала на занятии активно.

Молодец!

На следующем занятии ты будешь На следующем занятии я буду...

продолжать работать над текстом и

пересказывать его.

Сегодня тебе... Я получила сегодня...

Ты согласна с оценкой? Да, согласна.

Можно я пойду

в класс.

[Попрощайся! ] До свиданья!

Примечание: Слова, фразы, предложения указанные в скобках, предъявляются за

экраном, т.е. только на слух.



В раздел образования