Напоминание

"Использование цветового игротренинга в логопедической работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи"


Автор: Емелина Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 151" г. Саратова
Населённый пункт: город Саратов Саратовская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Использование цветового игротренинга в логопедической работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование цветового игротренинга в

логопедической работе с дошкольниками, имеющими

нарушения речи

Прежде всего, речь – это инструмент развития высших

отделов психики растущего человека. Богатство речи –

это

один

из

показателей

уровня

развития

умственных

способностей

ребенка.

Речь

средство

общения,

самовыражения.

Педагоги,

психологи

доказали,

что

именно

речевая

активность,

ее

объем

и

характер

становятся

главными

показателями

успешности

дошкольников

в

учебно-познавательной,

игровой,

коммуникативной, трудовой и других видах деятельности.

Поэтому цель моей работы – своевременно развить речь

у детей.

Успешность дошкольника – это его

полноценное речевое развитие

Но логопед должен помнить, что

дошкольники в связи со своей

гиперактивностью зачастую непоседливы и им

тяжело усидеть на одном месте, поэтому

необходимо заинтересовать и дать ту

позитивную установку, которая появится у

дошкольника, приходя на логопедические

занятия.

Логопедическая работа всегда должна совершенствоваться и улучшаться, внося

новизну и эффективность в те методики с которыми мы работаем. В основном все

привыкли пользоваться старыми и

проверенными способами.

В с е

ч а щ е

л о г о п е д ы

и с п о л ь з у ю т

нетрадиционные технологии:

фитотерапию;

ароматерапию;

точечный массаж.

В настоящее время остро встает вопрос о поисках новых

форм организации коррекционной деятельности,

повышения эффективности логопедической работы.

Н. М. Погосова предлагает еще одно, на наш взгляд,

необыкновенно интересное средство коррекции речи

цветовой игротренинг.

Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все,

что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету.

Знакомство с цветом помогает детям

полнее и тоньше воспринимать

предметы и явления окружающего

мира, развивает наблюдательность,

мышление, речь.

Мною

проводились

занятия

по

цветовому

игротренингу с детьми, страдающими фонетико-

фонематическим и общим недоразвитием речи.

Эти

занятия

раскрывают

широкий

спектр

воздействия

на

ребенка,

объединяя

в

себе

психологию,

изодеятельность

и

логопедию,

решая

специфические

речевые

и

неречевые

задачи.

На индивидуальных

логопедических занятиях цвет

используется в период

автоматизации, что превращает

занятие в увлекательный и

творческий процесс. Дети берут

в руки предметы и игрушки

определенного цвета, выполняют

с ними разнообразные действия,

моделируют ситуации. Все

действия обговариваются.

Нужный звук, таким образом,

повторяется многократно, а дети

получают удовольствие от

процесса работы с цветом.

Использование цвета в период автоматизации

может превратить скучную работу в интересную,

живую и творческую.

Автоматизация звука в цвете возможна лишь

на более продвинутом этапе, когда ребенок уже

легко произносит поставленный звук в словах

(в разных позициях).

Если в названии цвета встречаются два трудных

для произношения звука, то один из звуков

у ребенка должен быть либо сохранным, либо

полностью автоматизированным.

Необходимо отметить два небольших ограничения,

с которыми приходится мириться.

1. Автоматизация звука «Р»: красный, розовый, серый, черный.

2. Автоматизация звука «Рь»: сиреневый, серебряный,

коричневый.

3. Автоматизация звуков «С» и «Сь»: красный, синий, серый.

4. Автоматизация звуков «З» и «Зь»: золотой, зеленый.

5. Автоматизация звука «Ж»: желтый, оранжевый.

6. Автоматизация звука «Л»: белый, золотой, голубой, желтый.

7. Автоматизация звука «Ль»: зеленый, фиолетовый.

8. Автоматизация звука «Ч»: черный, коричневый.

Автоматизация звука

Обогащение и активизация словаря.

Формирование грамматического строя.

Развитие связной речи.

На этапе усвоения и автоматизации поставленного звука

применялись занятия - увлекательные путешествия то в

«Красную страну», то в «Оранжевую». Соблюдался принцип

постепенности и тщательно отбирался дополнительный

материал.

Очень хорошо использование цвета

и для дифференциации звуков.

На

коррекционных

занятия

дети

у ч а тс я

р а с с л а бл я т ь с я ,

ч то

п оз вол я ет

у с т р а н и т ь

беспокойство,

возбу ждение,

с к о в а н н о с т ь ,

восстановить

силы

и

здоровье,

увеличить

запас

энергии, закрепляется автоматизация поставленных

звуков

в

игровых

заданиях

и

пробуждается

дремлющий творческий потенциал.

Таким

образом,

комплексный

интегрированный

подход, гибкое применение здоровьесберегающих,

игровых

технологий

обеспечили

хо р о ш и е

результаты коррекции речи, повышение мотивации

к

л о г о п е д и ч е с к и м

з а н я т и я м ,

п о в ы ш е н и е

эффективности

коррекционного

воздействия

на

детей с речевыми нарушениями.

Спасибо за внимание !!!



В раздел образования