Автор: Емелина Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 151" г. Саратова
Населённый пункт: город Саратов Саратовская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Использование цветового игротренинга в логопедической работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи"
Раздел: дошкольное образование
Использование цветового игротренинга в
логопедической работе с дошкольниками, имеющими
нарушения речи
Прежде всего, речь – это инструмент развития высших
отделов психики растущего человека. Богатство речи –
это
один
из
показателей
уровня
развития
умственных
способностей
ребенка.
Речь
–
средство
общения,
самовыражения.
Педагоги,
психологи
доказали,
что
именно
речевая
активность,
ее
объем
и
характер
становятся
главными
показателями
успешности
дошкольников
в
учебно-познавательной,
игровой,
коммуникативной, трудовой и других видах деятельности.
Поэтому цель моей работы – своевременно развить речь
у детей.
Успешность дошкольника – это его
полноценное речевое развитие
Но логопед должен помнить, что
дошкольники в связи со своей
гиперактивностью зачастую непоседливы и им
тяжело усидеть на одном месте, поэтому
необходимо заинтересовать и дать ту
позитивную установку, которая появится у
дошкольника, приходя на логопедические
занятия.
Логопедическая работа всегда должна совершенствоваться и улучшаться, внося
новизну и эффективность в те методики с которыми мы работаем. В основном все
привыкли пользоваться старыми и
проверенными способами.
В с е
ч а щ е
л о г о п е д ы
и с п о л ь з у ю т
нетрадиционные технологии:
фитотерапию;
ароматерапию;
точечный массаж.
В настоящее время остро встает вопрос о поисках новых
форм организации коррекционной деятельности,
повышения эффективности логопедической работы.
Н. М. Погосова предлагает еще одно, на наш взгляд,
необыкновенно интересное средство коррекции речи
цветовой игротренинг.
Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все,
что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету.
Знакомство с цветом помогает детям
полнее и тоньше воспринимать
предметы и явления окружающего
мира, развивает наблюдательность,
мышление, речь.
Мною
проводились
занятия
по
цветовому
игротренингу с детьми, страдающими фонетико-
фонематическим и общим недоразвитием речи.
Эти
занятия
раскрывают
широкий
спектр
воздействия
на
ребенка,
объединяя
в
себе
психологию,
изодеятельность
и
логопедию,
решая
специфические
речевые
и
неречевые
задачи.
На индивидуальных
логопедических занятиях цвет
используется в период
автоматизации, что превращает
занятие в увлекательный и
творческий процесс. Дети берут
в руки предметы и игрушки
определенного цвета, выполняют
с ними разнообразные действия,
моделируют ситуации. Все
действия обговариваются.
Нужный звук, таким образом,
повторяется многократно, а дети
получают удовольствие от
процесса работы с цветом.
Использование цвета в период автоматизации
может превратить скучную работу в интересную,
живую и творческую.
Автоматизация звука в цвете возможна лишь
на более продвинутом этапе, когда ребенок уже
легко произносит поставленный звук в словах
(в разных позициях).
Если в названии цвета встречаются два трудных
для произношения звука, то один из звуков
у ребенка должен быть либо сохранным, либо
полностью автоматизированным.
Необходимо отметить два небольших ограничения,
с которыми приходится мириться.
1. Автоматизация звука «Р»: красный, розовый, серый, черный.
2. Автоматизация звука «Рь»: сиреневый, серебряный,
коричневый.
3. Автоматизация звуков «С» и «Сь»: красный, синий, серый.
4. Автоматизация звуков «З» и «Зь»: золотой, зеленый.
5. Автоматизация звука «Ж»: желтый, оранжевый.
6. Автоматизация звука «Л»: белый, золотой, голубой, желтый.
7. Автоматизация звука «Ль»: зеленый, фиолетовый.
8. Автоматизация звука «Ч»: черный, коричневый.
Автоматизация звука
Обогащение и активизация словаря.
Формирование грамматического строя.
Развитие связной речи.
На этапе усвоения и автоматизации поставленного звука
применялись занятия - увлекательные путешествия то в
«Красную страну», то в «Оранжевую». Соблюдался принцип
постепенности и тщательно отбирался дополнительный
материал.
Очень хорошо использование цвета
и для дифференциации звуков.
На
коррекционных
занятия
дети
у ч а тс я
р а с с л а бл я т ь с я ,
ч то
п оз вол я ет
у с т р а н и т ь
беспокойство,
возбу ждение,
с к о в а н н о с т ь ,
восстановить
силы
и
здоровье,
увеличить
запас
энергии, закрепляется автоматизация поставленных
звуков
в
игровых
заданиях
и
пробуждается
дремлющий творческий потенциал.
Таким
образом,
комплексный
интегрированный
подход, гибкое применение здоровьесберегающих,
игровых
технологий
обеспечили
хо р о ш и е
результаты коррекции речи, повышение мотивации
к
л о г о п е д и ч е с к и м
з а н я т и я м ,
п о в ы ш е н и е
эффективности
коррекционного
воздействия
на
детей с речевыми нарушениями.
Спасибо за внимание !!!