Автор: Файнштейн Оксана Михайловна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Социально-бытовая ориентировка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Кристаллик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу «Социально-бытовая ориентировка»
(ОО «Социально - коммуникативное развитие»)
Составитель:
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Файнштейн Оксана Михайловна
г. Салехард
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ
№9
«Кристаллик»,
Адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) МБДОУ №9 «Кристаллик».
Программа конкретизирует содержание раздела «Социально-бытовая ориентировка» (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
и даёт распределение периодов ООД по часам с учётом направлений социально-бытовой ориентировки.
Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и разработана с учётом
особенностей их развития.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития воспитанников по социально-бытовой ориентировке.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть Основной образовательной программы ОУ, а так же отражает элементы
ее вариативной части, содействует сохранению единого образовательного пространства.
В программе задачи развития осязания и мелкой моторики не выделены в отдельные разделы, а включаются во все коррекционные
занятия тифлопедагога.
Программа составлена с учётом методических рекомендаций Подколзина Е.Н. «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с
нарушением зрения», Денискина В. З. «Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения».
Цель
Развитие социально-бытовой ориентировки.
Задачи
-Формировать адекватные представления об окружающем мире на основе использования нарушенного зрения.
-Формировать умения осмысливать и отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, свойства, качества.
-Обучать пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений.
-Развиватьзрительно-пространственную адаптацию (т.е. необходимого объема пространственных представлений, уме -
ний
и
навыков,
при
наличии
которых
они
смогут
свободно
самостоятельно
ориентироваться
в
пространстве
и
контактировать с окружающей их средой).
Содержание направленийООД«Социально-бытовая ориентировка» с учётом возрастных этапов развития
Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).
Возраст
Направление
деятельности
Содержание
3-4 года
Предметные
представления
-
Формирование
навыка
выделения
признака
и
свойства
предметов
(формы,
цвета,
величины
и
пространственного положения).
-Развитие способности подбирать и группировать предметы по признакам, назначению.
-Развитие способности устанавливать различия предметов по величине, структуре материала (большой -
маленький, твердый - мягкий).
- Формирование навыка различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки).
-Развитие
способности называть
действия
с
предметами
и
материалами,
различать
и
называть
противоположные действия (одеться - раздеться, стоять - сидеть, расстегнуть - застегнуть).
-Обучение умению различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых
осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит,
хрустит, звенит).
-Знакомство с
помещениями
детского
сада,
их
назначением,
ориентировкой
и
поведением
в
них
в
соответствии с назначением.
-Развитие умения понимать обобщающие слова: посуда, одежда, книги, мебель и др.
Приобщение ребенка
к труду взрослых
-Воспитание
интереса к труду взрослых, привлечение их внимание к работе помощника воспитателя,
повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста.
-Обучение умениювыделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду,
пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки).
- Развитие умения видеть качество труда взрослых (моют чисто, делают старательно, красиво).
-Развитие умения благодарить взрослых за заботу о детях.
Н а б л ю д е н и я
н а
улице
-Развитие умения наблюдать за огнями светофоров, называть их: красный, желтый, зеленый.
-Развитие умения
выделять звуки на улице, ориентироваться на них, подражать этим звукам в процессе
непосредственного наблюдения, восприятия и в играх.
Ребенку о нем самом
- Развитие умения называть свое имя, фамилию.
- Формирование навыка называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза).
-
Развитие
навыка игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали
прически: бантик, косичка).
- Развитие умения
красиво улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в зеркале
и понимать мимику.
- Обучение навыкам общения с окружающими, вызывать на сопереживание и сочувствие к окружающим
людям, животным и растениям.
- Обучение навыкам безопасного движения в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.
-Развитие
сенсорных
способностей
в
процессе
различения
признаков
и
свойств
предметов,
воспринимаемых зрением, слухом, обонянием, осязанием.
4-5 лет
Предметные
представления
- Формирование навыка
обследования основных признаков и свойств с использованием зрения и других
анализаторов.
- Развитие умения понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали предметов
(у стула - ножки, спинка, сиденье; у рубашки - воротник, рукава, застежка).
- Обучение навыкам группирования сходные предметы по форме, назначению и названию (стул, табуретка,
кресло; ботинки, галоши, валенки, туфли).
- Развитие способности сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по
наличию или отсутствию каких-то особенностей у двух близких предметов (у кофты — разрез, пуговицы; у
свитера их нет).
- Развитие способности понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда.
-Совершенствование
умения
устанавливать
связи
между
назначением
предмета
и
его
строением
или
материалом, из которого он сделан (валенки - из шерсти для тепла; сковорода — из металла, ее можно
ставить на огонь; посуда - из глины, она может разбиться... и т.д.).
-Совершенствование умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада (комнаты других
групп, кабинет заведующей, врача, кухня).
- Обучение навыкам правильно ходить по лестнице, опираясь на перила, правильно обходить человека с
правой стороны, уступать дорогу взрослым и др.
Приобщение ребенка
к труду взрослых
-Расширение знаний о труде взрослых в детском саду, своих родителей.
-Воспитание уважения к результатам труда взрослых.
Н а б л ю д е н и я
н а
улице, движение
на
улице
-Обучение умению наблюдать погоду, явления природы по сезонам, знать название сезонных явлений.
- Развитие умения бережно относиться к природе (растениям, животным).
- Развитие умения любоваться красотой природы.
-Обучение умению различать и называть легковые и грузовые машины, автобус, трамвай, поезд.
-Формирование представления о том, что в автобусе, легковом автомобиле, трамвае ездят люди, на грузовой
машине возят грузы (продукты в детский сад, мебель, песок).
-Развитие умения выделять, называть части грузового автомобиля (кабина, кузов для грузов, колеса).
- Развитие умения
наблюдать за движением транспорта, различать транспортные средства с опорой на
зрение и сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильно-двигательные ощущения).
-Формирование умения определять на слух, далеко ли едет автобус, как звучит закрывающаяся дверь
автобуса, как звучит подъезжающий автобус.
- Развитие умения
понимать назначение цветовых сигналов светофора: на красный идти, ехать нельзя;
желтый говорит: не спеши, приготовься, - а зеленый цвет разрешает идти, ехать.
Ребенку о нем самом
- Развитие способности называть части тела, знать, для чего они человеку нужны.
-Упражнение в действиях с предметным миром, раскрывая функциональные возможности организма: зубы
надо беречь, мыть, чистить, они нужны, чтобы жевать пищу; лицо должно быть чистым, тогда оно приятно
и красиво; волосы надо причесать, тогда они смотрятся красиво, их надо подстригать, заплетать в косичку,
завязывать бант, использовать заколку.
- Формирование навыка наблюдения за своим внешним видом, используя зеркало.
- Развитие умения называть пальцы на руке.
- Развитие умения просить помощь у других и не забывать благодарить за помощь.
-Совершенствование
умения
называть свои имя, фамилию, возраст, имя и отчество родителей, имена
других членов семьи.
5-6 лет
Предметные
представления
-Развивать умение называть окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества (форма, цвет,
вкус, запах).
- Развитие умения делать обобщения (одежда, обувь, мебель, игрушки и т.д.).
-Развитие умения дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).
-Ознакомление с материалами, орудиями, инструментами, электроприборами необходимыми для работы
взрослых (электромясорубка, картофелечистка, стиральная машина, пылесос и др.).
-Формирование
навыка
пользования
предметами
быта;
дать
понятие
об
осторожном,
безопасном
использовании бытовых приборов.
Приобщение ребенка
к труду взрослых
- Развитие способности наблюдать труд повара, прачки, продавца (правильно называть эти профессии), их
основные трудовые обязанности (повар варит суп, жарит котлеты, печет пирожки; прачка стирает и гладит
белье).
- Совершенствование
умения
вычленять отдельные действия и их последовательность в трудовых
процессах.
- Формирование представленияоб общественных учреждениях (детский сад, кинотеатр, почта, магазин,
школа и др.).
- Развитие умения
поведения в общественных местах, быть культурными, бережно относиться к труду
взрослых.
Н а б л ю д е н и я
и
поведение на улице
- Развитие умения называть свой город, название улицы, на которой расположен детский сад, домашний
адрес.
- Формирование навыкаориентировки в ближайшем окружении с использованием зрения и сохранных
анализаторов (слуха, обоняния, осязания).
- Развитие умения группировать транспортные средства по назначению.
- Формирование
навыка различения проезжей части дороги, тротуара; понимания значения красного,
желтого и зеленого сигналов светофора, их роль для движения машин и пешеходов.
Ребенку о нем самом
- Развитие умения называть свои имя, отчество, фамилию.
- Развитие умения составлять свой словесный портрет: лицо, волосы, глаза, рост, мимика.
- Обучение пониманию мимики, жестов.
- Развитие умения оценивать эмоциональное состояние человека (радость, горе, страх, стыд, злость).
- Развитие навыков мимических и жестовых форм общения.
- Формирование навыка правильной осанки во время ходьбы, за столом и т.д.
-Развитие навыков правил поведения, ухода за телом.Следить за чистотой тела, аккуратностью прически,
чистотой одежды и обуви.
-Развитие интереса к здоровому и красивому образу жизни.
-Развитие культурных навыков общения с детьми и взрослыми.
-Формирование представления о возможностях их зрения.
-Развитие умения пользоваться зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями.
-Ознакомление с понятием о замене зрительной информации слуховой при ориентировке в большом
пространстве.
6-7 лет
Предметные
представления
-Совершенствование навыка обследования предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения,
слуха, обоняния, вкуса, осязания).
-Формирование
навыка описывания основных признаков предмета, знать его назначение, правила
использования, хранения.
-Совершенствовать
умение
правильно
называть
существенные
признаки
и
особенности
окружающих
предметов; понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы.
-Обогащение знаний о предметах, их существенных признаках, группировать, обобщать по этим признакам
предметы (продукты, мебель, инструменты), понимать значение обобщающих слов.
-Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
-Формирование навыка правильного поведения в природе: не загрязнять мест отдыха, не ломать деревьев
и кустов, не рвать растения, бережно относиться к животным.
- Знакомство с предметами быта, техники и умение ими пользоваться.
- Формирование представления о правилах безопасного использования бытовой техникой.
Приобщение ребенка
к труду взрослых
-Формирование
представления
о
содержании
труда,
названиях
профессий,
цели
работы,
материалах,
оборудовании, орудиях труда и инструментах, трудовых действиях и их последовательности, результатах
труда и его значении.
-Формирование представление о некоторых видах труда: рабочие трудятся в шахтах, на заводах, фабриках;
добывают уголь; создают машины, мебель, продукты питания, шьют одежду.
-Совершенствование знаний о труде людей по управлению транспортом, трудовых действиях работников
транспорта,
их
обязанностях
(управляет
транспортом,
обслуживает
пассажиров
в
пути,
ремонтирует,
проверяет машины перед рейсом, обеспечивает безопасность движения).
-Формирование представления о некоторых учреждениях культурно-бытового обслуживания населения
(ателье, магазин, почта, больница, библиотека), об их назначении.
Н а б л ю д е н и я
н а
улице. Ознакомления
с
я в л е н и я м и
общественной жизни
- Формирование
навыковгруппирования,
сравнивания
разных
видов
транспорта
(наземный,
водный,
воздушный) по назначению (пассажирский, грузовой, специальный).
-Развитие ориентировки на улице с использованием сохранных анализаторов и зрения.
-Воспитание уважительного отношения к Государственному гербу, флагу, гимну России.
-Ознакомление с русскими народными песнями, сказками, пословицами.
-Ознакомление с особенностями местных природных условий жизни.
-Воспитание любви к чтению, бережному отношению к книге.
Ребенку о нем самом
и окружающих
людях
-Формирование
представления
о
человеческом
облике:
мимика,
жесты,
походка,
осанка,
голос,
речь,
проявление эмоций.
-Обучение
формам общения вербального и невербального характера. Понимание положительных и
отрицательных
сторон
в
поведении
окружающих
людей
(доброжелательность,
заботливость,
внимательность, дисциплинированность и другие проявления).
-Обучение
умению
правильно
пользоваться
неполноценным
зрением
там,
где
оно
дает
точную
информацию,
или
же
использовать
сохранные
анализаторы,
когда
зрение
не
позволяет
свободно
ориентироваться.
Целевые ориентиры
В соответствии с ФГОС ДОПрограмма предусматривает определение результатов освоения образовательного материала в виде
целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные возраст ные характеристики возможных достижений
ребёнка.
Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности.
Целевые ориентиры, представленные в рабочей программе:
не подлежат непосредственной оценке;
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Критерии
уровней
освоения
дошкольником
рабочей
программы
носят
условный
характер
и
могут
быть
использованы
как
профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной
связи от собственных педагогических действий и планирования
дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.
Возрастная группа
Целевые ориентиры
2 младшая группа
Выделяет, группирует предметы по цвету, форме, величине и пространственном расположении. Различает, называет
качества, свойства предметов и материалов воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус
(сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит). Называет
свое имя, фамилию, имена родителей.
Пользуется предметами быта в групповой комнате. Имеет представление о своих сенсорных возможностях. Называет и
показывает слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза). Называет игрушку (куклу, мишку, зайчика)
ласково. Благодарит за помощь (угощение). Безопасно двигается в пространстве с опорой на зрение и сохранные
анализаторы. Имеет представление
о труде взрослых ближайшего окружения. Владеет элементарными навыками
социального поведения.
Средняя группа
Различает и называет существенные детали предметов (у стула - ножки, спинка, сиденье; у рубашки - воротник, рукава,
застежка).Группирует сходные предметы по форме, назначению и названию (стул, табуретка, кресло; ботинки, галоши,
валенки, туфли). Обобщает слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда. Устанавливает связи между назначением
предмета и его строением или материалом, из которого он сделан. Ориентируется в помещении и на участке детского
сада. Правильно ходить по лестнице, опираясь на перила, уступает дорогу взрослым и др. Различает и называет
легковые и грузовые машины, автобус, трамвай, поезд и т.д. Выделяет, называет части грузового автомобиля (кабина,
кузов для грузов, колеса). Определяет на слух, далеко ли едет автобус, как звучит закрывающаяся дверь автобуса, как
звучит подъезжающий транспорт. Знает очередность включения цветов, и понимать назначение цветовых сигналов
светофора. Просит помощь у других и благодарит за помощь. Называет свои имя, фамилию, возраст, домашний адрес,
имя и отчество родителей, имена других членов семьи, называет близких взрослых по имени и отчеству.
Старшая группа
Называет окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах). Делает обобщения
(одежда, обувь, мебель, игрушки и т.д.). Дифференцирует предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая,
кухонная).
Знает
труд
повара,
прачки,
продавца
(правильно
называть
эти
профессии),
их
основные
трудовые
обязанности (повар варит суп, жарит котлеты, печет пирожки; прачка стирает и гладит белье). Имеет представление о
том, что наша страна очень большая. Самый большой и главный город – Москва. Знает домашний адрес. Умеет
правильно вести себя на улице. Знает о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий
(шофер, машинист, летчик, капитан). Называет разные виды грузового и пассажирского транспорта, строение грузовой
машины. Различает проезжую часть дороги, тротуар; понимает значение красного, желтого и зеленого сигналов
светофора. Знает свои имя, отчество, фамилию. Умеет составлять свой словесный портрет. Оценивает эмоциональное
состояние человека (радость, горе, страх, стыд, злость и т.д.). Знает правила поведения, ухода за телом.
Подготовительная
группа
Обследует
предметы
с
использованием
всех
сенсорных
функций
(зрения,
слуха,
обоняния,
вкуса,
осязания).
Группирует, обобщает по признакам предметы (продукты, мебель, инструменты). Умеет правильно вести себя в
природе. Знает правила безопасного использования бытовой техники. Имеет представление о некоторых видах труда.
Имеет представления об учреждениях (ателье, магазин, почта, больница, библиотека). Группирует, сравнивает виды
транспорта
(наземный,
водный,
воздушный)
по
назначению
(пассажирский,
грузовой,
специальный).
Имеет
представления о специальном транспорте (пожарная, снегоочистительная, поливная). Р азвита ориентировка на улице с
использованием
сохранных
анализаторов
и
зрения. Знает
русские
народные
песни,
сказки,
пословицы.
Развито
уважение к Государственному гербу, флагу, гимну России. Сформировано представление о человеческом облике:
мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций.Умеет общаться (доброжелательность, заботливость,
внимательность, дисциплинированность).
Уровень освоения воспитанниками раздела «Социально-бытовая ориентировка» определяется по критериям.
Указанные в таблицах
критерии
лежат
в
основе
разграничения
возможностей
воспитанников
и
являются
условными
ориентирами
при
построении
образовательного процесса.
Уровни
Критерии 2 младшая группа (3-4 года)
Высокий уровень
Называет
свое
имя,
фамилию,
имена
своих
родителей.
Понимает
и
обозначает
в
речи
назначение
предметов
повседневного
пользования.
Имеет
представление
о
труде
взрослых
ближайшего
окружения.
Ориентируется
в
окружающем мире. Понимает и обозначает в речи свои сенсорные возможности. Владеет элементарными навыками со-
циального поведения.
Средний уровень
Называет свое имя, фамилию, имена своих родителей с помощью педагога. Понимает и обозначает в речи назначение
предметов
повседневного
пользования
с
помощью
педагога.
Имеет
представление
о
труде
взрослых
ближайшего
окружения. Испытывает затруднения при ориентировке в окружающем мире. Понимает и обозначает в речи свои сен -
сорные возможности при помощи педагога. Владеет элементарными навыками социального поведения при помощи
педагога.
Низкий уровень
Называет свое имя, не знает фамилии, имен своих родителей. Не понимает и не обозначает в речи назначение предметов
повседневного
пользования
самостоятельно.
Не
имеет
представления
о
труде
взрослых
ближайшего
окружения.
Испытывает затруднения при ориентировке в окружающем мире. Не понимает и не обозначает в речи свои сен сорные
возможности. Не владеет элементарными навыками социального поведения самостоятельно.
Уровни
Критерии средняя группа (4-5лет)
Высокий уровень
Называет свое имя, фамилию, имена своих родителей. Понимает назначение окружающих предметов. Рассказывает о
труде
взрослых
ближайшего
окружения. Объясняет
элементарные
социально-бытовые
ситуации.
Ориентируется
в
окружающем мире. Владеет навыками социального поведения. Осознает и объясняет свои сенсорные возможности.
Средний уровень
Называет свое имя, фамилию, имена своих родителей. Понимает назначение окружающих предметов. Рассказывает о
труде взрослых ближайшего окружения с помощью педагога. Объясняет элементарные социально-бытовые ситуации.
Испытывает затруднения при ориентировке в окружающем мире. Владеет навыками социального поведения при помощи
педагога.Испытывает затруднения при осознании и объяснении своих сенсорных возможностях.
Низкий уровень
Называет свое имя, не знает фамилии и имен своих родителей. Не понимает назначение окружающих предме тов. Не
рассказывает о труде взрослых ближайшего окружения. Не объясняет самостоятельно элементарные социально-бытовые
ситуации. Испытывает затруднения при ориентировкев окружающем мире. Не владеет навыками социального поведения.
Не осознает и не объясняет свои сенсорные возможности.
Уровни
Критерии старшая группа (5-6 лет)
Высокий уровень
Называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей. Называет свой адрес, телефон. Рассказывает о
своей семье. Понимает назначение окружающих предметов. Определяет профессию - на иллюстрациях. Ориентируется в
элементарных
социально-бытовых
ситуациях. Ориентируется
в
окружающем
мире,
называет
времена
года,
классифицирует предметы. Определяет свои сенсорные возможности. Владеет навыками социального поведения.
Средний уровень
Называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей. Называет свой адрес, телефон с помощью
педагога. Рассказывает о своей семье. Понимает назначение окружающих предметов. Определяет профессию - на
иллюстрациях.
Испытывает
затруднения
при
ориентировке
в
элементарных
социально-бытовых
ситуациях.
Ориентируется в окружающем мире, называет времена года, классифицирует предметы с помощью педагога. Определяет
свои сенсорные возможности. Владеет навыками социального поведения.
Низкий уровень
Не называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей, домашний адрес, телефон. Не рассказывает
о
своей
семье.
Не
понимает
назначение
окружающих
предметов.
Н е
определяет
профессию
-
на
иллюстрациях.Испытывает
затруднения
при
ориентировке в
элементарных
социально-бытовых
ситуациях.
Не
ориентируется в окружающем мире, не называет времена года, не классифицирует предметы . Не определяет свои
сенсорные возможности самостоятельно. Не владеет, навыками социального поведения, нуждается в помощи педагога.
Уровни
Критерии подготовительная группа (6-7 лет)
Высокий уровень
Называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей, домашний адрес, телефон. Рассказывает о
своем друге. Понимает и отражает в речи назначение окружающих предметов. Определяет профессии, рассказывает о
профессиональном
труде
(по
иллюстрациям). Ориентируется
в
элементарных
социально-бытовых
ситуациях.
Ориентируется в окружающем мире, находит основные признаки времен года, классифицирует предметы . Определяет
свои сенсорные возможности. Владеет навыками социального поведения.
Средний уровень
Называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей, домашний адрес, телефон с помощью
педагога. Рассказывает о своем друге. Понимает и отражает в речи назначение окружающих предме тов.Испытывает
затруднения
при
определении профессии,
и
рассказывании
о
профессиональном
труде
(по
иллюстрациям).
Ориентируется
в
элементарных
социально-бытовых
ситуациях
с
помощью
педагога.
Испытывает затруднения при
ориентировке в окружающем мире, нахождении основных признаков времен года, классификации предметов. Определяет
свои сенсорные возможности с помощью педагога. Владеет навыками социального поведения.
Низкий уровень
Не
называет
свое
имя,
отчество,
фамилию,
имена
и
отчества
своих
родителей,
домашний
адрес,
телефон.
Не
рассказывает о своем друге. Не понимает и не отражает в речи назначение окружающих предме тов. Не определяет
профессии, не рассказывает о профессиональном труде (по иллюстрациям).
Испытывает затруднения при ориентировке в
элементарных социально-бытовых ситуациях. Не ориентируется в окружающем мире, не находит основные признаки
времен года, не классифицирует предметы. Не определяет свои сенсорные возможности самостоятельно. Не владеет
навыками социального поведения, нуждается в помощи педагога.
Общее количество часов организованной образовательной деятельности
в ОО «Социально - коммуникативное развитие» ООД «Социально-бытовая ориентировка»
Название группы
Длительность
одного
периода ООД
Количество периодов
ООД в неделю
Кол-во периодов
ООД в месяц
Кол-во периодов
ООД в год
Группа младшего возраста
(дети от 3 до 4 лет)
*первый год обучения
15
1
4
36
Группа среднего возраста
(дети от 4 до 5 лет)
*второй 2год обучения
20
1
4
36
Группа старшего
дошкольного возраста
(дети от 5 до 6 лет)
* третий год обучения
25
1
4
36
Группа подготовительного
возраста
(дети от 6 до 7 лет)
*Четвёртый год обучения
30
1
4
36
Младшая группа (1год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Предметные представления
15
2
Приобщение ребенка к труду взрослых
5
3
Наблюдения на улице
3
4
Ребенку о нем самом
9
Итого: всего 36
периодов
организованной образовательной деятельности,
из них
4 периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Средняя группа (2 год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Предметные представления
14
2
Приобщение ребенка к труду взрослых
1
3
Наблюдения на улице, движение на улице
13
4
Ребенку о нем самом
4
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Старшая группа (3 год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Предметные представления
15
2
Приобщение ребенка к труду взрослых
4
3
Наблюдения и поведение на улице
4
4
Ребенку о нем самом
9
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Подготовительная группа (4 год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Предметные представления
19
2
Приобщение ребенка к труду взрослых
4
3
Наблюдения на улице. Ознакомления с явлениями общественной жизни
5
4
Ребенку о нем самом и окружающих людях
4
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Учебный план реализации ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»
в младшей группе, средней группе, старшей группе, подготовительной группе для детей с нарушением зрения
Примерный учебно-тематический план
по ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»
в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
Младшая группа (1год обучения)
Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей.
2/30
2
2
3
3
Предметные представления. Формирование навыка выделения признака и свойства
предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения), л/т «Осень».
1/15
4
4
Предметные представления. Формирование навыка выделения признака и свойства
предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения), л/т «Овощи».
1/15
5
5
Предметные
представления.
Развитие
способности подбирать
и
группировать
предметы по признакам, назначению, л/т «Фрукты».
1/15
октябрь
1
6
Предметные
представления.
Развитие
способности устанавливать
различия
предметов
по
величине,
структуре
материала
(большой
-
маленький,
твердый
-
мягкий).л/т «Домашние животные».
1/15
2
7
Предметные
представления.
Развитие
способности устанавливать
различия
предметов
по
величине,
структуре
материала
(большой
-
маленький,
твердый
-
мягкий), л/т «Животные Севера».
1/15
3
8
Предметные
представления.
Развитие
способности устанавливать
различия
предметов
по
величине,
структуре
материала
(большой
-
маленький,
твердый
-
мягкий), л/т «Дикие животные».
1/15
4
9
Предметные представления. Формирование навыка различия между частью и целым
(разрезные картинки). Обучение навыкам
общения с окружающими, вызывать на
сопереживание и сочувствие к животным, л/т «Животные жарких стран».
1/15
ноябрь
1
10
Предметные
представления.
Обучение
умению
различать,
называть
качества,
свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый,
мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит,
звенит), л/т «Россия – мой дом».
1/15
2
11
Ребенку о нем самом. Развитие умения
называть свое имя, фамилию. Формирование
навыка
называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши,
глаза), л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».
1/15
3
12
Предметные
представления
Знакомство с
помещениями
детского
сада,
их
назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением,
л/т
«Мой дом».
1/15
4
13
Предметные
представления.
Ребенку
о
нем
самом.
Развитие
умения
красиво
улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в зеркале и
понимать мимику, л/т «Моя семья».
1/15
декабрь
1
14
Предметные
представления.
Обучение
умению
различать,
называть
качества,
свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый,
мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит,
звенит), л/т «Посуда».
1/15
2
15
Предметные
представления.
Развитие
умения
понимать
обобщающие
слова, л/т
«Продукты питания».
1/15
3
16
Ребенку
о
нем
самом. Развитие сенсорных способностей в процессе различения
признаков
и
свойств
предметов,
воспринимаемых
зрением,
слухом,
обонянием,
осязанием, л /т «Зима».
1/15
4
17
Ребенку о нем самом. Обучение умению различать, называть качества, свойства
предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий,
теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит), л /т
«Новый год».
1/15
январь
2
18
Наблюдения на улице. Развитие умения выделять звуки на улице, ориентироваться на
них, подражать этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия и
в играх, л/т «Народные игры и забавы».
1/15
3
19
Предметные
представления.
Развитие
умения
понимать
обобщающие
слова, л/т
«Мебель».
1/15
4
20
Наблюдения на улице. Развитие умения выделять звуки на улице, ориентироваться на
них, подражать этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия и
в играх, л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/15
февраль
1
21
Наблюдения на улице. Развитие умения выделять звуки на улице, ориентироваться на
них, подражать этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия и
в играх. Развитие умения наблюдать за огнями светофоров, называть их: красный,
желтый, зеленый, л/т «Транспорт».
1/15
2
22
Приобщение
ребенка
к
труду
взрослых.
Воспитание
интереса к труду взрослых,
привлечение их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы,
мамы, детей старшего возраста, л/т «Профессии».
1/15
3
23
Приобщение
ребенка
к
труду
взрослых.
Обучение
умению выделять
основные
1/15
трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет
полотенца;
повар
варит
суп,
жарит
картофель,
котлеты,
печет
пирожки), л/т
«Инструменты».
4
24
Приобщение
ребенка
к
труду
взрослых.
Воспитание
интереса к труду взрослых
шофера, папы,л/т «Наша армия».
1/15
март
1
25
Приобщение ребенка к труду взрослых. Развитие умения видеть качество труда
взрослых (моют чисто, делают старательно, красиво).
Развитие умения благодарить
взрослых за заботу о детях, л/т «Мамин праздник».
1/15
2
26
Предметные представления. Развитие способности называть действия с предметами и
материалами, различать и называть противоположные действия (одеться - раздеться,
стоять - сидеть, расстегнуть - застегнуть), л/т «Одежда».
1/15
3
27
Предметные представления. Развитие способности называть действия с предметами и
материалами, различать и называть противоположные действия (одеться - раздеться,
стоять - сидеть, расстегнуть - застегнуть), л/т «Обувь».
1/15
4
28
Ребенку о нем самом. Развитие умения
красиво улыбаться, говорить ласковые слова,
следить за своим отображением в зеркале и понимать мимику, л/т «Рыбы».
1/15
апрель
1
29
Ребенку о нем самом. Обучение навыкам
общения с окружающими, вызывать на
сопереживание
и
сочувствие
к
окружающим
людям,
животным
и
растениям,
л/т
«Птицы».
1/15
2
30
Приобщение ребенка к труду взрослых. Воспитание интереса к труду взрослых, л/т
«Космос».
1/15
3
31
Ребенку о нем самом. Обучение навыкам безопасного движения в пространстве с
опорой на зрение и сохранные анализаторы, л/т «Электроприборы».
1/15
4
32
Ребенку о нем самом. Обучение навыкам безопасного движения в пространстве с
опорой на зрение и сохранные анализаторы, л/т «Весна».
1/15
май
1
33
Ребенку
о
нем
самом. Развитие сенсорных способностей в процессе различения
признаков
и
свойств
предметов,
воспринимаемых
зрением,
слухом,
обонянием,
осязанием, л/т «День Победы».
1/15
2
34
Ребенку о нем самом. Обучение навыкам
общения с окружающими, вызывать на
сопереживание к растениям, л/т «Цветы».
1/15
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка
усвоения
детьми
программного
материала
по
разделу «
Социально-бытовая
ориентировка
».
2/30
4
36
Итого
15 часов (540 мин.)
Примерный учебно-тематический план
по ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»
в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
Средняя группа (2 год обучения)
месяц
недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей.
2/40
2
2
3
3
Предметные представления. Формирование навыкаобследования основных признаков
и свойств с использованием зрения и других анализаторов, л/т «Осень».
1/20
4
4
Предметные
представления.
Формирование
навыка обследования
основных
признаков и свойств с использованием зрения и других анализаторов, л/т «Овощи».
1/20
5
5
Предметные
представления.
Развитие
способности сравнивать
и
группировать
предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по наличию или отсутствию
каких-то особенностей у двух близких предметов, л/т «Фрукты».
1/20
октябрь
1
6
Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения
бережно относиться к
природе (животным), л/т «Домашние животные».
1/20
2
7
Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения
бережно относиться к
природе (животным), л/т «Животные Севера».
1/20
3
8
Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения
бережно относиться к
природе (животным), л/т «Дикие животные».
1/20
4
9
Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения
бережно относиться к
природе (животным), л/т «Животные жарких стран».
1/20
ноябрь
1
10
Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения
бережно относиться к
природе (растениям). Развитие умения
любоваться красотой природы, л/т «Россия –
мой дом».
1/20
2
11
Ребенку о нем самом. Развитие способности называть части тела, знать, для чего они
человеку
нужны.
Развитие
умения
называть
пальцы
на
руке, л/т
«Девочки
и
мальчики (Части тела)».
1/20
3
12
Предметные представления.Упражнение в действиях с предметным миром, раскрывая
функциональные возможности организма.Формирование навыка
наблюдать за своим
1/20
внешним видом, используя зеркало, л/т «Мой дом».
4
13
Ребенку о нем самом. Совершенствование
умения
называть свои имя, фамилию,
возраст, имя и отчество родителей, имена других членов семьи, л/т «Моя семья».
1/20
декабрь
1
14
Предметные представления.Совершенствование умения устанавливать связи между
назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан
(сковорода - из металла, ее можно ставить на огонь; посуда - из глины, она может
разбиться... и т.д.), л/т «Посуда».
1/20
2
15
Предметные представления.Развитие умения ориентироваться с помощью сохранных
анализаторов, л/т «Продукты питания».
1/20
3
16
Наблюдения
на
улице, движение на улице.
Обучение
умению наблюдать погоду,
явления природы по сезонам, знать название сезонных явлений, л /т «Зима».
1/20
4
17
Предметные
представления.Развитие
умения понимать
назначение
предметов,
различать и называть существенные детали предметов, л /т «Новый год».
1/20
январь
2
18
Ребенку о нем самом. Упражнение в действиях с предметным миром, раскрывая
функциональные возможности организма, л/т «Народные игры и забавы».
1/20
3
19
Предметные
представления.Развитие
умения понимать
назначение
предметов,
различать и называть существенные детали предметов (у стула - ножки, спинка,
сиденье), л/т «Мебель».
1/20
4
20
Ребенку
о
нем
самомУпражнение
в
действиях
с
предметным
миром,
раскрывая
функциональные возможности организма, л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/20
февраль
1
21
Наблюдения на улице, движение на улице. Обучение умению различать и называть
легковые и грузовые машины, автобус, трамвай, поезд. Развитие умения выделять,
называть части грузового автомобиля, л/т «Транспорт».
1/20
2
22
Приобщение ребенка к труду взрослых. Расширение знаний о труде взрослых в
детском
саду,
своих
родителей.Воспитание
уважения
к
результатам
труда
взрослых.л/т «Профессии».
1/20
3
23
Наблюдения
на
улице, движение на улице. Формирование
умения определять на
слух, далеко ли едет автобус, как звучит закрывающаяся дверь автобуса, как звучит
подъезжающий автобус, л/т «Инструменты».
1/20
4
24
Наблюдения
на
улице, движение
на
улице.
Развитие
умения
наблюдать
за
движением
транспорта,
различать
транспортные
средства
с
опорой
на
зрение
и
сохранные
анализаторы
(слух,
обоняние,
тактильно-двигательные
ощущения),
л/т
1/20
«Наша армия».
март
1
25
Предметные
представления.
Развитие
способности сравнивать
и
группировать
предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по наличию или отсутствию
каких-то особенностей у двух близких предметов, л/т «Мамин праздник».
1/20
2
26
Предметные
представления.
Развитие
умения понимать
назначение
предметов,
различать и называть существенные детали предметов (у рубашки - воротник, рукава,
застежка), л/т «Одежда».
1/20
3
27
Наблюдения
на
улице, движение
на
улице.
Развитие
способности сравнивать
и
группировать предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по наличию или
отсутствию каких-то особенностей у двух близких предметов, л/т «Обувь».
1/20
4
28
Предметные представления. Развитие способности понимать обобщающие слова, л/т
«Рыбы».
1/20
апрель
1
29
Наблюдения
на
улице, движение на улице.
Обучение
умению наблюдать погоду,
явления природы по сезонам, знать название сезонных явлений, л/т «Птицы».
1/20
2
30
Предметные представления. Формирование умения ориентироваться с помощью всех
анализаторов, л/т «Космос».
1/20
3
31
Предметные
представления.
Развитие
умения понимать
назначение
предметов,
различать и называть существенные детали предметов.л/т «Электроприборы».
1/20
4
32
Наблюдения
на
улице, движение на улице.
Обучение
умению наблюдать погоду,
явления природы по сезонам, знать название сезонных явлений, л/т «Весна».
1/20
май
1
33
Предметные
представления.
Обучение
навыкам правильно
ходить
по
лестнице,
опираясь на перила, правильно обходить человека с правой стороны, уступать дорогу
взрослым, л/т «День Победы».
1/20
2
34
Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения
бережно относиться к
природе (растениям). Развитие умения любоваться красотой природы, л/т «Цветы».
1/20
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка
усвоения
детьми
программного
материала
по
разделу «
Социально-бытовая
ориентировка
».
2/40
4
36
Итого
15 часов (720 мин.)
Примерный учебно-тематический план
по ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»
в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
Старшая группа (3 год обучения)
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей.
2/50
2
2
3
3
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Осень».
1/25
4
4
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Овощи».
1/25
5
5
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах),л/т «Фрукты».
1/25
октябрь
1
6
Ребенку о нем самом. Формирование представления о возможностях их зрения, л/т
«Домашние животные».
1/25
2
7
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Животные
Севера».
1/25
3
8
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы,
их
разнообразные
качества
(форма,
цвет,
вкус,
запах),
л/т
«Дикие
животные».
1/25
4
9
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах),л/т «Животные
жарких стран».
1/25
ноябрь
1
10
Наблюдения и поведение на улице. Развитие умения называть свой город, название
улицы, на которой расположен детский сад, домашний адрес,
л/т «Россия – мой
дом».
1/25
2
11
Ребенку о нем самом. Развитие умения
составлять свой словесный портрет: лицо,
волосы, глаза, рост, мимика. Обучение
пониманию мимики, жестов, л/т «Девочки и
мальчики (Части тела)».
1/25
3
12
Наблюдения и поведение на улице. Развитие умения называть свой город, название
улицы, на которой расположен детский сад, домашний адрес,л/т «Мой дом».
1/25
4
13
Ребенку о нем самом. Развитие умения
называть свои имя, отчество, фамилию, л/т
«Моя семья».
1/25
декабрь
1
14
Предметные представления. Развитие умения дифференцировать предметы внутри
1/25
одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная), л/т «Посуда».
2
15
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Продукты
питания».
1/25
3
16
Наблюдения
и
поведение
на
улице.
Формирование
навыка ориентироваться
в
ближайшем окружении с использованием зрения и сохранных анализаторов (слуха,
обоняния, осязания), л /т «Зима».
1/25
4
17
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л /т «Новый год».
1/25
январь
2
18
Ребенку о нем самом. Развитие умения оценивать эмоциональное состояние человека
(радость, горе, страх, стыд, злость). Развитие навыков мимических и жестовых форм
общения, л/т «Народные игры и забавы».
1/25
3
19
Предметные представления. Развитие умения делать обобщения, л/т «Мебель».
1/25
4
20
Ребенку о нем самом. Развитие навыков правил поведения, ухода за телом. Следить за
чистотой
тела,
аккуратностью
прически,
чистотой
одежды
и
обуви, л/т «Зимние
забавы. Спорт».
1/25
февраль
1
21
Наблюдения и поведение на улице. Развитие
умения группировать транспортные
средства по назначению. Формирование навыка различения проезжей части дороги,
тротуара; понимания значения красного, желтого и зеленого сигналов светофора, их
роль для движения машин и пешеходов, л/т «Транспорт».
1/25
2
22
Приобщение
ребенка
к
труду
взрослых.
Развитие
способности наблюдать
труд
повара, прачки, продавца (правильно называть эти профессии), их основные трудовые
обязанности, л/т «Профессии».
1/25
3
23
Приобщение ребенка к труду взрослых. Совершенствование
умения
вычленять
отдельные
действия
и
их
последовательность
в
трудовых
процессах,
л/т
«Инструменты».
1/25
4
24
Ребенку
о
нем
самом. Развитие умения пользоваться зрительной ориентацией в
соответствии со зрительными возможностями, л/т «Наша армия».
1/25
март
1
25
Приобщение
ребенка
к
труду
взрослых.
Формирование
представления
об
общественных учреждения. Развитие умения
поведения в общественных местах,
быть культурными, бережно относиться к труду взрослых, л/т «Мамин праздник».
1/25
2
26
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Одежда».
1/25
3
27
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Обувь».
1/25
4
28
Предметные представления. Развитие умения делать обобщения, л/т «Рыбы».
1/25
апрель
1
29
Ребенку о нем самом.
Ознакомление с понятием о замене зрительной информации
слуховой при ориентировке в большом пространстве, л/т «Птицы».
1/25
2
30
Ребенку о нем самом.
Формирование представления о возможностях их зрения,
л/т
«Космос».
1/25
3
31
Предметные представления. Ознакомление с материалами, орудиями, инструментами,
электроприборами
необходимыми
для
работы
взрослых. Формирование
навыка
пользоваться
предметами
быта;
дать
понятие
об
осторожном,
безопасном
использовании бытовых приборов, л/т «Электроприборы».
1/25
4
32
Ребенку
о
нем
самом. Развитие умения пользоваться зрительной ориентацией в
соответствии со зрительными возможностями, л/т «Весна».
1/25
май
1
33
Приобщение
ребенка
к
труду
взрослых.
Формирование
представления
об
общественных учреждениях, л/т «День Победы».
1/25
2
34
Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и
материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Цветы».
1/25
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка
усвоения
детьми
программного
материала
по
разделу «
Социально-бытовая
ориентировка
».
2/50
4
36
Итого
15 часов (900мин.)
Примерный учебно-тематический план
по ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»
в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
Подготовительная группа (4 год обучения)
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей.
2/60
2
2
3
3
Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с
использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания),
л/т «Осень».
1/30
4
4
Предметные представления. Формирование
навыка описания основных признаков
предмета, знать его назначение, правила использования, хранения, л/т «Овощи».
1/30
5
5
Предметные представления. Формирование
навыка описания основных признаков
предмета, знать его назначение, правила использования, хранения, л/т «Фрукты».
1/30
октябрь
1
6
Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с
использованием
всех
сенсорных
функций
(зрения,
слуха,
обоняния,
вкуса,
осязания),л/т «Домашние животные».
1/30
2
7
Предметные представления. Воспитание любви и бережного отношения к природе
родного края, л/т «Животные Севера».
1/30
3
8
Предметные представления. Формирование
навыка
правильного поведения в
природе: не загрязнять мест отдыха, не ломать деревьев и кустов, не рвать растения,
бережно относиться к животным, л/т «Дикие животные».
1/30
4
9
Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с
использованием
всех
сенсорных
функций
(зрения,
слуха,
обоняния,
вкуса,
осязания),л/т «Животные жарких стран».
1/30
ноябрь
1
10
Ознакомления
с
явлениями
общественной
жизни.
Воспитание
уважительного
отношения к Государственному гербу, флагу, гимну России.Ознакомление с русскими
народными песнями, сказками, пословицами, л/т «Россия – мой дом».
1/30
2
11
Ребенку
о
нем
самом
и
окружающих
людях.
Формирование
представления
о
человеческом
облике:
мимика,
жесты,
походка,
осанка,
голос,
речь,
проявление
эмоций, л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».
1/30
3
12
Ребенку
о
нем
самом
и
окружающих
людях.
Обучение
умению
правильно
пользоваться неполноценным зрением там, где оно дает точную информацию, или же
использовать
сохранные
анализаторы,
когда
зрение
не
позволяет
свободно
ориентироваться,л/т «Мой дом».
1/30
4
13
Ребенку о нем самом и окружающих людях. Обучение формам общения вербального
и невербального характера. Понимание положительных и отрицательных сторон в
поведении окружающих людей (доброжелательность, заботливость, внимательность,
дисциплинированность и другие проявления), л/т «Моя семья».
1/30
декабрь
1
14
Предметные
представления.
Обогащение
знаний
о
предметах,
их
существенных
признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, л/т «Посуда».
1/30
2
15
Предметные
представления. Обогащение
знаний
о
предметах,
их
существенных
признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, понимать значение
обобщающих слов, л/т «Продукты питания».
1/30
3
16
Ознакомления с явлениями общественной жизни. Ознакомление с особенностями
местных природных условий жизни, л /т «Зима».
1/30
4
17
Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с
использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания),
л /т «Новый год».
1/30
январь
2
18
Наблюдения на улице. Развитие ориентировки на улице с использованием сохранных
анализаторов и зрения, л/т «Народные игры и забавы».
1/30
3
19
Предметные
представления.
Обогащение
знаний
о
предметах,
их
существенных
признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, понимать значение
обобщающих слов, л/т «Мебель».
1/30
4
20
Наблюдения на улице. Развитие ориентировки на улице с использованием сохранных
анализаторов и зрения, л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/30
февраль
1
21
Приобщение ребенка к труду взрослых. Совершенствование знаний о труде людей по
управлению
транспортом,
трудовых
действиях
работников
транспорта,
их
обязанностях (управляет транспортом, обслуживает пассажиров в пути, ремонтирует,
проверяет
машины
перед
рейсом,
обеспечивает
безопасность
движения),
л/т
«Транспорт».
1/30
2
22
Приобщение ребенка к труду взрослых. Формирование представления о содержании
труда, названиях профессий, цели работы, материалах, оборудовании, орудиях труда
и инструментах, трудовых действиях и их последовательности, результатах труда и
его значении, л/т «Профессии».
1/30
3
23
Предметные
представления.
Обогащение
знаний
о
предметах,
их
существенных
признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, понимать значение
обобщающих слов, л/т «Инструменты».
1/30
4
24
Наблюдения на улице. Формирование навыковгруппирования, сравнивания разных
видов транспорта (наземный, водный, воздушный) по назначению (пассажирский,
грузовой, специальный), л/т «Наша армия».
1/30
март
1
25
Приобщение ребенка к труду взрослых Формирование представления о некоторых
учреждениях культурно-бытового обслуживания населения, об их назначении, л/т
«Мамин праздник».
1/30
2
26
Предметные
представления.
Совершенствовать
умение
правильно
называть
существенные
признаки
и
особенности
окружающих
предметов;
понимать
связь
между
назначением,
строением,
материалом,
из
которого
сделаны
предметы,
л/т
«Одежда».
1/30
3
27
Предметные
представления.
Совершенствовать
умение
правильно
называть
1/30
существенные
признаки
и
особенности
окружающих
предметов;
понимать
связь
между
назначением,
строением,
материалом,
из
которого
сделаны
предметы,
л/т
«Обувь».
4
28
Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с
использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания),
л/т «Рыбы».
1/30
апрель
1
29
Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с
использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания),
л/т «Птицы».
1/30
2
30
Предметные
представления.
Совершенствовать
умение
правильно
называть
существенные
признаки
и
особенности
окружающих
предметов;
понимать
связь
между
назначением,
строением,
материалом,
из
которого
сделаны
предметы,
л/т
«Космос».
1/30
3
31
Предметные представления. Знакомство с предметами быта, техники и умение ими
пользоваться.
Формирование
представления о правилах безопасного использования
бытовой техникой, л/т «Электроприборы».
1/30
4
32
Ребенку
о
нем
самом
и
окружающих
людях.
Обучение
умению
правильно
пользоваться неполноценным зрением там, где оно дает точную информацию, или же
использовать
сохранные
анализаторы,
когда
зрение
не
позволяет
свободно
ориентироваться, л/т «Весна».
1/30
май
1
33
Приобщение ребенка к труду взрослых. Формирование представление о некоторых
видах труда, л/т «День Победы».
1/30
2
34
Предметные
представления.
Обогащение
знаний
о
предметах,
их
существенных
признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, л/т «Цветы».
1/30
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка
усвоения
детьми
программного
материала
по
разделу «
Социально-бытовая
ориентировка
».
2/60
4
36
Итого
15 часов (1.080 мин.)
Применяемые технологии в процессе ООД «Социально-бытовая ориентировка»
1
Информационно-коммуникативные
2.
Здоровьесберегающиетехнологии (Базарный В.Ф.)
3.
Технология сотрудничества
4.
Технология проектирования
5.
Интерактивные технологии
Название / Автор
Программное
обеспечение
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
Под ред. Плаксиной Л.И.
Литература
-Подколзина Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения.
-Дружинина Л. А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения
зрения.
-Чевычелова Е.А Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной.
-Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет.
-Денискина В.З. Учимся улыбаться.
- Подколзина Е.Н. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры.
Презентации
-«Электронные зрительные гимнастики»
Дидактические игры и
пособия.
-«Тренажеры для зрительной гимнастики» разных размеров и по лексическим темам
-Плакат «Гимнастика для глаз»
-игрушки (муляжи) разной величины, формы по всем лексическим темам (овощи, фрукты, домашние животные, дикие
животные, игрушки, транспорт, посуда, птицы, растения), бытовые электроприборы (утюг, пылесос, электрочайник,
мясорубка, микроволновая печь)
-цветные изображения предметов, животных, птиц, транспорта, растений, игрушек и т. д.
-изображение предметов в силуэте и контуре (черно-белое, цветное) по всем темам предметных представлений;
- изображение «зашумленных» предметов
-серия картин «Домашние животные» и т. д.
- силуэтное изображение предметов для моделирования картин
Тифлопедагогические
приборы для занятий
-Интерактивные музыкальные коврик «День, ночь», «Транспорт» и т. д.
-Прибор «Ориентир»
-Прибор «Светлячок»
-Пособие «Дом»
-лупы, бинокли (для рассматривания мелких предметов и изображений)
Картотека
-«Зрительная гимнастика»
-«Пальчиковая гимнастика»
-«Физминутки»
Материально – техническая база.
Оборудование
Средства ТСО : магнитофон, компьтер.
Направление
развития
Методические пособия
Наглядно –
дидактический материал
Атрибуты и раздаточные материалы
Настольно-печатные
игры
Социально-
бытовая
ориентировка
-Подколзина Е.Н. Социально-
б ы т о в а я
о р и е н т и р о в к а
дошкольников с нарушением
зрения.
-Дружинина Л. А. Занятия по
развитию социально-бытовой
о р и е н т и р о в к и
с
дошкольниками,
имеющими
нарушения зрения.
- Ч е в ы ч е л о в а
Е . А
Развернутое
тематическое
планирование
по
программе
под ред. Л.И. Плаксиной.
- Ч е в ы ч е л о в а
Е . А .
Зрительная
гимнастика
для
детей 2-7 лет.
-Денискина
В.З.
Учимся
улыбаться.
-П о д к о л з и н а
Е . Н.
Социализация
дошкольников
с
н а р у ш е н и е м
з р е н и я
средствами игры.
- К р у п е н ч у к
О . И .
-«Тренажеры для
зрительной
гимнастики» разных
размеров и по
лексическим темам
-Пособие «Человечек»
деревянный
-Пособие «Рука»
деревянная
-Плакат «Гимнастика
для глаз»
- изображение
«зашумленных»
предметов
- серия картин «Сбор
урожая»
-серия картин
«Домашние животные»
-серия картин «Улицы
нашего города»
-«Тренажеры для зрительной
гимнастики» разных размеров и
по лексическим темам
-набор «Узнай по запаху»
-Куклы разного размера
-игрушки (муляжи) разной
величины, формы
по всем темам предметных
представлений (овощи, фрукты,
домашние животные, дикие
животные,
игрушки, транспорт, посуда, птицы,
растения)
-бытовые электроприборы (утюг,
пылесос, электрочайник,
мясорубка, микроволновая печь)
-цветные изображения предметов,
животных, птиц, транспорта,
растений, игрушек и т. д.
-изображение предметов в силуэте
-Лото «Профессии»
-«Профессии»
- «Что сначала, что
потом»
- «Одень куклу»
-«Знаю все профессии»
- «Четвертый лишний
2»
-«Найди четвертый
лишний 1»
-«Назови одним
словом» -«Готов ли ты к
школе?
-«Я учусь считать»
-«Гнездо, улей, нора»
-«Наши чувства и
эмоции»
- «Что из чего?»
-«Истории в картинках»
части 1 и 2
- «Зоопарк настроений»
-Ковролиновый
конструктор
Пальчиковые игры.
-Ремезова
Л.А.
Развитие
осязательного
восприятия
у
детей дошкольного возраста с
нарушением зрения.
- силуэтное
изображение предметов
для моделирования
картин
и контуре (черно-белое, цветное) по
всем темам предметных
представлений.
- «Застежки-расстежки»
-«Противоположности»