Напоминание

"Социально-бытовая ориентировка"


Автор: Файнштейн Оксана Михайловна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Социально-бытовая ориентировка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Кристаллик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу «Социально-бытовая ориентировка»

(ОО «Социально - коммуникативное развитие»)

Составитель:

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Файнштейн Оксана Михайловна

г. Салехард

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа (далее Программа) составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ

№9

«Кристаллик»,

Адаптированной

образовательной

программы

дошкольного

образования

для

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) МБДОУ №9 «Кристаллик».

Программа конкретизирует содержание раздела «Социально-бытовая ориентировка» (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

и даёт распределение периодов ООД по часам с учётом направлений социально-бытовой ориентировки.

Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и разработана с учётом

особенностей их развития.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии

обучения, воспитания и развития воспитанников по социально-бытовой ориентировке.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть Основной образовательной программы ОУ, а так же отражает элементы

ее вариативной части, содействует сохранению единого образовательного пространства.

В программе задачи развития осязания и мелкой моторики не выделены в отдельные разделы, а включаются во все коррекционные

занятия тифлопедагога.

Программа составлена с учётом методических рекомендаций Подколзина Е.Н. «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с

нарушением зрения», Денискина В. З. «Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения».

Цель

Развитие социально-бытовой ориентировки.

Задачи

-Формировать адекватные представления об окружающем мире на основе использования нарушенного зрения.

-Формировать умения осмысливать и отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, свойства, качества.

-Обучать пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений.

-Развиватьзрительно-пространственную адаптацию (т.е. необходимого объема пространственных представлений, уме -

ний

и

навыков,

при

наличии

которых

они

смогут

свободно

самостоятельно

ориентироваться

в

пространстве

и

контактировать с окружающей их средой).

Содержание направленийООД«Социально-бытовая ориентировка» с учётом возрастных этапов развития

Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).

Возраст

Направление

деятельности

Содержание

3-4 года

Предметные

представления

-

Формирование

навыка

выделения

признака

и

свойства

предметов

(формы,

цвета,

величины

и

пространственного положения).

-Развитие способности подбирать и группировать предметы по признакам, назначению.

-Развитие способности устанавливать различия предметов по величине, структуре материала (большой -

маленький, твердый - мягкий).

- Формирование навыка различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки).

-Развитие

способности называть

действия

с

предметами

и

материалами,

различать

и

называть

противоположные действия (одеться - раздеться, стоять - сидеть, расстегнуть - застегнуть).

-Обучение умению различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых

осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит,

хрустит, звенит).

-Знакомство с

помещениями

детского

сада,

их

назначением,

ориентировкой

и

поведением

в

них

в

соответствии с назначением.

-Развитие умения понимать обобщающие слова: посуда, одежда, книги, мебель и др.

Приобщение ребенка

к труду взрослых

-Воспитание

интереса к труду взрослых, привлечение их внимание к работе помощника воспитателя,

повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста.

-Обучение умениювыделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду,

пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки).

- Развитие умения видеть качество труда взрослых (моют чисто, делают старательно, красиво).

-Развитие умения благодарить взрослых за заботу о детях.

Н а б л ю д е н и я

н а

улице

-Развитие умения наблюдать за огнями светофоров, называть их: красный, желтый, зеленый.

-Развитие умения

выделять звуки на улице, ориентироваться на них, подражать этим звукам в процессе

непосредственного наблюдения, восприятия и в играх.

Ребенку о нем самом

- Развитие умения называть свое имя, фамилию.

- Формирование навыка называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза).

-

Развитие

навыка игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали

прически: бантик, косичка).

- Развитие умения

красиво улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в зеркале

и понимать мимику.

- Обучение навыкам общения с окружающими, вызывать на сопереживание и сочувствие к окружающим

людям, животным и растениям.

- Обучение навыкам безопасного движения в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.

-Развитие

сенсорных

способностей

в

процессе

различения

признаков

и

свойств

предметов,

воспринимаемых зрением, слухом, обонянием, осязанием.

4-5 лет

Предметные

представления

- Формирование навыка

обследования основных признаков и свойств с использованием зрения и других

анализаторов.

- Развитие умения понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали предметов

(у стула - ножки, спинка, сиденье; у рубашки - воротник, рукава, застежка).

- Обучение навыкам группирования сходные предметы по форме, назначению и названию (стул, табуретка,

кресло; ботинки, галоши, валенки, туфли).

- Развитие способности сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по

наличию или отсутствию каких-то особенностей у двух близких предметов (у кофты — разрез, пуговицы; у

свитера их нет).

- Развитие способности понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда.

-Совершенствование

умения

устанавливать

связи

между

назначением

предмета

и

его

строением

или

материалом, из которого он сделан (валенки - из шерсти для тепла; сковорода — из металла, ее можно

ставить на огонь; посуда - из глины, она может разбиться... и т.д.).

-Совершенствование умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада (комнаты других

групп, кабинет заведующей, врача, кухня).

- Обучение навыкам правильно ходить по лестнице, опираясь на перила, правильно обходить человека с

правой стороны, уступать дорогу взрослым и др.

Приобщение ребенка

к труду взрослых

-Расширение знаний о труде взрослых в детском саду, своих родителей.

-Воспитание уважения к результатам труда взрослых.

Н а б л ю д е н и я

н а

улице, движение

на

улице

-Обучение умению наблюдать погоду, явления природы по сезонам, знать название сезонных явлений.

- Развитие умения бережно относиться к природе (растениям, животным).

- Развитие умения любоваться красотой природы.

-Обучение умению различать и называть легковые и грузовые машины, автобус, трамвай, поезд.

-Формирование представления о том, что в автобусе, легковом автомобиле, трамвае ездят люди, на грузовой

машине возят грузы (продукты в детский сад, мебель, песок).

-Развитие умения выделять, называть части грузового автомобиля (кабина, кузов для грузов, колеса).

- Развитие умения

наблюдать за движением транспорта, различать транспортные средства с опорой на

зрение и сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильно-двигательные ощущения).

-Формирование умения определять на слух, далеко ли едет автобус, как звучит закрывающаяся дверь

автобуса, как звучит подъезжающий автобус.

- Развитие умения

понимать назначение цветовых сигналов светофора: на красный идти, ехать нельзя;

желтый говорит: не спеши, приготовься, - а зеленый цвет разрешает идти, ехать.

Ребенку о нем самом

- Развитие способности называть части тела, знать, для чего они человеку нужны.

-Упражнение в действиях с предметным миром, раскрывая функциональные возможности организма: зубы

надо беречь, мыть, чистить, они нужны, чтобы жевать пищу; лицо должно быть чистым, тогда оно приятно

и красиво; волосы надо причесать, тогда они смотрятся красиво, их надо подстригать, заплетать в косичку,

завязывать бант, использовать заколку.

- Формирование навыка наблюдения за своим внешним видом, используя зеркало.

- Развитие умения называть пальцы на руке.

- Развитие умения просить помощь у других и не забывать благодарить за помощь.

-Совершенствование

умения

называть свои имя, фамилию, возраст, имя и отчество родителей, имена

других членов семьи.

5-6 лет

Предметные

представления

-Развивать умение называть окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества (форма, цвет,

вкус, запах).

- Развитие умения делать обобщения (одежда, обувь, мебель, игрушки и т.д.).

-Развитие умения дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).

-Ознакомление с материалами, орудиями, инструментами, электроприборами необходимыми для работы

взрослых (электромясорубка, картофелечистка, стиральная машина, пылесос и др.).

-Формирование

навыка

пользования

предметами

быта;

дать

понятие

об

осторожном,

безопасном

использовании бытовых приборов.

Приобщение ребенка

к труду взрослых

- Развитие способности наблюдать труд повара, прачки, продавца (правильно называть эти профессии), их

основные трудовые обязанности (повар варит суп, жарит котлеты, печет пирожки; прачка стирает и гладит

белье).

- Совершенствование

умения

вычленять отдельные действия и их последовательность в трудовых

процессах.

- Формирование представленияоб общественных учреждениях (детский сад, кинотеатр, почта, магазин,

школа и др.).

- Развитие умения

поведения в общественных местах, быть культурными, бережно относиться к труду

взрослых.

Н а б л ю д е н и я

и

поведение на улице

- Развитие умения называть свой город, название улицы, на которой расположен детский сад, домашний

адрес.

- Формирование навыкаориентировки в ближайшем окружении с использованием зрения и сохранных

анализаторов (слуха, обоняния, осязания).

- Развитие умения группировать транспортные средства по назначению.

- Формирование

навыка различения проезжей части дороги, тротуара; понимания значения красного,

желтого и зеленого сигналов светофора, их роль для движения машин и пешеходов.

Ребенку о нем самом

- Развитие умения называть свои имя, отчество, фамилию.

- Развитие умения составлять свой словесный портрет: лицо, волосы, глаза, рост, мимика.

- Обучение пониманию мимики, жестов.

- Развитие умения оценивать эмоциональное состояние человека (радость, горе, страх, стыд, злость).

- Развитие навыков мимических и жестовых форм общения.

- Формирование навыка правильной осанки во время ходьбы, за столом и т.д.

-Развитие навыков правил поведения, ухода за телом.Следить за чистотой тела, аккуратностью прически,

чистотой одежды и обуви.

-Развитие интереса к здоровому и красивому образу жизни.

-Развитие культурных навыков общения с детьми и взрослыми.

-Формирование представления о возможностях их зрения.

-Развитие умения пользоваться зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями.

-Ознакомление с понятием о замене зрительной информации слуховой при ориентировке в большом

пространстве.

6-7 лет

Предметные

представления

-Совершенствование навыка обследования предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения,

слуха, обоняния, вкуса, осязания).

-Формирование

навыка описывания основных признаков предмета, знать его назначение, правила

использования, хранения.

-Совершенствовать

умение

правильно

называть

существенные

признаки

и

особенности

окружающих

предметов; понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы.

-Обогащение знаний о предметах, их существенных признаках, группировать, обобщать по этим признакам

предметы (продукты, мебель, инструменты), понимать значение обобщающих слов.

-Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

-Формирование навыка правильного поведения в природе: не загрязнять мест отдыха, не ломать деревьев

и кустов, не рвать растения, бережно относиться к животным.

- Знакомство с предметами быта, техники и умение ими пользоваться.

- Формирование представления о правилах безопасного использования бытовой техникой.

Приобщение ребенка

к труду взрослых

-Формирование

представления

о

содержании

труда,

названиях

профессий,

цели

работы,

материалах,

оборудовании, орудиях труда и инструментах, трудовых действиях и их последовательности, результатах

труда и его значении.

-Формирование представление о некоторых видах труда: рабочие трудятся в шахтах, на заводах, фабриках;

добывают уголь; создают машины, мебель, продукты питания, шьют одежду.

-Совершенствование знаний о труде людей по управлению транспортом, трудовых действиях работников

транспорта,

их

обязанностях

(управляет

транспортом,

обслуживает

пассажиров

в

пути,

ремонтирует,

проверяет машины перед рейсом, обеспечивает безопасность движения).

-Формирование представления о некоторых учреждениях культурно-бытового обслуживания населения

(ателье, магазин, почта, больница, библиотека), об их назначении.

Н а б л ю д е н и я

н а

улице. Ознакомления

с

я в л е н и я м и

общественной жизни

- Формирование

навыковгруппирования,

сравнивания

разных

видов

транспорта

(наземный,

водный,

воздушный) по назначению (пассажирский, грузовой, специальный).

-Развитие ориентировки на улице с использованием сохранных анализаторов и зрения.

-Воспитание уважительного отношения к Государственному гербу, флагу, гимну России.

-Ознакомление с русскими народными песнями, сказками, пословицами.

-Ознакомление с особенностями местных природных условий жизни.

-Воспитание любви к чтению, бережному отношению к книге.

Ребенку о нем самом

и окружающих

людях

-Формирование

представления

о

человеческом

облике:

мимика,

жесты,

походка,

осанка,

голос,

речь,

проявление эмоций.

-Обучение

формам общения вербального и невербального характера. Понимание положительных и

отрицательных

сторон

в

поведении

окружающих

людей

(доброжелательность,

заботливость,

внимательность, дисциплинированность и другие проявления).

-Обучение

умению

правильно

пользоваться

неполноценным

зрением

там,

где

оно

дает

точную

информацию,

или

же

использовать

сохранные

анализаторы,

когда

зрение

не

позволяет

свободно

ориентироваться.

Целевые ориентиры

В соответствии с ФГОС ДОПрограмма предусматривает определение результатов освоения образовательного материала в виде

целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные возраст ные характеристики возможных достижений

ребёнка.

Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности.

Целевые ориентиры, представленные в рабочей программе:

не подлежат непосредственной оценке;

не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Критерии

уровней

освоения

дошкольником

рабочей

программы

носят

условный

характер

и

могут

быть

использованы

как

профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной

связи от собственных педагогических действий и планирования

дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.

Возрастная группа

Целевые ориентиры

2 младшая группа

Выделяет, группирует предметы по цвету, форме, величине и пространственном расположении. Различает, называет

качества, свойства предметов и материалов воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус

(сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит). Называет

свое имя, фамилию, имена родителей.

Пользуется предметами быта в групповой комнате. Имеет представление о своих сенсорных возможностях. Называет и

показывает слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза). Называет игрушку (куклу, мишку, зайчика)

ласково. Благодарит за помощь (угощение). Безопасно двигается в пространстве с опорой на зрение и сохранные

анализаторы. Имеет представление

о труде взрослых ближайшего окружения. Владеет элементарными навыками

социального поведения.

Средняя группа

Различает и называет существенные детали предметов (у стула - ножки, спинка, сиденье; у рубашки - воротник, рукава,

застежка).Группирует сходные предметы по форме, назначению и названию (стул, табуретка, кресло; ботинки, галоши,

валенки, туфли). Обобщает слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда. Устанавливает связи между назначением

предмета и его строением или материалом, из которого он сделан. Ориентируется в помещении и на участке детского

сада. Правильно ходить по лестнице, опираясь на перила, уступает дорогу взрослым и др. Различает и называет

легковые и грузовые машины, автобус, трамвай, поезд и т.д. Выделяет, называет части грузового автомобиля (кабина,

кузов для грузов, колеса). Определяет на слух, далеко ли едет автобус, как звучит закрывающаяся дверь автобуса, как

звучит подъезжающий транспорт. Знает очередность включения цветов, и понимать назначение цветовых сигналов

светофора. Просит помощь у других и благодарит за помощь. Называет свои имя, фамилию, возраст, домашний адрес,

имя и отчество родителей, имена других членов семьи, называет близких взрослых по имени и отчеству.

Старшая группа

Называет окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах). Делает обобщения

(одежда, обувь, мебель, игрушки и т.д.). Дифференцирует предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая,

кухонная).

Знает

труд

повара,

прачки,

продавца

(правильно

называть

эти

профессии),

их

основные

трудовые

обязанности (повар варит суп, жарит котлеты, печет пирожки; прачка стирает и гладит белье). Имеет представление о

том, что наша страна очень большая. Самый большой и главный город – Москва. Знает домашний адрес. Умеет

правильно вести себя на улице. Знает о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий

(шофер, машинист, летчик, капитан). Называет разные виды грузового и пассажирского транспорта, строение грузовой

машины. Различает проезжую часть дороги, тротуар; понимает значение красного, желтого и зеленого сигналов

светофора. Знает свои имя, отчество, фамилию. Умеет составлять свой словесный портрет. Оценивает эмоциональное

состояние человека (радость, горе, страх, стыд, злость и т.д.). Знает правила поведения, ухода за телом.

Подготовительная

группа

Обследует

предметы

с

использованием

всех

сенсорных

функций

(зрения,

слуха,

обоняния,

вкуса,

осязания).

Группирует, обобщает по признакам предметы (продукты, мебель, инструменты). Умеет правильно вести себя в

природе. Знает правила безопасного использования бытовой техники. Имеет представление о некоторых видах труда.

Имеет представления об учреждениях (ателье, магазин, почта, больница, библиотека). Группирует, сравнивает виды

транспорта

(наземный,

водный,

воздушный)

по

назначению

(пассажирский,

грузовой,

специальный).

Имеет

представления о специальном транспорте (пожарная, снегоочистительная, поливная). Р азвита ориентировка на улице с

использованием

сохранных

анализаторов

и

зрения. Знает

русские

народные

песни,

сказки,

пословицы.

Развито

уважение к Государственному гербу, флагу, гимну России. Сформировано представление о человеческом облике:

мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций.Умеет общаться (доброжелательность, заботливость,

внимательность, дисциплинированность).

Уровень освоения воспитанниками раздела «Социально-бытовая ориентировка» определяется по критериям.

Указанные в таблицах

критерии

лежат

в

основе

разграничения

возможностей

воспитанников

и

являются

условными

ориентирами

при

построении

образовательного процесса.

Уровни

Критерии 2 младшая группа (3-4 года)

Высокий уровень

Называет

свое

имя,

фамилию,

имена

своих

родителей.

Понимает

и

обозначает

в

речи

назначение

предметов

повседневного

пользования.

Имеет

представление

о

труде

взрослых

ближайшего

окружения.

Ориентируется

в

окружающем мире. Понимает и обозначает в речи свои сенсорные возможности. Владеет элементарными навыками со-

циального поведения.

Средний уровень

Называет свое имя, фамилию, имена своих родителей с помощью педагога. Понимает и обозначает в речи назначение

предметов

повседневного

пользования

с

помощью

педагога.

Имеет

представление

о

труде

взрослых

ближайшего

окружения. Испытывает затруднения при ориентировке в окружающем мире. Понимает и обозначает в речи свои сен -

сорные возможности при помощи педагога. Владеет элементарными навыками социального поведения при помощи

педагога.

Низкий уровень

Называет свое имя, не знает фамилии, имен своих родителей. Не понимает и не обозначает в речи назначение предметов

повседневного

пользования

самостоятельно.

Не

имеет

представления

о

труде

взрослых

ближайшего

окружения.

Испытывает затруднения при ориентировке в окружающем мире. Не понимает и не обозначает в речи свои сен сорные

возможности. Не владеет элементарными навыками социального поведения самостоятельно.

Уровни

Критерии средняя группа (4-5лет)

Высокий уровень

Называет свое имя, фамилию, имена своих родителей. Понимает назначение окружающих предметов. Рассказывает о

труде

взрослых

ближайшего

окружения. Объясняет

элементарные

социально-бытовые

ситуации.

Ориентируется

в

окружающем мире. Владеет навыками социального поведения. Осознает и объясняет свои сенсорные возможности.

Средний уровень

Называет свое имя, фамилию, имена своих родителей. Понимает назначение окружающих предметов. Рассказывает о

труде взрослых ближайшего окружения с помощью педагога. Объясняет элементарные социально-бытовые ситуации.

Испытывает затруднения при ориентировке в окружающем мире. Владеет навыками социального поведения при помощи

педагога.Испытывает затруднения при осознании и объяснении своих сенсорных возможностях.

Низкий уровень

Называет свое имя, не знает фамилии и имен своих родителей. Не понимает назначение окружающих предме тов. Не

рассказывает о труде взрослых ближайшего окружения. Не объясняет самостоятельно элементарные социально-бытовые

ситуации. Испытывает затруднения при ориентировкев окружающем мире. Не владеет навыками социального поведения.

Не осознает и не объясняет свои сенсорные возможности.

Уровни

Критерии старшая группа (5-6 лет)

Высокий уровень

Называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей. Называет свой адрес, телефон. Рассказывает о

своей семье. Понимает назначение окружающих предметов. Определяет профессию - на иллюстрациях. Ориентируется в

элементарных

социально-бытовых

ситуациях. Ориентируется

в

окружающем

мире,

называет

времена

года,

классифицирует предметы. Определяет свои сенсорные возможности. Владеет навыками социального поведения.

Средний уровень

Называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей. Называет свой адрес, телефон с помощью

педагога. Рассказывает о своей семье. Понимает назначение окружающих предметов. Определяет профессию - на

иллюстрациях.

Испытывает

затруднения

при

ориентировке

в

элементарных

социально-бытовых

ситуациях.

Ориентируется в окружающем мире, называет времена года, классифицирует предметы с помощью педагога. Определяет

свои сенсорные возможности. Владеет навыками социального поведения.

Низкий уровень

Не называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей, домашний адрес, телефон. Не рассказывает

о

своей

семье.

Не

понимает

назначение

окружающих

предметов.

Н е

определяет

профессию

-

на

иллюстрациях.Испытывает

затруднения

при

ориентировке в

элементарных

социально-бытовых

ситуациях.

Не

ориентируется в окружающем мире, не называет времена года, не классифицирует предметы . Не определяет свои

сенсорные возможности самостоятельно. Не владеет, навыками социального поведения, нуждается в помощи педагога.

Уровни

Критерии подготовительная группа (6-7 лет)

Высокий уровень

Называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей, домашний адрес, телефон. Рассказывает о

своем друге. Понимает и отражает в речи назначение окружающих предметов. Определяет профессии, рассказывает о

профессиональном

труде

(по

иллюстрациям). Ориентируется

в

элементарных

социально-бытовых

ситуациях.

Ориентируется в окружающем мире, находит основные признаки времен года, классифицирует предметы . Определяет

свои сенсорные возможности. Владеет навыками социального поведения.

Средний уровень

Называет свое имя, отчество, фамилию, имена и отчества своих родителей, домашний адрес, телефон с помощью

педагога. Рассказывает о своем друге. Понимает и отражает в речи назначение окружающих предме тов.Испытывает

затруднения

при

определении профессии,

и

рассказывании

о

профессиональном

труде

(по

иллюстрациям).

Ориентируется

в

элементарных

социально-бытовых

ситуациях

с

помощью

педагога.

Испытывает затруднения при

ориентировке в окружающем мире, нахождении основных признаков времен года, классификации предметов. Определяет

свои сенсорные возможности с помощью педагога. Владеет навыками социального поведения.

Низкий уровень

Не

называет

свое

имя,

отчество,

фамилию,

имена

и

отчества

своих

родителей,

домашний

адрес,

телефон.

Не

рассказывает о своем друге. Не понимает и не отражает в речи назначение окружающих предме тов. Не определяет

профессии, не рассказывает о профессиональном труде (по иллюстрациям).

Испытывает затруднения при ориентировке в

элементарных социально-бытовых ситуациях. Не ориентируется в окружающем мире, не находит основные признаки

времен года, не классифицирует предметы. Не определяет свои сенсорные возможности самостоятельно. Не владеет

навыками социального поведения, нуждается в помощи педагога.

Общее количество часов организованной образовательной деятельности

в ОО «Социально - коммуникативное развитие» ООД «Социально-бытовая ориентировка»

Название группы

Длительность

одного

периода ООД

Количество периодов

ООД в неделю

Кол-во периодов

ООД в месяц

Кол-во периодов

ООД в год

Группа младшего возраста

(дети от 3 до 4 лет)

*первый год обучения

15

1

4

36

Группа среднего возраста

(дети от 4 до 5 лет)

*второй 2год обучения

20

1

4

36

Группа старшего

дошкольного возраста

(дети от 5 до 6 лет)

* третий год обучения

25

1

4

36

Группа подготовительного

возраста

(дети от 6 до 7 лет)

*Четвёртый год обучения

30

1

4

36

Младшая группа (1год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Предметные представления

15

2

Приобщение ребенка к труду взрослых

5

3

Наблюдения на улице

3

4

Ребенку о нем самом

9

Итого: всего 36

периодов

организованной образовательной деятельности,

из них

4 периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Средняя группа (2 год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Предметные представления

14

2

Приобщение ребенка к труду взрослых

1

3

Наблюдения на улице, движение на улице

13

4

Ребенку о нем самом

4

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Старшая группа (3 год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Предметные представления

15

2

Приобщение ребенка к труду взрослых

4

3

Наблюдения и поведение на улице

4

4

Ребенку о нем самом

9

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Подготовительная группа (4 год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Предметные представления

19

2

Приобщение ребенка к труду взрослых

4

3

Наблюдения на улице. Ознакомления с явлениями общественной жизни

5

4

Ребенку о нем самом и окружающих людях

4

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Учебный план реализации ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»

в младшей группе, средней группе, старшей группе, подготовительной группе для детей с нарушением зрения

Примерный учебно-тематический план

по ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»

в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

Младшая группа (1год обучения)

Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей.

2/30

2

2

3

3

Предметные представления. Формирование навыка выделения признака и свойства

предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения), л/т «Осень».

1/15

4

4

Предметные представления. Формирование навыка выделения признака и свойства

предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения), л/т «Овощи».

1/15

5

5

Предметные

представления.

Развитие

способности подбирать

и

группировать

предметы по признакам, назначению, л/т «Фрукты».

1/15

октябрь

1

6

Предметные

представления.

Развитие

способности устанавливать

различия

предметов

по

величине,

структуре

материала

(большой

-

маленький,

твердый

-

мягкий).л/т «Домашние животные».

1/15

2

7

Предметные

представления.

Развитие

способности устанавливать

различия

предметов

по

величине,

структуре

материала

(большой

-

маленький,

твердый

-

мягкий), л/т «Животные Севера».

1/15

3

8

Предметные

представления.

Развитие

способности устанавливать

различия

предметов

по

величине,

структуре

материала

(большой

-

маленький,

твердый

-

мягкий), л/т «Дикие животные».

1/15

4

9

Предметные представления. Формирование навыка различия между частью и целым

(разрезные картинки). Обучение навыкам

общения с окружающими, вызывать на

сопереживание и сочувствие к животным, л/т «Животные жарких стран».

1/15

ноябрь

1

10

Предметные

представления.

Обучение

умению

различать,

называть

качества,

свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый,

мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит,

звенит), л/т «Россия – мой дом».

1/15

2

11

Ребенку о нем самом. Развитие умения

называть свое имя, фамилию. Формирование

навыка

называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши,

глаза), л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».

1/15

3

12

Предметные

представления

Знакомство с

помещениями

детского

сада,

их

назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением,

л/т

«Мой дом».

1/15

4

13

Предметные

представления.

Ребенку

о

нем

самом.

Развитие

умения

красиво

улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в зеркале и

понимать мимику, л/т «Моя семья».

1/15

декабрь

1

14

Предметные

представления.

Обучение

умению

различать,

называть

качества,

свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый,

мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит,

звенит), л/т «Посуда».

1/15

2

15

Предметные

представления.

Развитие

умения

понимать

обобщающие

слова, л/т

«Продукты питания».

1/15

3

16

Ребенку

о

нем

самом. Развитие сенсорных способностей в процессе различения

признаков

и

свойств

предметов,

воспринимаемых

зрением,

слухом,

обонянием,

осязанием, л /т «Зима».

1/15

4

17

Ребенку о нем самом. Обучение умению различать, называть качества, свойства

предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий,

теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит), л /т

«Новый год».

1/15

январь

2

18

Наблюдения на улице. Развитие умения выделять звуки на улице, ориентироваться на

них, подражать этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия и

в играх, л/т «Народные игры и забавы».

1/15

3

19

Предметные

представления.

Развитие

умения

понимать

обобщающие

слова, л/т

«Мебель».

1/15

4

20

Наблюдения на улице. Развитие умения выделять звуки на улице, ориентироваться на

них, подражать этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия и

в играх, л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/15

февраль

1

21

Наблюдения на улице. Развитие умения выделять звуки на улице, ориентироваться на

них, подражать этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия и

в играх. Развитие умения наблюдать за огнями светофоров, называть их: красный,

желтый, зеленый, л/т «Транспорт».

1/15

2

22

Приобщение

ребенка

к

труду

взрослых.

Воспитание

интереса к труду взрослых,

привлечение их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы,

мамы, детей старшего возраста, л/т «Профессии».

1/15

3

23

Приобщение

ребенка

к

труду

взрослых.

Обучение

умению выделять

основные

1/15

трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет

полотенца;

повар

варит

суп,

жарит

картофель,

котлеты,

печет

пирожки), л/т

«Инструменты».

4

24

Приобщение

ребенка

к

труду

взрослых.

Воспитание

интереса к труду взрослых

шофера, папы,л/т «Наша армия».

1/15

март

1

25

Приобщение ребенка к труду взрослых. Развитие умения видеть качество труда

взрослых (моют чисто, делают старательно, красиво).

Развитие умения благодарить

взрослых за заботу о детях, л/т «Мамин праздник».

1/15

2

26

Предметные представления. Развитие способности называть действия с предметами и

материалами, различать и называть противоположные действия (одеться - раздеться,

стоять - сидеть, расстегнуть - застегнуть), л/т «Одежда».

1/15

3

27

Предметные представления. Развитие способности называть действия с предметами и

материалами, различать и называть противоположные действия (одеться - раздеться,

стоять - сидеть, расстегнуть - застегнуть), л/т «Обувь».

1/15

4

28

Ребенку о нем самом. Развитие умения

красиво улыбаться, говорить ласковые слова,

следить за своим отображением в зеркале и понимать мимику, л/т «Рыбы».

1/15

апрель

1

29

Ребенку о нем самом. Обучение навыкам

общения с окружающими, вызывать на

сопереживание

и

сочувствие

к

окружающим

людям,

животным

и

растениям,

л/т

«Птицы».

1/15

2

30

Приобщение ребенка к труду взрослых. Воспитание интереса к труду взрослых, л/т

«Космос».

1/15

3

31

Ребенку о нем самом. Обучение навыкам безопасного движения в пространстве с

опорой на зрение и сохранные анализаторы, л/т «Электроприборы».

1/15

4

32

Ребенку о нем самом. Обучение навыкам безопасного движения в пространстве с

опорой на зрение и сохранные анализаторы, л/т «Весна».

1/15

май

1

33

Ребенку

о

нем

самом. Развитие сенсорных способностей в процессе различения

признаков

и

свойств

предметов,

воспринимаемых

зрением,

слухом,

обонянием,

осязанием, л/т «День Победы».

1/15

2

34

Ребенку о нем самом. Обучение навыкам

общения с окружающими, вызывать на

сопереживание к растениям, л/т «Цветы».

1/15

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка

усвоения

детьми

программного

материала

по

разделу «

Социально-бытовая

ориентировка

».

2/30

4

36

Итого

15 часов (540 мин.)

Примерный учебно-тематический план

по ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»

в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

Средняя группа (2 год обучения)

месяц

недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей.

2/40

2

2

3

3

Предметные представления. Формирование навыкаобследования основных признаков

и свойств с использованием зрения и других анализаторов, л/т «Осень».

1/20

4

4

Предметные

представления.

Формирование

навыка обследования

основных

признаков и свойств с использованием зрения и других анализаторов, л/т «Овощи».

1/20

5

5

Предметные

представления.

Развитие

способности сравнивать

и

группировать

предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по наличию или отсутствию

каких-то особенностей у двух близких предметов, л/т «Фрукты».

1/20

октябрь

1

6

Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения

бережно относиться к

природе (животным), л/т «Домашние животные».

1/20

2

7

Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения

бережно относиться к

природе (животным), л/т «Животные Севера».

1/20

3

8

Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения

бережно относиться к

природе (животным), л/т «Дикие животные».

1/20

4

9

Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения

бережно относиться к

природе (животным), л/т «Животные жарких стран».

1/20

ноябрь

1

10

Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения

бережно относиться к

природе (растениям). Развитие умения

любоваться красотой природы, л/т «Россия –

мой дом».

1/20

2

11

Ребенку о нем самом. Развитие способности называть части тела, знать, для чего они

человеку

нужны.

Развитие

умения

называть

пальцы

на

руке, л/т

«Девочки

и

мальчики (Части тела)».

1/20

3

12

Предметные представления.Упражнение в действиях с предметным миром, раскрывая

функциональные возможности организма.Формирование навыка

наблюдать за своим

1/20

внешним видом, используя зеркало, л/т «Мой дом».

4

13

Ребенку о нем самом. Совершенствование

умения

называть свои имя, фамилию,

возраст, имя и отчество родителей, имена других членов семьи, л/т «Моя семья».

1/20

декабрь

1

14

Предметные представления.Совершенствование умения устанавливать связи между

назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан

(сковорода - из металла, ее можно ставить на огонь; посуда - из глины, она может

разбиться... и т.д.), л/т «Посуда».

1/20

2

15

Предметные представления.Развитие умения ориентироваться с помощью сохранных

анализаторов, л/т «Продукты питания».

1/20

3

16

Наблюдения

на

улице, движение на улице.

Обучение

умению наблюдать погоду,

явления природы по сезонам, знать название сезонных явлений, л /т «Зима».

1/20

4

17

Предметные

представления.Развитие

умения понимать

назначение

предметов,

различать и называть существенные детали предметов, л /т «Новый год».

1/20

январь

2

18

Ребенку о нем самом. Упражнение в действиях с предметным миром, раскрывая

функциональные возможности организма, л/т «Народные игры и забавы».

1/20

3

19

Предметные

представления.Развитие

умения понимать

назначение

предметов,

различать и называть существенные детали предметов (у стула - ножки, спинка,

сиденье), л/т «Мебель».

1/20

4

20

Ребенку

о

нем

самомУпражнение

в

действиях

с

предметным

миром,

раскрывая

функциональные возможности организма, л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/20

февраль

1

21

Наблюдения на улице, движение на улице. Обучение умению различать и называть

легковые и грузовые машины, автобус, трамвай, поезд. Развитие умения выделять,

называть части грузового автомобиля, л/т «Транспорт».

1/20

2

22

Приобщение ребенка к труду взрослых. Расширение знаний о труде взрослых в

детском

саду,

своих

родителей.Воспитание

уважения

к

результатам

труда

взрослых.л/т «Профессии».

1/20

3

23

Наблюдения

на

улице, движение на улице. Формирование

умения определять на

слух, далеко ли едет автобус, как звучит закрывающаяся дверь автобуса, как звучит

подъезжающий автобус, л/т «Инструменты».

1/20

4

24

Наблюдения

на

улице, движение

на

улице.

Развитие

умения

наблюдать

за

движением

транспорта,

различать

транспортные

средства

с

опорой

на

зрение

и

сохранные

анализаторы

(слух,

обоняние,

тактильно-двигательные

ощущения),

л/т

1/20

«Наша армия».

март

1

25

Предметные

представления.

Развитие

способности сравнивать

и

группировать

предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по наличию или отсутствию

каких-то особенностей у двух близких предметов, л/т «Мамин праздник».

1/20

2

26

Предметные

представления.

Развитие

умения понимать

назначение

предметов,

различать и называть существенные детали предметов (у рубашки - воротник, рукава,

застежка), л/т «Одежда».

1/20

3

27

Наблюдения

на

улице, движение

на

улице.

Развитие

способности сравнивать

и

группировать предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по наличию или

отсутствию каких-то особенностей у двух близких предметов, л/т «Обувь».

1/20

4

28

Предметные представления. Развитие способности понимать обобщающие слова, л/т

«Рыбы».

1/20

апрель

1

29

Наблюдения

на

улице, движение на улице.

Обучение

умению наблюдать погоду,

явления природы по сезонам, знать название сезонных явлений, л/т «Птицы».

1/20

2

30

Предметные представления. Формирование умения ориентироваться с помощью всех

анализаторов, л/т «Космос».

1/20

3

31

Предметные

представления.

Развитие

умения понимать

назначение

предметов,

различать и называть существенные детали предметов.л/т «Электроприборы».

1/20

4

32

Наблюдения

на

улице, движение на улице.

Обучение

умению наблюдать погоду,

явления природы по сезонам, знать название сезонных явлений, л/т «Весна».

1/20

май

1

33

Предметные

представления.

Обучение

навыкам правильно

ходить

по

лестнице,

опираясь на перила, правильно обходить человека с правой стороны, уступать дорогу

взрослым, л/т «День Победы».

1/20

2

34

Наблюдения на улице, движение на улице. Развитие умения

бережно относиться к

природе (растениям). Развитие умения любоваться красотой природы, л/т «Цветы».

1/20

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка

усвоения

детьми

программного

материала

по

разделу «

Социально-бытовая

ориентировка

».

2/40

4

36

Итого

15 часов (720 мин.)

Примерный учебно-тематический план

по ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»

в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

Старшая группа (3 год обучения)

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей.

2/50

2

2

3

3

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Осень».

1/25

4

4

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Овощи».

1/25

5

5

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах),л/т «Фрукты».

1/25

октябрь

1

6

Ребенку о нем самом. Формирование представления о возможностях их зрения, л/т

«Домашние животные».

1/25

2

7

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Животные

Севера».

1/25

3

8

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы,

их

разнообразные

качества

(форма,

цвет,

вкус,

запах),

л/т

«Дикие

животные».

1/25

4

9

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах),л/т «Животные

жарких стран».

1/25

ноябрь

1

10

Наблюдения и поведение на улице. Развитие умения называть свой город, название

улицы, на которой расположен детский сад, домашний адрес,

л/т «Россия – мой

дом».

1/25

2

11

Ребенку о нем самом. Развитие умения

составлять свой словесный портрет: лицо,

волосы, глаза, рост, мимика. Обучение

пониманию мимики, жестов, л/т «Девочки и

мальчики (Части тела)».

1/25

3

12

Наблюдения и поведение на улице. Развитие умения называть свой город, название

улицы, на которой расположен детский сад, домашний адрес,л/т «Мой дом».

1/25

4

13

Ребенку о нем самом. Развитие умения

называть свои имя, отчество, фамилию, л/т

«Моя семья».

1/25

декабрь

1

14

Предметные представления. Развитие умения дифференцировать предметы внутри

1/25

одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная), л/т «Посуда».

2

15

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Продукты

питания».

1/25

3

16

Наблюдения

и

поведение

на

улице.

Формирование

навыка ориентироваться

в

ближайшем окружении с использованием зрения и сохранных анализаторов (слуха,

обоняния, осязания), л /т «Зима».

1/25

4

17

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л /т «Новый год».

1/25

январь

2

18

Ребенку о нем самом. Развитие умения оценивать эмоциональное состояние человека

(радость, горе, страх, стыд, злость). Развитие навыков мимических и жестовых форм

общения, л/т «Народные игры и забавы».

1/25

3

19

Предметные представления. Развитие умения делать обобщения, л/т «Мебель».

1/25

4

20

Ребенку о нем самом. Развитие навыков правил поведения, ухода за телом. Следить за

чистотой

тела,

аккуратностью

прически,

чистотой

одежды

и

обуви, л/т «Зимние

забавы. Спорт».

1/25

февраль

1

21

Наблюдения и поведение на улице. Развитие

умения группировать транспортные

средства по назначению. Формирование навыка различения проезжей части дороги,

тротуара; понимания значения красного, желтого и зеленого сигналов светофора, их

роль для движения машин и пешеходов, л/т «Транспорт».

1/25

2

22

Приобщение

ребенка

к

труду

взрослых.

Развитие

способности наблюдать

труд

повара, прачки, продавца (правильно называть эти профессии), их основные трудовые

обязанности, л/т «Профессии».

1/25

3

23

Приобщение ребенка к труду взрослых. Совершенствование

умения

вычленять

отдельные

действия

и

их

последовательность

в

трудовых

процессах,

л/т

«Инструменты».

1/25

4

24

Ребенку

о

нем

самом. Развитие умения пользоваться зрительной ориентацией в

соответствии со зрительными возможностями, л/т «Наша армия».

1/25

март

1

25

Приобщение

ребенка

к

труду

взрослых.

Формирование

представления

об

общественных учреждения. Развитие умения

поведения в общественных местах,

быть культурными, бережно относиться к труду взрослых, л/т «Мамин праздник».

1/25

2

26

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Одежда».

1/25

3

27

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Обувь».

1/25

4

28

Предметные представления. Развитие умения делать обобщения, л/т «Рыбы».

1/25

апрель

1

29

Ребенку о нем самом.

Ознакомление с понятием о замене зрительной информации

слуховой при ориентировке в большом пространстве, л/т «Птицы».

1/25

2

30

Ребенку о нем самом.

Формирование представления о возможностях их зрения,

л/т

«Космос».

1/25

3

31

Предметные представления. Ознакомление с материалами, орудиями, инструментами,

электроприборами

необходимыми

для

работы

взрослых. Формирование

навыка

пользоваться

предметами

быта;

дать

понятие

об

осторожном,

безопасном

использовании бытовых приборов, л/т «Электроприборы».

1/25

4

32

Ребенку

о

нем

самом. Развитие умения пользоваться зрительной ориентацией в

соответствии со зрительными возможностями, л/т «Весна».

1/25

май

1

33

Приобщение

ребенка

к

труду

взрослых.

Формирование

представления

об

общественных учреждениях, л/т «День Победы».

1/25

2

34

Предметные представления. Развивать умение называть окружающие предметы и

материалы, их разнообразные качества (форма, цвет, вкус, запах), л/т «Цветы».

1/25

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка

усвоения

детьми

программного

материала

по

разделу «

Социально-бытовая

ориентировка

».

2/50

4

36

Итого

15 часов (900мин.)

Примерный учебно-тематический план

по ООД «Социально-бытовая ориентировка» ОО «Социально - коммуникативное развитие»

в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

Подготовительная группа (4 год обучения)

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей.

2/60

2

2

3

3

Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с

использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания),

л/т «Осень».

1/30

4

4

Предметные представления. Формирование

навыка описания основных признаков

предмета, знать его назначение, правила использования, хранения, л/т «Овощи».

1/30

5

5

Предметные представления. Формирование

навыка описания основных признаков

предмета, знать его назначение, правила использования, хранения, л/т «Фрукты».

1/30

октябрь

1

6

Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с

использованием

всех

сенсорных

функций

(зрения,

слуха,

обоняния,

вкуса,

осязания),л/т «Домашние животные».

1/30

2

7

Предметные представления. Воспитание любви и бережного отношения к природе

родного края, л/т «Животные Севера».

1/30

3

8

Предметные представления. Формирование

навыка

правильного поведения в

природе: не загрязнять мест отдыха, не ломать деревьев и кустов, не рвать растения,

бережно относиться к животным, л/т «Дикие животные».

1/30

4

9

Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с

использованием

всех

сенсорных

функций

(зрения,

слуха,

обоняния,

вкуса,

осязания),л/т «Животные жарких стран».

1/30

ноябрь

1

10

Ознакомления

с

явлениями

общественной

жизни.

Воспитание

уважительного

отношения к Государственному гербу, флагу, гимну России.Ознакомление с русскими

народными песнями, сказками, пословицами, л/т «Россия – мой дом».

1/30

2

11

Ребенку

о

нем

самом

и

окружающих

людях.

Формирование

представления

о

человеческом

облике:

мимика,

жесты,

походка,

осанка,

голос,

речь,

проявление

эмоций, л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».

1/30

3

12

Ребенку

о

нем

самом

и

окружающих

людях.

Обучение

умению

правильно

пользоваться неполноценным зрением там, где оно дает точную информацию, или же

использовать

сохранные

анализаторы,

когда

зрение

не

позволяет

свободно

ориентироваться,л/т «Мой дом».

1/30

4

13

Ребенку о нем самом и окружающих людях. Обучение формам общения вербального

и невербального характера. Понимание положительных и отрицательных сторон в

поведении окружающих людей (доброжелательность, заботливость, внимательность,

дисциплинированность и другие проявления), л/т «Моя семья».

1/30

декабрь

1

14

Предметные

представления.

Обогащение

знаний

о

предметах,

их

существенных

признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, л/т «Посуда».

1/30

2

15

Предметные

представления. Обогащение

знаний

о

предметах,

их

существенных

признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, понимать значение

обобщающих слов, л/т «Продукты питания».

1/30

3

16

Ознакомления с явлениями общественной жизни. Ознакомление с особенностями

местных природных условий жизни, л /т «Зима».

1/30

4

17

Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с

использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания),

л /т «Новый год».

1/30

январь

2

18

Наблюдения на улице. Развитие ориентировки на улице с использованием сохранных

анализаторов и зрения, л/т «Народные игры и забавы».

1/30

3

19

Предметные

представления.

Обогащение

знаний

о

предметах,

их

существенных

признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, понимать значение

обобщающих слов, л/т «Мебель».

1/30

4

20

Наблюдения на улице. Развитие ориентировки на улице с использованием сохранных

анализаторов и зрения, л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/30

февраль

1

21

Приобщение ребенка к труду взрослых. Совершенствование знаний о труде людей по

управлению

транспортом,

трудовых

действиях

работников

транспорта,

их

обязанностях (управляет транспортом, обслуживает пассажиров в пути, ремонтирует,

проверяет

машины

перед

рейсом,

обеспечивает

безопасность

движения),

л/т

«Транспорт».

1/30

2

22

Приобщение ребенка к труду взрослых. Формирование представления о содержании

труда, названиях профессий, цели работы, материалах, оборудовании, орудиях труда

и инструментах, трудовых действиях и их последовательности, результатах труда и

его значении, л/т «Профессии».

1/30

3

23

Предметные

представления.

Обогащение

знаний

о

предметах,

их

существенных

признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, понимать значение

обобщающих слов, л/т «Инструменты».

1/30

4

24

Наблюдения на улице. Формирование навыковгруппирования, сравнивания разных

видов транспорта (наземный, водный, воздушный) по назначению (пассажирский,

грузовой, специальный), л/т «Наша армия».

1/30

март

1

25

Приобщение ребенка к труду взрослых Формирование представления о некоторых

учреждениях культурно-бытового обслуживания населения, об их назначении, л/т

«Мамин праздник».

1/30

2

26

Предметные

представления.

Совершенствовать

умение

правильно

называть

существенные

признаки

и

особенности

окружающих

предметов;

понимать

связь

между

назначением,

строением,

материалом,

из

которого

сделаны

предметы,

л/т

«Одежда».

1/30

3

27

Предметные

представления.

Совершенствовать

умение

правильно

называть

1/30

существенные

признаки

и

особенности

окружающих

предметов;

понимать

связь

между

назначением,

строением,

материалом,

из

которого

сделаны

предметы,

л/т

«Обувь».

4

28

Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с

использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания),

л/т «Рыбы».

1/30

апрель

1

29

Предметные представления. Совершенствование навыка обследования предметов с

использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания),

л/т «Птицы».

1/30

2

30

Предметные

представления.

Совершенствовать

умение

правильно

называть

существенные

признаки

и

особенности

окружающих

предметов;

понимать

связь

между

назначением,

строением,

материалом,

из

которого

сделаны

предметы,

л/т

«Космос».

1/30

3

31

Предметные представления. Знакомство с предметами быта, техники и умение ими

пользоваться.

Формирование

представления о правилах безопасного использования

бытовой техникой, л/т «Электроприборы».

1/30

4

32

Ребенку

о

нем

самом

и

окружающих

людях.

Обучение

умению

правильно

пользоваться неполноценным зрением там, где оно дает точную информацию, или же

использовать

сохранные

анализаторы,

когда

зрение

не

позволяет

свободно

ориентироваться, л/т «Весна».

1/30

май

1

33

Приобщение ребенка к труду взрослых. Формирование представление о некоторых

видах труда, л/т «День Победы».

1/30

2

34

Предметные

представления.

Обогащение

знаний

о

предметах,

их

существенных

признаках, группировать, обобщать по этим признакам предметы, л/т «Цветы».

1/30

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка

усвоения

детьми

программного

материала

по

разделу «

Социально-бытовая

ориентировка

».

2/60

4

36

Итого

15 часов (1.080 мин.)

Применяемые технологии в процессе ООД «Социально-бытовая ориентировка»

1

Информационно-коммуникативные

2.

Здоровьесберегающиетехнологии (Базарный В.Ф.)

3.

Технология сотрудничества

4.

Технология проектирования

5.

Интерактивные технологии

Название / Автор

Программное

обеспечение

- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А. Васильевой.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

Под ред. Плаксиной Л.И.

Литература

-Подколзина Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения.

-Дружинина Л. А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения

зрения.

-Чевычелова Е.А Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной.

-Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет.

-Денискина В.З. Учимся улыбаться.

- Подколзина Е.Н. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры.

Презентации

-«Электронные зрительные гимнастики»

Дидактические игры и

пособия.

-«Тренажеры для зрительной гимнастики» разных размеров и по лексическим темам

-Плакат «Гимнастика для глаз»

-игрушки (муляжи) разной величины, формы по всем лексическим темам (овощи, фрукты, домашние животные, дикие

животные, игрушки, транспорт, посуда, птицы, растения), бытовые электроприборы (утюг, пылесос, электрочайник,

мясорубка, микроволновая печь)

-цветные изображения предметов, животных, птиц, транспорта, растений, игрушек и т. д.

-изображение предметов в силуэте и контуре (черно-белое, цветное) по всем темам предметных представлений;

- изображение «зашумленных» предметов

-серия картин «Домашние животные» и т. д.

- силуэтное изображение предметов для моделирования картин

Тифлопедагогические

приборы для занятий

-Интерактивные музыкальные коврик «День, ночь», «Транспорт» и т. д.

-Прибор «Ориентир»

-Прибор «Светлячок»

-Пособие «Дом»

-лупы, бинокли (для рассматривания мелких предметов и изображений)

Картотека

-«Зрительная гимнастика»

-«Пальчиковая гимнастика»

-«Физминутки»

Материально – техническая база.

Оборудование

Средства ТСО : магнитофон, компьтер.

Направление

развития

Методические пособия

Наглядно –

дидактический материал

Атрибуты и раздаточные материалы

Настольно-печатные

игры

Социально-

бытовая

ориентировка

-Подколзина Е.Н. Социально-

б ы т о в а я

о р и е н т и р о в к а

дошкольников с нарушением

зрения.

-Дружинина Л. А. Занятия по

развитию социально-бытовой

о р и е н т и р о в к и

с

дошкольниками,

имеющими

нарушения зрения.

- Ч е в ы ч е л о в а

Е . А

Развернутое

тематическое

планирование

по

программе

под ред. Л.И. Плаксиной.

- Ч е в ы ч е л о в а

Е . А .

Зрительная

гимнастика

для

детей 2-7 лет.

-Денискина

В.З.

Учимся

улыбаться.

-П о д к о л з и н а

Е . Н.

Социализация

дошкольников

с

н а р у ш е н и е м

з р е н и я

средствами игры.

- К р у п е н ч у к

О . И .

-«Тренажеры для

зрительной

гимнастики» разных

размеров и по

лексическим темам

-Пособие «Человечек»

деревянный

-Пособие «Рука»

деревянная

-Плакат «Гимнастика

для глаз»

- изображение

«зашумленных»

предметов

- серия картин «Сбор

урожая»

-серия картин

«Домашние животные»

-серия картин «Улицы

нашего города»

-«Тренажеры для зрительной

гимнастики» разных размеров и

по лексическим темам

-набор «Узнай по запаху»

-Куклы разного размера

-игрушки (муляжи) разной

величины, формы

по всем темам предметных

представлений (овощи, фрукты,

домашние животные, дикие

животные,

игрушки, транспорт, посуда, птицы,

растения)

-бытовые электроприборы (утюг,

пылесос, электрочайник,

мясорубка, микроволновая печь)

-цветные изображения предметов,

животных, птиц, транспорта,

растений, игрушек и т. д.

-изображение предметов в силуэте

-Лото «Профессии»

-«Профессии»

- «Что сначала, что

потом»

- «Одень куклу»

-«Знаю все профессии»

- «Четвертый лишний

-«Найди четвертый

лишний 1»

-«Назови одним

словом» -«Готов ли ты к

школе?

-«Я учусь считать»

-«Гнездо, улей, нора»

-«Наши чувства и

эмоции»

- «Что из чего?»

-«Истории в картинках»

части 1 и 2

- «Зоопарк настроений»

-Ковролиновый

конструктор

Пальчиковые игры.

-Ремезова

Л.А.

Развитие

осязательного

восприятия

у

детей дошкольного возраста с

нарушением зрения.

- силуэтное

изображение предметов

для моделирования

картин

и контуре (черно-белое, цветное) по

всем темам предметных

представлений.

- «Застежки-расстежки»

-«Противоположности»



В раздел образования