Напоминание

"Причастный оборот"


Автор: Великанова Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Покрово-Березовка
Населённый пункт: Пензенского района, Пензенской области
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка
Тема: "Причастный оборот"
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Великановой Натальи Анатольевны, учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Покрово-Берёзовка

Пензенского района Пензенской области

Предмет – Русский язык, 7 класс

Возраст детей – 12-13 лет.

Тема урока: «П

РИЧАСТНЫЙ

ОБОРОТ

»

Тип урока: изучение нового материала.

Работа по учебнику «Русский язык» 7 кл., авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник, карточки с разно

уровневыми заданиями

Цели урока:

Образовательные: 1) дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; 2)

формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы

причастного оборота в предложении;

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, виды речевой деятельности учащихся; грамотно

аргументировать свою позицию;

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока:

Этап

Цели этапа

Деятельность учителя

Формы

организац

ии

работы

Методы

обучения

Деятельность

учащихся

УУД

1.Организ

ационный

момент

(2 мин.)

Подготовка

учащихся к

работе на

уроке.

Приветствует обучающихся,

проверяет их готовность к

уроку.

-Запищите число, классная

работа, а вот для темы урока

оставьте пустую строчку.

фронтальна

я

словесный Приветствуют учителя,

проверяют свою

готовность к уроку.

Записывают в тетрадях

число, классная работа,

оставляют пустую

строку для темы урока.

Мобилизация

внимания, уважение

к окружающим (Л)

Планирование

учебного

сотрудничества с

учителем,

сверстниками (К)

Саморегуляция (Р)

2.

Актуализ

ация

знаний.

(10 мин.)

Повторение

изученного

материала,

необходимого

для

«открытия

нового

знания», и

выявление

затруднений в

индивидуальн

ой

деятельности

каждого

учащегося

Учитель проводит словарно-

орфографическую работу.

Предлагает работу по

карточкам, вызывает 2-х

учеников к доске.

С классом проводит

словарный диктант:

Лёгкое касание, раздаётся в

тишине,

голубовато-серыми глазами,

по-осеннему холодно,

пробившийся росточек, за

опасным поворотом,

серебряная брошь,

разыскивать преступника,

искусство, на парашюте,

появляется вдали,

фронтальна

я

словесный,

наглядно-

иллюстрати

вный

У доски работают два

ученика по карточкам,

объясняют правописание

окончаний причастий.

Записывают

словосочетания.

Взаимопроверка.

Остальные обучающиеся

записывают слова и

словосочетания под

диктовку.

Взаимопроверка.

(Слайд 1)

Использование

знаково-

символических

средств для решения

задания (П).

Умение

договариваться и

приходить к общему

решению в

совместной

деятельности (К).

Учет правила в

планировании и

контроле способа

решения (Р).

расстилающийся, излагать

мысль.

-

Ребята,

посмотрите

на

экран

( С л а й д

2 ) .

П р и л а г а т е л ь н ы е

и

причастия

рассыпались

и

перемешались.

Да ва йте

попробуем собрать их.

- О б о с н у й т е ,

п о

к а к и м

п р и з н а к а м

в ы

у з н а л и

причастия?

учитель записывает все

признаки на доске:

род;

число;

падеж;

время;

вид;

возвратность.

От каких частей речи берет

Дети распределяют

слова.

Называют

грамматические и

морфологические

признаки причастия.

От прилагательного и

эти признаки причастие?

Как вы думаете, какие

признаки у причастия от

глагола, а какие от

прилагательного?

Попробуем составить

кластер.

-Молодцы, вы справились с

заданием.

глагола.

Составляют кластер,

записывают на доске (2

ученика)

Признаки гл.

1. Вид

2. Время

3. Возвратность

Призн. прил.

1. Падеж

2. Число

3. Род

3.Объясне

ние

нового

материала

(15 мин.)

Соотнесение

поставленных

задач с

достигнутым

результатом,

фиксация

нового

знания,

постановка

дальнейших

целей

Учитель предлагает

сравнить словосочетания,

записанные в каждом

столбике. (Слайд 3)

1 ст.

пишущий ученик

прочитанная книга

выпавший снег

2 ст.

пишущий сочинение

прочитанная девочкой

выпавший утром

- Что общего вы в них

заметили? В чем различие?

- Определите, в каких

случаях причастие является

главным словом, а в каких –

фронтальна

я

словесный,

наглядно-

иллюстрати

вный

Ученики сравнивают

словосочетания и

отвечают на вопросы

учителя.

Поиск и выделение

информации;

подведение под

понятие;

выдвижение гипотез

и их обоснование;

самостоятельное

создание способа

решения проблемы

поискового

характера (П)

Аргументация своего

мнения и позиции в

коммуникации; учёт

разных мнений (К)

зависимым.

- Обозначьте графически

связь между словами.

Сделайте вывод. Какова

роль причастия в

словосочетании?

- Так вот, причастие с

зависимыми словами

называется причастным

оборотом.

- Какова же цель нашего

урока?

-

Какова

тема?

Запишите.

(Слайд 4)

Учитель предлагает

Делают вывод:

причастие может иметь

при себе зависимые

слова, выступать

главным словом

словосочетания.

Ответ: изучить

причастный оборот.

Ученики формулируют

тему и записывают в

тетрадь.

Читают §12 (с. 31 – 33)

прочитать теоретический

материал учебника (§12)

Фронтальный опрос:

(Слайд 5)

- Что такое причастный

оборот?

- Каким членом

предложения является?

- Когда обособляется?

Отвечают на вопросы

учителя.

4.

Первично

е

закреплен

ие с

комменти

рованием

во

внешней

Закрепить

полученные

знания о

причастном

обороте.

Формировать

умение

видеть

Учитель даёт задания:

(Слайд 6)

1)Распределить данные

словосочетания в две

группы: «прич. + сущ.»,

«прич.+сущ.» (устно)

Засеянное поле, засеянное

горохом, освещаемое

фронтальна

я

индивидуа

льная

словесный,

наглядно-

иллюстрати

вный

Обучающиеся

выполняют задание

устно, распределяя

словосочетания в 2

группы.

Анализ объектов с

целью выделения

признаков,

выдвижение гипотез

и их обоснование (П)

Выражение своих

мыслей с полнотой и

точностью;

формулирование и

речи

(10 мин.).

пунктограмм

у в тексте;

видеть

наличие или

отсутствие

зависимых

слов.

Уметь

графически

объяснять

написание.

лампочкой, освещаемый зал,

стелющийся над рекой,

стелющийся туман.

(Слайд 7)

2)К данным причастным

оборотам подобрать

определяемые слова:

висевший в воздухе,

решённая учеником,

усыпанные листьями.

(Слайд 8)

3)Найти в предложении

причастный оборот,

обозначить его границы,

подчеркнуть как

определение:

Охотник, смотревший на ту

сторону реки, увидел

Выполняют задание в

тетрадях, комментируя

письмо

Записывают

предложения в тетрадь,

находят причастный

оборот, подчёркивают

как определения

аргументация своего

мнения; учёт разных

мнений (К)

Оценивание

усваиваемого

содержания (Л)

Контроль,

коррекция, оценка,

самооценка (Р)

неизвестный предмет.

Дующий с моря ветер

лениво теребил паруса

корабля.

-

Проверьте,

правильно

ли

вы

выполнили

з а д а н и е

(слайд 9).

Задаёт вопрос:

- Почему в первом

предложении причастный

оборот выделяется

запятыми, а во втором нет?

(Слайд 10)

5)Найти в тексте

причастные обороты,

отметить определяемое

Самопроверка.

Отвечают:

- Причастный оборот в

первом предложении

стоит после

определяемого

существительного,

выделяется голосом и

запятыми.

У доски работают 2

ученика. Записывают

предложения, вставляя

пропущенные

слово, подчеркнуть,

вставить пропущенные

орфограммы, запятые.

Поднявшийся ветер вдруг

стих. Повисли п.а на

к..рабле находивш..мся

д..леко в ..кеане.

Обесп..коенный

происх..дящ..м капитан

вышел на мостик. Часть

неба была обложена тучами

(не)предвещавш..ми н..чего

хорошего. Капитан пр.казал

убрать п.а и к..манда

встр..воженная его

распоряжением быстро

пр..ступила к работе.

орфограммы и запятые.

Объясняют их

написание. Находят в

тексте причастные

обороты, отмечают

определяемое слово,

подчёркивают.

5.Проверо

чная

работа с

самопрове

ркой по

эталону

(5 минут)

Организация

самостоятель

ного

выполнения

задания на

новый способ

действия

1.Учитель даёт

проверочную работу

(раздаточный материал на

парту). Выполнить тест.

Найти словосочетания

«прич. + сущ.», где главное

слово причастие.

1.а) Служащие Родине;

б) растерявшие льдины;

в) разбросанная ребёнком;

г) разведанная геологом.

2.а) Скошенный косой;

б) исследованная местность;

в) светящиеся окна;

г) освещённая луной.

3.а) О написанных словах;

индивидуа

льная

наглядно-

иллюстрати

вный

1)Работают

самостоятельно,

выполняя задание теста.

Действие по

аналогии (П).

Оценка

правильности

выполнения

действия и внесение

необходимых

корректив в действие

после его

завершения (Р).

Формирование

адекватной

самооценки (Л).

б) расчищенная

школьниками;

в) освещаемый зал;

г) бегущий мальчик.

4.а) дремлющего океана;

б) пенящиеся струи;

в) замешанные в

преступлении;

г) напуганные стуком.

5.а) освещавшая комнату;

б) привезённый из города;

в) напуганная девочка;

г) светящаяся лампа.

2. Использует ИКТ для

самопроверки. (Слайд 11)

2) Проверяют себя

(сверяют свой результат

с заданным эталоном).

На слайде правильные

ответы:

1-

а, б, в; 2 – а, г; 3 – б; 4

– в, г; 5 – а, б.

6.

Рефлекси

я учебной

деятельно

сти на

уроке

(3 мин.)

Осознание

обучающими

ся своей

учебной

деятельности,

самооценка

результатов

деятельности,

своей и всего

класса.

- Какую тему исследовали

на уроке?

- Удалось решить

поставленную задачу?

– Оцените результаты своей

р а б о т ы

н а

у р о к е

п о

критериям:

(Критерии

оценки.)

(Слайд

12)

«А»

Задания

были

мне

понятны, я легко справился.

«Б»

Некоторая

помощь

то ва р и щ е й

м н е

б ы

н е

повредила.

фронтальна

я

индивидуа

льная

словесный,

наглядно-

иллюстрати

вный

Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на

уроке через самооценку

по критериям.

Рефлексия способов

и условий действия;

контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности (П)

Самооценка;

адекватное

понимания причин

успеха или неуспеха

в УД; следование в

поведении

моральным нормам и

этическим

требованиям (Л)

«В»

Я

ст ара лся,

н о

большинство заданий были

для меня сложны.

(Запишите на полях букву.)

Кто

написал

букву

«А»,

поднимите руку.

Выражение своих

мыслей полно и

точно;

формулирование и

аргументация своего

мнения, учёт разных

мнений (К)

7.Домашн

ее задание

(2 мин.)

Акцентирова

ние внимания

учащихся на

данной теме.

(Слайд 13)

– Тот, кто записал букву

«А», из художественного

текста выпишет 8

предложений с

причастными оборотами и

прочитает параграф 12.

- Кто записал букву «Б»,

читает параграф 12 и

выполняет упражнение 74.

– Тот, кто записал букву

«В», читает п. 12 и

фронтальна

я

индивидуа

льная

словесный,

наглядно-

иллюстрати

вный

Записывают домашнее

задание.

Личностное

самоопределение

выполняет упражнение

№ 77.

Выставление оценок.

Учитель /Н.А. Великанова/



В раздел образования