Напоминание

"Ориентировка в пространстве"


Автор: Файнштейн Оксана Михайловна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Ориентировка в пространстве"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Кристаллик»

Рассмотрено на заседании Утверждено

педагогического совета Заведующим МБДОУ

протокол № 1 Детский сад №9 «Кристаллик»

от «___» _______ 20___г _________/С. В. Чеснокова/

Приказ № _____от _______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу «Ориентировка в пространстве»

(ОО « Познавательное развитие»)

Составитель:

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Файнштейн Оксана Михайловна

г. Салехард

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа (далее Программа) составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ

№9

«Кристаллик»,

Адаптированной

образовательной

программы

дошкольного

образования

для

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) МБДОУ №9 «Кристаллик».

Программа

конкретизирует

содержание

раздела

«Ориентировка

в

пространстве»

(ОО

«Познавательное

развитие»)

и

даёт

распределение периодов ООД по часам с учётом направлений по ориентировке в пространстве.

Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) и разработана с

учётом особенностей их развития.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии

обучения, воспитания и развития воспитанников по ориентировке в пространстве.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть Основной образовательной программы ОУ, а так же отражает элементы

ее вариативной части, содействует сохранению единого образовательного пространства.

В программе задачи развития осязания и мелкой моторики не выделены в отдельные разделы, а включаются во все коррекционные

занятия тифлопедагога.

Программа составлена с учётом методических рекомендаций Подколзиной Е. Н. «Пространственная ориентировка дошкольников с

нарушением зрения», Нагаева Т.И. «Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки».

Цель

Развитие навыков ориентировки в пространстве.

Задачи

- Развивать умение ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе».

- Развивать умение полисенсорного восприятия окружающего пространства и расположенных в нем предметов.

- Развивать умение ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, альбомном листе, на поверхности стола,

магнитной доски, тетради, книги).

- Развивать умение ориентироваться в макропространстве с точкой отсчета «от себя».

- Развивать умение ориентироваться в макропространстве с точкой отсчета «от предметов», «между предметами».

- Развивать умение ориентироваться с помощью схем и планов.

- Формировать понимание пространственных терминов и умение самостоятельно пользоваться ими при обозначении в

речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.

Содержание направлений ООД «Ориентировка в пространстве» с учётом возрастных этапов развития

Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).

Возраст

Направление деятельности

Содержание

3-4 года

Ориентировка на себе

- Обучение умению различать и правильно называть части тела своего и других детей (кукол),

соотносить с их со своим телом.

- Развитие представления о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги

внизу, правая рука, левая рука, грудь спереди, а спина сзади).

- Развитие представлений о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела.

-Формирование

навыка обозначать

расположение

частей

своего

тела

соответствующими

пространственными терминами: правая, левая, вверху, внизу, спереди, сзади и т.д..

- Развитие умений находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник,

рукава, карманы и т.д.). Обозначать их расположение соответствующими пространственными

терминами (рукава, карманы - правый, левый, впереди или сзади, пуговицы - верхняя или

нижняя и т.д.).

О р и е н т и р о в к а

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего окружения

- Формирование

навыка

зрительно-осязательного выделения пространственных признаков

(форма, цвет, величина) игрушек и предметов ближайшего окружения.

- Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать игрушки и предметы, выделять их

пространственные

признаки

по

направляющим

инструкциям

тифлопедагога,

следуя

предложенному плану.

Ориентировка

в

замкнутом

п р о с т р а н с т в е

( п о м е щ е н и е

группы)

- Обучение умению ориентироваться в групповых помещениях (групповая, спальная, туалетная

комнаты и т.д.) использовать при ориентировке информацию, получаемую с помощью всех

анализаторов.

- Формирование навыка самостоятельно находить в помещении группы окна и двери; правильно

открывать и закрывать двери; самостоятельно находить свое место за столом, кровать в спальне,

шкафчик для одежды.

-

Развитие

умений находить

и

располагать

игрушки

в

групповой

комнате

по

словесным

инструкциям педагога.

О р и е н т и р о в ка

с

п ом о щ ь ю

сохранных анализаторов

-

Развитие

навыков

пространственной

ориентировки

с

привлечением

зрения

и

сохранных

анализаторов (слуха, осязания, обоняния).

- Формирование умения различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей,

воспитателей.

- Формирование умения различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей,

воспитателей.

Ориентировка

в

направлениях

ближайшего

пространства

с

точкой отсчета от себя

- Обучение умению показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя:

направо - налево, вверх - вниз, вперед - назад.

- Развитие навыков находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве

вокруг себя (справа - слева, вверху - снизу, впереди - сзади).

- Развитие умений обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем

пространстве

с

точкой

отсчета

от

себя

соответствующими

пространственными

терминами:

справа (направо), слева (налево), вверху (вверх), внизу (вниз), впереди (вперед), сзади (назад).

- Развитие умений определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко

по отношению от себя). Употреблять в речи слова далеко, близко.

Ориентировка в процессе

передвижения

- Формирование умения самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.

-Развитие умения обозначать действия в речи: «Я иду по лестнице вверх», «Я иду по лестнице

вниз».

- Формирование

умения передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя

(направо и налево, вперед и назад); обозначать в речи направления своего движения: «Я иду

направо», «Я иду налево».

Ориентировка в

микропространстве

-Формирование навыка микроориентировки (на поверхности листа бумаги).

-Обучение навыкам определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны

листа. Брать предметы правой (левой) рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и

внизу, посредине.

-Ознакомление с пространственными обозначениями сторон листа бумаги (верхняя, нижняя

правая, левая) учить использовать эти обозначения в речи.

Моделирование простейших

пространственных отношений

- Формирование навыков моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков,

строительного материала по предметному образцу, по картинке инструкции тифлопедагога.

Ориентировка в пространстве по

карте-плану

- Формирование представления о картинке-плане.

-Развитие способности соотносить игрушки и предметы ближайшего окружения в реальном

пространстве, ориентируясь по картинке-плану.

4-5 лет

Ориентировка на себе

- Развитие умения

обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела,

активно использовать в речи пространственные термины (руки: правая, левая; грудь - впереди,

спина - сзади).

-Формирование

навыков ориентироваться

в

пространственном

расположении

деталей

своей

одежды, обозначая их расположение соответствующими пространственными терминами (вверху,

внизу, правый, левый).

- Обучение навыкам сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела

и стоящего впереди ребенка.

- Формирование представления о том, что для определения пространственного расположения

частей

тела

другого

ребенка

надо

встать

за

его

спиной

и

соотнести

части

своего

тела

с

аналогичными частями его тела.

О р и е н т и р о в к а

в

пространственных

признаках

п р е д м е т о в

б л и ж а й ш е г о

-Обучение умению определять с помощью зрения и осязания стороны предметов, наполняющих

пространство (например, у шкафа стороны передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и

левая).

окружения

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве (помещение группы

и детского сада)

- Развитие навыков ориентировки в помещениях группы и детского сада.

-Формирование

навыков находить дорогу к другим группам, кабинетам врача, тифлопедагога,

логопеда, заведующей, к музыкальному залу, к выходу на участок детского сада. Запоминать и

рассказывать, как пройти в то или иное помещение детского сада.

О р и е н т и р о в ка

с

п ом о щ ь ю

сохранных анализаторов

- Формирование навыка контролировать свои действия с помощью зрения и осязания.

-Развитие умения определять помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола.

Ориентировка

в

направлениях

ближайшего

пространства

с

точкой отсчета от себя

- Совершенствование уменияпоказывать рукой, флажком направления пространства с точкой

отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед - назад.

-

Формирование

навыка определять пространственное расположение игрушек, окружающих

предметов с точкой отсчета от себя: справа - слева, вверху - внизу, впереди - сзади.

- Развитие умения

обозначать в речи расположение других детей и предметов в ближайшем

пространстве с точкой отсчета от себя.

- Развитие умения находить и располагать игрушки и другие предметы в названных педагогом

направлениях.

- Закрепление и уточнение знания значения слов: далеко, близко, дальше, ближе.

Ориентировка в процессе

передвижения

- Формирование навыка передвигаться в названном направлении сохраняя и меняя направление

движения, обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами

(направо, налево, вперед, назад).

Ориентировка в

микропространстве

-Развитие навыков микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола).

-Развитие умения располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо

и в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

-Развитие умения определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и

предметов в микропространстве.

Моделирование простейших

пространственных отношений

- Формирование умениямоделировать замкнутое пространство и пространственные отношения

между предметами, в нем расположенными по предметному образцу, по картинке, по словесной

инструкции тифлопедагога.

Ориентировка в пространстве по

карте-плану

- Формирование представления о простейшем схематическом условном изображении игрушек и

различных предметов.

- Ознакомление с простейшей схемой пространства (кукольная комната).

-Развитие умения соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

- Формирование навыка

располагать предметы в реальном пространстве по схеме; словесно

обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами:

справа, слева, впереди, посередине, сзади, вверху, внизу.

5-6 лет

Ориентировка на себе

-Закрепление умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное

расположение частей своего тела.

-Развитие умения определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соотносить со

сторонами

своего

тела,

использовать

соответствующие

пространственные

термины

(правая,

левая).

О р и е н т и р о в к а

в

пространственных

признаках

п р е д м е т о в

б л и ж а й ш е г о

окружения

-Формирование умения определять с помощью зрения и осязания стороны (части) игрушек и

окружающих предметов (машины, шкафа, игрушки).

-Формирование

умения

использовать

в

речи

термины

«передняя»

-

«задняя»,

«верхняя»-

«нижняя», «правая»- «левая».

Ориентировка

в

замкнутом

п р о с т р а н с т в е

( п о м е щ е н и е

группы)

-Развитие

пространственных

представлений

на

основе

практической

ориентировки

в

помещениях детского сада и на участке.

-Совершенствование ориентировки с помощью всей сенсорной сферы ребенка - нарушенного

зрения, слуха, осязания, обоняния.

-

Развитие

навыков

использования

пространственной

терминологии

при

обозначении

расположения предметов.

О р и е н т и р о в ка

с

п ом о щ ь ю

сохранных анализаторов

- Формирование

навыка различать звуки и запахи в окружающем пространстве; цветовые,

световые, звуковые ориентиры.

- Совершенствование умения передвигаться в названном направлении по световым, цветовым и

звуковым

ориентирам

и

по

инструкции

тифлопедагога,

сохранять

и

изменять

направления

движения.

Ориентировка

в

направлениях

ближайшего

пространства

с

точкой

отсчета

от

себя

и

от

предметов

- Развитие навыка ориентировки в окружающем пространстве; дифференцировать основные

направления пространства: словесно обозначать их соответствующими терминами (справа -

направо, слева - налево... и т.д.).

-

Развитие

умений

определять

направление

местоположения

предметов,

находящихся

на

значительном

расстоянии

от

них

1-5

метрах),

в

зависимости

от

диагноза

зрительного

заболевания и остроты зрения.

- Совершенствование умений определять и сравнивать расположение предметов в пространстве

по отношению друг к другу и в окружающей обстановке.

-Развитие умения использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед,

назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до... и др.).

Ориентировка в процессе

передвижения

- Формирование

навыка передвигаться в помещениях группы, детского сада в названных

направлениях, обозначать в речи направления своего движения: "Я иду прямо вперед", "Я

повернул направо".

Ориентировка в

микропространстве

-Развитие

навыков

ориентировки

в

пространстве

на

поверхности

листа

бумаги,

тетради,

альбомного листа, фланелеграфа, стола.

-Формирование

умения располагать предметы в названных направлениях микропространства

сверху вниз и снизу вверх, слева направо, справа налево, в правом верхнем углу и в левом

нижнем углу, в середине.

-Развитие уменияпоследовательно выделять и словесно обозначать и воспроизводить взаимное

расположение игрушек, геометрических фигур в микропространстве по отношению друг к

другу.

Моделирование простейших

пространственных отношений

-

Обучение моделированию замкнутого пространства и пространственных отношений между

предметами, в нем расположенными, по инструкции тифлопедагога, по представлению.

Ориентировка в пространстве по

карте-плану

-Ознакомление детей с планами замкнутого пространства (поверхность стола - вид сверху, шкаф

с полками - вид прямо).

-Формирование навыка

составления простейших планов пространства и обозначения в речи

направления пространства.

-Развитие умения соотносить реальные предметы с их условными изображениями и обозначать в

речи расположение предметов в реальном пространстве и на плане.

6-7 лет

Ориентировка на себе

-Формирование представления об относительности пространственных направлений в процессе

соотнесения направлений собственного тела с направлениями стоящего впереди и напротив

человека.

Ориентировка

в

замкнутом

п р о с т р а н с т в е

( п о м е щ е н и е

группы, детского сада)

-Развитие

умения

самостоятельно

ориентироваться

в

помещениях

детского

сада,

находить

дорогу к кабинетам врача, тифлопедагога, логопеда, заведующей, методиста детского сада, в

музыкальный и физкультурный залы, на кухню, в прачечную; словесно обозначать свой путь до

различных помещений детского сада.

О р и е н т и р о в ка

с

п ом о щ ь ю

сохранных анализаторов

-Развитие умений получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем

пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов.

-Развитие умения использовать полученную с помощью различных анализаторов информацию о

пространстве в практической ориентировке.

Ориентировка

в

направлениях

ближайшего

пространства

с

точкой

отсчета

от

себя

и

от

предметов

-Развитие умения выделять направления окружающего пространства (направо - налево, вперед -

назад, вверх - вниз, с точкой отсчета от себя).

-Развитие

умения

определять

пространственные

отношения

между

собой

и

окружающими

предметами, а также между предметами.

-Развитие

умения

сравнивать

расположение

предметов

в

реальном

пространстве

с

их

отображением в зеркале, словесно обозначать пространственные отношения.

- Р а з в и т и е

у м е н и я использования

пространственных

терминов

и

обозначающих

пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг

за другом, между, напротив, посередине).

Ориентировка в процессе

передвижения

-

Формирование

навыка определения

направления

движения

в

пространстве

процессе

собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов).

-Совершенствование

умения

передвигаться

в

пространстве,

сохраняя

и

меняя

направление

движения в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентиров.

Ориентировка в

микропространстве

-Совершенствование

умений

ориентировки

в

микропространстве

(на

поверхности

листа,

фланелеграфа, стола, доски).

-Развитие умения располагать предметы в названных направлениях микропространства; менять

местоположение,

определять

разницу

в

расположении;

словесно

обозначать

расположение

предметов.

Моделирование простейших

пространственных отношений

-Развитие

умений

моделировать

реальные

пространственные

отношения

по

словесной

инструкции и по предложенной схеме пространства (кукольная, групповая, спальная комнаты,

кабинет врача, кухня, прачечная и т.д.).

Ориентировка в пространстве по

карте-плану

- Формирование навыков составлять схемы помещений группы, детского сада, участка группы;

соотносить их с реальным пространством. Отмечать на схеме места расположения предметов в

реальном пространстве; словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве.

-Обучение навыку чтения схемы пути и окружающего пространства.

Целевые ориентиры

В соответствии с ФГОС ДОПрограмма предусматривает определение результатов освоения образовательного материала в виде

целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные возраст ные характеристики возможных достижений

ребёнка.

Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности.

Целевые ориентиры, представленные в рабочей программе:

не подлежат непосредственной оценке;

не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Критерии

уровней

освоения

дошкольником

рабочей

программы

носят

условный

характер

и

могут

быть

использованы

как

профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной

связи от собственных педагогических действий и планирования

дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.

Возрастная группа

Целевые ориентиры

2

младшая

группа

-Различает и называет части тела своего и других детей (кукол), соотносит с их со своим телом.

-Обозначает

расположение

частей

своего

тела

соответствующими

пространственными

терминами:

правая,

левая,

вверху, внизу, спереди, сзади и т.д..

-Находит на своей одежде и правильно называет различные детали (воротник, рукава, карманы и т.д.).

- Обозначает расположение деталей одежды соответствующими пространственными терминами (рукава, карманы -

правый, левый, впереди или сзади, пуговицы - верхняя или нижняя и т.д.).

-Зрительно-осязательно

выделяет

пространственные

признаки

(форма,

цвет,

величина)

игрушек

и

предметов

ближайшего окружения.

-Рассматривает

и

ощупывает

игрушки

и

предметы,

выделяет

их

пространственные

признаки

по

направляющим

инструкциям тифлопедагога, следуя предложенному плану.

-Ориентируется в групповых помещениях.

-Ориентируется с помощью всех анализаторов.

-Показывает направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед -

назад.

- Определяет расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя). Употребляет в

речи слова далеко, близко.

-Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице. Обозначает действия в речи: «Я иду по лестнице вверх», «Я

иду по лестнице вниз».

-Передвигается в названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад); обозначает в речи

направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду налево».

-Владеет навыками микроориентировки (на поверхности листа бумаги).

-Берет предметы правой (левой) рукой и располагает их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.

-Знаком с пространственными обозначениями сторон листа бумаги (верхняя, нижняя правая, левая) использует эти

обозначения в речи.

-Моделирует простейшие пространственные отношения.

Средняя группа

-Обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела, использует в речи пространственные термины

(руки: правая, левая; грудь - впереди, спина - сзади).

-Ориентироваться

в

пространственном

расположении

деталей

своей

одежды,

обозначает

их

расположение

соответствующими пространственными терминами (вверху, внизу, правый, левый).

-Сравнивает, соотносит пространственные направления собственного тела и стоящего впереди ребенка.

-Определяет с помощью зрения и осязания стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа

стороны - передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая).

-Ориентируется в помещениях группы и детского сада.

-Ориентируется в пространстве с точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед – назад.

-Знает значения слов: далеко, близко, дальше, ближе.

-Владеет навыками микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола).

-Моделирует замкнутое пространство и пространственные отношения между предметами.

Старшая группа

-Ориентируется на себе, обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела.

-Ориентируется на впереди стоящего и напротив человека, использует соответствующие пространственные термины

(правая, левая).

- Ориентируется в пространстве с помощью нарушенного зрения, слуха, осязания, обоняния.

- Определяет с помощью зрения и осязания стороны (части) игрушек и окружающих предметов (например машины,

шкафа, игрушки).

- Использует в речи термины «передняя» - «задняя», «верхняя» - «нижняя», «правая» - «левая».

-Определяет направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 1-5 метрах),

в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения.

- Использует в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между,

напротив, за, перед, в, на, до... и др.).

-Ориентируется в пространстве на поверхности листа бумаги, тетради, альбомного листа, фланелеграфа, стола.

-Располагает предметы в направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, слева направо, справа налево, в

правом верхнем углу и в левом нижнем углу, в середине).

-Моделирует замкнутое пространство и пространственные отношения между предметами.

-Знаком с планами замкнутого пространства (поверхность стола - вид сверху, шкаф с полками - вид прямо).

-Составляет простейшие планы пространства и обозначает в речи направления пространства.

Подготовительная

группа

-Ориентируется в процессе соотнесения направлений собственного тела с направлениями стоящего впереди и напротив

человека.

- Самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада.

-Ориентируется в пространстве с помощью всех анализаторов и словесно описывает информацию об окружающем

пространстве и расположенных в нем предметах.

- Выделяет направления окружающего пространства с точкой отсчета от себя, между предметами, в процессе

собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов (направо - налево, вперед - назад, вверх

– вниз).

- Сравнивает расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале, словесно обозначает

пространственные отношения.

- Использует пространственную терминологию (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между,

напротив, посередине).

-Ориентируется в микропространстве (на поверхности листа, фланелеграфа, стола, доски).

- Располагает предметы в названных направлениях микропространства; меняет местоположение, определяет разницу в

расположении; словесно обозначает расположение предметов.

-Моделирует реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства.

-Составляет схемы помещений группы, детского сада, участка группы; соотносить их с реальным пространством.

Уровень освоения воспитанниками раздела «Ориентировка в пространстве»

определяется по критериям.

Указанные в таблицах

критерии

лежат

в

основе

разграничения

возможностей

воспитанников

и

являются

условными

ориентирами

при

построении

образовательного процесса.

Уровни

Критерии 2 младшая группа (3-4 года)

Высокий уровень

Показывает и называет части своего тела, части тела куклы. Ориентируется в помещениях группы. Определяет источник

звука. Выполняет действия по определению правой и левой сторон «на себе». Ориентируется в ближайших направлениях

пространства с точкой отсчета «от себя». Ориентируется в микропространстве (на листе справа, слева, вверху, внизу,

посередине»). Использует пространственную терминологию. Моделирует простейшие пространственные отношения.

Ориентируется в пространстве по картинке-плану.

Средний уровень

Показывает и называет части своего тела, части тела куклы. Ориентируется в помещениях группы. Ориентируется в

процессе передвижения. Испытывает затруднения при определении источника звука. Допускает ошибки при выполнении

действий по определению правой и левой сторон «на себе». Испытывает затруднения при ориентировке в ближайших

направлениях пространства с точкой отсчета «от себя». Допускает ошибки при ориентировке в микропространстве (на

листе справа, слева, вверху, внизу, посередине»). Использует пространственную терминологию с ошибками. Испытывает

затруднения при моделировании простейших пространственных отношений. Ориентируется в пространстве по картинке-

плану с помощью педагога.

Низкий уровень

Не показывает и не называет части своего тела, части тела куклы.

Не может самостоятельно ориентироваться

в

помещениях

группы,

в

процессе

передвижения. Испытывает

затруднения

при определении

источника

звука.Не

выполняет действия по определению правой и левой сторон «на себе».Не ориентируется в ближайших направлениях

пространства с точкой отсчета «от себя». Допускает ошибки при ориентировке в микропространстве (на листе справа,

слева, вверху, внизу, посередине»). Не использует пространственную терминологию. Испытывает затруднения при

моделировании простейших пространственных отношений. Не ориентируется в пространстве по картинке-плану.

Уровни

Критерии средняя группа (4-5лет)

Высокий уровень

Ориентируется «на себе», выполняет действия по определению верхней и нижней, правой и левой, передней и задней

сторон «на себе». Ориентируется с помощью сохранных анализаторов - слуха и осязания. Ориентируется в помещениях

группы и в некоторых помещениях детского сада. Ориентируется в ближайших направлениях пространства с точкой

отсчета

«от

себя»

(направо,

налево,

вверх,

вниз).

Ориентируется

в

процессе

передвижения.

Ориентируется

в

пространственных признаках игрушек и предметов ближайшего окружения (передняя, задняя верхняя, нижняя сторона

игрушки,

шкафа).

Ориентируется

в

микропространстве

(на

фланелеграфе

верх

(низ),

правая

(левая)

стороны).

Раскладывает игрушки в названном направлении (справа и слева, впереди и сзади, вверху и внизу от себя).

Моделирует

пространственные

отношения.

Ориентируется

с

помощью

простейших

схем

пространства.

Использует

пространственную терминологию.

Средний уровень

Ориентируется «на себе», выполняет действия по определению верхней и нижней, правой и левой, передней и задней

сторон «на себе». Испытывает затруднения при ориентировке с помощью сохранных анализаторов - слуха и осязания.

Ориентируется в помещениях группы и в некоторых помещениях детского сада. Допускает ошибки при ориентировке в

ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» (направо, налево, вверх, вниз). Ориентируется в

процессе

передвижения. Испытывает

затруднения

при

ориентировке

в

пространственных

признаках

игрушек

и

предметов ближайшего окружения (передняя, задняя верхняя, нижняя сторона игрушки, шкафа). Допускает ошибки при

ориентировке в микропространстве (на фланелеграфе

верх (низ), правая (левая) стороны). Раскладывает игруш ки в

названном

направлении

(справа

и

слева,

впереди

и

сзади,

вверху

и

внизу

от

себя)

с

ошибками.

Моделирует

пространственные отношения. Испытывает затруднения при ориентировке в ориентировке с помощью простейших схем

пространства. Использует пространственную терминологию с ошибками.

Низкий уровень

Не ориентируется «на себе», не выполняет действия по определению верхней и нижней, правой и левой, передней и

задней

сторон

«на

себе». Не

ориентируется

с

помощью

сохранных

анализаторов

-

слуха

и

осязания. Не

может

самостоятельно ориентироваться

в

помещениях

группы

и

в

некоторых

помещениях

детского

сада.Испытывает

затруднения при ориентировке в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» (направо, налево,

вверх, вниз). Не ориентируется в процессе передвижения. Не ориентируется в пространственных признаках игрушек и

предметов ближайшего окружения (передняя, задняя верхняя, нижняя сторона игрушки, шкафа). Допускает ошибки при

ориентировке в микропространстве (на фланелеграфе: верх (низ), правая (левая) стороны). Раскладывает игруш ки в

названном

направлении

(справа

и

слева,

впереди

и

сзади,

вверху

и

внизу

от

себя)

с

ошибками.

Не моделирует

пространственные

отношения.

Не

ориентируется

с

помощью

простейших

схем

пространства.

Не

использует

пространственную терминологию с ошибками.

Уровни

Критерии старшая группа (5-6 лет)

Высокий уровень

Ориентируется «на себе» и на кукле (вверху - внизу, впереди - сзади, справа – слева). Ориентируется в пространственных

признаках

предметов

ближайшего

окружения,

показываети

называет

стороны

игрушки,

шкафа

(правую

и

левую,

верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю). Ориентируется во всех помещениях группы и детского сада, на участке

группы. Ориентируется с помощью сохранных анализаторов. Ориентируется в пространстве с точкой отсчета «от себя» и

«от

предметов».

Ориентируется

в

процессе

передвижения.

Ориентируется

в

микропространстве.

Моделирует

пространство. Ориентируется в пространстве с помощью схем и планов. Использует пространственную терминологию.

Средний уровень

Ориентируется

«на

себе»

и

на

кукле

(вверху

-

внизу,

впереди

-

сзади,

справа

-

слева).

Допускает

ошибки

при

ориентировке

в

пространственных

признаках

предметов

ближайшего

окружения.

Испытывает

затруднения

при

ориентировке

во

всех

помещениях

группы

и

детского

сада,

на

участке

группы.

Испытывает

затруднения

при

ориентировке с помощью сохранных анализаторов. Допускает ошибки при ориентировке в пространстве с точкой отсчета

«от себя» и «от предметов». Ориентируется в процессе передвижения с ошибками. Ориентируется в микропространстве с

помощью педагога. Моделирует пространство, подражая другим детям.

Испытывает затруднения при ориентировке в

пространстве с помощью схем и планов. Использует пространственную терминологию с ошибками.

Низкий уровень

Не ориентируется

«на

себе»

и

на

кукле. Не ориентируется в пространственных признаках предметов ближайшего

окружения. Испытывает затруднения при ориентировке во всех помещениях группы и детского сада, на участке группы.

Не ориентируетсяс помощью сохранных анализаторов. Не ориентировке в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от

предметов».

Ориентируется

в

процессе

передвижения

с

ошибками.

Не

ориентируется

в

микропространстве.

Не

моделирует пространство. Не ориентируется в пространстве с помощью схем и планов. Не использует пространственную

терминологию.

Уровни

Критерии подготовительная группа (6-7 лет)

Высокий уровень

Ориентируется «на себе» - соотносит направление своего тела с направлениями тела напротив стоящего человека.

Ориентируется в пространственных признаках предметов ближайшего окружения. Самостоятельно ориентируется

и

описывает свой путь в помещениях группы, детского сада. Ориентируется на участке группы, территории детского сада.

Ориентируется с помощью сохранных анализаторов (звук, запах, осязание, температурные ощущения). Ориентируется в

направлениях

окружающего

пространства

с

точкой

отсчета

«от

себя»,

«от

предметов»,

«между

предметами».

Ориентируется в процессе передвижения. Ориентируется в микропространстве (на поверхности листа, фланелеграфа,

стола, доски). Моделирует пространство (по словесной инструкции, предложенной схеме пространства, по памяти).

Ориентируется с помощью схем и планов пространства. Использует пространственную терминологию (в, на, под, над,

перед, за, рядом, около, между, напротив, посередине).

Средний уровень

Ориентируется «на себе» - соотносит направление своего тела с направлениями тела напротив стоящего человека.

Ориентируется в пространственных признаках предметов ближайшего окружения с помощью педагога. Ориентируется и

описывает свой путь в помещениях группы, детского сада.

Испытывает затруднения при ориентировкена участке группы,

территории

детского

сада.

Допускает

ошибки

при ориентировкес помощью сохранных анализаторов (звук, запах,

осязание,

температурные

ощущения). Испытывает

затруднения

при

ориентировке в

направлениях

окружающего

пространства с точкой отсчета «от себя», «от предметов», «между предметами». Ориентируется в процессе передвижения,

подражая другим детям. Испытывает затруднения при ориентировке в микропространстве (на поверхности листа,

фланелеграфа,

стола,

доски).

Допускает

ошибки

при

моделировании

пространства

(по

словесной

инструкции,

предложенной схеме пространства, по памяти). Ориентируется с помощью схем и планов пространства с помощью

педагога. Использует пространственную терминологию с ошибками.

Низкий уровень

Ориентируется

«на

себе»

с

ошибками.

Не

ориентируется

в

пространственных

признаках

предметов

ближайшего

окружения. Ориентируется

в помещениях группы, детского сада с помощью педагога. Не ориентируется на участке

группы,

территории

детского

сада.

Не

ориентируетсяс

помощью

сохранных

анализаторов.

Не

ориентируется

в

направлениях окружающего пространства с точкой отсчета «от себя», «от предметов», «между предметами», в процессе

передвижения. Не ориентируется в микропространстве. Не может моделировать пространство. Не ориентируется с

помощью схем и планов пространства. Не использует пространственную терминологию.

Общее количество часов организованной образовательной деятельности

в ОО «Познавательное развитие» ООД «Ориентировка в пространстве»

Название группы

Длительность

одного

периода ООД

Количество периодов

ООД в неделю

Кол-во периодов

ООД в месяц

Кол-во периодов

ООД в год

Группа младшего возраста

(дети от 3 до 4 лет)

*первый год обучения

15

1

4

36

Группа среднего возраста

(дети от 4 до 5 лет)

*второй 2год обучения

20

1

4

36

Группа старшего

дошкольного возраста

(дети от 5 до 6 лет)

* третий год обучения

25

1

4

36

Группа подготовительного

возраста

(дети от 6 до 7 лет)

*Четвёртый год обучения

30

1

4

36

Младшая группа (1год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Ориентировка на себе

7

2

Ориентировка

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего

окружения

3

3

Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы)

3

4

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

2

5

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя

5

6

Ориентировка в процессе передвижения

3

7

Ориентировка в микропространстве

3

8

Моделирование простейших пространственных отношений

2

9

Ориентировка в пространстве по карте-плану

4

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4 периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Средняя группа (2 год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Ориентировка на себе

5

2

Ориентировка

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего

окружения

2

3

Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы)

2

4

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

2

5

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя

7

6

Ориентировка в процессе передвижения

2

7

Ориентировка в микропространстве

6

8

Моделирование простейших пространственных отношений

2

9

Ориентировка в пространстве по карте-плану

4

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4 периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Старшая группа (3 год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Ориентировка на себе

3

2

Ориентировка

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего

окружения

1

3

Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы)

5

4

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

2

5

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя

8

6

Ориентировка в процессе передвижения

1

7

Ориентировка в микропространстве

6

8

Моделирование простейших пространственных отношений

1

9

Ориентировка в пространстве по карте-плану

5

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4 периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Подготовительная группа (4 год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-возанятий

1

Ориентировка на себе

2

2

Ориентировка

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего

окружения

1

3

Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы)

2

4

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

3

5

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя

8

6

Ориентировка в процессе передвижения

5

7

Ориентировка в микропространстве

5

8

Моделирование простейших пространственных отношений

1

9

Ориентировка в пространстве по карте-плану

5

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4 периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Перспективный тематический план коррекционной работы

учителя–дефектолога (тифлопедагога)

Время проведения

Лексические темы

Сентябрь

1-2 неделя

ООД (диагностическая)

3 неделя

Осень

4 неделя

Овощи

5неделя

Фрукты

Октябрь

1 неделя

Домашние животные и птицы

2 неделя

Животные Севера

3 неделя

Дикие животные и птицы

4 неделя

Животные жарких стран

Ноябрь

1 неделя

Россия – мой дом

2 неделя

Девочки и мальчики (Части тела)

3 неделя

Мой дом

4 неделя

Моя семья. День Матери

Декабрь

1 неделя

Посуда

2 неделя

Продукты питания (мои любимые глазки)

3 неделя

Зима

4 неделя

Новый год

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Народные игры и забавы

3 неделя

Мебель

4 неделя

Спорт. Зимние забавы

Февраль

1 неделя

Транспорт

2 неделя

Профессии

3 неделя

Инструменты

4 неделя

Наша армия

Март

1 неделя

Мамин праздник

2 неделя

Одежда

3 неделя

Обувь

4 неделя

Рыбы

Апрель

1 неделя

Птицы

2 неделя

Космос

3 неделя

Электроприборы

4 неделя

Весна

Май

1 неделя

День Победы

2 неделя

Цветы

3-4 неделя

ООД (диагностическая)

Учебный план реализации ОО «Познавательное развитие» ООД «Ориентировка в пространстве»

в младшей группе, средней группе, старшей группе, подготовительной группе для детей с нарушением зрения

Примерный учебно-тематический план

по ООД «Ориентировка в пространстве» ОО «Познавательное развитие»

в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

Младшая группа (1год обучения)

Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей

2/30

2

2

3

3

Ориентировка на себе. Обучение умению различать и правильно называть части тела

своего и других детей (кукол), соотносить с их со своим телом, л/т. «Осень».

1/15

4

4

Ориентировка на себе. Развитие представлений о пространственном расположении

частей тела, л/т «Овощи».

1/15

5

5

Ориентировка на себе. Формирование умения обозначать расположение частей своего

тела соответствующими пространственными терминами, л/т «Фрукты».

1/15

октябрь

1

6

Ориентировка на себе. Формирование умения обозначать расположение частей своего

тела соответствующими пространственными терминами, л/т «Домашние животные».

1/15

2

7

Ориентировка

на

себе. Развитие представления о верхней и нижней, передней и

задней, правой и левой сторонах тела, л/т «Животные Севера».

1/15

3

8

Ориентировка

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего окружения. Формирование навыка

зрительно-осязательного выделения

пространственных

признаков

(форма,

цвет,

величина)

игрушек

и

предметов

1/15

ближайшего окружения, л/т «Дикие животные».

4

9

Ориентировка

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего окружения. Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать

игрушки и предметы, выделять их пространственные признаки по инструкции,

л/т

«Животные жарких стран».

1/15

ноябрь

1

10

Ориентировка

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего окружения. Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать

игрушки и предметы, выделять их пространственные признаки по предложенному

плану, л/т «Россия – мой дом».

1/15

2

11

Ориентировка

на

себе.

Совершенствование

представлений

о

частях

тела

других

детей, л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».

1/15

3

12

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве

(помещение

группы)

пространстве.

Формирование навыка самостоятельно находить в помещении группы окна и двери;

правильно открывать и закрывать двери; самостоятельно находить свое место за

столом, кровать в спальне, шкафчик для одежды, л/т «Мой дом».

1/15

4

13

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве

(помещение

группы)

пространстве.

Обучение умению ориентироваться в групповых помещениях (групповая, спальная,

туалетная комнаты и т.д.) использовать при ориентировке информацию, получаемую

с помощью всех анализаторов, л/т «Моя семья».

1/15

декабрь

1

14

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве

(помещение

группы)

пространстве.

Развитие умений находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным

инструкциям педагога, л/т «Посуда».

1/15

2

15

Ориентировка

с

помощью

сохранных

анализаторов. Развитие

навыков

пространственной ориентировки с привлечением зрения и сохранных анализаторов

(слуха, осязания, обоняния), л/т «Продукты питания».

1/15

3

16

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Формирование умения различать

по

звуку

музыкальные

и

озвученные

игрушки,

голоса

детей,

воспитателей,

л/т

«Зима».

1/15

4

17

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Обучение умению

показывать направления ближайшего пространства с точкой

отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед – назад, л/т «Новый год».

1/15

январь

2

18

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Развитие

навыков находить

и

располагать

игрушки

и

предметы

в

ближайшем

пространстве

вокруг

себя

(справа

-

слева,

вверху

-

снизу,

впереди

-

сзади),

л/т

1/15

«Народные игры и забавы».

3

19

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Развитие

навыков находить

и

располагать

игрушки

и

предметы

в

ближайшем

пространстве

вокруг

себя

(справа

-

слева,

вверху

-

снизу,

впереди

-

сзади),

л/т

«Мебель».

1/15

4

20

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Развитие

умений обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в

ближайшем

пространстве

с

точкой

отсчета

от

себя

соответствующими

пространственными терминами: справа (направо), слева (налево), вверху (вверх),

внизу (вниз), впереди (вперед), сзади (назад), л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/15

февраль

1

21

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Развитие умений определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко

и

близко

по

отношению

от

себя).

Употреблять

в

речи

слов

далеко,

близко, л/т

«Транспорт».

1/15

2

22

Ориентировка в процессе передвижения. Формирование

умения самостоятельно

подниматься и спускаться по лестнице: обозначать действия в речи: «Я иду по

лестнице вверх», «Я иду по лестнице вниз», л/т «Профессии».

1/15

3

23

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Развитие

умений обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в

ближайшем

пространстве

с

точкой

отсчета

от

себя

соответствующими

пространственными терминами: справа (направо), слева (налево), вверху (вверх),

внизу (вниз), впереди (вперед), сзади (назад), л/т «Инструменты».

1/15

4

24

Ориентировка в процессе передвижения. Формирование

умения передвигаться в

названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад);

обозначать в речи направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду налево»,

л/т «Наша армия».

1/15

март

1

25

Ориентировка в микропространстве. Формирование навыка микроориентировки (на

поверхности листа бумаги), л/т «Мамин праздник».

1/15

2

26

Ориентировка

на

себе.

Расположение

и

нахождение

деталей

одежды

(воротник,

карман и т.д.), обозначение их расположение соответствующими пространственными

терминами, л/т «Одежда».

1/15

3

27

Ориентировка

в

микропространстве. Ознакомление

с

пространственными

обозначениями

сторон

листа

бумаги

(верхняя,

нижняя

правая,

левая).

Обучение

использовать эти обозначения в речи, л/т «Обувь».

1/15

4

28

Ориентировка

в

микропространстве.

Ознакомление

с

пространственными

обозначениями

сторон

листа

бумаги

(верхняя,

нижняя

правая,

левая).

Обучение

использовать эти обозначения в речи, л/т «Рыбы».

1/15

апрель

1

29

Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование навыков

моделирования простейших пространственных отношений из кубиков, строительного

материала по предметному образцу, л/т «Птицы».

1/15

2

30

Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование навыков

моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного

материала по инструкции тифлопедагога, л/т «Космос».

1/15

3

31

Ориентировка

в

пространстве

по

карте-плану.

Формирование

представления

о

картинке-плане, л/т «Электроприборы».

1/15

4

32

Ориентировка

в

пространстве

по

карте-плану.

Формирование

представления

о

картинке-плане, л/т «Весна».

1/15

май

1

33

Ориентировка

в

пространстве

по

карте-плану. Развитие

способности

соотносить

игрушки и предметы ближайшего окружения в реальном пространстве, ориентируясь

по картинке-плану, л/т «День Победы».

1/15

2

34

Ориентировка в пространстве по карте-плану.

Развитие способности соотносить

игрушки и предметы ближайшего окружения в реальном пространстве, ориентируясь

по картинке-плану, л/т «Цветы».

1/15

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка

усвоения

детьми

программного

материала

по

разделу «Ориентировка

в

пространстве».

2/30

4

36

Итого

15 часов (540 мин.)

Примерный учебно-тематический план

по ООД «Ориентировка в пространстве» ОО «Познавательное развитие»

в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной - образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

Средняя группа (2 год обучения)

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей

2/40

2

2

3

3

Ориентировка на себе. Закрепление умения ориентироваться на собственном теле,

обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, л/т «Осень».

1/20

4

4

Ориентировка на себе. Развитие представления о пространственном расположении

частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука, грудь спереди, а спина

сзади), л/т «Овощи».

1/20

5

5

Ориентировка на себе. Обучение навыкам сравнивать, соотносить пространственные

направления собственного тела и стоящего впереди ребенка, л/т «Фрукты».

1/20

октябрь

1

6

Ориентировка на себе. Формирование представления о том, что для определения

пространственного расположения частей тела другого ребенка надо встать за его

спиной

и

соотнести

части

своего

тела

с

аналогичными

частями

его

тела,

л/т

«Домашние животные».

1/20

2

7

Ориентировка

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего окружения. Формирование навыка

зрительно-осязательного выделения

пространственных

признаков

(форма,

цвет,

величина)

игрушек

и

предметов

ближайшего окружения, л/т «Животные Севера».

1/20

3

8

Ориентировка

в

пространственных

признаках

игрушек

и

реальных

предметов

ближайшего окружения. Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать

игрушки и предметы, выделять их пространственные признаки по направляющим

инструкциям тифлопедагога, следуя предложенному плану, л/т «Дикие животные».

1/20

4

9

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве

(помещение

группы

и

детского

сада).

Развитие

навыков ориентировки

в

помещениях

группы

и

детского

сада,

л/т

«Животные жарких стран»».

1/20

ноябрь

1

10

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве

(помещение

группы

и

детского

сада).

Формирование навыков находить дорогу к другим группам, кабинетам, к выходу на

участок

детского

сада.

Запоминать

и

рассказывать,

как

пройти

в

то

или

иное

помещение детского сада, л/т «Россия – мой дом».

1/20

2

11

Ориентировка

с

помощью

сохранных

анализаторов.

Формирование

навыка

контролировать свои действия с помощью зрения и осязания,

л/т «Девочки и

мальчики (Части тела)».

1/20

3

12

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Развитие умения

определять

помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола, л/т «Мой дом».

1/20

4

13

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя

1/20

Совершенствование умения показывать рукой, флажком направления пространства с

точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед – назад, л/т «Моя

семья».

декабрь

1

14

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Формирование

навыка определять

пространственное

расположение

игрушек,

окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа -

слева, вверху - внизу,

впереди – сзади, л/т «Посуда».

1/20

2

15

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Развитие умения

обозначать в речи расположение других детей и предметов в

ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя, л/т «Продукты питания».

1/20

3

16

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Развитие

навыков

пространственной

ориентировки

с

привлечением

зрения

и

сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния), л /т «Зима».

1/20

4

17

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Развитие умения

находить и располагать игрушки и другие предметы в названных

педагогом направлениях, л /т «Новый год».

1/20

январь

2

18

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Закрепление и уточнение знания значения слов: далеко, близко, дальше, ближе,

л/т

«Народные игры и забавы».

1/20

3

19

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Развитие умений определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко

и близко по отношению от себя). Употреблять в речи слова далеко, близко, дальше,

ближе, л/т «Мебель».

1/20

4

20

Ориентировка

в

процессе

передвижения.

Формирование

навыка передвигаться

в

названном

направлении

сохраняя

и

меняя

направление

движения,

обозначать

направления движения соответствующими пространственными терминами (направо,

налево, вперед, назад), л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/20

февраль

1

21

Ориентировка в процессе передвижения Формирование

умения передвигаться в

названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад);

обозначать в речи направления своего движения, л/т «Транспорт».

1/20

2

22

Ориентировка в микропространстве. Развитие навыка микроориентировки (на листе

бумаги), л/т «Профессии».

1/20

3

23

Ориентировка

в

микропространстве

Развитие

навыка

микроориентировки

(на

поверхности стола), л/т «Инструменты».

1/20

4

24

Ориентировка в микропространстве. Развитие умения

располагать предметы на

листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях

(слева, справа, вверху, внизу, посередине), л/т «Наша армия».

1/20

март

1

25

Ориентировка в микропространстве. Развитие умения

располагать предметы на

листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях

(слева, справа, вверху, внизу, посередине), л/т «Мамин праздник».

1/20

2

26

Ориентировка на себе. Формирование навыков ориентироваться в пространственном

расположении деталей своей одежды, обозначая их расположение соответствующими

пространственными терминами (вверху, внизу, правый, левый), л/т «Одежда».

1/20

3

27

Ориентировка

в

микропространстве. Развитие

умения

определять

и

словесно

обозначать

пространственное

расположение

игрушек

и

предметов

в

микропространстве, л/т «Обувь».

1/20

4

28

Ориентировка

в

микропространстве.

Развитие

умения

определять

и

словесно

обозначать

пространственное

расположение

игрушек

и

предметов

в

микропространстве, л/т «Рыбы».

1/20

апрель

1

29

Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование умения

моделировать

замкнутое

пространство

и

пространственные

отношения

между

предметами,

в

нем

расположенными

по

предметному

образцу,

по

картинке,

л/т

«Птицы».

1/20

2

30

Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование умения

моделировать

замкнутое

пространство

и

пространственные

отношения

между

предметами,

в

нем

расположенными

по

предметному

образцу,

по

словесной

инструкции тифлопедагога, л/т «Космос».

1/20

3

31

Ориентировка

в

пространстве

по

карте-плану.

Формирование

представления

о

простейшем схематическом условном изображении игрушек и различных предметов,

л/т «Электроприборы».

1/20

4

32

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Ознакомление с простейшей схемой

пространства (кукольная комната), л/т «Весна».

1/20

май

1

33

Ориентировка

в

пространстве

по

карте-плану. Развитие

умения

соотносить

расположение предметов в реальном пространстве со схемой, л/т «День Победы».

1/20

2

34

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование навыка

располагать

предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначать расположение

предметов в реальном пространстве соответствующими терминами: справа, слева,

впереди, посередине, сзади, вверху, внизу, л/т «Цветы».

1/20

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка

усвоения

детьми

программного

материала

по

разделу «Ориентировка

в

пространстве».

2/40

4

36

Итого

15 часов (720 мин.)

Примерный учебно-тематический план

по ООД «Ориентировка в пространстве» ОО «Познавательное развитие»

в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

Старшая группа (3 год обучения)

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей

2/50

2

2

3

3

Ориентировка

на

себе.

Формирование

представлений

о

собственном

теле,

ориентировка на собственном теле, л/т «Осень».

1/25

4

4

Ориентировка на себе. Развитие умения определять стороны стоящего впереди и

напротив

человека,

соотносить

со

сторонами

своего

тела,

использовать

соответствующие пространственные термины (правая, левая), л/т «Овощи».

1/25

5

5

Ориентировка на себе. Развитие умения определять стороны стоящего впереди и

напротив

человека,

соотносить

со

сторонами

своего

тела,

использовать

соответствующие пространственные термины (правая, левая), л/т «Фрукты».

1/25

октябрь

1

6

Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения,

Обучение умению определять с помощью зрения и осязания стороны предметов,

наполняющих

пространство

(например,

у

шкафа

стороны

-

передняя

и

задняя,

верхняя и нижняя, правая и левая), л/т «Домашние животные».

1/25

2

7

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве

(помещение

группы).

Развитие

пространственных

представлений

на

основе

практической

ориентировки

в

помещениях детского сада, л/т «Животные Севера».

1/25

3

8

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве

(помещение

группы).

Развитие

пространственных представлений на основе практической ориентировки на участке,

1/25

л/т «Дикие животные».

4

9

Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы). Совершенствование

ориентировки с помощью всей сенсорной сферы ребенка - нарушенного зрения,

слуха, осязания, обоняния, л/т «Животные жарких стран».

1/25

ноябрь

1

10

Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы).

Развитие навыков

использования

пространственной

терминологии

при

обозначении

расположения

предметов, л/т «Россия – мой дом».

1/25

2

11

Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы).

Развитие навыков

использования

пространственной

терминологии

при

обозначении

расположения

предметов, л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».

1/25

3

12

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Формирование умения различать

звуки

и

запахи

в

окружающем

пространстве;

цветовые,

световые,

звуковые

ориентиры, л/т «Мой дом».

1/25

4

13

Ориентировка

с

помощью

сохранных

анализаторов.

Совершенствование умения

передвигаться

в

названном

направлении

по

световым,

цветовым

и

звуковым

ориентирам и по инструкции тифлопедагога, сохранять и изменять направления

движения, л/т «Моя семья».

1/25

декабрь

1

14

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов.

Развитие

навыка

ориентировки

в

окружающем

пространстве;

дифференцировать

основные

направления

пространства:

словесно

обозначать

их

соответствующими терминами (справа - направо, слева - налево. и т.д.), л/т «Посуда».

1/25

2

15

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов

Развитие

навыка

ориентировки

в

окружающем

пространстве;

дифференцировать

основные

направления

пространства:

словесно

обозначать

их

соответствующими

терминами

(справа

-

направо,

слева

-

налево.

и

т.д.),

л/т

«Продукты питания».

1/25

3

16

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от предметов. Развитие умений определять направление местоположения предметов,

находящихся на значительном расстоянии от них (в 1-5 метрах), в зависимости от

диагноза зрительного заболевания и остроты зрения, л /т «Зима».

1/25

4

17

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от предметов. Развитие умений определять направление местоположения предметов,

находящихся на значительном расстоянии от них (в 1-5 метрах), в зависимости от

диагноза зрительного заболевания и остроты зрения, л /т «Новый год».

1/25

январь

2

18

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от предметов. Совершенствование умений определять и сравнивать расположение

предметов в пространстве по отношению друг к другу и в окружающей обстановке,

л/т «Народные игры и забавы».

1/25

3

19

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от предметов. Ознакомление детей с планами замкнутого пространства (поверхность

стола - вид сверху, шкаф с полками - вид прямо), л/т «Мебель».

1/25

4

20

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов.

Развитие

умения использовать

в

речи

обозначения

направления

движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за,

перед, в, на, до... и др.), л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/25

февраль

1

21

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов.

Развитие

умения использовать

в

речи

обозначения

направления

движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за,

перед, в, на, до... и др.), л/т «Транспорт».

1/25

2

22

Ориентировка в процессе передвижения.

Формирование

навыка передвигаться в

помещениях группы, детского сада в названных направлениях, обозначать в речи

направления своего движения, л/т «Профессии».

1/25

3

23

Ориентировка в микропространстве. Развитие навыков ориентировки в пространстве

на поверхности листа бумаги, л/т «Инструменты».

1/25

4

24

Ориентировка в микропространстве. Развитие навыков ориентировки в пространстве

на поверхности листа бумаги, тетради, л/т «Наша армия».

1/25

март

1

25

Ориентировка в микропространстве. Развитие навыков ориентировки в пространстве

на поверхности листа бумаги, тетради, альбомного листа, л/т «Мамин праздник».

1/25

2

26

Ориентировка в микропространстве. Развитие навыков ориентировки в пространстве

на поверхности листа бумаги, тетради, альбомного листа, фланелеграфа, стола,

л/т

«Одежда».

1/25

3

27

Ориентировка в микропространстве. Формирование умения располагать предметы в

названных

направлениях

микропространства

сверху

вниз

и

снизу

вверх,

слева

направо, справа налево, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу, в середине,

л/т «Обувь».

1/25

4

28

Ориентировка в микропространстве.

Развитие

умения последовательно выделять и

словесно

обозначать

и

воспроизводить

взаимное

расположение

игрушек,

геометрических фигур в микропространстве по отношению друг к другу, л/т «Рыбы».

1/25

апрель

1

29

Моделирование

простейших

пространственных

отношений.

Обучение

моделированию

замкнутого

пространства

и

пространственных

отношений

между

предметами,

в

нем

расположенными,

по

инструкции

тифлопедагога,

по

представлению, л/т «Птицы».

1/25

2

30

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование навыка

составления

простейших планов пространства и обозначения в речи направления пространства,

л/т «Космос».

1/25

3

31

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование навыка

составления

простейших планов пространства и обозначения в речи направления пространства,

л/т «Электроприборы».

1/25

4

32

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Развитие умения соотносить реальные

предметы

с

их

условными

изображениями

и

обозначать

в

речи

расположение

предметов в реальном пространстве и на плане, л/т «Весна».

1/25

май

1

33

Ориентировка в пространстве по карте-плану Развитие умения соотносить реальные

предметы

с

их

условными

изображениями

и

обозначать

в

речи

расположение

предметов в реальном пространстве и на плане, л/т «День Победы».

1/25

2

34

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Развитие умения соотносить реальные

предметы

с

их

условными

изображениями

и

обозначать

в

речи

расположение

предметов в реальном пространстве и на плане, л/т «Цветы».

1/25

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка

усвоения

детьми

программного

материала

по

разделу «Ориентировка

в

2/50

4

36

Итого

15 часов (900мин.)

Примерный учебно-тематический план

по ООД «Ориентировка в пространстве» ОО «Познавательное развитие»

в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

Подготовительная группа (4 год обучения)

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей

2/60

2

2

3

3

Ориентировка

на

себе.

Формирование

представления

об

относительности

пространственных направлений в процессе соотнесения направлений собственного

тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека, л/т «Осень».

1/30

4

4

Ориентировка

на

себе.

Формирование

представления

об

относительности

пространственных направлений в процессе соотнесения направлений собственного

тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека, л/т «Овощи».

1/30

5

5

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве

(помещение

группы,

детского

сада).

Развитие

умения

самостоятельно

ориентироваться

в

помещениях

детского

сада,

словесно

обозначать

свой

путь

до

различных

помещений

детского

сада, л/т

«Фрукты».

1/30

октябрь

1

6

Ориентировка

в

замкнутом

пространстве

(помещение

группы,

детского

сада).

Развитие

умения

самостоятельно

ориентироваться

в

помещениях

детского

сада,

словесно

обозначать

свой

путь

до

различных

помещений

детского

сада,

л/т

«Домашние животные».

1/30

2

7

Ориентировка

с

помощью

сохранных

анализаторов.

Развитие

умений

получать,

анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и

расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов, л/т

«Животные Севера».

1/30

3

8

Ориентировка

с

помощью

сохранных

анализаторов.

Развитие

умений

получать,

анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и

расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов, л/т

«Дикие животные».

1/30

4

9

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Развитие умения использовать

полученную с помощью различных анализаторов информацию о пространстве в

практической ориентировке, л/т «Животные жарких стран».

1/30

ноябрь

1

10

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от предметов. Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой

отсчета от себя и от предметов, л/т «Россия – мой дом».

1/30

2

11

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от предметов. Развитие умения выделять направления окружающего пространства

(направо - налево, вперед - назад, вверх - вниз) с точкой отсчета от себя,

л/т «Девочки

и мальчики (Части тела)».

1/30

3

12

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов.

Развитие

умения

определять

пространственные

отношения

между

собой и окружающими предметами, а также между предметами, л/т «Мой дом».

1/30

4

13

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов. Развитие умения сравнивать расположение предметов в реальном

пространстве с их отображением в зеркале, словесно обозначать пространственные

отношения, л/т «Моя семья».

1/30

декабрь

1

14

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов.

Развитие

умения

сравнивать

расположение

предметов

в

реальном

пространстве с их отображением в зеркале, словесно обозначать пространственные

отношения, л/т «Посуда».

1/30

2

15

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов.

Развитие

умения использования

пространственных

терминов

и

обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий,

л/т «Продукты

питания».

1/30

3

16

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов.

Развитие

умения использования

пространственных

терминов

и

обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий, л /т «Зима».

1/30

4

17

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и

от

предметов.

Развитие

умения использования

пространственных

терминов

и

обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий, л /т «Новый год».

1/30

январь

2

18

Ориентировка

в

процессе

передвижения.

Формирование

навыка определения

направления

движения

в

пространстве

процессе

собственного

передвижения,

передвижения других детей), л/т «Народные игры и забавы».

1/30

3

19

Ориентировка

в

процессе

передвижения.

Формирование

навыка определения

направления

движения

в

пространстве

процессе

собственного

передвижения,

передвижения других детей и различных объектов), л/т «Мебель».

1/30

4

20

Ориентировка

в

процессе

передвижения.

Формирование

навыка определения

направления

движения

в

пространстве

процессе

собственного

передвижения,

передвижения других детей и различных объектов), л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/30

февраль

1

21

Ориентировка в процессе передвижения Совершенствование умения передвигаться в

пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями

педагога, с учетом ориентиров, л/т «Транспорт».

1/30

2

22

Ориентировка в процессе передвижения. Совершенствование умения передвигаться

в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями

педагога, с учетом ориентиров, л/т «Профессии».

1/30

3

23

Ориентировка

в

микропространстве. Совершенствование умений ориентировки в

микропространстве (на поверхности листа, стола), л/т «Инструменты».

1/30

4

24

Ориентировка в микропространстве. Совершенствование умений ориентировки в

микропространстве (на поверхности фланелеграфа), л/т «Наша армия».

1/30

март

1

25

Ориентировка

в

микропространстве. Совершенствование умений ориентировки в

микропространстве (на поверхности доски), л/т «Мамин праздник».

1/30

2

26

Ориентировка

в

микропространстве.

Развитие

умения

располагать

предметы

в

названных направлениях микропространства; менять местоположение, определять

разницу

в

расположении;

словесно

обозначать

расположение

предметов,

л/т

«Одежда».

1/30

3

27

Ориентировка

в

микропространстве.

Развитие

умения

располагать

предметы

в

названных направлениях микропространства; менять местоположение, определять

разницу в расположении; словесно обозначать расположение предметов, л/т «Обувь».

1/30

4

28

Моделирование

простейших

пространственных

отношений.

Развитие

умений

моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по

предложенной

схеме

пространства

(кукольная,

групповая,

спальная

комнаты), л/т

«Рыбы».

1/30

апрель

1

29

Моделирование

простейших

пространственных

отношений.

Развитие

умений

моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по

предложенной

схеме

пространства

(кабинет

врача,

кухня,

прачечная

и

т.д.), л/т

«Птицы».

1/30

2

30

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование

навыков составлять

схемы помещений группы, детского сада, участка группы; соотносить их с реальным

пространством, л/т «Космос».

1/30

3

31

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование

навыков составлять

схемы помещений группы, детского сада, участка группы; соотносить их с реальным

пространством, л/т «Электроприборы».

1/30

4

32

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Обучение ориентировке в пространстве

по

карте-плану. Отмечать на схеме места расположения предметов в реальном

пространстве;

словесно

обозначать

расположение

предметов

в

реальном

пространстве, л/т «Весна».

1/30

май

1

33

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Обучение навыку чтения схемы пути и

окружающего пространства, л/т «День Победы».

1/30

2

34

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Обучение навыку чтения схемы пути и

окружающего пространства, л/т «Цветы».

1/30

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка

усвоения

детьми

программного

материала

по

разделу «Ориентировка

в

пространстве».

2/60

4

36

Итого

15 часов (1.080 мин.)

Применяемые технологии в процессе ООД «Ориентировка в пространстве»

1

Информационно-коммуникативные

2

.

Здоровьесберегающие технологии (Базарный В.Ф.)

3

.

Технология сотрудничества

4

.

Технология проектирования

5

.

Интерактивные технологии

6

.

Технология интенсификации

Название / Автор

Программное

обеспечение

- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А. Васильевой.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И.

Литература

-Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения.

-Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки.

-Филатов А.И. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения.

-Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.

- Чевычелова Е.А Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной.

-Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет.

Презентации

-«Электронные зрительные гимнастики»

-«Кто где находится»

-«Слева, справа»

-«Вправо-влево, вверх-вниз»

Дидактические игры и

пособия.

-«Тренажеры для зрительной гимнастики» разных размеров и по лексическим темам

-Плакат «Гимнастика для глаз»

-Лабиринты

- Рельефно-графические лабиринты

- Карты пути

-Схемы

Тифлопедагогические

приборы для занятий

-Интерактивные музыкальные коврик «День, ночь», «Транспорт» и т. д.

-Прибор «Ориентир»

-Прибор «Графика»

-Прибор «Светлячок»

-Пособие «Дом»

-Пособие «Деревянный человечек»

-Пособие «Деревянная рука»

-Прибор «Палетто»

-Складная трость

Картотека

-«Зрительная гимнастика»

-«Пальчиковая гимнастика»

-«Физминутки»

Материально – техническая база.

Оборудование

Средства ТСО : магнитофон, компьтер, интерактивная доска

Направление

развития

Методические пособия

Наглядно –

дидактический

материал

Атрибуты и раздаточные

материалы

Настольно-печатные

игры

Ориентировка в

пространстве

- П о д к о л з и н а

Е . Н .

Пространственная

ориентировка

дошкольников

с

нарушением

зрения.

-Нагаева Т.И. Нарушения зрения у

д о ш к о л ь н и к о в .

Р а з в и т и е

пространственной ориентировки.

- Ф и л а т о в

А . И .

Р а з в и т и е

пространственных представлений

у

дошкольников

с

нарушением

зрения.

-Дружинина

Л.А.

Занятия

по

р а з в и т и ю

о р и е н т и р о в к и

в

пространстве

у

дошкольников

с

нарушениями зрения.

-

Чевычелова

Е.А.

Развернутое

тематическое

планирование

по

п р о г р а м м е

п о д

р е д .

Л . И .

Плаксиной.

-Чевычелова

Е.А.

Зрительная

гимнастика для детей 2-7 лет.

-Крупенчук

О.И.

Пальчиковые

игры.

- Р е м е з о в а

Л . А .

Р а з в и т и е

осязательного восприятия у детей

д о ш к о л ь н о г о

в о з р а с т а

с

нарушением зрения.

-Картинки иллюстрации

поз человека

-Эталоны формы

(наборы плоскостных и

объемных

геометрических фигур)

-Наборы игрушек и

предметов разной

формы и величины

-Наборы запахов

-Набор кукольной

мебели

-Наборы строительного

материала

-«Тренажеры для зрительной

гимнастики» разных размеров,

по лексическим темам

-Зеркала различной и величины

-Лабиринты

- Рельефно-графические

лабиринты

- Карты пути

-Схемы

-Мозаики разных размеров

-Детские музыкальные

инструменты (звуковые,

шумовые, ударные)

- Аудиозаписи пение птиц,

звуки природы, голоса

животных

-Тетради в крупную клетку

-Большие и маленькие указки

-Флажки

-Колокольчики

-Набор «Узнай по запаху»

-Куклы разного размера.

-«Распорядок дня»

-«Детям о времени»

-«Вокруг да около»

-«Маленькое слово»

-«Направо-налево»

-«Кто как устроен?»

-«Прогулка по

городу»

- «Что происходит в

природе»

-«Что где находится?»

-«Времена года»

-«Разноцветные

кармашки»



В раздел образования