Автор: Файнштейн Оксана Михайловна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Ориентировка в пространстве"
Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Кристаллик»
Рассмотрено на заседании Утверждено
педагогического совета Заведующим МБДОУ
протокол № 1 Детский сад №9 «Кристаллик»
от «___» _______ 20___г _________/С. В. Чеснокова/
Приказ № _____от _______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу «Ориентировка в пространстве»
(ОО « Познавательное развитие»)
Составитель:
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Файнштейн Оксана Михайловна
г. Салехард
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ
№9
«Кристаллик»,
Адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) МБДОУ №9 «Кристаллик».
Программа
конкретизирует
содержание
раздела
«Ориентировка
в
пространстве»
(ОО
«Познавательное
развитие»)
и
даёт
распределение периодов ООД по часам с учётом направлений по ориентировке в пространстве.
Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) и разработана с
учётом особенностей их развития.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития воспитанников по ориентировке в пространстве.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть Основной образовательной программы ОУ, а так же отражает элементы
ее вариативной части, содействует сохранению единого образовательного пространства.
В программе задачи развития осязания и мелкой моторики не выделены в отдельные разделы, а включаются во все коррекционные
занятия тифлопедагога.
Программа составлена с учётом методических рекомендаций Подколзиной Е. Н. «Пространственная ориентировка дошкольников с
нарушением зрения», Нагаева Т.И. «Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки».
Цель
Развитие навыков ориентировки в пространстве.
Задачи
- Развивать умение ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе».
- Развивать умение полисенсорного восприятия окружающего пространства и расположенных в нем предметов.
- Развивать умение ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, альбомном листе, на поверхности стола,
магнитной доски, тетради, книги).
- Развивать умение ориентироваться в макропространстве с точкой отсчета «от себя».
- Развивать умение ориентироваться в макропространстве с точкой отсчета «от предметов», «между предметами».
- Развивать умение ориентироваться с помощью схем и планов.
- Формировать понимание пространственных терминов и умение самостоятельно пользоваться ими при обозначении в
речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.
Содержание направлений ООД «Ориентировка в пространстве» с учётом возрастных этапов развития
Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).
Возраст
Направление деятельности
Содержание
3-4 года
Ориентировка на себе
- Обучение умению различать и правильно называть части тела своего и других детей (кукол),
соотносить с их со своим телом.
- Развитие представления о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги
внизу, правая рука, левая рука, грудь спереди, а спина сзади).
- Развитие представлений о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела.
-Формирование
навыка обозначать
расположение
частей
своего
тела
соответствующими
пространственными терминами: правая, левая, вверху, внизу, спереди, сзади и т.д..
- Развитие умений находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник,
рукава, карманы и т.д.). Обозначать их расположение соответствующими пространственными
терминами (рукава, карманы - правый, левый, впереди или сзади, пуговицы - верхняя или
нижняя и т.д.).
О р и е н т и р о в к а
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего окружения
- Формирование
навыка
зрительно-осязательного выделения пространственных признаков
(форма, цвет, величина) игрушек и предметов ближайшего окружения.
- Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать игрушки и предметы, выделять их
пространственные
признаки
по
направляющим
инструкциям
тифлопедагога,
следуя
предложенному плану.
Ориентировка
в
замкнутом
п р о с т р а н с т в е
( п о м е щ е н и е
группы)
- Обучение умению ориентироваться в групповых помещениях (групповая, спальная, туалетная
комнаты и т.д.) использовать при ориентировке информацию, получаемую с помощью всех
анализаторов.
- Формирование навыка самостоятельно находить в помещении группы окна и двери; правильно
открывать и закрывать двери; самостоятельно находить свое место за столом, кровать в спальне,
шкафчик для одежды.
-
Развитие
умений находить
и
располагать
игрушки
в
групповой
комнате
по
словесным
инструкциям педагога.
О р и е н т и р о в ка
с
п ом о щ ь ю
сохранных анализаторов
-
Развитие
навыков
пространственной
ориентировки
с
привлечением
зрения
и
сохранных
анализаторов (слуха, осязания, обоняния).
- Формирование умения различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей,
воспитателей.
- Формирование умения различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей,
воспитателей.
Ориентировка
в
направлениях
ближайшего
пространства
с
точкой отсчета от себя
- Обучение умению показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя:
направо - налево, вверх - вниз, вперед - назад.
- Развитие навыков находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве
вокруг себя (справа - слева, вверху - снизу, впереди - сзади).
- Развитие умений обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем
пространстве
с
точкой
отсчета
от
себя
соответствующими
пространственными
терминами:
справа (направо), слева (налево), вверху (вверх), внизу (вниз), впереди (вперед), сзади (назад).
- Развитие умений определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко
по отношению от себя). Употреблять в речи слова далеко, близко.
Ориентировка в процессе
передвижения
- Формирование умения самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.
-Развитие умения обозначать действия в речи: «Я иду по лестнице вверх», «Я иду по лестнице
вниз».
- Формирование
умения передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя
(направо и налево, вперед и назад); обозначать в речи направления своего движения: «Я иду
направо», «Я иду налево».
Ориентировка в
микропространстве
-Формирование навыка микроориентировки (на поверхности листа бумаги).
-Обучение навыкам определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны
листа. Брать предметы правой (левой) рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и
внизу, посредине.
-Ознакомление с пространственными обозначениями сторон листа бумаги (верхняя, нижняя
правая, левая) учить использовать эти обозначения в речи.
Моделирование простейших
пространственных отношений
- Формирование навыков моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков,
строительного материала по предметному образцу, по картинке инструкции тифлопедагога.
Ориентировка в пространстве по
карте-плану
- Формирование представления о картинке-плане.
-Развитие способности соотносить игрушки и предметы ближайшего окружения в реальном
пространстве, ориентируясь по картинке-плану.
4-5 лет
Ориентировка на себе
- Развитие умения
обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела,
активно использовать в речи пространственные термины (руки: правая, левая; грудь - впереди,
спина - сзади).
-Формирование
навыков ориентироваться
в
пространственном
расположении
деталей
своей
одежды, обозначая их расположение соответствующими пространственными терминами (вверху,
внизу, правый, левый).
- Обучение навыкам сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела
и стоящего впереди ребенка.
- Формирование представления о том, что для определения пространственного расположения
частей
тела
другого
ребенка
надо
встать
за
его
спиной
и
соотнести
части
своего
тела
с
аналогичными частями его тела.
О р и е н т и р о в к а
в
пространственных
признаках
п р е д м е т о в
б л и ж а й ш е г о
-Обучение умению определять с помощью зрения и осязания стороны предметов, наполняющих
пространство (например, у шкафа стороны передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и
левая).
окружения
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве (помещение группы
и детского сада)
- Развитие навыков ориентировки в помещениях группы и детского сада.
-Формирование
навыков находить дорогу к другим группам, кабинетам врача, тифлопедагога,
логопеда, заведующей, к музыкальному залу, к выходу на участок детского сада. Запоминать и
рассказывать, как пройти в то или иное помещение детского сада.
О р и е н т и р о в ка
с
п ом о щ ь ю
сохранных анализаторов
- Формирование навыка контролировать свои действия с помощью зрения и осязания.
-Развитие умения определять помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола.
Ориентировка
в
направлениях
ближайшего
пространства
с
точкой отсчета от себя
- Совершенствование уменияпоказывать рукой, флажком направления пространства с точкой
отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед - назад.
-
Формирование
навыка определять пространственное расположение игрушек, окружающих
предметов с точкой отсчета от себя: справа - слева, вверху - внизу, впереди - сзади.
- Развитие умения
обозначать в речи расположение других детей и предметов в ближайшем
пространстве с точкой отсчета от себя.
- Развитие умения находить и располагать игрушки и другие предметы в названных педагогом
направлениях.
- Закрепление и уточнение знания значения слов: далеко, близко, дальше, ближе.
Ориентировка в процессе
передвижения
- Формирование навыка передвигаться в названном направлении сохраняя и меняя направление
движения, обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами
(направо, налево, вперед, назад).
Ориентировка в
микропространстве
-Развитие навыков микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола).
-Развитие умения располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо
и в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посередине).
-Развитие умения определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и
предметов в микропространстве.
Моделирование простейших
пространственных отношений
- Формирование умениямоделировать замкнутое пространство и пространственные отношения
между предметами, в нем расположенными по предметному образцу, по картинке, по словесной
инструкции тифлопедагога.
Ориентировка в пространстве по
карте-плану
- Формирование представления о простейшем схематическом условном изображении игрушек и
различных предметов.
- Ознакомление с простейшей схемой пространства (кукольная комната).
-Развитие умения соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.
- Формирование навыка
располагать предметы в реальном пространстве по схеме; словесно
обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами:
справа, слева, впереди, посередине, сзади, вверху, внизу.
5-6 лет
Ориентировка на себе
-Закрепление умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное
расположение частей своего тела.
-Развитие умения определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соотносить со
сторонами
своего
тела,
использовать
соответствующие
пространственные
термины
(правая,
левая).
О р и е н т и р о в к а
в
пространственных
признаках
п р е д м е т о в
б л и ж а й ш е г о
окружения
-Формирование умения определять с помощью зрения и осязания стороны (части) игрушек и
окружающих предметов (машины, шкафа, игрушки).
-Формирование
умения
использовать
в
речи
термины
«передняя»
-
«задняя»,
«верхняя»-
«нижняя», «правая»- «левая».
Ориентировка
в
замкнутом
п р о с т р а н с т в е
( п о м е щ е н и е
группы)
-Развитие
пространственных
представлений
на
основе
практической
ориентировки
в
помещениях детского сада и на участке.
-Совершенствование ориентировки с помощью всей сенсорной сферы ребенка - нарушенного
зрения, слуха, осязания, обоняния.
-
Развитие
навыков
использования
пространственной
терминологии
при
обозначении
расположения предметов.
О р и е н т и р о в ка
с
п ом о щ ь ю
сохранных анализаторов
- Формирование
навыка различать звуки и запахи в окружающем пространстве; цветовые,
световые, звуковые ориентиры.
- Совершенствование умения передвигаться в названном направлении по световым, цветовым и
звуковым
ориентирам
и
по
инструкции
тифлопедагога,
сохранять
и
изменять
направления
движения.
Ориентировка
в
направлениях
ближайшего
пространства
с
точкой
отсчета
от
себя
и
от
предметов
- Развитие навыка ориентировки в окружающем пространстве; дифференцировать основные
направления пространства: словесно обозначать их соответствующими терминами (справа -
направо, слева - налево... и т.д.).
-
Развитие
умений
определять
направление
местоположения
предметов,
находящихся
на
значительном
расстоянии
от
них
(в
1-5
метрах),
в
зависимости
от
диагноза
зрительного
заболевания и остроты зрения.
- Совершенствование умений определять и сравнивать расположение предметов в пространстве
по отношению друг к другу и в окружающей обстановке.
-Развитие умения использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед,
назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до... и др.).
Ориентировка в процессе
передвижения
- Формирование
навыка передвигаться в помещениях группы, детского сада в названных
направлениях, обозначать в речи направления своего движения: "Я иду прямо вперед", "Я
повернул направо".
Ориентировка в
микропространстве
-Развитие
навыков
ориентировки
в
пространстве
на
поверхности
листа
бумаги,
тетради,
альбомного листа, фланелеграфа, стола.
-Формирование
умения располагать предметы в названных направлениях микропространства
сверху вниз и снизу вверх, слева направо, справа налево, в правом верхнем углу и в левом
нижнем углу, в середине.
-Развитие уменияпоследовательно выделять и словесно обозначать и воспроизводить взаимное
расположение игрушек, геометрических фигур в микропространстве по отношению друг к
другу.
Моделирование простейших
пространственных отношений
-
Обучение моделированию замкнутого пространства и пространственных отношений между
предметами, в нем расположенными, по инструкции тифлопедагога, по представлению.
Ориентировка в пространстве по
карте-плану
-Ознакомление детей с планами замкнутого пространства (поверхность стола - вид сверху, шкаф
с полками - вид прямо).
-Формирование навыка
составления простейших планов пространства и обозначения в речи
направления пространства.
-Развитие умения соотносить реальные предметы с их условными изображениями и обозначать в
речи расположение предметов в реальном пространстве и на плане.
6-7 лет
Ориентировка на себе
-Формирование представления об относительности пространственных направлений в процессе
соотнесения направлений собственного тела с направлениями стоящего впереди и напротив
человека.
Ориентировка
в
замкнутом
п р о с т р а н с т в е
( п о м е щ е н и е
группы, детского сада)
-Развитие
умения
самостоятельно
ориентироваться
в
помещениях
детского
сада,
находить
дорогу к кабинетам врача, тифлопедагога, логопеда, заведующей, методиста детского сада, в
музыкальный и физкультурный залы, на кухню, в прачечную; словесно обозначать свой путь до
различных помещений детского сада.
О р и е н т и р о в ка
с
п ом о щ ь ю
сохранных анализаторов
-Развитие умений получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем
пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов.
-Развитие умения использовать полученную с помощью различных анализаторов информацию о
пространстве в практической ориентировке.
Ориентировка
в
направлениях
ближайшего
пространства
с
точкой
отсчета
от
себя
и
от
предметов
-Развитие умения выделять направления окружающего пространства (направо - налево, вперед -
назад, вверх - вниз, с точкой отсчета от себя).
-Развитие
умения
определять
пространственные
отношения
между
собой
и
окружающими
предметами, а также между предметами.
-Развитие
умения
сравнивать
расположение
предметов
в
реальном
пространстве
с
их
отображением в зеркале, словесно обозначать пространственные отношения.
- Р а з в и т и е
у м е н и я использования
пространственных
терминов
и
обозначающих
пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг
за другом, между, напротив, посередине).
Ориентировка в процессе
передвижения
-
Формирование
навыка определения
направления
движения
в
пространстве
(в
процессе
собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов).
-Совершенствование
умения
передвигаться
в
пространстве,
сохраняя
и
меняя
направление
движения в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентиров.
Ориентировка в
микропространстве
-Совершенствование
умений
ориентировки
в
микропространстве
(на
поверхности
листа,
фланелеграфа, стола, доски).
-Развитие умения располагать предметы в названных направлениях микропространства; менять
местоположение,
определять
разницу
в
расположении;
словесно
обозначать
расположение
предметов.
Моделирование простейших
пространственных отношений
-Развитие
умений
моделировать
реальные
пространственные
отношения
по
словесной
инструкции и по предложенной схеме пространства (кукольная, групповая, спальная комнаты,
кабинет врача, кухня, прачечная и т.д.).
Ориентировка в пространстве по
карте-плану
- Формирование навыков составлять схемы помещений группы, детского сада, участка группы;
соотносить их с реальным пространством. Отмечать на схеме места расположения предметов в
реальном пространстве; словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве.
-Обучение навыку чтения схемы пути и окружающего пространства.
Целевые ориентиры
В соответствии с ФГОС ДОПрограмма предусматривает определение результатов освоения образовательного материала в виде
целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные возраст ные характеристики возможных достижений
ребёнка.
Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности.
Целевые ориентиры, представленные в рабочей программе:
не подлежат непосредственной оценке;
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Критерии
уровней
освоения
дошкольником
рабочей
программы
носят
условный
характер
и
могут
быть
использованы
как
профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной
связи от собственных педагогических действий и планирования
дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.
Возрастная группа
Целевые ориентиры
2
младшая
группа
-Различает и называет части тела своего и других детей (кукол), соотносит с их со своим телом.
-Обозначает
расположение
частей
своего
тела
соответствующими
пространственными
терминами:
правая,
левая,
вверху, внизу, спереди, сзади и т.д..
-Находит на своей одежде и правильно называет различные детали (воротник, рукава, карманы и т.д.).
- Обозначает расположение деталей одежды соответствующими пространственными терминами (рукава, карманы -
правый, левый, впереди или сзади, пуговицы - верхняя или нижняя и т.д.).
-Зрительно-осязательно
выделяет
пространственные
признаки
(форма,
цвет,
величина)
игрушек
и
предметов
ближайшего окружения.
-Рассматривает
и
ощупывает
игрушки
и
предметы,
выделяет
их
пространственные
признаки
по
направляющим
инструкциям тифлопедагога, следуя предложенному плану.
-Ориентируется в групповых помещениях.
-Ориентируется с помощью всех анализаторов.
-Показывает направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед -
назад.
- Определяет расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя). Употребляет в
речи слова далеко, близко.
-Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице. Обозначает действия в речи: «Я иду по лестнице вверх», «Я
иду по лестнице вниз».
-Передвигается в названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад); обозначает в речи
направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду налево».
-Владеет навыками микроориентировки (на поверхности листа бумаги).
-Берет предметы правой (левой) рукой и располагает их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.
-Знаком с пространственными обозначениями сторон листа бумаги (верхняя, нижняя правая, левая) использует эти
обозначения в речи.
-Моделирует простейшие пространственные отношения.
Средняя группа
-Обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела, использует в речи пространственные термины
(руки: правая, левая; грудь - впереди, спина - сзади).
-Ориентироваться
в
пространственном
расположении
деталей
своей
одежды,
обозначает
их
расположение
соответствующими пространственными терминами (вверху, внизу, правый, левый).
-Сравнивает, соотносит пространственные направления собственного тела и стоящего впереди ребенка.
-Определяет с помощью зрения и осязания стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа
стороны - передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая).
-Ориентируется в помещениях группы и детского сада.
-Ориентируется в пространстве с точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед – назад.
-Знает значения слов: далеко, близко, дальше, ближе.
-Владеет навыками микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола).
-Моделирует замкнутое пространство и пространственные отношения между предметами.
Старшая группа
-Ориентируется на себе, обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела.
-Ориентируется на впереди стоящего и напротив человека, использует соответствующие пространственные термины
(правая, левая).
- Ориентируется в пространстве с помощью нарушенного зрения, слуха, осязания, обоняния.
- Определяет с помощью зрения и осязания стороны (части) игрушек и окружающих предметов (например машины,
шкафа, игрушки).
- Использует в речи термины «передняя» - «задняя», «верхняя» - «нижняя», «правая» - «левая».
-Определяет направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 1-5 метрах),
в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения.
- Использует в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между,
напротив, за, перед, в, на, до... и др.).
-Ориентируется в пространстве на поверхности листа бумаги, тетради, альбомного листа, фланелеграфа, стола.
-Располагает предметы в направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, слева направо, справа налево, в
правом верхнем углу и в левом нижнем углу, в середине).
-Моделирует замкнутое пространство и пространственные отношения между предметами.
-Знаком с планами замкнутого пространства (поверхность стола - вид сверху, шкаф с полками - вид прямо).
-Составляет простейшие планы пространства и обозначает в речи направления пространства.
Подготовительная
группа
-Ориентируется в процессе соотнесения направлений собственного тела с направлениями стоящего впереди и напротив
человека.
- Самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада.
-Ориентируется в пространстве с помощью всех анализаторов и словесно описывает информацию об окружающем
пространстве и расположенных в нем предметах.
- Выделяет направления окружающего пространства с точкой отсчета от себя, между предметами, в процессе
собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов (направо - налево, вперед - назад, вверх
– вниз).
- Сравнивает расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале, словесно обозначает
пространственные отношения.
- Использует пространственную терминологию (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между,
напротив, посередине).
-Ориентируется в микропространстве (на поверхности листа, фланелеграфа, стола, доски).
- Располагает предметы в названных направлениях микропространства; меняет местоположение, определяет разницу в
расположении; словесно обозначает расположение предметов.
-Моделирует реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства.
-Составляет схемы помещений группы, детского сада, участка группы; соотносить их с реальным пространством.
Уровень освоения воспитанниками раздела «Ориентировка в пространстве»
определяется по критериям.
Указанные в таблицах
критерии
лежат
в
основе
разграничения
возможностей
воспитанников
и
являются
условными
ориентирами
при
построении
образовательного процесса.
Уровни
Критерии 2 младшая группа (3-4 года)
Высокий уровень
Показывает и называет части своего тела, части тела куклы. Ориентируется в помещениях группы. Определяет источник
звука. Выполняет действия по определению правой и левой сторон «на себе». Ориентируется в ближайших направлениях
пространства с точкой отсчета «от себя». Ориентируется в микропространстве (на листе справа, слева, вверху, внизу,
посередине»). Использует пространственную терминологию. Моделирует простейшие пространственные отношения.
Ориентируется в пространстве по картинке-плану.
Средний уровень
Показывает и называет части своего тела, части тела куклы. Ориентируется в помещениях группы. Ориентируется в
процессе передвижения. Испытывает затруднения при определении источника звука. Допускает ошибки при выполнении
действий по определению правой и левой сторон «на себе». Испытывает затруднения при ориентировке в ближайших
направлениях пространства с точкой отсчета «от себя». Допускает ошибки при ориентировке в микропространстве (на
листе справа, слева, вверху, внизу, посередине»). Использует пространственную терминологию с ошибками. Испытывает
затруднения при моделировании простейших пространственных отношений. Ориентируется в пространстве по картинке-
плану с помощью педагога.
Низкий уровень
Не показывает и не называет части своего тела, части тела куклы.
Не может самостоятельно ориентироваться
в
помещениях
группы,
в
процессе
передвижения. Испытывает
затруднения
при определении
источника
звука.Не
выполняет действия по определению правой и левой сторон «на себе».Не ориентируется в ближайших направлениях
пространства с точкой отсчета «от себя». Допускает ошибки при ориентировке в микропространстве (на листе справа,
слева, вверху, внизу, посередине»). Не использует пространственную терминологию. Испытывает затруднения при
моделировании простейших пространственных отношений. Не ориентируется в пространстве по картинке-плану.
Уровни
Критерии средняя группа (4-5лет)
Высокий уровень
Ориентируется «на себе», выполняет действия по определению верхней и нижней, правой и левой, передней и задней
сторон «на себе». Ориентируется с помощью сохранных анализаторов - слуха и осязания. Ориентируется в помещениях
группы и в некоторых помещениях детского сада. Ориентируется в ближайших направлениях пространства с точкой
отсчета
«от
себя»
(направо,
налево,
вверх,
вниз).
Ориентируется
в
процессе
передвижения.
Ориентируется
в
пространственных признаках игрушек и предметов ближайшего окружения (передняя, задняя верхняя, нижняя сторона
игрушки,
шкафа).
Ориентируется
в
микропространстве
(на
фланелеграфе
верх
(низ),
правая
(левая)
стороны).
Раскладывает игрушки в названном направлении (справа и слева, впереди и сзади, вверху и внизу от себя).
Моделирует
пространственные
отношения.
Ориентируется
с
помощью
простейших
схем
пространства.
Использует
пространственную терминологию.
Средний уровень
Ориентируется «на себе», выполняет действия по определению верхней и нижней, правой и левой, передней и задней
сторон «на себе». Испытывает затруднения при ориентировке с помощью сохранных анализаторов - слуха и осязания.
Ориентируется в помещениях группы и в некоторых помещениях детского сада. Допускает ошибки при ориентировке в
ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» (направо, налево, вверх, вниз). Ориентируется в
процессе
передвижения. Испытывает
затруднения
при
ориентировке
в
пространственных
признаках
игрушек
и
предметов ближайшего окружения (передняя, задняя верхняя, нижняя сторона игрушки, шкафа). Допускает ошибки при
ориентировке в микропространстве (на фланелеграфе
верх (низ), правая (левая) стороны). Раскладывает игруш ки в
названном
направлении
(справа
и
слева,
впереди
и
сзади,
вверху
и
внизу
от
себя)
с
ошибками.
Моделирует
пространственные отношения. Испытывает затруднения при ориентировке в ориентировке с помощью простейших схем
пространства. Использует пространственную терминологию с ошибками.
Низкий уровень
Не ориентируется «на себе», не выполняет действия по определению верхней и нижней, правой и левой, передней и
задней
сторон
«на
себе». Не
ориентируется
с
помощью
сохранных
анализаторов
-
слуха
и
осязания. Не
может
самостоятельно ориентироваться
в
помещениях
группы
и
в
некоторых
помещениях
детского
сада.Испытывает
затруднения при ориентировке в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» (направо, налево,
вверх, вниз). Не ориентируется в процессе передвижения. Не ориентируется в пространственных признаках игрушек и
предметов ближайшего окружения (передняя, задняя верхняя, нижняя сторона игрушки, шкафа). Допускает ошибки при
ориентировке в микропространстве (на фланелеграфе: верх (низ), правая (левая) стороны). Раскладывает игруш ки в
названном
направлении
(справа
и
слева,
впереди
и
сзади,
вверху
и
внизу
от
себя)
с
ошибками.
Не моделирует
пространственные
отношения.
Не
ориентируется
с
помощью
простейших
схем
пространства.
Не
использует
пространственную терминологию с ошибками.
Уровни
Критерии старшая группа (5-6 лет)
Высокий уровень
Ориентируется «на себе» и на кукле (вверху - внизу, впереди - сзади, справа – слева). Ориентируется в пространственных
признаках
предметов
ближайшего
окружения,
показываети
называет
стороны
игрушки,
шкафа
(правую
и
левую,
верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю). Ориентируется во всех помещениях группы и детского сада, на участке
группы. Ориентируется с помощью сохранных анализаторов. Ориентируется в пространстве с точкой отсчета «от себя» и
«от
предметов».
Ориентируется
в
процессе
передвижения.
Ориентируется
в
микропространстве.
Моделирует
пространство. Ориентируется в пространстве с помощью схем и планов. Использует пространственную терминологию.
Средний уровень
Ориентируется
«на
себе»
и
на
кукле
(вверху
-
внизу,
впереди
-
сзади,
справа
-
слева).
Допускает
ошибки
при
ориентировке
в
пространственных
признаках
предметов
ближайшего
окружения.
Испытывает
затруднения
при
ориентировке
во
всех
помещениях
группы
и
детского
сада,
на
участке
группы.
Испытывает
затруднения
при
ориентировке с помощью сохранных анализаторов. Допускает ошибки при ориентировке в пространстве с точкой отсчета
«от себя» и «от предметов». Ориентируется в процессе передвижения с ошибками. Ориентируется в микропространстве с
помощью педагога. Моделирует пространство, подражая другим детям.
Испытывает затруднения при ориентировке в
пространстве с помощью схем и планов. Использует пространственную терминологию с ошибками.
Низкий уровень
Не ориентируется
«на
себе»
и
на
кукле. Не ориентируется в пространственных признаках предметов ближайшего
окружения. Испытывает затруднения при ориентировке во всех помещениях группы и детского сада, на участке группы.
Не ориентируетсяс помощью сохранных анализаторов. Не ориентировке в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от
предметов».
Ориентируется
в
процессе
передвижения
с
ошибками.
Не
ориентируется
в
микропространстве.
Не
моделирует пространство. Не ориентируется в пространстве с помощью схем и планов. Не использует пространственную
терминологию.
Уровни
Критерии подготовительная группа (6-7 лет)
Высокий уровень
Ориентируется «на себе» - соотносит направление своего тела с направлениями тела напротив стоящего человека.
Ориентируется в пространственных признаках предметов ближайшего окружения. Самостоятельно ориентируется
и
описывает свой путь в помещениях группы, детского сада. Ориентируется на участке группы, территории детского сада.
Ориентируется с помощью сохранных анализаторов (звук, запах, осязание, температурные ощущения). Ориентируется в
направлениях
окружающего
пространства
с
точкой
отсчета
«от
себя»,
«от
предметов»,
«между
предметами».
Ориентируется в процессе передвижения. Ориентируется в микропространстве (на поверхности листа, фланелеграфа,
стола, доски). Моделирует пространство (по словесной инструкции, предложенной схеме пространства, по памяти).
Ориентируется с помощью схем и планов пространства. Использует пространственную терминологию (в, на, под, над,
перед, за, рядом, около, между, напротив, посередине).
Средний уровень
Ориентируется «на себе» - соотносит направление своего тела с направлениями тела напротив стоящего человека.
Ориентируется в пространственных признаках предметов ближайшего окружения с помощью педагога. Ориентируется и
описывает свой путь в помещениях группы, детского сада.
Испытывает затруднения при ориентировкена участке группы,
территории
детского
сада.
Допускает
ошибки
при ориентировкес помощью сохранных анализаторов (звук, запах,
осязание,
температурные
ощущения). Испытывает
затруднения
при
ориентировке в
направлениях
окружающего
пространства с точкой отсчета «от себя», «от предметов», «между предметами». Ориентируется в процессе передвижения,
подражая другим детям. Испытывает затруднения при ориентировке в микропространстве (на поверхности листа,
фланелеграфа,
стола,
доски).
Допускает
ошибки
при
моделировании
пространства
(по
словесной
инструкции,
предложенной схеме пространства, по памяти). Ориентируется с помощью схем и планов пространства с помощью
педагога. Использует пространственную терминологию с ошибками.
Низкий уровень
Ориентируется
«на
себе»
с
ошибками.
Не
ориентируется
в
пространственных
признаках
предметов
ближайшего
окружения. Ориентируется
в помещениях группы, детского сада с помощью педагога. Не ориентируется на участке
группы,
территории
детского
сада.
Не
ориентируетсяс
помощью
сохранных
анализаторов.
Не
ориентируется
в
направлениях окружающего пространства с точкой отсчета «от себя», «от предметов», «между предметами», в процессе
передвижения. Не ориентируется в микропространстве. Не может моделировать пространство. Не ориентируется с
помощью схем и планов пространства. Не использует пространственную терминологию.
Общее количество часов организованной образовательной деятельности
в ОО «Познавательное развитие» ООД «Ориентировка в пространстве»
Название группы
Длительность
одного
периода ООД
Количество периодов
ООД в неделю
Кол-во периодов
ООД в месяц
Кол-во периодов
ООД в год
Группа младшего возраста
(дети от 3 до 4 лет)
*первый год обучения
15
1
4
36
Группа среднего возраста
(дети от 4 до 5 лет)
*второй 2год обучения
20
1
4
36
Группа старшего
дошкольного возраста
(дети от 5 до 6 лет)
* третий год обучения
25
1
4
36
Группа подготовительного
возраста
(дети от 6 до 7 лет)
*Четвёртый год обучения
30
1
4
36
Младшая группа (1год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Ориентировка на себе
7
2
Ориентировка
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего
окружения
3
3
Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы)
3
4
Ориентировка с помощью сохранных анализаторов
2
5
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя
5
6
Ориентировка в процессе передвижения
3
7
Ориентировка в микропространстве
3
8
Моделирование простейших пространственных отношений
2
9
Ориентировка в пространстве по карте-плану
4
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4 периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Средняя группа (2 год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Ориентировка на себе
5
2
Ориентировка
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего
окружения
2
3
Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы)
2
4
Ориентировка с помощью сохранных анализаторов
2
5
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя
7
6
Ориентировка в процессе передвижения
2
7
Ориентировка в микропространстве
6
8
Моделирование простейших пространственных отношений
2
9
Ориентировка в пространстве по карте-плану
4
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4 периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Старшая группа (3 год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Ориентировка на себе
3
2
Ориентировка
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего
окружения
1
3
Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы)
5
4
Ориентировка с помощью сохранных анализаторов
2
5
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя
8
6
Ориентировка в процессе передвижения
1
7
Ориентировка в микропространстве
6
8
Моделирование простейших пространственных отношений
1
9
Ориентировка в пространстве по карте-плану
5
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4 периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Подготовительная группа (4 год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-возанятий
1
Ориентировка на себе
2
2
Ориентировка
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего
окружения
1
3
Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы)
2
4
Ориентировка с помощью сохранных анализаторов
3
5
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя
8
6
Ориентировка в процессе передвижения
5
7
Ориентировка в микропространстве
5
8
Моделирование простейших пространственных отношений
1
9
Ориентировка в пространстве по карте-плану
5
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4 периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Перспективный тематический план коррекционной работы
учителя–дефектолога (тифлопедагога)
Время проведения
Лексические темы
Сентябрь
1-2 неделя
ООД (диагностическая)
3 неделя
Осень
4 неделя
Овощи
5неделя
Фрукты
Октябрь
1 неделя
Домашние животные и птицы
2 неделя
Животные Севера
3 неделя
Дикие животные и птицы
4 неделя
Животные жарких стран
Ноябрь
1 неделя
Россия – мой дом
2 неделя
Девочки и мальчики (Части тела)
3 неделя
Мой дом
4 неделя
Моя семья. День Матери
Декабрь
1 неделя
Посуда
2 неделя
Продукты питания (мои любимые глазки)
3 неделя
Зима
4 неделя
Новый год
Январь
1 неделя
Каникулы
2 неделя
Народные игры и забавы
3 неделя
Мебель
4 неделя
Спорт. Зимние забавы
Февраль
1 неделя
Транспорт
2 неделя
Профессии
3 неделя
Инструменты
4 неделя
Наша армия
Март
1 неделя
Мамин праздник
2 неделя
Одежда
3 неделя
Обувь
4 неделя
Рыбы
Апрель
1 неделя
Птицы
2 неделя
Космос
3 неделя
Электроприборы
4 неделя
Весна
Май
1 неделя
День Победы
2 неделя
Цветы
3-4 неделя
ООД (диагностическая)
Учебный план реализации ОО «Познавательное развитие» ООД «Ориентировка в пространстве»
в младшей группе, средней группе, старшей группе, подготовительной группе для детей с нарушением зрения
Примерный учебно-тематический план
по ООД «Ориентировка в пространстве» ОО «Познавательное развитие»
в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
Младшая группа (1год обучения)
Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей
2/30
2
2
3
3
Ориентировка на себе. Обучение умению различать и правильно называть части тела
своего и других детей (кукол), соотносить с их со своим телом, л/т. «Осень».
1/15
4
4
Ориентировка на себе. Развитие представлений о пространственном расположении
частей тела, л/т «Овощи».
1/15
5
5
Ориентировка на себе. Формирование умения обозначать расположение частей своего
тела соответствующими пространственными терминами, л/т «Фрукты».
1/15
октябрь
1
6
Ориентировка на себе. Формирование умения обозначать расположение частей своего
тела соответствующими пространственными терминами, л/т «Домашние животные».
1/15
2
7
Ориентировка
на
себе. Развитие представления о верхней и нижней, передней и
задней, правой и левой сторонах тела, л/т «Животные Севера».
1/15
3
8
Ориентировка
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего окружения. Формирование навыка
зрительно-осязательного выделения
пространственных
признаков
(форма,
цвет,
величина)
игрушек
и
предметов
1/15
ближайшего окружения, л/т «Дикие животные».
4
9
Ориентировка
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего окружения. Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать
игрушки и предметы, выделять их пространственные признаки по инструкции,
л/т
«Животные жарких стран».
1/15
ноябрь
1
10
Ориентировка
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего окружения. Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать
игрушки и предметы, выделять их пространственные признаки по предложенному
плану, л/т «Россия – мой дом».
1/15
2
11
Ориентировка
на
себе.
Совершенствование
представлений
о
частях
тела
других
детей, л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».
1/15
3
12
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве
(помещение
группы)
пространстве.
Формирование навыка самостоятельно находить в помещении группы окна и двери;
правильно открывать и закрывать двери; самостоятельно находить свое место за
столом, кровать в спальне, шкафчик для одежды, л/т «Мой дом».
1/15
4
13
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве
(помещение
группы)
пространстве.
Обучение умению ориентироваться в групповых помещениях (групповая, спальная,
туалетная комнаты и т.д.) использовать при ориентировке информацию, получаемую
с помощью всех анализаторов, л/т «Моя семья».
1/15
декабрь
1
14
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве
(помещение
группы)
пространстве.
Развитие умений находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным
инструкциям педагога, л/т «Посуда».
1/15
2
15
Ориентировка
с
помощью
сохранных
анализаторов. Развитие
навыков
пространственной ориентировки с привлечением зрения и сохранных анализаторов
(слуха, осязания, обоняния), л/т «Продукты питания».
1/15
3
16
Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Формирование умения различать
по
звуку
музыкальные
и
озвученные
игрушки,
голоса
детей,
воспитателей,
л/т
«Зима».
1/15
4
17
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Обучение умению
показывать направления ближайшего пространства с точкой
отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед – назад, л/т «Новый год».
1/15
январь
2
18
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Развитие
навыков находить
и
располагать
игрушки
и
предметы
в
ближайшем
пространстве
вокруг
себя
(справа
-
слева,
вверху
-
снизу,
впереди
-
сзади),
л/т
1/15
«Народные игры и забавы».
3
19
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Развитие
навыков находить
и
располагать
игрушки
и
предметы
в
ближайшем
пространстве
вокруг
себя
(справа
-
слева,
вверху
-
снизу,
впереди
-
сзади),
л/т
«Мебель».
1/15
4
20
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Развитие
умений обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в
ближайшем
пространстве
с
точкой
отсчета
от
себя
соответствующими
пространственными терминами: справа (направо), слева (налево), вверху (вверх),
внизу (вниз), впереди (вперед), сзади (назад), л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/15
февраль
1
21
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Развитие умений определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко
и
близко
по
отношению
от
себя).
Употреблять
в
речи
слов
далеко,
близко, л/т
«Транспорт».
1/15
2
22
Ориентировка в процессе передвижения. Формирование
умения самостоятельно
подниматься и спускаться по лестнице: обозначать действия в речи: «Я иду по
лестнице вверх», «Я иду по лестнице вниз», л/т «Профессии».
1/15
3
23
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Развитие
умений обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в
ближайшем
пространстве
с
точкой
отсчета
от
себя
соответствующими
пространственными терминами: справа (направо), слева (налево), вверху (вверх),
внизу (вниз), впереди (вперед), сзади (назад), л/т «Инструменты».
1/15
4
24
Ориентировка в процессе передвижения. Формирование
умения передвигаться в
названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад);
обозначать в речи направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду налево»,
л/т «Наша армия».
1/15
март
1
25
Ориентировка в микропространстве. Формирование навыка микроориентировки (на
поверхности листа бумаги), л/т «Мамин праздник».
1/15
2
26
Ориентировка
на
себе.
Расположение
и
нахождение
деталей
одежды
(воротник,
карман и т.д.), обозначение их расположение соответствующими пространственными
терминами, л/т «Одежда».
1/15
3
27
Ориентировка
в
микропространстве. Ознакомление
с
пространственными
обозначениями
сторон
листа
бумаги
(верхняя,
нижняя
правая,
левая).
Обучение
использовать эти обозначения в речи, л/т «Обувь».
1/15
4
28
Ориентировка
в
микропространстве.
Ознакомление
с
пространственными
обозначениями
сторон
листа
бумаги
(верхняя,
нижняя
правая,
левая).
Обучение
использовать эти обозначения в речи, л/т «Рыбы».
1/15
апрель
1
29
Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование навыков
моделирования простейших пространственных отношений из кубиков, строительного
материала по предметному образцу, л/т «Птицы».
1/15
2
30
Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование навыков
моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного
материала по инструкции тифлопедагога, л/т «Космос».
1/15
3
31
Ориентировка
в
пространстве
по
карте-плану.
Формирование
представления
о
картинке-плане, л/т «Электроприборы».
1/15
4
32
Ориентировка
в
пространстве
по
карте-плану.
Формирование
представления
о
картинке-плане, л/т «Весна».
1/15
май
1
33
Ориентировка
в
пространстве
по
карте-плану. Развитие
способности
соотносить
игрушки и предметы ближайшего окружения в реальном пространстве, ориентируясь
по картинке-плану, л/т «День Победы».
1/15
2
34
Ориентировка в пространстве по карте-плану.
Развитие способности соотносить
игрушки и предметы ближайшего окружения в реальном пространстве, ориентируясь
по картинке-плану, л/т «Цветы».
1/15
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка
усвоения
детьми
программного
материала
по
разделу «Ориентировка
в
пространстве».
2/30
4
36
Итого
15 часов (540 мин.)
Примерный учебно-тематический план
по ООД «Ориентировка в пространстве» ОО «Познавательное развитие»
в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной - образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
Средняя группа (2 год обучения)
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей
2/40
2
2
3
3
Ориентировка на себе. Закрепление умения ориентироваться на собственном теле,
обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, л/т «Осень».
1/20
4
4
Ориентировка на себе. Развитие представления о пространственном расположении
частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука, грудь спереди, а спина
сзади), л/т «Овощи».
1/20
5
5
Ориентировка на себе. Обучение навыкам сравнивать, соотносить пространственные
направления собственного тела и стоящего впереди ребенка, л/т «Фрукты».
1/20
октябрь
1
6
Ориентировка на себе. Формирование представления о том, что для определения
пространственного расположения частей тела другого ребенка надо встать за его
спиной
и
соотнести
части
своего
тела
с
аналогичными
частями
его
тела,
л/т
«Домашние животные».
1/20
2
7
Ориентировка
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего окружения. Формирование навыка
зрительно-осязательного выделения
пространственных
признаков
(форма,
цвет,
величина)
игрушек
и
предметов
ближайшего окружения, л/т «Животные Севера».
1/20
3
8
Ориентировка
в
пространственных
признаках
игрушек
и
реальных
предметов
ближайшего окружения. Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать
игрушки и предметы, выделять их пространственные признаки по направляющим
инструкциям тифлопедагога, следуя предложенному плану, л/т «Дикие животные».
1/20
4
9
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве
(помещение
группы
и
детского
сада).
Развитие
навыков ориентировки
в
помещениях
группы
и
детского
сада,
л/т
«Животные жарких стран»».
1/20
ноябрь
1
10
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве
(помещение
группы
и
детского
сада).
Формирование навыков находить дорогу к другим группам, кабинетам, к выходу на
участок
детского
сада.
Запоминать
и
рассказывать,
как
пройти
в
то
или
иное
помещение детского сада, л/т «Россия – мой дом».
1/20
2
11
Ориентировка
с
помощью
сохранных
анализаторов.
Формирование
навыка
контролировать свои действия с помощью зрения и осязания,
л/т «Девочки и
мальчики (Части тела)».
1/20
3
12
Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Развитие умения
определять
помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола, л/т «Мой дом».
1/20
4
13
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя
1/20
Совершенствование умения показывать рукой, флажком направления пространства с
точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед – назад, л/т «Моя
семья».
декабрь
1
14
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Формирование
навыка определять
пространственное
расположение
игрушек,
окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа -
слева, вверху - внизу,
впереди – сзади, л/т «Посуда».
1/20
2
15
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Развитие умения
обозначать в речи расположение других детей и предметов в
ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя, л/т «Продукты питания».
1/20
3
16
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Развитие
навыков
пространственной
ориентировки
с
привлечением
зрения
и
сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния), л /т «Зима».
1/20
4
17
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Развитие умения
находить и располагать игрушки и другие предметы в названных
педагогом направлениях, л /т «Новый год».
1/20
январь
2
18
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Закрепление и уточнение знания значения слов: далеко, близко, дальше, ближе,
л/т
«Народные игры и забавы».
1/20
3
19
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
Развитие умений определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко
и близко по отношению от себя). Употреблять в речи слова далеко, близко, дальше,
ближе, л/т «Мебель».
1/20
4
20
Ориентировка
в
процессе
передвижения.
Формирование
навыка передвигаться
в
названном
направлении
сохраняя
и
меняя
направление
движения,
обозначать
направления движения соответствующими пространственными терминами (направо,
налево, вперед, назад), л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/20
февраль
1
21
Ориентировка в процессе передвижения Формирование
умения передвигаться в
названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад);
обозначать в речи направления своего движения, л/т «Транспорт».
1/20
2
22
Ориентировка в микропространстве. Развитие навыка микроориентировки (на листе
бумаги), л/т «Профессии».
1/20
3
23
Ориентировка
в
микропространстве
Развитие
навыка
микроориентировки
(на
поверхности стола), л/т «Инструменты».
1/20
4
24
Ориентировка в микропространстве. Развитие умения
располагать предметы на
листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях
(слева, справа, вверху, внизу, посередине), л/т «Наша армия».
1/20
март
1
25
Ориентировка в микропространстве. Развитие умения
располагать предметы на
листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях
(слева, справа, вверху, внизу, посередине), л/т «Мамин праздник».
1/20
2
26
Ориентировка на себе. Формирование навыков ориентироваться в пространственном
расположении деталей своей одежды, обозначая их расположение соответствующими
пространственными терминами (вверху, внизу, правый, левый), л/т «Одежда».
1/20
3
27
Ориентировка
в
микропространстве. Развитие
умения
определять
и
словесно
обозначать
пространственное
расположение
игрушек
и
предметов
в
микропространстве, л/т «Обувь».
1/20
4
28
Ориентировка
в
микропространстве.
Развитие
умения
определять
и
словесно
обозначать
пространственное
расположение
игрушек
и
предметов
в
микропространстве, л/т «Рыбы».
1/20
апрель
1
29
Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование умения
моделировать
замкнутое
пространство
и
пространственные
отношения
между
предметами,
в
нем
расположенными
по
предметному
образцу,
по
картинке,
л/т
«Птицы».
1/20
2
30
Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование умения
моделировать
замкнутое
пространство
и
пространственные
отношения
между
предметами,
в
нем
расположенными
по
предметному
образцу,
по
словесной
инструкции тифлопедагога, л/т «Космос».
1/20
3
31
Ориентировка
в
пространстве
по
карте-плану.
Формирование
представления
о
простейшем схематическом условном изображении игрушек и различных предметов,
л/т «Электроприборы».
1/20
4
32
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Ознакомление с простейшей схемой
пространства (кукольная комната), л/т «Весна».
1/20
май
1
33
Ориентировка
в
пространстве
по
карте-плану. Развитие
умения
соотносить
расположение предметов в реальном пространстве со схемой, л/т «День Победы».
1/20
2
34
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование навыка
располагать
предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначать расположение
предметов в реальном пространстве соответствующими терминами: справа, слева,
впереди, посередине, сзади, вверху, внизу, л/т «Цветы».
1/20
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка
усвоения
детьми
программного
материала
по
разделу «Ориентировка
в
пространстве».
2/40
4
36
Итого
15 часов (720 мин.)
Примерный учебно-тематический план
по ООД «Ориентировка в пространстве» ОО «Познавательное развитие»
в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
Старшая группа (3 год обучения)
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей
2/50
2
2
3
3
Ориентировка
на
себе.
Формирование
представлений
о
собственном
теле,
ориентировка на собственном теле, л/т «Осень».
1/25
4
4
Ориентировка на себе. Развитие умения определять стороны стоящего впереди и
напротив
человека,
соотносить
со
сторонами
своего
тела,
использовать
соответствующие пространственные термины (правая, левая), л/т «Овощи».
1/25
5
5
Ориентировка на себе. Развитие умения определять стороны стоящего впереди и
напротив
человека,
соотносить
со
сторонами
своего
тела,
использовать
соответствующие пространственные термины (правая, левая), л/т «Фрукты».
1/25
октябрь
1
6
Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения,
Обучение умению определять с помощью зрения и осязания стороны предметов,
наполняющих
пространство
(например,
у
шкафа
стороны
-
передняя
и
задняя,
верхняя и нижняя, правая и левая), л/т «Домашние животные».
1/25
2
7
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве
(помещение
группы).
Развитие
пространственных
представлений
на
основе
практической
ориентировки
в
помещениях детского сада, л/т «Животные Севера».
1/25
3
8
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве
(помещение
группы).
Развитие
пространственных представлений на основе практической ориентировки на участке,
1/25
л/т «Дикие животные».
4
9
Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы). Совершенствование
ориентировки с помощью всей сенсорной сферы ребенка - нарушенного зрения,
слуха, осязания, обоняния, л/т «Животные жарких стран».
1/25
ноябрь
1
10
Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы).
Развитие навыков
использования
пространственной
терминологии
при
обозначении
расположения
предметов, л/т «Россия – мой дом».
1/25
2
11
Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы).
Развитие навыков
использования
пространственной
терминологии
при
обозначении
расположения
предметов, л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».
1/25
3
12
Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Формирование умения различать
звуки
и
запахи
в
окружающем
пространстве;
цветовые,
световые,
звуковые
ориентиры, л/т «Мой дом».
1/25
4
13
Ориентировка
с
помощью
сохранных
анализаторов.
Совершенствование умения
передвигаться
в
названном
направлении
по
световым,
цветовым
и
звуковым
ориентирам и по инструкции тифлопедагога, сохранять и изменять направления
движения, л/т «Моя семья».
1/25
декабрь
1
14
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов.
Развитие
навыка
ориентировки
в
окружающем
пространстве;
дифференцировать
основные
направления
пространства:
словесно
обозначать
их
соответствующими терминами (справа - направо, слева - налево. и т.д.), л/т «Посуда».
1/25
2
15
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов
Развитие
навыка
ориентировки
в
окружающем
пространстве;
дифференцировать
основные
направления
пространства:
словесно
обозначать
их
соответствующими
терминами
(справа
-
направо,
слева
-
налево.
и
т.д.),
л/т
«Продукты питания».
1/25
3
16
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от предметов. Развитие умений определять направление местоположения предметов,
находящихся на значительном расстоянии от них (в 1-5 метрах), в зависимости от
диагноза зрительного заболевания и остроты зрения, л /т «Зима».
1/25
4
17
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от предметов. Развитие умений определять направление местоположения предметов,
находящихся на значительном расстоянии от них (в 1-5 метрах), в зависимости от
диагноза зрительного заболевания и остроты зрения, л /т «Новый год».
1/25
январь
2
18
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от предметов. Совершенствование умений определять и сравнивать расположение
предметов в пространстве по отношению друг к другу и в окружающей обстановке,
л/т «Народные игры и забавы».
1/25
3
19
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от предметов. Ознакомление детей с планами замкнутого пространства (поверхность
стола - вид сверху, шкаф с полками - вид прямо), л/т «Мебель».
1/25
4
20
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов.
Развитие
умения использовать
в
речи
обозначения
направления
движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за,
перед, в, на, до... и др.), л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/25
февраль
1
21
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов.
Развитие
умения использовать
в
речи
обозначения
направления
движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за,
перед, в, на, до... и др.), л/т «Транспорт».
1/25
2
22
Ориентировка в процессе передвижения.
Формирование
навыка передвигаться в
помещениях группы, детского сада в названных направлениях, обозначать в речи
направления своего движения, л/т «Профессии».
1/25
3
23
Ориентировка в микропространстве. Развитие навыков ориентировки в пространстве
на поверхности листа бумаги, л/т «Инструменты».
1/25
4
24
Ориентировка в микропространстве. Развитие навыков ориентировки в пространстве
на поверхности листа бумаги, тетради, л/т «Наша армия».
1/25
март
1
25
Ориентировка в микропространстве. Развитие навыков ориентировки в пространстве
на поверхности листа бумаги, тетради, альбомного листа, л/т «Мамин праздник».
1/25
2
26
Ориентировка в микропространстве. Развитие навыков ориентировки в пространстве
на поверхности листа бумаги, тетради, альбомного листа, фланелеграфа, стола,
л/т
«Одежда».
1/25
3
27
Ориентировка в микропространстве. Формирование умения располагать предметы в
названных
направлениях
микропространства
сверху
вниз
и
снизу
вверх,
слева
направо, справа налево, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу, в середине,
л/т «Обувь».
1/25
4
28
Ориентировка в микропространстве.
Развитие
умения последовательно выделять и
словесно
обозначать
и
воспроизводить
взаимное
расположение
игрушек,
геометрических фигур в микропространстве по отношению друг к другу, л/т «Рыбы».
1/25
апрель
1
29
Моделирование
простейших
пространственных
отношений.
Обучение
моделированию
замкнутого
пространства
и
пространственных
отношений
между
предметами,
в
нем
расположенными,
по
инструкции
тифлопедагога,
по
представлению, л/т «Птицы».
1/25
2
30
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование навыка
составления
простейших планов пространства и обозначения в речи направления пространства,
л/т «Космос».
1/25
3
31
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование навыка
составления
простейших планов пространства и обозначения в речи направления пространства,
л/т «Электроприборы».
1/25
4
32
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Развитие умения соотносить реальные
предметы
с
их
условными
изображениями
и
обозначать
в
речи
расположение
предметов в реальном пространстве и на плане, л/т «Весна».
1/25
май
1
33
Ориентировка в пространстве по карте-плану Развитие умения соотносить реальные
предметы
с
их
условными
изображениями
и
обозначать
в
речи
расположение
предметов в реальном пространстве и на плане, л/т «День Победы».
1/25
2
34
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Развитие умения соотносить реальные
предметы
с
их
условными
изображениями
и
обозначать
в
речи
расположение
предметов в реальном пространстве и на плане, л/т «Цветы».
1/25
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка
усвоения
детьми
программного
материала
по
разделу «Ориентировка
в
2/50
4
36
Итого
15 часов (900мин.)
Примерный учебно-тематический план
по ООД «Ориентировка в пространстве» ОО «Познавательное развитие»
в комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
Подготовительная группа (4 год обучения)
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей
2/60
2
2
3
3
Ориентировка
на
себе.
Формирование
представления
об
относительности
пространственных направлений в процессе соотнесения направлений собственного
тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека, л/т «Осень».
1/30
4
4
Ориентировка
на
себе.
Формирование
представления
об
относительности
пространственных направлений в процессе соотнесения направлений собственного
тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека, л/т «Овощи».
1/30
5
5
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве
(помещение
группы,
детского
сада).
Развитие
умения
самостоятельно
ориентироваться
в
помещениях
детского
сада,
словесно
обозначать
свой
путь
до
различных
помещений
детского
сада, л/т
«Фрукты».
1/30
октябрь
1
6
Ориентировка
в
замкнутом
пространстве
(помещение
группы,
детского
сада).
Развитие
умения
самостоятельно
ориентироваться
в
помещениях
детского
сада,
словесно
обозначать
свой
путь
до
различных
помещений
детского
сада,
л/т
«Домашние животные».
1/30
2
7
Ориентировка
с
помощью
сохранных
анализаторов.
Развитие
умений
получать,
анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и
расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов, л/т
«Животные Севера».
1/30
3
8
Ориентировка
с
помощью
сохранных
анализаторов.
Развитие
умений
получать,
анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и
расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов, л/т
«Дикие животные».
1/30
4
9
Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Развитие умения использовать
полученную с помощью различных анализаторов информацию о пространстве в
практической ориентировке, л/т «Животные жарких стран».
1/30
ноябрь
1
10
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от предметов. Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой
отсчета от себя и от предметов, л/т «Россия – мой дом».
1/30
2
11
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от предметов. Развитие умения выделять направления окружающего пространства
(направо - налево, вперед - назад, вверх - вниз) с точкой отсчета от себя,
л/т «Девочки
и мальчики (Части тела)».
1/30
3
12
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов.
Развитие
умения
определять
пространственные
отношения
между
собой и окружающими предметами, а также между предметами, л/т «Мой дом».
1/30
4
13
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов. Развитие умения сравнивать расположение предметов в реальном
пространстве с их отображением в зеркале, словесно обозначать пространственные
отношения, л/т «Моя семья».
1/30
декабрь
1
14
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов.
Развитие
умения
сравнивать
расположение
предметов
в
реальном
пространстве с их отображением в зеркале, словесно обозначать пространственные
отношения, л/т «Посуда».
1/30
2
15
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов.
Развитие
умения использования
пространственных
терминов
и
обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий,
л/т «Продукты
питания».
1/30
3
16
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов.
Развитие
умения использования
пространственных
терминов
и
обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий, л /т «Зима».
1/30
4
17
Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя и
от
предметов.
Развитие
умения использования
пространственных
терминов
и
обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий, л /т «Новый год».
1/30
январь
2
18
Ориентировка
в
процессе
передвижения.
Формирование
навыка определения
направления
движения
в
пространстве
(в
процессе
собственного
передвижения,
передвижения других детей), л/т «Народные игры и забавы».
1/30
3
19
Ориентировка
в
процессе
передвижения.
Формирование
навыка определения
направления
движения
в
пространстве
(в
процессе
собственного
передвижения,
передвижения других детей и различных объектов), л/т «Мебель».
1/30
4
20
Ориентировка
в
процессе
передвижения.
Формирование
навыка определения
направления
движения
в
пространстве
(в
процессе
собственного
передвижения,
передвижения других детей и различных объектов), л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/30
февраль
1
21
Ориентировка в процессе передвижения Совершенствование умения передвигаться в
пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями
педагога, с учетом ориентиров, л/т «Транспорт».
1/30
2
22
Ориентировка в процессе передвижения. Совершенствование умения передвигаться
в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями
педагога, с учетом ориентиров, л/т «Профессии».
1/30
3
23
Ориентировка
в
микропространстве. Совершенствование умений ориентировки в
микропространстве (на поверхности листа, стола), л/т «Инструменты».
1/30
4
24
Ориентировка в микропространстве. Совершенствование умений ориентировки в
микропространстве (на поверхности фланелеграфа), л/т «Наша армия».
1/30
март
1
25
Ориентировка
в
микропространстве. Совершенствование умений ориентировки в
микропространстве (на поверхности доски), л/т «Мамин праздник».
1/30
2
26
Ориентировка
в
микропространстве.
Развитие
умения
располагать
предметы
в
названных направлениях микропространства; менять местоположение, определять
разницу
в
расположении;
словесно
обозначать
расположение
предметов,
л/т
«Одежда».
1/30
3
27
Ориентировка
в
микропространстве.
Развитие
умения
располагать
предметы
в
названных направлениях микропространства; менять местоположение, определять
разницу в расположении; словесно обозначать расположение предметов, л/т «Обувь».
1/30
4
28
Моделирование
простейших
пространственных
отношений.
Развитие
умений
моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по
предложенной
схеме
пространства
(кукольная,
групповая,
спальная
комнаты), л/т
«Рыбы».
1/30
апрель
1
29
Моделирование
простейших
пространственных
отношений.
Развитие
умений
моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по
предложенной
схеме
пространства
(кабинет
врача,
кухня,
прачечная
и
т.д.), л/т
«Птицы».
1/30
2
30
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование
навыков составлять
схемы помещений группы, детского сада, участка группы; соотносить их с реальным
пространством, л/т «Космос».
1/30
3
31
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование
навыков составлять
схемы помещений группы, детского сада, участка группы; соотносить их с реальным
пространством, л/т «Электроприборы».
1/30
4
32
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Обучение ориентировке в пространстве
по
карте-плану. Отмечать на схеме места расположения предметов в реальном
пространстве;
словесно
обозначать
расположение
предметов
в
реальном
пространстве, л/т «Весна».
1/30
май
1
33
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Обучение навыку чтения схемы пути и
окружающего пространства, л/т «День Победы».
1/30
2
34
Ориентировка в пространстве по карте-плану. Обучение навыку чтения схемы пути и
окружающего пространства, л/т «Цветы».
1/30
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка
усвоения
детьми
программного
материала
по
разделу «Ориентировка
в
пространстве».
2/60
4
36
Итого
15 часов (1.080 мин.)
Применяемые технологии в процессе ООД «Ориентировка в пространстве»
1
Информационно-коммуникативные
2
.
Здоровьесберегающие технологии (Базарный В.Ф.)
3
.
Технология сотрудничества
4
.
Технология проектирования
5
.
Интерактивные технологии
6
.
Технология интенсификации
Название / Автор
Программное
обеспечение
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И.
Литература
-Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения.
-Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки.
-Филатов А.И. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения.
-Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.
- Чевычелова Е.А Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной.
-Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет.
Презентации
-«Электронные зрительные гимнастики»
-«Кто где находится»
-«Слева, справа»
-«Вправо-влево, вверх-вниз»
Дидактические игры и
пособия.
-«Тренажеры для зрительной гимнастики» разных размеров и по лексическим темам
-Плакат «Гимнастика для глаз»
-Лабиринты
- Рельефно-графические лабиринты
- Карты пути
-Схемы
Тифлопедагогические
приборы для занятий
-Интерактивные музыкальные коврик «День, ночь», «Транспорт» и т. д.
-Прибор «Ориентир»
-Прибор «Графика»
-Прибор «Светлячок»
-Пособие «Дом»
-Пособие «Деревянный человечек»
-Пособие «Деревянная рука»
-Прибор «Палетто»
-Складная трость
Картотека
-«Зрительная гимнастика»
-«Пальчиковая гимнастика»
-«Физминутки»
Материально – техническая база.
Оборудование
Средства ТСО : магнитофон, компьтер, интерактивная доска
Направление
развития
Методические пособия
Наглядно –
дидактический
материал
Атрибуты и раздаточные
материалы
Настольно-печатные
игры
Ориентировка в
пространстве
- П о д к о л з и н а
Е . Н .
Пространственная
ориентировка
дошкольников
с
нарушением
зрения.
-Нагаева Т.И. Нарушения зрения у
д о ш к о л ь н и к о в .
Р а з в и т и е
пространственной ориентировки.
- Ф и л а т о в
А . И .
Р а з в и т и е
пространственных представлений
у
дошкольников
с
нарушением
зрения.
-Дружинина
Л.А.
Занятия
по
р а з в и т и ю
о р и е н т и р о в к и
в
пространстве
у
дошкольников
с
нарушениями зрения.
-
Чевычелова
Е.А.
Развернутое
тематическое
планирование
по
п р о г р а м м е
п о д
р е д .
Л . И .
Плаксиной.
-Чевычелова
Е.А.
Зрительная
гимнастика для детей 2-7 лет.
-Крупенчук
О.И.
Пальчиковые
игры.
- Р е м е з о в а
Л . А .
Р а з в и т и е
осязательного восприятия у детей
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а
с
нарушением зрения.
-Картинки иллюстрации
поз человека
-Эталоны формы
(наборы плоскостных и
объемных
геометрических фигур)
-Наборы игрушек и
предметов разной
формы и величины
-Наборы запахов
-Набор кукольной
мебели
-Наборы строительного
материала
-«Тренажеры для зрительной
гимнастики» разных размеров,
по лексическим темам
-Зеркала различной и величины
-Лабиринты
- Рельефно-графические
лабиринты
- Карты пути
-Схемы
-Мозаики разных размеров
-Детские музыкальные
инструменты (звуковые,
шумовые, ударные)
- Аудиозаписи пение птиц,
звуки природы, голоса
животных
-Тетради в крупную клетку
-Большие и маленькие указки
-Флажки
-Колокольчики
-Набор «Узнай по запаху»
-Куклы разного размера.
-«Распорядок дня»
-«Детям о времени»
-«Вокруг да около»
-«Маленькое слово»
-«Направо-налево»
-«Кто как устроен?»
-«Прогулка по
городу»
- «Что происходит в
природе»
-«Что где находится?»
-«Времена года»
-«Разноцветные
кармашки»