Автор: Сибагатуллина Татьяна Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ Петропавловская СОШ
Населённый пункт: п. Петропавловский Верхнеуральский район Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Культурно-исторические особенности народов Челябинской области. География основных религий."
Раздел: среднее образование
1. Класс 8
2. Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных
учреждений Челябинской
Области / Под общей редакцией канд. ист. наук В.М.Кузнецова/. – Челябинск: АБРИС,
2008
3. Тема
: Культурно-исторические особенности народов Челябинской
области. География основных религий.
4. Урок формирования новых знаний
5. Педагогическая идея урока (эпиграф)
Величие народа не измеряется его
численностью, как величие человека
не
измеряется его ростом;
единственной
мерой служит его умственное
развитие и его нравственный
уровень.
Виктор Гюго
6. Цель: Образовательные: продолжить формирование знаний о культурно-исторических
особенностях населения и о религиозном составе населения Челябинской области.
Развивающие: развивать способности учащихся в работе с ЭОР, анализировать и извлекать
информацию, развивать умения в работе с текстом учебника, в чтении тематических карт.
Воспитательные: воспитание толерантного,
уважительного отношения к
народам
проживающим на территории Челябинской области и своего населенного пункта, к людям,
исповедующим разные религии..
7. Задачи урока:
- вспомнить понятие «этнос»;
- выяснить какие народы самые многочисленные в Челябинской области;
- познакомить с историческими и культурными особенностями народов Челябинской
области;
- выявить основные религии Челябинской области и географию их распространения
Планируемые результаты урока
Личностные:
Метапредметные
Предметные
определять
формирование гордости за
л у ч ш и е
д о с т и ж е н и я
культуры
и
искусства
народов
Ч е л я б и н с ко й
области;
формирование
любви
к
своему краю;
воспитание
толерантности,
пов ы ш ения
к ул ьт у р ы
межнационального
общения;
о с о з н а н и е
с в о е й
этнической и религиозной
принадлежности.
Познавательные универсальные
учебные действия:
решать проблемные задачи
высказывать суждения,
подтверждать их фактами.
классифицировать
информацию
по
заданным
признакам.
уметь
сравнивать,
делать
выводы
Регулятивные:
п л а н и р о в а т ь
с в о ю
деятельность;
в ы я в л я т ь
п р и ч и н н о -
следственные связи;
определять
критерии
для
сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно
оценивать другого.
Коммуникативные:
выслушивать и объективно
оценивать другого;
формулировать
собственное
мнение;
уметь
ве сти
д и а л о г,
в ы р а б а т ы в а я
о б щ е е
решение.
особенности
размещения народов
Челябинской области;
классифицировать
население
Челябинской области
по языковым семьям,
группам, религиям;
уметь показывать на
карте главные районы
и крупнейшие
религиозные центры
на территории
Челябинской области
8. Тип учебного занятия: урок формирования новых знаний
9. Вид учебного занятия: групповая работа, фронтальная работа, практическая работа
10. Литература, цифровые образовательные ресурсы:
- Краеведение. Челябинская область. 8 класс. Учебник для основной школы/ под ред. В.М.
Кузнецова. – 2-е изд., испр. - Челябинск: АБРИС,2011.
- География. Челябинская область. 5-11 класс. Атлас. Под редакцией к.г.н. М.В. Паниной,
к.г.н. В.М.Кузнецова. Челябинск изд-во «Край Ра» 2014.
- компьютер, экран, мультимедийный проектор
- презентация
11. Этапы учебного занятия
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Создание проблемной ситуации (5мин.)
Каждый из нас – не только россиянин, но и
представитель своего народа. Особенность
России и Челябинской области в том, что у
нас много разных культур, языков, традиций.
Мы бы обеднели, если бы все народы
смешались, и различия между нами стёрлись?
Или бы мы смогли решить многие проблемы
в стране, связанные с межэтническими и
религиозными конфликтами?
Какое противоречие налицо?
Кто догадался, о чем мы будем говорить на
уроке?
Какая будет тема урока?
Высказывают свое мнение.
Формулируют тему урока «Культурно-
исторические особенности народов
Челябинской области. География основных
религий.»
Формулирование проблемы (2 мин)
Какой вопрос можно задать исходя из темы
урока:
Проблема Многонациональный состав
населения области, это преимущество
или проблема?
Формулируют с помощью учителя
проблемный вопрос
Способы решения проблемы (3 мин.)
Предложите способы решения проблемы? Что
мы
должны
рассмотреть
на
уроке,
чтобы
ответить на поставленный вопрос?
План урока:
1.Что такое этнос?
2.Какие народы самые многочисленные?
3.Каковы особенности народов, проживающих
на территории Челябинской области?
4.Какой язык является связующим?
5.Какова география религий?
1.
Выдвигают
свои
гипотезы
решения
проблемы.
2. Составляют совместно с учителем план
изучения темы.
Актуализация знаний (3 мин.)
-Что такое этнос? (Определение 7 класса этнос-
это народ)
-Чем характеризуется этнос?
-Чем народы отличаются друг от друга?
Побуждающий диалог:
1.
Почему Челябинскую область называют
многонациональной областью??
2.
Как размещены разные народы по
территории области?
Отвечают на вопросы, работают со
словарем краеведческих терминов и
понятий, картой, диаграммами на
(слайды презентации)
Открытие нового знания (23 мин.)
1.
Чтобы получить новые знания о народах
живущих в нашей области, нам
необходимо разделиться на три группы
и подготовить рассказы о народах
разных языковых групп по плану.
- Какие народы входят в данную группу?
- Откуда произошло название народа?
- К какой языковой семье относятся
народы?
- Какова их численность на территории
Челябинской области и какова динамика
изменения численности?
- Когда эти народы стали заселять
Учащиеся делятся на группы,
получают карточки с заданиями и
выполняют в течении 10 минут,
используя учебник «Краеведение 8
класс», атлас Челябинской области,
ресурсы Интернет и дополнительные
материалы
1 группа - приготовить рассказ о
представителях славянской группы
2- группа - приготовить рассказ о
территорию Челябинской области?
- В каких районах области проживают?
- Основные занятия этих народов в
прошлом?
- Основные особенности жилища, одежды,
кухни.
- Традиционные праздники, обычаи,
обряды.
- Основная религия.
- на контурной карте обозначить районы
проживания данных народов.
Вывод: Самый многочисленный народ
Челябинской области –русские более 83%
Другие народы преобладающие народы
татары, башкиры, украинцы и др.
2. Какой язык является связующим в нашей
области?
1.Есть ли в Челябинской области такой язык?
2.Имеет ли право нация на пользование родным
языком, на свободный выбор языка общения,
воспитания, обучения и творчества?
Вывод: Русский язык – один из официальных
языков ООН –не только родной язык для
большинства народов России и Челябинской
области, но и средство общения для
нерусских народов
2.
Какова география религий в
Челябинской области?
1.
На основе ответов учащихся, назовите
основные религии в Челябинской
области.
Вывод: Большинство населения
Челябинской области исповедует
православие, ислам.
представителях тюркской группы
3 – группа - о представителях
германской и финно-угорской групп
Группы отчитываются, отвечают на вопросы
делают выводы.
Отвечают на вопросы, делают выводы.
Применение новых знаний (5 мин)
Многонациональный состав населения области,
это преимущество или проблема?
Проблема
Преимущества
Возможность
возникновения
конфликтов между
народами
Взаимное обогащение
культуры, быта и др.
Использование опыта
народов в интересах
РФ.
Формулируют проблемы
многонационального состава области и
преимущества.
Заполняют таблицу:
Проблема
Достояния
Как можно решить проблемы, возникающие на
многонациональной территории?
Вывод: Проведение национальной политики,
учитывающей интересы каждого народа,
толерантность и взаимоуважение к языку и
культуре народов, проживающих на
территории области может предупредить
межнациональные конфликты
Отвечают на вопрос и формулируют вывод
урока.
Рефлексия (2 мин)
1. С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему?
2. Что на уроке ты узнал нового?
3. Нужны ли тебе те знания, которые ты получил на уроке? Зачем
Домашнее задание (2 мин)
Написать мини-сочинение на тему: «Какие национальные традиции, обычаи соблюдаются в
вашей семье», «Опишите национальный костюм семьи и где он используется.»
На к\к Челябинской области нанести значки храмов и религиозных общин своего района.
Приложение.
1.
Используя учебник «Краеведение 8 класс», атлас Челябинской области, ресурсы
Интернет и дополнительные материалы приготовить рассказ о представителях
славянской группы по плану:
- Какие народы входят в данную группу?
- Откуда произошло название народа?
- К какой языковой семье относятся народы?
- Какова их численность на территории Челябинской области и какова динамика
изменения численности?
- Когда эти народы стали заселять территорию Челябинской области?
- В каких районах области проживают?
- Основные занятия этих народов в прошлом?
- Основные особенности жилища, одежды, кухни.
- Традиционные праздники, обычаи, обряды.
- Основная религия.
- на контурной карте обозначить районы проживания данных народов.
2.
Используя учебник «Краеведение 8 класс», атлас Челябинской области, ресурсы
Интернет и дополнительные материалы приготовить рассказ о представителях
тюркской группы по плану:
- Какие народы входят в данную группу?
- Откуда произошло название народа?
- К какой языковой семье относятся народы?
- Какова их численность на территории Челябинской области и какова динамика
изменения численности?
- Когда эти народы стали заселять территорию Челябинской области?
- В каких районах области проживают?
- Основные занятия этих народов в прошлом?
- Основные особенности жилища, одежды, кухни.
- Традиционные праздники, обычаи, обряды.
- Основная религия.
- на контурной карте обозначить районы проживания данных народов.
3.
Используя учебник «Краеведение 8 класс», атлас Челябинской области ресурсы
Интернет, и дополнительные материалы приготовить рассказ о представителях
германской и финно-угорской групп по плану:
- Какие народы входят в данную группу?
- Откуда произошло название народа?
- К какой языковой семье относятся народы?
- Какова их численность на территории Челябинской области и какова динамика
изменения численности?
- Когда эти народы стали заселять территорию Челябинской области?
- В каких районах области проживают?
- Основные занятия этих народов в прошлом?
- Основные особенности жилища, одежды, кухни.
- Традиционные праздники, обычаи, обряды.
- Основная религия.
- на контурной карте обозначить районы проживания данных народов.