Автор: Дубовикова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ село Ключи
Населённый пункт: село Ключи Аскинский район РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Красная книга"
Раздел: начальное образование
1. Организационный момент урока
- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наш сегодняшний
урок принесет нам радость от общения друг с другом.
Мы начинаем урок. Я желаю вам хорошо потрудиться на
уроке. Получить много новых впечатлений.
2. Актуализация опорных знаний
- Отгадайте загадки «Домашние и дикие животные»
1. С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
2.Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызет морковку
(Кролик)
3.Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь)
4.Весь день в воде, а водой не насытится. (Утка)
5.С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)
6.Заплелись густые травы, закудрявились луга,
Да и сам весь кудрявый, даже завитком рога.
(Баран)
7.Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет и как днем она все видит.
Часто спит, а после сна умывается она.
(Кошка)
8..По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.
(Гусь)
9.Рыжий молокозавод день жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко переделать в молоко!
(Корова)
10.Не прядет, не ткет, а людей одевает.
(Овца)
11. Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко, ребятишек угощу.
(Курица)
12.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
13. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
14 Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)
15. Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса)
16. За горами, за полями,
За дремучими лесами
Хищник-ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами — щелк...
Кто это?
( Волк)
-На какие группы можно разделить этих животных ?
- Чем они отличаются?
- За домашними животными ухаживает человек .Он их
оберегает и охраняет.
-А как живут дикие животные?
Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут
самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят
себе жилища, ухаживают за своим потомством.
- Как вы думаете, кому из животных живется труднее,
диким или домашним? Как люди могут помочь диким
животным?
-Какие невидимые нити существуют в природе?
(Между живой и неживой природой, между
растениями и животными, между различными
животными, связь между человеком и природой).
-Как человек влияет на природу?
-Как можно защитить природу?
3. Изучение нового материала
1.История появления Красной книги.
- А как появилась Красная книга?
- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни
брать у неё, всё снова само собой восстановится. И
ошиблись. Угрозой является чрезмерная добыча, охота.
Разрушение мест обитания животных.
-Да, люди поняли, что животных и растения нужно
охранять, и в 1832 году в Америке был создан первый
заповедник. Заповедник это место где нельзя убивать
животных и срывать растения.
А в 1948 году был создан Международный союз охраны
природы. По заданию союза были созданы списки
редких животных и растений всех стран. Все они были
собраны в одну книгу. Эта книга была необычного вида.
Слайд 1
У нее была красная обложка, а страницы разноцветные.
Из-за цвета обложки ее назвали Красная книга. На
составление первого варианта Красной книги
потребовалось 14 лет.
Красная книга – это документ временного действия,
потому что условия обитания животных меняются и всё
новые виды могут оказаться в катастрофическом
положении.
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она
называлась Красная книга СССР. Сначала сведения о
редких и исчезающих видах животных и растений
уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в
защите нуждается значительно большее число видов.
Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в
1984 году в 2 томах. В них о каждом животном и
растении кратко, но точно сказано всё: насколько
бедственно его положение, в каких краях встречаются, в
каких лесах обитают, по каким причинам исчезает. Но
главное – что надо сделать, чтобы уберечь от
вымирания.
- Как вы думаете, почему цвет обложки выбрали именно
красный? (ОПАСНОСТЬ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ).
- Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и
своеобразная программа по спасению редких видов,
находящихся под угрозой исчезновения.
Слайд 2
Конечно же не только лесных животных и растения
нужно охранять и беречь. Такие исчезающие виды есть в
разных странах и на различных континентах.
Только в нашей с вами Республике Башкортостан растет
много растений и живет много животных, которые надо
оберегать. Поэтому, в нашей республике издали свою
Красную книгу. (ПОКАЗ КНИГИ)
Слайд 3
Шульган-Таш — государственный природный
заповедник в Башкортостане, имеющий федеральный
статус. Расположен в западных предгорьях Южного
Урала, в горно-лесном поясе, в пределах Бурзянского
района. Основанием для организации заповедника
было обитание в этом регионе ядра чистокровной
аборигенной популяции медоносной пчелы —
бурзянской бортевой пчелы, или «бурзянки» — в
условиях бортничества — башкирского народного
промысла. Филиал оказался первой в мире зоной,
охраняющей аборигенных диких пчёл.
Слайд 4
-Охрана окружающей среды самая актуальная тема
наших дней. 2017 год объявлен указом президента
России годом экологии и окружающей среды.
Слайд 5
2.Почему книга называется «Красной»?
Слайд 6
3. Страницы Красной книги.
Слайд 7
4.Животные, которые занесены в Красную книгу
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
5.Растения, которые занесены в Красную книгу
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
6. Работа по учебнику стр.88-91.
7.Работа в рабочей тетради стр.60-61 задание 3,2
8. Будьте природе другом!
Красная книга – это сигнал тревоги и символ борьбы за
сохранение живой природы.
-О чём заставил задуматься урок?
-Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает.
- На уроке мы с вами много говорили о том, что охрана
растений и животных – проблема государственная. Но, а
как мы с вами можем помочь сохранить природу и ее
обитателей.
- Есть определенные правила поведения в природе.
Откройте свои учебники на странице 93. Давайте
прочитаем эти правила.
- Я предлагаю все это изобразить в виде знаков, которые
будут понятны всем, а может вы, придумаете, и
нарисуете свое правило… (рабочая тетрадь страница 62-
63 задание 2).
4. Рефлексия.
- По какой причине была издана Красная книга?
- Как в ней располагаются виды растений и животных?
- По чьей вине большинство видов попало в Красную
книгу?
-Приведите примеры растений и животных внесенных в
Красную книгу.
5. Итог урока.
Нарисовать свой знак задание 2 стр.62
Это и будет вашим домашним заданием.
- Наш урок я бы хотела закончить стихотворением.
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
- Кто работал весь урок получают значок «Защитник
природы».
-Урок окончен.
Конспект урока
УМК «Школа России»
Предметная область: Окружающий мир
Тема: Красная книга
Класс: 2.
Тип урока: Открытие новых знаний
Дидактическая цель: создание условий для активизации
познавательной деятельности учащихся через использование
технологии проблемно – диалогического обучения.
Задачи:
Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно
относиться к иному мнению; воспитывать бережное отношение к
живым существам, к окружающей природе и обеспокоенность за
будущее планеты.
Метапредметные:
регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и
стремиться её выполнять, формирование умения
работать с новой информацией по теме.
коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с
одноклассниками, учителем.
Познавательные: формировать понятия Красная книга.
Предметные: дать представление о «Красной книге», как
совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и
находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных,
познакомиться с историей её создания, рассмотреть как устроена
Красная книга.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа село Ключи МР Аскинский район РБ
Конспект урока окружающий мир во 2 классе
Подготовила и провела
учитель начальных классов Дубовикова Н.П.
Тема «Красная книга»
УМК «Школа России»
Учебник «Окружающий мир» часть 1 автор А.А. Плешаков.
2017