Автор: Трофимова Вера Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования № 7" им. С. Н. Судейского
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме: "Животный мир Тульского края" (экскурсия в лес)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования №7»
им. С. Н. Судейского (учебный корпус № 1)
Организация непрерывной
образовательной деятельности детей
в подготовительной группе
по теме:
«Животный мир Тульского края»
(экскурсия в лес)
Автор:
Трофимова
Вера Вячеславовна
воспитатель
Тула, 2017 год
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально –
коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Цель: обобщение и систематизация знаний о животных родного края.
Задачи:
Обучающие:
расширять, углублять и систематизировать представления о животных
родного края и других обитателях леса;
формировать представления детей о животных Тульского края,
занесенных в Красную книгу;
активизировать словарь на основе обобщения знаний о животных.
Развивающие:
создавать условия для развития памяти, мышления, связной речи,
воображения, навыков общения.
Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы, интерес к
ее познанию;
воспитывать экологическую культуру, экологическое поведение.
Словарь: лесные звери, хищники, грызуны, природоохранные знаки,
Красная книга.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Дикие
животные», «Птицы», игры на смарт столе, головоломки, игры –
драматизации, наблюдение в природе, чтение художественной литературы,
дидактическая игра «Четвертый лишний», «Кто , где живет».
Оборудование для педагога: ели, деревья, смарт доска, картинки животных,
игрушки – белка, заяц, слайды «Птицы», «Волк». «Лиса», письмо от медведя,
2 корзинки с морковкой, грибами, капустой, напоминающие знаки,
аудиозапись игры.
Оборудование для детей: шапочки волка и зайчат, осенние листочки.
Ход занятия:
- Ребята, у нас сегодня с вами очень интересный день. Мы отправляемся на
прогулку в осенний лес. А пригласили нас животные, которые считают лес
своим домом.
- Как вы думаете, кто пригласил нас в гости? (белка, лиса, волк, кабан,
медведь и т.д.)
- Как называют этих животных?
- Почему их называют дикими? (потому что сами добывают себе еду, сами
строят жилище, защищаются от врагов)
- А для начала вспомним правила поведения в лесу: идти по тропинке, не
разбегаться, не ломать ветки, не шуметь, не рвать растения.
Звучит музыка природы
Тульский лес детей встречает
К себе в гости приглашает
Чтоб узнали все ребята,
Как живут в лесу зверята
Что едят, где спать ложатся,
Дружат с кем, кого боятся.
Кто пушистей, кто хитрей.
Кто трусливей, кто сильней.
И кого в лесу не стало,
И каких зверюшек мало.
Чтоб мы все понять смогли
И природу сберегли!
- Как красиво в осеннем лесу! Воздух чист и свеж, дышится легко. А вот и
первая хозяйка нас встречает.
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом.
- Правильно, белочка. А почему она сидит на этом дереве? (потому что в нем
есть дупло – домик белочки).
- Здравствуй, белочка, мы пришли к тебе в гости. Расскажите, ребята, какая
белочка? ( Белочка маленький, мирный зверек. У нее пушистая шерстка,
большой пушистый хвост, размером с саму белку. Зимой, в сильные морозы,
она ляжет в своем домике, накроется хвостиком, как пуховым одеяло и спит.
На затылке у белки ушки с кисточкой).
- Этот зверек живет в лесу круглый год, ведь у белочки есть жилище и много
– много корма в лесу. Чем питается белочка? ( питается орехами, ягодами,
семенами хвойных растений, шишками и грибами) - Грибы самое любимое
лакомство для белочки. Осенью и летом белки трудятся. Чем же они так
заняты? ( делают запасы на зиму: собирают семена, орешки, желуди, сушат
грибы, накалывают их на ветки). А все, что собрали и высушили, белки
прячут в дупле.
Игрушка – белка в руках воспитателя:
Целый день я все скакала,
Осенью ведь дел не мало.
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нем тепло
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом
День – деньской скачу по лесу,
Выбираю мягкий мох
А орешки, если встречу,
В кладовую с ними скок!
Но, а если на поляне
Я грибочек разыщу
То зимою приходите –
Непременно угощу.
Лист осенний облетает
Льется с веток листопад!
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей.
Хвостик серебристый, серенький, пушистый.
- Белочка – беззащитный зверек. Несмотря на то, что лес - ее дом, здесь у
белочки много врагов. Кто ее враги? (волк, лиса, ястреб и т. д.). А как она
спасается от них? ( белка спасается от врагов тем, что прячется в ветках
деревьев и дуплах). – Но у белочки есть и другие враги. Это мы с вами.
Расскажу, ребята, одну историю. Однажды дети гуляли в лесу. Заметили, как
белочка кладет в дупло орешки. Мальчик влез на дерево, достал из дупла
орехи и съел их со своими товарищами. – Хорошо поступил мальчик? (нельзя
оставлять белочку без запасов, холодной зимой она может умереть). – В
нашем детском саду живет белочка. Мы о ней заботимся, кормим, никогда не
пугаем. Спасибо, белочка, за гостеприимство, прими от нас подарки (дети
отдают корзинку с грибами), а мы пойдем дальше.
Звучит тревожная музыка
Ой, за деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала…
Нет ли дыма? Нет пожара!
- Кто же это был, ребята? ( дети высказываются). - Это же плутовка, рыжая
головка, хвост пушистый – вот краса! А зовут ее….(На смарт доске
появляется изображение лисы). Здравствуй, лисичка, хитрая сестричка. За
что она, ребята, прослыла собой? ( Лиса отличается удивительной
способностью уходить от погони, она запутывает следы, пускается на разные
уловки, чтобы обмануть охотников с собаками. Если опасность близко, она
прячется в первой попавшейся норе).
- Ты, лисичка, нас не бойся. Мы тебе не враги, просто хотим поближе
познакомиться. Какая, ребята, лисичка? ( У рыжей лисы красивая, густая,
пушистая шерсть, длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши
острые, ноги короткие, тонкие). – Чем питается лиса? (Она всеядна, но
больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, зайцев, водяных
крыс). – У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мышь
пищит под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У лисички
тоже много врагов и самый опасный, как вы думаете, кто? (волк)
- У лисы, ближе к зиме, шубка становится теплой и пушистой. На лапах
вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост
становится? В самые сильные морозы она может улечься прямо на снежную
постель, только нос и лапы укроет своим пушистым хвостом. Лиса –
хищница. Мы не будем к ней близко подходить, но и обижать не станем.
Пойдем дальше.
Кто сидит под кустом, трясет маленьким хвостом?
Ты не бойся нас, трусишка, на скорее кочерыжку.
- Кто же спрятался под кустом? (зайка) А почему зайчишка так труслив? ( У
зайца в лесу много врагов: волк, лиса, ястреб, сова и т. д.) Звери от врагов где
– то прячутся: одни в дуплах, другие в норах, а вот зайчику спрятаться негде.
Что спасает зайца? ( спасают его нос, чуткие уши, быстрые лапы и
неприметная шубка: летом - серая, зимой – белая).
- Выходи к нам, зайчишка. Мы тебя не обидим. Хотим с тобой познакомиться
и подарки вручить. Держи угощение (отдают корзинку с морковкой и
капустой). – Какая шерсть у зайчика? Красивая, пушистая, мягкая. Можете
его погладить, только осторожно. Глаза у зайчика большие и косые. Косые
они не случайно: видит он ими не только, что впереди, но и по сторонам и
даже немного сзади. А какие у него лапы? У зайца передние – короткие,
задние – длинные. Во время прыжков он сначала выбрасывает вперед
длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Кормится
заяц по ночам – так безопаснее. Чем питается зайка? Любит полакомиться
веточками, корой молодых деревьев и кустарников, ест сено, летом – травку.
Кто знает загадки про зайца?
«Прыгает ловко, грызет морковку»
«И ушаст, и глазаст, и прятаться горазд. Заберется в куст и спит. Кочерыжку
съест и сыт» и др.
- Мы рады были познакомиться с тобой, зайчишка. Пойдем дальше. До
свидания.
- Ребята, самый крупный хищник на территории Тульских лесов – это волк.
Кажется, я его вижу. Подойду одна. Здравствуй, волчок, серый бочок. Ты на
нас не злись, с нами подружись. Близко мы не подойдем. Тебя рассмотрим и
уйдем.
Видео Волка на смарт доске
- Расскажите, что вы знаете о волке. Волк – зверь хитрый, умный, коварный,
осторожный. Волки очень выносливы. Зимой им приходится голодать по
несколько дней. У волка грубая, густая шерсть, уши торчком, зубы острые. У
волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Хвост большой и
пушистый. Когда волк зимой уляжется спать на снегу, он укроет нос и лапы
своим пушистым хвостом. Кто еще так делает? (лиса). Цвет своей шубы волк
не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.
Запасов волк на зиму не делает. Помогают ему пережить трудное зимнее
время его сильные ноги, да острые зубы. Много приходится пробежать,
прежде чем найдет волк добычу (потому и говорят в народе, что волка ноги
кормят). Может долго охотиться на добычу, и, как только, она теряет силы,
сразу нападает на нее. Волк питается мясом, но добычей его становятся в
основном слабые и больные животные. Не зря этого хищника называют
«санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от
водоемов, в глухом месте.
- Волк, мы с ребятами хотим тебя попросить:
Ты зайчат не обижай
Лучше с ними поиграй.
Как играть, не скажем
Все тебе покажем.
Проводится музыкальная игра «Волк и зайцы»
- Пока мы играли, волк убежал. Но, я думаю, что после нашей встречи волк
будет добрее к зайчишкам.
Мир живых существ Тульской области очень широк и разнообразен. В нашем
лесу мы уже встретили хищников – волка и лису. Есть и другие хищники –
кабаны, куницы, лоси, косули, ежи. Можно увидеть и много грызунов. Каких
животных мы назовем грызунами? (белки, зайцы, мыши). Живут здесь и
другие маленькие и относительно мирные зверьки = хорьки, выдры, суслики,
барсуки. Вот сколько зверюшек живет в лесу! Но мы больше никого не
встретили. Как вы, ребята, думаете почему? ( Лось, наверное, нашел грибную
поляну и решил подкрепиться. Да и кабаны всем стадом ушли искать желуди.
Ежи заснули в норке под корнем большого дерева, укрывшись листочками).
А что делает барсук? (Барсук к зиме сильно жиреет и ложиться спать)Но
барсучок, ребята не спит.Он нас боится и спрятался. А знаете почему?
Барсуков осталось очень мало в наших лесах. Люди убивают их: используют
жир для лекарства, вкусное сладкое мясо для еды, длинные волосы для
изготовления щеток и кистей. Вот такая печальная история.
А где же медведь? Вы думаете, что спит в берлоге? Давайте найдем его
берлогу, только тихо, чтобы не потревожить косолапого (дети ищут
берлогу). – А почему медведя называют «косолапый»? Он когда идет, то
лапы ставит пальцами внутрь. Берлоги мы так и не обнаружили. Зато нашла
письмо, вот здесь, на пеньке, лежало. Ребята, а письмо то нам адресовано.
Написано. «Для Веры Вячеславовны и ее ребят. Срочно».
Читаю письмо
«Дорогие друзья! Я знаю, что вы, придя в гости, захотите и меня
увидеть. Я рад бы встретиться с вами, но не могу. Люди вырубают леса,
убивают нас. Мясо употребляют в пищу, а шкуру используют для ковров.
Помогите нам, ребята! Мы очень хотим вернуться, ведь лес щедро
угощал нас грибами, ягодами. Много здесь душистой хвои и мха для
берлоги!»
- Вот так дела! Медведи, ребята, занесены в Красную книгу Тульской
области. А вы знаете, что такое Красная книга? Красная книга – документ, в
который занесены названия редких и находящихся под угрозой исчезновения
животных и растений. Разве можно так относиться к природе?
Береги свою планету
Ведь другой похожей нету!
- О правилах поведения в природе говорят природоохранные знаки. Я вам
сейчас раздам карточки, а вы мне скажите, что означает каждый знак.
- Молодцы вы все правильно понимаете! Расскажите о них всем своим
знакомым и друзьям. Хорошо?
- На кронах деревьях в лесу расположился мир пернатых. Чаще всего здесь
можно встретить грачей, стрижей, дятлов, уток, ласточек. Живут в лесу
воробьи, зяблики, кукушки, соловьи, дрозды. Встречаются и хищные птицы –
сокол, кречет, ястреб, коршун, совы. Все хищные птицы имеют свою
особенность. Знаете какую? ( они крупные, у них большой крючковатый
клюв, сильные ноги с кривыми когтями). Ребята, птицы приглашают вас в
свой птичий кинотеатр. Давайте расположимся на этой полянке, отдохнем и
посмотрим фильм.
Презентация «Птицы Тульского края»
- Как вы думаете, почему птицы нас в лесу сегодня не встретили и песни свои
красивые не пели? (птицы улетели на юг). – Осенью лес затихает, в небе
кружат стаи птиц . Они готовятся к отлету в теплые края. Певчие птицы уже
улетели. Назовите их (скворцы, соловьи, дрозды, зяблики, жаворонки). – Но
не все перелетные птицы улетят на юг. Старые и ослаблены е остаются
зимовать. Зимующие птицы: вороны, синцы, галки и др. перебираются к
жилью человека. Почему? (в лесу зимой корма нет). – А среди людей хоть что
– то можно найти. Мороз их не напугает, если мы с вами будем о них
заботиться. Зима очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная
и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно
страдает от холода. Чтобы не замерзнуть, пищи нужно съедать гораздо
больше, чем летом. Ребята, как мы будем заботиться о птицах? Да, будем их
кормить: хлебом, пшеном, овсом. Для корма пригодны семена различных
растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав.
Кроме семян, синички любят не соленое сало и мясо. Спасибо вам и вашим
родителям, которые смастерили различные кормушки и мы на своем участке
организовали птичью столовую Главное, не забывать класть корм каждый
день!
Ну, что ж ребята, наше увлекательное путешествие подходит к концу.
Понравилась прогулка по лесу? Что запомнилось?
Все лесные жители встретили нас гостеприимно. Давайте и мы сделаем им
подарок. Исполним свой любимый танец с листочками.
Исполняют танец «Осень пришла»
- Во все времена люди с любовью относились к родному краю, его живым
обитателям, помощникам, кормилицам, друзьям! О них слагали стихи,
сказки, придумывали пословицы и поговорки, писали картины, вырезали из
дерева, камня, вышивали на занавесках. Много статуэток с изображением
различных животных.
Берегите природу! Охраняйте свой край, свою Родину!
- До свиданья, добрый лес!