Напоминание

"Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми"


Автор: Арманшина Фанизя Фаимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ № 15 г.Нефтекамск
Населённый пункт: с.Энергетик
Наименование материала: статья
Тема: "Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное казенное учреждение Отдел образования

администрации городского округа город Нефтекамск

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 городского округа г. Нефтекамск

Республики Башкортостан

«

Организация внеурочной деятельности

по работе с одаренными детьми»

Выполнила: Арманшина Ф.Ф.,

учитель начальных классов

г.Нефтекамск 2012г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические вопросы детской одаренности в психолого-

педагогической литературе

1.1

Сущность понятия одаренность.

1.2

Типы и виды одаренности

1.3

Педагогические особенности развития одаренных детей

Выводы по главе 1.

Глава 2. Основные направления работы с одаренными детьми во внеурочной

деятельности

2.1 Условия успешной работы с одаренными учащимися.

2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе

2.3 Основные виды организации внеурочной творческой деятельности

учащихся.

2.4 Методы и формы работы с одаренными учащимися

Выводы по главе 2.

Заключение

Литература

Приложения

Введение

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической

перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и

государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из

приоритетных направлений педагогической деятельности. Ни у кого не

вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от

исключительно одаренных людей

Л.С. Выготский отметил: “Наилучшим стимулом детского творчества

является такая организация жизни и среды детей, которая создает

потребности и возможности творчества”.

В свою очередь, период начального образования заключает в себе большие

возможности для развития творческих задатков детей. В данный период

игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеурочная

деятельность становится ведущей и в реализации потребности творчества у

детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеурочная

деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих

способностей ребенка, ее нужно специальным способом организовать.

Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей.

Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность

ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо

наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и

соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок,

должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом».

Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку,

не за вознаграждение, одним словом, не за «морковку», а потому, что ему

нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве» . Таким

образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным

к познавательной деятельности.

Цель организации работы с одаренными детьми:

Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в

интересах личности, общества и государства.

Задачи организации работы с одаренными детьми:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в

различных видах деятельности.

Организация системы исследовательской работы учащихся.

Организация участия учащихся в школьных, муниципальных,

всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных

проектах.

Организация развития творческих задатков через совместные

программы с центрами дополнительного образования (музей, детская

библиотека).

Ожидаемые результаты:

Повышение интеллектуального уровня учащихся.

Творческая самореализация выпускника начальной школы.

Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей

школы.

Формирование системы работы с одаренными учащимися.

Все это способствует поддержке и развитию способных и талантливых детей,

формирует навыки поисковой и познавательной деятельности всех субъектов

внеучебного процесса. Таковыми являются учащиеся, родители, и

многочисленные социальные партнеры школы. Каждый учебный год по

своему строится в зависимости от развития памяти, мышления, восприятия,

внимания, осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей

детей.

Организовывая внеучебную деятельность, исхожу из реальностей

сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и

необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся. В данной

работе были использованы работы педагогов и психологов, которых волнует

проблема одаренных детей и которые занимаются разработкой методов

работы с ними. Использованные работы Т. Хромовой «Одаренные дети»

посвящены методикам работы с одаренными детьми в обычной школе.

Некоторые школы для одаренных детей ставят своей целью повышение

познавательной мотивации ребенка. Многие считают главным ответить на

вопрос «Как работать с одаренными?» В большинстве случаев занятия с

одаренными детьми сводятся к обычной интенсификации деятельности или,

в лучшем случае, к углубленному изучению материала. Еще менее

эффективен способ механического «перескакивания» через классы, что

фактически свидетельствует о педагогической беспомощности и

непонимании сути дела. В работе хотелось бы рассмотреть наиболее

перспективные и современные методы работы с одаренными детьми. Главной

целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и

основных направлений работы с одаренными детьми . Задачами работы

являются изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной

проблеме и выявление основных методов работы с одаренными детьми.

1. Теоретические вопросы детской одаренности в психолого-

педагогической литературе

1.1 Сущность понятия одаренности

Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если

придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать

относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из

гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность

каждого ребенка.

В. Штерн, один из выдающихся психологов XX века, с именем которого

связаны важнейшие этапы становления психологии как науки и который

стоял у истоков дифференциальной психологии, в которой предметом

изучения стала человеческая индивидуальность, предлагает следующее

определение одаренности: умственная одаренность (УО) есть «общая

способность сознательно направить свое мышление на новые требования,

есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и

условиям жизни». Он подчеркивает, что признак приспособления выдвигает

зависимость действий от внешних моментов (задач, требований жизни) и

отличает УО от гениальности, сущность которой состоит в

самопроизвольном творчестве. А признак всеобщности отличает УО от

таланта, характерная особенность которого состоит именно в ограничении

умственной способности одной областью содержания. «Умственно одарен

тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных

условиях и в различных областях.».

Мы считаем основной миссией учителя развитие личности ребенка, то есть

стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

Творческое начало следует развивать с самого раннего детства. Такие

факторы, как страх, неуверенность, депрессия, могут его полностью

подавить.

Одаренный и талантливый часто употребляют в литературе как синонимы, но

многие исследователи считают, что талантливые это те, которые имеют

высокую степень способности к какой-либо специальной деятельности, а

талантливые - те, у которых имеется творческий элемент и доминируют

природные качества, то есть любой талантливый ребенок вместе с тем им

одарен, но не каждого одаренного ребенка можно назвать талантливым.

1.2 Типы и виды одаренности

В последнее время обнаруживаются серьезные стремления группировать

классные единицы по психологическим качествам (вспомогательные классы

для одаренных ниже нормального уровня, поощрительные классы для

нормальных, но не одаренных детей, особые классы для детей - выше

нормального уровня, параллельные классы с нормальным и минимальным

учебным материалом для различных степеней одаренности в различных

специальностях) - стремление, которые требуют с автоматической

необходимостью умения точно определять действительную степень

умственной одаренности.

В психологии выделяют два типа одаренности:

1. Общий (умственный) тип

2. Специальный (творческий)

Каждому типу одаренности соответствует определенный вид одаренности. А

вид рассматривается в психологии как специальная способность. Например,

общему типу соответствуют гуманитарные способности, математические

способности, технические способности. Для каждого вида одаренности

существуют определенные компоненты. Например, для гуманитариев

существуют такие компоненты, как умение творчески мыслить, умение

грамотно строить речь, ораторские способности, а для «математиков» -

рациональность мышления, логика, математическая интуиция. Общие и

творческие (креативные) способности находятся в тесной связи, так как для

высокого развития творческих способностей необходимо иметь уровень

умственного развития выше среднего. После того, как ребенок приобрел

высокий уровень развития, он (уровень) уже не влияет на развитие

творческих способностей. Отсутствие связи между интеллектом и

творчеством усложняет развитие творческих способностей ребенка.

Умственная одаренность может быть всесторонней и односторонней.

Основным показателем умственной одаренности является высокий уровень

деятельности. Односторонняя умственная одаренность заключается в том,

что у ребенка очень высоко развиты только умственные способности.

Всесторонне умственно одаренные дети хорошо развиты в различных

областях.

1.3 Педагогические особенности развития одаренных детей

В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная

деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия

мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей

находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же

обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются

решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им

готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад

мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной

проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и

учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы

учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена

склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им

присуща высокая организованность и, как следствие организованности,

самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой

деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им

недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха,

недовольства собой.

«Творческие дети - «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция,

которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что

непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями,

основными отличиями одаренных детей являются отличная память,

необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению

нового и более высокая скорость мышления. По мнению Ж. Пиаже, «Для

мозга так же естественно учиться, как для легких дышать». Ученые

утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и

электрическая активность мозга значительно выше. Одаренных детей уже в

раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а так же

умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать

информацию. Кроме того, одаренные дети порой страдают от некоторого

социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них

негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому

утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы

обитатели «птичьего двора» заклевали его, - вот задача педагога.

Одаренность в основном определяется тремя факторами: опережающим

развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. В

сфере опережающего развития познания отмечается следующее.

«Во-первых, одаренные люди отличаются, большим любопытством в

исследованиях окружающего мира и не терпят никаких ограничений или

запретов. Ученые утверждают, что у одаренных, талантливых людей

значительно повышены биохимическая и электрическая активность мозга.

Они стимулируют себя тем, что «переваривают» огромное количество

информации и всегда этим заняты.

Во-вторых, одаренных людей, начиная с детского возраста, отличает

способность прослеживать причинно-следственные связи, анализировать и

делать выводы. Их самое интересное занятие - строить логические модели,

приводить все в систему.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым людям

свойственно очень развитое чувство справедливости, что влияет на

установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Их

яркое воображение все время порождает игровые ситуации, они стремятся к

изобретательности, творчеству. При таких существенных различиях с

обычным окружением, они очень часто пытаются защитить себя через

хорошо развитое чувство юмора, игру слов, несообразности, веселые

жизненные коллизии, которые многие просто не замечают. Это своеобразная

защита тонкой психики одаренных и талантливых людей.

«Для одаренных людей характерна довольно стандартная ситуация, когда в

беседах они безапелляционно прерывают собеседника, поправляют его,

демонстрируя свои собственные знания, а иногда даже превращая

окружающих в предмет насмешек. Это случается по причине того, что они

уже знают ответ, торопятся его огласить, схватывают мысль на лету.

Собеседник, которого перебивают, естественно, чувствует угрозу или

скрытый вызов. Товарищам кажется, что тот или иной «умник» хочет

выделиться на их фоне. В результате одаренные дети наталкиваются на

отчуждение, неприятие».

Выводы:

Главными задачами преподавателя являются выявление талантливых детей,

создание условий для их деятельности, устранив причины, препятствующие

творческому росту. Следует помнить, что творческие, талантливые личности

обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку.

2. Основные направления работы с одаренными детьми

2.1 Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в

связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации

к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с

одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что

реализация системы работы с одаренными детьми является одним из

приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей,

обладающих определенными качествами:

учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно

реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать

от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он

сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть

направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер

помощи, поддержки;

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать

возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за

принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой

привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои

проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют

положительные намерения, им присуще чувство собственного

достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию,

охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у

других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

профессионально грамотным;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-

воспитательного процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативы;

кружки по интересам;

занятия исследовательской деятельностью

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

научно-практические конференции;

участие в олимпиадах;

сотрудничество с другими школами

2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе

Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном

классе. В данной работе рассмотрены технологии «Труднейший первый шаг»,

«Уплотнение учебной программы», «Независимое обучение».

«Труднейший первый шаг».

Метод следует использовать в начале обучения детей. Смысл данной

технологии состоит в том, что ученикам предлагается попробовать решить 5

или 6 сложных заданий и упражнений, перед тем как приступить к

основному заданию. Если они успешно справляются с этим заданием, то

получают уровень «А» (что означает отлично) и тогда имеют возможность

использовать время, которое осталось, для занятий тем видом деятельности,

который интереснее и нужнее, естественно, под контролем учителя.

Этот метод можно использовать на разных уроках: математики, языка,

чтения, целью которых является закрепление умений и навыков на практике

во время изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой

этот метод работает, очень простая. Одаренные дети могут усваивать даже

новые понятия быстрее, нежели однолетки, и лучше запоминают то, что учат,

следовательно они и нуждаются в меньшей практике.

«Труднейший первый шаг» необычайно успешен в работе с детьми с

неудовлетворительным поведением, которые отказываются выполнять

задания со всеми. «Чаще всего дети плохо себя ведут из-за краха ожиданий,

расстройства их планов. А использование этого метода даст возможность

этим детям в процессе урока выполнить ту работу, которая важнее для них

или даже просто помечтать.

Задание 1.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Подготовить по две карточки с понятиями - общими и частными и смешать их. Для

выполнения задания нужно расположить слова так, чтобы слева располагалась карточка с общим

понятием, а справа - с частным.

ВРЕМЯ ГОДА

ОСЕНЬ

СТОРОНА ГОРИЗОНТА

СЕВЕР

ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ ПЕСОК

ТОПЛИВО

УГОЛЬ

ОСАДКИ

ДОЖДЬ

ВОДОЕМ

ОЗЕРО

КУСТАРНИК

МАЛИНА

ОКЕАН

ТИХИЙ ОКЕАН

ПРОСТРАНСТВО

РАВНИНА

ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ

ТАЯНИЕ ЛЬДА

Задание 2.

Теперь надо будет сделать то же самое, но уже с тремя карточками. Необходимо расположить их

слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым

частным, а расположенное посередине - промежуточным по общности (то есть частным но

отношению к левому понятию и общим по отношению к правому понятию).

ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

НЕФТЬ

ОСАДКИ

ДОЖДЬ

ЛИВЕНЬ

ВОДОЕМ

ОЗЕРО

БАЙКАЛ

ЛЕСНОЕ РАСТЕНИЕ

ДЕРЕВО

ДУБ

ВОДОЕМ

РЕКА

ВОЛГА

ГРИБ

СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ

МАСЛЕНОК

ЖИВОТНОЕ

ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ КОРОВА

Задание 3.

В предыдущих заданиях нужно было найти общие понятия к одному слову (более частному). А

теперь нужно придумать общие понятия не к одному, а к двум словам. Как выполнить это задание?

Прежде всего, нужно сравнить понятия между собой и установить, чем они похожи. Причем искать

нужно сходные СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки понятий, которые позволяют объединить их в одну

группу. Попробуйте обобщить следующие пары понятий.

1. Окунь - карась

рыбы

2. Метла - лопата

инструменты

3. Лето - зима

времена года

4. Июнь - июль

летние месяцы

5. Нефть - торф

топливо

6. Собака - пчела

живые существа

7. Трава - гриб

растения

13. Пушкин - Лермонтов

поэты

14. Конфета - торт

сладости

15. Глаза - уши

органы чувств

16. Природоведение-математика учебные предметы

17. Плюс - минус

математические знаки

Пары понятий можно произносить вслух, а можно предъявлять в виде

карточек или напечатанными на отдельном листе. Отвечать дети могут устно

или письменно.

Задание 4.

Между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое

называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое

называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между

понятиями называется РОД - ВИД.

Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно

понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, вещь, явление, а другое понятие

обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО

обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ - часть этого целого. Такое

отношение называют отношением ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ.

В следующих заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ -

ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов).

1. Кастрюля, сковорода, посуда,

крышка, кухня

(кастрюля - крышка; сковорода -

крышка)

2. Мебель, дверца, шкаф, стол,

книжный шкаф

(шкаф - дверца; книжный шкаф -

дверца)

3. Экран, изображение, телевизор,

цветной телевизор, радио

(телевизор - экран; цветной телевизор

- экран)

4. Обувь, туфли, щетка, крем,

подошва

(обувь - подошва; туфли - подошва)

5. Растение, сад, лепесток, мак, цветок (цветок - лепесток; мак - лепесток)

6. Время, будильник, ручные часы,

секунда, циферблат

(будильник - циферблат; ручные часы -

циферблат)

7. Книга, страница, буква, учебник,

писатель

(книга - страница; учебник - страница)

8. Фигура, квадратный метр, куб,

квадрат, сторона

(куб - сторона; квадрат - сторона)

9. Юг, стрелка, горизонт, компас,

направление

(компас - стрелка)

10. Животное, рыба, карась, плавник,

озеро

(рыба - плавник; карась - плавник)

11. Ветка, орешник, кустарник,

растение, колючий кустарник

(орешник - ветка; кустарник - ветка;

колючий кустарник - ветка)

12. Пчела, шмель, насекомое, мед,

крыло

(пчела - крыло; шмель - крыло)

13. Кукуруза, пшеница, хлеб,

растение. початок

(кукуруза - початок)

14. Нос, человек, дыхание, запах,

мальчик

(человек - нос; мальчик - нос)

15. Писатель, глава, роман, рассказ,

интересный роман

(роман - глава; интересный роман -

глава)

16. Понятие, слово, рассказ, суффикс,

произносить

(слово - суффикс)

17. Крепость, дача, дом. стена,

строить

(крепость - стена; дача - стена; дом -

стена)

18. Кошка, хвост, собака, домашнее

животное, мяукать

(кошка - хвост; собака - хвост)

19. Число, дробь, цифра, математика,

числитель

(дробь - числитель)

20. Растение, корень, трава, дерево,

животное

(растение - корень; трава - корень;

дерево - корень)

Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учащихся

могут быть устными или письменными.

Задание 5.

Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывает на

предметы, вещи, явления, и чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к

одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием.

Например, РОМАШКА и ГВОЗДИКА, СТОЛ и СТУЛ, ВЕСНА и ЗИМА. Эти

пары понятий можно объединить одним, более общим понятием - цветы,

мебель, времена года. Говорят, что такие понятия - это понятия одного

порядка, они находятся между собой в отношении РЯДОПОЛОЖНОСТИ.

В следующих заданиях найдите понятия, которые находятся в отношениях РЯДОПОЛОЖНОСТИ.

1. Уменьшаемое, сумма, вычитание,

вычитаемое, задача

уменьшаемое, вычитаемое

2. Математика, число, сторона, квадрат,

треугольник

квадрат, треугольник

3. Прямоугольник, ширина, скорость, длина,

цифра

ширина, длина

4. Вес, время, грамм, минута, тонна

грамм, тонна

5. Делимое, деление, множитель, делитель,

сумма

делимое, делитель; множитель,

делитель

6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день

ночь, день

7. Пеликан, пингвин, животное, волк,

пеликан, пингвин

8. Сумма, действие, математика, сложение,

вычитание

сложение, вычитание

9. Вода, река, рыба, водоем, озеро

река, озеро

10. Мореплаватель, человек, солнце, луна,

свет

солнце, луна

11. Гора, земля, равнина, участок, география гора, равнина

Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учеников

могут быть в любой форме.

Задание 6.

Между понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них

отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события.

При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ, потому что оно

происходит вслед за причиной (следует за причиной). Например, ШАЛОСТЬ

С ОГНЕМ может стать причиной ПОЖАРА (пожар в этом случае -

СЛЕДСТВИЕ шалости с огнем). Значит, два понятия - ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ

и ПОЖАР - находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ

отношениях.

В следующих заданиях найди нары понятий,

которые находятся между собой в

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.

1. Образование льда, север, мороз, погода, снег

мороз - образование льда

2. Осень, холод, дерево, листопад, время года

осень - листопад

3. Время года, весна, деревья, лето, таяние льда

весна - таяние льда

4. Кипение воды, образование пара, жара,

кастрюля, солнце

кипение воды - образование

пара

5. Радость, игра, плач, таблетка, боль

боль - таблетка: боль - плач

6. Радость, подарок, кукла, игра, дети

подарок - радость

7. Вода, юг, море, волны, ветер

ветер - волны

8. Страх, ребенок, опасность, явление природы,

дом

опасность - страх

9. Дождь, вода, снег, солнце, лужа

дождь - лужа

10. Смех, слезы, горе, книга, телевизор

горе - слезы

Упражнения лучше представлять на отдельных карточках. Форма ответов

любая.

Попробуйте найти ПРИЧИНУ следующих

событий.

1.НАВОДНЕНИЕ

(разлив реки, таяние снега)

2. ТРАВМА (ПЕРЕЛОМ) (падение)

3. ГОЛОЛЕД

(мороз после дождя)

4.ДВОЙКА

(невыученный урок)

5. ЗАГАР

(солнце)

6. НАГРАДА

(ударный труд)

7. ДОЖДЬ

(туча)

8. ДЫМ

(пожар, костер)

9.ОЧКИ

(ослабление зрения)

10. СИНЯК

(Удар)

А теперь найдите СЛЕДСТВИЕ.

1. БОЛЕЗНЬ

(лечение)

2. УКОЛ

(боль)

3. ПРАЗДНИК

(радость)

4. АВАРИЯ

(травма, смерть)

5. ОСКОРБЛЕНИЕ

(обида, ссора)

6. УРАГАН

(разрушения)

7. МОЛНИЯ

(гром)

8. ВОСХОД СОЛНЦА

(рассвет)

9. ОПОЗДАНИЕ НА УРОК (замечание учителя)

10. РАБОТА

(усталость)

Понятия следует отпечатать на общем листе. Ученик может записывать свои

ответы рядом или отвечать устно. Ответы могут быть другими; главное,

чтобы они соответствовали требованиям заданий, то есть были причиной или

следствием.

Задание 7.

Иногда бывает так, что события следуют одно за другим, но не являются

причиной и следствием друг друга. Например, ВТОРНИК - СРЕДА. В таких

случаях говорят, что понятия находятся в отношениях

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (так как события идут последовательно одно за

другим).

Подбери к следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

1.ЯНВАРЬ

(февраль)

2. ПОДРОСТОК

(юноша)

3.ПЕРВЫЙ

(второй)

4. ЗИМА

(весна)

5. ДЕНЬ

(вечер)

6.ЧЕРДАК

(крыша)

7.ЗАВТРАК

(обед)

8. ШЕСТИКЛАССНИК (семиклассник)

9. НАЧАЛО

(середина)

10.1998

(1999)

Понятия могут быть отпечатаны на общем листе. Ученик может писать свои

ответы рядом или отвечать устно.

Задание 8.

Познакомимся с типом отношений между понятиями, который встречается

чаще всего и называется ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ. Так называют отношения

между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество,

признак или функцию другого (функция - это то, для чего используется

предмет).

Например, КОШКА - МЯУКАНИЕ, ГОРА - ВЫСОТА, НОЖ - ЕДА, ДОМ -

ТЕПЛО.

В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые

находятся с

ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях.

1. ЧЕРТЕЖ

(масштаб)

2. ОЗЕРО

(глубина, рыба)

3. ПЧЕЛА

(мед, укус, полет)

4. НЕБО

(луна, голубизна)

5. ЧИСЛО

(цифра, математика)

6. ЗАДАЧА

(решение, математика)

7. ПРЯМОУГОЛЬНИК (длина, ширина, площадь)

8. ДВИЖЕНИЕ

(скорость, езда, автомобиль)

9. УМНОЖЕНИЕ

(множитель, произведение)

10. ДЕЛЕНИЕ

(остаток, делимое, делитель)

11. РАССТОЯНИЕ

(измерение, длина)

12. СКАЗКА

(герой, рассказчик)

Кроме ответов, приведенных в скобках, существует много других правильных

ответов.)

2.3 Основные виды организации внеурочной творческой деятельности

учащихся.

Коллективно творческие дела совместно с родителями.

Предметные недели.

Факультатив “Эрудит”.

Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, дистанционные

проекты.

Диагностическое обследование.

Портфолио – личных достижений.

Высокая эффективность достигается. Если такая работа ведется

систематически, а не от случая к случаю. Для успеха в организации

внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет

различение результатов и эффектов этой деятельности.

Основной формой организации учебного процесса остается урок. Формы и

приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием

и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Широкое распространение получили групповые формы работы, различного

рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в

самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое

применение в рамках нестандартных уроков, в исследовательской

деятельности и при проведении экскурсий в природу.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на

выявление скрытых способностей, является система воспитательной работы

в образовательных учреждений. Традиционной остаётся подготовка к

олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.

Проводя мониторинг результатов предметных олимпиад, определяем

уровень овладения знаниями и умениями мотивированных к учебной

творческой деятельности учеников начальной школы. Прежде всего, это даёт

представление о потенциале класса, позволяет выстроить перспективу

развития , кроме того, провести отбор и дальнейшее отслеживание одарённых

учащихся.

Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени

обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и

как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке.

Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к

различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают

возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди

окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

2.4 Методы и формы работы с одаренными учащимися

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны

органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися

школы и в то же время отличаться своеобразием. Могут использоваться, в

частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во

всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и

художественной активности в форме научно-практической работы или

творческих зачетов и т.д. Решая вопрос об организационных формах работы с

одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях

школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем

предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими

учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной

адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до

определенного времени одаренности, для максимально возможного развития

всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной

деятельности, творческих заданий Среди форм и методов внеурочной работы

широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся

обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение

учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и

система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на

выявления скрытых одаренностей и способностей, является система

внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой

системы является «погружение в культуру». Функциями системы являются

обучающая, развивающая и воспитывающая функции.

1.Урочная деятельность (уроки по предметам). Работа с одаренными

детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по развивающей

системе Школа 2100. Эта программа имеет систему познавательных задач,

при

решении

которых

появляется

интерес

не

только

к

знаниям,

но

и

к

процессу

их

открытия,

тем

самым

способствуют

развитию

творческих

способностей.

2. Школьные декады.

3. Театрализованные праздники.

4. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.

5. Индивидуальные занятия по предметам.

В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- работа в малых группах,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

-

информационно-коммуникативные

технологии

для

удовлетворения

познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты,

презентации, тренажёры),

Выводы

Изученная литература позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети

требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними

является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе

отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке

проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать

условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию

методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный

опыт, который должен быть использован в педагогической практике и

дальнейших исследованиях.

Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки, в

частности, специального обучения педагогического коллектива, создания

методико-психологических служб, налаженной связи с родителями - особой

организации всей работы школы в целом.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической

литературе существует множество определений одаренности. Каждый

ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать

подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В данной

работе были приведены основные определения одаренности, используя

психолого-педагогическую литературу была раскрыта сущность понятия

одаренности, были приведены классические методы и концепции,

используемые в работе с одаренными детьми, а также - наиболее

перспективные на наш взгляд современные методики.

Важнейшей

формой

работы

с

одаренными

учащимися

являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и

одаренных детей.

Результаты участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах.

Башарова Алсу – победитель школьной олимпиады по русскому языку,

победитель конкурса «Ученик года – 2012»

Сайфутдинов Елисей – призер школьной олимпиады по русскому языку

Хаблисламов Тимур – победитель школьной олимпиады по математике,

призер конкурса «Ученик года – 2012»

Зарипов Рудэль – призер школьной олимпиады по математике

Даминова Лиана – призер конкурса «Ученик года – 2012»

Иштубаева Диана – победитель кустовой олимпиады по русскому языку

Хафизова

Амалия

участник

конкурса

сочинений,

посвященного

Дню

Республики Башкортостан

Сайфутдинов Елисей – призер конкурса «Русский медвежонок»

Заключение.

В заключении хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям

для

работы

с

одаренными

детьми.

Несомненно

основное

требование

к

учителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его

личности.

Главная

задача

педагога

привить

ребенку

вкус

к

серьезной

творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень

самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются

качества

личностные,

душевные,

а

не

только

интеллектуальный

и

методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения

присутствовало сотворчество учителя и ученика.

Список использованных источников

1.Пер. с англ. В. Красноголова - Все для учителя - с 15-16.

2.Гильбух Ю.З. - Внимание: одаренные дети. - М., 1991, 78 с.

3.Иващенко Н. - Три точки на листе бумаги. Управление школой №38,

октябрь 1999 год - 3 с.

4.Лейтес Н.С. - Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984, с. 17-

29.

5.Лейтес Н.С. - Умственные способности и возраст. - М., 1972, с. 47-56.

6.Лопатина М.А. - Работа с одаренными учащимися. - Журнал «Завуч», 1999,

№6, с. 70-72.

7.. Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. -

Управление персоналом. - 2000, с. 15-19. 12. Огурэ Л. 12. Марафон для

одаренных. - ЛГО №4, 2000, с. 28-32.

8.. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтес, М.,

1996, с. 2-30.

9. Т. Хромова - Одаренные дети. - Воспитание школьника. - 1997,

№4, с. 6-9.

10. Т. Хромова, В. Юркевич - Одаренный ребенок нуждается в дискомфорте. /

Психологопедагогическая мастерская. - 19 - 69 с.

11. Чудковский В., Юркевич В. – Одаренность: дар или испытание, - М,

1990, с. 13-22.

Приложения

Приложение 1

Тестирование по опроснику Г. Девиса.

Опросник Г. Девиса.

1.

Я думаю, что я аккуратен (тна).

1.

Я любил (а) знать, что делается в других классах школы.

2.

Я любил (а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

3.

Я люблю быть лучшим (ей) во всём.

4.

Если я имел (а) сладости, то стремился (ась) их все сохранить у себя.

5.

Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не

может

быть мною сделана наилучшим образом.

6.

Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.

7.

В детстве я не был (а) особенно популярен (на) среди детей.

8.

Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить. 11. Я

предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

12. Я знаю, когда я смогу сделать что-либо по-настоящему хорошее.

13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если

со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.

19. Я люблю исследовать, что произойдёт, если я что-то сделаю. 20. Когда я играю,

то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность - в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9,

10,

12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 3, 5, 11, 13, 14, 15,

18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности.

Чем больше сумма, тем выше креативность.

Смысл креативных ответов:

«+»

«-»

2 - беспокойство о других

1 — принятие беспорядка

4 - желание выделиться

3, 20 - стремление к риску

6 - недовольство собой

5 — альтруизм

7 - любопытство

11 - любовь к одиночной работе

8 - непопулярность

13 — независимость

9 - регресс на детство

14 - деловые ошибки

10 - отбрасывание давления

15 - отсутствие скуки

12 - самодостаточность

18, 21 - потребность в активности

16 - чувство предназначенности

17 - чувство красоты

19 - спекулятивность

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то

можно предположить

наличие

творческих

способностей

у

отвечающего.

Педагогу

необходимо

помнить,

что

это

-

ещё

нереализованные

возможности.

Главная проблема - помощь в их реализации, так как часто

другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное

самолюбие,

эмоциональная

ранимость, нерешительность личных проблем,

романтизм

и

др.).

Необходим

такт,

общение

на равных,

юмор,

требовательность;

избегание

острой

и

частой

критики,

частый свободный

выбор темы работы и творческий режим деятельности.

Приложение 2

Творческие учебные задания на уроках русского языка. 3 класс.

Состав слова.

Задание 1.

РИ – разновидность инструкций.

I

РИ.

Прочитайте.

Распределите

слова

в

две

группы

по

составу

слова.

Выпишите каждую группу в отдельный столбик. Обозначьте каждую группу

схемой состава.

Север, утро, даль, золото, мороз, города, дождь, хлеб, дуб, ум, июль.

Подберите

к

меньшей

группе

слов

однокоренные

слова,

обозначающие

признаки предметов.

II

РИ.

В

один

столбик

выпиши

слови,

которые

состоят

из

корня,

в

другой - слова, которые состоят из корня и окончания.

III

РИ.

Для

того,

чтобы

правильно

найти

корень,

нужно

подобрать

к

слову несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

Задание 2.

На группировку слов по составу слова (к. к+с, п+к).

Город, городок, пригород, флаг, флажок, поезд, бег, разбег, лесник.

Задание 3.

На группировку слов по составу слова (к. п+к, п+к+с):

Хлеб,

нахлебник,

переход,

смотр,

просмотр,

час,

вылет,

подбородок,

подоконник.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне

слова.

Задание 4.

На подбор проверочных слов к данным словам:

стрела, кора, стекло, винты;

рогатый, дождливый, шерстяной, ленивый;

светает, болит, скрипит, свистит

1. Спишите слова. Перед каждым из них в скобках пишите проверочное

слово.

Предположительно подберут проверочные:

к+ок

к+с+ок

к

стрелы

корка

винт лень

стёкла

рог

свет

дождь

боль

шерсть

скрип

свист

2.

Какие орфограммы наблюдаете в проверочных словах?

В группе слов, состоящих из корня, есть орфограммы: буквы, обозначающие

парные согласные на конце, мягкие согласные, обозначенные мягким знаком.

3.

I

РИ.

1)

Записанные

проверочные

слова

разделите

на

группы

в

зависимости от состава слова.

2)

Запишите каждую группу в отдельный столбик.

2)

Над столбиками напишите схему состава.

II

РИ. 1) Записанные проверочные слова раздели на группы в зависимости

от

состава

слова.

Среди

проверочных

слов

могут

быть

слова

с

разным

составом, например: корень, суффикс, окончание; корень и суффикс; корень и

окончание; слова, состоящие из одного корня.

2)

Запиши каждую группу в отдельный столбик.

2)

Над столбиками напиши схему состава.

III

РИ. 1) Записанные проверочные слова раздели на группы в зависимости

от

состава

слова.

Среди

проверочных

слов

могут

быть

слова

с

разным

составом,

например:

корень,

суффикс,

окончание-стрел-к-а;

корень,

окончание-стёкл-а; корень-лень.

2)

Запиши каждую группу в отдельный столбик.

2)

Над столбиками напиши схему состава.

Задание 5.

На правописание непроизносимых согласных:

Скорос..ной, повис..путь, интерес..ный, влас..ный, честность, чудес.ми-ца,

опас..ностъ,

вкус..ный,

ус..ный,

ужас.мый,

яс.мый,

вес.мик,

запас.мой,

хрус..нуть.

IРИ. 1) Прочитайте слова. Подберите к каждому слову проверочное.

2)

Подумайте, как данные слова можно распределить в две группы.

2)

Запишите каждую группу слов отдельно. Вставьте пропущенные

буквы.

II

РИ. 1) Прочитай слова.

2)

Распредели слова в две группы с учётом того, есть непроизноси

мые согласные или их нет.

2)

Запиши каждую группу слов отдельно, вставляя пропущенные

бук

вы. Докажи правильность распределения слов в группы.

III

РИ. 1) Подбери к каждому слову проверочное.

2) В одну группу выпиши слова с непроизносимыми согласными, в другую-

слова, в которых нет непроизносимых согласных. Проверочные слова пиши

перед проверяемыми. Докажи правильность распределения слов в группы.

Части речи и члены предложения.

Словосочетание

Задание 6.

I

РИ.

К

данным

словам

подберите

и

запишите

однокоренные

сущес-

твительные с разными суффиксами.

Тетрадь, кора, трава, ветвь, ветер, слон, дуб, кот, гусь, коготь, книга, бумага.

II

РИ. Используй подходящие суффиксы -к-, -ушк-, -ечк-, -очк-, -ок-, -ищ-,

-енок-.

III

РИ. Образец: книга - книжка - книжечка.

Задание 7.

IРИ. Подберите проверочные слова. Сгруппируйте существительные в два

столбика по способу подбора проверочных слов для безударных гласных.

Проверочные слова пишите перед проверяемыми. Вставьте пропущенные

буквы.

...

- п..съмо, ... - к.лосья, ... - зв..зда,

...

- д..ревъя, ... - ..кно, ... - к..пна, ... - в..дро,

...

- гл..за, ... - ч.хло, ... - сл.мы, ... - в.лна,

...

- др..зды, ... - ст..лы, ... - к..ренья.

IIРИ. Сгруппируйте существительные в два столбика по грамматическому

числу проверочных слов.

III

РИ.

В

один

столбик

выпиши

пары

слов

с

проверочными

сущес-

твительными во множественном числе.

Задание 8.

IРИ.

Выпишите

существительные

в

две

группы

вместе

с

подходящими

прилагательными.

1.

Ковыль

прозрачный

Полынь

мертвая

Гроздь

голубая

Янтарь

степной

Озимь

горькая

Лосось

новый

Зыбь

виноградная

Эмаль

молодая

Рояльконсервированный

2. Магистраль

книжная

Вестибюль

садовый

Бандероль

прямая

Инвентарь

просторный

Кабель

алфавитный

Бутыль

болезненная

Панцирь

воздушный

Мозоль

ведёрная

Перечень

металлический

Тюль

стальной

II

РИ. Распредели существительные с прилагательными в две группы по

родам.

III

РИ. В одну группу выпиши существительные с прилагательными

женского рода, в другую - мужского рода.



В раздел образования