Автор: Коротаева Ольга Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Менделеевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край, Карагайский р-н, поселок Менделеево
Наименование материала: статья
Тема: "Направления коррекционной работы по развитию словаря у детей с ОНР."
Раздел: начальное образование
Направления коррекционной работы по развитию словаря у детей с
ОНР.
Проблема формирования словаря у обучающихся с ОНР занимает одно из важных
мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых
нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным.
Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной
деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но
и мышления.
Словарный запас обучающихся с ОНР характеризуется рядом особенностей, таких,
как: ограниченность лексики; резкое расхождение объема активного и пассивного словаря;
неточное употребление слов; затруднения в выборе грамматических средств для
выражения мыслей и т.д.
Одно из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное,
чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети с ОНР
понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако
употребление слов в речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в названии ягод, цветов, диких животных, птиц,
инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова,
обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного
значения и слова, обозначающие оценку, состояния, качества и признак предмета. Слова
употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений.
Данные проявления у детей с ОНР препятствуют нормальному протеканию
процесса обучения грамоте, усвоения грамматики в школе.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь
опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с
окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства,
организует социальный опыт. Все это имеет особое значение как в дошкольном, так и в
младшем школьном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития
мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Направления логопедического воздействия:
1 направление. Обогащение словаря синонимов.
2 направление. Развитие атрибутивного(прилагательные) словаря.
3 направление. Развитие номинативного(предметный) словаря.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
5 направление. Развитие предикативного(глагольный) словаря.
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный
словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.
Планомерное расширение словаря идет за счет незнакомых и сложных слов вместе
с ознакомлением с окружающим миром.
В работе необходимо учитывать ряд принципов:
Принципы:
1. Работа над развитием словаря должна проводиться на активной познавательной
деятельности.
2. Тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических
операций классификации, анализа, синтеза, сравнения.
3. Все задания проводятся в определенной последовательности.
Основными задачами словарной работы являются:
обогащение словаря - накопление слов необходимых для речевого общения с
окружающими. Идет за счет существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании.
активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения.
устранение не литературных слов.
Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения,
поскольку введение в речь обобщающих слов значительно ее обогащает.
Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием
представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением
классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы.
Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например,
разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать
только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом).
Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть
различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и
названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.
Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть
использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:
1) Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен
сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета.
Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего
понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее
проводится различные упражнения на закрепления его правильного произношения и
употребления.
2) Объяснение происхождения данного слова (хлеб-хлебница-посуда, в которой хранят
хлеб, кофейник-посуда, в которой варят кофе, чайник - посуда, в которой кипятят чай, и
т.д.).
3) Употребление расширенного значения уже известного словосочетаний (громадный дом
- очень большой дом, тот, который выше всех других домов.).
4) постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер
подсказывающих ("Это забор высокий или низкий?"), а затем требуют самостоятельных
ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию.
Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
5) Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к
названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6) Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия,
условия, цели.
7) Сопоставление предложений по опорным словам.
Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова,
закреплению его слухового и кинестетического образа.
Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР
1 направление. Обогащение словаря синонимов.
I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.
Примерные виды заданий:
1. Игра "Придумай предложение"
Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган;
ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.
II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.
1.
Игра "Как сказать?"
Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают,
валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать,
если что - то или кто - то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится,
крутится.)
2. Игра "Подбери слово".
Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший
мяч, должен придумать "слово - приятель" к названному, сказать это слово и бросить мяч
обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает
тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок
продолжает игру придумывая свои слова. Друг - (товарищ, приятель); дом - (здание,
жилище); дорога - (путь, шоссе); солдат - (боец, воин); труд - (работа); мудрость - (ум);
бежать - (мчаться, нестись); смотреть - (глядеть); трудится - (работать); печалиться -
(грустить); смелый - (храбрый); алый - (красный, багряный).
Оборудование: мяч.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.
1.
"Назови лишнее слово"
Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2.
Отгадывание по картинкам загадок-описаний .
Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать
нужную.
Например:
Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.
Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.
Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)
II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.
Примерные виды заданий:
1.
Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного
Ответы на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"
Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к
нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.
Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая,
скользкая, сухая, болотная.
2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?",
"какие?"
Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос "какое?".
Светит (какое?) солнце.
Солнце - яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря существительных.
1.
Проговаривание наименований предмета
Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической
теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе
хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: "Скажи, что это?"
2.
Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.
II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.
Примерные виды заданий:
1. Игра "Угадай, кто так делает?"
Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает
угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т.д.
2. Игра "Чудесный мешочек".
Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды
(кукольной) и угадывает название. При этом произносит: "Я взяла сарафан, кофту, куртку".
Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой
для мальчиков.
3.
"Разложи картинки по сходству"
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца);
стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка
молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2-3 картинки.
Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и
объяснить, почему он положил именно так.
4. Игра "Пара к паре" (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков)
Содержание: Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары
слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе
различных типов смысловых связей: родовидовых; часть - целое; предмет и его функция;
явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из
чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Огурец - овощ, ромашка - (земля, цветок, клумба).
Помидор - огород, яблоко - (забор, сад, груша).
Часы - время, градусник - (кровать, температура, окно).
Машина - мотор, лодка - (парус, вода, палуба).
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.
Примерные виды заданий:
1.
Выбрать из трех слов два слова - "неприятеля"
Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-"неприятели".
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Большой, низкий, маленький.
II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.
Примерные виды заданий:
1.
Игра "Закончи предложение"
Содержание: Детям предлагается закончить предложение.
Слон большой, а комар.
Камень тяжелый, а пушинка.
2. Игра "Сравни!"
Содержание: Детям предлагается сравнить:
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
2.
Игра с мячом "Скажи наоборот"
Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший
мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить
мяч обратно логопеду.
Одеть - (раздеть),
Спрятать - (найти),
3.
Слова - "неприятели"
Содержание: к данным словам придумать слова - "неприятели".
1. Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир,
правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь,
2. Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый,
здоровый, новый, молодой, острый, толстый.
3. Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться,
мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.
5 направление. Развитие предикативного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря глаголов.
Примерные виды заданий:
1. Лото "Кто быстрее принесет картинку"
Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Логопед
вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают
к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду.
Отдавая картинку, отвечают на вопросы "Кто (что) это? Что он (она) делает?"
2.
Игра "Найди приятеля"
Содержание: Выбрать из трех слов два слова-"приятеля": взять, схватить, идти; думать,
ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.
II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов.
1. Игра "Кто как кричит?"
Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова,
лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на
ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.
3.
Лото "Кто как передвигается?"
Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые.
Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как
передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение
значения слов.
3. Игра с мячом "Скажи наоборот"
Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч
одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним ("слово - неприятель") к
заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок
делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой
находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.
Речевой материал: входить - …; включать - …; строить - …; засыпать - …; хвалить - …;
говорить - …; начинать - …; встречать - .; поднимать - …
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.
Примерные виды заданий:
1. Классификация предметов по картинкам
Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий
классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:
Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
2.
Выделить из серии слов
Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов:
а. Только названия домашних животных:
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
б. Только названия транспорта:
Грузовик, метро, самолет, скамейка.
Автобус, дорога, вертолет, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
Трамвай, водитель, троллейбус.
3. Игра "Назови лишнее слово"
Содержание: Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее
слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
Кукла, песок, ведро, юла, мяч.
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.
II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.
Примерные виды заданий:
1. "Назови одним словом".
Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в
которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.
Например:
Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище?
(Овощи)
Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие?
(Фрукты)
Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда)
2. "Что общего?".
Содержание: Объяснить, что общего у предметов.
Например:
У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей
(животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают).
Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии
логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше
развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного
преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к
предстоящему школьному обучению.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и
других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи:
фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
Логопедическая работа по развитию лексики у детей с ОНР должна осуществляться
параллельно с совершенствованием у них неречевых психических функций,
познавательных способностей.