Напоминание

"Направления коррекционной работы по развитию словаря у детей с ОНР."


Автор: Коротаева Ольга Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Менделеевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край, Карагайский р-н, поселок Менделеево
Наименование материала: статья
Тема: "Направления коррекционной работы по развитию словаря у детей с ОНР."
Раздел: начальное образование





Назад




Направления коррекционной работы по развитию словаря у детей с

ОНР.

Проблема формирования словаря у обучающихся с ОНР занимает одно из важных

мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых

нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным.

Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной

деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но

и мышления.

Словарный запас обучающихся с ОНР характеризуется рядом особенностей, таких,

как: ограниченность лексики; резкое расхождение объема активного и пассивного словаря;

неточное употребление слов; затруднения в выборе грамматических средств для

выражения мыслей и т.д.

Одно из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное,

чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети с ОНР

понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако

употребление слов в речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется в названии ягод, цветов, диких животных, птиц,

инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова,

обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного

значения и слова, обозначающие оценку, состояния, качества и признак предмета. Слова

употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений.

Данные проявления у детей с ОНР препятствуют нормальному протеканию

процесса обучения грамоте, усвоения грамматики в школе.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь

опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с

окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.

Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства,

организует социальный опыт. Все это имеет особое значение как в дошкольном, так и в

младшем школьном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития

мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Направления логопедического воздействия:

1 направление. Обогащение словаря синонимов.

2 направление. Развитие атрибутивного(прилагательные) словаря.

3 направление. Развитие номинативного(предметный) словаря.

4 направление. Обогащение словаря антонимов.

5 направление. Развитие предикативного(глагольный) словаря.

6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный

словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.

Планомерное расширение словаря идет за счет незнакомых и сложных слов вместе

с ознакомлением с окружающим миром.

В работе необходимо учитывать ряд принципов:

Принципы:

1. Работа над развитием словаря должна проводиться на активной познавательной

деятельности.

2. Тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических

операций классификации, анализа, синтеза, сравнения.

3. Все задания проводятся в определенной последовательности.

Основными задачами словарной работы являются:

обогащение словаря - накопление слов необходимых для речевого общения с

окружающими. Идет за счет существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании.

активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения.

устранение не литературных слов.

Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения,

поскольку введение в речь обобщающих слов значительно ее обогащает.

Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием

представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением

классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы.

Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например,

разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать

только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом).

Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть

различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и

названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.

Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть

использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:

1) Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен

сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета.

Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего

понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее

проводится различные упражнения на закрепления его правильного произношения и

употребления.

2) Объяснение происхождения данного слова (хлеб-хлебница-посуда, в которой хранят

хлеб, кофейник-посуда, в которой варят кофе, чайник - посуда, в которой кипятят чай, и

т.д.).

3) Употребление расширенного значения уже известного словосочетаний (громадный дом

- очень большой дом, тот, который выше всех других домов.).

4) постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер

подсказывающих ("Это забор высокий или низкий?"), а затем требуют самостоятельных

ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию.

Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5) Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к

названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6) Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия,

условия, цели.

7) Сопоставление предложений по опорным словам.

Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова,

закреплению его слухового и кинестетического образа.

Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

1 направление. Обогащение словаря синонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.

Примерные виды заданий:

1. Игра "Придумай предложение"

Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган;

ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.

II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.

1.

Игра "Как сказать?"

Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают,

валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать,

если что - то или кто - то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится,

крутится.)

2. Игра "Подбери слово".

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший

мяч, должен придумать "слово - приятель" к названному, сказать это слово и бросить мяч

обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает

тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок

продолжает игру придумывая свои слова. Друг - (товарищ, приятель); дом - (здание,

жилище); дорога - (путь, шоссе); солдат - (боец, воин); труд - (работа); мудрость - (ум);

бежать - (мчаться, нестись); смотреть - (глядеть); трудится - (работать); печалиться -

(грустить); смелый - (храбрый); алый - (красный, багряный).

Оборудование: мяч.

2 направление. Развитие атрибутивного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.

1.

"Назови лишнее слово"

Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2.

Отгадывание по картинкам загадок-описаний .

Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать

нужную.

Например:

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.

Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)

II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.

Примерные виды заданий:

1.

Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного

Ответы на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к

нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая,

скользкая, сухая, болотная.

2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?",

"какие?"

Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос "какое?".

Светит (какое?) солнце.

Солнце - яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.

3 направление. Развитие номинативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря существительных.

1.

Проговаривание наименований предмета

Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической

теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе

хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: "Скажи, что это?"

2.

Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.

II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.

Примерные виды заданий:

1. Игра "Угадай, кто так делает?"

Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает

угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т.д.

2. Игра "Чудесный мешочек".

Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды

(кукольной) и угадывает название. При этом произносит: "Я взяла сарафан, кофту, куртку".

Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой

для мальчиков.

3.

"Разложи картинки по сходству"

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца);

стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка

молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2-3 картинки.

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и

объяснить, почему он положил именно так.

4. Игра "Пара к паре" (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков)

Содержание: Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары

слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе

различных типов смысловых связей: родовидовых; часть - целое; предмет и его функция;

явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из

чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.

Огурец - овощ, ромашка - (земля, цветок, клумба).

Помидор - огород, яблоко - (забор, сад, груша).

Часы - время, градусник - (кровать, температура, окно).

Машина - мотор, лодка - (парус, вода, палуба).

4 направление. Обогащение словаря антонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.

Примерные виды заданий:

1.

Выбрать из трех слов два слова - "неприятеля"

Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-"неприятели".

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.

Примерные виды заданий:

1.

Игра "Закончи предложение"

Содержание: Детям предлагается закончить предложение.

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

2. Игра "Сравни!"

Содержание: Детям предлагается сравнить:

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

2.

Игра с мячом "Скажи наоборот"

Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший

мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить

мяч обратно логопеду.

Одеть - (раздеть),

Спрятать - (найти),

3.

Слова - "неприятели"

Содержание: к данным словам придумать слова - "неприятели".

1. Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир,

правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь,

2. Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый,

здоровый, новый, молодой, острый, толстый.

3. Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться,

мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.

5 направление. Развитие предикативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря глаголов.

Примерные виды заданий:

1. Лото "Кто быстрее принесет картинку"

Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Логопед

вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают

к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду.

Отдавая картинку, отвечают на вопросы "Кто (что) это? Что он (она) делает?"

2.

Игра "Найди приятеля"

Содержание: Выбрать из трех слов два слова-"приятеля": взять, схватить, идти; думать,

ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов.

1. Игра "Кто как кричит?"

Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова,

лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на

ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.

3.

Лото "Кто как передвигается?"

Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые.

Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как

передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение

значения слов.

3. Игра с мячом "Скажи наоборот"

Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч

одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним ("слово - неприятель") к

заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок

делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой

находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.

Речевой материал: входить - …; включать - …; строить - …; засыпать - …; хвалить - …;

говорить - …; начинать - …; встречать - .; поднимать - …

6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.

I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.

Примерные виды заданий:

1. Классификация предметов по картинкам

Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий

классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

2.

Выделить из серии слов

Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов:

а. Только названия домашних животных:

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

б. Только названия транспорта:

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

3. Игра "Назови лишнее слово"

Содержание: Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее

слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

Кукла, песок, ведро, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.

Примерные виды заданий:

1. "Назови одним словом".

Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в

которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.

Например:

Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище?

(Овощи)

Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие?

(Фрукты)

Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда)

2. "Что общего?".

Содержание: Объяснить, что общего у предметов.

Например:

У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей

(животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают).

Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии

логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше

развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного

преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к

предстоящему школьному обучению.

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и

других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи:

фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Логопедическая работа по развитию лексики у детей с ОНР должна осуществляться

параллельно с совершенствованием у них неречевых психических функций,

познавательных способностей.



В раздел образования