Автор: Полозкова Наталья Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №17 "Радуга"
Населённый пункт: город Шадринск Курганская область
Наименование материала: Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Сорокинское развлечение"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №17 «Радуга»
Сценарий развлечения
в старшей группе компенсирующего вида
для детей с нарушениями речи
на тему «Сорокинское развлечение»
(по мотивам русских народных игр)
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Полозкова Н.И.
г. Шадринск, 2017 г.
Цель:
Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям русского народа посредством
народных игр.
Задачи: 1. Ознакомление детей с традициями народного праздника «Сороки».
2. Обогащение словаря детей, развитие грамотной устной речи, фонематического слуха.
3. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости к русскому фольклору.
4. Развитие навыков восприятия музыкальных и художественных произведений, фолькло -
ра.
5. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, поощрение творче -
ской активности, инициативы, самостоятельности.
Оборудование: Оформление «Русская изба», народные и современные игрушки, кулики на ше-
стах, катышки, плетень, корзина, свистульки, колокольчики, деревянные ложки, карусель из раз -
ноцветных ленточек.
Предварительная работа:
1.
Беседа с детьми о русских народных традициях, народных праздниках и обычаях.
2.
Чтение произведений художественной литературы: А. Митяева «Свистульки», «Много ли
на свете игрушек?», Е.Каменева «Золотые дорожки».
3.
Экскурсия в Центр русской народной культуры «Лад» г.Шадринска
4.
Рассматривание русских народных игрушек, традиционных нарядов.
5.
Разучивание русских народных песен, хороводов: «Веснянка», «В сыром бору тропина»,
закличек, игр «Горелки», «Карусель», «Гнёзда».
Музыкальный репертуар:
Народная песня «Веснянка», хоровод «В сыром бору тропина», русские народные игры-
забавы «Горелки», «Карусель», «Гнезда».
Роли: Чадо малое (ребенок), Хозяйка (взрослый в русском народном костюме), Посвист (взрос-
лый).
Ход развлечения
Зал оформлен под интерьер русской избы, на лавочке сидит мальчик и перекладывает игрушки:
Чадо малое: Что же делать? Чем заняться? Трансформеры надоели, со Смешариками наигрался,
от компьютерных игр голова болит. Скука зеленая.
Входит женщина в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуй, чадо малое! О чём призадумалось, закручинилось?
Чадо малое: Здравствуйте, а вы кто?
Хозяйка: Я из старины далёкой, хозяйка вот этой избы.
Чадо малое: А я Данил, весна на дворе, а мне скучно…
Хозяйка: Раньше, в старину дети не скучали, в разные игры играли, сами себя забавляли. А как
весело весну встречали, особенно когда прилетали птицы, даже устраивали праздник прилёта
птиц! Он назывался «Сороки». Хочешь туда попасть?
Чадо малое: Очень хочу!
Хозяйка: Давай тогда вместе весняночкой весну да детей покличем:
Жаворонки прилетите,
Холодную зиму унесите,
Теплую Весну принесите.
Звучит русская народная мелодия, дети с «куликами» на шестах и с «катышками» в руках про-
ходят по залу, встают вокруг Хозяйки и Чада малого.
Дети: Здравствуйте, Хозяйка и чадо малое!
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!
Дети: Здоровы ли, Хозяйка и чадо малое?
Хозяйка: Здоровы.
Дети: Здоровы ли коровы, овечки, птица разная?
Хозяйка: Здоровы.
Дети: Счастья вашему дому! Здоровья человечьего, коровьего, овечьего. Достатка во всем!
Дети: По старинному обычаю мы принесли вам куликов, а скотинушке «катышки» для большого
приплода (куликов втыкают в плетень, а катышки высыпают в корзинку около плетня и снова
встают в круг).
Хоровод «Веснянка»
Хозяйка: Солнце разгорается, «Веснянки» закликаются.
Дети: Иди, Весна иди красна.
Принеси ржаной колосок, овсяный снопок,
Большой урожай в наш Шадринский край.
Жаворонки прилетите,
Весну красну принесите.
Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, бороне, на овсяном снопе.
Хозяйка: Молодцы! Хорошо птиц закликаете! А сейчас в круг вставайте поскорей да играйте ве -
селей!
Хоровод «В сыром бору тропина»
Входит Посвист.
Посвист: Здравствуй, честной народ! Я пришел к вам.
Низко поклонился, колпак свалился.
Колпак надеваю, снова начинаю.
Здравствуй, честной народ!
Я – Посвист – молодец!
Больших и малых птиц гонец.
Я пришёл вас посмотреть,
Себя показать, с вами в игры поиграть (показывает детям игрушки).
У меня в коробе свистульки, колокольчики, ложки.
Давайте поиграем немножко.
Игра у меня такая, игра у меня простая «Займи гнездышко» называется.
Игра «Гнёзда»
Посвист: Колокольчик не простой.
Колокольчик звонкий!
Звонко поет, ребят на игру зовет.
Подвижная игра «Горелки»
Посвист: Ну, молодцы! Ну, удальцы!
Как весело играют, себя развлекают.
Наверное, вы устали?
Дети отвечают.
Посвист: Тогда слушайте дальше.
Коробок мой не простой,
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки
Развесёлые свистушки!
Игра «Пересвист»
Посвист: Вот, молодцы! Подрастают свистуны!
А сейчас не спешите, за мной точно повторите.
Игра «Повтори за Посвистом»
Игра «Просвисти под музыку»
Посвист: Сейчас точно придет Весна и прилетят птицы. Они услышали ваш весёлый пересвист.
Что за народный праздник без русской карусели?
Игра «Заря-зарница»
Хозяйка: Спасибо, тебе Посвист. Спасибо, ребята! Какие вы весёлые да удалые! Присаживайтесь
на скамеечки - я вам сюрприз приготовила! За ваше старание. Да веселье я вас угощу пирожками
«жаворонушками». Не забудьте, ребятушки, птичек тоже угостить – покрошите да разбросайте на
все четыре стороны крошки, чтоб птицы прилетели к вашему дому.
Хозяйка раздает угощение, приговаривает.
Хозяйка: Жаворонки прилетели, на головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются, но тепла еще далёко – 40 мучеников, 40 утренников, 40 замо-
розков.
Дети встают друг за другом, под шум инструментов уходят за Посвистом. Чадо малое оста-
ется.
Хозяйка: Понравилось весну встречать, в игры народные играть, с игрушками не простыми, а
народными, расписными?
Чадо малое: Хороши мои игрушки, а русские народные игры – забавы лучше! С ними веселее,
душевнее!
Хозяйка: Спасибо тебе, Чадо малое, за слова добрые! И нам пора возвращаться домой.
Дети берутся за руки и выходят из зала