Автор: Савченко Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 585
Населённый пункт: Кировского района г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Урок русского языка в 7 классе
Тема: "НЕ с причастиями"
Раздел: среднее образование
НЕ
с
причастиями
Урок в 7 классе
Подготовила учитель русского зыка и литературы
Савченко О.Н.
Вспомните,
на
какое
правило
здесь
представлены
слова? Спишите, объясняя орфограммы.
•
(Не)расторопный человек;
•
(не)дешевый, а дорогой костюм;
•
(Не)брежный почерк;
•
речка (не)глубока.
Слова
какой
части
речи
представлены
здесь?
Какую
орфограмму они иллюстрируют?
•
Попробуйте
сформулировать
правило написания
НЕ с причастиями.
•
Как это правило
формулируют авторы
нашего учебника?
Откройте стр. 68
параграф 26.
•
В какой форме мы могли
бы записать правило в
словари?
•
Обсудите в парах
информацию из учебника и
составьте таблицу,
иллюстрирующую данное
правило. Запишите ее в
словари.
Решите, как писать, – слитно или
раздельно. Раскройте скобки.
•
(Не)выученный
урок,
(не)открытая
книга,
(не)расцветший,
а
увядший
р о с т о к ,
у р о к
( н е ) о к о н ч е н ,
(не)завершенное
вовремя
дело,
(не)скошенная на поле трава.
•
Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик
(не) уснувшей птицы (Ч.).
•
На другой день повезли его в Кистеневку, почти
уже ему (не) принадлежавшую (П.).
•
Только (не) сжата полоска одна (Н.).
•
На столе увидели мы (не) разбросанные, а
аккуратно сложенные книги.
•
Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в
ещё (не)исследованные районы.
Перепишите, раскрывая скобки.
Объясните написание слов с не.
•
Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик
неуснувшей птицы (Ч.).
•
На другой день повезли его в Кистеневку, почти
уже ему не принадлежавшую (П.).
•
Только не сжата полоска одна (Н.).
•
На столе увидели мы не разбросанные, а
аккуратно сложенные книги.
•
Из-за никем не замеченной ошибки мы пришли в
ещё не исследованные районы.
Проверьте себя, отметив «+»
правильно написанные предложения
и «-» неправильно.
От данных глаголов образуйтестрадательные
причастия прошедшего времени и составьте с
каждым
из
них
по
два
словосочетания,
иллюстрирующих
слитное
и
раздельное
написание НЕ с причастием.
•
Образец: не использовать – неиспользованные
возможности, не использованные мной.
•
Не оказать
•
Не оправдать
•
Не найти
Переделайте примеры, заменяя глагол
образованным от него действительным
причастием прошедшего времени с суффиксом
–вш-. Запишите получившиеся словосочетания.
•
О б р а з е ц :
н е
з а п о м н и т ь
ф р а з у
–
н е
запомнивший фразу.
•
не
исправить
вовремя,
не
закончилось
представление, не проставить отметки, еще
не
проветрилась
комната,
помещение
не
проветривалось.
Самостоятельно выполните упр.
№153 стр.68-69.