Напоминание

"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой"


Автор: Афанасьева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Чебурашка"
Населённый пункт: город Когалым Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

« Ознакомление детей дошкольного возраста с природой»

Подготовила воспитатель

МДАОУ «Чебурашка»

Афанасьева Галина Викторовна

г.Когалым Тюменская область

Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей

средой

могут

быть

решены

только

при

условии

формирования

экологического мировоззрения у всех людей.

Знание природы, бережного к ней отношения даёт формировать у детей

экологические знания. Много веков существует природа, которая до конца не

разгадана и сейчас. Как возникла природа, что предшествовало ей? Природа

возникла много миллионов лет назад и сейчас мы не мыслим себя без

природы и всего, что нас окружает. В дошкольном возрасте происходит

самый большой этап в экологическом развитии личности. Отличительной

особенностью в ознакомлении детей с природой является то, что дети сами

желают больше знать о ней.

Может ли человек существовать без природы? Нет, не может. А вот

природа

без

человека,

как

это

не

прискорбно

для

нас,

может.

Конечно,

эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом

животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании

экологически грамотных представлений об окружающей среде. Сочетание

эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший

эффект.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций

ребёнка,

умения

сочувствовать,

удивляться,

сопереживать,

заботиться

о

живых организмах, воспринимать их, как собратьев по природе, уметь видеть

красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли

косы,

маленького

паучка).

У

ребёнка

следует

формировать

истинную

позицию, желание изменить что либо вокруг себя в лучшую сторону ( хотя

бы не бросать мусор на улице). Дети должны почувствовать, что даже от их

посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит то, каким

будет окружающий нас мир.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной

форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают

за птицами и насекомыми, падающими снежинками, дома слушают стихи и

рассказы, смотрят телепередачи о животных и растительном мире Земли,

ухаживают за растениями на участке детского сада и в группе.

Объекты природы очень привлекают детей прежде всего красотой,

яркостью

красок,

разнообразием,

поэтому

являются

источником

первых

конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю

жизнь. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт детей и

видит их фантазию, способствует возникновению различных вопросов.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к

явлениям и объектам природы и должны стать той точкой, от которой будет

осуществляться воспитание и образование ребёнка: развитие чувства любви

и

бережного

отношения

ко

всему

живому

и

неживому,

обогащение

представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные

закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни

растений

и

животных

от

времени

года,

их

приспособляемость

к

среде

обитания и т. д.)

Очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить,

но и выразить свой эмоционально - познавательный опыт. Так, в движениях,

танцах, интонациях ребёнок отображает своё отношение к таким явлениям

природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных.

Если только дети будут познавать действительность и выражать отношения к

ней, только тогда возможно развитие экологической культуры ребёнка.

Дошкольный

возраст

является

важнейшим

этапом

в

экологическом

образовании

и

воспитании

детей.

Именно

в

это

время

формируются

экологические представления, являющиеся основой систематических знаний

о природной среде и бережном к ней отношении.

Задачи по ознакомлению детей с природой включают в себя:

*

формирование

экологической

культуры,

знания

о

природе,

о

взаимосвязях в ней и способах её сохранения;

*

формирование эстетических и этических чувств;

*

развивать интерес к природе и проблемам её охраны;

*

развивать деятельность детей по сохранению и улучшению природной

среды;

*

воспитывать культуру поведения в природе и норм поведения в ней.

Дети знают, что природу надо беречь, любить. Природа - это наше

здоровье, наше богатство, поэтому в общении с ней её надо ценить. Вот

некоторые разделы ценности природы:

Самоценность природы. Каждый объект природы неповторим, своеобразен

по внешнему виду, особенностям характера и поведения.

Природа как среда обитания. Природа является средой обитания для всех:

людей,

животных,

растений,

птиц,

насекомых.

Мы

не

можем

жить

без

природы, т. к. человек взаимосвязан с природой.

Практическая ценность природы. Мы извлекаем из природы практическую

пользу: она даёт нам тепло, мебель, пищу.

Оздоровительно - гигиеническая ценность природы. Растения и деревья

задерживают

пыль

и

вредные

вещества,

приглушают

шум,

очищают

и

увлажняют воздух, а многие растения и животные имеют лекарственные

свойства (пчёлы, подорожник, ромашка, муравьи, пиявки и др.)

Эстетическая ценность природы. От общения с природой мы получаем

положительные эмоции и чувства. Красота растений, нежный запах цветов,

пение птиц, стрекотание кузнечика вызывает у нас особую радость.

Познавательная ценность природы. Мы учимся у природы. Наблюдая за

солнцем, люди придумали лампу, а клешни рака - ножницы и т.д.

Нравственная ценность природы. Заботясь о живых существах, помогая

им,

мы

становимся

лучше,

добрее,

человечнее.

Это

помогает

не

делать

негуманные и плохие поступки.

Целесообразно знакомить детей с явлениями и объектами

ближайшего окружения, т. е. природой тех мест, где они живут: с растениями

и животными, живущими в парке, в лесу, дома, во дворе; с сезонными

явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т.д. Ребёнку

важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или

явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус,

поэкспериментировать.

Развитию творческого познания природы способствует не

совокупность

знаний

о

её

объектах,

а

представления

об

основных

закономерностях

природы.

Это

сменяемость

времён

года

и

зависимость

изменений

в

живой

природе

(т.е.

в

жизни

растений

и

животных)

от

меняющихся условий неживой природы. Поэтому мы развиваем у детей

представления

об

отдельных,

часто

встречающихся

явлениях

неживой

природы (учим различать день и ночь, состояние погоды - солнечно или

пасмурно, холодно, жарко, сыро; осадки - снег, дождь; выделять свойства

воды, песка), а также знакомить с объектами живой природы ( комнатными и

декоративными растениями, дикими и домашними животными).

Удовольствие от общения с природой, сопереживание, сочувствие

живому, эмоциональная готовность оказать помощь помогает нам сохранять

природу

и

не

нарушать

её

целостность.

Всё

живое

может

жить,

расти,

развиваться,

размножаться,

поэтому

детям

вместе

со

взрослыми

следует

помогать живым существам с учётом времени года:

зимой

подкармливать зимующих птиц и приближающихся к жилью человека зверей

(устраивать кормушки в наиболее спокойном месте и кормить птиц утром и

перед наступлением сумерек, а в сильные морозы - три раза в день, после

снегопада расчищать дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивать снег с

кормушек, подсыпать свежий корм и т. д.; окапывать снегом корни кустов и

деревьев, стряхивать снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не

сломались

под

тяжестью

снега;

реже

поливать

комнатные

растения,

некоторые из них помещать в более прохладные места;

подкармливать животных витаминной пищей (зеленью овса, пшеницы и др.)

обеспечивать спокойную спячку впадающим в неё животным и т. п.

весной

вместе со взрослыми развешивать скворечники, синичники, дуплянки для

привлечения

птиц;

подкармливать

комнатные

растения,

пересаживать

их;

убирать перегнившую листву; подрезать сухие ветки растений; подсыпать

землю

к

кустам;

укоренять

молодые

побеги,

присыпать

их

почвой;

производить посадки семян; высаживать растения на клумбы и т. д.

летом

поливать

растения

цветника

и

огорода;

пропалывать

и

прореживать

культурные растения; рыхлить землю и окучивать посадки; подсевать на

участке траву; заботиться о том, чтобы на участке в жаркие, засушливые дни

стояли поилки с водой для птиц и т.п.

осенью

собирать

плоды

и

семена

растений

для

корма

птицам,

для

посадки

на

следующий год; подкармливать многолетние растения; укрывать их корни

на зиму опавшими листьями; готовить кормушки для птиц и т. и.

Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, то она

раскроет

свои

тайны.

Сегодня

многие

виды

растений

и

животных

не

сохранены

в

достаточном

количестве,

загрязнены

некоторые

водоёмы

и

почва. Экологическое воспитание даёт понять и запомнить детям о том, что

мы без природы не сможем жить. Она имеет большое значение. Дети знают,

как к ней относиться, как беречь и охранять её. Эффективное экологическое

воспитание определяет успех в обращении, в любви детей к природе.

Правильное экологическое воспитание, решение поставленных задач

приведёт к тому, что дети будут радоваться встрече с природой, охотно

общаться

с

живыми

объектами,

стремиться

предупредить

негативные

поступки.

В.

А.

Сухомлинский

считал

необходимым

вводить

ребёнка

в

природу так, чтобы он был исследователем, чтобы каждый его шаг бал

путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял

волю.

Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к

природе. Природа даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, дети

становятся

лучше,

добрее.

Встречи

с

природой

возбуждают

фантазию

ребёнка,

способствуют

развитию

речевого,

изобразительного,

игрового

творчества. Природа учит нас мудрости. К. Д. Ушаковский утверждал, что

воздействие природы на душу может соперничать с влиянием педагогики. «А

воля, а простор, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая

весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями.» Надо чаще

обращать на окружающую нас среду.

Мы должны иметь представление, когда и что наблюдать в каждый

период сезона, как вести себя в лесу, что и сколько нужно рвать собирать в

нём, что даёт природа, какую имеет экологическую направленность. Недаром

существуют « Законы охраны природы»:

*

нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально;

*

человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя;

*

охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли;

*

всё, что есть на Земле, необходимо для её и человека развития;

* охрана природы - часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе,

является наличие определённого запаса фактических сведений, полученных в

результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Если все поймут,

что природа - это наше здоровье, наше богатство, то никто не пройдёт мимо

сломанного дерева, мимо брошенного животного, а всегда придут на помощь.

Принимая участие во всех делах: посадка деревьев на участке, выращивание

комнатных

растений,

очистка

территории

от

мусора,

дает

природе

восстановиться.

Процесс познания окружающей природы предполагает решение

целого

комплекса

задач,

всестороннего

развития

личности

детей.

Он

не

только затрагивает область умственного развития ребенка, но и способствует

формированию

гуманного

отношения

к

представителям

растительного

и

живого мира.

Стоит очень важная задача - воспитывать не положительно -

созерцательное,

а

положительно

-

действенное

отношение

к

природе.

Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной (не рвать,

не топтать, не ломать), а положительной форме (цветник нужно беречь и т.д.),

тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям

разными

путями:

в

конкретной

жизненной

ситуации,

посредством

объяснения педагога, через художественную литературу.

Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом

действенном отношении ребенка к окружающей природе. Эффективность его

формирования

зависит

от

целесообразности

естественности

привлечения

детей

к

каждодневному

труду,

имеющему

элементарную,

доступную

старшим дошкольникам общественную направленность (сделать для других,

бескорыстно помочь и т.д.). Такой труд обеспечивает не только закрепления и

расширение знаний детей, но и создает условия для воспитания важных

нравственных качеств. Это может быть, например, выращивание цветов для

поздравления взрослых, подкормка птиц зимой и др.

Самое важное научить любить и понимать природу, сформировать у

детей экологическую культуру. Впечатления от родной природы, полученные

детьми

в

детском

саду,

запоминаются

детьми

на

всю

жизнь.

Своим

разнообразием

природа

эмоционально

воздействует

на

ребёнка.

Целенаправленная и систематическая работа ведёт к тому, что появляются

мотивы в поведении детей: беспокойство за состояние природы, даже если

ничего не случилось, нетерпимость к плохим поступкам. Появившееся у

детей беспокойство, заинтересованность можно рассматривать, как один из

показателей степени с гуманного отношения к природе.

При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы

прежде

всего

я

опираюсь

на

чувственный

опыт

ребёнка

и

использую

наглядность. Например, гуляя с детьми, обращаю их внимание на состояние

погоды («Посмотрите, какая сегодня тёплая погода, ярко светит солнце. Ему

радуются птички, бабочки, цветочки. И нам с вами весело гулять»).

Положительный настрой детей зависит от организации работы (наблюдения,

чтение

книг,

игры,

беседы,

простейшие

опыты

и

т.д.).

Познанию

окружающего

нам

помогает

сказочный

персонаж,

например

«Старичок

-

лесовичок», ёжик Пых, зайчик «Белые лапки» и др. Эти персонажи приходят

к

ребятам

на

занятия,

приглашают

на

прогулку

в

лес;

приносят

разнообразный

природный

материал

(плоды,

камушки,

ветки

деревьев,

ракушки, перья птиц, засушенные листья и цветы). Вместе с ними мы делаем

разнообразные поделки. Изготовление поделок не только сближает детей с

природой, но и даёт радость созидания, творчества. Дети рассматривают

материал, ощупывают, исследуют его. Таким образом развивается восприятие

ребёнка: он различает форму, цвет и другие свойства предметов; например:

грецкие орехи круглые, твёрдые, с шершавой поверхностью; кукурузный

початок овальный, жёлтый, с блестящими зернами и т.д. Работа с природным

материалом

развивает

внимание

и

мышление

ребёнка:

он

рассматривает

сделанный образец поделок или рисунок, анализирует, из каких частей он

состоит и из чего его можно сделать, каким материалом можно дополнить

(спички,

нитки,

пластилин,

проволока.)

После

выполнения

поделок

необходимо похвалить детей и я это всегда делаю с персонажем сказки. Это

вызывает

у

детей

желание

выполнить

новые,

более

сложные

поделки,

помогает преодолеть трудности, способствует развитию таких качеств, как

настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Знакомя детей с растениями леса, участка детского сада, дети учатся

различать деревья от травянистых растений (у деревьев прочные и толстые

стволы, у трав тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются.) Они

уже

знают,

что

деревья

имеют

разновидную

листву,

окраску,

запах.

На

прогулках

часто

использую

чтение

стихотворений,

загадывание

загадок,

пословиц и поговорок. Такой вид занятия как экскурсии в лес, помогают дать

детям более систематизированные знания о явлении или объекте природы .

Занимательный

материал

и

логические

задачи

о

природе

помогают

интересней

провести

занятия

и

развлечения.

Воспитание

правильного

отношения

детей

к

природе,

умение

бережно

обращаться

с

живыми

существами полноценно осуществляется в нашей группе. Через беседы и

наблюдения, игры детей, занятия дети должны понять, и

понимают, что

человек и природа взаимосвязаны, что мы должны бережно относиться к

природе.

Мы наблюдаем не только за явлениями природы, но и за комнатными

растениями. Наблюдая за ними, дети начинают видеть в зелёном ростке

особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того,

полил ли ты его, много или мало. Холодной водой или тёплой. Дети знают,

что всё живое пьёт воду - люди, животные, растения, птицы. Без воды

растения погибнут. На каждом горшке с цветами у нас есть значок - памятки,

что необходимо этому растению. Каждый год в апреле месяце в нашем ДОУ

проходит смотр - конкурс «Огород на окне», вместе с детьми мы высаживаем

лук, морковь, горох, перец, фасоль и др. Ведём календарь наблюдений: когда

появился росток, на сколько он вырос и т.д. Летом дети с заботой и интересом

ухаживают

за

цветами

на

клумбах

и

огородом:

поливают,

пропалывают

грядки, а осенью собирают урожай.

Животный мир также привлекателен для детей. Рыбы, птицы,

животные обладают поведением. Наблюдая за рыбками в аквариуме, дети

видят какое у них тело, чем оно покрыто, как они плавают, что едят, как

дышат и какая у них окраска. Помимо рыб мы с детьми наблюдаем за

птицами,

хомяками,

черепахами,

морскими

свинками,

кроликами.

Они

находятся у нас в «живом уголке». Дети с удовольствием приносят хлеб,

яблоки,

морковку,

семечки

и

др.

Это

воспитывает

в

детях

любовь,

подталкивает

к

самостоятельному

совершению

добрых

поступков.

За

птицами мы наблюдаем и на улице (прогулки, экскурсии в лес) Дети знают,

какие

птицы

обитают

у

нас

на

Севере,

в

какое

время

года

их

нужно

подкармливать. На улицу мы выносим кормушки, где находится корм для

птиц. После прогулки дети отмечают в календаре наблюдений за птицами

кого они видели и где (на дереве, на земле, на кормушке и т.д.) Дети с

большим

удовольствием

отгадывают

загадки,

рисуют

на

«птичьи»

темы,

разучивают стихотворения.

С необыкновенной любовью и проникновенностью, дети наблюдают и

за

домашними

животными:

кошкой,

собакой.

Я

учу

детей

правильному

отношению

к

ним:

мягкости

и

не

назойливости,

умению

считаться

с

желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, переживать его

боль. Дети направлены на уход за ними: класть в миску еду, наливать воду,

мыть кормушку.

Наблюдая за ростом деревьев, дети знают, что и они требуют ухода и

бережного

отношения.

Рассматривая

деревья,

травы,

кустарники

дети

различают их по характерным признакам (форма, окраска листьев, цветов, на

месте

цветов

появляются

плоды,

корнями

удерживаются

в

земле.)

В

озеленении

детского

сада

мы

принимаем

тоже

участие:

садим

деревья,

поливаем их.

В своей работе по ознакомлению детей с природой я обращаю большое

внимание на игру. Игра оказывает развивающее действие потому, что она

даёт

детям

возможность

действовать.

Дидактические

игры

содержат

определённую умственную задачу. Это такие игры, как: « Кто где живёт?»,

«Летает,

бегает,

прыгает»,

«Что

сначала,

что

потом?»,

«С

какого

дерева

листочек?», «Живое - неживое» и др. Играя с детьми, я стараюсь сделать игру

глубже,

разнообразнее,

содержательнее.

Например,

игра

«Зоопарк».

На

машине в «Зоопарк» прибывают новые звери (слоны, обезьяны). Шофёр

(воспитатель)

просит

«директора»

(ребёнок)

принять

груз,

расписаться

в

квитанции, устроить животных получше, т.к. они ехали в тесноте и устали.

Здесь воспитывается уважение к труду, любовь и бережное отношение к

животным.

Игры

воспитывают

в

детях

выдержку,

терпение,

упорство

в

достижении цели. Это такие как «Фотографии зверей», «Сложи цветок», «

Найди свой хвост», «Что растёт в саду и в огороде?» и др.

Словесно - дидактические игры тоже играют большую роль. Это такие

как

«Отгадай

по

описанию»,

«Определи

на

ощупь»,

«Из

чего

состоит

винегрет?» и др. Словесные игры развивают не только восприятие и речь,

умение

описывать

и

анализировать,

но

и

учат

обобщать

явления,

классифицировать предметы.

Одна из распространённых форм работы в группе - беседа, которая

формирует в детях убеждение необходимой помощи природе, в сохранении её

красоты и богатства, воспитывает любовь к ней. В ходе беседы я использую

картины

и

иллюстрации

фрагменты

музыкальных

произведений,

стихи,

загадки,

рассказы.

Так

же

с

детьми

мы

смотрим

диафильмы,

слайды

о

природе, а родителям предлагаю смотреть вместе с детьми телепередачу

«Ребятам о зверятах». Через неё могут подробно, и не спеша познакомиться с

разными животными.

Очень много у нас в группе имеется художественной литературы о

природе. Книги из серии «Я познаю мир», «Всё обо всём» дети с интересом

рассматривают и слушают их содержание. Все что дети увидели, услышали, о

чём узнали, стараются передать и в своих рисунках. В результате этого

обогащается их знание, уточняются представления об объектах и явлениях

природы, развиваются наблюдательность и память.

Так, от занятия к занятию дети знакомятся с приметами времён года,

видят

очевидные

связи,

отношения

между

явлениями

живой

и

неживой

природы, умеют бережно относиться к ней. В группе я провожу выставки

картин по временам года: И. Грабарь «Осенний день», И. Левитан «Золотая

осень», К. Юона «Волшебница - зима», И. Остроухова «Первая зелень» и др.

Для большего познания природы мы проводим опыты. С помощью их мы

выявляем свойства воздуха, песка, снега, камней, воды, сезона года и т.д.

Для того чтобы лучше познакомить детей со строением растений я использую

модели. С помощью моделей можно обозначить условия жизни, потребности

живых организмов. Живые организмы дышат, питаются, растут, двигаются,

размножаются. Модели использую при составлении рассказов о природе. С

моделями и картинками мы играем в разные игры: «Чьи это ноги?», «Узнай

по следу», «Чего не хватает» и др.

Воспитание у детей любви к природе должно проходить и в семье.

Работа с родителями проводится постоянно через консультации, с которыми

они могут познакомиться в родительском уголке. Провожу анкетирование

родителей. Активно привлекаю родителей к выполнению домашнего задания:

предлагаю дома проделать ряд опытов с водой, воздухом и др. в беседах,

экскурсиях с родителями.

Формирование у детей знаний о природе на занятиях, в беседах,

наблюдениях,

в

труде,

на

экскурсиях,

в

рассматривании

картин

и

иллюстрации способствуют осознанию того, что природа требует к себе

бережного отношения. Дети знают о пользе природы и стараются ей не

вредить. Мы познаём, исследуем и охраняем природу. Природа развивает нас

нравственно и конечно, мы учимся у природы.

У детей необходимо воспитывать любовь к природе с раннего детства.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда

точно знаешь, что под ним разумеется. Нужно учить ребятишек правильно

вести себя в природе и среди людей. Активная, экологически правильная и

развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами

деятельность детей развивает положительные качества бережного отношения

к окружающей нас среде.

Чтобы экологическое воспитание учило детей человечности, мы учим

понимать себя и всё то, что происходит вокруг. Правильное поведение детей в

природе

даёт

возможность

сформировать

у

них

соответствующее

экологическое воспитание. Ребёнок накапливает опыт отношения к миру, у

него формируется чуткость и душевная отзывчивость, а так же раскрывается

идея взаимосвязи и единства живого и неживого. Важно беречь среду - воду,

воздух, землю, сохранять их качество, экономно расходовать, не загрязнять.

Любовь к природе - это переживание, созерцание красоты

окружающего, ощущения запахов природы, восприятию звуков, общение,

единение и согласие с окружающими рядом и окружающим миром.

Задачи, поставленные в экологическом воспитании решимы и

решаются совместно. Совместная работа даёт положительный результат в

бережном отношении детей к окружающему их миру. Люби природу и она

отплатит тебе тем же.



В раздел образования