Автор: Гагарская Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 19 "Родничок"
Населённый пункт: г. Котлас., Архангельская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ
ПОСОБИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»
Гагарская Ольга Александровна,
учитель – логопед «МДОУ № 19 «Родничок», г. Котлас
2017 г.
Содержание
I.
Введение. Актуальность темы…………………………………………….3
II.
Формирование
речи
ребёнка,
как
яркий
показатель
всестороннего
развития……………………………………………………………………………5
II.1.
Автоматизация изолированного произношения звуков…………………7
II.2.
Автоматизация звука в слогах…………………………………………….8
II.3.
Автоматизация звука в словах…………………………………………….9
II.4.
Автоматизация звука во фразах и предложениях………………………10
III.
Использование игровых пособий в практической деятельности учителя-
логопеда…………………………………………………………………………..11
III.1.
Направления практической деятельности учителя-логопеда………….11
III.2.
Динамика речевого развития детей в подготовительной группе..........16
IV.
Заключение……………………………………………..………………....21
Cписок использованной литературы…………………………………………...22
I.
Введение.Актуальность темы.
В
последнее
время
значительно
возросло
количество
детей
с
нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах
компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми
нарушениями зачисляются на занятия в дошкольный логопедический пункт.
В условиях логопункта, в первую очередь, помощь оказывается:
- детям прошедшим ПМПкомиссию;
- детям имеющим статус с ОВЗ;
- детям подготовительной группы.
Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу
несколько
групп
звуков:
свистящие,
шипящие
и
соноры.
Преобладает
межзубное, губно-зубное и боковое произношение свистящих и шипящих
звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров.
В
связи
с
этим
основной
задачей
в
работе
логопеда
дошкольного
логопедического
пункта
является
провести
в
короткие
сроки
коррекцию
звукопроизношения у дошкольников. Как правило, на логопункте, с каждым
ребенком проводится 2 занятия в неделю по 15-20 минут индивидуально и в
подгруппе. Этапу автоматизации звука, уделяется особое внимание, так как и
родителям и воспитателям бывает трудно услышать, проконтролировать и
отработать
автоматизируемый
звук
у
ребенка.
При
тяжелых
речевых
нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации
затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный
звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходиться многократно
повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям,мы в своей
работе применяем различные игровые пособия. Обучающие игровые пособия
содержат элементы новизны, эмоционально приобщают детей к процессу
приобретения
знаний,
нацеливают
на
самостоятельное
решение
игровых
задач.
Цель
работы –показать
использование
игровых
пособий
на
этапе
автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи.
Задачи:
1.Автоматизировать поставленные звуки речи изолированно, в слогах,
словах, предложениях при помощи игровых пособии на этапе автоматизации
звуков у дошкольников с нарушениями речи, проводить дифференциацию
поставленных звуков;
2.
Формировать
правильное
речевое
дыхание,
фонематические
процессы, память, внимание, воображение и мелкую моторику рук, лексико–
грамматический строй речи, обогащать экспрессивный словарь;
3. Развивать творческую инициативу, интерес к занятиям.
II.
Формирование
речи
ребёнка,
как
яркий
показатель
всестороннего развития.
Хорошая
речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и
подготовленности его к обучению в школе.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним
из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. При нормальном развитии
ребенка,
процесс
становления
звукопроизношения
заканчивается к
5-6-
летнемувозрасту. (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование
звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих
детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с
большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться
на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в
письменной речи. Кроме того, важное значение имеет распознавание раннего
речевого недоразвития и егоранней коррекции, что позволяет предупреждать
затруднения детей при обучениив школе (Власова Т.А.).
По
Л.С.Волковой,
автоматизация
звуков
обозначен,
как
этап
формирования первичных произносительных умений и навыков.
Автоматизация – это сложный многоступенчатый процесс введения в
речь ребёнка нового звука.
Сначала
произношение
закрепляется
изолированно,
затем
в
слогах,
словах, фразах. Для автоматизации звука используются приёмы отражённого
повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам,
схемам, символам. Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к
сложному.
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения проводится в
определенной
последовательности
и
включает
в
себя
следующие
этапы
(Фомичева М.В.):
1. Подготовительный этап:
Развитие
слухового
внимания
и
фонематического
восприятия
формируемого звука;
Артикуляционная гимнастика.
2. Формирование первичных произносительных умений и навыков:
Постановка звука;
Автоматизация звука;
Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.
3. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное
употребление звуков речи во всех ситуациях общения).
Автоматизация
поставленного
звука
должна
проводиться
в
строгой
последовательности:
1. Автоматизация изолированного произношения звука;
2. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением
согласных);
3. Автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);
4. Автоматизация звука в предложениях;
5. Автоматизация звука в чистоговорках, поговорках и стихах;
6. Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
7. Автоматизация звука в разговорной речи.
В этой системе отправной точкой является слог и его место в слове. В
зависимости от типа ставящегося звука в одном случае сначала берутся
прямые слоги, а затем обратные (постановка звуков [С], [З]),[Ш], [Ж], [P], а
при постановке звука [Ц], [Ч] вначале отрабатываются обратные слоги, а
затем прямые.
Усложнение лексического материала в рамках «изолированный звук/
текст» происходит на каждом коррекционном занятии.
На
каждом
же
занятии
даются
задания,
требующие
от
ребенка
и
различных
по
самостоятельности
(а,
следовательно,
и
по
трудности)
высказываний:
сопряженное,
отраженное
повторение,
самостоятельное
называние,
творческий
поиск
ответов
с
грамматическим
оформлением
высказываний.
Таким образом, уже на первых занятиях ребенок имеет возможность
правильно
проговаривать
исправляемый
звук
в
речи
различной
развернутости,
что
повышает
социально –
коммуникативную
значимость
коррекции,
развивает
речевые
структуры,
стимулирует
употребление
правильного
звука
в
обиходно–бытовом
общении,
игровой
и
учебной
деятельности, вселяет в ребенка уверенность в собственных возможностях,
приучает выделять звук в слышимом речевом потоке.
II.1.
Автоматизация изолированного произношения звуков.
Не
секрет,
что
этап
автоматизации
поставленного
звука
долгий
и
кропотливый процесс. Часто, когда уже изолированный звук вызван, нам
логопедам приходиться сталкиваться с тем, что ребенку никак не удается
ввести поставленный звук в речь.
Поэтому, обучение дошкольников и детей с ОВЗ требует от педагога
творческого подхода к организации коррекционного процесса, использования
разнообразных, наглядных,игровых пособий для привлечения внимания и
поддержания
интереса
детей.
С
этой
целью
были
изготовлены
различные
игровые
пособия
для
автоматизации
поставленного
звука
изолированно,
в
слогах,
словах
и
предложениях.
Моим
ребятишкам
очень
нравиться
жужжать,
помогая
пчелке
сесть
на
цветок
или
рычать помогая машинке добраться до дома.
В закреплении изолированного произношения звуков, а особенно таких
как С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р способствуют следующие игровые пособия:
«Звуковые дорожки» – на одном вдохе ребенок тянет автоматизируемый
звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (С–С–С или Ш–Ш–Ш и т.
д.). Это может быть движение самолета, машины, шипение змеи, жужжание
жука и т. д.
II.2.
Автоматизация звука в слогах.
После
того,
как
ребенок
достаточно
с в о б о д н о
в ы п о л н я е т
н у ж н ы е
артикуляционные
движения,
и
з ву к
получается
правильно,
приступаем
к
автоматизации в слогах.Учитывая, что слог
не
имеет
для
ребенка
никакого
смысла
–
заранее
придумайте,
как
его
увлечь
этим
делом – соединением двух звуков в одно
целое.
П р и
а в т о м а т и з а ц и и
з ву к а
в
слогахс о е д и н я е т с я
з а к р е п л я е м ы й
согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в
прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в
обратные (АР, ОР, УР, ЫР).
Далее отрабатывается звук в позиции
между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА. и т. д.
В
большинстве
случаев
это
утомительное и не интересное
задание
для
ребенка
превращает ся
в
увлекательную игру благодаря
игровым
пособиям:
«Ромашка»,
«Улитка»,
«Помоги
гусенице добраться до своего
домика»,
«Ступеньки»
и
другие.
Детям
предлагается
«шагать»
пальчиками
по
следам,ступенькам или выкладывать при помощи разноцветных камушков,
шишечек, листочков, при этом, одновременно проговаривать нужные слоги.
Заинтересованный ребенок, в стремлении, кому-то помочь или кого-то
догнать старается выполнить задание правильно и быстро.
II.3.
Автоматизация звука в словах.
Автоматизация
звука
в
словахтребует
б ол е е
д л и т е л ь н о й
с и с т е м а т и ч е с ко й
тренировки. Игровой материал должен быть
подобран так, чтобы автоматизируемый звук
отрабатывался
в
начале,
середине
и
конце
с л о в .
Н а
к а ж д ом
з а н я т и и
р е б е н к у
приходиться
проговаривать
большо е
количество слов, поэтому целесообразным и
эффективным решением в данной ситуации,
является использование следующих игровых
наглядных пособий:
«Укрась
елочку»,
«Логопедическое
лото»,
«Лабиринт»,
«Помоги
лягушонку
собрать
воздушные
шарики»,
«Почтальон
Печкин»,
«Курица
и
цыплята»,
«Лунтик
и
Мила
собирают
клубнику»,
«Рыболов
Карлосон»,
«Снегурочка
и
снежинки»
и
другие.
В описанных выше играх дети украшают,помогают Лунтику и Миле
собрать клубнику, ловят рыбку вместе с Карлсоном, собирают и помогают
почтальону
Печкину
отправить
письма,
а
также
проговаривают
слова
с
заданным звуком, активизируют словарь и развивают фонематический слух.
Необходимо отметить, что при подборе картинок детям предлагаются
знакомые слова, сначала с простой структурой (шуба, жук), затем – более
сложной: шапка, желтый. Надо также следить, чтобы в составе слова не было
звуков, которые ребенок произносит неправильно.
II.4.
Автоматизация звука во фразах и предложениях.
Автоматизация
звука
во
фразах
и
предложениях,проводится
уже
на
знакомых,
отработанных ребенком словах.
Желательно
также,
чтобы
в
каждом
слове,
входящем
в
предложение
или
стихотворение, был автоматизируемый звук.
На
данном
эт апе
и с п о л ь з у ю т с я
различные игровые пособия с усложнением речевого материала: «Доскажи
предложение»,
«Скороговорки
в
картинках»,«Рррычащий
рассказ»,
«Связанные одной цепью»,
«Найди
ошибки» и другие.
В процессе игр дети
овладевают
умениями
придумывать
предложения
с
з а д а н н ы м и
с л о в а м и ,
находить в них
нужные звуки, работают над структурой слова, учатся правильно употреблять
и контролировать звуки в собственной речи.
III.
Использование
игровых
пособий
в
п р ак т и ч е ской
деятельности учителя-логопеда.
3.1.Направления практической деятельности учителя-логопеда.
Направления практической
деятельности педагога
Взаимодействие с
социумом
1.
Работа с детьми.
В
запланированные
сроки
(сентябрь,
январь
и
май)
был
проведён
логопедический
мониторинг
(начальный,
промежуточный,
итоговый),
с
целью выявления речевого развития детей. В результате обследования были
зачислены на логопункт дети подготовительной группы, имеющие нарушения
звукопроизношения.
В
течение
всего
учебного
года
мной
проводились
индивидуальные,
подгрупповые
и
фронтальные
занятия
по
коррекции
звукопроизношения у детей зачисленных на логопункт. Для того, чтобы у
детей повысился интерес к логопедическим занятиям, были использованы
различные игровые пособия.
Примерный перспективный план по автоматизации звука «Р».
Нарушен
ныйзвук
Последовательность автоматизации
Используемые игровые
пособия
Изолированное произношение звука
« З ву ко в ы е
д о р ож к и » ,
использование
картинок
Взаимодействие с
педагогами ДОУ
Взаимодействие с родителями
(законными представителями)
Работа с детьми
- «Школа молодого
педагога» (консультации,
практикум);
- Совместное проведение
открытых занятий;
- консультации.
- Консультации;
- Клубная
деятельность;
- Буклеты;
- Родительские
собрания.
- Участие в
межрегиональном
семинаре в САФУ
(г. Архангельск).
-
Индивидуальные,под
групповые,фронталь
ные занятия;
- Сопровождение
режимных моментов
в группах.
Р
«Машинка», «Самолёт».
Произношение
звука
в
слогах
(прямых,
обратных,
со
стечением
согласных)
«Ромашка»,
« Ул и т ка » ,
« П о м о г и
г у с е н и ц е
д о б р ат ь с я
д о
с в о е г о
домика»,
«Собери
бусы»,
«Ступеньки».
Автоматизация
звука
в
словах
(в
начале слова, в середине, в конце);
« У к р а с ь
е л о ч к у » ,
«Логопедическое
лото»,
« С о б е р и
б у с ы » ,
«Лабиринт»,
«Рыболов
Карлосон».
А в т о м а т и з а ц и я
з в у к а
в
предложениях
«Доскажи
предложение»,
«Узнай
по
описанию»,
«Рррычащий
р а с с ка з » ,
«Связанные одной цепью»,
«Найди ошибки».
А в т о м а т и з а ц и я
з в у к а
в
чистоговорках, поговорках и стихах.
« С к о р о г о в о р к и
и
ч и с т о г о в о р к и
в
картинках».
Заучивание
и
проговаривание
стихов
со
звуком «Р».
В
целях
профилактики
речевых
нарушении
детей,
которые
не
посещают логопункт в ДОУ,в соответствии с расписанием, осуществлялся
выход учителя-логопеда на группы для сопровождения режимных моментов.
В
подготовительной
группе,
1
раз
в
неделю,
проводилась
артикуляционная
и
дыхательная
гимнастика,
для выработки полноценных
движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков и правильного речевого
дыхания.
В
старшем
и
среднем
дошкольном
возрасте,
1
раз
в
неделю,
проводились игры на развитие лексико-грамматического строя речи, игры на
развитие фонематического слуха. К ним относятся игры: «Назови ласково»,
«Один-много», «Скажи наоборот», «Сломанный телефон» и другие игры.
Во 2-х младших группах и группах раннего возраста, проводилась
пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
В дальнейшем,процесс сопровождения режимных моментов в группах
способствуют
тому,
что
многие
дети
могут
самостоятельно
научиться
говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к
помощи учителя-логопеда.
2.
Взаимодействие с педагогами ДОУ.
В соответствии с годовым планом работы,в течении всего учебного
года,с педагогами детского сада, проводились консультации по вопросам
планирования
работы
по
развитию
речи
детей
с
учётом
возрастных
особенностей
воспитанников,
велись
тетради
взаимодействия
логопеда
и
воспитателя
(ей)
группы.
Велось
тесное
сотрудничество
с
педагогом-
психологом,
музыкальными
руководителями,
социальным
педагогом,
воспитателем
по
физической
культуре,
медсестрой
детского
сада,
воспитателями
групп,
заместителя
заведующей
по
УВР.
Совместное
выявление детей для коррекции, проведение профилактических мероприятий
с детьми, сопровождение детей внутри ДОУ специалистами.
В 2015-2016 учебном году для педагогов были проведены мероприятия:
1.
Проведение «Школы молодого педагога» по теме:
- «Речевые игры и упражнения в режиме дня у детей 4-5 лет»;
- «Использование игровых пособий на этапе автоматизации звуков у
дошкольников с нарушениями речи»
2. С целью оценки результатов деятельности учителя-логопеда было
проведено открытое бинарное
занятие с музыкальным руководителем в
подготовительной группе по теме: «Цветочные фантазии».
3.Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Взаимодействие
с
родителями,
как
участниками
образовательного
процесса,
значительно
повышает
результативность
коррекционно-
развивающей и профилактической работы.
Для
наиболее
эффективной
работы
с
родителями
(законными
представителями)
детей,
посещающих
логопункт
и
детей,
ожидающих
зачисления
на
логопедические
занятия
были
проведены
индивидуальные
консультации.
На
каждый
запрос
родителей
(зачисление
на
логопункт,
состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях,
выполнение домашних заданий логопеда и т.д.), даны устные и письменные
рекомендации, памятки, буклеты и советы по всем вопросам.
В соответствии с годовым планом, проведены родительские собрания
по развитию речи детей посещающих ДОУ по теме:
- «Речевое развитие детей 2–3 лет»;
- «Речевое развитие детей 3–4 лет»;
- «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста»;
- «Особенности речевого развития ребёнка шестого года жизни»;
- «Логопедическая готовность к школе».
С целью профилактической работы, для родителей неорганизованных
детей раннего возраста, было проведено игровое занятие по теме: «Развитие
речи детей раннего возраста через знакомство с русской народной сказкой
«Колобок» в рамках клуба «Молодая мама».
В рамках работы клуба для родителей «Калейдоскоп», с родителями
детей 5–6 лет,было проведено практическое занятиепо теме: «Как помочь
ребёнку научиться произносить трудный звук «Р».
В
помощь
родителям
детей
и
педагогам,
мной
были
изготовлены
буклеты и памятки по темам:
- «Дыхательная гимнастика для малышей»;
- «Играем с пользой для развития речи детей раннего и младшего
возраста»;
- «Речевые игры и упражнения в режиме дня у детей 4–5 лет»;
- «Игры для развития детей 5–7 лет»;
- «Развитие фонематического восприятия»;
- «Учимся произносить трудный звук «Р».
С целью информирования родителей (законных представителей) детей,
ежемесячно, в раздевалках групп, на стенде для родителей, вывешивалась
информация
от
учителя-логопеда
об
особенностях
развития
детей
с
нарушениями речи и их профилактике.
4.Взаимодействие с социумом.
В
январе
2016
года,приняла
участие
в
работе VIII
Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием «Логопедия:
теория и практика» и выступила со стендовым докладом «Использование
игровых
пособий
на
этапе
автоматизации
звуков
у
дошкольников
с
нарушениями речи» (САФУ, в г.Архангельск).
3.2.
Динамика
речевого
развития
детей
в
подготовительной
группе.
При
проведении
мониторинга
речевого
развития,
дети
показали
следующую динамику:
Всегообследовано: 23 ребенка.
Звукопроизношение:
Начало учебного года:
Речевое развитие соответствует возрастной норме – 17 % (4 человека);
Нарушения звукопроизношения 83 % (19 человек).
Из них: нарушен 1 звук – 4,4 % (1 реб.);
Нарушено 2 звука – 26,1 % (6 чел.);
Нарушено 3 звука – 22,1 % (5 чел);
Нарушено 4 звука и более – 30,4 % (7 чел.).
Конец учебного года:
Речевое развитие соответствует возрастной норме – 78 % (18 человек);
Нарушения звукопроизношения 22 % (5 человек).
Из них: в стадии автоматизации в словах, 1 звук – 9 % (2реб.);
Нуждаются в постановке и автоматизации: 13 % (3 чел.).
Начало года
17,00%
83,00%
Норма
Нарушения звукопроиз-
ношения
Конец года
78,00%
22,00%
Норма
Нарушения звукопроиз-
ношения
Фонематический слух:
Всего обследовано: 23 ребенка.
Начало года:
Фонематический слух в пределах возрастной нормы – 35 % (8 чел.)
Нарушен фонематический слух – 65% (15 человек) (1 ребенок на л/п не
зачислен).
Конец года:
Фонематический слух в пределах возрастной нормы – 91 % (21 чел.)
Нарушен фонематический слух – 9 % (2 чел.).
Начало года
35,00%
65,00%
Норма
Нарушены фонематические процессы
Конец года
92,86%
7,14%
Норма
Нарушены фонематические процессы
Лексико-грамматический строй речи:
Всего обследовано: 23 ребенка.
Начало года:
Нарушено – 87 % (20 чел.);
В пределах возрастной нормы – 13 % (3 чел.).
Конец года:
Нарушено – 26 % (6 чел.);
В пределах возрастной нормы – 74 % (17 чел.).
Начало года
13,00%
87,00%
Норма
Лекс.-грам. строй ниже возрастной
нормы
Конец года
74,00%
26,00%
Норма
Лекс.-грам. строй ниже возрастной
нормы
IV.
Заключение.
Обобщая
все
выше
представленное,
можно
сформулировать
следующий вывод:
Использование игровых наглядных пособий на этапе автоматизации
звуков у дошкольников с нарушениями речи в условиях логопедического
пункта дает положительный эффект:
1. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям.
2. Появилось стремление к исправлению и правильному произношению
звуков.
3. Сократились сроки автоматизации звуков в речи.
4. Повысился эмоциональный комфорт на занятиях.
5. Увеличилась работоспособность детей.
Таким
образом,
в
процессе
проведенной
работы
были
решены
все
поставленные
задачи,
разработаны
авторские
пособия
и
материалыпо
автоматизации звуков в речи у дошкольников.
Список использованной литературы
1.
Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей: Пособие для
логопедов. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
2.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развити. – М.:
Просвещение, 1973 – 189 с.
3.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Тренажёр логопедический.
– ЗАО «РОСМЭН», 2014. – 96 с.
4.
Жукова Н.С. Логопедия. – Екатеринбург, 1999. – 245 с.
5.
Звуки
С,
Сь,
З,
Зь,
Ц.
Речевой
материал
для
автоматизации
и
дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет /Е. Н. Спивак. – 2 – е изд., – М.:
Издательство ГНОМ, 2014. – 48 с.
6.
Звуки
Ш,
Ж,
Ч,
Щ.
Речевой
материал
для
автоматизации
и
дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет /Е. Н. Спивак. – 2 – е изд., - М.:
Издательство ГНОМ, 2014. – 56 с.
7.
Звуки
Л,
Ль,
Р,
Рь.
Речевой
материал
для
автоматизации
и
дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет /Е. Н. Спивак. – 2 – е изд., – М.:
Издательство ГНОМ, 2014. – 96 с.
8.
Коррекция звукопроизношения у детей: дидактическиематериалы / авт.
– сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 404 с.
9.
Костылева
Н.Ю.
Автоматизация
звуков:
как
скучное
сделать
интересным / Логопед. – 2008. – № 2. – 110 с.
10.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. –
680 с.
11.
Логопедическая
работа
с
дошкольниками:
Учебное
пособие
для
студентов высш. пед. учеб.заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.
Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
12.
Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб: Питер, 2010 – 416 с.
13.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:
Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.
№ 03.08 «Дошк. воспитание».
14.
Шипящие
звуки
Ш,
Ж,
Ч,
Щ:
называем
и
различаем.
Альбом
упражнений для детей 5-7 лет с ОНР. \ О.П. Саморокова, Т.Н. Кругликова. –
М.: Издательство ГНОМ, 2015. – 40с.