Напоминание

"НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"


Автор: Гагарская Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 19 "Родничок"
Населённый пункт: г. Котлас., Архангельская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ

ПОСОБИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ

РЕЧИ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

Гагарская Ольга Александровна,

учитель – логопед «МДОУ № 19 «Родничок», г. Котлас

2017 г.

Содержание

I.

Введение. Актуальность темы…………………………………………….3

II.

Формирование

речи

ребёнка,

как

яркий

показатель

всестороннего

развития……………………………………………………………………………5

II.1.

Автоматизация изолированного произношения звуков…………………7

II.2.

Автоматизация звука в слогах…………………………………………….8

II.3.

Автоматизация звука в словах…………………………………………….9

II.4.

Автоматизация звука во фразах и предложениях………………………10

III.

Использование игровых пособий в практической деятельности учителя-

логопеда…………………………………………………………………………..11

III.1.

Направления практической деятельности учителя-логопеда………….11

III.2.

Динамика речевого развития детей в подготовительной группе..........16

IV.

Заключение……………………………………………..………………....21

Cписок использованной литературы…………………………………………...22

I.

Введение.Актуальность темы.

В

последнее

время

значительно

возросло

количество

детей

с

нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах

компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми

нарушениями зачисляются на занятия в дошкольный логопедический пункт.

В условиях логопункта, в первую очередь, помощь оказывается:

- детям прошедшим ПМПкомиссию;

- детям имеющим статус с ОВЗ;

- детям подготовительной группы.

Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу

несколько

групп

звуков:

свистящие,

шипящие

и

соноры.

Преобладает

межзубное, губно-зубное и боковое произношение свистящих и шипящих

звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров.

В

связи

с

этим

основной

задачей

в

работе

логопеда

дошкольного

логопедического

пункта

является

провести

в

короткие

сроки

коррекцию

звукопроизношения у дошкольников. Как правило, на логопункте, с каждым

ребенком проводится 2 занятия в неделю по 15-20 минут индивидуально и в

подгруппе. Этапу автоматизации звука, уделяется особое внимание, так как и

родителям и воспитателям бывает трудно услышать, проконтролировать и

отработать

автоматизируемый

звук

у

ребенка.

При

тяжелых

речевых

нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации

затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный

звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходиться многократно

повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям,мы в своей

работе применяем различные игровые пособия. Обучающие игровые пособия

содержат элементы новизны, эмоционально приобщают детей к процессу

приобретения

знаний,

нацеливают

на

самостоятельное

решение

игровых

задач.

Цель

работы –показать

использование

игровых

пособий

на

этапе

автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи.

Задачи:

1.Автоматизировать поставленные звуки речи изолированно, в слогах,

словах, предложениях при помощи игровых пособии на этапе автоматизации

звуков у дошкольников с нарушениями речи, проводить дифференциацию

поставленных звуков;

2.

Формировать

правильное

речевое

дыхание,

фонематические

процессы, память, внимание, воображение и мелкую моторику рук, лексико–

грамматический строй речи, обогащать экспрессивный словарь;

3. Развивать творческую инициативу, интерес к занятиям.

II.

Формирование

речи

ребёнка,

как

яркий

показатель

всестороннего развития.

Хорошая

речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и

подготовленности его к обучению в школе.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним

из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. При нормальном развитии

ребенка,

процесс

становления

звукопроизношения

заканчивается к

5-6-

летнемувозрасту. (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование

звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих

детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с

большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться

на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в

письменной речи. Кроме того, важное значение имеет распознавание раннего

речевого недоразвития и егоранней коррекции, что позволяет предупреждать

затруднения детей при обучениив школе (Власова Т.А.).

По

Л.С.Волковой,

автоматизация

звуков

обозначен,

как

этап

формирования первичных произносительных умений и навыков.

Автоматизация – это сложный многоступенчатый процесс введения в

речь ребёнка нового звука.

Сначала

произношение

закрепляется

изолированно,

затем

в

слогах,

словах, фразах. Для автоматизации звука используются приёмы отражённого

повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам,

схемам, символам. Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к

сложному.

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения проводится в

определенной

последовательности

и

включает

в

себя

следующие

этапы

(Фомичева М.В.):

1. Подготовительный этап:

Развитие

слухового

внимания

и

фонематического

восприятия

формируемого звука;

Артикуляционная гимнастика.

2. Формирование первичных произносительных умений и навыков:

Постановка звука;

Автоматизация звука;

Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.

3. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное

употребление звуков речи во всех ситуациях общения).

Автоматизация

поставленного

звука

должна

проводиться

в

строгой

последовательности:

1. Автоматизация изолированного произношения звука;

2. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением

согласных);

3. Автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);

4. Автоматизация звука в предложениях;

5. Автоматизация звука в чистоговорках, поговорках и стихах;

6. Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;

7. Автоматизация звука в разговорной речи.

В этой системе отправной точкой является слог и его место в слове. В

зависимости от типа ставящегося звука в одном случае сначала берутся

прямые слоги, а затем обратные (постановка звуков [С], [З]),[Ш], [Ж], [P], а

при постановке звука [Ц], [Ч] вначале отрабатываются обратные слоги, а

затем прямые.

Усложнение лексического материала в рамках «изолированный звук/

текст» происходит на каждом коррекционном занятии.

На

каждом

же

занятии

даются

задания,

требующие

от

ребенка

и

различных

по

самостоятельности

(а,

следовательно,

и

по

трудности)

высказываний:

сопряженное,

отраженное

повторение,

самостоятельное

называние,

творческий

поиск

ответов

с

грамматическим

оформлением

высказываний.

Таким образом, уже на первых занятиях ребенок имеет возможность

правильно

проговаривать

исправляемый

звук

в

речи

различной

развернутости,

что

повышает

социально –

коммуникативную

значимость

коррекции,

развивает

речевые

структуры,

стимулирует

употребление

правильного

звука

в

обиходно–бытовом

общении,

игровой

и

учебной

деятельности, вселяет в ребенка уверенность в собственных возможностях,

приучает выделять звук в слышимом речевом потоке.

II.1.

Автоматизация изолированного произношения звуков.

Не

секрет,

что

этап

автоматизации

поставленного

звука

долгий

и

кропотливый процесс. Часто, когда уже изолированный звук вызван, нам

логопедам приходиться сталкиваться с тем, что ребенку никак не удается

ввести поставленный звук в речь.

Поэтому, обучение дошкольников и детей с ОВЗ требует от педагога

творческого подхода к организации коррекционного процесса, использования

разнообразных, наглядных,игровых пособий для привлечения внимания и

поддержания

интереса

детей.

С

этой

целью

были

изготовлены

различные

игровые

пособия

для

автоматизации

поставленного

звука

изолированно,

в

слогах,

словах

и

предложениях.

Моим

ребятишкам

очень

нравиться

жужжать,

помогая

пчелке

сесть

на

цветок

или

рычать помогая машинке добраться до дома.

В закреплении изолированного произношения звуков, а особенно таких

как С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р способствуют следующие игровые пособия:

«Звуковые дорожки» – на одном вдохе ребенок тянет автоматизируемый

звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (С–С–С или Ш–Ш–Ш и т.

д.). Это может быть движение самолета, машины, шипение змеи, жужжание

жука и т. д.

II.2.

Автоматизация звука в слогах.

После

того,

как

ребенок

достаточно

с в о б о д н о

в ы п о л н я е т

н у ж н ы е

артикуляционные

движения,

и

з ву к

получается

правильно,

приступаем

к

автоматизации в слогах.Учитывая, что слог

не

имеет

для

ребенка

никакого

смысла

заранее

придумайте,

как

его

увлечь

этим

делом – соединением двух звуков в одно

целое.

П р и

а в т о м а т и з а ц и и

з ву к а

в

слогахс о е д и н я е т с я

з а к р е п л я е м ы й

согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в

прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в

обратные (АР, ОР, УР, ЫР).

Далее отрабатывается звук в позиции

между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА. и т. д.

В

большинстве

случаев

это

утомительное и не интересное

задание

для

ребенка

превращает ся

в

увлекательную игру благодаря

игровым

пособиям:

«Ромашка»,

«Улитка»,

«Помоги

гусенице добраться до своего

домика»,

«Ступеньки»

и

другие.

Детям

предлагается

«шагать»

пальчиками

по

следам,ступенькам или выкладывать при помощи разноцветных камушков,

шишечек, листочков, при этом, одновременно проговаривать нужные слоги.

Заинтересованный ребенок, в стремлении, кому-то помочь или кого-то

догнать старается выполнить задание правильно и быстро.

II.3.

Автоматизация звука в словах.

Автоматизация

звука

в

словахтребует

б ол е е

д л и т е л ь н о й

с и с т е м а т и ч е с ко й

тренировки. Игровой материал должен быть

подобран так, чтобы автоматизируемый звук

отрабатывался

в

начале,

середине

и

конце

с л о в .

Н а

к а ж д ом

з а н я т и и

р е б е н к у

приходиться

проговаривать

большо е

количество слов, поэтому целесообразным и

эффективным решением в данной ситуации,

является использование следующих игровых

наглядных пособий:

«Укрась

елочку»,

«Логопедическое

лото»,

«Лабиринт»,

«Помоги

лягушонку

собрать

воздушные

шарики»,

«Почтальон

Печкин»,

«Курица

и

цыплята»,

«Лунтик

и

Мила

собирают

клубнику»,

«Рыболов

Карлосон»,

«Снегурочка

и

снежинки»

и

другие.

В описанных выше играх дети украшают,помогают Лунтику и Миле

собрать клубнику, ловят рыбку вместе с Карлсоном, собирают и помогают

почтальону

Печкину

отправить

письма,

а

также

проговаривают

слова

с

заданным звуком, активизируют словарь и развивают фонематический слух.

Необходимо отметить, что при подборе картинок детям предлагаются

знакомые слова, сначала с простой структурой (шуба, жук), затем – более

сложной: шапка, желтый. Надо также следить, чтобы в составе слова не было

звуков, которые ребенок произносит неправильно.

II.4.

Автоматизация звука во фразах и предложениях.

Автоматизация

звука

во

фразах

и

предложениях,проводится

уже

на

знакомых,

отработанных ребенком словах.

Желательно

также,

чтобы

в

каждом

слове,

входящем

в

предложение

или

стихотворение, был автоматизируемый звук.

На

данном

эт апе

и с п о л ь з у ю т с я

различные игровые пособия с усложнением речевого материала: «Доскажи

предложение»,

«Скороговорки

в

картинках»,«Рррычащий

рассказ»,

«Связанные одной цепью»,

«Найди

ошибки» и другие.

В процессе игр дети

овладевают

умениями

придумывать

предложения

с

з а д а н н ы м и

с л о в а м и ,

находить в них

нужные звуки, работают над структурой слова, учатся правильно употреблять

и контролировать звуки в собственной речи.

III.

Использование

игровых

пособий

в

п р ак т и ч е ской

деятельности учителя-логопеда.

3.1.Направления практической деятельности учителя-логопеда.

Направления практической

деятельности педагога

Взаимодействие с

социумом

1.

Работа с детьми.

В

запланированные

сроки

(сентябрь,

январь

и

май)

был

проведён

логопедический

мониторинг

(начальный,

промежуточный,

итоговый),

с

целью выявления речевого развития детей. В результате обследования были

зачислены на логопункт дети подготовительной группы, имеющие нарушения

звукопроизношения.

В

течение

всего

учебного

года

мной

проводились

индивидуальные,

подгрупповые

и

фронтальные

занятия

по

коррекции

звукопроизношения у детей зачисленных на логопункт. Для того, чтобы у

детей повысился интерес к логопедическим занятиям, были использованы

различные игровые пособия.

Примерный перспективный план по автоматизации звука «Р».

Нарушен

ныйзвук

Последовательность автоматизации

Используемые игровые

пособия

Изолированное произношение звука

« З ву ко в ы е

д о р ож к и » ,

использование

картинок

Взаимодействие с

педагогами ДОУ

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

Работа с детьми

- «Школа молодого

педагога» (консультации,

практикум);

- Совместное проведение

открытых занятий;

- консультации.

- Консультации;

- Клубная

деятельность;

- Буклеты;

- Родительские

собрания.

- Участие в

межрегиональном

семинаре в САФУ

(г. Архангельск).

-

Индивидуальные,под

групповые,фронталь

ные занятия;

- Сопровождение

режимных моментов

в группах.

Р

«Машинка», «Самолёт».

Произношение

звука

в

слогах

(прямых,

обратных,

со

стечением

согласных)

«Ромашка»,

« Ул и т ка » ,

« П о м о г и

г у с е н и ц е

д о б р ат ь с я

д о

с в о е г о

домика»,

«Собери

бусы»,

«Ступеньки».

Автоматизация

звука

в

словах

начале слова, в середине, в конце);

« У к р а с ь

е л о ч к у » ,

«Логопедическое

лото»,

« С о б е р и

б у с ы » ,

«Лабиринт»,

«Рыболов

Карлосон».

А в т о м а т и з а ц и я

з в у к а

в

предложениях

«Доскажи

предложение»,

«Узнай

по

описанию»,

«Рррычащий

р а с с ка з » ,

«Связанные одной цепью»,

«Найди ошибки».

А в т о м а т и з а ц и я

з в у к а

в

чистоговорках, поговорках и стихах.

« С к о р о г о в о р к и

и

ч и с т о г о в о р к и

в

картинках».

Заучивание

и

проговаривание

стихов

со

звуком «Р».

В

целях

профилактики

речевых

нарушении

детей,

которые

не

посещают логопункт в ДОУ,в соответствии с расписанием, осуществлялся

выход учителя-логопеда на группы для сопровождения режимных моментов.

В

подготовительной

группе,

1

раз

в

неделю,

проводилась

артикуляционная

и

дыхательная

гимнастика,

для выработки полноценных

движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,

необходимых для правильного произношения звуков и правильного речевого

дыхания.

В

старшем

и

среднем

дошкольном

возрасте,

1

раз

в

неделю,

проводились игры на развитие лексико-грамматического строя речи, игры на

развитие фонематического слуха. К ним относятся игры: «Назови ласково»,

«Один-много», «Скажи наоборот», «Сломанный телефон» и другие игры.

Во 2-х младших группах и группах раннего возраста, проводилась

пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

В дальнейшем,процесс сопровождения режимных моментов в группах

способствуют

тому,

что

многие

дети

могут

самостоятельно

научиться

говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к

помощи учителя-логопеда.

2.

Взаимодействие с педагогами ДОУ.

В соответствии с годовым планом работы,в течении всего учебного

года,с педагогами детского сада, проводились консультации по вопросам

планирования

работы

по

развитию

речи

детей

с

учётом

возрастных

особенностей

воспитанников,

велись

тетради

взаимодействия

логопеда

и

воспитателя

(ей)

группы.

Велось

тесное

сотрудничество

с

педагогом-

психологом,

музыкальными

руководителями,

социальным

педагогом,

воспитателем

по

физической

культуре,

медсестрой

детского

сада,

воспитателями

групп,

заместителя

заведующей

по

УВР.

Совместное

выявление детей для коррекции, проведение профилактических мероприятий

с детьми, сопровождение детей внутри ДОУ специалистами.

В 2015-2016 учебном году для педагогов были проведены мероприятия:

1.

Проведение «Школы молодого педагога» по теме:

- «Речевые игры и упражнения в режиме дня у детей 4-5 лет»;

- «Использование игровых пособий на этапе автоматизации звуков у

дошкольников с нарушениями речи»

2. С целью оценки результатов деятельности учителя-логопеда было

проведено открытое бинарное

занятие с музыкальным руководителем в

подготовительной группе по теме: «Цветочные фантазии».

3.Взаимодействие с родителями (законными представителями).

Взаимодействие

с

родителями,

как

участниками

образовательного

процесса,

значительно

повышает

результативность

коррекционно-

развивающей и профилактической работы.

Для

наиболее

эффективной

работы

с

родителями

(законными

представителями)

детей,

посещающих

логопункт

и

детей,

ожидающих

зачисления

на

логопедические

занятия

были

проведены

индивидуальные

консультации.

На

каждый

запрос

родителей

(зачисление

на

логопункт,

состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях,

выполнение домашних заданий логопеда и т.д.), даны устные и письменные

рекомендации, памятки, буклеты и советы по всем вопросам.

В соответствии с годовым планом, проведены родительские собрания

по развитию речи детей посещающих ДОУ по теме:

- «Речевое развитие детей 2–3 лет»;

- «Речевое развитие детей 3–4 лет»;

- «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста»;

- «Особенности речевого развития ребёнка шестого года жизни»;

- «Логопедическая готовность к школе».

С целью профилактической работы, для родителей неорганизованных

детей раннего возраста, было проведено игровое занятие по теме: «Развитие

речи детей раннего возраста через знакомство с русской народной сказкой

«Колобок» в рамках клуба «Молодая мама».

В рамках работы клуба для родителей «Калейдоскоп», с родителями

детей 56 лет,было проведено практическое занятиепо теме: «Как помочь

ребёнку научиться произносить трудный звук «Р».

В

помощь

родителям

детей

и

педагогам,

мной

были

изготовлены

буклеты и памятки по темам:

- «Дыхательная гимнастика для малышей»;

- «Играем с пользой для развития речи детей раннего и младшего

возраста»;

- «Речевые игры и упражнения в режиме дня у детей 4–5 лет»;

- «Игры для развития детей 5–7 лет»;

- «Развитие фонематического восприятия»;

- «Учимся произносить трудный звук «Р».

С целью информирования родителей (законных представителей) детей,

ежемесячно, в раздевалках групп, на стенде для родителей, вывешивалась

информация

от

учителя-логопеда

об

особенностях

развития

детей

с

нарушениями речи и их профилактике.

4.Взаимодействие с социумом.

В

январе

2016

года,приняла

участие

в

работе VIII

Всероссийской

научно-практической конференции с международным участием «Логопедия:

теория и практика» и выступила со стендовым докладом «Использование

игровых

пособий

на

этапе

автоматизации

звуков

у

дошкольников

с

нарушениями речи» (САФУ, в г.Архангельск).

3.2.

Динамика

речевого

развития

детей

в

подготовительной

группе.

При

проведении

мониторинга

речевого

развития,

дети

показали

следующую динамику:

Всегообследовано: 23 ребенка.

Звукопроизношение:

Начало учебного года:

Речевое развитие соответствует возрастной норме – 17 % (4 человека);

Нарушения звукопроизношения 83 % (19 человек).

Из них: нарушен 1 звук – 4,4 % (1 реб.);

Нарушено 2 звука – 26,1 % (6 чел.);

Нарушено 3 звука – 22,1 % (5 чел);

Нарушено 4 звука и более – 30,4 % (7 чел.).

Конец учебного года:

Речевое развитие соответствует возрастной норме – 78 % (18 человек);

Нарушения звукопроизношения 22 % (5 человек).

Из них: в стадии автоматизации в словах, 1 звук – 9 % (2реб.);

Нуждаются в постановке и автоматизации: 13 % (3 чел.).

Начало года

17,00%

83,00%

Норма

Нарушения звукопроиз-

ношения

Конец года

78,00%

22,00%

Норма

Нарушения звукопроиз-

ношения

Фонематический слух:

Всего обследовано: 23 ребенка.

Начало года:

Фонематический слух в пределах возрастной нормы – 35 % (8 чел.)

Нарушен фонематический слух – 65% (15 человек) (1 ребенок на л/п не

зачислен).

Конец года:

Фонематический слух в пределах возрастной нормы – 91 % (21 чел.)

Нарушен фонематический слух – 9 % (2 чел.).

Начало года

35,00%

65,00%

Норма

Нарушены фонематические процессы

Конец года

92,86%

7,14%

Норма

Нарушены фонематические процессы

Лексико-грамматический строй речи:

Всего обследовано: 23 ребенка.

Начало года:

Нарушено – 87 % (20 чел.);

В пределах возрастной нормы – 13 % (3 чел.).

Конец года:

Нарушено – 26 % (6 чел.);

В пределах возрастной нормы – 74 % (17 чел.).

Начало года

13,00%

87,00%

Норма

Лекс.-грам. строй ниже возрастной

нормы

Конец года

74,00%

26,00%

Норма

Лекс.-грам. строй ниже возрастной

нормы

IV.

Заключение.

Обобщая

все

выше

представленное,

можно

сформулировать

следующий вывод:

Использование игровых наглядных пособий на этапе автоматизации

звуков у дошкольников с нарушениями речи в условиях логопедического

пункта дает положительный эффект:

1. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям.

2. Появилось стремление к исправлению и правильному произношению

звуков.

3. Сократились сроки автоматизации звуков в речи.

4. Повысился эмоциональный комфорт на занятиях.

5. Увеличилась работоспособность детей.

Таким

образом,

в

процессе

проведенной

работы

были

решены

все

поставленные

задачи,

разработаны

авторские

пособия

и

материалыпо

автоматизации звуков в речи у дошкольников.

Список использованной литературы

1.

Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей: Пособие для

логопедов. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.

2.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развити. – М.:

Просвещение, 1973 – 189 с.

3.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Тренажёр логопедический.

– ЗАО «РОСМЭН», 2014. – 96 с.

4.

Жукова Н.С. Логопедия. – Екатеринбург, 1999. – 245 с.

5.

Звуки

С,

Сь,

З,

Зь,

Ц.

Речевой

материал

для

автоматизации

и

дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет /Е. Н. Спивак. – 2 – е изд., – М.:

Издательство ГНОМ, 2014. – 48 с.

6.

Звуки

Ш,

Ж,

Ч,

Щ.

Речевой

материал

для

автоматизации

и

дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет /Е. Н. Спивак. – 2 – е изд., - М.:

Издательство ГНОМ, 2014. – 56 с.

7.

Звуки

Л,

Ль,

Р,

Рь.

Речевой

материал

для

автоматизации

и

дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет /Е. Н. Спивак. – 2 – е изд., – М.:

Издательство ГНОМ, 2014. – 96 с.

8.

Коррекция звукопроизношения у детей: дидактическиематериалы / авт.

– сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 404 с.

9.

Костылева

Н.Ю.

Автоматизация

звуков:

как

скучное

сделать

интересным / Логопед. – 2008. – № 2. – 110 с.

10.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.

Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. –

680 с.

11.

Логопедическая

работа

с

дошкольниками:

Учебное

пособие

для

студентов высш. пед. учеб.заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.

Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

12.

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб: Питер, 2010 – 416 с.

13.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:

Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.

№ 03.08 «Дошк. воспитание».

14.

Шипящие

звуки

Ш,

Ж,

Ч,

Щ:

называем

и

различаем.

Альбом

упражнений для детей 5-7 лет с ОНР. \ О.П. Саморокова, Т.Н. Кругликова. –

М.: Издательство ГНОМ, 2015. – 40с.



В раздел образования