Напоминание

"Полифония в классе баяна в первые годы обучения"


Автор: Гиниятуллина Сания Ильясовна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им.Салиха Сайдашева"
Населённый пункт: с.В.Гора Высокогорского муниципального района РТ
Наименование материала: Статья
Тема: "Полифония в классе баяна в первые годы обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гиниятуллина Сания Ильясовна

Преподаватель по классу баяна

МБУ ДО «Школа искусств им. Салиха Сайдашева» Высокогорского муниципального

района РТ

«Полифония в классе баяна в первые годы обучения».

Изучение многоголосной (в широком смысле) музыки - стало основой

воспитания

и

обучения

баяниста.

Это

положение

давно

получило

всеобщее

признание. В музыкальной литературе для учащихся-баянистов полифония, а также

музыка

с

элементами

многоголосия,

стала

занимать

значительное

место.

После

кратковременной работы над одноголосными линиями юные баянисты приступают к

изучению двухголосия в простейшей его форме.

Двухголосие ставит перед учеником двойную задачу: слышание и проведение

обоих

голосов.

Ученикам,

хорошо

знакомым

с

хоровым

пением,

а

тем

более

участвующим в хоре, сравнительно легко удается первая из этих задач. И наоборот,

малоразвитые музыкально ученики, даже в том случае, когда их руки как будто

благополучно справляются с двумя голосами, ясно слышат лишь верхний голос,

средние же голоса проигрывают весьма смутно и приблизительно. С этой целью

полезно сыграть ему первые изучаемые образцы полифонии, попеть и поиграть их

вместе с учеником (один голос исполняет ученик, другой - педагог). Если имеется

два инструмента, полезно поиграть оба голоса одновременно на двух баянах - это

придает каждой линии большую рельефность.

Для того, чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии,

полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в

которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Не только на ранних

этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении более сложных произведений,

необходимо

добиваться

того,

чтобы

ученик

с

самого

начала

возможно

лучше

услышал требуемое полифоническое сочетание. Заметно, что слуховое внимание

ученика

переключается

с

одного

голоса

на

другой,

выделяя

лишь

отдельные,

наиболее

выразительные

моменты.

Разрыв

между

слышанием

и

двигательным

воплощением отрицательно влияет на музыкальное развитие ученика. Нередко он

обнаруживается и у подвинутых учеников при исполнении сложной полифонии. Для

предотвращения этой опасности необходимо воспитывать полифоническое слышание

с первых шагов обучения, продуманно подбирать музыкальный материал, постепенно

возрастающий

по

сложности,

и

неуклонно

учить

пользованию

простыми

и

рациональными способами работы над полифонией.

После того, как полифоническое задание будет осознано и нужное сочетание по

возможности

ясно

услышано,

следует

поработать

над

отдельными

голосами.

Сосредоточивание внимания на каждом голосе позволяет лучше уяснить себе его

развитие в целом и во всех деталях. Необходимо добиться, чтобы ученик смог

сыграть каждый голос сначала до конца вполне законченно и выразительно. На это

хочется тем более обратить внимание, что значение работы над голосами учениками

нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени

совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос

как самостоятельную мелодическую линию.

При соединении голосов целесообразно играть их первое время не от начала до

конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь к наиболее трудным

местам. Весьма эффективный способ работы для подвинутых учеников - пропевание

какого-либо голоса, в то время как другие исполняются на баяне.

В дальнейшем, когда вся ткань полифонического произведения будет разучена,

необходимо,

чтобы ученик время от времени проигрывал отдельные голоса и

наиболее трудные в полифоническом отношении сочетания.

Опытным педагогам хорошо известна антипатия многих учащихся (и не только

начинающих) к полифонии. Причина этого - восприятие ими полифонических пьес

только лишь как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений

в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него

сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада; поэтому

особо

важно

выбирать

для

каждого

ученика

доступные

и

привлекательные

по

музыкальной образности полифонические пьесы. Именно в этом проявится искусство

педагога. Добавлю к этому, что помимо тщательного изучения немногих характерных

полифонических пьес очень важно, чтобы ученик знакомился в общих чертах с

разнообразными

по

складу

пьесами,

включающими

отдельные

моменты

многоголосия.

Полифонию, доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на три

группы. Первая из них - народно-песенная музыка подголосочного склада, где второй

голос

(или

несколько

голосов)

не

является

самостоятельным:

он

поддерживает,

обогащает

основной

напев.

Вторую

группу

образуют

пьесы

с

двумя

контрастирующими голосами. В большинстве из них основную по выразительности

мелодию

ведет

верхний

голос,

которому

противостоит

самостоятельная,

но

интонационно менее значительная линия баса (контрастная полифония). Наиболее

трудны

для

восприятия

и

исполнения

сочинения

имитационного

склада.

Композиторы, сознавая исключительную важность и одновременно трудность для

учащихся

имитационной

полифонии,

создали

множество

простых

и

лаконичных

пьес, вводящих ученика в этот музыкальный стиль.

Значительное место в репертуаре начинающих баянистов занимают пьесы

старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Исполнение

различных голосов на двух мануалах создавало само собой, без каких-либо усилий

исполнителя, тембровый контраст между ними. При исполнении же этих пьес на

баяне необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Почти всегда

основную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму, штрихам, ведет верхний

голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь

изредка

включающую

отдельные

моменты

имитации.

Пьесы

такого

рода

часто

исполняются с различной артикуляцией двух голосов.

Рекомендуемые способы изучения пьесы: исполнение поочередно отрывков

каждого из голосов с обязательным сохранением контраста между ними; вступление

сначала одного голоса, а затем «на ходу» присоединение к нему другого.

Шедеврами пьес этого типа являются менуэты, полонезы, марши из «Нотной

тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха. В форме менуэта Бах выражал различные

эмоциональные оттенки - жизнерадостность, задумчивость и печаль. В некоторых

менуэтах жанровые черты танцевальности значительно смягчены. Верхний голос

любого

из

менуэтов

отличается

мелодической

гибкостью,

ритмическим

разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний же голос обычно ведет

хотя

и

самостоятельную

по

выразительности,

но

более

сдержанную

и

плавную

линию. Так возникает контраст между двумя голосами. Нижний голос в некоторых

редакциях предлагается исполнить legato, в других - преимущественно non legato.

Отдельные моменты имитации, встречающиеся во многих менуэтах, должны быть

проведены достаточно рельефно, но без нарочитого выделения, подчеркивания, что

нарушило

бы

цельность

и

плавность

голоса.

Новая

ступень

в

развитии

полифонического слышания ученика - передача значительности, самостоятельности

нижнего голоса и в то же время проведение его все же как бы на втором плане.

Тщательное изучение разнообразных по полифоническому складу пьес

подготовит ученика к более сложной и развернутой полифонии.

_



В раздел образования