Автор: Гиниятуллина Сания Ильясовна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им.Салиха Сайдашева"
Населённый пункт: с.В.Гора Высокогорского муниципального района РТ
Наименование материала: Статья
Тема: "Полифония в классе баяна в первые годы обучения"
Раздел: дополнительное образование
Гиниятуллина Сания Ильясовна
Преподаватель по классу баяна
МБУ ДО «Школа искусств им. Салиха Сайдашева» Высокогорского муниципального
района РТ
«Полифония в классе баяна в первые годы обучения».
Изучение многоголосной (в широком смысле) музыки - стало основой
воспитания
и
обучения
баяниста.
Это
положение
давно
получило
всеобщее
признание. В музыкальной литературе для учащихся-баянистов полифония, а также
музыка
с
элементами
многоголосия,
стала
занимать
значительное
место.
После
кратковременной работы над одноголосными линиями юные баянисты приступают к
изучению двухголосия в простейшей его форме.
Двухголосие ставит перед учеником двойную задачу: слышание и проведение
обоих
голосов.
Ученикам,
хорошо
знакомым
с
хоровым
пением,
а
тем
более
участвующим в хоре, сравнительно легко удается первая из этих задач. И наоборот,
малоразвитые музыкально ученики, даже в том случае, когда их руки как будто
благополучно справляются с двумя голосами, ясно слышат лишь верхний голос,
средние же голоса проигрывают весьма смутно и приблизительно. С этой целью
полезно сыграть ему первые изучаемые образцы полифонии, попеть и поиграть их
вместе с учеником (один голос исполняет ученик, другой - педагог). Если имеется
два инструмента, полезно поиграть оба голоса одновременно на двух баянах - это
придает каждой линии большую рельефность.
Для того, чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии,
полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в
которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Не только на ранних
этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении более сложных произведений,
необходимо
добиваться
того,
чтобы
ученик
с
самого
начала
возможно
лучше
услышал требуемое полифоническое сочетание. Заметно, что слуховое внимание
ученика
переключается
с
одного
голоса
на
другой,
выделяя
лишь
отдельные,
наиболее
выразительные
моменты.
Разрыв
между
слышанием
и
двигательным
воплощением отрицательно влияет на музыкальное развитие ученика. Нередко он
обнаруживается и у подвинутых учеников при исполнении сложной полифонии. Для
предотвращения этой опасности необходимо воспитывать полифоническое слышание
с первых шагов обучения, продуманно подбирать музыкальный материал, постепенно
возрастающий
по
сложности,
и
неуклонно
учить
пользованию
простыми
и
рациональными способами работы над полифонией.
После того, как полифоническое задание будет осознано и нужное сочетание по
возможности
ясно
услышано,
следует
поработать
над
отдельными
голосами.
Сосредоточивание внимания на каждом голосе позволяет лучше уяснить себе его
развитие в целом и во всех деталях. Необходимо добиться, чтобы ученик смог
сыграть каждый голос сначала до конца вполне законченно и выразительно. На это
хочется тем более обратить внимание, что значение работы над голосами учениками
нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени
совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос
как самостоятельную мелодическую линию.
При соединении голосов целесообразно играть их первое время не от начала до
конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь к наиболее трудным
местам. Весьма эффективный способ работы для подвинутых учеников - пропевание
какого-либо голоса, в то время как другие исполняются на баяне.
В дальнейшем, когда вся ткань полифонического произведения будет разучена,
необходимо,
чтобы ученик время от времени проигрывал отдельные голоса и
наиболее трудные в полифоническом отношении сочетания.
Опытным педагогам хорошо известна антипатия многих учащихся (и не только
начинающих) к полифонии. Причина этого - восприятие ими полифонических пьес
только лишь как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений
в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него
сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада; поэтому
особо
важно
выбирать
для
каждого
ученика
доступные
и
привлекательные
по
музыкальной образности полифонические пьесы. Именно в этом проявится искусство
педагога. Добавлю к этому, что помимо тщательного изучения немногих характерных
полифонических пьес очень важно, чтобы ученик знакомился в общих чертах с
разнообразными
по
складу
пьесами,
включающими
отдельные
моменты
многоголосия.
Полифонию, доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на три
группы. Первая из них - народно-песенная музыка подголосочного склада, где второй
голос
(или
несколько
голосов)
не
является
самостоятельным:
он
поддерживает,
обогащает
основной
напев.
Вторую
группу
образуют
пьесы
с
двумя
контрастирующими голосами. В большинстве из них основную по выразительности
мелодию
ведет
верхний
голос,
которому
противостоит
самостоятельная,
но
интонационно менее значительная линия баса (контрастная полифония). Наиболее
трудны
для
восприятия
и
исполнения
сочинения
имитационного
склада.
Композиторы, сознавая исключительную важность и одновременно трудность для
учащихся
имитационной
полифонии,
создали
множество
простых
и
лаконичных
пьес, вводящих ученика в этот музыкальный стиль.
Значительное место в репертуаре начинающих баянистов занимают пьесы
старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Исполнение
различных голосов на двух мануалах создавало само собой, без каких-либо усилий
исполнителя, тембровый контраст между ними. При исполнении же этих пьес на
баяне необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Почти всегда
основную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму, штрихам, ведет верхний
голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь
изредка
включающую
отдельные
моменты
имитации.
Пьесы
такого
рода
часто
исполняются с различной артикуляцией двух голосов.
Рекомендуемые способы изучения пьесы: исполнение поочередно отрывков
каждого из голосов с обязательным сохранением контраста между ними; вступление
сначала одного голоса, а затем «на ходу» присоединение к нему другого.
Шедеврами пьес этого типа являются менуэты, полонезы, марши из «Нотной
тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха. В форме менуэта Бах выражал различные
эмоциональные оттенки - жизнерадостность, задумчивость и печаль. В некоторых
менуэтах жанровые черты танцевальности значительно смягчены. Верхний голос
любого
из
менуэтов
отличается
мелодической
гибкостью,
ритмическим
разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний же голос обычно ведет
хотя
и
самостоятельную
по
выразительности,
но
более
сдержанную
и
плавную
линию. Так возникает контраст между двумя голосами. Нижний голос в некоторых
редакциях предлагается исполнить legato, в других - преимущественно non legato.
Отдельные моменты имитации, встречающиеся во многих менуэтах, должны быть
проведены достаточно рельефно, но без нарочитого выделения, подчеркивания, что
нарушило
бы
цельность
и
плавность
голоса.
Новая
ступень
в
развитии
полифонического слышания ученика - передача значительности, самостоятельности
нижнего голоса и в то же время проведение его все же как бы на втором плане.
Тщательное изучение разнообразных по полифоническому складу пьес
подготовит ученика к более сложной и развернутой полифонии.
_